Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Гольмгрен Елена Борисовна

Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна
<
Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гольмгрен Елена Борисовна. Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 186 c. РГБ ОД, 61:02-13/1221-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна

1.1. Эстетическая культура как объективный и субъективный фактор воспитания личности 12

1.2. Педагогические возможности фотодизайна как вида эстетической деятельности личности в период детства 33

1.3. Возрастные особенности проявления эстетической культуры личности старшего дошкольника в процессе освоения фотодизайна 59

Выводы по главе I 87

ГЛАВА II. Педагогические условия воспитания основ эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна

2.1. Изучение начального уровня эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста 90

2.2. Педагогическое руководство воспитанием основ эстетической культуры в процессе дизайн-деятельности у старших дошкольников 112

2.3. Динамика развития основ эстетической культуры личности старших дошкольников 132

Выводы по главе II 148

Заключение 149

Литература 152

Приложения 167

Введение к работе

Актуальность проблемы и темы исследования. Постоянный интерес к эстетической культуре как к многовековому эстетическому опыту человечества, выраженному в идеях, явлениях, нормах и результатах человеческой деятельности, и как к качеству личности, обусловлен в научных исследованиях, прежде всего, дефицитом духовности, преобладанием в обществе материальных ценностей над духовными.

Эстетическое развитие ребенка осуществляется различными путями. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности детей представляет собой комплекс традиционного эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а неорганизованное эстетическое развитие - неконтролируемое воздействие массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, неэстетичной по своему характеру, на еще не готовую к этому детскую личность. Существенное значение в этих процессах принадлежит фотодизайну, который способен положительно либо отрицательно воздействовать на сознание ребенка. Однако в учебно-воспитательной среде фотодизайн в виде средств наглядного обучения и средств информации широко и качественно не используется, а тем более не применяется как вид эстетической деятельности детей. Для того чтобы фотодизайн способствовал воспитанию эстетической культуры личности и не препятствовал ее общему развитию, необходимо определить его эстетико-педагогические возможности в воспитательно-образовательном процессе.

Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. В научных работах эстетическая культура представлена как сложное структурное образование, включающее в себя в каждый конкретный исторический период создание, накопление и распространение реальных эстетических ценностей (СП. Кудрявцева, В.А. Разумный, У.Ф. Суна и др). Так, В.Н. Липский и А.В. Пирадов эстетическую культуру личности

определяли как единство чувств, вкусов и идеалов; А.В. Азархин как способность человека эстетически воспринимать и оценивать все явления действительности; Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, В.К. Скатерщиков как органическое единство развитого эстетического сознания человека и его эстетических способностей.

Однако особенности эстетической культуры личности старшего дошкольника остаются недостаточно исследованы. У старшего дошкольника в качестве первооснов эстетической культуры, по мнению М.А. Верба, С.А. Козловой, А.Ф. Лобовой, выступает эстетическая направленность личности, под которой понимается динамическая тенденция личности, основывающаяся на эстетическом интересе, проявляющаяся в эстетических представлениях, эмоциях, чувствах.

Педагогические исследования по вопросам воспитания эстетической культуры личности опираются на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Е.М. Торшилова и др.). Анализ этих исследований позволил выявить, что полноценное развитие личности, в том числе, обеспечивает дизайн и его изобразительно-выразительные средства (Р. Арнхейм, Ю.Б. Борев, Н.П. Валькова, В.Л. Глазы-чев, Е.Н. Лазарев и др.).

Процесс воспитания основ эстетической культуры личности средствами фотодизайна имеет свою специфику у старших дошкольников. Изучение психолого-педагогических особенностей данного процесса у детей старшего дошкольного возраста, а также теоретико-методическое обеспечение воспитания эстетической культуры у детей данного возраста в педагогике практически отсутствует. Исследование же этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.

Таким образом, возникают следующие противоречия:

между потребностью общества в эстетически развитой личности и недостаточным применением современных средств эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

между педагогическими возможностями фотодизайна в эстетическом развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий воспитания эстетической культуры у дошкольников в процессе фотодизайнерской деятельности;

между потребностью детей в активных и эстетически разнообразных способах освоения и преобразования действительности, одним из которых является фотодизайн и ограниченным их применением в дошкольном образовании.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск и определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания основ эстетической культуры у дошкольников в процессе фото дизайнерской деятельности.

Все это определило выбор темы данного исследования: «Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фото дизайна».

Цепь исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания основ эстетической культуры у старших дошкольников средствами фотодизайна.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания эстетической культуры у старших дошкольников средствами фотодизайна.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Фотодизайн, обладающий определенной эстетико-педагогической ценностью, может быть средством успешного воспитания эстетической культуры у старших дошкольников, при условии, если:

- будут выявлены особенности воспитания эстетической культуры
личности средствами фотодизайна, учитывающие возрастные особенности
детей;

- будут определены эстетико-педагогические возможности фотодизайна
как средства эстетического развития личности ребенка;

- будут разработаны педагогические условия, направленные на
воспитание основ эстетической культуры у дошкольника в процессе
фотодизайнерской деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования,
конкретизировать содержание понятия «эстетическая культура»
применительно к старшему дошкольному возрасту.

  1. Рассмотреть средства фотодизайна и определить их эстетико-педагогические возможности в воспитании основ эстетической культуры у старших дошкольников.

  2. Определить педагогические условия успешного воспитания основ эстетической культуры средствами фотодизайна.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование с целью
определения влияния средств фотодизайна на воспитание основ эстетической
культуры личности у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: идеи философов о сущности эстетической культуры (А.В. Азархин, И.А. Коников, В.А. Разумный, В.И.Самохвалова, и др.); принципиально

важные в данном исследовании подходы к процессу формирования эстетической культуры: ценностный (А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, Л.Н. Сто-лович и др.), личностный (Н.И. Киященко, Н.Д. Лейзеров), деятельностный (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), интегрированный (Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов и др.). Психологические теории, посвященные изучению специфики направленности как качества личности (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов и др.); компонентов эстетической культуры и основ их воспитания (Г.З. Апресян, С.П. Кудрявцева, Л.П. Печко и др.). А также научные принципы и положения, изложенные в трудах по теории педагогики, эстетики, дизайна, фотографии: о роли дизайна и фотографии в воспитании эстетической культуры (Н.П. Валькова, Е.Н. Лазарев, С.А. Морозов, и др.), о воспитательных возможностях выразительных средств фотодизайна (А.Д. Головня, Л.П. Дыко, В.Ф. Колейчук, О.И. Нестеренко, Н.Д. Панфилов, Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов и др.).

Для реализации цели, задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы. В процессе выявления научно-методологических основ изучения сущностных особенностей эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста, выявления эстетико-пе-дагогических возможностей фотодизайна использовались историко-логический, сравнительный и системный анализ. Для характеристики процесса развития основ эстетической культуры у старших дошкольников применялись методы наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности детей. В процессе экспериментальной работы сочетались педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детей; качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное и графическое изображение.

Организационная база и этапы исследования. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и 10 педагогов дошкольных образовательных учреждений № 146, 184, 369; 88

будущих педагогов (студентов 5 курса Департамента педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета) г. Екатеринбурга. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап - теоретико-поисковый (1994-2000). Изучалась и анализировалась историко-философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература по исследуемой проблеме. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы в дошкольном образовании и воспитании. Были определены теоретические основы исследования, проблема, цель, предмет, объект, сформулирована тема диссертации.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2000-2001). Уточнен научно-теоретический аппарат исследования, определены педагогические условия успешного воспитания основ эстетической культуры у детей. Разработана и апробирована экспериментальная программа «Игра в фотодизайн», направленная на воспитание основ эстетической культуры личности у старших дошкольников. Учитывая специфику фотодизайна как нового вида эстетической деятельности, а также его роль в повышении эффективности процесса эстетического воспитания дошкольников, была разработана, сертифицирована и апробирована учебная программа «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов.

Третий этап - итогово-аналитический (2001-2002). Данный этап был посвящен систематизации, обобщению и описанию полученных результатов; уточнению и осмыслению теоретических и методологических положений проведенного исследования; оформлению диссертационной работы в целом.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены сущностные особенности эстетической культуры у старших дошкольников, которые проявляются в виде эстетической направленности личности; выявлены эстетико-педагогические возможности фотодизайна; теоретически

обоснованы, определены педагогические условия воспитания основ эстетической культуры у дошкольников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- конкретизировано понятие «эстетическая культура» применительно к
старшему дошкольному возрасту;

- разработан и теоретически обоснован комплекс педагогических
условий, обеспечивающий эффективность воспитания эстетической культуры
у дошкольников средствами фотодизайна;

- выявлены сущность, особенности, функции, выразительные средства
фотодизайна, его социальная и педагогическая значимость.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по эстетическому воспитанию старших дошкольников «Игра в фото дизайн», которая была апробирована в ДОУ № 146, 184, 369, и учебного курса «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов, прошедшего апробацию в ДОУ № 146, 184, 369; и в Департаменте педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета. Результаты исследования могут быть внедрены в практику подготовки педагогов дошкольного образования.

Обоснованность и научная достоверность полученных результатов исследования обеспечивается теоретическими положениями и применением комплекса методов, которые соответствуют целям и задачам исследования на различных этапах экспериментальной деятельности исследователя; репрезентативностью полученных результатов; подтверждением гипотезы исследования результатами статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробированы и внедрены в практику через программу «Игра в фотодизайн» с детьми старшего дошкольного возраста, учебный курс «Эстетическое воспитание средствами фотодизайна» для педагогов.

Материалы исследования обсуждались на конференциях: Международная межвузовская научно-практическая конференция «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 2001г.); Международная научно-практическая конференция «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (г. Екатеринбург, 2001г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия» (г. Екатеринбург, 2001г.).

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Эстетическая культура как качество личности ребенка старшего дошкольного возраста проявляется в виде эстетической направленности, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой.

  2. Эстетико-педагогические возможности фото дизайна заключаются в обогащении личностного эстетического опыта ребенка эстетическими представлениями, эстетическими эмоциями в процессе взаимодействия с синтезом искусств и в процессе проектирования эстетической деятельности, ее конечного результата; в самовыражении ребенка посредством дизайн-деятельности; в воспитании у личности способностей эстетических, нравственных и интеллектуальных; в воспитании чувства цвета, формы, линии, ритма, симметрии, интереса не только к экспериментированию с художественными материалами, но и эстетического интереса к их свойствам, самому процессу; в создании самостоятельного творческого продукта: освоение навыков отбора соответствующего замыслу изобразительно-выразительного материала и организация его в композиционное единство.

  3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное воспитание основ эстетической культуры личности старшего дошкольника средствами

фотодизайна: овладение педагогами средствами фотодизайна и применение их в воспитательном процессе; введение фотодизайна в воспитательно-образовательный процесс в виде средств наглядности, средств информации, а так же в качестве вида эстетической деятельности; создание развивающей программы для детей по освоению фотодизайна; организация деятельности детей, которая представляет собой игру (по форме), труд (по цели) и учение (по содержанию) и использование детьми специфических форм, методов и техник фотодизайнерской деятельности; мониторинг успешности фотодизайнерской деятельности, которая влияет на воспитание основ эстетической культуры личности у старших дошкольников.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 195 наименований, 12 приложений. Объем диссертации 186 страниц; 3 таблицы, 18 рисунков.

Эстетическая культура как объективный и субъективный фактор воспитания личности

Ребенок приобщается к эстетической культуре, осваивая эстетически ценные предметы и явления. В этом процессе происходит духовное становление личности, которое позволяет ребенку целостно и гармонично познавать, преобразовывать окружающий мир и самого себя. Для теоретического обоснования особенностей процесса воспитания эстетической культуры у дошкольников и выявления особенностей эстетической культуры личности применительно к старшему дошкольному возрасту, рассмотрим и определим такие понятия, как «культура» и «эстетическая культура».

Многообразие подходов к трактовке понятия «культура» отражено в исследованиях B.C. Библера [15], Ю.Б. Борева [17], М.С. Кагана [59], В.М. Межуева [106], В.И. Михайловой [107] и др., что обусловлено сложностью научного осмысления этого феномена.

Наиболее часто культура понимается как искусственный, созданный людьми мир, результат их действий и поступков, отмечает И. Кант [60], как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в его историческом развитии - Ю.Б. Борев [17], B.C. Степин [154], в результате смыслополагающей и смыслопостигающей деятельности человека - М. Вебер, Ф. Ницше [168].

В социологии культура - это субъективное отражение общественных явлений и процессов, при этом культура "самодетерминируется" знанием, ценностью, нормой и образцом, ориентирующим человека в его поведении, деятельности и взаимодействии с другими людьми [168].

3. Фрейд описывал культуру как нечто враждебное: «культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия. Золотой век культуры -когда культура откажется от принуждения и от подавления влечений, так что люди без тягот душевного раздора смогут отдаваться добыванию благ и наслаждению ими» [170, с.96]. 3. Фрейд считал, что нормы, правила, накопленные людьми знания и умения, составляют «ядро враждебных чувств» к культуре. Поэтому культуру можно считать носителем и положительного, и отрицательного опыта человечества.

Древнее латинское понятие «cultura» означает «уход, возделывание, воспитание». Со времен Аристотеля и Платона «культура» употреблялось практически как синоним греческому слову «paideia» (воспитание в соответствии с традициями этоса, нрава-традиции) [149]. Именно воспитание, а, следовательно, и культура всегда отличали человека от животного, государство от дикого племени и т.д.

Более детальный анализ слова культура осуществлен П. Вайнцвайгом и Н.К. Рерихом, которые выделяют два корня: «культ», что с латинского cultus переводится как «забота», «почитание», и «ур», что на санскрите означает «свет» или «творческий потенциал вселенной». Слово «культура» в буквальном смысле у П. Вайнцвайга означает заботу о развитии творческого потенциала бытия, квинтэссенцию жизненной энергии [20]. Н.К. Рерих считал культуру синтезом действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты [137].

Следует отметить, что главным отличием в античном понимании культуры от всех последующих эпох было наличие всеобщего знания и не разделенных искусств, что сегодня позволяет говорить о целостности культуры и образования того периода [182]. Особенно ценны для нашего исследования идеи, заложенные с этих времен, о различие врожденного и приобретенного, привитого воспитанием - культурными качествами человека.

Осознание культуры как явления произошло в эпоху Возрождения. Более близкими к этому времени кажутся представления Цицерона, от которого ведет происхождение концепция humanitas, которая в переводе означает «человечность, обходительность», «человеческое достоинство» [149]. Идеи Ренессанса о культуре как качестве личности связаны с деятельностью человека, его творческой, созидательной активностью, ведущей к личному совершенству. В этот период началось противопоставление «культурного» и «природного», вообще различие человеческого и природного как разных субстанций. Важным компонентом в понятии «культура» становится «опредмеченная в явлениях искусства, социальной и политической жизни деятельность человека» [149, с.28-29].

Философы эпохи Просвещения (Вольтер, И. Гердер, Ж.А. Кондорсе, А.Р. Тюрго) связывали культуру с прогрессом наук, просвещением, развитием способностей человеческого ума [13]. Несколько позже культура И. Кантом рассматривалась как духовное существование личности в сфере морального [60], у Ф. Шиллера в сфере эстетического, у Г.В. Гегеля -философского [13]. В русской философии культура понималась как культ разумения, как среда, растящая и питающая личность, язык, объединяющий человечество [Там же].

Педагогические возможности фотодизайна как вида эстетической деятельности личности в период детства

Остановимся на третьем понимании, которое не только имеет большое распространение в России, за рубежом, но и указывает на универсальные возможности применения фотодизайна, в том числе в образовании.

Для того чтобы рассмотреть историю возникновения и развития фотодизайна во взаимосвязи с образованием, остановимся на нескольких примерах применения графического дизайна в учебно-воспитательной среде (как «предшественника» фотодизайна) в виде средств наглядного обучения.

Особенностям применения иллюстрации как средства наглядного обучения и информации придавалось большое значение в педагогических трудах Я.А. Коменского [77], К.Д. Ушинского [167], Е.А. Флериной [169], С. Френе [172]. Однако, специальные исследования по применению фотодизайна в педагогической среде практически отсутствуют. Наглядные образы использовались в процессе изучения книжного материала в школах Китая, Греции, Рима, но теоретическое обоснование принципа наглядности обучения впервые в педагогике дал Я. А. Коменский в XVII в. Его книга «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» — показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей. Рисунок-картина, текст, описание предметов на двух языках, — вот те средства, которые позволяют ребенку свободно представить изучаемые предметы, явления, события, а также научиться читать на двух языках [77].

Я.А. Коменский определил следующую «пользу» своей книги: «во-первых, она привлечет к себе детей, так что они будут уже видеть в школе не муку для себя, а удовольствие. Ведь известно, что дети почти с самого младенчества любят рисунки и охотно рассматривают их. Во-вторых, эта книга послужит для возбуждения внимания детей, для приковывания его к предметам и все большего и большего заострения его, что очень важно. Ведь чувства ищут всегда для себя объекты, в случае их отсутствия тупеют... Отсюда и польза, а именно: дети, которые будут привлечены к рисункам и внимание которых будет захвачено посредством игры и шутки, приобретут понятия о главнейших предметах в мире» [77, с.26].

Значительно обогатил методику наглядного обучения К. Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. «Впрочем, я видел у Фрелиха только что полученные им из Берлина четыре большие картины времен года. Отлично! Если бы издать у нас подобные четыре картины, взятые, конечно, из русской годовой жизни, да прибавить к ним подробное описание и наставление собственно для учителя, то это было бы превосходным пособием при начальном обучении. Издав такие картины четырех времен года (это самый лучший предмет для первых бесед, знакомый учителю, знакомый и интересный для детей и необыкновенно обильным по содержанию) и объяснения к ним, можно бы выразить желание, чтобы ученики, вместе с усвоением грамоты, усвоили себе содержание картин и рассказывали его связанно, ясно, непринужденно...» [167, с. 144.]. К.Д. Ушинский также определил характер взаимодействия иллюстрации и текста в процессе воспитания и образования.

На практике данную проблему решал С. Френе, который выпускал совместно с детьми в детском саду газеты, где иллюстрациями служили детские рисунки. «Эту мотивацию мы осуществляем на практике с помощью наших технических средств по следующей схеме: свободное высказывание — размножение на копировальном аппарате или набор — иллюстрация — выпуск своей газеты. Газеты передаются родителям, происходит также обмен газетами между детскими садами, таким образом дети из разных городов знакомятся друг с другом, что очень ценно с педагогической точки зрения» [172, с. 50]. Также очень ценное нововведение С. Френе - картотеки. «Все знают, как дети любят картинки, им нравится вырезать их, наклеивать на картон и сортировать по темам. Дадим же им такую возможность. Мы устраиваем в группах постоянный поиск интересных картинок; дети охотно принимают в нем участие, приносят фотографии, иллюстрированные журналы и т.п. Заслуживающие внимания картинки вырезаются, наклеиваются на картонные карточки размером 13,5 х21 и 21 х27 см и раскладываются по тематическим ящичкам картотеки из иллюстраций. В дальнейшем они по мере надобности используются как учебные пособия» [Там же, с. 52]. Эстетико-педагогическая ценность газет и картотек в том, что дети привлечены к эстетической деятельности, в процессе которой они одновременно играют, трудятся и учатся. В целом, о значении дополнительного художественно-эстетического образования знали в единых Горных и заводских школах Екатеринбурга в 1730-х годах. Вводились уроки по искусству: «целью этих уроков было, очевидно, развитие художественно-графической культуры выпускников, понимаемой в широком смысле слова» [36, с. 164].

Наглядность в образовании до 1840 года создавалась средствами графического дизайна (рисунок, шрифт и графическое оформление), но с появлением фотографии усилила свое учебно-воспитательное и эстетическое воздействие, послужила основой для становления и развития фотодизайна.

Для определения эстетико-педагогических возможностей фотодизайна, рассмотрим его педагогическую ценность в процессе исторического развития. Следует отметить, что при определении условных этапов мы опирались на предложенные хронологические периоды в фотографии И.А.Головней [38], Л.П. Дыко [48], С.А. Морозовым [111] и в дизайне В.В. Волковой [28], В.Л. Глызычевым [37], Б.М. Кисиным [66], так как становление фотодизайна напрямую зависело от развития этих видов искусств.

Изучение начального уровня эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Процесс воспитания основ эстетической культуры личности средствами фото дизайна у старших дошкольников имеет свою специфику. Определение психолого-педагогических особенностей данного процесса у детей старшего дошкольного возраста, а так же разработка теоретико-методического обеспечения воспитания эстетической культуры в педагогике практически отсутствуют. Исследование же этих проблем представляет значительный интерес для педагогической теории и практики. Поэтому данная глава посвящена разработке педагогических условий успешного воспитания эстетической культуры у детей в процессе фотодизайнерской деятельности и анализу результатов опытно-экспериментальной работы. В этом параграфе рассматриваются и обосновываются принципы и подходы, задачи, функции, педагогические условия применения фотодизайна в эстетическом воспитании дошкольников; изучается начальный уровень эстетической культуры у детей.

На основе проведенного нами теоретического анализа определены педагогические принципы и подходы к воспитанию эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна: а) принцип комплексного воздействия (фотодизайн представляет собой синтез искусств, является средством не только эстетического, но и общего воспитания); б) принцип связи фотодизайна с жизнью (во-первых, фотодизайн является реалистично достоверным способом отражения окружающей ребенка действительности, во-вторых, фотодизайн применяется практически во всех областях жизнедеятельности человека); в) деятельностного подхода (фотодизайн активизирует эстетическую деятельность личности); г) принцип эстетики детской жизни (фотодизайн как вид наглядности и как вид эстетической деятельности способствует гармонизации окружающего ребенка пространства).

Остановимся на определении задач, функций и значения фотодизайнерской деятельности в воспитании эстетической культуры детей.

Задачи фотодизайна зависят от области его применения. Фотодизайн в рекламной деятельности привлекает внимание людей, повышает престиж предприятия, создает имидж новому товару и так далее. Задачи фотодизайна в воспитательно-образовательном процессе направлены: 1) на развитие у детей интереса к окружающему миру, человеку, в процессе освоения фотодизайна; 2) на воспитание у ребенка эстетического интереса, эстетических представлений, навыков эстетической деятельности на основе обогащения эстетического опыта личности в процессе фотодизайнерской деятельности; 3) на обогащение опыта, получение знаний личностью с помощью фотодизайна, который способствует формированию ярких и запоминающихся образов; 4) повышение самооценки личности в процессе индивидуальной и коллективной дизайн-деятельности; 5) повышение в целом престижа дошкольного образовательного учреждения на основе разнообразного использования фотодизайна в виде средств наглядности и информации как вида эстетической деятельности детей.

На основе научных работ по применению иллюстраций [30; 46; 134; 173] и дизайн-продуктов в образовании [26; 143; 144; 153] нами установлено, что фотодизайн, имея свою специфику, выполняет следующие функции в воспитательно-образовательном процессе: - развивающую (способствует гармоничному формированию и усовершенствованию психических структур личности); стимулирующую (фотодизайн активизирует эстетическую деятельности ребенка); - психолого-мотивационную (фотодизайн побуждает дошкольника к преобразованию окружающего мира средствами фотодизайнерской деятельности); - диагностическую (фотодизайн является средством диагностики уровня развития личностных качеств ребенка); - коррекционную (фотодизайн регулирует эстетические процессы личности: направляет эстетический интерес на ценные явления действительности, формирует эстетические представления и т.д.); - организационную (средствами фотодизайна педагог организует познавательную и эстетическую деятельность детей); информационную (графически оформленная фотография представляет собой визуально-вербальное средство передачи информации); - игровую (особенно важна в дошкольном образовании, когда оформленная картинка выступает в качестве учебно-игрового средства (настольно-печатные игры, книжки-картинки, книжки-наклейки и т.д.); - оздоровительную (фотодизайн-деятельность положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует, а одновременная работа обоих полушарий головного мозга, сочетание логической и творческой деятельности, способствуют полноценному психическому развитию личности); - гедонистическая (способность фотодизайн-продукта и процесса фотодизайнерской деятельности вызывать у детей наслаждение, удовлетворять эстетические потребности);

Педагогическое руководство воспитанием основ эстетической культуры в процессе дизайн-деятельности у старших дошкольников

В дошкольном образовании практически отсутствуют программы, в которых фотодизайн применяется как средство эстетического воспитания детей. Поэтому рассмотрим методики, существующие в зарубежной и отечественной педагогике, направленные на воспитание основ эстетической культуры у дошкольников, а так же программы, в которых детей обучают навыкам дизайн-деятельности.

В вальдорфской педагогике эстетическая организация воспитательно-образовательной среды является средством целостного и гармоничного развития ребенка, кроме этого, для данного исследования является особенно важной идея одновременного проектирования образовательного процесса и его эстетического оформления. «Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. Если наши поступки пронизаны идеалами добра, красоты и истинного, мы и ребенку откроем путь к этим же идеалам» [41, с. 14]. Велико значение как детальной проработки детских игровых зон, так и общего цветового, пространственного, светового воздействия педагогической среды на личность ребенка.

В системе общего и эстетического воспитания Японии большое внимание уделяется развитию эстетического восприятия у детей: на «уроках созерцания» дети внимательно всматриваются, вслушиваются в окружение, сосредотачивают взгляд на мельчайших, но характерных деталях, явлениях, например, рассматривают застывшую каплю воды. Также японские малыши различают до ста цветов и оттенков. Главный принцип в обучении -реалистичная направленность [76].

Во Франции существует детская проектная деятельность, которая называется «БД» и в переводе с французского означает «рисунок в тексте».

«БД представляет комплексный состав из смешанных разнообразных элементов, рассказов, изображений, клеток, речитативов, рисунков, фотоотпечатков и т.д.» [194, с. 11]. Дети иллюстрируют рисунками и фотографиями собственные рассказы, произведения литературных авторов. В общем виде БД по форме представляет собой комикс, в котором главным считается взаимосвязь текста и изображения.

В отечественной базовой программе «Детство» существует раздел «Детям о книжной графике». Эта программа предполагает обучение детей навыкам оформительской деятельности с применением только рисунков [43]. У дошкольников воспитывается интерес к книжной графике, «мы подводим детей к пониманию того, что иллюстрация в книге сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста и средств выразительности» [85, с.64]. Большое внимание уделяется развитию у детей изобразительной деятельности, ознакомлению с творчеством художников-графиков.

Методы дизайнерского образования применяются Н.М. Конышевой на уроках труда у младших школьников, что способствует их эстетическому развитию [80]. Для дошкольников в программе «Истоки» введен раздел «Художественная декоративная деятельность. Детский дизайн» [152]. Новое направление педагогической работы предусматривает воспитание эмоционального отношения к природному окружению, к дизайну быта [121]. Формы реализации этой части программы разнообразны. Наиболее типичной является совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого) [152]. Г. Пантелеев вводит понятие «детский дизайн», которое представляет «общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения» [119, с.55]. Автор считает, что детская дизайн-деятельность предполагает декоративное оформление предметов и окружающего пространства в процессе планирования, поэтапной реализации замысла.

Научные работы, программы по эстетическому и общему воспитанию, развитию детей, а также выводы, полученные в результате данного исследования, послужили конструктивной основой для построения формирующего эксперимента.

Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа «Игра в фотодизайн», направленная на воспитание основ эстетической культуры у старших дошкольников в процессе вовлечения их в фотодизайнерскую деятельность.

Классификационные параметры программы «Игра в фотодизайн»: по уровню применения - частнопредметная, по философской основе гуманитарная, по ориентации на личностные структуры - эстетическая, по характеру содержания - воспитательно-образовательная, по организационным формам - больше индивидуальная и групповая, меньше классно-урочная, по преобладающему методу - диалогическая, развивающая, по подходу к ребенку - личностно-ориентированная, по категории обучения - массовая.

Похожие диссертации на Воспитание эстетической культуры у дошкольников средствами фотодизайна