Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика Куликова Елена Владимировна

Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика
<
Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Куликова Елена Владимировна. Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03.- Москва, 2001.- 262 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-12/666-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие объектов и субъектов авторского права 24- 62

ГЛАВА 2. Имущественные права авторов и иных правообладателей.. 63-164

1 Право на воспроизведение 66-102

2 Право на сообщение для всеобщего сведения 103-147

3 Право на передачу в эфир 148-164

ГЛАВА 3. Отдельные аспекты реализации прав и технические средства защиты 165-218

1 Реализация прав 165-198

2 Технические средства защиты 199-218

Заключение 219-241

Библиография 242-262

Право на воспроизведение

Среди имущественных прав автора важное, если не наиболее значимое, место занимает право на воспроизведение произведения. Оно относится к тому виду прав, которые имеются практически в любом законодательном акте об авторском праве.

Право на воспроизведение в традиционном понимании означает, что без согласия автора ( за рядом установленных законом исключений ) никто не имеет права изготавливать экземпляры произведения. В доктринальных источниках право на воспроизведение понимается как право на повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц.50 При этом под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров произведения на материальном носителе. А. П. Сергеев, в частности, рассматривает воспроизведение, как изготовление копий произведения или его части в любой материальной форме, вне зависимости от того, каким конкретно способом была осуществлена повторная фиксация. При этом воспроизведением, по его мнению, является не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, но и воплощение произведения в иную объективную форму.51 Аналогичного подхода придерживается и Э. П. Гаврилов. Он отмечает, что воспроизведение произведения - это повторение произведения в любой материальной форме. При этом воспроизведение представляет собой не творческий, а механический процесс, не влекущий появления нового объекта авторского права.52

Придание произведению материальной формы рассматривается в качестве обязательного условия воспроизведения и рядом зарубежных авторов. В частности, К. Мазуйе отмечает, что воспроизведение "любым образом и в любой форме" достаточно полно охватывает все методы воспроизведения, а вопрос состоит лишь в том, чтобы придать произведению какую-либо материальную форму.53 Аналогичного подхода придерживается П. Сиринелли.54

Таким образом, изготовление материальной копии произведения выделяется в качестве основного условия воспроизведения в доктрине авторского права. Аналогичным образом вопрос о понятии воспроизведения решается и в национальном законодательстве целого ряда государств. В частности, французское законодательство, прямо предусматривает, что воспроизведение заключается в материальной фиксации произведения любым способом, который позволяет не непосредственно, а косвенно сообщать его публике. Несколько менее конкретен в этом отношении германский закон, в котором говорится о праве изготавливать экземпляры произведения независимо от способа и целей воспроизведения. В законодательстве скандинавских стран - Швеции, Норвегии, Дании. - закрепляется исключительное право распоряжения произведением путем производства его копий, при этом под воспроизводством копий понимается в том числе и запись для инструмента, который может воспроизводить произведение. В законодательстве Великобритании достаточно подробно раскрывается, что понимается под воспроизведением.

В частности, копирование обозначает воспроизведение произведения в любой материальной форме.55 Законодательство Так в статье 17 определяется понятие копирования применительно к конкретным категориям произведений. Наиболее интересны в данном отношении следующие категории: литературные, драматические, музыкальные или художественные произведения. Применительно к ним копирование означает воспроизведение произведения в любой материальной форме. Сюда же относится и хранение произведения на любом средстве электронным способом. Применительно к фильмам, телевизионным передачам или кабельным программам воспроизведение означает производство фотографии полностью или значительной части изображения, составляющего часть фильма, передачи или программы. Также регламентировано понятие копирования применительно к художественным произведениям, описанию произведения и т. д. Указанный закон является одним из тех законодательных актов, которые дают наиболее детальное определение понятия воспроизведения. Примечательно в данной связи упоминание о современных технических средствах, таких как электронные средства, а также о копировании телевизионных передач, кабельных программ и фильмов.

Право на передачу в эфир

Передача, по их мнению, является способом распространения экземпляров произведения также, как она может быть и средством (способом) исполнения. Под исполнением, следует очевидно понимать в первую очередь не живое исполнение, а передачу в эфир, то есть то, что в российском законодательстве квалифицируется как сообщение для всеобщего сведения. Таким образом фактически не отрицается, что при определении того, к какому из двух прав будет относиться каждая конкретная передача может иметь место смешение двух авторских правомочий.

Авторы Белой книги пытаются разрешить такое противоречие следующим образом. Если произведение публично исполнено посредством передачи, то имеет место публичное исполнение произведения вне зависимости от того вовлечено ли в данном случае еще и право на распространение. Сам факт, что некоторые передачи представляют и воспроизведение и распространение не означает, что такая передача не является и публичным исполнением. Таким образом объем права на публичное исполнение не умаляется по той только причине, что передача подпадает и под понятие права на распространение. Авторы Белой книги не видят препятствий в том, что в одно и то же действие вовлечены несколько прав, поскольку, по их мнению, возможно рассматривать и вводить ответственность за нарушение каждого права, кроме того, разные стороны могут отвечать за нарушение различных прав, а также разные лица могут быть обладателями различных прав. При этом подчеркивается, что в любом случае передача произведений будет часто включать в себя два права: право на распространение и право на воспроизведение.

Из права на распространение предлагается тем не менее вывести некоторые частные случаи передачи. Так, например, распространение должно быть публичным, то есть опубликование произведения, а также, например, передача произведения от одного лица другому в качестве частного послания по электронной почте не будет рассматриваться как распространение. Все ограничения, связанные с правом на распространение будут применяться в отношении передачи по компьютерным сетям...107 Предлагаемая концепция страдает рядом недостатков. Один из них состоит в том, что противоречие между правом на распространение и правом на публичное исполнение решить не удается, то есть имеет место своего рода раздвоение права. В результате вероятнее всего сложится ситуация, при которой передача без физической копии будет рассматриваться и как исполнение, и как распространение, а передача физической копии только как распространение. Ситуация, при которой акт передачи произведения может подпадать одновременно под действие сразу нескольких исключительных прав, существенно затрудняет положение организаций, осуществляющих подобные услуги, а в ряде случаев и пользователей, поскольку для передачи произведения потребуется получить согласие правообладателя на совершение не одного, а целого ряда действий. Это вполне вероятно может сказаться и на стоимости предоставляемых услуг.

В американской концепции предлагается отнести такое решение упомянутого выше противоречия на усмотрение суда, который должен будет рассмотреть целый комплекс вопросов: собирался ли тот, кто осуществляет передачу сообщить исполнение для широкого круга лиц или распространить воспроизведение; просто ли пользователь услышал (увидел) произведение или получил его копию; при получении такой копии имел ли он возможность также слышать (видеть) произведение.

В связи с предложением включить право на передачу в понятие права на распространение предлагается также указать передачу в качестве одного из средств импортирования.108 Вызывает, однако, определенные сомнения реальная возможность соответствующих органов каким-либо способом контролировать и влиять на осуществление подобных операций.

Вторая причина, по которой представляется затруднительным принять предлагаемую концепцию, является сложность ее имплементации в существующую в России систему авторского права.

В случае попытки включения в законодательство права на цифровую передачу данных перед российскими законодателями встанет ряд вопросов. Прежде всего необходимо будет уточнить объем вводимого права. Если понимать это право в широком смысле, т.е. понимать под правом на цифровую передачу любую передачу, производимую по цифровым каналам (вне зависимости от того происходит ли такая передача от пункта к пункту или от одного пункта в несколько пунктов), то также придется включить сюда и такое понятие как передачу в эфир цифровым способом.

Реализация прав

В случае распространения права на сообщение произведения для всеобщего сведения на случаи цифровой передачи следует учесть ряд важных моментов. Передачу произведения в цифровой форме можно рассматривать с двух точек зрения. Если в результате такой передачи появляется физическая копия произведения, то налицо все признаки права на воспроизведение. Если физической копии не возникает, то такие действия подпадают под понятие сообщение для всеобщего сведения. Анализ соответствующих статей законов различных иностранных государств позволяет сделать вывод о том, что цифровая передача произведения в цифровой форме вписывается в рамки права на сообщение произведения для всеобщего сведения. Соответствующие положения российского закона также позволяют сделать подобное заключение. Передачу произведений в цифровой форме в данном контексте можно было бы рассматривать в рамках права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств. Термин «иных аналогичных средств» вполне может быть применен к цифровым технологиям. В данном случае правомочие автора будет носить исключительный характер, оно будет четко отграничено от права на распространение (что не повлечет за собой необходимости решать сложнейшую проблему исчерпания прав).

Право на сообщение для всеобщего сведения заключается в том, что с помощью специальных сигналов, идущих по кабелю, проводам, оптическим волокнам или иным аналогичным средствам произведение доводится до широкой публики. Важным критерием, по которому это правомочие следовало бы отличать от других авторских правомочий (на публичное исполнение и публичный показ) является отсутствие опосредующих звеньев в виде материальных носителей между передающим и принимающим устройствами.125 От права на передачу в эфир это право отличается техническим методом доведения произведения до публики, поскольку под передачей в эфир понимается передача радиосигнала по воздуху.126 При передаче произведения по компьютерной сети также осуществляется передача сигнала от передающего устройства на принимающее устройство (устройства). Причем речь идет не о передаче сигналов по воздуху. Поскольку между передающим и принимающим устройствами нет опосредующих звеньев в виде материальных носителей (кассеты, пленки, лазерные диски и т.д.) речь, очевидно, не может идти ни о публичном показе, ни о публичном исполнении. Итак передача произведения цифровым способом по компьютерной сети в целом отвечает критериям, в соответствии с которыми действие может подпадать под сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, проводам, оптическим волокнам или иным аналогичным способом. При сообщении произведения по сети получатель не получает физической копии произведения, соответственно речь не идет о праве на распространение.

Несмотря на то, что передача произведения в цифровой форме в целом вписывается в рамки права на сообщение произведения для всеобщего сведения, остается неурегулированным один важный момент, связанный с правом на сообщение. Уже из самого правомочия автора разрешать сообщение произведения для всеобщего сведения (соответственно в зарубежных странах это communication to the public, communication au public и т.д.) следует, что предполагается каким-либо образом определить, что же включает в себя понятие «публика» (или соответственно «public»). Данный вопрос представляется важным, так как понятие «публика» должно, очевидно противостоять тому, что в современном авторском праве называется использованием произведения «в личных целях» («private» или «prive»). В зависимости от того, в какую из вышеназванных категорий попадает использование произведения, решается вопрос о том подпадает ли данное действие под одно из исключительных прав автора или нет, поскольку законодательство практически всех стран предусматривает использование произведения в личных целях без выплаты авторского вознаграждения и без согласия автора.

Технические средства защиты

В свете появления новых технологий важным вопросом становится проблема влияния последних достижений научной и технической мысли на права артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Права этих организаций традиционно относятся к сфере смежных прав. В этой связи внимание, уделяемое проблеме защиты обладателей смежных прав становится повышенным, прежде всего потому, что необходимо действовать очень взвешенно, чтобы не нарушить сложившийся баланс между системой авторских прав и смежных прав. Наиболее острую дискуссию в данном контексте вызывает право на передачу в эфир.

С появлением новых средств передачи произведений все более возрастают опасения исполнителей и производителей фонограмм за свои произведения. Исполнители и производители фонограмм, а также вещательные организации начинают требовать предоставления им новых исключительных прав, сфера действия которых могла бы охватить вещание с применением разного рода технических новшеств, связанных с использованием их произведений, вне зависимости от того, осуществляется ли такое использование при помощи аналоговых или цифровых технологий.140 Обладатели смежных прав обосновывают такую постановку вопроса прежде всего тем, что, по их мнению, появились новые формы использования произведений, что, в свою очередь, повлекло изменение существовавшей до этого экономической ситуации при использовании произведений. Причем изменение это произошло, по их мнению, не в пользу исполнителей и производителей фонограмм.

Вместе с тем, представители ряда крупных вещательных организаций и союзов не разделяют тезис о влиянии цифровых технологий на авторские, а также на смежные права, в том числе и на право передачи в эфир, до такой степени, что это могло бы потребовать пересмотра сложившейся системы. По их мнению ни в соответствии с Бернской, не в соответствии с Римской конвенцией не возникает никаких различий между передачей в эфир аналоговым, либо цифровым способом. Это объясняется тем, что с чисто технической точки зрения передача в эфир представляет собой передачу беспроволочным способом телевизионных или радиопрограмм, при этом нет особой разницы цифровая это передача сигналов или аналоговая. Вследствие этого с финансовой точки зрения независимо от способа передачи не появляется никакого дополнительного источника прибыли.141 При этом передача в эфир цифровым способом сравнивается с появлением, к примеру, цветного телевидения, которое повысило качество передаваемых телевизионных программ, но никак не отразилось на использовании таких программ.

Автор надеется , что приведенный ниже анализ существующих сегодня норм и правил, регламентирующих право передачи в эфир, позволит сделать вывод о том, насколько верен упомянутый подход, а также в какой степени существующее правовое регулирование права на передачу в эфир нуждается в изменении.

Право на передачу в эфир регулируется соответствующими положениями национального законодательства, а также рядом международных актов. В том, что касается международных конвенций, прежде всего следует отметить Бернскую и Римскую конвенции.142 Трактовка права на передачу в эфир в том виде, в каком она дается в статье 11 bis Бернской конвенции позволяет рассматривать право на передачу в эфир цифровым способом как и право на передачу в эфир аналоговым способом в рамках права на передачу в эфир. Данное утверждение основывается на анализе существа права на передачу в эфир. Исходя из тех особенностей, которые выделяются в научных комментариях применительно к праву на передачу в эфир143, можно выделить следующие характерные черты такой передачи.

Похожие диссертации на Влияние новых технологий на развитие авторского права и смежных прав: договоры, законодательство, практика