Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Пелих Елена Александровна

Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей
<
Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пелих Елена Александровна. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Москва, 2003 192 c. РГБ ОД, 61:04-13/837

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы взаимосвязи разных видов художественной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста 14

1.1. Философские и психолого-педагогические вопросы интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности в художественном развитии детей 14

1.2. Возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности в формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста 34

1.3. Осуществление взаимосвязи изобразительной и театрально-игровой деятельности в целях формирования художественно-творческих способностей в современной практике работы с детьми 45

1.4. Критерии сформированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет 55

Глава 2. Педагогические условия формирования художественно- творческих способностей у детей 5-7 лет средствами взаимосвязи театрально-игровой и изобразительной деятельности 69

2.1. Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы 69

2.2. Содержание, формы и методы интеграции по театрально-игровой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 81

2.3. Динамика формирования художественно-творческих способностей и уровень сформированности у детей 5-7 лет 112

2.4. Оценка успешности экспериментальной работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности 135

Заключение 138

Список литературы 141

Приложение 150

Введение к работе

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества.

Начальные старты становления и развития творческой, деятельной, эрудированной, компетентной личности - в дошкольном детстве, и поэтому цель дошкольного образования - обеспечить эти старты.

Именно в дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

Главная задача практики работы дошкольных учреждений — насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включать искусство в повседневную жизнь детей, создавать условия для детского творчества.

Искусство — одна из важнейших областей духовной жизни человечества, художественного творчества. В нем объединяется специфическое познание мира в художественных образах, создание изображений, воплощающих духовное, идейное содержание в чувственном материале — в слове, в движении, в красках, в пространстве, пластических средствах. Согласно этому определению можно сказать, что эстетическое воспитание и образование, основанное на познании искусства, играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящего в дошколь-

ном детстве. По определению Я.А.Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.

Именно в дошкольном периоде жизнедеятельности при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, складываются черты характера. Ученые рассматривают процесс воспитания не только как воздействие взрослого на ребенка, но и как деятельность самого ребенка. Правильная организация детской деятельности, педагогическое руководство ею является основной воспитательно-образовательной задачей.

Изучение исторического опыта работы с детьми дошкольного возраста в России в области эстетического воспитания и развития взаимодействия искусств показали, что эстетическое воспитание играло важную роль в культуре первой четверти XX века. Виднейшие философы, педагоги, психологи и деятели культуры России Б.В. Асафьев, А.В. Бакушин-ский, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Л.С. Выготский, А.К. Гастев, С.С. Моложавый, Е.Т. Руднева, М.А. Рыбникова, Н.И. Сац, Е.А. Флерина, А.В. Чичерин, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая, Ф.И. Шмит и другие вели исследования в этой области, опираясь на достижения в педагогике, психологии, философии, генетике, физиологии.

Отражая новые революционные условия, П.П. Блонский отводил важное место «Структурно-синтетическому методу», который начинается с создания и украшения предметов и, затем, предполагает синтез рисования, живописи, скульптуры, архитектуры, моделирования.

Цель эстетического воспитания, по мнению Ф.И. Шмита, заключается в развитии, прежде всего, творческого потенциала ребенка.

Новаторскими были идеи А.А. Богданова о роли искусства, о влиянии его на воспитание и развитие человека.

Придавая большое значение эстетическому воспитанию, А.В. Луначарский отводит особое место искусству, особенно литературе, музыке, театру в формировании личности ребенка, подчеркивая, что эстетическое содержание должно пронизывать всю жизнедеятельность детей.

Научить человека созидать прекрасное — главная цель воспитания у СТ. Шацкого. Его педагогическая система подтверждена большим практическим опытом. Большое значение он придавал окружающей среде, как средству эстетического воспитания и активной самостоятельной деятельности детей.

Теоретические изыскания видных русских ученых-философов, педагогов, психологов в области эстетического воспитания не могли не найти своего отражения и в практической работе школы и дошкольных учреждений.

В формировании художественно-творческих способностей важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство является фактором формирования личности. Художественная культура выступает как компонент образования. Для развития художественной культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их взаимодействие.

Отсюда следует, единение и взаимодействие — главное в образовательном процессе. Педагоги и философы (А.Л. Андреев, Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Б.М. Галеев, И.Ф. Гончаров, А.Я. Зись, М.С. Каган, Е.Н. Колокольцев, А.И. Мазаев, В.П. Михалев и др.) в своих трудах, посвященных изучению синтеза искусств, подчеркивали его значение в формировании

личности. Из зарубежных ученых эту проблему разрабатывали Т. Грин, У. Моррис, Я. Фальке, М. Шаслер и др.

В конце 80-х и 90-х годах исследования по интеграции продолжаются. Под руководством Т.С. Комаровой появляются работы по интеграции изобразительной деятельности и музыки СП. Козыревой, игры-драматизации и изобразительной деятельности Е.Л. Трусовой, природы и изобразительной деятельности Е.Н. Янакиевой, предметов эстетического цикла в 5-6 классах СИ. Хмарского.

В этих исследованиях прослеживается глубокая и разносторонняя взаимосвязь разных видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной, театрализованной, игровой, художественно-речевой и др.) со всей воспитательно-образовательной работой с детьми дошкольного возраста и значение такой взаимосвязи интеграции в формировании художественно-творческих способностей у детей.

Социальные потребности общества, поиск единого подхода к гуманитарному образованию, необходимость направленности в современных условиях педагогического процесса содержания образования на формирование общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение задач эстетического воспитания молодежи обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработать систему интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности ориентированную на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование и развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности старших дошкольников как средство формирования у них художественно-творческих способностей.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: основу исследования составляет предположение о том, что интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает средством формирования художественно-творческих способностей при следующих условиях:

систематическое расширение представлений дошкольников о культуре и искусстве ( музыкальном, изобразительном, театральном, художественно-речевом, литературном) и разнообразных видах деятельности, которые, в совокупности, должны способствовать общему художественно-культурному развитию детей;

создание педагогических условий реализации интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности;

активная деятельность детей совместно с педагогами по созданию материально-эстетической среды, отвечающей соответствующим требованиям;

систематическое и последовательное овладение детьми способами театрализованной и изобразительной деятельностями под руководством педагога;

сочетание коллективного и индивидуального характера художественно-творческих работ, осуществляемых дошкольниками различных возрастных групп;

широкое взаимодействие с родителями по организации и проведению интеграции в дошкольном учреждении.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Философские и психолого-педагогические вопросы интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельности в художественном развитии детей

Важная задача образования XXI века — формирование ценностных ориентации подрастающего поколения. Она может решаться лишь при едином подходе к гуманитарному и естественнонаучному образованию. Все учебные предметы и все содержание образования в целом необходимо ориентировать на формирование общечеловеческих ценностных культурных ориентиров, на решение задач эстетического воспитания молодежи (75).

Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего в себе то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли "защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости, пошлости и безвкусицы. Синтез искусств помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях, осознать собственную значимость.

Эстетическое воспитание и образование играет особо важную роль на этапе становления личности ребенка, происходящем в дошкольном детстве. Начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей (Коменский Я.А.). Еще Я.А. Коменский говорил, что школа должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование 0). Этой цели и способствуют интегрированное обучение и воспитание в начальной школе и детском саду.

Закономерно, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные знания по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, театральной деятельности. Дети с особой радостью отмечают именно те уроки, где происходит интеграция театрально-игровой и изобразительной деятельности. Причиной этому служит возможность открытия перед ребенком мира во всем его многообразии, развивая эстетическую восприимчивость: мир красок, звуков, форм, движений, света, отношений. Причем эстетическое восприятие не только внешних признаков предмета, но прежде всего его содержания, его внутренних качеств.

Важным фактором в решении этой задачи является интегрированный подход к эстетическому воспитанию и обучению детей, формированию у них художественно-творческих способностей.

Проблема взаимосвязи разных видов художественной деятельности в работе с детьми занимает особое место в исследованиях педагогов и психологов. На протяжении десятилетий ее изучали известнейшие специалисты в области психологии, педагогики, эстетики, как в нашей стране так и за рубежом. Теоретическое обоснование взаимодействия искусств, внедрение в практику программ комплексного развития ребенка было и остается важнейшей задачей педагогики. Особого внимания в этом заслуживает дошкольный возраст, так как именно в этот период детства закладываются основы будущей личности, формируется отношение к окружающему миру. Путь развития процесса художественной деятельности в детских учреждениях в истории нашей страны не отличался ровным, по следовательным характером. Это был процесс, насыщенный борьбой нового, прогрессивного с реакционным, тормозящим.

Художественное развитие человечества представляет собой два встречных процесса (Ю.Б. Борев) (10). Первый процесс — это переход от синкретизма к образованию отдельных видов искусств (синкретичность — нерасчлененность), второй процесс — переход от отдельных искусств к их синтезу (100). Примером этому служит появление кино, синтеза музыки и литературы, живописи и скульптуры.

Кант находил источник многообразия видов искусства в многообразии способностей человека (32). Гегель — во внутренней дифференциации объективных явлений (19). Исследования французских материалистов остановили взор на различии художественных средств, а взгляды современных философов отличает широкий разброс мнений: в способе — у М.С. Кагана, в сфере художественного освоения мира — у Ю.Б. Борева. Однако все они сводятся к двум основным точкам зрения и объясняют существование разных видов искусств объективными или субъективными причинами, причем одна — это деление искусства на отдельные виды (в причине многогранности самого предмета искусства), другая — взаимосвязь существования искусств с субъективными особенностями человеческого восприятия. Несмотря на различные точки зрения и расхождения взглядов ясно одно, что в отношении между искусствами существует определенная связь, так как изобразительно-выразительные средства искусств подчинены воздействию некоторых закономерностей.

Возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности в формировании художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст очень сложный и важный период в формировании и становлении личности ребенка. В этот период формируется характер ребенка, развиваются сенсорные процессы, память, внимание, мышление, воображение; осуществляется его всестороннее развитие. Но развитие идет не только путем накопления знаний, получаемых из разных источников. Громадное значение имеет деятельность детей, как средство овладения различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития его возможностей.

В дошкольный период детства у детей формируются разнообразные способности: интеллектуальные, художественно-творческие, конструктивные.

Так как наше исследование посвящено интеграции изобразительной и театрализованной деятельности с целью формирования художественных способностей, рассмотрим, что же понимают ученые под художественными способностями.

Художественная деятельность влияет на всестороннее развитие и формирование личности, включает в себя такие виды деятельности, как музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрально-игровую. Каждый из этих видов деятельности вносит свое содержание, раскрывая сущность художественной деятельности. Вместе с тем, эти деятельности направлены на художественно-эстетическое развитие детей, в процессе этих деятельностей создаются возможности формирования художественно-творческих способностей. Рассмотрим подробно возможности театрально-игровой и изобразительной деятельности.

В дошкольном учреждении художественное воспитание осуществляется следующим образом: путем воспитания способности непосредственно эстетически воспринимать явления действительности; через ознакомление с искусством; включением детей в художественную деятельность: пение, танцы, чтение стихов и рассказывание сказок, игры-драматизации, рисование, лепка и т.д.

Эти пути тесно связаны между собой, являясь основой успешного осуществления всех видов художественной деятельности. Следовательно, развитие у детей способности художественного восприятия вызывает необходимость обогащать их соответствующими впечатлениями, знакомить с идейно и художественно полноценными, доступными детскому пониманию, произведениями искусства. Действуя на сознание и чувства, искусст во способствует не только художественному развитию, но и умственному, и моральному воспитанию.

Опыт и исследования показывают, что комплексное использование искусств в работе с детьми дошкольного возраста в художественной деятельности, а именно интеграции театрально-игровой и изобразительной деятельностей, необходимо для формирования и развития элементов эстетической культуры. Одним из важных элементов эстетической культуры является эстетическое чувство и эстетический вкус. Эстетическое чувство определяется как субъективное переживание оценочного отношения к предметам или явлениям. Эстетический вкус определяется, как субъективное освоение объективных нормативов, оценок прекрасного и безобразного; он формируется на протяжении всей жизни человека.

Ряд авторов определяет эстетический вкус как способность человека понимать и оценивать эстетические особенности предметов, явлений природы, общественной жизни. Эстетический вкус выражает оценку действительности, всего многообразия эстетический ценностей с позиций выработанных у человека в процессе общественной практики и представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом (72).

Эстетическое чувство у ряда авторов рассматривается как специфическое переживание, вызываемое в человеке восприятием эстетического своеобразия окружающей действительности: красоты и уродства, возвышенного и неземного, трагического и комического в общественных отношениях, в поведении людей, в искусстве.

Н.К. Крупская писала о том, что ребенок очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словом, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов, дать ему материал: глину для лепки, карандаш и бумагу, нужный материал для построек, научить обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложив шихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось (53).

Организация и условия проведения опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в проверке эффективности созданных нами условий и организации педагогической работы, способствующих формированию художественно-творческих способностей у детей 5-? лет.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного образовательного учреждения Начальная школа — детский сад №1882 г.Москвы более 7 лет.

В экспериментальную работу было включено 135 детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет. Дети характеризовались разными уровнями сформированное художественно-творческих способностей: 18 детей — первой младшей группы (ранний возраст).

20 детей — второй младшей группы, 20 детей — средней группы, 20 детей — старшей группы , 25 детей — первого класса (6 лет), 25 детей — второго класса (7 лет), 25 детей — третьего класса (8 лет)

Перед опытно-экспериментальной работой стояла задача отобрать и проверить содержание театрализованной и изобразительной деятельности, направленной на формирование художественно-творческих способностей у детей средствами взаимосвязи этих видов деятельности, как театрально-игровая и изобразительная.

Перед началом работы нами были выдвинуты задачи исследования: 1. Охарактеризовать современное состояние проблемы интеграции, изучить опыт истории развития интеграции в России. 2. Выяснить влияние эстетической среды на эстетическое восприятие дошкольников и школьников в зависимости от ее эстетической организации. 3. Разработать содержание, формы и условия эффективности художественно-творческой деятельности в процессе интеграции изобразительной и театрально-игровой деятельности и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность. 4. Определить критерии сформированности художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

Данная работа проводилась в тесном сотрудничестве с кафедрой «Эстетического воспитания» ф-та «Дошкольного воспитания» МГОПУ им. Шолохова.

Анализ теоретических положений и выводы, полученные в результате исследования, позволили нам создать систему интегрированных занятий, включающую содержание, формы и методы работы с детьми по формированию художественно-творческих способностей в специально созданных условиях. В построении содержания мы опирались на научную концепцию художественно-твор-ческого развития детей Заслуженного деятеля науки, доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой.

Опыт истории, современные направления и формы работы учреждений образования, исследования ученых-педагогов: Т.С. Комаровой (35), Т.И. Лазарь (61), Н.А. Курочкиной (58), Пантюхиной Г.В. (92), Н.Б. Хале-зовой (93), А.В. Антоновой (6), философов: Б.М. Галеева (17), Е.М. Тор-шиловой (87), психологов: Л.С. Выготского (15), Давыдова (21), Б.Д. Эль-конина (108), в области дошкольной педагогики, а также исследования ученых естественных наук В. Вернадского, социолога Ю.У. Фохт

Бабушкина помогли нам выделить предположение о том, что наиболее эффективным фактором эстетического воспитания дошкольников и младших школьников является художественно-творческое развитие в процессе активной деятельности их по созданию материальной среды пространства под руководством педагога, которое должно отвечать следующим требованиям:

1. Расширение представлений дошкольников и школьников о культуре, искусстве, музыке (изобразительно-театральное, художественно-речевое и др.), которые в совокупности должны способствовать общему культурному развитию.

2. Сочетание художественного кругозора с личным участием детей в эстетическом формировании среды под руководством педагогов.

3. Отчетливая общественно-полезная направленность, близкая к художественному труду.

4. Сочетание коллективного и индивидуального характера художественно-творческих работ, осуществляемых дошкольниками различных возрастных групп и младшими школьниками.

5. Развитие у детей практических навыков и умений в процессе художественно-творческого освоения эстетической среды.

Опираясь на выше перечисленные требования и поставив перед собой задачу формирования художественно-творческих способностей ребенка в процессе интеграции названных видов деятельности, мы создали вначале в ГОУ Начальная школа — детский сад № 1882, а с 2002 г. — ставшего Прогимназией, центры детского творчества. Учебный комплекс состоит из двух отдельно стоящих зданий, поэтому один центр создавался для дошкольного подразделения, а другой для школьного.

Содержание, формы и методы интеграции по театрально-игровой и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рассматривая искусство как способ гуманного преобразования человека и природы, как форму связи человека с окружающим, мы обнаруживаем родство этих проблем с экологической сферой сознания и деятельности: изучение и созидание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры (77).

Это еще раз доказывает нам влияние художественных видов деятельности на развитие личности ребенка. В наше исследование были включены изобразительная и театрально-игровая деятельность. Опираясь на выводы, сделанные после параграфов: 1.1 и 1.2 настоящей диссертации нами выделен важный принцип по которому строились содержание и методы занятий по исследуемым видам деятельностей.

Это принцип интеграции, определяемый как глубокая взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельности (45).

Следует отметить, что театрально-игровая деятельность была включена в связи с тем, что театр — искусство комплексное. Оно объединяет разные виды искусств (музыку, литературу, изобразительное искусство) с целью наиболее полного выражения образа явления. Театрализованная деятельность детей также интегрирует разные виды художественной деятельности. К театрализованному представлению подбираются музыкальные произведения, кукольные персонажи, детали костюмов и костюмы разных героев и все необходимое для театрального действия. Все это создает благоприятные условия для формирования образных представлений, воображения и творчества в изобразительной деятельности.

Составление содержаний занятий в ходе исследования предполагало соблюдение следующих требований к принципу интеграции:

1. Для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа.

2. Один и тот же образ (или явление) в разных видах искусства передается специфичными для каждого искусства средствами выразительности.

3. Один из видов искусства стержневой в интеграции, все остальные — вспомогательные (однако это не значит, что без них можно обойтись).

4. Для всех видов художественной деятельности характерно единство психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление каждого вида.

5. Любая художественная деятельность способствует развитию таких важных психических процессов как восприятие, образные представления, образное мышление, воображение, память, эмоциональное отношение к искусству, действительности и к художественной деятельности.

Основываясь на принципах интеграции, мы составили циклы, объединенные одной темой, включающие в себя занятия по всем видам художественной деятельности детей. В таблице мы предлагаем подбор материала для интегрированных занятий по циклам: "Времена года", Твоя любимая сказка", "Пушкин — детям".

Занятия составлялись для разных возрастных групп и педагогов, работающих с детьми.

Представлен материал и внутри цикла по отдельно взятой теме. Примером является тема «Дымковская игрушка», тема: народные промыслы. Цикл: Народные промыслы. Тема: Дымковская игрушка.

Мы стремились, чтобы материал занятия содержал что-то новое, доступное и интересное для ребенка, чтобы он хотел выразить свое ощущение в передаче образа или действия в другом виде деятельности. Перед нами стояла задача определить темы интегрированных занятий наиболее продуктивные в дошкольном периоде и в начальной школе.

Все эти исследования позволяют нам по иному взглянуть на интегрированный процесс и его влияние на образовательную среду учреждения. Опишем, как проходили интегрированные занятия в первой младшей группе. Цикл: «Насекомые — наши друзья». Тема: "Как мы помогали бабочке ". Программное содержание:

Учить внимательно наблюдать за представлением, узнавать различных насекомых и характерную музыку для них.

Воспитывать с юных лет зрительскую культуру, интерес к сказке и любовь к природе. Задачи:

Вызвать у детей интерес к рисованию красками. Учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю о край баночки, промывать кисть в воде и сушить, ритмично прикладывать кисть к бумаге всем ворсом. Учить использовать в рисовании краску 2-3 цветов. Вызвать сочувствие к игровым персонажам.

Ход занятия: (Ширма. На ширме декорация — лес и трава) Педагог: Летом на лесной полянке тишина. Спят все жучки, паучки, бабочки. Вот над полянкой поднимается теплое солнышко.

Похожие диссертации на Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей