Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии Шино Джон Ндемуфайо

Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии
<
Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шино Джон Ндемуфайо. Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Москва, 2006.- 261 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-19/184

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема этнического самосознания особенно актуальна для стран третьего мира, в которых помимо выраженных тенденций интеграции, одновременно сосуществуют выраженные родовые традиции. В современных условиях, когда возросли масштабы и влияния международных отношений как на жизнь отдельного человека, так и на этнос в целом (в том числе этнических групп, кланов, родов), актуально исследовать особенности этнического самосознания африканцев как особой общности, несущей в себе глубинные родовые традиции. Тенденции к интеграции и к сохранению родовых традиций создают особую ментальность современных африканцев.

Молодежь по прежнему живет в близких кровных и эмоциональных отношениях друг с другом; всех связывают между собой многочисленные узы (компактное проживание, традиции, единая система норм и оценок и т.д.), которые обусловливают групповое самосознание, но в то же время молодежь сензитивна к процессу интеграции.

Изучение особенностей этнического самосознания африканской молодежи актуально для понимания специфики современных тенденций аккультурации.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования особенностей этнического самосознания молодежи Африки является сложившаяся в науке идея о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры общества. В нашем исследовании, прежде всего, речь идет о присвоении традиционных ценностных ориентации, определяющих этническое самосознание африканских этносов, а так же о присвоении ценностных ориентации мировых культур.

Мы рассматриваем особенности этнического самосознания молодежи в русле концепции развития и бытия личности B.C. Мухиной, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Мы исходим из того, что структура самосознания

2 человека как личности имеет пять звеньев: 1 - идентификация с именем и

заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной

сущностью человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 -

психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное

пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях,

проводимых под руководством B.C. Мухиной, подтверждено, что описанные

звенья структуры самосознания формируются у всех людей, независимо от

принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в

зависимости от характеристик традиционного этнического самосознания и от

социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных

звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных

личностных потребностей в соответствии с родовыми ценностями. Названные идеи

легли в основу нашего теоретического анализа заявленной проблемы исследования

и опредилили структуру диссертации.

Цель исследования: выявить особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции.

Предмет исследования: особенности этнического самосознания афиканской молодежи в контексте в родовой традиции.

Объект исследования: этническое самосознание как социально-психологический феномен, на материале изучения студеніюв университета Намибии (в столице г. Виндхук И деревне Ошакатии) и работающей молодежи этнической группы овамбо.

Гипотезы исследования:

1. Самосознание современной африканской молодежи определяется нормами и ценностями традиционных культур, а так же ценностями привносимыми сторонними культурами в процессе колонизации, а затем глобализации и аккультурации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания происходит через присвоение традиционных норм и ценностей, привносимых иными культурами.

2. Африканская молодежь в условиях взаимодействия со своим и чужими
этносами глубинно ориентирована на родовые традиции, в то же время
демонстрирует готовность к толерантному взаимодейтсвиго с представителями
других культур: возможны тенденции к выраженной сепарации и интеграции.

3. Современная африканская молодежь Намибии после провозглашения
независимости в 1990 г. и политики примирения, должна быть настроена на
толерантное взаимодействие между черными и белыми рассами.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать теоретические и эмпирические работы, посвященные проблеме этнического самосознания.

  2. Изучить особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания молодежи этнической группы овамбо Намибии через контекст родовых традиций.

  3. Выявить типы поведения, характерные для молодежи этнической группы овамбо Намибии в ситуациях фрустраци по отношению к представителям «своего» и «чужого» этноса.

Методы исследования. Нами использовались следующие методы.

1 - Включенное наблюдение; 2 - опрос; 3 — проективный метод депривации структурных звеньев самосознани в контексте межэтнических отношений ( B.C. МухинаДС.А. Хвостов); 4 — экспресс-диагностика межэтнической аккультурации (B.C. Мухина: Модификация Дж. Берри); 5 - самоописание личностных свойств (или: вариант метода «Кто Я?») разработанный B.C. Мухиной для углубленной рефлексии респондента на себя. Использовались статистические методы обработки данных Критерий X2 (хи-квадрат).

Исследовались 516 представителей этнической группы овамбо Намибия в возрасте от 18 до 35; среди них: по методу опроса и включенного наблюдения - 96 человек (50 юношей и 46 девущек); по проективному методу депривации структурных звеньев самосознании — 160 человек (80 юношей и 80 девушек); по методу экспресс - диагностики межэтнической аккультурации - 260 человек (130

4 юггошей и 130 девушек). Также исследовались 84 представителя старшего

поколения методом опроса и включенного наблюдения (43 мужчин и 41 женшин).

Всего исследовались 600 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые исследуются особенности этнического самосознания африканской молодежи через анализ контекста родовых традиций и ценностей, привносимых глобальными процессами интеграции и аккультурации. Новизна кроме того, состоит: в исследовании специфики саморефлексии и содержательного наполнения структурных звеньев самосознания африканцев; в выявлении типов поведения африканской молодежи (на примере этнической группы овамбо Намибии) в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия со своим и чужим этносом со своей и другой рассой.

Результаты исследования позволяют расширить теоретические представления об особенностях развития этнического самосознания современной африканской молодежи.

Практическая значимость исследования заключается: 1 - в определении типов реагирования африканской молодежи на ситуацию фрустрации внутри своего и чужого этноса, своей и иной рассы; 2 - в возможности использования результатов исследования при разработке модели государственной политики воспитания нового африканского поколения; 3 - в получении научных оснований для воспитания учащейся африканской молодежи.

Положение выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезы.

1. Самосознание современной африканской молодежи определяется глубинными родовыми, традиционными ценностными ориентациями (мифы, культура, обычаи, мифологическое миропонимание), а так же ценностями привносимыми сторонними культурами в процессе колонизации, глобализации и аккультурации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания происходит через присвоение традиционных норм и ценностей, привносимых иными культурами.

2. Африканская молодежь в условиях взаимодействия со своим и чужими

этносами глубинно ориентирована на родовые традиции, в то же время демонстрирует готовность к толерантному взаимодейтсвию с представителями других культур: возможны тенденции к выраженной сепарации и интеграции. Наиболее выражена тенденция к интеграции у студенческой молодежи.

3. В условиях межэтнического взаимодействия африканской молодежи
обнаруживается амбивалентное отношение к другому этносу. В ситуации
фрустрации в общении с представителями другого этноса молодежь этнической
группы овамбо Намибии демонстрирует общее толерантное отношение к другим,
однако проявляет достаточно высокий уровень агрессии к сверстниками чужого
этноса.

  1. В проективной ситуации фрустрации молодежь этнической группы овамбо Намибии демонстрирует высокий уровень толерантности к родителям, затем к преподавателям как своего так и чужого этноса, далее к сверстникам чужого и своего этноса.

  2. Притязание на признание и половая идентификация у молодежи этнической группы овамбо являются значимыми структурными звеньями самосознания, депривация которых вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Половая идентификация в культуре этнической группы овамбо Намибии связана с мужской и женской мепталыюстью (самосознанием, деятельностью, поведением и воспитанием). Как правило, мужчины занимают высшее положение, а низшее положение в иерархической структуре этнической группы овамбо занимают женщины. Эта тенденция присуща и другим традиционным обществам Африки.

Апробация работы

Основные результаты диссертационного исследования опубликованны в журналах входящих в перечень ВАК (общим объемом 1.7 п.л.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях и аспирантских объединениях кафедры психологии развития МШ'У в 2004-2006 гг.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Библиография состоит из 256 источников; из них - русскоязычных источников — 205; на европейских (немецекий, английский и французский) языках — 51. Общий объем текста 261 страницы машинописного текста.

Похожие диссертации на Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции : на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии