Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная организация как субъект гражданского права Валявина Елена Юрьевна

Религиозная организация как субъект гражданского права
<
Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права Религиозная организация как субъект гражданского права
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валявина Елена Юрьевна. Религиозная организация как субъект гражданского права : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Санкт-Петербург, 2004 254 c. РГБ ОД, 61:04-12/1267

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие религиозной деятельности и ее правовое регулирование 15

1. Понятие религиозной деятельности 15

2. Формы религиозной деятельности 31

3. Законодательство о религиозной деятельности 65

Глава 2. Организационно-правовые формы религиозных объединений 99

1. Понятие и виды религиозных объединений 99

2. Место религиозных организаций в системе некоммерческих организаций 123

3. Создание, реорганизация и ликвидация религиозных организаций 163

Глава 3. Состав и правовой режим, источники формирования имущества религиозных организаций 201

1. Состав и правовой режим имущества религиозных организаций 201

2. Источники формирования имущества религиозных организаций 208

Библиографический список 244

Введение к работе

Актуальность исследования. Экономическая, социальная и общественно-политическая жизнь общества за последнее десятилетие существенно изменилась. В общественном сознании происходит смена одних ценностных ориентиров на другие, и в отечественной реальности все большее общественное признание получают материально-экономические факторы. Одновременно с этим процесс общественно-социальных преобразований возрождает традиционно-национальные ценности, в том числе и религиозные.

Религиозное влияние на общественную жизнь становится в последнее время все более ощутимым, как в его позитивных, так и в негативных проявлениях. Возрастает интерес к религии, появляются тысячи новых приходов, общин, миссий разных религиозных направлений. По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации на 1 ноября 2003 г. в России зарегистрировано 20 619 религиозных объединений.

Либерализация общественной жизни России коснулась и религиозных отношений. В начале 90-х годов в России наблюдался религиозный бум. Непосредственной причиной, конечно, был не распад СССР, а принятие Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий»1, на основе которого было зарегистрировано множество религиозных организаций различных конфессий, в том числе ранее не известных в России. С этого периода отмечается возрастание интереса к религиозному образованию, растет потребность в специальной литературе. Будучи востребованными, Россию наводнили радикально настроенные зарубежные проповедники и миссионеры. Властные структуры и рядовые российские граждане оказались не готовы к критическому восприятию, а то и к полному отторжению новых религиозных доктрин. Русская Православная Церковь, другие традиционные для России конфессии не имели подобного опыта миссионерской деятельности.

В сложившихся условиях приходится решать не только задачи глобального порядка, такие как определение места религии в современном обществе, формирование новых государственно-конфессиональных отношений, но и более

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. № 21. Ст. 240 (далее - Закон РСФСР о свободе вероисповеданий).

4 частного, например, четко фиксировать статус субъектов религиозной деятельности. В любом обществе имеется большое число разнообразных, основанных на принципе добровольности, объединений граждан. Они отличаются целями, функциями и содержанием деятельности. В современных условиях требуется адекватное правовое регулирование религиозной деятельности с учетом тех ошибок, которые уже обнаружены.

Отказ от распространенной в прошлом идеи, согласно которой социальная роль религии рассматривалась исключительно как негативная, предполагает необходимость анализа многообразного воздействия «конфессионального института» на разные сферы личной и общественной жизни.

Состояние научной разработанности темы. Длительное время избранная тема не составляла предмета тщательного научного исследования, что предопределялось и законодательством 20-30х годов, которое на протяжении нескольких десятилетий закрепляло преимущественно отрицательное отношение к религиозным организациям и отправлению их деятельности. Политическая обстановка того времени не способствовала объективным оценкам и исследованиям. Предпочтение отдавалось антирелигиозной, пропагандистской литературе, основанной на классовой нетерпимости к религии, религиозным организациям, священнослужителям. Известный сдвиг в отношении советского государства к религиозным организациям произошел в период Великой Отечественной войны. В 1945 г. Совнарком СССР принял секретное постановление, которым исполнительным органам религиозных организаций предоставлялись права юридического лица в части приобретения транспортных средств, аренды, строительства и покупки в собственность строений для своих нужд, производства церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих2. Однако это правило не было воспроизведено в Основах гражданского законодательства 196L г. и принятых в 70-х годах нормативных актах союзных республик, которыми регулировалась деятельность религиозных организаций. Законодательство, отразившее более лояльное отношение к религиозным организациям, нежели в предшествовавшие годы, стало по-настоящему складываться с принятием Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О

2 См.: Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. М., 1999. С. 36.

5 свободе совести и религиозных организациях»3. Ныне действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»4 был принят 26 сентября 1997 г. и заменил предшествующий, действовавший всего семь лет. Обновление законодательства в 1997 г., однако, было связано, скорее, с распадом СССР, нежели со значительными переменами в социальной жизни общества. Поэтому негативные моменты, имевшие место и в Законе СССР о свободе совести и в Законе РСФСР о свободе вероисповеданий, в новом законе 1997 г. не были полностью преодолены.

В последнее время разработке данной темы уделяется большее внимание, появляются монографические исследования, однако многие из них не имеют пивилистической направленности.

Работы А.И. Барменкова, И.И. Бражника, М.Г. Кириченко, В.В. Клочкова, Г.В. Мальцева, М.М. Персица, Ю.А. Розенбаума, В.Г. Фурова отразили в теоретическом плане некоторые аспекты деятельности религиозных организаций.

Организационно-правовому статусу религиозных объединений посвящено в последние годы несколько диссертационных исследований, однако положение религиозных организаций как субъектов гражданского права редко служит предметом специального изучения. В двух работах изучался государственно-правовой и административно-правовой аспект, в меньшей мере гражданско-правовой, деятельности данных субъектов: Подопригора Р.А. «Правовой статус религиозных объединений в Республике Казахстан». Автореф. канд. дисс. Алматы, 1993, Лупарев Г.П. «Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ». Автореф. докт. дисс. М., 1992. Докторская диссертация Г.П. Лупарева, хотя и представляет собой наиболее серьезное исследование в области правового регулирования деятельности религиозных организаций, построена преимущественно на анализе норм Закона СССР о свободе совести. С момента написания этих работ законодательство о религиозных объединениях обновлено, в частности, принят новый Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Практика его применения обнаруживает несовершенство заложенных механизмов реализации

3 Ведомости ВС СССР. 1990. № 41. Ст. 813 (далее - Закон СССР о свободе совести).

4 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029; 2003. № 50. Ст. 4855.
(далее - Закон о свободе совести).

правовых установлений. Противоречия и пробелы не позволяют достичь поставленных законодателем целей.

Современные научные исследования в области деятельности религиозных объединений чаще всего ведутся в криминалистическом и уголовно-правовом аспекте: Касторская Е.В. Криминалистическая характеристика деятельности христианских объединений в России. Автореф. канд. дисс. СПб., 1999; Касторский Г.Л. Уголовно-правовой и криминологический анализ использования концепций мировых религий в противодействии преступному поведению. Автореф. докт. дисс. СПб., 2002; Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников. Автореф. канд. дисс. М., 2000. В других диссертационных исследованиях внимание сосредоточено на анализе права на свободу совести и иных общетеоретических аспектах5. Внимание некоторых цивилистов привлекли общие проблемы правового регулирования вещных прав религиозных организаций, а также специфика, которой обладают религиозные организации Русской Православной Церкви (Овчинникова Ю.С.6).

Среди монографических исследований интерес представляет работа И.А. Куницына «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы». М, 2000. Появляются работы, обобщающие судебную практику по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций7. В последнее время издаются журналы, затрагивающие проблемы формирования религиозных отношений. В них освещаются вопросы не только отдельно взятой конфессии, но и межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений. Например, с 1997 г. выходит в свет журнал «Религия и право», в котором публикуются статьи, затрагивающие практические и теоретические проблемы, освещающие судебную практику внутри

5 Антоненко Т.А. Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений (теоретико-методический аспект). Автореф. канд. дисс. Ростов-на-Дону, 2000; Симорот СЮ. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. Автореф. канд. дисс. Хабаровск, 2000.

Овчинникова Ю.С. Вещные права религиозных организаций Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Автореф. канд. дисс. М., 2002.

7 Судебная практика по делам, связанным с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций / Сост. и вступ, статья: А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М., 2000; религиозные объединения. Свобода совести н вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А. В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.,2001.

7 страны и за рубежом. В некоторых журнальных статьях раскрываются правовые вопросы деятельности религиозных объединений, но они не носят комплексного характера, ибо касаются лишь отдельных сторон правового статуса религиозных организаций. Некоторые наиболее общие вопросы правового положения и деятельности религиозных организаций освещаются в учебниках, а также в работах отдельных авторов (например, Ямпольской Ц.А), которые относятся к советскому периоду.

Религиозная организация как субъект гражданского права исследуется значительно меньше, чем другие участники гражданского оборота. Это объясняется в первую очередь целями названных объединений, которые относятся не к политической и экономической сфере, а затрагивают духовные, культурные интересы человека.

В последнее время роль общественных объединений заметно снизилась. Когда-то их массовое формирование происходило не только по инициативе самих объединявшихся граждан, но и по «команде сверху». Неудивительно, что некоторые общественные объединения ставили перед собой задачу вытеснить из сознания граждан религиозные предрассудки. В период существования советского государства отношение к религиозным объединениям в лучшем случае носило характер «терпимости». «Государство не заинтересовано в развитии деятельности последних, но допускает их, поскольку запрещение в условиях современного состояния общественного сознания привело бы к нарушению принципа свободы совести. Таким образом, если и нельзя признать положительным для общества само содержание их деятельности, то можно считать допустимым существование такого рода объединений»8. Религиозные объединения рассматривались как временные образования, которые перестанут существовать с исчезновением религии. Поэтому анализу их правового положения уделялось недостаточное внимание. В работах советского периода значительное место занимали положения идеологического характера. Законодательство было основано на классовом понимании религии и упрощенном представлении о ее скором отмирании. Нормы законодательства были нацелены на ограничение распространения религии и вытеснение религиозных

Ямпольская Ц.А. Вопросы теории и истории общественных организаций. М., 1971. СП.

8 организаций из общественной жизни. Отношения между советским государством и религиозными организациями строились на постулате классовой отчужденности другим формам общественного сознания.

Это отражалось и в правовых нормах. До принятия Закона СССР о свободе совести религиозные объединения не имели статуса юридического лица9, не могли полноценно участвовать в гражданском обороте: их правоспособность ограничивалась рамками отправления религиозного культа. Длительное время вопрос об имущественных правах, субъекте этих прав решался отнюдь не в пользу религиозных организаций.

В юридической литературе до сих пор не выработано общепризнанного определения религиозной организации. Споры ведутся о месте религиозных организаций в системе некоммерческих юридических лиц. Среди юристов нет единства в том, какие признаки, присущие религиозным организациям, отличают их от иных объединений, прежде всего от общественных.

Приступая к выявлению особенностей религиозных организаций как одного из видов некоммерческих организаций, сделаем предварительно несколько замечаний, касающихся самого понятия «религиозная организация». Во-первых, понятие религиозной организации исторически изменчиво. Например, в 30-40-е годы была распространена точка зрения, согласно которой религиозные организации нельзя относить к общественным, поскольку цели религиозных организаций не соответствуют целям, которые согласно ст. 126 Конституции СССР (1936 г.) преследуют общественные организации. Отсюда вытекало и признание недействительным завещания в пользу церкви. Во-вторых, это понятие выступает в законодательстве как собирательное, поскольку оно объединяет весьма различные по организационной структуре и масштабам деятельности организации.

В целях разграничения религиозных и общественных объединений за основу необходимо взять понятие религиозной деятельности, которое законодателем не используется и не раскрывается. Это понятие нуждается в разработке, поскольку осталось без внимания юристов, хотя именно через него лежит путь к определению понятия и самой религиозной организации. Преимущество такого подхода позволяет

* Оговорка относительно периода ВОВ была сделана на с. 4.

9 четко определить место религиозной организации среди других юридических лиц, а также выработать предложения по совершенствованию законодательства.

Однозначно не решены и вопросы членства в религиозной организации. Закон о свободе совести не содержит положений, позволяющих с достаточной точностью отнести религиозные организации к членским. В некоторых религиозных организациях отсутствует официальное фиксирование состава участников (членов), поэтому перемена таких лиц никак не отражается на существовании религиозной организации. В правоприменительной практике в период перерегистрации10 такое положение способствовало возникновению споров, в том числе судебных, относительно определения религиозной группы, стоящей за религиозной организацией, которая вправе принимать юридически значимые решения, в том числе о продолжении религиозной деятельности «под крышей» ранее созданного юридического лица.

В дальнейшей научной разработке нуждаются и проблемы современного положения религиозных организаций. При этом методологически важен исторический подход исследования религиозных организаций как закономерного явления общественной жизни. Обращение к изучению истории религиозных организаций не сводится в работе только к выявлению и анализу прошлого законодательства о них. Данный подход имеет значение для выявления закономерностей становления системы религиозных организаций, определения их роли и места в современной организации общества.

В работе делается вывод о том, что религиозные организации следует рассматривать как разновидность общественных. Специфика религиозной организации как самостоятельного вида общественных организаций состоит в наличии единого вероисповедания и отправлении религиозной деятельности в качестве основной цели своего существования.

Цель исследования состоит в изучении правового положения религиозной организации как субъекта гражданского права в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом о свободе совести и другими нормативными актами, а также в

Согласно п. 4 ст. 27 Закона о свободе совести государственная перерегистрации религиозных организаций, созданных до вступления в силу данного Закона, проводилась до 31 декабря 2000 г.

10 выработке новых теоретических подходов к правовой регламентации организации и деятельности религиозных организаций.

Сформулированная цель предопределила основные задачи диссертационного исследования:

-раскрыть понятие и формы религиозной деятельности;

-определить правовое положение религиозной организации как юридического лица;

-проанализировать порядок создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций;

-выявить виды и структуру религиозных организаций;

-исследовать состав и источники формирования имущества религиозных организаций.

Религиозные организации - сложное общественное явление, которое изучается различными науками. Это явление находится на стыке нескольких научных дисциплин: правоведения, религиоведения, социологии, философии, что отражается на теоретической и методологической основе исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы дореволюционных и современных российских ученых, в частности, труды русских цивилистов: A.M. Гуляева, П. Гидульянова, Е.В. Васьковского, В.Б. Ельяшевича, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.И. Синайского, Н.С. Суворова, Г.Ф. Шершеневича; труды ученых по общей теории права: С.С. Алексеева, В.М. Горшенева, Д.Л. Златопольского, Б.М. Лазарева, Г.В. Мальцева, Г.Н. Манова, А.В. Мицкевича, СВ. Полениной, P.O. Халфиной, Л.С. Явича; работы, посвященные общим вопросам гражданского права, - С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, А.В. Коновалова, А.И. Масляева, И.Б. Новицкого, Е.А. Суханова, М.Ю. Тихомирова, Б.Б. Черепахина.

Специальная литература представлена рядом исследований юристов, изучавших правовой статус общественных объединений: Ю.Л. Львовича, Г.А. Кудрявцевой, А.И. Щиглика, С.С. Юрьева, Ц.А. Ямпольской; работами авторов, исследовавших правовые вопросы деятельности религиозных объединений: Т.А. Антоненко, В.И. Иванова, Г.Л. Касторского, Е.В. Касторской, В.В. Клочкова, И.А.

Куницына, Г.П. Лупарева, Ю.С. Овчинниковой, Р.А. Подопригоры, А.В. Пчелинцева, Ю.А. Розенбаума, В.В. Ряховского, О.А. Чернега.

Для определения понятия религиозной деятельности концептуально значимыми оказались труды философов: К. Барта, Г. Гефдинга, В. Джемса, В. Соловьева, Э. Фромма, 3. Фрейда; религиоведов: В.И. Гараджи, Д.Е. Мануйловой, Л.К. Митрохина, М.П. Мчедлова, Д.В.Пивоварова, А.Д. Сухова, Ю.В. Тихонравова, Д.М. Угриновича, М.О. Шахова, ИХ Яблокова; социологов: Л.П. Буевой, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Е.И. Головаха, А.И. Пригожина, А.В. Фаткуллина и др.

Методология исследования основана на использовании как общенаучных, так и частнонаучных методов. К общенаучным методам познания, использованным при подготовке диссертации, относятся: метод системно-структурного анализа, формально-логический, диалектический; логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза); эмпирические (наблюдение, описание, сравнение). К числу специальных юридических методов исследования относятся формально-юридический метод и метод сравнительного правоведения.

Эмпирическая основа исследования. В качестве источников использовались законодательные акты РФ как действующие, так и отмененные, нормативные акты других государств, включая и страны СНГ, правоприменительные материалы государственных органов, документы и литература конфессиональных объединений.

Научная новизна исследования. Настоящая работа - одно из первых диссертационных исследований, в которой представлен комплексный правовой анализ проблем создания и деятельности, гражданской правосубъектности, имущественных прав религиозных организаций. И как результат сформулированы новые подходы к определению религиозных организаций через понятие религиозной деятельности, выявлены особенности религиозных организаций по сравнению с другими субъектами права, по-новому определено место религиозных организаций, которое следует отразить в обновленном законодательстве о них. Научная новизна проявляется в выработанных автором определениях, выводах, предложениях по совершенствованию законодательства.

12 На защиту выносятся следующие положения и выводы:

1. В закон необходимо ввести понятие религиозной деятельности,
определяемой как разновидность общественной деятельности по совместному
исповеданию и распространению веры в трансцендентную абсолютную силу (Бога,
Духа), основанную на едином вероучении и сопровождающуюся совершением
групповых или индивидуальных богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а
также обучением основам религиозных знаний.

2. Религиозные организации следует рассматривать как один из видов
общественных объединений. В Законе о свободе совести должна быть отсылка к
Закону об общественных объединениях, а последний должен допускать создание
общественных объединений, в том числе в религиозной сфере на основе специальных
законов.

3. Целесообразно легализовать такую разновидность религиозных объединений
как религиозные движения с присущими общественным движениям признаками. В
качестве организационно-правовых форм осуществления религиозной деятельности
следует рассматривать не только религиозную организацию, но и религиозное
движение.

4. Необходимо сохранить особую процедуру государственной регистрации
субъектов религиозной деятельности. Учитывая такую особенность нормативно-
явочного порядка регистрации религиозных организаций как возможность
проведения религиоведческой экспертизы, следует законодательно допустить ее
проведение и в отношении общественных объединений, если они осуществляют
деятельность, имеющую признаки религиозной, или закрепляют подобные цели
деятельности в своих уставах.

5. Следует ввести специальные требования относительно документа,
подтверждающего пятнадцатилетний срок существования религиозной группы: во-
первых, в нем должна быть указана дата создания органа, от которого исходит
документ, во-вторых, орган местного самоуправления имеет право подтвердить
существование религиозной группы на его территории только за период, истекший
после его создания. Эти положения целесообразнее закрепить в Правилах
рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации

13 религиозных организаций. В них также необходимо отразить примерный перечень доказательств, которые позволяют установить срок существования религиозной группы и без обращения в суд.

  1. Преобразование религиозной организации в другую некоммерческую организацию с сохранением права на осуществление религиозной деятельности невозможно, так как в результате возникает юридическое лицо иной организационно-правовой формы, нежели религиозная организация, а права, связанные с осуществлением религиозной деятельности, к новому субъекту переходить не могут.

  2. При конфессиональном различии ранее существовавшей религиозной организации и вновь образуемой в результате выделения или разделения, религиозная деятельность новой организации должна считаться осуществляемой впервые, если она не входит в состав централизованной религиозной организации.

  3. В зависимости от объема прав, принадлежащих централизованным религиозным организациям, целесообразно различать среди них полноправные и неполноправные организации. Последние учреждаются неполноправными местными религиозными организациями и для них должна быть предусмотрена обязанность ежегодной перерегистрации. Следует конкретизировать п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести, освободив от обязанности подтверждения 15-летнего срока существования те местные религиозные организации, которые входят в состав «полноправных» централизованных религиозных организаций.

  4. Учреждения, создаваемые религиозными организациями, имеют присущие всем учреждениям признаки. Однако они функционируют под «маской» религиозной организации. По своим признакам религиозное учреждение не подпадает под определение религиозной организации, данное в Законе о свободе совести. Специфику религиозных учреждений надлежит отразить в специальном Законе о религиозной деятельности, но уже сейчас к ним применимы общие нормы об учреждениях, предусмотренные ПС и Законом о некоммерческих организациях.

Практическая значимость исследования определяется сделанными автором выводами и предложениями по совершенствованию действующего законодательства, которые могут использоваться для совершенствования законодательства, а также в правоприменительной практике органов юстиции и органов, уполномоченных

14 осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Концептуальные положения диссертации могут быть использованы в преподавательской и лекционной деятельности.

Результаты диссертационного исследования апробированы в работе Главного управлении юстиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также при проведении практических занятий на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

Основные выводы и предложения отражены в опубликованных статьях.

Диссертация подготовлена на кафедре гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, где проведено ее рецензирование и обсуждение.

Структура диссертационного исследования обусловлена его предметом. Диссертация состоит из введения, 3 глав и списка использованной литературы.

Понятие религиозной деятельности

Закон о свободе совести разрешает деятельность любых религиозных организаций (п. 1 ст. 3), и, повторяя положения Конституции РФ, тем самым закрепляет право исповедовать любую религию. По существу, от того, исповедует ли группа граждан религию, вероисповедание или нет, зависит отнесение ее к религиозной группе, и возможность иметь в будущем статус религиозной организации.

В Законе о свободе совести отсутствуют четкие определения «религии» и «религиозной деятельности», хотя он и считается специальным нормативным актом. Аналогичная ситуация возникает при обращении к другим актам гражданского законодательства, так как и в них можно найти лишь самые общие положения. Вместе с тем необходимость юридического определения религиозной деятельности, безусловно, есть, так как многие положения законодательства о религиозных организациях так или иначе подспудно опираются на это понятие.

Исследование такого простого, на первый взгляд, вопроса имеет и практическое значение. В частности, для государственной регистрации религиозной организации в качестве юридического лица во многих случаях необходимо подтверждение пятнадцатилетнего срока существования (деятельности) религиозной группы (п. 1 ст. 9, п. 5 ст. 11, п. 3 ст. 27 Закона о свободе совести). Учитывая, что в данном случае подразумевается осуществление этой группой именно религиозной деятельности, неизбежен вопрос, чем же занималась религиозная группа, претендующая на статус религиозной организации. С осуществлением религиозной деятельности законодатель связывает и предоставление некоторых налоговых льгот.

Религиозная деятельность для указанных организаций выступает как основная, хотя и не может считаться единственной, исключительной. Именно она влияет на цели и правовое положение организаций. Если организации не ставят целью осуществление собственно религиозной деятельности, то они не могут называться религиозными. Таким образом, понятие религиозной деятельности является центральным, и его необходимо раскрыть в первую очередь. Неопределенность понятийного аппарата законодательства о религиозных организациях, отсутствие закрепленного на уровне закона определения религиозной деятельности осложняет отграничение религиозной организации как организационно-правовой формы юридического лица от других субъектов права. Так, основное разграничение между общественными и религиозными организациями пока приходится проводить по иным критериям, что не всегда приводит к желаемому результату, поскольку может сопровождаться ошибками. Более подробно этот вопрос освещен в главе 2.

Отсутствие легального определения религии, религиозной деятельности отчасти восполняется закрепленными в ст. 6 Закона признаками религиозной организации: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Смысл названных признаков неоднозначно раскрывается в самом законе, что вызывает трудности в правоприменительной практике.

Существенным признаком религиозной деятельности признается вероисповедание. Согласно п. 2 ст. 10 Закона о свободе совести оно должно быть указано в уставе религиозной организации и отражено в ее названии (п. 8 ст. 7 Закона). Из смысла Закона вытекает, что вероисповедание определяется в уставе достаточно кратко, без раскрытия его существа. Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике должны быть представлены для государственной регистрации наряду с уставом и другими документами, указанными в п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести. Круг необходимой информации, характеризующей вероучение конкретной религиозной организации, должен включать: сведения об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, об образовании, об особенностях отношения последователей религии к здоровью, об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.11

Из содержания Закона о свободе совести можно заключить, что не любая идея или система идей признается вероучением. П. 8 ст. 11 названного Закона предусмотрено правило на тот случай, когда возникает необходимость в проведении дополнительного исследования для признания организации религиозной и проверки сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Органу юстиции предоставлено право выносить решения о проведении так называемой «религиоведческой экспертизы». Тогда срок рассмотрения документов может быть продлен до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы; порядок ее проведения установлен Правительством РФ.12

Экспертиза проводится в трехмесячный срок по решению органа юстиции экспертными советами, образуемыми для этих целей. Заключение экспертизы носит рекомендательный характер и, пожалуй, неслучайно. Ведь в заключении содержится мнение определенной группы специалистов. Возможно, другая группа специалистов, не привлеченных к подготовке заключения, будет придерживаться иного мнения. Специалисты по религиоведению могут оказаться последователями разных философских и социологических школ, придерживаться различного вероисповедания и в силу этого находиться под его влиянием, давая различные экспертные оценки. Главной же причиной разногласий выступает отсутствие четких определений в самом законе, который не раскрывает понятия религиозной деятельности, в то время как ее специфика задает особенности религиозной организации. Нет определения и другого важного понятия - вероучения, что может повлечь различия в мнениях специалистов.

Обращение к самому понятию «вероучение» следует начать с его ключевой составляющей - «веры». Понятие «вера» определяется специалистами как убежденность в реальном существовании явлений и предметов, не подтвержденная опытом или логическими аргументами.13 Вероучение, следовательно, представляет собой некоторую систему представлений, идей, концепций, основанную не на теоретических и практических доказательствах, а на вере как убеждении в существовании объекта верования.

Понятие и виды религиозных объединений

В законодательстве, правоприменительной практике и научной литературе мы нередко сталкиваемся с такими понятиями как «религиозные объединения» и «религиозные организации». Впрочем, понятия «объединение» и «организация» употребляются и применительно к другим социальным общностям, обладающим определенной степенью организационного единства, имущественной обособленности, преследующим в конечном счете одни и те же или сходные цели-Рассмотрение вопроса о соотношении указанных понятий во всей его полноте выходит за рамки настоящей работы. Остановимся на них лишь в пределах, которые заданы характером диссертационного исследования.

В порядке первого приближения можно сказать, что понятие «религиозные объединения» по сравнению с понятием «религиозные организации» является более общим. Его членение на виды не ограничивается религиозными организациями, а включает такой классификационный ряд как религиозные группы. Поэтому для того, чтобы определить границы понятия «религиозные организации», необходимо ответить на два вопроса: во-первых, как соотносится религиозная группа и религиозная организация, и, во-вторых, какое место каждой из этих социальных общностей отводится в собирательном понятии «религиозные объединения».

При обращении к истории развития советского законодательства о религиозных объединениях обнаруживается тенденция к постоянной смене терминологии, обозначающей правовые формы религиозной деятельности. Законодательство о религиозных культах 20-х годов не признавало конфессиональные объединения в целом религиозными организациями. Позже, вплоть до 1990 г., закреплялось разделение религиозных организаций на религиозные общества и группы верующих по критерию численности. В Законе СССР 1990 г. «О свободе совеет и религиозных организациях» вообще отсутствовало понятие религиозных объединений, хотя приводился их перечень: «религиозные общества, управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также объединения, состоящие из религиозных организаций» (ст, 7).

В соответствии с действующим российским законодательством религиозная деятельность осуществляется религиозными объединениями, причем последние выступают в двух формах: религиозной организации и религиозной группы. Первая является организационно-правовой формой юридического лица, вторая правами юридического лица не наделяется. Религиозные организации, в свою очередь, можно разделить на отдельные виды с учетом их специфики, но при этом выделенные таким образом группы нельзя считать самостоятельными формами юридических лиц. Все виды остаются в рамках исходной формы - религиозной организации.

Понятие «религиозное объединение» является собирательным, так как включает все возможные формы коллективного удовлетворения потребностей верующих, независимо от придания им статуса юридического лица. Определение и признаки религиозного объединения названы в ст. 6 Закона о свободе совести. Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Это определение является исходным и для религиозной группы, и для религиозной организации. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, созданное с названной выше целью, обладающее перечисленными признаками и осуществляющее религиозную деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, В соответствии со ст. 7 Закона о свободе религиозным группам предоставлено право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Это не случайно, так как перечисленные возможности связаны с удовлетворением собственно религиозных потребностей, понимаемых как потребность в общении с трансцендентным, сверхъестественным. Для удовлетворения этих потребностей нет необходимости в приобретении статуса юридического лица. Однако отсутствие у религиозной группы этого статуса сужает объем ее прав и возможностей по сравнению с религиозной организацией. Религиозная группа не может самостоятельно приобретать права и создавать для себя обязанности, участвовать в обороте, быть истцом и ответчиком в суде, создавать религиозные учреждения и т.д. Для приобретения имущества, обеспечивающего деятельность религиозной группы, используется правосубъектность ее членов. Имущество и помещения необходимые для деятельности религиозной группы, предоставляются в пользование их участниками. В то же время деятельность религиозной группы практически никто не контролирует, поскольку она не проходит государственной регистрации.

Религиозная группа отличается от религиозной организации тем, что последняя благодаря государственной регистрации наделена статусом юридического лица. Предусмотренную законодательством возможность существования религиозной группы, не имеющей статуса юридического лица, некоторые авторы справедливо рассматривают как «своего рода государственную льготу тем местным общинам верующих, которые в силу своей малочисленности, неустойчивости внутренних связей и других причин не могут разработать устав, либо не нуждаются в гражданской правоспособности»

Состав и правовой режим имущества религиозных организаций

В силу ст. 21 Закона о свободе совести в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно- просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. При этом выделены предметы религиозного назначения и сделана ремарка по поводу имущества, отнесенного к памятникам истории и культуры. Судя по формулировке изложенной статьи, содержащийся в ней перечень объектов собственности не является закрытым. Открыт ли он для имущества любого вида и назначения или нет? Если ответ положительный, то какова смысловая нагрузка данного перечня?

Логику законодателя можно объяснить следующим. В собственности юридических лиц может находиться любое имущество, кроме того, которое в силу закона не может им принадлежать. Ограничения устанавливаются законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (как физических, так и юридических), обеспечения обороны страны и безопасности государства- В первом приближении перечень объектов права собственности религиозной организации не является закрытым. Однако специальная правоспособность религиозных организаций накладывает свой отпечаток как на содержание и способы осуществления, так и на круг объектов собственности указанных организаций.

Отдельные виды имущества вообще не должны быть в их собственности. В противном случае это будет свидетельствовать о нарушении установленного законом ограничения, вытекающего из того, что религиозные организации наделяются не общей, а специальной правоспособностью. В частности, не укладывается в рамки специальной правоспособности РО торговля спиртными напитками, из чего следует, что наличие складов для хранения подобной продукции несовместимо с целями деятельности РО. Указанное имущество не должно находиться в собственности РО, Ограничение относится и к имуществу, которое можно получать лишь благодаря осуществлению иной деятельности, требующей получения лицензии. Не соответствует целям РО торговля оружием, наркотическими средствами, посредническая деятельность на рынке товаров и услуг. Поэтому и нахождение в собственности РО имущества, необходимого для осуществления подобной деятельности, недопустимо. Имущество, находящееся в собственности РО, в основном предназначено для группового использования при осуществлении религиозной и сопутствующей ей деятельности. Оно, как правило, имеет непроизводственное назначение, хотя это необязательно. В целях недопущения необоснованного ограничения РО законодатель предлагает именно открытый перечень объектов собственности, но вместе с тем в ст. 21 Закона о свободе совести вводится главный ориентир, который следует учитывать при всяком расширении названного перечня: «имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозной организации».

В качестве другого проявления специальной правоспособности РО? которое отражается на составе их имущества и его участии в обороте, можно рассматривать выделение в ст. 21 Закона предметов религиозного назначения. Культовый характер вещей обуславливает их особый правовой режим - на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов110. Конечно, это не означает, что предметы религиозного характера полностью изъяты из обращения, - примером тому может служить деятельность художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино», которое специализируется на производстве богослужебных изделий. Издания Святого Писания, принадлежащие книготорговой организации, могут быть реализованы судебным приставом-исполнителем как обычная печатная продукция, проходящая по балансу.

По той же причине в перечне оговаривается нахождение в собственности РО предметов, зданий и сооружений, отнесенных к памятникам истории н культуры, -на них распространяется особый правовой режим охраны со стороны государства (более подробно вопрос об использовании этого имущества освещен в следующем параграфе).

В юридической литературе предлщ-алось классифицировать объекты права собственности религиозных организаций. В этом, безусловно, есть необходимость, так как для отдельных видов имущества законодатель устанавливает специфический правовой режим. Кроме того, внутренними нормами религиозных организаций также могут быть установлены особые правила использования или оборота имущества определенного вида. Отталкиваясь от примерного перечня ст. 21 Закона о свободе совести, можно выделить: 1) имущество, предназначенное для осуществления собственно религиозной деятельности (предметы религиозного назначения); 2) имущество, предназначенное для осуществления иных форм деятельности религиозной организации (благотворительной, социальной, культурно-просветительской); 3) имущество, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же использовать предложенные гражданским законодательством критерии то все имущество можно подразделить на движимое и недвижимое. Однако в такой классификации не найдет отражение специфика религиозной деятельности.

Похожие диссертации на Религиозная организация как субъект гражданского права