Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Калиниченко Ольга Вячеславовна

Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи)
<
Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калиниченко Ольга Вячеславовна. Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2004 235 c. РГБ ОД, 61:04-19/529

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы исследования этнического и морального самосознания в отечественной и зарубежной психологии 9

1. Проблемы исследования этнического самосознания 10

2. Проблемы исследования морального самосознания 69

Глава II. Методы исследования этнического и морального самосознания

1. Описание и обоснование методов исследования этнического самосознания 101

2. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К.А. Хвостов) 125

3. Метод изучения морального самосознания молодежи (А.А.Хвостов). Описание и обоснование 129

Глава III. Результаты эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской и русской учащейся молодежи

1. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи по методикам и анкетным материалам 136

2. Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи проективным методом депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений 162

3. Результаты исследования морального самосознания корейской и русской молодежи.. 171

Заключение и выводы 182

Библиография 186

Приложение 1. Ретроспективный анализ становления ментальносте российских корейцев 204

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность изучения особенностей этнического самосознания личности в условиях межэтнического взаимодействия обусловлена социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в современном обществе.

Реалии и тенденции развития современных межэтнических отношений в России акцентируют этническое самосознание и этническую идентичность не только больших и малых народов, но и переселенческих этнических меньшинств -диаспор.

Приморский край исторически является этническим перекрестком, территорией этнокультурных контактов Востока и Запада. В нем в настоящее время проживает 119 различных этносов. Корейская диаспора в Приморье сегодня одна из самых многочисленных: корейцы после русских и украинцев, занимают третье место. Их численность в Приморском крае в целом достигает (по официальным источникам) 30 тыс. человек и продолжает увеличиваться за счет возрастающей интенсивности миграционных потоков из Средней Азии.

Интерес вызывает специфика этнического самосознания молодежи, так как именно молодые слои населения отличаются высокой сензитивностью к социальным изменениям и готовностью следовать тенденциям современных процессов аккультурации, и, следовательно, они определяют направление развития межэтнических отношений.

В связи с этим особую значимость представляет исследование особенностей

этнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи, как наиболее просвещенной и сензитивной части общества. Учет и прогнозирование характера взаимодействия между различными этническими группами дают возможность своевременно осуществлять профилактику межэтнической напряженности в конкретном полиэтническом регионе.

4 Актуально исследовать в общем контексте этнического самосознания

особенности морального самосознания корейской и русской молодежи,

проживающей в одном геоисторическом пространстве: этническое самосознание,

представляя собой сложную структуру ценностных ориентации, норм и

принципов поведения, тесно связано с моральным самосознанием.

Методологической основой исследования явилась укрепившаяся в отечественной психологии идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества», лежащая в основе теории феноменологии развития и бытия личности и структуры самосознания B.C. Мухиной. Согласно этой концепции, развитие самосознания личности осуществляется в контексте исторически-обусловленной реальности существования человека, а именно, в условиях реальности культуры (социального пространства, образно-знаковых систем, предметного мира) и природной реальности. Выделяемые B.C. Мухиной условия развития и бытия человека, определяют содержание структурных звеньев самосознания и позволяют выделить их особенности в зависимости от этнокультурного контекста.

Цель исследования - выявить особенности этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.

Предмет исследования — особенности этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях взаимодействия с русскими.

Объект исследования — корейские и русские студенты восточного

факультета Уссурийского государственного педагогического института.

Гипотезы исследования:

1. Этническое самосознание корейской учащейся молодежи имеет свою

специфику, обусловленную культурно-историческим развитием этноса. В

условиях межэтнического взаимодействия с русскими характеризуется слабой

5 выраженностью этнической идентификации, наличием признаков этнической неполноценности.

  1. Спецификой этнического самосознания корейской учащейся молодежи является тенденция к межэтнической интеграции, в то время как особенностью этнического самосознания русской молодежи, является тенденция к межэтническому обособлению по отношению к корейской диаспоре.

  2. Моральное самосознание корейской учащейся молодежи Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу, и не является этнодифференцирующим признаком.

Цель исследования требует постановки и решения следующих частных задач:

  1. Проанализировать современное состояние проблемы этнического и морального самосознания в психологической науке. На основе изучения содержания понятий «самосознание», «этническое самосознание», «этническая идентичность», «моральное самосознание», обосновать методологический подход и отработать тезаурус исследования особенностей этнического и морального самосознания корейской молодежи в условиях межэтнического взаимодействия с русскими.

  2. Обосновать комплекс методов эмпирического исследования этнического и морального самосознания корейской учащейся молодежи, апробировать адекватность методических приемов получения и обработки данных.

  3. Провести сравнительный анализ структуры этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими, проживающих в Приморском крае.

Теоретическое значение и научная новизна исследования. В исследовании впервые анализируются особенности этнического самосознания корейской молодежи через концепцию структуры самосознания B.C. Мухиной, проявляющиеся в условиях межэтнического взаимодействия с русскими на современном этапе истории Приморского края. Получен уникальный сравнительный эмпирический материал на основе исследования конкретных

этносов, взаимодействующих в едином геоисторическом пространстве.

Применен комплексный подход к изучению этнического (включая моральное) самосознания, проанализирована специфика содержания структурных звеньев самосознания корейской и русской учащейся молодежи; выявлены характерные типы поведения. корейцев и русских в условиях межэтнической и внутриэтнической фрустрации. Теоретическое значение имеют выделяемые общие и специфические составляющие этнического и морального самосознания современной корейской и русской молодежи Приморского края.

Практическая значимость исследования связана с возможностью прогнозировать характер взаимодействия между этническими группами и осуществлять профилактику межэтнической напряженности в данном полиэтническом регионе.

Результаты проведенного исследования были использованы преподавателями вузов при чтении лекций, посвященных проблемам межэтнических отношений. Кроме того полученные данные использовались для воспитания межэтнической толерантности у студенческой молодежи.

Полученные эмпирические данные могут найти применение в деятельности учителей, социальных работников, психологов, руководителей, работающих в поликультурных коллективах, для повышения эффективности их деятельности.

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применяли следующие методы и методики исследования.

  1. Методика Куна-Макпортленда «Кто Я?»;

  2. Методика Е. Богардуса «Шкала социально-психологической дистанции»;

  1. Методика субъективной рефлексии «Достоинства и недостатки представителей моего и другого этноса» (B.C. Мухина);

  2. Специально разработанная диссертантом этнопсихологическая анкета, направленная на выяснение роли различных этнодифференцирующих признаков и структурных компонентов этнической идентичности и этнического самосознания.

  3. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (В.С.Мухина, К.А.Хвостов);

7 6. Метод изучения морального самосознания молодежи (А.А.Хвостов);

В исследовании использовались статистические методы обработки данных: метод контент-анализа, методы количественного описания материала (средние арифметические значения, критерии хи-квадрат, Стьюдента, Манна-Уитни для проверки значимости различий, корреляционный анализ по Спирмену для проверки характера связи).

Общий объем выборки составил 325 человек: проективным методом депривации структурных звеньев самосознания обследовано 105 человек, из них 50 корейцев (26 девушек, 24 юноши) и 55 русских ( 30 девушек, 25 юношей); этнопсихологической анкетой и методом изучения морального самосознания обследовано по 110 человек, из них по 55 корейцев (30 девушек, 25 юношей) и по 55 русских (30 девушек, 25 юношей) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 19 лет).

На защиту выносятся следующие положения:

I. Особенностью этнического самосознания корейской учащейся молодежи, проживающей в Приморском крае, является наличие слабо выраженной бикультурной идентичности, которая представляет собой следствие этнокультурной адаптации по типу интеграции и ассимиляции.

И. В структуре этнического самосознания корейской и русской учащейся молодежи наряду с преобладанием позитивной идентичности, имеются признаки нарушения этнической самоидентификации.

III. Содержание структурных звеньев самосознания корейской учащейся
молодежи определяется идентификацией как с исконной культурой, так и с
культурой титульного этноса.

IV. Во взаимоотношениях между корейской и русской учащейся
молодежью существуют амбивалентные позиции по отношению друг к другу. У
корейской учащейся молодежи в условиях межэтнического взаимодействии с
русскими наблюдается стремление к межэтнической интеграции. Данная тенденция
проявляется в увеличении толерантных форм социального реагирования на
представителей русского этноса. Особенностью этнического самосознания русской

8 учащейся молодежи является тенденция к обособлению от корейской молодежи, выражающаяся в повышении агрессивности и стремлении увеличить социальную дистанцию.

V. Моральное самосознание корейцев Приморья микшируется под моральные суждения, свойственные титульному этносу и не является этнодифференцирующим признаком.

Достоверность результатов исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работы, их апробации в пилотажном исследовании и психометрическим обоснованием, а также определением статистической значимости полученных результатов с помощью аппарата математической статистики.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Содержание диссертации изложено на 235 страницах. В приложении представлены историко-этнографические материалы, образцы методик, таблицы с результатами исследования. Библиография состоит из 250 источника, из них 30 на иностранных языках.

Проблемы исследования этнического самосознания

Проблемы исследования самосознания и этнического самосознания в зарубежной науке. Прежде, чем перейти к рассмотрению проблем этнического самосознания, важно рассмотреть традицию изучения феномена «самосознание» за рубежом.

В американской и западной традиции самосознание связано с содержанием таких понятий как «Я», «самость», «self» , «идентичность», «Я-концепция» и др., разрабатывалась в русле многих направлений и имеет длительную историю изучения.

Основополагающими для всех теорий «Я» явились взгляды У.Джеймса, который первым из психологов начал разрабатывать данную проблему, выделяя в едином целостном Я две составляющие - «Я-сознающее» (Я как субъект познания) и «Я-как-объект». «Я-как-объект» - это все, что человек может назвать своим, в нем автор выделяет четыре составляющих:

Духовное Я — содержит интеллектуальные и другие способности индивида, его интересы и т.д. Материальное Я — тело человека, его материальные принадлежности (машина, дом, одежда и т.д.). Социальное Я- отношения индивида с другими людьми. Чистое Я (физическое) — определяется как поток мыслей, составляющих чувство персональной идентичности1. Как видим, У.Джеймс разделял понятия «Я» и идентичность, в его теории идентичность выступает как часть Я. Взгляды У.Джеймса легли в основу построения многих различных теорий Я. У.Джемс одним из первых выделил социальный фактор в осознании личностью себя и представил его в качестве одного из определяющих формирование личности элементов. В этих его идея лежат предтечи объяснительного принципа социальной природы самосознания личности и, в частности, ее принадлежности к своему этносу.

Развивая идеи У. Джеймса, Ч. Кули предложил теорию «зеркального Я», главный постулат которой состоял, в том, что представления человека о том, как его оценивают другие, существенно определяют его представления о себе. Ч. Кули писал, что подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому, что принадлежат нам..., так в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д. и это определенным образом действует на нас. Согласно Ч.Кули, Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с различными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют человеку обратную связь, однако воспринимается она на основе уже существующих представлений о себе и интерпретируется в соответствии с этим.

Как видно, Ч.Кули в теории Зеркального Я предполагает причинную зависимость самосознания от оценок других людей.

Д. Мид, автор концепции социально-ориентированного Я, рассматривал Я, так же как и Ч. Кули, как результат социального взаимодействия. В качестве инструмента формирования Я он вводит понятие «обобщенный другой», под которым имеется ввиду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества. В процессе общения с другими людьми индивид начинает смотреть на себя со стороны, т.е. как на социальный объект. По Миду, человек обретает сознание и собственное Я лишь в групповом действии, как: бы примеряя на себя роли «обобщенных других» и характерно только для зрелой личности, у которой внутренняя тождественность и непрерывность синтезируется со стремлением ее интеграции с социальными структурами (государством, нацией, различными социальными группами).1

Ч. Кули и Д. Мид заложили основы символического интеракционизма, в рамках которого Я рассматривалось как результат социального взаимодействия.

Наиболее часто для обозначения самосознания в зарубежной психологии использовали конструкт «Я-концепция». Термин «Я-концепция» возник в русле феноменологического направления в теории К. Роджерса, который первым и дал его определение.

По К. Роджерсу, Я-концепция или самость- это «...организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий отношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, но не обязательно осознаваемый»2. Как видим, Я-концепция, в понимании К. Роджерса, это часть восприятий человека, которая состоит из осознанных восприятия и ценностей «Я».

Описание и обоснование методов исследования этнического самосознания

К первой группе методов относятся сравнительные исследования испытуемых, принадлежащих к различным этническим группам, с целью выявления либо сходства, либо отличия в их познавательной и личностной сферах.

Для второй группы методов характерно изучение категории «Мы как этнос» в противопоставлении себя другим - «Мы» и «Они», и в выявлении специфики индивидуального самосознания в рамках своего этноса - «Мы» и «Я». Если кросс-культурные исследования не требуют оригинальных методов и методик (в большинстве случаев используются общеизвестные, применительно к различным этносам), то для изучения этнического сознания и самосознания необходимо либо создание собственно этнопсихологических методик, либо модифицикация существующих.

Отличительной особенностью второй группы методов является то, что в ее рамках разработаны не только диагностические исследования, но и психокоррекционные методы - целью которых является поиск способов воздействия на различные отклонения этнической идентичности в структуре самосознания личности, разработка способов разрешения проблем межэтнического взаимодействия.

Наше исследование требует использования этнопсихологических методов. Обратимся к более детальному описанию их.

Являясь одним из основных способов получения информации, наблюдение представляет собой «планомерное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объектах восприятия» .

На возможность использования наблюдения как метода сбора первичной информации об особенностях сознания этнической общности указывает целый ряд отечественных и зарубежных этнопсихологов. В частности, С. И. Королев отмечает, что наблюдение остается важнейшим методом изучения психологии этносов. По его мнению, начальные наблюдения дают материал для выработки рабочей гипотезы, построенной на сведениях об образе жизни, культуре народа, особенностей его самосознания .

И. С. Кон указывает на правомерность, использования наблюдения, фиксирующего особенности нравов, обычаев, традиций и т. д. той или иной этнической общности в качестве метода этнопсихологических исследований3.

При этом большинство психологов обращают внимание на то, что хотя и непосредственное наблюдение и является ценнейшим источником информации о различных проявлениях психологии любой формы этнической общности, однако оно сопряжено с определенными трудностями. Это необходимость тщательного планирования и составление продуманной программы наблюдения, строгая фиксация результатов и их объективность. Составление программы наблюдения за разнообразными проявлениями психологии этнической общности связано с определением предмета наблюдения, разработкой системы понятий, с помощью которых будут описываться результаты наблюдения, выбор признаков наблюдения и способов их регистрации, выбор ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта.

Использование специальных технических средств фиксации результатов придает методу большую достоверность, уменьшает роль субъективного фактора.

Результаты исследования этнического самосознания корейской и русской молодежи по методикам и анкетным материалам

Объектом эмпирического исследования особенностей этнического самосознания явились 105 человек, из них 50 корейцев (26 девушек, 24 юноши) и 55 русских (30 девушек, 25 юношей) в возрасте от 17 до 21 года (средний возраст 19 лет), студенты восточного факультета Уссурийского государственного педагогического института.

С помощью методики Куна-Макпортленда "Кто Я?" проанализировали собирательный «Образ-Я» корейцев и русских на основе обобщения личностных «Я». Все выявленные по данной методике самоописания посредством контент-анализа были отнесены к объективным или субъективным характеристикам. В число объективных вошли характеристики, связанные с социальным статусом, с семейными ролями, с полом, с возрастом, с профессией, то есть с такими группами людей, к которым либо нельзя не принадлежать, существуя в обществе (формально-биографические характеристики). Они были разделены на базовые (общечеловеческая, семейная, половая, возрастная, профессиональная принадлежности) и этнополитические (этническая, гражданская, религиозная, территориальная) категории.

По мнению Г.У. Солдатовой1 выделение базовых (категорий частной жизни) и этнополитических категорий соответствует двум уровням активности личности. Первый характеризует вовлеченность группы в обыденный круг человеческих отношений (семья, межличностные отношения и др.). Второй - вовлеченность в этнополитическую жизнь общества. По соотношению представленности первых и вторых категорий можно судить об уровне этнополитической мобилизации.

В группу субъективных характеристик вошли самоописания, касающиеся личностных категорий (характера, интересов, умственных способностей, внешности, любви). Данные по основным объективным и субъективным характеристикам представлены в таблице № 1.

Из таблицы 1 видно, что этническая идентичность в групповых «Я-Образах» корейских юношей занимает лишь 6 место - только 16 % испытуемых назвали свою национальность в ответах-самоописаниях. В ответах корейских девушек так же категория «национальность» занимает низкое 6 место, ее назвали только 18% опрошенных. Выявленный факт свидетельствует, что исследуемые молодые корейцы не акцентируют собственную этническую принадлежность, вытесняют другими самоидентификациями. В частности у корейских юношей и девушек наиболее значимыми, находящимися на первом и на втором месте, являются характер, личностные признаки и интересы (100 % и 72 % - юноши, 95 % и 82 % -девушки). Личностные самоописания корейских юношей и девушек носят в основном положительный характер, что свидетельствует о позитивном автостереотипе корейцев. Далее для юношей корейцев наиболее значимыми являются половая (50 %) и социально-профессиональная идентификации (44 %), а у девушек - семейная идентификация (59 %) и внешность (36 %).

Анализ выраженности в целом этнополитических категорий в структуре групповых «Я-Образах» корейских юношей и девушек показал их относительно малую долю. Среди этнополитических категорий у корейских юношей после этнической, на втором месте - гражданская и территориальная идентичности —по 11 %, на последнем - религиозная - 6 %. У корейских девушек этническая и религиозная идентичность являются одинаково значимыми (по 18 %), далее - на третьем месте находится территориальная идентификация — 9 %, а вот гражданская идентичность не выражена совсем, следовательно, они не чувствуют себя гражданами никакой республики, ни России, ни той, из которой мигрировали. Таким образом, для корейских девушек большее значение, чем для юношей имеет религиозное самосознание, а гражданское - является кризисным.

Анализ показал, что наиболее часто исследуемые корейцы называют себя «русскими корейцами», В этом этнониме корейцев проявляется бикультурность, идентификация как с русской, так и с исконной культурой .

Похожие диссертации на Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (На основе исследования учащейся молодежи)