Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области Филимонова Ирина Юрьевна

Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области
<
Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филимонова Ирина Юрьевна. Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области : дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 Оренбург, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-11/71

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретико-методологические аспекты географии религий .10

1.1 Идентификация объекта и предмета географии религий 10

1.2 Становление географии религий как науки 21

1.3 Концептуальные основы географии религий .33

1.4 Геоэтноконфессиональные системы как основа региональ ного анализа конфессионального пространства .42

2 Географическая специфика конфессионального пространст ва Оренбургской области .47

2.1 Историко-географические особенности этноконфессиональной дифференциации территории области 47

2.2 Особенности конфессионального состава населения: пространственные различия .52

2.3 Этноконфессиональная принадлежность населения – важ нейший фактор формирования и дифференциации культурного ландшафта .68

2.3.1 Исламский фактор формирования и дифференциации культурного ландшафта .69

2.3.2 Христианский фактор формирования и дифференциации культурного ландшафта 78

2.4 Объекты культурного наследия как элементы конфес сионального пространства .89

2.5 Этноконфессиональное районирование региона 96

3 Влияние религиозной принадлежности населения на социаль но-экономическую и политическую жизнь региона .105

3.1 Внекультовая деятельность религиозных организаций .105

3.2 Конфессиональное пространство как предпосылка рели гиозного и историко-культурного туризма 111

3.3 Межконфессиональные отношения и особенности регио нальной политики 119

Заключение 131

Список используемых источников

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена возрастающей ролью религии в жизни современного общества. Успешное решение многих проблем современности зависит от укрепления отношений между верующими и неверующими, а также между последователями разных конфессий. Это выдвигает изучение религии в число приоритетных направлений научного поиска, в том числе и в географии. В отечественной географической науке существовал перерыв в исследованиях конфессионального пространства. В последнее время появился целый ряд работ, посвященных данной проблематике. Формирующееся научное направление - география религий - активно развивается, однако многие вопросы, в том числе теоретико-методологического характера, до конца не изучены.

Особенно важно изучение особенностей географии религий в полинациональных и поликонфессиональных регионах, расположенных на стыке культур, каким является Оренбургская область. Этот регион, несмотря на полиэтничность и пестрый религиозный ландшафт, относится к категории территорий с толерантными межэтническими и межконфессиональными отношениями. Исследование такой территории представляется актуальным и практически значимым с точки зрения использования опыта при проведении региональной конфессиональной политики не только в этом, но и других аналогичных регионах страны.

В последнее время появляется целый ряд публикаций, посвященных изучению религий, однако они касаются преимущественно философской, исторической, психологической, социологической и этнологической сторон. С географической точки зрения религиозные организации Оренбургской области практически не изучались. К тому же большинство работ религиоведческой проблематики посвящено Русской Православной Церкви. В представленном исследовании рассматриваются географические аспекты практически всех конфессий, приверженцами которых является население региона.

Объектом исследования является конфессиональное пространство Оренбургской области.

Предмет исследования - процессы формирования и организация конфессионального пространства Оренбургской области.

Цель работы — выявление особенностей развития и организации конфессионального пространства Оренбургской области.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

1. уточнение понятийно-терминологического аппарата конфессиональной
географии;

  1. обоснование подходов и методов исследования конфессионального пространства;

  2. исследование условий и факторов формирования конфессионального пространства Оренбургской области и выявление основных черт его развития;

4. проведение этноконфессионального районирования территории
региона;

  1. выявление влияния религиозной принадлежности населения на социально-экономическую и политическую жизнь общества;

  2. картографирование конфессионального пространства на основе фондовых материалов, данных религиозных организаций и других источников.

Проведенное исследование носит комплексный характер и основано на использовании системно-структурного и историко-географического подходов.

Для решения поставленных задач исследования применялись основные методы, используемые современной географической наукой: историко-географический; сравнительно-географический; математико-статистический; социологический; картографический и др.

Теоретической и методологической базой явились труды отечественных и зарубежных географов, этнологов, историков (А.А. Анохина, Ю.А. Веденина, Ю.Н. Гладкого, А.Г. Дружинина, К. Зауера, Д.К. Зеленина, А.Г. Исаченко, Д. Косгроув, А.Д. Криндач, А.Г. Манакова, Л.Ф. Моногаровой, П.И. Пучкова, С.А. Токарева, Р.Ф. Туровского, С.Г. Сафронова, С.А. Токарева, Э.Л. Файбусовича, А.И. Чистобаева, О. Шлютера и др.).

Информационной базой послужили: данные Госкомстата РФ и областного управления по статистике, данные комитета администрации Оренбургской области по делам национальностей и связям с религиозными организациями, данные отдела культурно-досуговой деятельности и охраны объектов культурного наследия, а также сведения, собранные автором в ходе полевых исследований конфессионального пространства Оренбургской области.

Научная новизна исследования. С географических позиций уточнена трактовка понятий «конфессиональное пространство», «религиозный ландшафт», «геоэтноконфессиональная система». Обоснованы подходы и методы исследования конфессионального пространства, мозаичности конфессионального состава, территориальной компактности представителей различных религий на определенной территории. Впервые выполнено комплексное исследование конфессионального пространства Оренбургской области.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его выводы и положения могут быть учтены органами власти Оренбургской области при выработке стратегии развития территории и проведении этноконфессиональной политики.

Полученные результаты используются в учебном процессе вузов при подготовке специалистов-географов и учителей географии для преподавания курсов географии религий, географии культуры, географии населения, страноведческих курсов, а также в школах Оренбургской области. Результаты исследования используются экскурсионно-туристическими организациями Оренбурга.

Предложенная автором методика изучения конфессионального пространства, в том числе авторские показатели, может быть использована при изучении регионов с аналогичными историческими и этногеографическими условиями развития.

Апробация результатов исследования и публикации. Основные положения и выводы диссертационного исследования сообщались автором на Международных, Всероссийских, межрегиональных конференциях. Основные выводы нашей работы нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе в издании из списка ВАК. Исследование отмечено дипломом лауреата конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Оренбуржья, проводимым администрацией Оренбургской области (2005 г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 441 наименование. Общий объем работы составляет 174 страницы, включая 3 таблицы и 28 рисунков (в том числе 20 картосхем).

Становление географии религий как науки

Исходным понятием в географии религий является сама религия. Феномен религии рассматривают с философской (Ю.И. Семенов [319], Ю.П. Францев [366]), исторической (В.Н. Басилов [33], Д.К. Зеленин [140]), культурологической (Л.С. Васильев [57], И.Ш. Шифман [392]), психологической (З. Фрейд [367], Д.М. Угринович [355]), социологической (М. Вебер [60], И.Н. Яблоков [415]), этнологической (С.А. Токарев [350], Л.П. Потапов [272]) сторон. В последнее время в этот процесс включаются и географы.

Психологи, социологи, историки понимают термин «религия» по-разному. Например, философы определяют религию как «чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения» [365, С. 391].

Наиболее приемлемое определение, на наш взгляд, дано в Большой Советской Энциклопедии: «Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного» [50, С. 629].

Большинство наук изучают те или иные феномены человека, тогда как география обращает внимание на пространственные отношения [242], поэтому изучение религий важно в рамках географической науки. География религий как комплексная наука изучает «весь спектр религий мира, при этом учитываются территориальные особенности распространения религий, специфика этнического состава населения, сложившийся здесь образ жизни, а также уровень экономического развития конкретной страны, региона» [338, С. 10].

География религий имеет синоним – конфессиональная география, употребление обоих терминов правомерно.

Прежде чем рассматривать объект и предмет географии религий, необходимо рассмотреть процесс ее формирования, определить смежные с ней научные направления. Для того чтобы определить современное место конфессиональной географии в системе наук и перспективы развития данного направления, необходимо разобраться в структуре географии в целом. О развитии географии много написано. Как известно [7, 8, 19, 89, 182, 189, 215, 228, 358, 383], в классической древности, в период географических открытий, география была единой наукой о природе и населении мира. С течением времени запросы людей изменялись, и география, отвечая запросам общества, усложняла свою структуру. В настоящее время география представляет собой систему наук, т.е. включает ряд частных научных дисциплин и направлений, на которые она подразделилась в процессе эволюции географических знаний. На стыке географии и экономики в 1920-х гг. в нашей стране начала развиваться экономическая география (этот термин впервые употребил М.В. Ломоносов в 1760 г.), которая в основном занималась вопросами размещения производства и экономическим районированием. Экономическая география стала исходной наукой для развития спектра дисциплин социально-экономической географии в нашей стране. Накопление информации, изучение социально-территориальных проблем привели к тому, что с 60-х гг. расширяется общественное крыло географической науки. Формально датой «рождения» социально-экономической географии считают 1976 г., когда было принято решение Государственным комитетом по науке и технике о переименовании экономической географии в экономическую и социальную. Необходимость изучения культурных и бытовых особенностей населения осознавались уже в первые годы становления советской географической науки. Н.Н. Баранский писал: «В каких домах живут люди данной страны… во что верят и как проводят свободное время – обо всем этом наши современные географические описания неизменно умалчивают… Как-никак, а в результате «человека забыли»!!!» [31, С.26]. Р.М. Кабо в середине 40-х гг. предпринял попытку создать социально-культурную географию [158]. Ю.Г. Саушкин говорил о том, что в географическом плане исследована лучше экономическая сфера деятельности людей, а социальная, духовная долгое время были вне поля внимания географов [310]. Вся система географических наук состоит из подсистем – физической и социально-экономической географии. Некоторые авторы (например, В.М. Котляков, А.И. Комарова) эти ветви считают тождественными естественнонаучной (природной) и общественной географии [189]. А.И. Алексеев, С.А. Ковалев, А.А. Ткаченко, Ю.В. Поросенков и др. также считают термины «социально-экономическая» и «общественная» география синонимами, отмечая, что первый термин употребляют в нашей стране чаще [7, 271]. По мнению Н.В. Каледина, термин «общественная» география получает все большее признание в нашей стране [163]. Некоторые географы, например, С.Я. Ныммик, С.Л. Швырков считают нетождественными категориями социально-экономическую и общественную географию, так как диапазон общественной географии, по их мнению, существенно шире [251, 338]. Некоторые авторы (например, Б.С. Хорев и А.Г. Манаков) считают термины «социально-экономическая география», «общественная география», «гуманитарная география» синонимами [220, 371]. Все же, на наш взгляд, справедливо различать эти два понятия, как это делает Ю.Н. Гладкий, который отмечает, что понятия «социальная география» и «гуманитарная география» нетождественны. Слово ««гуманитарный» – значит относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; «социальный» ассоциируется с отношениями людей в обществе» [94, С. 18].

Особенности конфессионального состава населения: пространственные различия

Языческие верования постепенно сменились мусульманскими, но оставили свой след, проявившийся в синкретизме, который виден до сих пор в традициях мусульман (например, использование языческих обрядов при проведении праздников сабантуй, джиен, нардуган). Этот переход М.Н. Ефименко трактует как «преодоление низших религиозных форм более высшими, развитыми» [133, С. 94].

Падение Казанского ханства (1552 г.), образование Московского государства ведет к ликвидации всех форм мусульманской государственности (включая и религию). Одновременно с этим начался первый этап колонизации Оренбургского региона. Таким образом, на этноконфессиональный состав населения оказал влияние социально-экономический фактор, а именно переселение различных народов в целинные районы, связанное с экономическим освоением.

Вплоть до XVIII в. территория региона была слабо заселена: лесостепные и лесные районы Южного Урала занимали башкиры, появившиеся здесь в ІX-X вв., пределом их кочевий были реки Самара и Сакмара. Башкир теснили калмыки, бывшие по вероисповеданию буддистами (ламаистами). Постепенно калмыки были переселены за пределы региона. По левобережью Яика и в глубине степей кочевали киргиз-кайсаки (казахи). Башкиры и казахи исповедовали ислам [83, 133, 142, 154, 156, 285, 378, 407]. К концу периода доля мусульман в регионе начинает постепенно снижаться, продолжает уменьшаться доля язычников, одновременно с этим растет количество православных этносов.

ІІІ. «Православный» период характеризуется тем, что с середины XIX в. до 1917 г. преобладает православие за счет колонистов, а также в результате перехода язычников в православие. Более или менее компактное население до начала массовых переселений было в Уфимском уезде (башкиры, татары, мишари, тептяри, которые исповедовали ислам), в Исетской провинции и в Яицком казачьем войске преобладало христианское население. Однако, по мнению Ю.С. Зобова [142], ни о каком широком распространении христианства и ислама тогда говорить не приходилось. И лишь в результате деятельности Оренбургской экспедиции (1734-1744 гг.) было положено начало широкому заселению огромных пространств. Основными причинами массовых переселений были: безземелье, крепостнический гнет, насильственная христианизация, а для татар еще и возможность завести свое торговое дело. Безусловно, эти переселения оказывали влияние на формирование конфессионального пространства региона. Ю.С. Зобов [142] выделяет три основных конфессиональных компонента переселенческой массы: - православные христиане - старо- и новокрещены (русские, украинцы); - мусульмане (татары, мишари, тептяри); - язычники (некрещеная мордва, чуваши, марийцы и др.).

Переселенцы приносили с собой те религии, которые исповедовали, большинство же переселенцев были православными. Миссионерство оказало влияние на формирование конфессионального пространства Оренбургской губернии, исключение составляют традиционно мусульманские народы. Православие приняли лишь 4,3% бывших мусульман, в результате чего сформировались новые этнографические группы – кряшены и нагайбаки. Многие переселенцы принимали православие ради собственной выгоды: они получали от государства материальную поддержку. Таким образом, на формирование религиозного состава населения региона повлиял политический фактор. Этнический фактор продолжал оказывать влияние на формирование конфессионального пространства региона: с появлением немцев и поляков в регионе появились католицизм, меннонитство, баптизм, лютеранство [133]. После получения разрешения евреями свободного расселения по стране, в Оренбургском регионе появились иудеи.

Маргинальное положение региона стало привлекательным для новых конфессиональных образований (сектантов), появившихся здесь во времена освоения губернии. Эти религиозные группы не имеют, как правило, этнически обусловленных ареалов распространения [133, 142, 285, 377, 379, 389]. «Атеистический» период характеризуется официальным господством атеизма с 1917 г. до 1990-х гг. Почти весь советский период религиозная сфера находилась под жестким давлением государственного атеизма и пережила по меньшей мере два сокрушительных ликвидационных удара: в 30-х гг. и в период хрущевского правления. Большинство культовых зданий были либо разрушены, либо пребывали в аварийном состоянии. С освоением целинных пространств области связан приток атеистической молодежи.

Данный период характеризуется сближением народов (в чем прослеживается не только политика государства, но и влияние Второй Мировой войны), нивелированием культур, увеличением этнически смешанных браков, закрытием национальных школ. Религиозные нормы сохранились в виде этнокультурных традиций [412]. V. «Современный» период (с 1990-х гг. по настоящее время) характеризуется возрождением религиозного самосознания этноконфессиональных групп. Организационный бум конфессиональная сфера области, как и России в целом, пережила после принятия 25 октября 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». Многократно возросло количество культовых зданий, заметно прослеживается омоложение состава верующих. Лишь в 90-х гг. XX в. у этносов области происходит рост национального самосознания, что, скорее всего, приведет к снижению ассимилятивных процессов [83].

Объекты культурного наследия как элементы конфес сионального пространства

Согласно Списку ЮНЕСКО в России имеется 23 объекта Всемирного наследия, в том числе 15 культурного (Московский Кремль, центр Санкт-Петербурга с его пригородной зоной и т.д.) [253]. В Оренбуржье нет объектов культурного наследия всемирного значения, но приграничное расположение, наличие огромных пространств влияют на специфичность культурных ландшафтов региона, сформировавшихся на стыках культур народов, издавна заселявших территорию. Все это предопределило наличие целого ряда объектов наследия федерального и регионального значения.

На территории Оренбургской области 680 объектов включены в официальный список культурного наследия, в том числе 27 федерального значения (данные предоставлены отделом культурно-досуговой деятельности и охраны объектов культурного наследия).

Культурное наследие формируется под воздействием многих факторов: исторических, географических, этноконфессиональных и др. Рассмотрим их подробнее на примере Оренбургской области. В Оренбургском регионе важнейшие – это полиэтничность и поликонфессиональность населения; наличие районов изолированного и совместного проживания этносов и представителей религиозных общин [86].

Опираясь на работу Т.И. Герасименко [86], культурное наследие региона (как элемент конфессионального пространства) можно рассматривать как систему, которая включает:

- Городские ансамбли, сохранившиеся в виде ценной исторической застройки, создающей целостный историко-архитектурный образ, элементы которого формировались под влиянием различных факторов, в том числе религии (мусульманские и византийские мотивы). Такие ансамбли имеются в Оренбурге, Орске, Бузулуке и Бугуруслане (ансамбль «Хусаиния» г. Оренбурга, бывшее православное Духовное училище г. Оренбурга и др.). - Исторические сельские поселения, сохранившие свой планировочный и архитектурный облик, традиционные виды землепользования, элементы народной культуры в повседневной жизни и творчестве людей. Такие поселения есть во многих сельских районах области, также несущие отпечаток конфессиональной принадлежности местных жителей (например, п. Аккудук, с. Екатеринославка Домбаровского района с преимущественно казахским населением).

Этно-экологические районы проживания небольших изолированных этноконфессиональных групп, в пределах которых находятся их историко-культурные объекты, – например, немцев-меннонитов (с. Кичкасс Переволоцкого района, с. Хортица Александровского района), старообрядцев (с. Дубровка, с. Луна Шарлыкского района, Река Дема Пономаревского района), казаков (с. Софиевка Пономаревского района), баптистов (с. Кубанка Переволоцого района, с. Ждановка Александровского района) [274, 289]. - Усадебные комплексы, включающие в себя, как правило, господский дом, службы, хозяйственные строения, часовню (мечеть), парк [153]. Примерами являются: усадьба М.В. Савельева (г. Оренбург), усадьба С.Т. Аксакова (Бугурусланский район), усадьба В.И. Звенигородского (Тюльганский район), усадьба А.Г. Хусаинова (г. Оренбург). Большинство комплексов нуждаются в реставрационных работах. - Археологические территории. Памятники археологии (в том числе могильники, святилища, курганы, мавзолеи как составляющие сакрального ландшафта) выявлены практически во всех административных районах области. В Акбулакском, Домбаровском, Илекском, Первомайском, Соль-Илецком, Ташлинском районах насчитывается более чем по 100 памятников. Археологический материал имеет пространственные смыслы и образцы и тем самым содержит информацию об этничности, ритуале и религии, ментальных представлениях [349]. Выяснением тех значений, которые придавали и придают пространству представители изучаемых культур, занимается перспективное направление гуманитарной географии – география мысли [138]. На востоке области, в Кваркенском районе, расположено индо-иранское городище арийцев Аландское (XIX в. до н.э.), которое также как и ряд других входит в «Страну Городов». Наиболее известным из городищ считается Аркаим (Челябинская область). Центральная площадь Аркаима была основой религиозного ландшафта, местом свершения религиозных обрядов [99]. Поскольку до последнего времени этот культурный пласт считался утраченным, возможно, некоторые из этих памятников также могут претендовать на статус объектов наследия мирового значения. - Этнографические музеи, хранящие вещи различных этносов, в том числе культовые вещи. Примерами могут быть музеи в с. Ниж. Курмей (Абдулинский район), имеющий уголок национального быта чуваш; Орский городской, Адамовский и Соль-Илецкий районные музеи, хранящие коллекции по культуре казахского народа; Матвеевский народный музей с предметами духовной культуры русского, татарского и мордовского народов; Кирюшкинский музей мордовской этнокультуры (Бугурусланский район); Подольский народный музей (Красногвардейский район), Кичкасский музей немецкого народного быта (Переволоцкий район); Пушкинский общественный этнографический музей башкирской культуры (Красногвардейский район), Мухамедьяровский музей культуры и быта татарского народа, Первомайский музей казачьей культуры [289, 391].

Конфессиональное пространство как предпосылка рели гиозного и историко-культурного туризма

Посещают культовые здания чаще одного раза в месяц около 6% православных и мусульман, большинство верующих посещают церкви и мечети реже раза в месяц (к их числу относятся и те, которые не исповедуют определенной религии). В то же время в церкви не были никогда свыше 9% опрошенных, назвавшихся православными (в их числе 6% считают себя верующими); около 6%, причисливших себя к верующим мусульманам никогда не были в мечети. 40% назвавшихся неверящими в Бога нечасто, но все-таки посещают культовые здания. Практически все респонденты в дореволюционное время были бы отнесены к неверующим.

Большинство опрошенных на вопрос: «С кем Вы отождествляете себя в первую очередь?», ответили: «Считаю себя россиянином» (около 57% всех опрошенных). Свыше 18% мусульман и православных назвали себя оренбуржцами, около 19% мусульман и лишь 1,5% православных считают себя представителями своей религии. Большинство всех респондентов, в т.ч. свыше 80% православных и около 94% мусульман, не испытывают неприязни ни к каким вероисповеданиям. 9% опрошенных испытывают неприязнь к сектантам (в их числе 6% православных), около 6% - к исламу (что связано, вероятно, с последними событиями в мире), в их числе 5% православных христиан. В то же время свыше 6% мусульман отметили, что испытывают неприязнь ко всем религиям, кроме ислама. Таким образом, опрошенные мусульмане немного более толерантны, чем православные христиане.

На вопрос: «Приходилось ли Вам лично сталкиваться с неприязненным отношением к людям Вашей религии?» большинство православных ответили: «Никогда» (около 64%), ответ: «Часто» не дал никто. Большинство мусульман ответили: «Иногда» либо «Часто» (44% и 19% соответственно). В то же время мусульмане остаются достаточно толерантными к представителям других конфессий.

Вероисповедание человека влияет: - при выборе брачного партнера для 43% православных христиан и 50% мусульман; - при выборе друзей для 7,8% православных и 31,3% мусульман; - при выборе партнера по бизнесу для 9,1% православных и 12,5% мусульман; - при голосовании на выборах в органы власти для 28,8% православных и 6,25% мусульман.

В наименьшей степени проявляется влияние вероисповедания человека при установлении приятельских отношений и при выборе партнера по деловым отношениям. Здесь прослеживается сохранение традиций интернационализма советского периода и внеконфессиональная природа бизнеса.

Для большинства всех опрошенных вероисповедание человека практически не имеет значения в жизненных ситуациях, за исключением 43% православных и 50% мусульман при выборе брачного партнера. В области одновременно имеются две тенденции: - стремление конфессиональных групп к самосохранению;

- увеличение конфессионально смешанных браков. На вопрос: «Как бы Вы отнеслись к тому, что Ваш близкий родственник, знакомый принял бы другую религию, нетрадиционную для его этноса?», большинство православных ответили: «Нейтрально», ответивших «Положительно» 3%. Большинство мусульман отнеслись бы отрицательно (50%), положительно не отреагировал бы никто из опрошенных мусульман.

Большинство опрошенных считают, что народам, исповедующим одну религию легче понять друг друга (56%), но большинство мусульман (44%) с эти не согласны. Это, на наш взгляд, может быть связано с расколом в мусульманской среде. Большинство респондентов (свыше 80%) не принимают участия в общественно-политических акциях в интересах людей своей национальности и религии. Иногда принимают участие 14% православных (большинство из которых русские) и 19% мусульман (большинство из которых татары). Постоянно принимают участие 3% православных (в большинстве русские), свыше 6% мусульман (в большинстве башкиры).

Около 80% респондентов считают межрелигиозные отношения в области нормальными. Большинство опрошенных считают, что религиозность будет увеличиваться либо останется стабильной (51 % и 37 % соответственно). 12% респондентов считают (в основном неверующие), что религиозность будет уменьшаться. Многие исследователи [100, 180, 293] считают, что уровень религиозности приблизился к своему пику. Затем религиозность постепенно снизится за счет тех, кто обратился к культу под влиянием модных тенденций. Немалая часть новообращенных будет укрепляться в вере и воспитывать в ней своих детей. В будущем возрастет миссионерская деятельность и пропаганда религии в средствах массовой информации [293].

В сверхъестественные силы, магию и астрологию верят 53% опрошенных (преимущественно женщины), не верят большинство мусульман и те, кто не верит в Бога (70% и 100% соответственно). Примерный портрет верующего человека в области выглядит следующим образом: женщина старше 45 лет по роду занятий рабочая, либо пенсионерка с начальным образованием, живущая в сельской местности.

Результаты опроса подтвердили, что состояние межконфессиональных отношений в области можно охарактеризовать на данный момент как относительно спокойное и стабильное. В области количество истинно верующих невелико. Согласно результатам опроса, у большинства жителей Оренбургской области региональное самосознание доминирует над религиозным и этническим.

Рекомендации для устойчивого развития региона содержатся во многих источниках (например, [14, 325, 382]). На наш взгляд, для устойчивого развития Оренбургской области, для предупреждения межэтнической, меж- и внутриконфессиональной конфронтации необходимо: - распространение знаний об этносах, религиях и географии религий в широких кругах. Формирование позитивного отношения к культурным различиям; - регулярное осуществление экспертизы печатных и электронных СМИ с целью выявления материалов и публикаций, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию; - проведение этноконфессионального мониторинга.

Похожие диссертации на Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области