Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Гарсия Медина Карлос

Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики
<
Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гарсия Медина Карлос. Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики : Дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 : Санкт-Петербург, 2004 240 c. РГБ ОД, 61:05-11/11

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Социально-экономическое положение этнических групп индейцев в общественно территориальном развитии Мексики

1.1 История изучения этнических групп индейцев . 9

1 2.Территориальная дифференциация демографических и этнических процессов. 20

1.3. Региональные особенности -экономического развития штатов Мексики. 35

1.4 Социальное развитие штатов Мексики 50

Глава 2. Народность Мехе в системе социально—экономического развития муниципалитетов штата Оахака 69

2.1 Социально-политическая организация штата Оахака 69

2.2 Экономические особенности муниципалитетов штата Оахака 74

2.3 Социальное развитие муниципалитетов Оахака 84

2.4. Историко - географические и хозяйственные условия жизнедеятельности инородности мехе 92

2.5 Социально-духовная трансформация михе. 103

Глава 3 Основные направления улучшения условий жизнеятельности индейцев Мексики. 118

3.1 Политика включения коренных народов в мексиканское общество на современном этапе. 118

3.2 Программы поддержки и улучшения жизнедеятельности этнических групп Мексики. 124

3.3. Программа улучшения жизнеятельности в районах проживания индейцев. 139

Заключение 152

Литература 160

Приложения 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема исследования этнических групп индейцев в последнее время приобретает всё большую значимость в связи с ростом социального и экономического неравенства между этими и другими группами населения Мексики. Общины индейцев активно добиваются сохранения культуры и языка, защищая свои права и добиваясь самоуправления в собственных муниципалитетах. В то же время политика государства продолжает быть ориентированной на ассимиляцию индейцев. Недопонимание между государством и этническими группами является главной причиной ухудшения экономических, социальных и культурных условий в тех регионах, где проживают общности индейцев.

Проблема этнических групп индейцев оказывает влияние на всё мексиканское общество. Районы проживания индейцев относятся к депрессивным. Во всех сферах развития общества ситуация критическая: самые низкие доходы населения, плохие жилищные условия, низкий уровень образования и медицины, острая проблема территориального разграничения и т.п. Из-за экономической отсталости районов проживания индейцы лишены возможности постоянного заработка.

Поэтому они вынуждены мигрировать в другие штаты Мексики и США. На чужих территориях индейцы лишены социальной и правовой защиты, работают нелегально на низкоквалифицированных и 7 низкооплачиваемых местах: в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания, на строительстве, но и такая работа приносит им большую прибыль, чем работа в родных общинах. Поэтому в общинах остаются только дети, женщины и пожилые люди. Но и их число резко сокращается. Правовая защита индейцев закреплена только в законодательствах на уровне штатов, а Конституция Мексики пока не включает в себя соответствующих статей.

Исследование затрагивает период с 1990 по 2000 г. Это время интересно тем, что к середине 90-х г. активизировалась борьба самих индейцев за свои права. Ярким примером является движение сапатистов в

штате Чьяпас. Индейцы стали привлекать внимание мировой общественности к своим проблемам для того, чтобы повлиять тем самым на правительство Мексики. Главными их требованиями остаются: право на защиту культурных традиций, социальную защищённость и экономическую поддержку регионов. Активизация этнических групп в борьбе за свои права к середине 90-х г. привела к некоторым изменениям в государственной политике. В законодательствах на уровне штатов были закреплены статьи в защиту прав этнических групп индейцев. На федеральном уровне стали разрабатываться программы развития индейских регионов с учётом интересов государства и самих регионов. Все эти изменения в государственной политике находятся на начальной стадии, и говорить о кардинальных переменах и результатах нового курса пока не время.

В качестве объекта исследования избран штат Оахака - район локализации этнической группы1 михе.

Предметом исследования является социально-экономическое положение названной этнической группы штата Оахака.

Цель диссертации состоит в том, чтобы определить условия и факторы сохранения и возрождения народности михе.

Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:

определить степень изученности социально-экономического положения этнических групп индейцев,

показать особенности методологических подходов научных школ России и Мексики к исследованию малочисленных этнических популяций,

выявить причины и особенности дифференциации экономического и социального развития штатов Мексики,

- установить экономические и социальные особенности развития
муниципалитетов штата Оахака,

1 Этническая группа - родственная по языку и близкая по культуре общность людей.[5]

раскрыть историко-географические, экономические, социально-политические условия и особенности социально - духовной трансформации этнической группы михе,

определить основные направления экономической и социальной политики, ориентированной на сохранение и защиту этнических групп индейцев.

Теоретической основой исследования являются научные труды российских и мексиканских учёных, посвященные вопросам географии культуры и истории Мексики в целом, её регионов и этнических групп в частности.

В диссертации использованы следующие методы исследования: сравнительно-географический, картографический, а также статистико-экономический, статистико-социальный и др. Исследование проводилось на разных уровнях иерархии административно -территориальной структуры Мексики: страны, штатов и муниципалитетов.

Информационную основу исследования составили данные Национального Института статистики, информатики и географии за 1990 -2000 гг., Национального Института индихинизма, а также результаты переписи населения Мексики в 1990 и 2000 гг.

Научная новизна работы состоит в следующем:

- на основе системы показателей определены тенденции
социально-экономического развития штатов Мексики,

установлены основные параметры экономических и социальных условий жизнедеятельности индейцев в муниципалитетах штата Оахака,

выявлены историко-географические, социально-политические и экономические причины интеграции этнической общности михе.

Практическая значимость заключается в том, что выводы диссертации могут быть использованы для разработки программ по развитию

этнических групп индейцев в штатах Мексики с разным уровнем социально -экономического развития.

Основные положения диссертации апробированы в докладах на научных конференциях: 10-ой Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 2001) «Курорты, экология, образование», 4-ой международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 2002) «Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия». Опубликованы 2 статьи.

Структура и содержание диссертации, её объём. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Объем работы 240 страниц, список литературы включает 171 наименование, 24 приложения, 36 таблиц и 39 картсхем.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, излагаются цели и задачи работы, показана научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе анализируются история изучения индейских общин, территориальная дифференциация демографических и этнических процессов, а также региональные особенности социально-экономического развития штатов Мексики. Проведён сравнительный анализ экономических и социальных показателей в штатах Мексики за 1990 и 2000гг..

Во второй главе раскрываются социально - экономические особенности развития муниципалитетов штата Оахака: социально -политическая организация штата Оахака, экономические особенности и социальное развитие муниципалитетов штата Оахака. Исследуются историко-географические условия жизнедеятельности этнических групп индейцев михе, экономические особенности жизни михе, их социально-политическая организация и социально-духовная трансформация. Проведён сравнительный анализ экономических и социальных показателей в муниципалитетах штата Оахака за 1990 и 2000гг.

В третьей главе определены основные направления улучшения условий жизнедеятельности коренных народов Мексики. Предложены программы интеграции этнических групп в мексиканское общество, правовой защиты индейцев, дана оценка правительственных программ, программы организации социально-экономической поддержки населения религиозными и международными организациями.

В заключении сформулированы теоретические и практические выводы по результатам исследования, предложены рекомендации по изменению условий жизнедеятельности этнической группы михе.

История изучения этнических групп индейцев

Начало этнологическим, антропологическим, лингвистическим и т.п. исследованиям жизни индейцев было положено церковью в XVI - XVIII вв. в период конкисты и колонизации Мексики. Задачу христианизации индейцев католическая церковь осуществляла путем создания религиозных общин. Для монахов требовалось глубокое знание жизни и языка индейцев, так как такие знания были эффективным средством воздействия на индейцев с целью их подчинения.

Работы хронистов, монахов, миссионеров, собиравших различные сведения о жизни индейцев Новой Испании (Мексики), представляют собой оригинальные антропологические, этнические и лингвистические источники того времени.

Автор одной из таких работ - «Общая история вещей новой Испании» (1569 г.) - брат Бернардино де Саагун. Он учил индейцев грамоте, и они помогли ему написать этот труд. Бернардино де Саагун добился широкого понимания некоторых аспектов доиспанской культуры. Ею деятельность, с одной стороны, способствовала сохранению культурного своеобразия индейцев, в результате сформировавших интеллектуальную элиту, а с другой - ориентировалось на облегчение процесса утверждения господства католической церкви.

В этот период изучение языка мексиканских индейцев и их культуры осуществлялось с единственной целью - христианизации индейцев.

Важнейшим результатом кропотливого изучения миссионерами языков и культуры этнических групп является создание в XVII в. словарей и грамматики различных индейских языков. Многие из этих трудов долгое время не публиковались. Но все же появилась возможность, в основном у миссионеров, пользуясь такими работами быстрее и глубже изучать наиболее распространненые индейские языки, такие как каита, кора, чиапанско,

чинантеко, хуигаль, макауа, матлатсинка, масатеко, майя, михе, микстеко, нахуатль или сапотеко, соке, и т.д. [85].

В XVIII-XIX вв. начинаются научные исследования. Активизируется сбор, толкование и издание антропологических источников хронистов, содержащих богатейшие сведения о жизни индейцев. В это время были обнаружены новые рукописи, которые обогатили знания об их культуре.

В XX в. появляются различные исследовательские институты, такие как Национальный Музей Мехико (в настоящее время Национальный Музей антропологии), издается специализированная литература, например, журнал «Этнос», где особое внимание уделяется исследованию причин и условий, сдерживающих развитие этнических групп.

Особо стоит выделить работы, проводимые Летним Лингвистическим институтом в содружестве с мексиканским Институтом Индихенизма (основан в 1948 году). Они включают в себя обширные сведения в области культуры и языка индейцев, которые начали собираться еще в эпоху установления протестантской религии среди индейцев. [54] Что касается Летнего Лингвистического института, научной миссионерской организации евангелистов объединителей, то их деятельность затронула всю испано-говорящую Америку. В 40-е гг. XX в. во время правления генерала Лазаро Карденаса и профессора Моисеса Саенсома, специалисты Летнего Лингвистического института приехали работать в Мексику. Его миссионер, Вальтер Миллер, работал преподавателем, врачом, консультантом и механиком в одном из поселков штата Оахака. Им были записаны сказки михе («Сказки Коматлана»), составлены «Заметки для словаря михе», а также осуществлен перевод Евангелия от Луки на язык михе [64].

Сотрудники Летнего Лингвистического института проводят, кроме ценной научной исследовательской работы в области изучения культуры михе, постепенную, но очень эффективную акцию, которую они сами называют цивилизацией, охватывающей гуманитарный, гигиенический, медицинский, технологический и религиозный аспекты.

Следует отметить, что апостольская и культурная миссия в Оахаке началась в населённом пункте Вилла Альта. Она была сфокусирована на христианской цивилизации, которая начала распространяться по северу Оахаки. Изучение языка михе начал брат Лоренцо Санчес. Его последователями стали братья Доминго Сарабья, Маркое Бенито и Хуан де Охедо. В 1572 - 1576 гг. началось строительство монастыря в населённом пункте Тотонтепес [64].

Впервые испанцы появились в трех селениях: Вилла Альта, Нарро и Сан Лоренцо Альбаррадас. Для михе Вилла Альта в течение веков была дверью в испанскую культуру. Здесь располагалось колониальное войско, отсюда шли в район михе миссионеры [64].

В XVIII в. брат Августин де Кинтана, священник из Хукила, написал две книги о михе, которые были опубликованы в 1732 г.. Это «Введение в язык михе» - книга, в которой описано строение молитвы христианской доктрины (к книге прилагалось краткое описание произношения звуков языка михе), и «Христианское наставление и путеводитель по небу для неведающих с описанием искусства языка михе» [110, с. 40].

Михе впервые вступили в непосредственный контакт с протестантами в 40-е гг. XX в.. Целью протестантов было изучение языка, составление лингвистических описаний языка михе, разработка алфавита, составление словаря, запись фольклора, перевод Библии и обучение михе письму для того, чтобы они смогли создать собственную литературу. Все это помогло михе сохранить свой язык и этнические отличия [102].

Социально-политическая организация штата Оахака

Штат Оахака территориально разделён на 3551 часть, каэкдая из которых имеет политико-административное значение и статус области. Штат включает в себя 570 муниципалитетов, 729 муниципальных агентств, 1526 агентств муниципальной полиции и 726 сельских центров.

Муниципалитет является тем институтом, в рамках которого в индейских общинах развивается политическая и административная деятельность на местах. Муниципалитет появился в колониальные времена. На протяжении всей истории существование муниципалитета за право участвовать в органах самоуправления постоянно происходила борьба.

В соответствии с действующим законодательством штата Оахака существуют следующие категории территориально - административного деления: главные муниципалитеты (города, посёлки, деревни) и зависящие от них муниципальные агентства (ранчо, агентства муниципальной полиции и сельские центры).

Муниципалитет, как основной институт политической системы Мексики, регулируется принципами правления, установленными в статье 115 Федеральной Конституции и в статье 29 Конституции штата Оахака. Он определяется как политическая и административная автономия, которая включает в себя население, территорию и орган правления (аюнтамьенто). Механизмы политического и административного контроля экономической деятельности индейских муниципий сложились исторически. Многие административные решения, связанные с вопросом использования ресурсов, принимаются в первую очередь в соответствии с государственными потребностями. Муниципальные советы полномочны принимать свои решения с учетом того, что разработка природных ресурсов должна осуществляться в пределах государственной программы с соблюдением

интересов государства, но не вопреки интересам муниципалитета. Постепенно установилась политическая субординация, при которой община и муниципия зависят от отношений правительства в вопросах распределения государственных ресурсов.

В муниципалитетах в районах проживания индейцев традиционно часть политической и административной власти неофициально принадлежит касике. Ответственным за исполнение приказов коррехидора15 в индейских общинах был касике. Касике были индейцами, но пользовались поддержкой испанских властей. Касике противоречило традиционному характеру индейской избирательной системы, согласно которой к власти допускал только Совет старейшин. В настоящее время касике сохранил свой статус в обществе, но их лидерство стало неформальным [91].

В середине 80-х г. главным признаком сложившегося положения стало увеличение посреднической роли касике между центральной государственной властью и местными властями. Большое разнообразие культур Мексики вынуждает федеральное правительство поддерживать власть колониальными методами. В каждой отдаленной зоне и перед каждым сообществом, не присоединенным к центру, правительство вынуждено иметь посредника, представителя правительства. Касике, по своему достаточно низкому уровню экономической образованности наиболее подходят для выполнения роли посредника. Они являются инструментом государственной системы для контроля и подчинения отдельных индейских районов [64].

Касике обладают политической и экономической властью, они могут диктовать свою волю местным властям. Перед федеральной и государственной властью они выступают как посредники между административными органами, управляющими делами индейцев, и федеральными органами. Касике служат властям, добывая информацию и поддерживая порядок на своих территориях. Требуя признания своей исключительности в посредничестве между правительством и крестьянами района, касике монополизировали продажу урожаев и торговлю и завладели лучшими землями. Они назначают глав муниципалитета и местных чиновников. Чтобы сохранить существующее положение вещей касике прибегают к любым методам, в том числе преступным. Когда осуществляется какая-нибудь новая конституционная реформа в защиту прав индейцев, касике проявляют агрессию по отношению к нововведениям. Так, например, 22 ноября 1995 г. в местечке Толасита был убит крестьянский лидер Сантос Баскес, который боролся за возвращение земель крестьянам и защиту природных ресурсов [72].

Таким образом, в настоящее время институт касике и касикизм, являющийся системы составляющей общества и считавшийся уже пройденным этапом, все еще существует в различных частях страны, важных с точки зрения экономического и политического контроля, как например в Михе. Институт касике продолжает функционировать, а вместе с этим не прекращается ущемление прав индейцев, продажа и воровство их земель, собственности, орудий труда, уничтожение урожая и т.д.. В связи с этим для защиты индейцев созданы и создаются такие организации, как Народный рабоче-крестьянский фронт, и партии, которые противостоят политическому давлению касике.

Правление в индейских общинах в штате Оахака определяется традициями, а избирательным органом является собрание общины. Например, некоторые элементы традиционной формы власти, имевшие место ещё до завоевания михе, частично сохранились и по сей день. Раньше каждый квартал, или «калпулли» имел своё правительство, независимое от других кварталов. Старейшины каждого квартала формировали Совет общины и своим решением назначали «тлатоани» - главу общины, а также «тлакатекутли» - военачальника общины. Но всё же реальная верховная власть оставалась в руках Совета общины.

Завоевание индейцев испанцами в большей степени нарушило традиционные порядки. Индейцам был перекрыт доступ к руководящим должностям, но была предоставлена местная полуавтономная форма власти -муниципалитет. Во главе муниципалитета стоял коррехидор, назначенный вице - королём Испании в Мексике.

Политика включения коренных народов в мексиканское общество на современном этапе

В Латинской Америке неоднократно поднималась тема о положении индейцев Америки. Например, Хосе Марти сказал «или освободим индейцев, или тяжесть их доли преградит Америке путь вперед». Мексиканский исследователь Карлос Фуэнтес говорит, что «отношение к коренным жителям Америки в Мексике, как и в других странах континента, характеризуется несправедливостью, презрением и дискриминацией».

На данный момент в Мексике существует несколько взглядов на решение этой проблемы. Основные принципы реализации политических, экономических и социальных программ по отношению к этническим группам представлены в двух оппозиционных группах. Одна из них выступает за активную интеграцию всех этнических групп в современное сообщество, за соответствующие реформы и преобразования, которые бы затронули все сферы жизнедеятельности, как индейцев, так и всего государства в целом. Сторонники этой позиции считают, что интеграция и достижение национальной идентичности должны сочетаться с присутствием этнических групп и иметь поддержку социальных структур страны и мира [127].

По мнению антрополога Наман Ситтон Саломона необходимо принятие соответствущих законов. Он предпалагает, что поначалу их реализация будет связана с определенными трудностями. Но когда удастся достигнуть политической, административной, а главное, экономической трансформации, когда не будет эксплуатации, наблюдающейся еще в этнических регионах, тогда возможно будет создать более объективное, более гуманное, более цельное общество, в котором не будет нарушаться самобытность коренных народов Мексики [127].

Оппозиционная же группа придерживается политики невмешательства, полагая, что развитие этнических групп возможно лишь при условии сохранения их максимальной изоляции от современного сообщества. Только так, утверждают сторонники этой позиции, индейцы будут иметь возможность оставаться самими собой, сохраняя свой культурно-социальный, юридический, политический и экономический характер и одновременно удачно вписываясь в национальный контекст.

Сами же индейцы в течение всей истории пытаются сохранять свою идентичность, свои обряды и обычаи, однако это не удается, и постепенно теряя свои земли, они исчезают как этнические группы.

Достоинством мексиканской этнополитики является целостный поиск баланса между интересами государства и отдельных этнических групп. При этом безусловным является приоритет общегосударственных интересов. Для того чтобы синтез культур и трансформация традиционного уклада жизни индейцев протекала без ущерба для этнических групп, необходимо на каждом этапе считаться с интересами этого народа, не только собирать сказки, легенды, мифы, пословицы и т. п., но, прежде всего, отдавать себе отчет в том, как многогранна жизнь коренных народов. Невежество и отсталость индейских народов существует только по отношению к другим. Зная свое прошлое и настоящее, индейцы должны сами определять дальнейшие направления своей жизни, укрепляя самосознание и рассчитывая на солидарность с другими народами. Обращение в христианство не должно разрушать культуру и дух народа, его историю, оно не может быть уничтожением этноса [101].

Президент Луис Эчевериа (1970 - 1976) попытался создать экономическую базу в сельскохозяйственном секторе и намеревался наладить снабжение продуктами питания индейцев. Во время его правления началось коллективное использование сельскохозяйственной техники, снабжение сельскохозяйственной продукцией. Однако по завершении периода его правления не удалось разрешить серьезные проблемы сельскохозяйственного сектора из-за низкого уровня производства и социальной дискриминации [112].

Президент Хосе Лопес Портильо (1976-1982) в своей аграрной политике отдавал предпочтение поднятию урожайности полей, уменьшению вмешательства аграрных предпринимателей в общинный и коммунальный секторы. Его правительственная программа называлась «Система снабжения Мексики», программа, которая, предлагала продовольственные субсидии, возобновление сельскохозяйственного самообеспечения под лозунгом союзничества государства и крестьянства. Штат Оахака получил мало выгод от этой политики, а именно - некоторое количество обрабатываемой земли с почвами не очень хорошего качества и то на ограниченное время. Кроме того, предполагалось, что произойдет увеличение населения в сельских зонах и оно займется работами в первичном секторе. Как следствие в 70-е г. стали появляться организации михе по решению сельскохозяйственных вопросов и защите лесных ресурсов. Примером такой организации является «Организация производителей кофе в районе Михе», созданная в 1972 г. двадцатью двумя сообществами для решения проблем, связанных с производством кофе, защитой природных ресурсов, устранением посредников в торговле продукцией.

В 1979 - 1980 г. был сформирован комитет защиты, который впоследствии стал называться «Комитет по защите и использованию природных, человеческих и культурных ресурсов региона Михе». В настоящее время он называется «Ассамблея представителей Михе». Были созданы также такие организации, как «Организация Михе, Сапотека, Чинамека», в которую входят общества производителей сельскохозяйственной продукции, Союз общин, Местный союз, Гражданская ассоциация. Всего в районе Михе существует 31 организация, большинство из которых действует в высокогорной зоне [112, с. 176 - 179].

Эти организации предоставляют общинам технические и юридические знания и документы, связанные с землями и водными пространствами. Сельскохозяйственные вопросы включают в себя признание общинной собственности. Топографические вопросы решаются арбитражным судом или советом, а конфликты рассматриваются в сельскохозяйственном или федеральном суде.

Похожие диссертации на Социально-географическое исследование этнической группы михе штата Оахака Мексики