Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Кокина Светлана Борисовна

Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации
<
Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кокина Светлана Борисовна. Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 : Москва, 2002 186 c. РГБ ОД, 61:03-12/267-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общие положения правового регулирования смежных прав 8

1. Эволюция международно-правового регулирования смежных прав артистов- исполнителей 8

2. Источники правового регулирования в РФ 22

3. Предоставление охраны артистам-исполнителям 25

A. Действие во времени 25

Б. Действие по субъектам 29

B. Действие в пространстве 30

Г. Срок охраны 34

Д. Условия охраны 41

Глава II. Артисты-исполнители как обладатели прав на исполнения 43

1. Артисты-исполнители в системе субъектов смежных прав 43

2. Определение артистов-исполнителей 56

3. Квалификация артистов-исполнителей 70

4. Групповые исполнения 75

А. Соисполнительство и коллектив исполнителей 76

Б. Руководитель коллектива исполнителей и антрепренер 83

5. Проблемы дееспособности малолетних артистов-исполнителей 88

Глава III. Объект прав артистов-исполнителей 93

1. Понятие исполнения 93

A. Определение исполнения в российском и международном законодательстве 93

Б. Исполнение и показ 100

B. Исполнение и публичное исполнение 101

2. Признаки произведения в исполнении 111

A. Понятие произведения 114

Б. Творческий вклад и оригинальность 118

B. Объективность формы и воспроизводимость 126

3. Соотношение исполнения и произведения 146

А. Исполнение и произведение 146

Б. Исполнение и производное произведение 150

Заключение 159

Библиография 167

Введение к работе

Тема исполнительского искусства — предмет глубокого интереса и многолетних исследований автора диссертационной работы не только с теоретической, но и с практической стороны.

Актуальность темы обусловлена необходимостью комплексного исследования исполнений с тем, чтобы выявить перспективы развития авторского права и смежных прав, пути улучшения законодательного регулирования и повышения охраноспособности исполнений, создаваемых артистами-исполнителями.

В настоящий момент в Российской Федерации готовятся проекты законов по внесению изменений и дополнений в гражданское законодательство, касающихся авторского права и смежных прав. Российская Федерация готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), а, следовательно, и в Римскую конвенцию как обязательное условие участия в ВТО. За 10 лет существования Закона об авторском праве и смежных правах № 5351-1 от 9 июля 1993 г. (далее ЗоАП) судебная практика так и не сложилась по отношению именно к артистам-исполнителям. Тенденции сближения уровней охраны прав авторов и артистов-исполнителей в международном праве не отразились в российском законодательстве.

Развитие современных технических средств и цифровых технологий, которые позволяют многократно и с достаточной легкостью записывать и копировать исполнения без ущерба для качества, ставит нас перед необходимостью иначе решить многие проблемы. Права артистов-исполнителей следует развивать исхо-

1 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. М.-Л., 1947. С. 59.

дя из творческого характера их деятельности. Проблема сближения уровней охраны прав авторов и артистов-исполнителей давно назрела, так как результаты их труда - произведение и исполнение - необходимы друг другу, и по сути имеют одну природу - творческую интерпретацию действительного мира.

Цели и задачи исследования - обоснование необходимости повышения охраны только творческих исполнений при последовательном проведении критерия творческого вклада, в том числе при определении субъектного состава артистов-исполнителей; доказывание необходимости охраны прав артистов-исполнителей нормами авторского права, а не института смежных прав. В диссертации также проанализировано действующее законодательство в области охраны прав артистов-исполнителей и внесены предложения по его совершенствованию .

Доктринально-правовые разработки в Российской Федерации начались в 50-ых годах (Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, М.В. Гордон, И.А. Грингольц, Н.А. Райгородский, Серебровский В.И.) и продолжаются в настоящее время (например, в работах В.Я. Ионаса, С.А. Чернышевой, А.И. Турлина, Г.В. Бромберга, Б.С. Розова).

В диссертации поставлены следующие задачи:

исследование формирования института смежных прав, место артистов-исполнителей в системе субъектов смежных прав, субъектное соотношение институтов авторского права и смежных прав;

исследование проблем, связанных с предоставлением охраны исполнениям, с субъектным составом артистов-исполнителей (артисты-исполнители, режиссеры-постановщики, дирижеры), с объектами их прав, с субъектами исполнений, которые не совпадают с субъектным составом артистов-исполнителей,

анализ правовой, философской, искусствоведческой природы исполнений.

При работе над темой диссертации учтены: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Всемирная конвенция об авторском праве, Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, Конвен-

ция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS Agreement), Договор ВОИС по авторскому праву, Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДВИФ), законодательство РФ и зарубежных стран (Бельгии, Барбадоса, Словении, Германии, Италии, Великобритании, Франции, Ирландии, Испании, Филиппин, Люксембурга, Тринидада и Тобаго и др.).

В качестве информационной базы исследования послужили труды таких авторов как: Б.С. Антимонов, К. Берри, Д.Е. Бидерман, Л. Богарт, М.И. Брагинский, Г.В. Бромберг, А. Ваксберг, Мишель М. Вальтер, В.В. Витрянский, Э.П. Гаври-лов, В.К. Глоба, М.В. Гордон, И.А. Грингольц, В.А. Дозорцев, Д.С. Донат, Р. Дюма, В.Я. Ионас, Б.В. Кайтмазова, Н. Л. Клык, М.В. Красиловски, Н.В. Махагонова, ЮГ. Матвеев, СВ. Петровский, Н.А. Райгородский, Б.С. Розов, И.В. Савельева, А.П. Сергеев, В.И. Серебровский, И.А. Силонов, С. Симпсон, Ж.А.Л. Стерлинг, B.C. Стронг, А.И. Турлин, Е.А. Флейшиц, Р. Хаметов, Д.Е. Харт, С.А. Чернышева, С. Шемель, В.Л. Энтин и др. В диссертации также использованы труды в области философии, искусствоведения и сценического искусства (Б.В. Асафьева, Ю. Бо-рева, Е.Г. Гуренки, Г.В. Драговца, В.Г. Ражникова, К.С. Станиславского, СЕ. Фейнберга, СМ. Хвошнянской и др.).

При написании диссертации применялись диалектический, формальнологический, системный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы исследования.

Научная новизна данной работы заключается в комплексном исследовании проблем охраны прав артистов-исполнителей, связанных с: экономическими изменениями в сфере шоу-бизнеса, появлением новых технологий; поиском правовых механизмов реализации норм ЗоАП; изменением принципа охраны исполнений; необходимостью изменения субъектного состава, как авторских, так и смежных прав на основе последовательного проведения универсального принципа творческого вклада.

б На защиту выносятся следующие положения и выводы:

  1. Охраноспособными должны признаваться лишь исполнения артистов-исполнителей, имеющие творческий характер. Одновременно проводится классификация артистов-исполнителей на ведущих артистов-исполнителей и артистов-исполнителей вспомогательного состава в зависимости от их творческого вклада в исполнение. Под творческим характером деятельности артиста-исполнителя, имеющего свободу выражения замысла, понимается создание оригинального исполнения, имеющего самостоятельное значение.

  2. Основаниями отнесения исполнений, имеющих творческий характер и самостоятельное значение, к производным объектам авторского права являются следующие положения:

а) исполнение отвечает требованиям ЗоАП, предъявляемым к объектам ав
торского права, поскольку исполнение является произведением искусства, резуль
татом творческой деятельности и имеет объективную форму (публичное исполне
ние, запись);

б) интерпретация — это создание нового произведения, а, следовательно, ин
терпретации, создаваемые артистами-исполнителями, также должны быть при
знаны объектами авторского права. Разделение понятий "произведения" и "интер
претации" неверно, так как любое произведение науки, литературы и искусства
представляет собой интерпретацию;

в) авторство объективной формы первоначальных произведений принадле
жит артисту-исполнителю; для драматических, музыкально-драматических, сце
нарных, хореографических, пантомимы, музыкальных произведений с текстом
или без текста и для многих аудиовизуальных произведений исполнения являются
объективной формой, вне которой они могут существовать только в письменной
форме как литературные произведения либо вообще не являться объектом автор
ского права (устные произведения).

3. Разграничение юридически значимых элементов объективной формы про
изведения при публичном исполнении, принадлежащих автору и артисту-
исполнителю проводится по объективной форме произведения (литературное

произведение и публичное исполнение), внутренним и внешним элементам формы, характеру формы (статичная форма, созданная автором, получает динамическое развитие в творчестве артиста-исполнителя) и т.д.

4. В зависимости от значения творческого вклада каждого соисполнителя групповые исполнения делятся на исполнения, при которых возникают отношения соисполнительства (соавторства), и исполнения, при которых не возникают отношения соисполнительства (коллектив исполнителей). Анализ п. 4 ст. 37 ЗоАП показал, что Закон рассматривает коллектив исполнителей как единый субъект смежных прав, при котором соисполнительство не возникает, так как, во-первых, разрешения на использование исполнений, созданных коллективом, выдаются его руководителем и, во-вторых, элементы творчества, созданные каждым из членов коллектива, не могут быть точно установлены и иметь решающее значение для исполнения произведения, кроме случаев, когда созданный творческий результат имеет самостоятельное значение (солисты, дирижеры).

5. Различия между коллективом исполнителей и антрепризой, между руководителем коллектива и антрепренером проводятся по субъектному составу и характеру осуществляемой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно имеет научно-познавательное значение и поможет расширить теоретико-правовые представления о правовом режиме исполнений. Разработанные автором теоретические положения могут быть использованы при проведении учебных занятий по гражданскому праву, а также при решении проблем в области международного права.

В процессе написания диссертации сформулированы теоретические выводы и практические предложения, направленные на совершенствование законодательства: 1) внести изменения в определение ст. 4 ЗоАП "артист-исполнитель"; 2) внести изменения в ст. 4 ЗоАП в определения "исполнение" и "публичное исполнение"; 3) ввести в законодательство специальные нормы, регулирующие отношения с несовершеннолетними артистами-исполнителями в возрасте до 14 лет; 4) изменить порядок исчисления срока охраны прав на исполнения.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Материалы диссертационного исследования опубликованы в двух научных статьях.

Структура диссертационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих 11 параграфов, заключения и библиографии.

Эволюция международно-правового регулирования смежных прав артистов- исполнителей

Люди с незапамятных времен занимаются сценическим искусством. Изначально авторы сами исполняли свои произведения, но затем с развитием письменности, разделением труда, усложнением техники исполнений произошло разделение авторов и исполнителей.

Эволюция прав артистов-исполнителей исторически короче эволюции прав авторов, но в целом повторяет ее схему: использование объектов интеллектуальной деятельности начинается раньше, чем появляются институты авторского права или смежных прав, то есть сначала возникает рынок объектов интеллектуальной деятельности. Но пока возможности копирования не позволяли распространять объекты в массовом порядке, необходимость в специальном регулировании не возникала.

Считается, что авторское право возникло именно с целью обеспечения контроля авторов за использованием их произведений и получением вознаграждения за такое использование. В связи с изобретением в конце XIV - начале XV века книгопечатания и реальной возможности тиражирования книг, в 1709 году был издан Статут королевы Анны - первый законодательный документ, защищавший права авторов, устанавливавший их право на вознаграждение при копировании произведения. Процесс формирования авторского права как института в мировом масштабе завершился Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений в 1886 г.

Пока не было возможности фиксировать, а затем с достаточной легкостью тиражировать исполнение, необходимости специально охранять права артистов-исполнителей не было, так как при живом исполнении - единственном объекте на тот момент - артистам-исполнителям удавалось контролировать свою аудиторию, использование исполнения и получение за него вознаграждения, которые практически совпадали по времени. Но в XIX веке была изобретена механическая звукозапись, так же как и кино, были изобретены аппараты для копирования фонограмм, и исполнения начали отделяться от исполнителей. С появлением радио в 1890 году и телевидения в 1925 году. Артисты-исполнители больше не смогли контролировать аудиторию пользователей.

Возможности фиксации и тиражирования привели к тому, что нематериальная ценность и материальный носитель разделились так же, как когда-то автор разобщился с книгой. Аудитория артиста-исполнителя становится неопределенной. У нее появляется возможность получать удовольствие от исполнений, не выходя из дома в любое удобное время, а это оказывает существенное влияние на размер собираемой артистом "живой аудитории". Начинают страдать его экономические интересы. Возникла необходимость охраны прав артистов-исполнителей.

По инициативе Международной организации труда (МОТ), начавшей с 1926 г. проявлять активный интерес к охране прав артистов-исполнителей, в 1928 г. на дипломатической конференции Бернского союза по охране литературных и художественных произведений в Риме эта проблемы была поднята и началась разработка первых международных норм. В 1939 г. на сессии в Самадене (Швейцария) МОТ опять поставила вопрос о необходимости защиты прав исполнителей и совместно с Бюро Бернского союза начала разработку норм1. Однако Вторая мировая война прервала эту работу. В отдельных странах уже появились нормы, устанавливающие охрану фонограммных прав (в Великобритании - 1911 г., в Австрии - в 1936 г., в Италии -1941 г.).

Разработка норм началась, как и в случае с авторским правом, с права на копию фонограммы и получения вознаграждения за копирование и тиражирование. В 1933 г. в Отрезе было подписано соглашение с Международной федерацией граммофонной индустрии, включающее: а) охрану фонограмм от незаконного копирования; б) право производителей фонограмм на так называемое «справедливое» вознаграждение за сообщение для всеобщего сведения их фонограмм с помощью передачи в эфир или средствами кинематографии (в данном контексте — вознаграждение, причитающееся правообладателю не по договору, а исключительно в силу закона).

На Брюссельской конференции по охране авторских прав в 1948 г. был принят документ как пожелание в изучении вопросов, касающихся прав, граничащих с авторским правом, и в особенности охраны прав артистов-исполнителей, так как их исполнение носит творческий характер (Брюссельская конференция по охране авторских прав 26 июня 1948 г., пожелание VIII, приложение к новой редакции Бернской конвенции). Тогда же начался, продолжающийся и поныне, спор, какими нормами регулировать права артистов-исполнителей - авторскими или смежными.

Артисты-исполнители в системе субъектов смежных прав

ЗоАП не дает дефиницию смежных прав, определяя их через субъектный состав. Согласно п. 1 ст. 36 ЗоАП субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. Соответственно объекты прав артистов-исполнителей — их исполнения и постановкя (исполнительские права), производителей фонограмм - их фонограммы (фоно-граммные права) и организаций эфирного и кабельного вещания - их передачи (вещательные права). Права организаций эфирного вещания и организаций кабельного вещания совершенно одинаковы по объему и содержанию, что позволяет говорить о трех, а не о четырех субъектах смежных прав.

Подобная формулировка отсутствует также и в конвенциях и в других международных актах: Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.), Римской конвенции, Соглашении ТРИПС, ДВИФ и т.д. Приведу несколько определений смежных прав, даваемых различными авторами.

Формулировка, предложенная Ксавье Бланом, Генеральным секретарем Европейской ассоциации исполнителей: "Смежные права относятся к тем компонентам творчества, которые служат как бы вспомогательными источниками авторского права" . Однако очевидно, что не все смежные права носят творческий характер и тем более не являются источниками авторского права по континентальному законодательству. Их можно было бы назвать дополнительными основаниями для реализации авторских правомочий.

В.О. Калятин определяет деятельность субъектов смежных прав как деятельность, связанную с доведением объектов авторского права до аудитории, которая в силу своих особенностей порождает продукты, нуждающиеся в самостоятель-ной охране . Однако эта попытка дать общую формулировку всех субъектов смежных прав требует доработки с учетом того, что не только публичные исполнения охраняются, но и непубличные (п. 2 ст. 37 ЗоАП), а значит, не всегда связаны с доведением до аудитории.

Следующее определение, на котором хотелось бы остановиться, дано Б.Д. Завидовым и И.В. Савельевой: «Название "смежное право" основано на том, что регулируемые этим разделом права не только тесно связаны с авторскими и как бы производны от них, но и возникают они, как правило, на основе использования ранее созданных объектов авторских прав» . К этому определению можно сделать несколько замечаний. Первое - то же самое можно сказать о производных произведениях (например, о переводе). Второе - смежное право может быть вообще не связано с авторскими правами (например, срок охраны истек, автор не известен или произведения вообще исключены из охраны ЗоАП - произведения народного творчества; либо записи звуков природы, животного мира, подводные съемки, съемки на улице и т.д.), а значит, и не быть от них производным. Получается, что согласно определению, в этом случае права на объекты, не связанные с авторскими правами, не подпадают под охрану ЗоАП. Третье - смежные права возникают независимо от прав авторов, прекращение авторского права не влияет на существование смежных прав.

С.А. Судариков приводит определение смежных прав, под которыми обычно понимаются права, предоставляемые для охраны прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиотелевещания «в связи с публичным использованием (выделено мной. - С.К.) произведений авторов, выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений» . Однако исполнения охраняются не только в связи с их публичным использованием. Артисты-исполнители имеют права на свои исполнения даже если они непубличные (например, репетиция, запись в студии и т.д.). Далее С.А. Судариков настаивает на использовании термина "связные права" (related rights), который был применен в Соглашении TRIPS3 вместо термина "смежные права" (neighboring rights), так как, по его мнению, термин "связанные права" признает первичность авторского права и вторичность смежных прав, которые не существуют без авторского права, а термин смежные права предполагает сосуществование (выделено мной. - С.К.) с авторским правом. Однако приоритет авторских прав установлен на конвенционном уровне, закреплен в ЗоАП и не вводится через терминологический аппарат. А необходимость "сосуществования" авторских и смежных прав объясняется тем, что смежные права могут существовать вне связи с авторскими правами. Как говорилось выше, смежные права могут быть совершенно самостоятельными.

Понятие исполнения

Бернская конвенция не определяет, что такое исполнение, ограничиваясь перечислением произведений (музыкального, литературного или художественного) и способов исполнения (исполнение, публичное чтение) (п. 3 ст. 3, ст. 11, ст. llter). Статья 3 Римской конвенции также не дает определения исполнения, упоминая "исполнение... литературных или художественных произведений".

Понятие исполнения существует во всех законах стран СНГ, кроме Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" от 23 декабря 1993 г., в котором это понятие отсутствует1.

Согласно абз. 10 ст. 4 ЗоАП исполнение - это представление произведений, фонограмм, исполнений2, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Как видно из формулировки, публичное чтение в ЗоАП отсутствует, поглощаясь понятием "декламация".

Согласно ст. 4 ЗоАП исполнение имеет следующую классификацию:

а. публичное исполнение;

б. исполнение, которое, в свою очередь, делится на:

6.1.1) живое;

6.1.2) с использованием материальных носителей (аудиовизуальное произведение, фонограмма);

6.1.3) с использованием технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств, например компьютерных сетей Интернет);

6.2. показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения)1. Показ кадров аудиовизуальные произведения в их последовательности приравнивается к исполнению и является его отдельным видом, отличным от исполнений артистов-исполнителей, а также исполнения фонограмм2. Если с помощью понятия "исполнитель" объединялись разные по сути субъекты (артист-исполнитель, режиссер-постановщик спектаклей и дирижер), то "исполнение" объединяет разные действия (исполнение произведений, постановок, показ аудиовизуального произведения и исполнение фонограммы), не имеющие отношения к перечисленным "исполнителям", кроме артистов-исполнителей. Иными словами понятия "исполнитель" и "исполнение" не стыкуются между собой, совпадая только в отношении артиста-исполнителя.

Бернская конвенция разделяет представление драматического, музыкально-драматического или кинематографического произведения и исполнения литературных и художественных произведений, публичное чтение литературного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений (п. 3 ст. 3, ст. 11, ст. 11ег ст. 14 Бернской конвенции). Римская конвенция, регулирующая вопросы исполнительства, вообще не затрагивает исполнения в аудиовизуальном произведении. Как видно, объединение представления аудиовизуального произведения с исполнением литературных и художественных произведений не соответствует ни Бернской, ни Римской конвенциям.

Исполнение фонограмм и аудиовизуальных произведений — вид использования фонограмм и аудиовизуальных произведений и затрагивает субъектный состав, в который должны входить не только артисты-исполнители, но и производители фонограмм, изготовители аудиовизуальных произведений. Получается, что последние также должны иметь право на исполнение. Но анализ ст. 13, 38 и 39 показывает, что производитель фонограммы и изготовитель аудиовизуального произведения не имеют такого права: право на исполнение у них отсутствует, изготовитель аудиовизуального произведения имеет право только на публичное исполнение, а право производителя фонограммы на публичное исполнение изъято из их исключительных прав. Мы видим, что объектный и субъектный состав "исполнителей" и "исполнения" не совпадают к тому лее и с распределением прав между субъектами. Поэтому смешивать понятие "исполнение" с "показом аудиовизуальных произведений" и проигрыванием фонограмм не следует.

Кроме того, непосредственное "исполнение" в виде "показа аудиовизуального произведения" и "исполнения ... фонограмм" осуществляют граждане, кинотеатры, видеозалы, дискотеки и подобные субъекты, которые согласно закону не имеют смежного права на исполнение.

Можно, используя терминологию Бернской конвенции, ввести для фонограмм и аудиовизуальных произведений понятие "публичное представление"1 -показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком), проигрывание фонограмм. Исключив, таким образом, аудиовизуальные произведения и фонограммы из понятия исполнения, что соответствовало бы Бернской и Римской конвенциям.

Похожие диссертации на Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации