Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Музенитова Эльмира Адиловна

Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора
<
Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Музенитова Эльмира Адиловна. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Музенитова Эльмира Адиловна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 250 с. : ил. РГБ ОД, 61:09-13/1900

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания толерантного мироотношения у ребёнка 18

1.1. Толерантное мироотношение личности в психолого-педагогических исследованиях 18

1.2. Фольклор как средство воспитания мироотношения ребёнка-дошкольника 41

1.3. Концепция воспитания толерантного мироотношения ребёнка средствами фольклора 57

Выводы по первой главе 123

Глава 2. Педагогические условия воспитания толерантного мироотношения дошкольников средствами фольклора 127

2.1. Особенности проявления мироотношения у ребёнка старшего дошкольного возраста 127

2.2. Система воспитания толерантного мироотношения у ребёнка средствами поликультурного фольклора 154

2.3. Динамика развития мироотношения у ребёнка 6-го года жизни 185

Вывод по второй главе 193

Заключение 196

Литература 202

Приложения 224

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный мир отличается политическим, социокультурным, аксиологическим разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). В преамбуле характеризуется современная социокультурная ситуация в мире, где участились акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития. Значимость толерантности каждого человека и государств заявлена как важнейший принцип и необходимое условие мира и социально-экономического развития всех народов.

Необходимым условием регулирования отношений человека с миром является его воспитание в духе самоуважения, миролюбия, признания возможности существования иных точек зрения, позиций, мнений и культурных приоритетов. В исследованиях последних десятилетий проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. Сформировалось представление о толерантности в работах зарубежных (П. Кинг, Дж. Милль, К. Поппер, А. Тейлор) и отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, М. Поташник, Г.У.Солдатова и др.) ученых. Единство подходов заключается в понимании толерантности как уважения прав человека, его свободы, человеческого достоинства, забота о людях, принятие другого

человека таким, каков он есть. Развитию представлений о сущности толерантности способствовали исследования терпимости как морального качества личности (Д.В. Зиновьев, В.М. Золотухин), терпимости как условия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей (В .Г. Маралов, Г.У. Солдатова), установок толерантного поведения (А.Г. Асмолов).

Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер. По выражению К.Леви-Стросса, ассоциативность становится доминирующей чертой мышления. Умение ухватить, понять новое, появившееся здесь и сейчас, отказавшись от существующего стереотипа, составляет значимое качество современного человека, обусловливающее возникновение определённого типа отношения — толерантного или интолерантного. Возникновение такого отношения определяется имеющими знаниями, способами познания, ценностными ориентациями, способностью и готовностью понять и принять другую точку зрения, выстроить бесконфликтные взаимоотношения, определяющие мироотношение человека (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г.Гогоберидзе, А.В. Запорожец, С.А.Козлова, М.В. Корепанова, И.Э.Куликовская, P.M. Чумичева и др.).

Данные психолого-педагогических исследований показывают, что шестой год жизни является сензитивным для формирования нравственных ориентиров ребёнка. Именно в этом возрасте осмысливаются и усваиваются моральные установки, идеалы нравственного поведения, развиваются способы отношения к себе, другим людям, природе и культуре (Л.И.Божович, Е.И.Исаев, В.С.Мухина, В.И.Слободчиков и др.). Л.С.Выготский доказал, что основные факторы психического развития

ребёнка связаны с его социальными отношениями, характер которых определяет протекание его индивидуальной или совместной деятельности. У ребёнка 6-го года жизни формируется опыт выражения отношения к миру, которое может иметь различную модальность, поэтому воспитание толерантного мироотношения у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

Отношения детей друг с другом и с миром в целом обусловливаются тем типом мировидения, который является ведущим на данном возрастном этапе. В исследовании И.Э.Куликовской утверждается, что в дошкольном возрасте у детей преобладает мифопоэтическое мировидение, характеризующееся отношением к миру как партнёру по общению, взаимодействию. Причём мир воспринимается им как живой, чувствующий, думающий. В отношениях личности к себе, окружающему миру, природе, культуре, другим людям проявляется способность к диалогу на основе знаний об объектах и предметах окружающего мира, ценностных установок и ориентации. Мироотношение, включающее чувственное восприятие природы, культуры и человеческого сообщества, в детстве обусловливает становление картины мира ребёнка, которая «работает» на протяжении всей жизни, способствуя развитию познавательных и духовных потребностей, нравственной и гражданской позиции. Важнейшим показателем толерантного мироотношения является целостное видение современного мироустройства, природной и культурной реальности. Такое мироотношение является результатом целостного мировидения ребёнка, выраженного в представлениях, характеризующихся интегративностью реального и образного; степенью упорядоченности и соподчинённости объектов, явлений действительности и системы культурных ценностей; уровнем осознанности взаимосвязей и взаимозависимостей мира; эмоционально-ценностной окрашенностью; востребованностью в самостоятельных продуктивных видах деятельности (И.Э.Куликовская). Сам факт существования некоторой картины мира не предрешает толерантность или интолерантность

мироотношения ребёнка. Решающее значение имеет наличие элементарных знаний о мире, которые обусловливают те или иные установки и ценностное отношение к способам поведения человека, явлениям природы и культуры.

Воспитание ребёнка в контексте толерантного отношения к миру признаётся педагогической наукой и практикой одним из важнейших направлений развития дошкольного образования. В современных психолого-педагогических исследованиях утверждается, что мироотношение ребёнка формируется в следующих аспектах: к себе, другим людям, предметному миру (Л.В.Абдульманова, Л.А.Венгер, Н.И.Ганошенко, Л.В.Грабаровская, Т.В.Ермолова, М.В.Корепанова, М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Р.Б.Стеркина, О.С.Ушакова и др.), природе (Н.Ф.Виноградова, С.Д.Дерябо, Л.Ф. Захаревич, Л.В.Тарасова, Н.Е.Черноиванова, В.А.Ясвин и др.), культуре (Н.А.Ветлугина, А.Г.Гогоберидзе, Т.С.Комарова, И.Э.Куликовская, Л.В.Компанцева, А.И.Савенков, Е.А.Тупичкина, Р.М.Чумичева и др.). Особенности мироотношения как целостного явления позволяют говорить о том, что для ребёнка-дошкольника оно обусловливает выбор способов активного взаимодействия с миром. Толерантность как личностное качество формируется именно на основе мироотношения, которое может иметь как толерантный, так и интолерантный характер.

Мироотношение человека формируется как связь между двумя или более событиями, объектами или людьми обусловливает возникновение позитивной или негативной оценки этих событий. В связи с этим воспитание толерантного мироотношения приобретает особую значимость в многополярном мире, сохранить самобытность которого возможно только в диалоге как культурологической норме. Поскольку наше исследование проводилось в Приднестровской Молдавской Республике, мы изучили те проблемы, которые существуют в воспитании детей, проживающих в этом регионе. Приднестровье всегда отличалось от других регионов Молдавии значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь

молдаван, украинцев и русских. Отличия языка, традиций, менталитета создают предпосылки для возникновения национальных разногласий. С другой стороны, длительные контакты между народами, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену, формированию общих нравственных ценностей, гуманных качеств, таких как доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор.

Современное дошкольное образование в Приднестровье во многом связано с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение, выросшее в условиях экономической блокады. Решение данного кризиса педагоги и учёные Приднестровья видят в развитии поликультурного воспитания, результатом которого является мировоззрение человека, характеризующееся открытой, понимающей и принимающей позицией человека при общении с разными культурами, отношением к своему и другим народам.

Одним из ведущих приоритетов воспитания ребёнка является обращение к фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Содержанием пословиц, поговорок, сказок являются устойчивые образы, имеющие определённые качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию, а, следовательно, толерантное или интолерантное отношение к их носителю. Подчёркнутое внимание к специфическим связям мира, обращение к ценностям культуры обусловливает становление толерантного мироотношения ребёнка. Воспитательный потенциал фольклора заключён в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те правила поведения, которые

способствуют его сохранению (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, О.А. Белогрудова, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, Т.С. Есаян, Л.Н. Коган, Д.С. Лихачев, В.А. Ядов и др.).

Современные социокультурные реалии требуют разработки теории и методики использования фольклора как средства воспитания толерантного мироотношения ребёнка. Толерантность мироотношения возникает как результат понимания и принятия многообразия взаимосвязей, ценностей, которые ярко и образно представлены в произведениях фольклора. В нём отражены актуальные связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребёнка, определяя толерантность или интолерантность его мироотношения, а следовательно, и стиль поведения. Вместе с тем следует отметить, что в педагогической науке практически отсутствуют работы, посвященные изучению фольклора как средства воспитания толерантного мироотношения ребёнка. Этот вывод послужил поводом для проведения диссертационного исследования.

Знакомство детей с фольклором народов Приднестровья способствует развитию их нравственных чувств, обеспечивает им комфортность внутри культурного пространства, укоренение в родной национальной культуре. Фольклор избран средством воспитания толерантного мироотношения в связи с тем, что является доступным детскому пониманию. Молдавско-украинско-русские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости. Г.К. Бостан было зафиксировано постоянное, исторически закономерное, аналогичное, а порой и тождественное художественное воспроизведение сюжетов и мотивов в фольклоре молдаван и восточных славян: в календарно-обрядовых циклах (общехозяйственные колядки и щедривки), семейно-обрядовом комплексе (молдавские свадебные орации у украинцев), народной

лирике (русские и украинские сказки у молдаван и молдавские сказки у русских и украинцев).

Анализ теории и практики состояния изучаемой проблемы позволяет выделить ряд противоречий между:

-потребностью общества в гражданах, способных к толерантному мироотношению, и недостаточной разработанностью системы воспитания ребёнка дошкольного возраста как социокультурной технологии развития данной способности;

-необходимостью и возможностью воспитания толерантного мироотношения у ребёнка-дошкольника и отсутствием концептуальных подходов решения данной проблемы;

-яркостью фольклорных образов, представляющих толерантные и интолерантные способы поведения, и недостаточным использованием в педагогической практике фольклора для воспитания у ребёнка толерантного мироотношения.

Эти противоречия определяют научное направление и проблему нашего исследования, заключающуюся в ответе на вопрос — каковы педагогические условия воспитания толерантного мироотношения детей 6-го года жизни.

Объект исследования: процесс воспитания ребёнка-дошкольника.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантного мироотношения у ребёнка 6-го года жизни средствами фольклора.

Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия воспитания толерантного мироотношения у ребёнка 6-го года жизни средствами фольклора.

Гипотеза исследования: процесс воспитания толерантного мироотношения у ребёнка-дошкольника может быть эффективным при реализации следующих педагогических условий, если:

-определены концептуальные положения, на основе которых разработана модель воспитания толерантного мироотношения ребёнка;

-средством воспитания является фольклор, в котором доступно для дошкольника, соответственно его мировидению, образно представлены знаки, символы, способы проявления толерантного мироотношения;

-содержание воспитания включает ценности и смыслы жизни, обусловливающие проявление способов толерантного мироотношения в многообразных взаимосвязях ребёнка с другими людьми, природой и культурой;

-культуросообразные технологии воспитания толерантного

Толерантное мироотношение личности в психолого-педагогических исследованиях

Изучение проблемы воспитания толерантного мироотношения у старших дошкольников потребовало от нас выявления сущности понятий «толерантность» и «мироотношение», определения их особенностей и наиболее приемлемых определений для нашего исследования. Результатом теоретического и сопоставительного анализа понятий должно стать выявление их феноменологии и формулировка новой дефиниции «толерантное мироотношение ребёнка».

В современном мире обсуждаются различные точки зрения на проблему толерантности. При поверхностном рассмотрении в самом понятии «толерантность» можно увидеть оттенок пренебрежения: нечто терпят, потому что считают его чем-то несущественным, безопасным. Собственная позиция настолько сильна и непоколебима, что некоторое «попустительство» не обременительно. Нежелательное намеренно оттесняют на периферию внимания. Согласно такой позиции, суть толерантности, её основание — незнание Другого, безразличие к нему. Это добродетель разобщенного мира, где люди не понимают друг друга и не стремятся понять.

Но существует и другое понимание «толерантности», которое в разных языках и в зависимости от исторического опыта народов имеет различные смысловые оттенки. Tolerantia («толерантность») в переводе с латинского означает терпение. В английском языке толерантность определяется как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». В англо-русском психологическом словаре перевод английского слова Tolerance означает «приобретенная устойчивость, предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям». По сути, это самостоятельный подход, трактующий толерантность как устойчивость. Во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском — «проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать». В арабском языке - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском — «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. В словаре В.И.Даля слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью» [96]. Подобный смысл данного понятия отражено и в большинстве современных словарей. Так, «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «... терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [227], а «Большой энциклопедический словарь» трактует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [40]. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. Tolerantia -терпение) - терпимость к иного рода взглядам, правам, привычкам» [131]. Толерантность является признаком уверенности в себе и осознания надёжности своих собственных позиций, открытой позиции, которая не боится сравнения с другими точками зрения, но при этом и не избегает духовной конкуренции.

Обобщение понятия «толерантность» в разных языках свидетельствует об общем смысле - терпение к чужим мнениям, верованиям, поведению. Несмотря на всё различие определений, их общность заключается в признании единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе право быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. Это личностное качество является признаком культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям.

Новые представления о толерантности возникли в конце XX - начале XXI века, когда данный термин приобрёл международный статус. С нашей точки зрения, достаточно полное определение толерантности дано в «Декларации принципов толерантности» (16 ноября 1995г.) утверждённой ЮНЕСКО, а именно: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира». В «Декларации» выделяется такое качество толерантности как активность, утверждение прав человека, нетерпимое отношение к социальной несправедливости [98].

Некоторые оттенки придают данному термину и те научные области, в которых оно используется. В трактовке философов толерантность рассматривается также как терпимость. Например, Дж. Милль признаёт терпимое отношение к различным мнениям и различным образам жизни, если это не вредит другим людям, как проявление толерантности. В то же время, он не допускает просто пассивное восприятие иного мнения и считает, что терпимость - это активное признание того, что мнение или поведение, отличающееся от своего мнения или поведения, так же ценно, значимо и достойно защиты, как свое собственное. Именно такое философское понимание толерантности тесно связано со справедливостью и становится неотъемлемой чертой демократического общества [278].

Концепция воспитания толерантного мироотношения ребёнка средствами фольклора

Разрабатывая Концепцию воспитания толерантного мироотношения ребёнка средствами фольклора мы определили те ключевые положения, которые дают целостное представление о данном личностном качестве, позволившие нам более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы. Ключевыми положениями нашего исследования выступили: понимание толерантности как устойчивости к негативным проявлениям жизни, как добродетели, доверительного отношения к многообразному миру, признания ценностного единства мира; - мироотношение - это позиция человека в окружающем мире, его признание или отторжение, понимание или непонимание и т.д.; - содержание процесса воспитания толерантного мироотношения ребёнка включает следующие направления: отношение ребёнка к самому себе, другим людям, природе и культуре; процесс воспитания толерантного мироотношения ребёнка осуществляется благодаря культуросообразным технологиям: игра, диалог, проблемные ситуации, продуктивное творчество. Толерантность как устойчивость к негативным проявлениям жизни, как добродетель, доверительное отношение к многообразному миру, признание ценностного единства мира.

Толерантность как отношение человека к другим людям и миру в целом составляет основу взаимодействия на основе понимания и доверия к окружающему. Такие доверительные отношения рассматриваются в этическом и психолого-педагогическом аспекте толерантности. Анализ исследований показал, что в одном и другом случае толерантность определяется с позиции «человек-человек». В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений, в которых подчёркивается непреходящая ценность различий, достоинств и добродетелей человека, в том числе этнических, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций, культур и народов. Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность непохожесть.

Мы подробно остановились на исследовании толерантности в дошкольном возрасте, когда у ребёнка формируется мироотношение, выступающее регулятором поведения в мире. Проблема воспитания толерантности волновала учёных, исследующих особенности воспитания дошкольников, многие десятилетия. Истоки исследования данной проблематики мы находим в работах Р.С. Буре, С.А.Козловой, Л.А. Парамоновой, СВ. Петериной и др. Средством формирования толерантности в дошкольном возрасте они рассматривают диалог и утверждают, что именно в ходе диалога у ребенка развивается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить своё поведение в зависимости от условий и ситуации. Средством воспитания является, в частности, литература, благодаря которой ребенок знакомится со способами диалога с героем произведения, с его автором; учится сопереживать добрым героям и поддерживать их поступки, протестовать против ошибочного и неправильного поведения. Сочувствуя герою, ребенок понимает его, переживает его отношение к другим, оценивает его поступки.

Толерантность как условие равнопартнерских отношений дошкольников рассматривается в исследованиях Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, Г. Голдаевой. Эти авторы анализируют толерантность в связи с диалоговыми формами общения детей, в ходе которых формируется способность признавать различные точки зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение. Формирование толерантного отношения дошкольников к сверстникам является многоаспектной проблемой. Одним из ее аспектов является становление, развитие и формирование межличностных отношений дошкольников, их взаимоотношений и общения, чему посвящено значительное число экспериментальных и теоретических исследований (Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин и др.). Формированию взаимоотношений детей в детском саду и семье посвящены работы В.К. Котырло. Во многих исследованиях показано, как с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми, формируются коллективистские отношения (Д.В. Менджерицкая, Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. Усова). Влияние успешности продуктивной деятельности ребенка на его отношения со сверстниками в группе детского сада рассматривается Л.Д. Бухтиаровой, А.А. Рояк.

В. Ашиков рассматривает толерантность и основы культуры мира ребёнка как мир в уме, в душе, в сердце; как любовь ко всем людям и природе, терпимость; как чувство единства с миром, людьми, природой, восприятие себя частью целого. Автор утверждает, что для того, чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром. Он объясняет агрессивное отношение к жизни грубо материальными интересами и узким видением смысла жизни, говоря, что только некультурный человек видит врага во всем ему неизвестном, непонятном, непривычном. По мнению В.Ашикова, толерантность является культурой мира, а миротворчество основной стратегией жизни в XXI веке [7].

Е.А.Ильинская в своём исследовании [117] разработала Концепцию формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности, включающую:

Особенности проявления мироотношения у ребёнка старшего дошкольного возраста

Проведённый анализ исследований позволил выявить противоречия, которые обусловили постановку цели и задач констатирующего этапа эксперимента. Целью констатирующего этапа исследования является определение особенностей проявления толерантного мироотношения у дошкольников. На данном этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1 .Разработать критерии и уровни толерантного мироотношения ребенка 6-го года жизни. 2.Выяснить особенности проявления толерантного мироотношения, ценностного отношения дошкольников. 3.Изучить особенности представлений воспитателей о понятии «толерантное мироотношение». 4.Установить особенности построения пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Поставленные задачи эксперимента решались следующими методами: наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования. Первая задача была связана с разработкой критериев и показателей толерантного мироотношения ребенка. Нами были выделены следующие критерии: Отношение к себе - забота о здоровье тела (соблюдение культурно-гигиенических правил, употребление пищи, которая принесёт здоровье), стремление к позитивному эмоциональному состоянию (нахождение положительных сторон события, явления в собственной жизни); способность управлять собственными состояниями. Отношение к другим - доверие, уважение различных мнений и убеждений; стремление к компромиссам; умение прощать, принимать других (взрослых, сверстников) такими, какие они есть; доброжелательность к другому человеку; способность строить отношения с субъектами или квазисубъектами общения на основе договора о правилах взаимодействия; устойчивость к негативным воздействиям; готовность конструктивно разрешать конфликты;

Отношение к природе - восхищение красотой природы; понимание природных объектов как квазисубъектов общения; понимание и принятие отличающихся от человеческих способов жизни растений и животных; стремление создать для них благоприятные условия жизни; организация деятельности в природном пространстве на основе знаний об экологических законах;

Отношение к культуре — стремление к познанию фольклора, проявляющего различные способы отношения человека к миру; признание многообразия способов выражения одних и тех же ценностей в произведениях фольклора; способность обнаруживать единство точек зрения, взглядов на мир, представленных в фольклоре.

Через выявленные уровни показателей была получена информация о прочности, глубине, действенности и степени проявления толерантного мироотношения, а также определены уровни самостоятельности в применении толерантного мироотношения на практике при оценке фактов и конкретных поступков. На основании показателей мы выделили три уровня сформированности толерантного мироотношения (высокий, средний и низкий).

Приведем описание каждого уровня развития толерантного мироотношения у дошкольников.

Конструктивная толерантность (высокий уровень) - ребенок характеризуется в основном адекватной самооценкой себя и других, толерантном отношением к коллективу и сверстникам, эмпатией, эмоциональной устойчивостью, самостоятельно оказывать помощь сверстникам, активностью, требовательно относиться к себе. У детей на этом уровне проявляется потребность утвердить себя в коллективе, корректировать поведение сверстников. Осознание недостаточности знаний о национальных особенностях, культуре, традициях народов, живущих рядом, стремление их пополнить, знание фольклора, опора на положительное в себе и других людях.

Адаптивная толерантность (средний уровень) - эпизодически проявляются отрицательные нравственные качества, имеет место нарушение норм взаимоотношений, конфликтные ситуации дети решают с помощью взрослых; эмоционально отзывчивы, но не всегда контролируют свои эмоции. Личностные мотивы и потребности соответствуют общественно-значимым, дети с этим уровнем развития толерантного мироотношения положительно относятся к коллективу и сверстникам, активны, но не всегда проявляют инициативу, помогают сверстнику на виду у взрослого с целью получить одобрение, самооценка в целом адекватна, но к сверстникам предъявляют более высокие требования, чем к себе. Могут назвать некоторые фольклорные произведения, имеют желание узнать больше о культуре других народов,

Интолерантность (низкий уровень) — низкий уровень осознанности содержания ценностей, норм и правил поведения в обществе, эпизодическое использование усвоенных ценностей, этических знаний в процессе взаимоотношений. Малоэмоционально реагируют на свои и чужие поступки, не могут правильно оценить себя и других людей. Наблюдается слабовыраженное влечение оказать помощь сверстнику, совершить полезное дело. Дети называют отдельные фольклорные произведения, но затрудняются пересказать их содержание, выделить главное, существенное, отличаются низким познавательным интересом к культуре других народов

Определяя сущность технологии воспитания толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора, мы ориентировались на выявленные уровни сформированности толерантного мироотношения. Вторая задача, связанная с выяснением особенностей отношения дошкольников к себе, другим людям и сверстникам, природе и культуре решалась методами беседы, игры, наблюдения. По первому критерию (отношение к себе) мы определили 3 уровня: интолерантностъ (низкий), адаптивная толерантность {средний), конструктивная толерантность {высокий) и на основании полученных материалов соответственно распределили детей, охваченных экспериментом. С целью выяснения отношения ребёнка к себе, собственной самооценки мы использовали, как основной метод беседу с детьми. Детям задавали вопросы: «Какими хорошими, красивыми словами ты мог бы себя назвать?», «За что тебя ценят друзья и взрослые?», «Любишь ли ты себя?». Ответы детей отличались как разнообразием, так и явной детской непосредственностью.

Система воспитания толерантного мироотношения у ребёнка средствами поликультурного фольклора

Цель формирующего этапа исследования - разработать и апробировать систему воспитания толерантного мироотношения у ребёнка средствами фольклора. На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи: 1 .Познакомить педагогов с современными концептуальными подходами к воспитанию толерантного мироотношения у детей средствами фольклора. 2. Апробировать содержание и культуросообразные технологии воспитания толерантного мироотношения у детей. 3.Создать культурно-личностную пространственно-предметную среду как одно из условий воспитания толерантного мироотношения у детей. Первая задача эксперимента, включала следующие виды работы: теоретические семинары, индивидуальные и групповые консультации. Темы семинаров были посвящены следующим проблемам: «Мир в зеркале культур», «Фольклор как средство познания мира ребёнком», «Технологии развития толерантного мироотношения у дошкольников». Основной задачей являлось заинтересовать педагогов и убедить в том, что в условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию дошкольника, признания значимости данного возрастного периода в становлении личности, проблема воспитания толерантного мироотношения в условиях поликультурного пространства одна из наиболее актуальных в теории и педагогической практике. Основным содержанием работы было раскрытие сущности понятия «толерантное мироотношение», теоретическое обоснование и раскрытие психолого-педагогических основ программы и основных направлений работы с детьми; анкетирование педагогов с целью выявления понимания ими актуальности проблемы, видения путей её решения. Важно было вооружить педагогов технологиями реализации разработанной нами программы. Наиболее эффективными формами работы мы считали проблемные семинары, конкурсы. Через все формы индивидуальной и коллективной работы с детьми, педагогов знакомили с критериями и показателями толерантного мироотношения, а также с методиками его диагностики с целью прогнозирования достижений каждого ребёнка, корректировки его педагогического сопровождения, анализа промежуточных результатов развития с целью оптимизации процесса воспитания как взаимосвязанной системы «педагог-ребёнок» и «ребёнок-педагог». Важно было раскрытие педагогам содержания программы, логики ее построения в целом, сущности технологии, реализация программы через все подсистемы педагогического процесса, важности базовых принципов отбора фольклорного материала. Важной была задача овладения педагогами умениями применять освоенные технологии воспитания толерантного мироотношения в практической деятельности.

Главное внимание сосредотачивалось на практическом решении задач в детском саду по созданию фольклорно-развивающей среды как важного условия представляющего возможность выбора ценности, систематическом и планомерном формировании у педагогов представлений и системы знаний об общечеловеческих нравственных ценностях в процессе изучения и анализа ими фольклорных произведений; овладении навыками стимулирования познавательной, общественной активности и интереса каждого ребенка посредством включения его в посильную, но всё время усложняющуюся по трудности нравственно-гуманную деятельность, в ходе которой возникает необходимость нравственного выбора на основе усвоенных ценностей; приобретении умений непосредственного руководства практической деятельностью детей по самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе приучения воспитанников к самоанализу личных усилий, успехов и упущений; способности оперативной коррекции целей, задач, содержания деятельности и технологии с учётом меняющихся обстоятельств.

В процессе работы с педагогами мы пытались стимулировать самоанализ и рефлексию собственной деятельности педагогом, самостоятельное выявление сильных и слабых сторон в организации и технологии работы, причин успехов и неудач, анализа продвижения воспитанников с помощью диагностических методик. Принципиально было важно, чтобы педагог осмыслил важность данного направления работы, так как "в воспитании все основывается на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности" (К.Д. Ушинский).

Вторая задача заключалась в апробации содержания и кулътуросообразных технологий воспитания толерантного мироотношения у дошкольников. Технологии воспитания толерантного мироотношения у дошкольников реализовывалась посредством программы «Воспитание толерантного мироотношения дошкольников» и осуществлялась в специально организованных видах деятельности, где применялись игровые, диалогические методы и приемы, проблемные ситуации, продуктивная деятельность. С целью формирования конструктивно толерантного мироотношения к себе, к другим людям, природе, мы использовали различные игры.

Интерес у детей вызвала игра «Ковер мира», ориентированная на приобретение ребёнком устойчивости к конфликтам. Ковёр мира изготавливался заранее вместе с детьми. Для этого брали кусок ткани и наклеивали или нашивали на него различные узоры. Можно облегчить задачу, использовав готовый, большой платок, на который можно наклеить какие-либо символы мира и согласия: голубь, земной шар и тому подобные символы. Все договорились, что если в группе возникнут конфликтные ситуации, то надо будет срочно воспользоваться этим ковром мира. Это необычный ковер, который помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого надо расстелить ковёр на полу и сесть на него всем участникам конфликта. Теперь они могут встать только друзьями.

Похожие диссертации на Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора