Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Самех Хамед Ахмед Мунейм

Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока
<
Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самех Хамед Ахмед Мунейм. Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2000 173 c. РГБ ОД, 61:01-12/224-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности возникновения и правового положения исламских банков 15

1 . Возникновение и развитие исламских банков, понятие исламских банков -15

2 .Принципы и цели деятельности исламских банков 25

3 .Понятие и виды ростовщичества 40

Глава 2. Правовое регулирование учреждения исламских банков и принципы

1 .Особенности правового регулирования создания исламских банков 54

2. Принципы управления исламским банком 71

Глава 3. Основные направления деятельности исламских банков 93

1. Понятие и виды услуг, осуществляемых исламскими банками 95

2. Особые инвестиционные сделки исламских банков 138

Библиография 161

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Особое место в банковской системе мусульманских стран занимают исламские банки, которые можно определить как кредитные институты, руководствующиеся принципами традиционного мусульманского права (шариата) и выполняющие почти все банковские сделки. Главной их особенностью является отрицательное отношение к взиманию процентов по займам, ислам запрещает даже добровольные взносы по уплате процентов (риба) за предоставленные кредиты. В настоящее время исследование этого явление актуально, так как за последние годы начался активный процесс создания исламских банков, численность которых уже приблизилась к ста банкам. И их распространение не ограничивается только мусульманскими странами, так как некоторые из них были созданы в немусульманских странах, в том числе в Европе и США, и, соответственно, во всех этих странах начался процесс их регулирования через применение законов.

Как известно, господствующая в странах Ближнего и Среднего Востока религия (ислам) отрицательно относится к взиманию процентов по займам, а ведь именно в форме процента в странах развитого капитализма происходит присвоение банками прибавочной стоимости. В последние годы, как верно подчеркивается в востоковедческой литературе, стало очевидным увеличение роли ислама в общественном развитии стран мусульманского мира, его воздействия на общественно-политическую жизнь стран Азии и Африки, на всю мировую политику. Этот "исламский взрыв" нашел свое отражение и в праве ряда мусульманских стран. (Судан, Пакистан, Иран, Кувейт и др.). Так пример в ст.2 Конституции Кувейта 1962г. провозглашено, что мусульманское право является основным источником законодательства1.

В некоторых странах, таких как Египет, были образованы комиссии с целью изучения соответствия действующего законодательства основным началам мусульманской религии. Но дело не ограничилось доктринальными изысканиями. В Ливии, Ираке, Иордании, Йемене и ряде других мусульманских стран были приняты новые законодательные акты, в том числе и в области регулирования имущественных отношений, которые преподносятся общественному мнению как законы, воскрешающие дух и букву мусульманского права (шариата).

Явное противоречие между реально существующей целью деятельности банковских учреждений в этих странах "извлечением прибыли" и догмами ислама, запрещающего даже добровольные обязательства по уплате процентов за предоставленный кредит, заставило мусульманских правоведов искать приемлемые теоретические объяснения и оправдания деятельности банков.

Было предложено несколько способов обхода названного религиозного запрета. По утверждениям одних исследователей мусульманского права, ислам запрещает взимание только ростовщических процентов (риба), а получение обычных коммерческих процентов не противоречит его духу. Другие авторы подчеркивали, что взимать плату за кредит можно, но лишь с немусульман.

Ряд правоведов настаивали на правомерности взимания процентов со всех клиентов банка, но при условии, что полученная таким образом прибыль будет распределяться среди неимущих слоев населения. Иными словами, плата за кредит выступала бы как одна из разновидностей известного в мусульманских странах налога в пользу бедных (закят).

Однако наибольшей поддержкой и авторитетом пользуется точка зрения, высказанная в 1965г. второй научной конференцией общества мусульманских исследователей. В выводах, сформулированных на этой конференции, говорится, что взимание процента за предоставление любого кредита является ростовщичеством, запрещенным шариатом.

Вместе с тем, получение банком вознаграждения за совершение тех или иных сделок не противоречит исламу, поскольку указанные сделки выполняют банковские служащие и посредники, имеющие право требовать вознаграждение за своей труд.

В настоящее время имеет место взгляд на исламское банковское дело как на искусственное явление, представляющее собой следствие религиозного фанатизма и не имеющее ничего общего с экономической целесообразностью. Представители Международной Ассоциации исламских банков, наоборот, разъясняли, что они не являются фанатиками, но считают своей задачей вовлечение населения с мусульманским вероисповеданием в процесс накопления ради ускорения социального и экономического прогресса.

На деле исламские кредитные учреждение нельзя трактовать как искусственное, волюнтаристское явление, так как их прототипы нашли широкое распространение в мусульманском мире еще в ХП веке. Вначале это были торговые дома, в которых стали сосредоточиваться банковские сделки. Они функционировали на мусульманском принципе мушарака (соучастие), а одной из наиболее распространенных форм принципа соучастия являлся кирад (одалживание), т. е. заключение соглашения между владельцами имущества или денег и непосредственным исполнителем торговой сделки. Еще раньше получили широкое распространение платежные средства типа векселей, кредитных писем и. т.п1.

Таким образом, актуальность темы диссертации оправдана необходимостью разработки теоретических основ правого статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока и практических рекомендаций по их реализации. Особенно это касается правовых аспектов выработки понятия, принципов, способов учреждения, управления и регулирования основных направлений деятельности исламских банков. Таковы мотивы выбора темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей работы - это проведение комплексного, сравнительно-правового исследования регулирования основных вопросов правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока и в некоторых немусульманских государствах. Главное внимание сосредоточено на анализе таких важных специальных проблем исламских банков, как понятие, принципы, учреждение, управление и основные направления деятельности исламских банков. Кроме того, проводится сравнительный анализ деятельности исламских банков и коммерческих банков с точки зрения мусульманского права (шариата) и национального законодательства.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

1) раскрыть правовое регулирование исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока с точки зрения национального законодательства и мусульманского права (шариата);

2) установить значение исламских банков по реализации некоторых гражданско-правовых и банковских отношений в мусульманском мире;

3) провести сравнительный анализ между исламскими и коммерческими банками с точки зрения принципов, целей, способов учреждения, осуществляемых этими банками сделок;

4) исследование возможности банков осуществлять свою деятельность без ростовщичества;

5) изучить необходимые для написания диссертации нормативные материалы;

6) изучить всю доступную по теме исследования научную литературу;

Научная новизна.

Данная работа представляет собой первое в российской юридической литературе комплексное монографическое сравнительно-правовое исследование сложных проблем правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока, имеющих важное значение также и для не мусульманских стран.

В юридической литературе мусульманских стран проблемы правового статуса и гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков не были предметом специального рассмотрения с точки зрения мусульманского права (шариата) и национального законодательства (анализ понятия, принципов, способов учреждения, управления и основных направлений деятельности исламских банков), но было много попыток изучения исламских банков с экономической точки зрения.

Таким образом, в диссертации предложено общее определение правого положения исламских банков (понятие, принципы, цели, учреждение, управление и основные направления деятельности исламских банков).

Методология и источники исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения общенаучного диалектического метода познания и вытекающие из него частно - научные методы: системного, комплексного анализа, сравнительно-правового, формально-логического метода толкования юридических норм. Исследование проводилось с учетом новейших научных разработок в области правоведения.

Работа написана на основе анализа соответствующих источников мусульманского права (Корана, Сунны и др.) и обширного законодательства в частности: Гражданского кодекса Иордании от 1976 г; закона №72 от1977г "О создании Кувейтского Финансового Дом"; закона № 9 от1977г "О создании Суданского Исламского банка"; закона №142 оті 981г. "О создании Египетского Исламского банка"; Гражданского кодекса Йеменской Республики 1992г; закона "Об исламских банках" в Республике Йемен № 21 от 1996г, и других нормативных актов.

В ходе исследования автором критически использована относящаяся к теме диссертации литература по гражданскому, банковскому, финансовому праву мусульманских стран, а также законодательство об исламских банках в ряде мусульманских стран, и работы по теории права, как арабских юристов, так и советских и российских.

В своем исследовании автор опирался на достижения юридической науки, прежде всего на труды таких ученых как: Агарков М.М, Безбах В.В, Богатырев А.Г, Васильев Е.А, Вишневский А.А, Жидков О.А., Куфакова Н.А, Куник Г.Л, Гукасян Г.Л, Кулагин М.И., Лаврушин Г.Л., Мозолин В.П., Милославский Г. О., Муромцев Г.И., Масевич М. Г, Новицкий И.Б, Негря Л.В, Пучинский В.К, Прозоров СМ., Супатаев М.А., Суханов Е.А, Садагдар, Сюкияйнен Л.Р., Телицин В.М, Халфина.Р.О., Чиркин В.Е., Ульянищев. В.Г, Шершеневич Г.Ф.

Также использовались труды юристов из различных арабских стран: Ахмед ал-Нагар, Аднан Хинди, Атия Камаль ал-ден, Ауф Махмуд ал-Кафрауе, Ал-имам Мальек ибн Анас, Ал-табри, Али ал-Рази, Ахмед ал-Ансари, Ал-фахер ал-Рази, Абд ал-Разак ал-Санхури, Ал-Кастани, Гариб ал-Гамал, Ибин Темие, Ибн Кадама, Касим Мухамед, Мухамед Махмуд ал-Папле, Мухамед Пакир ал-Садер, Мухамед Хашем Ауда, Hyp ал-Ден Атар, Рават Ауда, Сайд ал-Хауаре, Сами Хамуда, Фуад, Хасим Хасан Гума, Хинеди мухамед Ибрагим, Шалапи Мухамед, Юсов ал-Карадауе и.др.

Научно-практическая значимость исследования.

Определяется ее актуальностью, новизной, а также научными положениями и выводами, содержащимися в ней. Она заключается во введении в научный оборот новой информации о правовом статусе и основных направлений гражданско- правового регулирования деятельности исламских банков во многих мусульманских и немусульманских странах.

Диссертация может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и иных учебных заведений при изучении права мусульманских стран, а также для граждан и организаций ведущих банковские дела в мусульманских странах. Диссертация содержит материалы, пригодные для использования в процессе преподавания курса гражданского и торгового права в высших учебных заведениях. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в законодательном процессе по совершенствованию гражданского, торгового, банковского, а также финансового законодательства мусульманских стран. На защиту выносятся следующие положения, выводы и рекомендации.

1) Создание исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока привело к существенной перестройке системы коммерческих банков в этих странах следующим образом:

а) в Иране, Пакистане, и Судане предприняты первые шаги по реорганизации некоторых подразделений банковской структуры в банковские учреждения, которые не имеют дела с процентами.

б) в некоторых арабских странах (Саудовская Аравии, ОАЭ, Кувейт, Йемен, Бахрен и др.) коммерческие банки взяли курс на создание своих филиалов, которые базируются на тех же основах, на которых строится деятельность исламских банков, т. е финансирование национального предпринимательства осуществляется на условиях партнерства, поскольку банк осуществляет инвестиционный проект совместно с клиентом на партнерской, а не на процентной основе.

2) Исламские банки представляют собой учреждения, которые призваны служить мусульманскому обществу. Поэтому они стремятся к осуществлению, прежде всего социальных, а не чисто коммерческих функций. Основными целями деятельности исламских банков является обеспечение финансирования мелких производителей и людей, обладающих опытом и квалификацией, но не располагающих капиталом или гарантиями, необходимыми для предоставления финансирования. Кроме того, исламские банки занимаются еще и благотворительностью. Это проявляется в оказании помощи бедным в виде пожертвований (закят) и предоставлении беспроцентных кредитов (кард ал-хасан), например, для строительства школ, больниц и мечетей.

3) Законодательство стран Ближнего и Среднего Востока, где действуют исламские банки, не содержит понятия исламских банков, а также недостачно регулирует некоторые виды банковских сделок, заключаемых исламскими банками, например, мудараба мурабаха. Поэтому автор считает необходимым восполнить пробелы законодательства: высказываются предложения о принятии новых законов или внесении соответствующих поправок, которые призваны устранить эти недостатки.

4) Исламские банки осуществляют свою деятельность на основе норм шариата, которые по вопросам о регулировании деятельности банков являются не систематизированными, т. е. подавляющее большинство принципов шариата по данному вопросу содержится только в доктрине. Это обстоятельство создает большие трудности при учреждении исламских банков за пределами мусульманских стран, поскольку в немусульманских государствах, прежде всего в Америке и в Европе, власти требуют предоставление документов, содержащих шариатские принципы, на основании которых будет функционировать исламский банк, а такового документа просто не существует.

Для разрешения вышеуказанной проблемы диссертант считает необходимым предложить разработать документ, содержащий шариатские принципы о регулировании деятельности исламских банков.

5) В законодательстве о деятельности исламских банков рассматриваемых стран (Йемен, Египет, Иран, ОАЭ, Бахрейн, Иордания) наблюдается более жесткий контроль за деятельностью этих банков, чем в законодательстве о деятельности коммерческих банков. Кроме тех широких полномочий, которые законодатель предоставляет государству по контролю за деятельностью этих банков, таких как введение разрешительного порядка создания исламских банков, установление специальных правил оплаты уставного капитала, применение различных ограничений при осуществлении ими своих сделок, таких как, запрет этим банкам осуществлять те сделки, которые противоречат шариату и др.

В исламских банках существуют и другой вид контроля: контроль за соблюдением норм мусульманского права, например, соответствие сделок, заключаемых исламскими банками, шариату осуществляется специальным комитетом, который существуют в каждом исламском банке - комитет по шариатскому надзору (лагенит ал-рекапа ал - шария), и наличие которого является существенным отличием исламских банков от коммерческих.

6) Исламские банки учреждаются мусульманскими физическими и юридическими лицами или государством. При этом некоторые мусульманские государства запрещают участие немусульман в качестве учредителей в исламском банке. Диссертант считает, что учредителем в исламском банке может стать и немусульманин (христианин и еврей) потому, что партнерство мусульман и немусульман разрешено шариатом. Диссертант предлагает следующее для того, чтобы гарантировать недопущение доминирования немусульман в исламском банке. Так как нельзя запретить участие в нем немусульман, можно определить соответствующий процент капитала, который не должен быть превышен участием немусульман.

7) В настоящее время гражданское законодательство арабских стран, например, Закон "О договорах и обязательствах" Туниса 1906г., Закон "О договорах и обязательствах" Марокко 1913г., Закон "О договорах и обязательствах" Ливана1930г., ГК Египта1948 г, ГК Сирии1949 г, Закон "О процентной ставке" Ливии № 74 от 1972г., ГК Алжира 1975 г, ГК Кувейта 1980г., ГК ОАЭ 1985г., ГК Йемена 1992 г." имеет четыре разные подхода к разрешению вопроса о взимании процента в качестве платы за кредит. Первый подход полностью разрешает взимание платы за кредит (процент) (Закон "О договорах и обязательствах" Туниса 1906г.п.1.ст.265, Закон "О договорах и обязательствах" Ливана1930г.ст.767). Второй заключается в разрешении взимания процента в качестве платы за кредит, но с некоторыми ограничениями в определении размера процента (ГК Египта1948г.п.1ст.226, ГК Сирии1949г.ст.227). Третье разрешает взимание процента в качестве платы за кредит в отношении юридических лиц и запрещает ее взимание в отношении физических лиц, и разрешает взимание платы за кредит в отношении немусульманских физических лиц, и запрещает ее взимание в отношении мусульманских физических лиц Закон "О договорах и обязательствах" Марокко 1913г.ст.1 и ГК Алжира 1975г. ст. 454, ГК Йемена 1992г.ст.455-456, наконец, четвертый подход полностью запрещает взимание платы за кредит в отношении всех лиц ГК Кувейта 1985г.п.1.ст.547. ГК ОАЭ 1985г.ст.618,640.

Следует отметить все эти гражданско-нормативные акты государств, рассмотренные нами выше, имеют разногласия в вопросе о запрете взимания платы за кредит (ростовщичество). Но все эти государства разрешают взимание платы за кредит в других нормативных актах, таких как османский Закон "О мурабаха" от 22 марта 1882 г. (ст. 1, 3, 4, 5), который в настоящее время действует в Иордании, Торговый кодекс Кувейта (ст. 102) и другие нормативные акты.

Автор предлагает устранить разногласия в нормативных актах государств, рассмотренных нами выше, через применение новых норм или устранение тех норм, которые содержат эти разногласия.

8) Если в коммерческом банке банковские сделки делятся на пассивные и активные сделки, то особенности классификации банковских сделок в исламских банках заключаются в отсутствии такой классификации. Там все банковские сделки делятся на банковские услуги и особые инвестиционные сделки исламских банков.

9) Взимание ссудного процента (риба) трактуется в исламе как абсолютно неприемлемый род деятельности, противоречащей сущности идей социальной и нравственной справедливости. Подчиняясь этому положению шариата, банковские сделки исламских банков освобождаются от признаков ростовщичества.

10) Ислам не запрещает движение капитала через выдачу ссуд, так как не осуждается получение прибыли посредством инвестирования капитала. Поэтому исламские банки наряду с банковскими услугами, прежде всего с вкладами, которые считаются основным источником финансовых ресурсов исламского банка, осуществляют инвестиционные банковские сделки, к которым относятся мушарака, мудараба и мурабаха1, данные сделки являются основными формами инвестиционной деятельности этих банков. Во всех инвестиционных сделках исламских банков прибыль банка заранее неизвестна по своему абсолютному размеру.

Апробация результатов исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, где она обсуждена и одобрена. Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования были сообщены автором на заседаниях кафедры, в научных обсуждениях и публикациях. Основные положения диссертации опубликованы в следующих статьях.

1) Особые инвестиционные сделки исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока \\ Вестнике Российского университета дружбы народов. Серия юридич. науки, 2000, № 1.

Мушарака, мудараба и мурабаха: это один из видов инвестиционной сделки исламских банков. Подробно см: настоящая диссертация с. 135.

2) Возникновение и развитие исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока - Деп. в ИОНИОН РАН, №55140 от 16.11.99г.

Структура работы.

Избранная тема и цель исследования предопределили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав и библиографии.

Возникновение и развитие исламских банков, понятие исламских банков

Среди кредитных учреждений в странах Ближнего и Среднего Востока возникло новое кредитное учреждение, называемое исламским банком. Исламские банки представляют собой специфический тип кредитных институтов, создание которых было связано с политикой возрождения социально-экономических традиций ислама, которую проводят страны Аравийского полуострова и Египет. Классическая мусульманская доктрина, исходя из принципов справедливого распределения богатства в обществе, обеспечения социальной справедливости, запрещает взимание фиксированного процента по кредитам1.

Идея реанимации мусульманской экономики возникла минимум как следствие двух моментов, имеющих разную природу, но действовавших в одном направлении. С одной стороны, когда мусульманские страны добились политической независимости, перед ними встала задача достижения экономической самостоятельности. При этом особое значение придавалось национальному обрамлению этой идеи, что стимулировалось победой над силами колониализма и стремлением наряду с национальным суверенитетом добиться экономического возрождения. С другой стороны, становление и закрепление понятия мусульманской экономики связно со стремлением мусульман, во всяком случае, той их части, которая тяготела к религиозному осмыслению явлений постколониальной жизни, заявить о своей самобытности и о способности решать острые проблемы современности на основе тех возможностей, которые были порождены их принадлежностью к исламу и которые исстари формировали их образ жизни, в том числе и в хозяйственной части ее спектра1.

Система исламских банков теоретически стала выражением, воплощающим некоторую практику исламской кредитной системы. После длительной и упорной борьбы, которая продолжает оставаться актуальной до сих пор и ведется исламской банковской системой, центральные банки признали ее системой, существующей параллельно с традиционной банковской системой, которой придерживается и руководствуется мир. Мы можем установить, что исходной точкой всего того, что произошло, является 1963 год. Небольшой город Мит-Гамр, расположенный в провинции Дакахлия в Арабской Республике Египет, считается первым местом, в котором возник первоначальный опыт функционирования исламских банков. Хотя этот опыт не был продолжительным, можно констатировать, что он воплотился в создании местного банка вкладов в городе Мит-Гамр. Его целью было обеспечение права мусульманских народных масс участвовать в процессе формирования капитала, который был использован для финансирования различных проектов. Что касается распределения дохода среди акционеров, то оно осуществлялось на основании участия в прибыли и затратах3. Кроме того, целью этого эксперимента была апробация возможности применения исламской банковской системы, обладающей своими особенностями, формой и целями, отличными от уже известной и привычной банковской системы, существовавшей в мире коммерческих банков и кредитных учреждений.

В данном параграфе мы рассмотрим процесс возникновения, развития и понятие исламских банков. Но сначала будет логичным вернуться к отправной точке этого процесса.

Необходимо указать на то, что местный банк Мит-Гамр был началом в истории исламских банков. Он был учрежден египетскими частными лицами и появился под вывеской банка сбережений. Этот банк был зарегистрирован под именем германской фирмы с тем, чтобы он смог выделяться среди коммерческих банков, не раскрывая своей исламской природы1. Это действительно удалось, и эксперимент увенчался большим успехом. Его успех выявил исламскую суть этого банка, он привлек к себе внимание и способствовал его включению в число коммерческих банков с тем, чтобы растворить его и реорганизовать.

В целом, мы с полным правом можем констатировать, что основная суть системы эксперимента банка Мит-Гамр сводится к тому, что это кредитное учреждение придерживалось мусульманских принципов и руководствовалось ими. Этот банк принимал вклады, работая без процентной ставки. Он направлял свои инвестиции на социальное развитие, соблюдая общие установки мусульманского права (шариата) при выборе своих объектов на основании их типов, вида их деятельности и метода работы на них. Он выделял закят (налог в помощь бедным), а также осуществлял контроль за законностью его расходования.

Этот эксперимент стал началом, которое расчистило путь для реального формирования исламского кредитного учреждения, положившее начало созданию мусульманской экономики среди действующих экономических систем, основанных на ростовщичестве, которые господствовали в тот период и отразились на исламском эксперименте в силу двух обстоятельств:

во-первых, в мусульманском обществе власть по-прежнему выступает против такого эксперимента, который вносит существенные изменения в сферу банковской системы;

во-вторых, те, кто живет за рубежом, принимают западную цивилизацию и ее ростовщическую банковскую систему.

В 1971 году египетское государство взяло на себя функции регулирования исламских банков, и был принят Закон № 66 от 1971 года "О создании Социального Банка Насер"1, который стал продолжением рассмотренного нами эксперимента, так как его устав гласил о добровольном отказе от работы с процентами .

.Особенности правового регулирования создания исламских банков

Учреждение исламского банка означает деятельность, в соответствии с которой возникает новое юридическое лицо, действующее на основании устава. Учреждение исламского банка требует совокупности юридических элементов, таких как: типы субъектов учредителей исламских банков; нормативные акты, регулирующие порядок создания исламского банка; организационно- правовые формы. Рассмотрим эти элементы подробнее.

Прежде чем мы поговорим о субъектах, способных учреждать исламские банки, мы постараемся ответить на следующий вопрос: является ли любой человек правомочным стать учредителем или, другими словами, устанавливает ли мусульманское право ограничение на этот счет?

Национальные законы не устанавливают каких то особенных условий для учредителей, организующих коммерческий банк. Главное, что они должны быть дееспособными, и это позволяет им исполнять свои обязательства.

Относится ли это положение также к исламским банкам или для того, чтобы быть учредителем в них, существуют особенные условия, наличие которых необходимо для него? Причиной подобного вопроса является то обстоятельство, что исламские банки подпадают под действие норм мусульманского права, т. е. его деятельность связана с понятиями «халяль» (разрешенное) и «харам» (запрещенное). Означает ли это, что учредитель исламского банка должен быть мусульманином или учредителями могут быть не мусульмане, но верующие, т. е. христиане и евреи? От банка к банку ответ на этот вопрос различается. Уставы некоторых банков придерживаются позиции об ограничении права участия только мусульманами . В то же время уставы других исламских банков придерживаются положения об ограничении права владения акциями банка только теми лицами, которые обладают гражданством определенного государства. Таким государством является та страна, в соответствии с законодательством которой учреждается банк и, где расположена его штаб-квартира . Это означает, что каждый, кто обладает гражданством данного государства, пользуется правом стать учредителем исламского банка.

Однако уставы некоторых исламских банков оставляют этот вопрос не разъясненным. Устанавливается, что передача права собственности на акции осуществляется в соответствии с требованиями и процедурой, вырабатываемой советом директоров банка3. Уставы некоторых банков гласят, что акции банка не могут быть присвоены или запущены в обращение, кроме как мусульманами и «другими верующими», т. е. евреями и христианами, которые согласны с мусульманской методикой, регулирующей деятельность исламского банка4.

Мусульманские юристы обсуждали степень допустимости партнерства мусульманина и не мусульман (речь идет о евреях и христианах) в деле учреждения исламских банков.

Ханафитская религиозно-правовая школа допускает партнерство между мусульманином и не мусульманином, когда партнерская практика осуществляется в мусульманском государстве. Что касается случая, когда не мусульманин берет деньги для того, чтобы использовать их в мусульманском , т. е. по терминологии религиозно-правовой науки в совместной хозяйственной деятельности, то это допустимо с разрешения мусульманина .

Представители другой религиозно-правовой школы (маликиты) сходятся во мнении относительно допустимости того, чтобы мусульманин брал деньги у не мусульман, предназначенные для совместной хозяйственной деятельности, и запрета на то, чтобы этот немусульманин брал деньги мусульманина, из-за опасения, что он использует их на запретные вещи, такие, например, как торговля алкоголем. В Писании сказано: «Нет лучшего для человека, чтобы одолжить, кроме как у человека, знающего «разрешенное» (халяль) и «запрещенное» (харам), если он мусульманин. И нет лучшего, чтобы одолжить у того, кто неспособен на плохое из «запрещенного» (харам) в продаже и покупке»2.

Ученые ханбалитской религиозно-правовой школы разрешали, чтобы не мусульманин брал деньги мусульманина для совместной хозяйственной деятельности тогда, когда мусульманин или его доверенное лицо участвуют в сделках не мусульман (торговые сделки). Они говорили о недопустимости совместной хозяйственной деятельности, если не мусульманин совершает куплю-продажу сепаратно, т.е. реализуя проект и управляя им единолично, из-за опасности того, что он займется ростовщичеством.3

Понятие и виды услуг, осуществляемых исламскими банками

В современных условиях исламские банки предоставляют многочисленные услуги . Исламские банки принимают различные вклады (денежные депозиты). Эти сделки совершаются на основе соглашения между банком и клиентом. В соответствии с условиями этого соглашения банк принимает суммы, вкладываемые клиентом. Банк при этом вправе распоряжаться этими суммами. Банк возвращает клиенту те же самые деньги, которые клиент депонировал в нем. А также оказывает другие услуги своим клиентам: выдача гарантийных писем, документарных аккредитивов, учет векселей, перевод и корреспондентские действия и пр.

Прием денежных вкладов (денежные депозиты),

Денежные депозиты - это сделки, которые совершаются на основе соглашения между банком и клиентом. В соответствии с условиями этого соглашения банк принимает суммы, вкладываемые клиентом, при этом банк вправе распоряжаться этими суммами. Банк возвращает клиенту то же количество денег, а не те же самые деньги, которые клиент депонировал в нем (ст.З, 4.3-4 устава Исламского Банка Катара).

Денежные депозиты (как определяет п.1 ст.307 Закона "О торговле" Ливана 1942 г., п. в ст.7 устава Исламского Банка Малайзия и п. а ст. 5 Закона «Об Иранских Исламских Банках») - это договор, в силу которого лицо

вручает сумму денег банку, который обязуется возвратить ему такую же сумму полностью или частями по первому его требованию или в соответствии с согласованными условиями, содержащимися в договоре.

Правовая природа отношений, складывающихся между клиентом и банком в связи с внесением первого вклада в банк, выглядит как договор хранения, анализ соответствующих норм гражданского права, касающихся договора хранения, позволяет усомниться в точке зрения, ставящей знак равенства между договором хранения и правоотношением, складывающимся в процессе приема банком вклада. Ст.868 ГК Иордании 1976 г. и ст.690 Закона "О договорах и обязательствах" Ливана 1934г. определяют договор хранения как договор, в силу которого собственник-владелец передает другой стороне свое имущество, а последний обязуется хранить его и возвратить в натуре.

Понятие договора хранения неприменимо к правоотношениям по приему денежного вклада. Имеются большие различия между этими двумя видами сделок. Это видно из следующего определения, которое дается в ст.329 Закона "О торговле" Кувейта 1980 г., гласящей о том, что денежный вклад - это договор, предоставляющий банку право собственности на деньги и распоряжения ими в соответствии с обязательством вернуть такие же деньги на ту же сумму депоненту.

Ст.8 устава Исламского Банка Развития гласит, что в современных условиях исламские банки принимают вклады от своих клиентов и подразделяет их с точки зрения возможности снятия с депозита на вклады до востребования, которые получили название текущего счета, а также вклады с отсрочкой, которые характеризуются признаком сбережения.

Что касается мусульманского права, то в нем нет понятия о денежных суммах, которые размещаются в коммерческих банках. В мусульманском праве существует понятие о ссудах, подлежащих погашению в любое время или после установленной отсрочки, так как право собственности клиента заканчивается в отношении денежной суммы, которую он вложил в банк, но при этом у банка возникает полная власть распоряжаться этой суммой.

Что касается отношения исламских банков к вкладам, которые взыскиваются коммерческими банками, то согласно ст. 6 Закона № 21 от 1996 г. "Об Исламских Банках" Йеменской Республики они действуют на основании разделения между вкладами до востребования и срочными вкладами. Как отмечалось ранее, вклады до востребования принимаются в форме ссуд, за которые не выплачивается процент, а срочные вклады принимаются в качестве вкладов, которые характеризуются признаком сбережения. Таким образом, правовое содержание приема вкладов исламским банком зависит от их видов1.

Таковы наиболее важные общие положения, регулирующие прием денежного вклада. Перейдем теперь к наиболее важным видам вкладов и определению различия между ними.

А) Вклады до востребования (вклады на текущий счет).

Эти вклады представляют собой средства, вложенные лицами или организациями в банки. Целью открытия таких счетов является желание клиентов поручить банку ведение расчетов, получение и выплаты, связанные с их делами, или хранение сумм в банке до того времени, когда они понадобятся. Этот вид вкладов допускает получение вкладчиком из банка всего вклада или его части в любое время. Ввиду того, что такой вклад может быть востребован в любое время, банк использует суммы, полученные в форме таких вкладов лишь в ограниченных масштабах.

Похожие диссертации на Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока