Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Стремецкая Наталья Леонидовна

Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав
<
Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стремецкая Наталья Леонидовна. Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. - Москва, 2005. - 249 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Взаимосвязь авторского права и смежных прав 14

1. Взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав 14

2. Взаимосвязь субъектов авторского права и смежных прав 35

3. Взаимосвязь личных неимущественных и имущественных авторских и смежных прав 51

Глава II. Соблюдение авторских прав исполнителем и производителем фонограммы 82

1. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы личных неимущественных прав автора 82

2. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы имущественных авторских прав 93

3. Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы авторских прав при использовании произведения без согласия автора 163

Глава III. Соблюдение авторских прав организациями эфирного или кабельного вещания 167

1. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания личных неимущественных прав автора 167

2. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания имущественных авторских прав 180

3. Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания авторских прав при использовании произведения без согласия автора 223

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Соблюдение субъективных прав представляет собой одну из основных форм их реализации, в силу чего соблюдение авторских прав всегда являлась одной из важнейших проблем, связанных с осуществлением данных прав. Закрепленная в п. 1 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП) возможность привлечения нарушителя авторских прав к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности обусловила интерес к проблеме соблюдения авторских прав со стороны не только авторов, их наследников и других правообладателей, но и пользователей.

Выступая в роли пользователей произведений, обладатели смежных прав сталкиваются с необходимостью ограничивать свою деятельность определенными рамками с тем, чтобы не нарушать права авторов используемых ими произведений.

Наделение исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания статусом обладателей смежных прав предопределило выделение указанных лиц в особую категорию пользователей произведений, поскольку согласно п.п. 2 и 3 ст. 36 ЗоАП осуществление смежных прав допускается только при условии соблюдения авторских прав, и в случае нарушения авторских прав обладатели смежных прав могут быть не только привлечены к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, но им также может быть отказано в предоставлении охраны их собственных смежных прав.

Учитывая, что осуществление многих исполнений, а также создание подавляющего большинства фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания связано со значительными материальными затратами, отказ в предоставлении защиты смежным правам исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания может повлечь для них существенные убытки.

Другим фактором, обуславливающим интерес обладателей смежных прав к теме данного исследования, является то обстоятельство, что, приобретая исключительные права на использование произведений, субъекты смежных прав сами становятся обладателями исключительных авторских прав, которые могут быть нарушены третьими лицами, в том числе другими обладателями смежных прав.

Следует также отметить, что суммарная аудитория обладателей смежных прав достаточно велика, в силу чего, с одной стороны, основную долю доходов многих авторов составляют доходы от использования их произведений, осуществляемого именно обладателями смежных прав, а, с другой стороны, даже малейшее нарушение авторских прав со стороны обладателей смежных прав способно нанести серьезный материальный ущерб и моральный вред автору или его правопреемникам.

Таким образом, проблема соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав является в настоящее время актуальной не только для авторов и их правопреемников, но и для обладателей смежных прав.

Предмет и источники исследования. Предметом исследования являются правоотношения по использованию произведений, осуществляемому при создании и использовании исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Источниками исследования являются нормативные правовые акты российского, советского и зарубежного законодательства, литература и материалы практики по вопросам соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление границ правомерного использования произведений исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного или кабельного вещания.

5 В соответствии с поставленной целью при проведении исследования решались следующие задачи:

сопоставление правового статуса обладателей авторских и смежных прав;

разграничение понятий аудиовизуальное произведение и передача организации эфирного или кабельного вещания;

выявление и характеристика наиболее распространенных нарушений личных неимущественных прав авторов, совершаемых обладателями смежных прав;

разграничение сферы применения авторских договоров и лицензий, выдаваемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе;

выявление и характеристика наиболее широко используемых в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания видов авторских договоров.

Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили общие и частные научные методы познания: диалектический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический.

Теоретической основой исследования служат научные труды современных российских, советских и дореволюционных ученых: Б.С. Антимоно-ва, И.А. Близнеца, М.М. Богуславского, А.И. Ваксберга, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, В.П. Грибанова, И.А. Грингольца, В.А. Дозорцева, И.А. Зени-на, Н.Л. Зильберштейна, В.Я. Ионаса, У.К. Ихсанова, В.А. Кабатова, В.Г. Камышева, Я.А. Канторовича, М.Я. Кирилловой, Н.Л. Клык, В.А. Корецкого, М.Н. Кузнецова, С.Н. Ландкофа, B.C. Мартемьянова, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, М.И. Никитиной, А.А. Пиленко, Н.А. Райгородского, И.В. Савельевой, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, Е.А. Флейшиц, И.Я. Хейфеца, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, а также

иностранных ученых М. Антигэм, Л. Бентли, К.Бланка, М.М. Вальтера, В. Веинке, В. Дилленца, Р. Дюма, С. Вон Левински, Д. Липцик, А.П. Луцекера, Т. Риверса, И.П. Рочиколли, М. Салоканнел, П. Сиринелли, А. Строуэла, СМ. Стюарта, Б. Шермана, М. Хенри, Л.Р. Хефтера, Р.Д. Литовица, Б. Эдельмана, Т.Х. Якобсен.

При подготовке диссертации использованы материалы практики Арбитражного суда г. Москвы и судов общей юрисдикции.

Степень научной разработанности темы исследования. В российской правовой науке отдельные проблемы соблюдения авторских прав в деятельности исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций разрабатывались рядом исследователей. Однако в силу того, что институт смежных прав получил законодательное закрепление сравнительно недавно, в настоящее время практически отсутствуют монографические исследования теоретических и прикладных проблем соблюдения авторских прав при создании и использовании исполнений, фонограмм и передач организаций эфирного или кабельного вещания именно как объектов смежных прав, а подавляющее большинство имеющихся монографических исследований создавалось на базе ранее действовавшего законодательства.

Отдельные аспекты этой проблематики рассматривались А.И. Беспаловой (Постановочный договор. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников. 1961), А.И. Ваксбергом, И.А. Грингольцем (Автор в кино. 1961), И.А. Грингольцем (Права автора сценического произведения в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юр. наук. 1958), В .А. До-зорцевым (Право на фильм как сложное многослойное произведение. 2000), И.А. Зениным (Интеллектуальная собственность и ноу-хау. Изд. 1-5, 2001 -2005; Гражданское и торговое право зарубежных стран. Изд. 1-5, 1999 -2005), Н.Л. Зильберштейном (Авторское право на музыкальные произведения. 1960), У.К. Ихсановым (Права авторов произведений изобразительного искусства. 1966), М.Н. Кузнецовым (Охрана авторских прав в международ-

7 ном частном праве: Учебное пособие. 1986), С.Н. Ландкофом (Киноавторское право (Лекции для студентов). 1963), B.C. Мартемьяновым (Охрана прав исполнителей (проблемы создания исполнительского права). 1984), А.И. Павловым (Авторское право на кинематографическое произведение в СССР. Ав-тореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 1972), Н.А. Райгородским (Авторское право на кинематографическое произведение. 1958), СИ. Розиной (Авторское право при публичном исполнении произведений. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 1984), И.Я. Хейфецем (Авторское право. 1931), С.А. Чернышевой (Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. 1984), Е.Э. Чуковской (Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. 1999) и др. исследователями. Однако в комплексной форме проблема соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав в отечественном правоведении не исследовалась.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым комплексным монографическим исследованием проблем соблюдения авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав, содержащим решение важной задачи науки российского гражданского права.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Констатация факта того, что объектами смежных прав являются не процесс использования (публичное исполнение, запись, воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю) произведений и объектов смежных прав, а объективные результаты такого процесса - исполнение, постановка, фонограмма, передача (программа).

  2. Вывод об отсутствии в момент заключения авторского договора заказа факта передачи автором заказчику прав на использование произведения. Автор лишь обязуется передать эти права в момент утверждения произведения заказчиком.

  3. Заключение о сохранении за автором прав на использование произведения и об освобождении заказчика от обязанности по уплате вознагражде-

8 ния за использование произведения в случае неутверждения (отклонения) заказчиком произведения, соответствующего требованиям договора, но не удовлетворяющего заказчика (если иное не установлено авторским договором заказа). При этом обязанность заказчика по уплате вознаграждения за создание произведения сохраняется.

  1. Вывод о непризнании авторским договора заказа на создание произведения, в котором не предусмотрена передача авторских прав заказчику, о нераспространении на него требований ст.ст. 30-34 ЗоАП и о сохранении за автором всех прав на использование произведения, созданного в рамках данного договора.

  2. Заключение о том, что договор, по которому юридическое лицо обязуется обеспечить создание произведения в соответствии с условиями договора и передать такое произведение и права на его использование вещательной организации, не является авторским договором заказа.

  3. Констатация факта того, что в случае, когда для создания собственной передачи вещательная организация осуществляет воспроизведение произведения, не подпадающее под ст. 24 ЗоАП, такой вещательной организации необходимо получить от правообладателя право на использование произведения в своей передаче не только путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, но и путем воспроизведения.

  4. Вывод о том, что режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведении (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор), являются соавторами аудиовизуального произведения.

На базе изложенных в диссертационном исследовании новых научных положений выносятся и обосновываются предложения по изменению законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, содержащих нормы гражданского права:

1. В настоящее время в ст. 4 ЗоАП содержатся нечеткие определения по
нятий «передача в эфир», «сообщение для всеобщего сведения по кабелю» и
«публичное исполнение», не позволяющие определить, является ли понятие
«публичное исполнение» родовым по отношению к понятиям «передача в
эфир» и «сообщение для всеобщего сведения по кабелю», в результате чего
остается нерешенным вопрос о возможности применения к передаче в эфир и
сообщению для всеобщего сведения по кабелю норм, посвященных публич
ному исполнению (в частности, п. 3 ст. 13 и ст. 22 ЗоАП).

С учетом этого целесообразно:

1.1. из абз. 14 ст. 4 ЗоАП, содержащего определение понятия «передача в
эфир»,
исключить слова «включая показ или исполнение»;

1.2. дополнить ст. 4 ЗоАП абзацем следующего содержания:
«публичное исполнение - представление произведений, фонограмм и по
становок посредством игры, декламации, пения, танца с помощью или без
помощи технических средств. Публичное исполнение не включает в себя пе
редачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю;».

2. С целью стимулирования работодателей к детальной регламентации
отношений с авторами служебных произведений по использованию служеб
ных произведений целесообразно внести следующие изменения в ст. 14 Зо
АП:

2.1 изложить п. 1 ст. 14 ЗоАП в следующей редакции:

«Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения с ограничениями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи».

2.2 изложить п. 2 ст. 14 ЗоАП в следующей редакции:

«Права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), в объеме, установленном в договоре между ним и автором.

10 Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

К договору, предусмотренному настоящим пунктом, применяются нормы, установленные ст.ст. 30-34 настоящего Закона».

3. Необходимо уравнять статус организаций кабельного вещания со статусом организаций эфирного вещания, предоставив организациям кабельного вещания право осуществлять свободную запись краткосрочного пользования. Одновременно необходимо предоставить организациям эфирного или кабельного вещания право осуществлять свободную запись краткосрочного пользования не только тех произведений, в отношении которых такие организации получили право на передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю, но также и тех произведений, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю которых осуществляются организациями эфирного или кабельного вещания без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения на основании пп. 3 или 4 п. 1 ст. 19 ЗоАП (правомерно опубликованные в газетах или журналах статьи по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданные в эфир произведения такого же характера, когда передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю таких произведений не были специально запрещены автором, а также публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и другие аналогичные произведения в объеме, оправданном информационной целью).

Для этого ст. 24 ЗоАП необходимо изложить в следующей редакции: «Организация эфирного или кабельного вещания может без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю, а также произведений, передача в эфир или сообщение

для всеобщего сведения по кабелю которых осуществляется такой организацией эфирного или кабельного вещания в соответствии с пп. 3 или 4 п. 1 ст. 19 ЗоАП, при условии, что такая запись произведения производится организацией эфирного или кабельного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер».

4. Пп. 26 и 27 п. 4 раздела I Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218, сформулированы крайне неточно, что затрудняет их практическое применение вещательными организациями и организациями, управляющими имущественными авторскими правами на коллективной основе.

Необходимо принятие Правительством РФ Постановления, предусматривающего, во-первых, прекращение действия пп. 26 и 27 раздела I Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и, во-вторых, утверждение Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю обнародованных произведений.

В Положении о минимальных ставках авторского вознаграждения за передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю обнародованных произведений должен быть реализован закрепленный в п. 3 ст. 31 ЗоАП принцип, согласно которому размер вознаграждения, подлежащего уплате вещательными организациями, должен быть пропорционален размеру дохода, полученного от использования такого произведения, либо устанавливаться в виде фиксированной суммы. В качестве возможного варианта установ-

12 ления вознаграждения в виде фиксированной суммы представляется возможным установление фиксированной стоимости минуты (либо секунды) использования произведения, которая должна определяться с учетом величины аудитории вещательной организации и варьироваться в зависимости от вида произведения - музыкальное произведение, произведение изобразительного искусства и т.п.

5. Необходимо принятие Постановления Правительства РФ, разъясняющего принципы, которыми следует руководствоваться пользователям при решении вопроса о том, какая организация являлась предприятием, осуществившим съемку телефильма, созданного в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, а также в учебном процессе в ходе преподавания как общего курса гражданского права, так и специальных курсов по интеллектуальной собственности, авторскому праву и смежным правам.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы при обсуждении диссертации на Кафедре гражданского права Юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а также при выступлениях и докладах на научных конференциях:

  1. Международный конгресс HAT «Прогресс технологий телерадиовещания». Россия. Москва, 1-3 ноября 1999 г.;

  2. III Международная научно-практическая конференция «Законотворчество, законодательство и правоприменение (актуальные проблемы)». Россия. Москва, 16 мая 2003 г.

Основные положения диссертационной работы изложены в опубликованных автором статьях: «О некоторых проблемах, возникающих при заклю-

13 чении договора о передаче прав на использование фильма» (Информационный бюллетень «Телерадиовещание». 2000. № 1. 0,27 п.л.); «О некоторых проблемах, возникающих у вещательных организаций при приобретении прав на использование фильмов» (Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2001. № 1. 0,16 п.л.); «Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права» (Законодательство. 2002. № 8. 0,73 п.л.); «Взаимосвязь личных неимущественных авторских прав и прав исполнителя» (Законотворчество, законодательство и правоприменение (актуальные проблемы): Доклады и сообщения III Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 16 мая 2003 г., 0,53 п.л.).

Взаимосвязь объектов авторского права и смежных прав

Как отмечает большинство исследователей, возникновение и развитие авторского права и смежных прав тесно связано с развитием техники. Если изобретение в XVI в. Гуттенбергом печатного станка привело к массовому неконтролируемому авторами производству и распространению копий литературных произведений, то изобретения конца XIX - начала XX вв. (фонограф Томаса Альва Эдисона, кинематограф братьев Луи и Огюста Люмьер, радио Генриха Рудольфа Герца и А.С. Попова, запатентованное Гульельмо Маркони, и др.) привели к возможности воспроизведения и последующего распространения исполнений, фонограмм, радио- и телепередач, что лишило исполнителей, производителей фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания возможности эффективно регулировать процесс использования результатов их деятельности.

Другим фактором, повлиявшим на зарождение и развитие системы охраны авторских и смежных прав, явилось то, что бесконтрольное тиражирование произведений, исполнений, фонограмм, радио- и телепередач затронуло интересы предпринимателей.

В первую очередь были затронуты интересы издателей, и для удовлетворения их требований во многих европейских государствах была создана система привилегий. В России первая привилегия на печатание книг была выдана в 1771 г., однако, как отмечал И.Г. Табашников, «...привилегии и их перипетии не нашли себе в нашем государстве никакой пищи... Немногие привилегии, дарованные академии наук и др. юридическим лицам, были собственно привилегиям не на отдельные, самостоятельные сочинения, а на отдельные отрасли литературы, каково, например, право исключительного издания календарей, альманахов, ведомостей и т.д.» .

Законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны 1710 г., который заложил основу англо-американской концепции (copyright). Статут предоставил охрану только опубликованным произведениям и только при условии соблюдения определенных регистрационных формальностей, поэтому срок действия охраны произведения начинался не с момента его создания, а с момента публикации. По образцу Статута королевы Анны в 1790 г. был составлен первый федеральный закон США 1790 г.

В основу континентальной концепции (droit d auteur) лег принятый в 1791 г. во Франции Декрет учредительного собрания, предусматривавший охрану авторских прав в течение всего срока жизни автора, а также в течение пяти лет после смерти автора в пользу его наследников и правопреемников. Авторско-правовая охрана, предоставляемая Декретом 1791 г., распространялась как на опубликованные, так и на неопубликованные произведения, и не требовала соблюдения каких-либо формальностей.

В последствии, модель, предложенная французским декретом, была использована и другими странами континентальной Европы2, в том числе и Россией, в который первый закон, закрепивший за авторами права на использование литературных произведений, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава

Таким образом, начиная с XVIII в., авторское право развивалось в рамках двух основных концепций - англо-американской (copyright) и континен тальной (droit d auteur).

Если изобретение книгопечатания затронуло интересы издателей, то технический прогресс конца XIX - начала XX вв. затронул интересы артистов-исполнителей, звукозаписывающих компаний и организаций эфирного и кабельного вещания3. Поскольку деятельность исполнителей, звукозаписывающих компаний и организаций эфирного вещания была тесно связана с использованием объектов авторского права, то при обсуждении возможности предоставления защиты их прав возник вопрос о возможности дальнейшего расширения понятия произведение.

По словам СМ. Стюарта, авторское право реагировало на каждое изобретение по-разному. Ответом на появление фотографии было предоставление первоначального авторского права фотографам. В отношении фильмов была использована фикция, состоявшая в приравнивании фильмов к серии фотоснимков, и до 1948 г. фильмы квалифицировались в качестве «процесса, аналогичного фотографии», что означало, что все или, как минимум, большинство участников данного процесса являлись соавторами.

Что касается звукозаписи, то, как указывает СМ. Стюарт, признание звукоинженера или «продюсера», отвечающего за запись в студии, либо артиста-исполнителя в качестве соавторов звукозаписи было бы слишком большой условностью, при этом в случае с фильмами опыт использования фикции был не очень удачным. Применительно к радиовещанию упомянутая аналогия стала чрезмерно натянутой: будучи слишком большим предприятием, вещательная организация не могла рассматриваться в качестве группы соавторов. Поэтому для фонограмм и программ вещательных организаций потребовалось новое правовое решение на международном уровне .

Как отмечает A.M. Минков, «история развития интеллектуальной собственности наглядно показывает, что всегда речь идет о попытке найти компромисс»5. Компромисс между идеей авторского права и новыми правами выразился в признании странами, придерживающимися континентальной концепции авторского права, того факта, что первоначальное право на новые виды объектов (исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций) не является авторским, но представляет собой право, относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поэтому уже в 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили смежные права исполнителям и производителям звукозаписи. С целью установления справедливого баланса между правами исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций была выдвинута идея об их объединении в едином институте, которая нашла отражение в заключенной 26 октября 1961 г. в Риме Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций6 (далее - Римская конвенция). Отмечая связь новой категории прав с авторским правом, их стали обозначать как «близкие», «связанные», «соседствующие» или «смежные» права.

В настоящее время понятие «смежных прав» имеет огромное количество аспектов, и одной определенной категории смежного права не существует. В разных странах число категорий смежных прав неодинаково7. Классическая концепция смежных прав, отраженная в Римской конвенции, включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Многие государства, в том числе Россия, к категории смежных прав также относят права организаций кабельного вещания. Кроме того, законодательство некоторых стран к категории смежных прав относит права издателей на «типографическое представление» опубликованных произведений, права на фотографии, содержащиеся в каталогах и сборниках, которые не отвечают условиям, необходимым для того, чтобы их охрана обеспечивалась в качестве самостоятельных произведений, права на эскизы театральных декораций, чертежи, литературную переписку8, а также права производителей фильмов .

Соблюдение исполнителем и производителем фонограммы личных неимущественных прав автора

Как отмечает А.П. Сергеев, нарушение права авторства может состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства лица, создавшего произведение. При этом, по мнению исследователя, полное или частичное присвоение авторства является наиболее грубым нарушени-ем126.

Многие исполнители и исполнительские коллективы позволяют себе исполнять чужие произведения под видом своих. Так, например, в ходе выступлений исполнители иногда не указывают имен авторов исполняемых произведений, в результате чего у аудитории создается ошибочное представление о том, что исполняются произведения, созданные самими исполнителями.

Разновидностью нарушения права авторства является перевод либо переработка чужого произведения с последующим использованием производ ного произведения под видом оригинального. При этом нарушаются и право авторства, и право на имя. Кроме того, многие известные исполнители, хотя и не скрывают того, что используют чужие произведения, сообщают об этом не в ходе публичного исполнения соответствующих произведений, а гораздо позднее (например, в своих интервью, письменных воспоминаниях и т.д.). Все это, к сожалению, свидетельствует о низкой правовой культуре отечественных исполнителей.

Нередко пользователи игнорируют тот факт, что в случае создания производного произведения за автором оригинального произведения сохраняется право требовать указания его имени и названия оригинального произведения, которое, согласно И.В. Савельевой, «...преследует особую цель — показать, что в основе какого-либо произведения лежит ранее созданное произведение...».127

Л.Г. Максимова отмечает, что достаточно распространенным в отечественной практике является неуказание театрами в афишах и программках имен отдельных авторов, произведения которых используются при постановке спектакля. Как отмечает исследователь, в тех случаях, когда, указав на афише фамилию переводчика, пользователь не указывает фамилию автора пьесы, происходит нарушение прав драматурга путем приписывания авторства переводчику128.

Значение права авторства сложно переоценить, поскольку его нарушение, в т.ч. в форме отрицания или присвоения авторства, в большинстве случаев влечет нарушение и других прав автора, как личных неимущественных, так и имущественных. Так, например, использование произведения конкретного автора под видом произведения народного творчества означает, что, во-первых, нарушаются право авторства и право автора на имя, и, во-вторых, данное произведение неправомерно относится исполнителем к произведениям, не являющимся объектами авторского права (поскольку, согласно абз. 4 ст. 8 ЗоАП, произведения народного творчества не являются объектами авторского права), в результате чего нарушаются имущественные авторские права, в т.ч. право на получение вознаграждения за соответствующий способ использования произведения.

Кроме того, публично исполняя произведение конкретного автора под видом произведения народного творчества, исполнитель, тем самым, осуществляет распространение недостоверной информации, результатом чего могут явиться новые случаи нарушения прав данного автора, поскольку среди лиц, получивших такую недостоверную информацию, могут оказаться и потенциальные пользователи, которые, восприняв конкретное произведение в качестве произведения, не являющегося объектом авторского права, также могут приступить к его использованию без получения согласия автора и без выплаты ему соответствующего вознаграждения, а также с нарушением иных его авторских прав, как личных неимущественных, так и имущественных. В результате этого единичный случай нарушения исполнителем права авторства может повлечь другие случаи нарушения авторских прав.

Таким образом, основная обязанность исполнителей по соблюдению права авторства и права на имя состоит в том, чтобы правильно оформить концертное, театральное или иное выступление, содержащее исполнение или постановку.

Право на обнародование произведения нарушается гораздо реже, чем право авторства или право на имя, тем не менее, нарушение права на обнародование также влечет за собой существенные негативные последствия для автора. Как правило, обнародование музыкальных и сценографических произведений происходит именно исполнителями, в силу чего они получают доступ к еще необнародованным произведениям, а, следовательно, и возможность нарушить право на обнародование. Так, например, автор может передать исполнителю партитуру для ознакомления, а режиссеру-постановщику - рукопись пьесы, что совсем не равнозначно разрешению автора обнародовать его произведение. Поэтому в случае, если исполнитель либо режиссер-постановщик намерены разрешить третьему лицу осуществить аудио- или видеозапись репетиции необнародованного произведения, то для выдачи разрешения на такую запись им необходимо получить соответствующее согласие автора на запись и последующее использование записи репетиций данного произведения.

Автор вправе отозвать уже обнародованное произведение, и в этом случае исполнитель с момента публичного оповещения автором об отзыве указанного произведения обязан прекратить публичное исполнение произведения, не зависимо от того, сколько времени и сил исполнитель потратил на его репетиции.

Соблюдение организациями эфирного или кабельного вещания личных неимущественных прав автора

Особенностью осуществляемого вещательными организациями использования произведений является то, что аудитория таких организаций является многочисленной, в силу чего нарушение вещательными организациями авторских прав влечет значительные негативные последствия для авторов и их наследников. Являясь в подавляющем большинстве случаев юридическими лицами, вещательные организации не способны осуществить присвоение авторства, поэтому случающиеся в деятельности вещательных организаций нарушения права авторства выражаются, как правило, в форме отрицания авторства лица, создавшего произведение.

Большинство нарушений вещательными организациями права авторства происходит в результате получения ими от исполнителей, производителей фонограмм, изготовителей аудиовизуальных произведений и производителей передач, в которых используются произведения, недостоверной информации об авторах используемых произведений. Однако в некоторых случаях нарушение права авторства происходит непосредственно по вине вещательных организаций. Так, в частности, в ряде случаев при использовании производного произведения вещательные организации указывают имена не всех авторов такого произведения: например, указывают имя автора производного произведения без указания имени автора оригинального произведения, либо наоборот указывают имя автора оригинального произведения без указания имени автора производного произведения. Подобные нарушения нередко происходят в отношении переводов на русский язык известных произведений иностранных авторов, а также в отношении аранжированных произведений народного творчества.

Как отмечает Е. Ананьева, нарушение авторского права на имя вещательными организациями зачастую связано с тем, что «...для пользователей каждая минута эфирного времени дорога (в прямом смысле этого слова) и, по мнению многих из них, тратить время на указание имен авторов - слишком большая роскошь...» . В то же время, закрепление в абз. 3 п. 1 ст. 15 ЗоАП права автора на имя требует от вещательной организации соблюдения воли автора относительно способа указания его имени, в том числе и в тех случаях, когда это противоречит интересам вещательной организации, ее формату и т.д. П. 1 ст. 15 ЗоАП допускает использование произведений без обозначения имени автора (анонимно) только в тех случаях, когда оно разрешено автором. Поэтому вещательной организации, заинтересованной в использовании произведений без указания имени авторов, необходимо получать письменное согласие авторов на анонимное использование их произведений.

При урегулировании вопроса об использовании произведения без указания имени автора необходимо учитывать тот факт, что согласно ст. 29 ЗоАП право на имя (как и другие личные авторские права) не переходит по наследству, и наследники автора вправе осуществлять лишь защиту данного права, т.е. обеспечивать соблюдение воли автора относительно способа указания его имени при использовании его произведения.

Можно предположить, что при жизни многие авторы не имели возражений на анонимное использование их произведений, однако поскольку никто не просил их предоставить разрешение на анонимное использование их произведений, такие разрешения не были ими даны. Тем не менее, в случае, если автор при жизни не разрешал анонимное использование его произведения, такое разрешение не может быть получено от его наследников.

В результате этого, вещательные организации, заинтересованные использовать то или иное классическое произведение в рекламном ролике или заставке без указания имени автора, не могут получить разрешения на анонимное использование, поскольку отсутствует субъект, который вправе был бы дать такое разрешение.

В таких случаях перед вещательной организацией встает дилемма: либо отказаться от анонимного использования соответствующего произведения, либо приступить к анонимному использованию произведения, рискуя, что наследники либо специально уполномоченный орган РФ в будущем предъявят такой вещательной организации претензию в связи с нарушением авторского права на имя. На практике вещательные организации нередко решают данную проблему путем получения от наследников автора письменных гарантий того, что последние не будут возражать против анонимного использования соответствующего произведения. Представляется, что подобное решение проблемы допустимо только в том случае, когда отсутствуют доказательства того, что автор при жизни возражал против анонимного использования его произведений.

В ряде случаев автор запрещает при определенном использовании его произведения указывать его имя. Причины того, что автор настаивает именно на анонимном использовании его произведения, могут быть различными. Так, в частности, автор романа «Момент истины (В августе сорок четвертого)» Владимир Богомолов запретил указывать его имя в титрах художественного фильма режиссера-постановщика М. Пташука «В августе 44-го», снятого на основе указанного романа, поскольку счел, что в ходе экранизации в его произведение были внесены существенные искажения. В результате имя автора было исключено из титров, и фильм демонстрировался в кинотеатрах и по телевидению без указания имени Владимира Богомолова .

Сходный случай нарушения, произошедший еще в период действия ГК РСФСР, описывает В.Л. Мусияка: по договору с Одесской киностудией авторы написали литературный сценарий двухсерийного телефильма, однако, ознакомившись с режиссерским сценарием, они обнаружили, что при его создании в литературный сценарий были внесены такие изменения, с которыми они не могли согласиться. Принимая во внимание просьбу студии не препятствовать запуску режиссерского сценария в производство, мотивированную наличием производственной необходимости и других объективных причин, авторы согласились на выпуск фильма только при условии замены их фамилий псевдонимами, что и было выполнено студией. Кроме того, студия принесла авторам свои извинения .

Условие о способе указания имени автора, как правило, включается в авторский договор. При этом стороны могут оговорить, что имя автора должно указываться соответствующим способом не только при использовании произведения полностью, но и при его фрагментарном использовании, а также в рекламе произведения (например, в анонсах, афишах и т.д.). В ряде случаев, разрешая использование своего произведения не только полностью, но и фрагментарно, автор может дать согласие на то, чтобы при использовании произведения полностью его имя указывалось, а фрагментарное использование произведения осуществлялось бы без указания имени автора. В авторский договор возможно также включение условия о размере шрифта, используемого при указании имени автора, и месте расположения имени автора (в начальных и/или конечных титрах фильма, в центре афиши и т.д.).

Похожие диссертации на Соблюдение авторских прав при создании и использовании объектов смежных прав