Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Захарова Наталья Владимировна

Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области
<
Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова Наталья Владимировна. Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области : Дис. ... канд. геогр. наук : 25.00.24 : Н. Новгород, 2003 186 c. РГБ ОД, 61:04-11/1-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические подходы к исследованию социо-культурного процесса освоения территории 13

1.1. Понятийно-терминологический аппарат 13

1.2. Культурный ландшафт, как составная часть социо-культурного пространства 29

Глава 2. Анализ формирования социо-культурного пространства Нижегородской области 36

2.1. Социо-культурное районирование Нижегородской области 36

2.2. Этнокультурные волны Нижегородской области 45

2.3. Современные этнокультурные процессы на территории Нижегородской области 55

2.4. Геофафия религий социо-культурного пространства Нижегородской области 82

2.5. Современная география культуры Нижегородской области 109

Глава 3. Художественные промыслы, как составная часть социо-культурного просфанства Нижегородской области 127

3.1. Художественные промыслы Нижегородской губернии XVIII - XIX вв.

.127

3.2. Художественные промыслы Нижегородской области в конце XX в.

145

Заключение 158

Библиофафический список использованной литературы 163

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность темы. В последние годы формируется новое направление экономической и социальной географии - география культуры, в котором особое внимание уделяется географическому анализу этнических и культурных процессов отдельных регионов России. Являясь полиэтничной, поликонфессиональной, Российская Федерация в начале 90-х гг. XX в. остро ощутила обострение социальных, этнических и религиозных проблем, решение которых кроется в изучении глубинных культурных ценностей отдельных территорий, образующих социо-культурное пространство.

Нижегородская область, находясь на стыке различных цивилизаций и культур, с одной стороны представляет собой уникальный регион, а с другой стороны - типичный для востока Европейской части России. Это не дисперсное пространство, а территория с очень тесным спектром взаимодействия различных культур друг с другом. Масштабы этого взаимодействия настолько широки, что объективно требуют поиска такого языка общения, таких межэтнических контактов, которые не только помогут понять культуру и мировоззрение различных народов, населяющих область (русских, татар, марийцев, мордвы, чувашей и других), но и не позволят возникнуть напряженности в вопросах межнационального характера. Поэтому так важны аспекты межэтнической, межконфессиональной, межкультурной толерантности в рамках исследуемого региона.

Здесь сформировалась уникальная среда, стимулирующая интерес и терпимость к культурам соседних этносов. Важно выделить основные тенденции развития процесса взаимодействия культур, так как именно культура является неотъемлемой частью любого народа, однако географические особенности культуры народов области в новых экономических, политических и социальных условиях пока изучены слабо. Данная территория является особой с точки зрения многих факторов, под влиянием которых формировалось ее социо-культурное поле. Это во всех отношениях контактная территория.

Нижегородская область сложилась при слиянии двух важнейших рек России -Оки и Волги. Здесь сформировался стык возвышенного правобережья Волги и низинного левобережья, соприкосновение двух природных зон - лесов и лесостепей, где складывалась хозяйственная культура народов ее населяющих. Нижегородская область является местом соприкосновения многих религий -православия, старообрядчества, лютеранства, католицизма, мусульманства и язычества, частично сохранившегося до сих пор. Конфессии значительно влияют на формирование социо-культурного пространства, а их взаимодействие религий изучено пока не полностью, поэтому в условиях современных социальных конфликтов исследование этой сферы деятельности является весьма актуальным. Территория области - место соприкосновения трех языковых семей - индоевропейской (славянская группа), алтайской (тюркская группа), уральской (финно-угорская группа). Язык, как мощный носитель культуры, в Нижегородской области представлен в явном преимуществе русским, однако в некоторых административных районах чаще употребляется марийский, мордовский, татарский, чувашский язык. Все это позволяет считать Нижегородскую область интересной с точки зрения географии культуры, а анализ социо-культурных процессов весьма актуальным.

Объектом исследования данной работы является социо-культурное пространство Нижегородской области, а предметом исследования территориальные общности людей, которые участвуют в социо-культурных процессах в рамках компактных районов проживания.

Научная новизна работы состоит в интеграции нетрадиционных направлений географии (этнического, культурного, конфессионального) с традиционным - социально-экономическим. Впервые комплексно исследуется социо-культурное пространство Нижегородской области. Впервые были использованы методы тематического экспедиционного исследования и анкетирования для выделения комплексных культурных районов внутри исследуемой территории, и последующего их картирования. Выявлены особенности динамики этноконтактных зон и показаны этнокультурные волны

в развитии Нижегородской области.

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение географии социо-культурного пространства Нижегородской области, и динамики его развития.

Для выполнения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  1. Проанализировать различные подходы к понятию «культура» применительно к объекту исследования и определить собственную позицию в трактовке этой категории.

  2. Представить культурный район как составную часть социокультурного пространства.

  3. Провести социо-культурное районирование на территории Нижегородской области.

  4. Показать процесс формирования культурного пространства и выделить этнокультурные волны Нижегородской области.

  5. Выявить место и роль национального фактора в развитие социокультурного пространства Нижегородской области.

  6. Изучить географические особенности конфессий Нижегородской области.

  7. Проанализировать специфику социально значимых аспектов жизни населения области с позиций культурологического и географического подхода.

  8. Выявить роль художественных промыслов при формировании культурных районов Нижегородской области.

  9. Разработать основные положения социо-культурной программы развития Нижегородской области, направленной на сохранение бесконфликтного, поликонфессионального и полиэтничного пространства.

Методологическая основа и информационная база.

При достаточно большом количестве работ, посвященных

проблемам культуры, подход к изучению социо-культурного пространства представлен в них пока весьма слабо. В связи с этим нами использованы

6 следующие методологические подходы: хорологический - изучены социокультурные особенности Нижегородской области, где наблюдаются пространственные отношения и подвижки между культурными общностями; системный - на синергетическом уровне познания, то есть во взаимосвязях отдельных элементов культуры; диалектический - комплексное изучение пространства в процессе развития культур изучаемой территории. Используя эти подходы, можно прийти к выводу о том, что культура может выступать ключом к постижению гуманитарной роли земного пространства, как определяет В.Н. Стрелецкий: «геопространственной герменевтикой» [146].

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы таких отечественных географов, демографов, культурологов, как: Ю.В. Бромлей, Ю.А. Веденин, Ю.Н. Гладкий,Л.Н. Гумилев, В.А. Колосов, А.Е. Левинтов, Д.С. Лихачев, В.П. Максаковский, А.Г. Манаков, Н.С. Мироненко, A.M. Орлов, И.К. Орфанов, Н.Д. Русинов, Ю.Г. Саушкин, В.Н. Стрелецкий, В.Д. Сухоруков, Л.Л. Трубе, Р.Ф. Туровский, Э.Л.Файбусович, А.И. Чистобаев и другие, а также зарубежных ученых К. Зауер, С. Хантингтон.

Информационной базой явились фондовые материалы Нижегородского областного статистического комитета, архивные документы, картографические материалы, литературные источники, материалы экспедиций, социологических опросов.

Для выполнения задач исследования нами были использованы следующие методы [52, 86]:

1) аналитический, 2) картографический, 3) метод культурно-ландшафтного районирования, 4) сравнительно-географический, 5) метод «ключей», 6) метод анкетирования; 7) метод математико-статистического анализа.

Метод картирования позволил получить пространственное представление об особенностях формирования системы социо-культурных характеристик, способствовал отображению взаимосвязей социальных, природных явлений и процессов на данной территории.

Помимо названных методов нами был использован и экспедиционный (соискателем проведены две экспедиции: одна в 2000-м году при финансовой поддержке РГНФ (грант №02-130, 02-160), другая непосредственно автором исследования в 2001-м году). Экспедиционное исследование состояло из нескольких этапов. Первый этап - подготовительный, в ходе которого осуществлялось знакомство с литературой, посвященной компонентам социокультурного пространства. Затем нами была создана программа изучения региональных социо-культурных различий внутри Нижегородской области (приложение 1). На основе программы были составлены анкеты (приложение 2, 3) с целью выявления основных социо-культурных показателей исследуемого пространства. При составлении анкеты (приложение 2) мы учитывали материалы опроса проводимого в 1989-м году по инициативе местных органов управления в районах со смешанным этническим составом населения (Краснооктябрьском, Лукояновском, Пильнинском, Сергачском, Тоншаевском, Воротынском). Второй этап - экспедиции по культурным районам Нижегородской области, в ходе которых собирался первичный материал анкетирования и изучался фондовый статистический материал, паспорта районов, архивные и музейные данные. Экспедиция 2000-го года охватила следующие районы области: Краснооктябрьский, Пильнинский, Сергачский, а также использовались материалы, собранные участниками гранта в Ветлужском, Уренском, Тонкинском, Шарангском, Варнавинском, Краснобаковском, Воскресенском, Сеченовском, Починковском, Лукояновском районах. Экспедиция, проведенная самим соискателем в 2001-м году, частично использовала анкетную базу данных опроса 1989-го года (приложение 3). Анкетирование проходило в Краснооктябрьском, Лукояновском, Воротынском, Перевозском и Шарангском районах. Выбор территории был обусловлен компактным проживанием в этой местности, русского, татарского, мордовского, марийского, чувашского этноса. Третий этап - обработка материалов и их системно-структурный анализ, картирование полученных

данных и выработка основных положений социо-культурной программы развития Нижегородской области (приложение 4).

Анкетирование населения Нижегородской области предусматривала изучение следующих вопросов:

1.Состояние двуязычья: соотношение в пользовании языком своей национальности и русским языком в различных сферах.

2.Состояние межнациональных отношений и характер социальных установок на эти отношения.

З.Этноконфессиональный «климат» региона.

4.Характер, уровень культурных и духовных запросов, состояние их удовлетворенности.

5.Процесс возрождения народных художественных промыслов на исследуемой территории.

В ходе анкетирования было заполнено и проанализировано чуть менее 2000 анкет. Экспедиции позволили собрать первичные материалы об этнической самоидентификации, религиозной приверженности, межэтнических контактах людей, отношении к лицам других национальностей, сохранении и возрождении национальных культур и традиций. Такие материалы отсутствуют в документах государственных учреждений, но могут использоваться для формирования межэтнической и конфессиональной политики, направленной на сохранение существующей стабильности в регионе, а также могут дать значительную информационную базу для практической работы отделов культуры администраций районов области, представляя большой интерес для управленцев и исследователей.

Практическая значимость работы. На основе результатов исследования предложены практические рекомендации, которые могут быть использованы администрациями районов, органами власти, комитетом по национальной политике и религиозным отношениям, министерством культуры Нижегородской области, национальными общественными организациями по диагностике межэтнических, межконфессиональных отношений. Работа может

быть использована для разработки областной программы социо-культурного развития Нижегородской области, создание которой осуществляет Приволжский Федеральный округ. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе вузов для преподавания спецкурсов по этноконфессиональному составу области. Результаты проведенного исследования могут стать теоретической базой для дальнейшего изучения культурных районов области.

Апробация работы: Выводы и предложения по результатам наших исследований и анкетированию населения были предложены главам администраций районов на ежегодной конференции, проводимой в рамках фестиваля «Мы с Ветлуги реки» в 2002 г. Основные положения работы докладывались автором на международных и межрегиональных научно-практических конференциях, а так же „а заседаниях научно-методического семинара по проблемам народонаселения кафедры экономической географий и методики обучения географии Нижегородского государственного педагогического университета.

Положения диссертации, выносимые на защиту: Как известно, культура представляет собой и специфический для людей способ деятельности, и совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком, и совокупность знаковых систем (язык, конфессиональная приверженность), с помощью которых передается от поколения к поколению этносоциальная информация. Каждое из направлений, имея под собой научную основу, очень многогранно. Культура, обладая дуалистической природой, трактуется как открытая, подверженная внешним и внутренним изменениям система значимых приоритетов и ценностей. Эта система неоднородна, так как состоит из совокупности жизненно важных ценностей, которые непостоянны, подвержены влиянию времени. Среди этих ценностей есть относящиеся к «внешнему слою» культуры (национальный костюм, национальная кухня, национальные праздники, обряды, устное и письменное творчество, промыслы), и те, которые характеризуют типичные

10 '

черты духовной деятельности и относятся к глубинной, сущностной стороне культуры. Это, прежде всего самосознание, мировоззрение, духовное состояние.

1 .Культура - это также сложная многоэлементная система, универсальная, качественная характеристика конкретного географического пространства и его составляющих. Анализ термина «культура» показал многоуровневость этого понятия. К основным принципам, поддерживающим территориальную целостность культуры, можно отнести обусловленную единством природного окружения взаимосвязь этнических культур со сходной социальной организацией жизни, то есть создание единого социо-культурного пространства. Район выступает как типичное пространственное выражение процесса освоения ойкумены, феномена культуры этносов, населяющих конкретную территорию.

Мы считаем уместным деление социо-культурного пространства на
культурные районы - территориальные образования определенных локальных
культурных типов и характеристик (по Р. Туровскому), иными словами
культурно-географическое районирование. В основу деления на районы

может быть положена как одна культурная характеристика (гомогенный

район), так и несколько (гетерогенный район). При комплексном изучении исследуемого пространства необходим и превалирует второй подход. Мы считаем, что границы культурных районов следует выделять на основе этнических карт, но в силу практических трудностей целесообразно использовать административно-территориальные границы.

Культурный район представляет собой сложную систему, состоящую из
природных, этнических и хозяйственных составляющих, которые

взаимосвязаны между собой и достаточно динамичны, при этом единство культурного района цементирует, прежде всего, региональное самосознание его жителей - самих носителей культуры. В ходе исторического развития все основные для Нижегородской области религиозные конфессии, этносы,

11
культуры создали свой единый мощный «сплав», что позволяет говорить о
целостной этнокультурной системе области. Проведенное нами
исследование позволило выделить в рамках социо-культурного пространства
Нижегородской области три культурных района, которые мы понимаем как
территории, заселенные людьми, обладающими типичными этно
культурными особенностями, выраженными в характере хозяйственной
деятельности, во внешнем виде поселений, в специализации хозяйства,
сформировавшегося под влиянием природных условий и ресурсов, что
определяет их индивидуальность и уникальность. Районы были выделены с
использованием метода Моуля в результате совмещения разных форм

районирования (физико-географического, диалектного, административно-территориального) .

2. Социо-культурное пространство в пределах Нижегородской области -
это, прежде всего совокупность национальных культур этносов, населяющих
регион на всех этапах исторического развития. Анализ процессов
формирования взаимоотношений между ними позволяет выделить
исторические периоды развития, которые нами были определены как
этнокультурные волны исследуемой территории. Их изучение, анализ и
дальнейший прогноз возможен только в рамках комплексного социо
культурного исследования.

3. Нижегородская область - регион совместного сосуществования
нескольких мировых религий. Позитивный диалог между ними складывался
длительное время, благодаря этому здесь сформировалась уникальная среда,
стимулирующая интерес и терпимость к религиозным и национальным
культурам разных этносов. Крайне необходимым является создание
региональной программы социо-культурного развития изучаемой территории,
которая бы учитывала этнические и религиозные различия народов,
населяющих Нижегородскую область. Мы попытались сформулировать
основные положения данной программы (приложение 4).

4. Результаты экспедиционных исследований, проведенных по гранту РГНФ в 2000 г. при участие автора и самостоятельные экспедиции в 2001 г. показали, что для Нижегородской области характерна утрата досуговой «квалификации», снижение уровня общей культуры и другие социальные потери, что особенно прослеживается в сельской местности, где значительная масса - люди с невысокими доходами. Это результат многих причин, но особо важной является остаточный принцип финансирования культурной сферы. К такому негативному явлению оказались более восприимчивы финно-угорские народы (марийцы, мордва), затем славянские народы (русские) и менее восприимчивы тюркские народы (татары, чуваши).

6. Анализ понятия «культурный район» показал, что оно крайне многоаспектно, а художественное ремесло - лишь один из элементов культурного района, в котором наиболее ярко выражена суть культуры этноса. Поэтому, мы считаем возможным изучение народных художественных промыслов в качестве ключа в социо-культурном исследовании пространства. Находясь в непосредственной зависимости от природного ландшафта, художественные промыслы влияют на формирование функционально-производственной структуры поселений Нижегородской области. Более заметно этот процесс протекал в XIX в., однако и в современных условиях художественные промыслы влияют на гармоничное существование и развитие человека в социо-культурном пространстве.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание изложено на 162 странице текста, проиллюстрировано 27 рисунками и 29 таблицами. Приложение содержит разработанные автором анкеты, программу проведения экспедиций, основные положения социо-культурной программы развития Нижегородской области. Библиографический список используемой литературы включает 178 наименований отечественных и зарубежных трудов.

Понятийно-терминологический аппарат

Каждое научное направление имеет под собой почву для существования, термин «цивилизация» принадлежит к числу тех понятий научного языка, которые не подлежат строгому и однозначному определению. В научную литературу понятие «цивилизация» было введено шотландским историком и философом А. Фергюсоном. Истоки термина восходят к таким латинским словам как «civis» - гражданин, гражданский, организованное общество. Понятие «цивилизация» противоположно по своему значению словам «дикость», «варварство», и используется как антоним слова «варвар». [142] По современным представлениям понятие «цивилизация» более широкое, нежели - «культура». Цивилизация олицетворяет общность людей, объединенных сходством образа жизни, культуры, миропредставлений, понятий о фундаментальных ценностях. Разделение культуры и цивилизации одним из первых провел И. Кант, а А.Вебер продолжил это направление, разделив историческую действительность на две основные области: цивилизацию и культуру, что стало началом не только разделения, но и противопоставления друг другу этих понятий. Сущность культуры заключается в развитии духа, а цивилизации - рационализация и интеллектуализация человеческой жизни.

По мнению немецкого философа И. Гердера, каждая цивилизация представляет безусловную ценность. В учении И. Гердера синтезируется концепция исторического прогресса человечества и идея самостоятельного развития цивилизаций различных народов. Философ А.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа», отмечает, что только при условии сохранения своей политической независимости, своего быта и нрава, своих религиозных воззрений, т.е. всего того, что называется самобытностью народа, как цивилизации нарождающейся, так и развитой, возможно благотворное влияние обществ друг на друга. Предметом заимствования могут быть методы науки, технические приемы и усовершенствования искусств и промышленности. [48]

Выделяют следующие аспекты в разработке проблемы цивилизаций:

1. Географический аспект (Г. Бокль, Л. Мечников, Л. И. Рейснер и др.) абсолютизирующий фактор природной среды в процессе становления и развития цивилизаций. [74,75]

2. Этнографический аспект (Ж. А. Гобино, Л.Н. Гумилев, Н. Я. Данилевский, Н.С. Розов и др.) - объясняющий феномен цивилизаций как результат материального, социального, духовного развития определенного этноса. [47,48, 128]

3. Теологический аспект (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, А. Тойнби и др.) -видят основания деления человечества на цивилизации в религии (А. Тойнби), либо связывают этапы развития цивилизации с отношением к религиозным ценностям, а будущее - с религиозным преображением.[19,151]

4. Культурологический аспект (А. Гумбольдт) - социокультурный срез жизни общества.

По Н.С. Розову: «Цивилизация - исторически устойчивая совокупность этносов, имеющих письменность и государственность, связанных общностью ядерных социальных отношений, культурных традиций и идей». [128, С.216] По отношению к культуре цивилизация выполняет две функции: контролирующую и регулирующую.

Во французском языке понятие «цивилизация» близко понятию «культура», в немецком языке культура используется в значении цивилизации. В некоторых философских теориях цивилизация - эпоха деградации и упадка в противовес целостности культуры (О. Шпенглер)

Понятие цивилизация используется на разных уровнях абстракции:

1) в общефилософском смысле: социальная форма движения материи, в том числе гипотетических исследованиях, связанных с поисками внеземных цивилизаций при характеристике их критериев как космического феномена, но в этом контексте цивилизация соотносится с ноосферой;

2) как общая социально-философская характеристика всемирно исторического процесса и качественно определенных стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально традиционные особенности развития общества;

4) как имя отдельных цивилизованных обществ, сохраняющих в течение более или менее длительного времени свою целостность. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. На Земле возможен (и необходим) некоторый конечный, даже, вероятно фиксированный набор цивилизаций, коррелирующий с планетарными объектами природной среды, человеческими расами, языками, религиями. Каждая цивилизация самоценна и не сводима к другим. Внутри цивилизации характерно отсутствие фиксированного количества регионов, внутренне необходимых для данной цивилизации. В составе цивилизации выделяется региональная (пространственная) расчлененность и местное самосознание, «привязанное» к региону или к населенному пункту. В целом, местное самосознание более всеобъемлющее начало для цивилизации, нежели региональная расчлененность. [143]

Цивилизация - это некое универсальное социально-культурное образование. Цивилизация может ограничиваться рамками как национальными, так и региональными. Немецкий философ О. Шпенглер характеризовал цивилизацию как развитие культуры: «Цивилизация - неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение последних и труднейших вопросов исторической мифологии. Цивилизации - суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей. Они - завершение. Завершающая фаза существования каждого культурного организма - фаза его упадка. Культура выступает как более общее понятие по сравнению с цивилизацией». [170, С. 30] Развивая эти мысли, английский историк А. Дж. Тойнби сформулировал понимание цивилизации как локальной общности с ярко выраженной социо-культурной спецификой. Цивилизация, избираемая им в качестве единицы членения исторического процесса, отождествлялась с состоянием общества, при котором появлялась творческая элита, которая создавала неповторимый духовный облик, воплощенный в символах цивилизации. [151] По С. Хантингтону: «Цивилизация - некоторая культурная общность... самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов». [159, С. 33,162] В английском словаре Вебстера под понятием «цивилизация» понимается: «...идеальное состояние человеческой культуры, характеризующееся полным отсутствием варварства и нерационального поведения...». [178, С. 413]

Социо-культурное районирование Нижегородской области

Благодаря разнообразию природных и этнокультурных предпосылок, этапов исторического развития территории, существует многообразие видов культурных ландшафтов. Они отражают историческое взаимодействие человека с природой, культурную и биологическую эволюцию. Во все исторические периоды культурные ландшафты дают человеку пищу, работу, с ними связано духовное благополучие. В.Н. Калуцков отмечает, что культурный ландшафт обеспечивает основу образа жизни традиционных сообществ, местных и региональных форм хозяйствования, а так же является источником вдохновения мировоззрения и созидательной силы человека. Особенно полноценно и зримо феномен культурного ландшафта проявляется в регионах с мощными этнокультурными традициями. [62]

Нижегородская область обладает чрезвычайным своеобразием, что, безусловно, повлияло на формирование ее культурных ландшафтов. Её этнографический состав обусловлен территориальным взаимопроникновением двух цивилизаций: Европейской и Азиатской. Природно-географическое положение области заключено в её «стыковом» положении осью которого являются реки Ока и Волга. Это нашло свое отражение в различных формах рельефа - более низменное Заволжье (за исключением отрогов Северных Увалов) и возвышенное Правобережье (отроги Приволжской возвышенности). Здесь встречаются морские воздушные массы с Атлантики, Северного Ледовитого океана и континентальные воздушные массы с юго-востока, что позволяет выделять различные типы климата, отличающиеся температурным режимом, количеством осадков. Неоднородность почв, растительного и животного мира, обуславливает стык всех компонентов природы. Анализ природных и культурных компонентов ландшафта позволил провести комплексное районирование пространства Нижегородской области.

Мы исходили из общих принципов районирования географического пространства:

1. Принцип непрерывности - каждый объект должен быть отнесен к какому-либо району.

2. Принцип соответствия конечной цели - изначально необходимо определить набор признаков и число выделяемых районов исходя из данной конкретной цели.

3. Принцип однородности - выделенный район должен обладать внутренним единством по тем показателям, которые были признаны значимыми для выделения районов.

4. Принцип системности - все элементы, слагающие данный район, должны быть связаны между собой, образуя некую систему.

Отличительные черты районов - этнические группы, их населяющие, внешний вид поселений, хозяйственная деятельность, сформировавшаяся под влиянием природных условий и ресурсов. Реальные сложности любого комплексного районирования связаны с наличием большого числа значимых для районирования факторов и несовпадением границ распространения данных факторов. Поэтому удобнее воспользоваться готовыми схемами районирования, совместив их на одной карте. Если рассматривать культурный район как систему, состоящую из нескольких компонентов (природного, этнического, культурного), то, используя метод Моуля [162], необходимо совместить схемы физико-географического и диалектного районирования. В результате мы можем выделить границы культурных районов, но так как при данном районировании учитываются несколько факторов, границы районов получаются несколько расплывчато. Поэтому мы вынуждены «привязать» эти границы к административно-территориальным границам районов Нижегородской области. Исходя из выше сказанного, и основываясь на современном административно-территориальном делении Нижегородской области, мы вьщелили три комплексных культурных района (рис. 1):

1 Заволжский культурный район: к северу от Володарского, Борского, Лысковского и Воротынского административных районов области.

2 Правобережный культурный район: юго-восточнее Выксунского, Кулебакского, Сосновского, Дальнеконстантиновского, Лысковского и Воротынского административньгх районов области.

3Вопжско-Окский культурный район: юг области между административными районами Заволжского и Правобережного культурных районов.

Выделяя культурные районы, мы базировались на системно-средовом подходе (см. рис 2), что возможно только при непосредственном исследовании окружающего пространства (природного ландшафта) и местного сообщества (этнокультурного пласта).

Художественные промыслы Нижегородской губернии XVIII - XIX вв

Традиционная культура различных племен и народов, будучи глубоко укорененной в недрах практической жизни, связана с особенностями социального уклада, который обусловлен причинами историческими и, в известном смысле, ограничен спецификой времени и места. Этнос, как правило, развивается в пределах определенного ландшафта. Учитывая, что традиции формировались в прошлом, когда зависимость человека от природы была одним из основных факторов его жизнедеятельности, можно легко проследить влияние природных условий на обычаи, традиции и образ жизни. В традиционной культуре поселение, как единица социального уклада, «организовывалось в соответствие с закономерностями природной среды» [166 С. 42]. Оно не только находилось в ландшафте, но и гармонировало с ним, а в сочетании с окружающим пространством и, находясь в примирении с природой, образовывало микроландшафт, который представлял собой локальный культурный район. Художественные промыслы, как связующее звено между социальным укладом и традиционной культурой в отдельно взятом культурном районе могут существовать только при определенных условиях: обеспеченность сырьем, возможность производства и сбыта.

Нижегородская область обладает разнообразными природными особенностями, которые объясняют столь широкий спектр художественного творчества нижегородцев. Им по природе своей было свойственно стремление вносить красоту во все создания своего разума и рук. Они обладают стремлением превратить любую вещь своего обихода в произведение

искусства. Исконно на территории области процветали кузнечное, кожевенное и гончарное производства, иконопись, различные виды резьбы и росписи по дереву, кости и камню, и это лишь крупица перечня ремесел. Причин столь широкого спектра народных промыслов несколько. Во-первых, подзолистые почвы и сезонность сельскохозяйственных работ не обеспечивали крестьянам возможности жить только сельскохозяйственным трудом. Во-вторых, наличие обширных лесов с самой разнообразной «дельной» древесиной, значительных залежей плавких глин и железных руд, а так же обилие сельскохозяйственного сырья - льна, кож, шерсти. В третьих, Нижегородская область располагала чрезвычайно удобными путями доставки местных товаров в большие города; кроме того, здесь находились крупнейшие в России торговые ярмарки — Нижегородская и Макарьевская. [104]. Представляя сведения к отчету, уездная управа в конце XIX в. отмечает, что: «...население вращается в кругах только таких промыслов, которые идут испокон века и обусловлены природными особенностями края» [35, С. 28].

Природные, этнические и исторические факторы, изложенные в предыдущих главах работы, позволяют нам использовать предложенное выше культурное районирование современной территории Нижегородской области.

I. Заволжский культурный район - расположенный на левом низком берегу Оки и Волги и включающий Балахнинский, Семеновский, низовую часть Макарьевского уезда, а так же сходные по этнографическим чертам юго-восточные волости Юрьевецкого, Варнавинского, Ветлужского уездов Костромской губернии и Шарангскую волость Вятской губернии.

2.Волжско-Окский культурный район - занимающий правый высокий берег Оки и Волги, состоящий из Горбатовского, Нижегородского, нагорной части Макарьевского и Васильского уездов, а так же сходных по этнографическим чертам восточных волостей Муромского уезда Владимирской губернии.

3.Правобережный культурный район - удаленный от Оки и Волги, состоящий из Сергачского, Княгининского, Лукояновского, Арзамаского и Ардатовского уездов, а так же сходных по этнографическим чертам западных волостей Курмышского уезда Симбирской губернии и Вознесенской волости Тамбовской губернии.

По всем уездам большая часть рабочего населения занята промыслами заводского и кустарного характера, - частью круглый год, частью в течение зимы, с переходом летом к земледелию.

Особенности художественных промыслов Заволжского района обусловлены с одной стороны этническими традициями этой территории, с другой стороны - их природно-географическими особенностями. Результаты археологических раскопок, и летописные материалы говорят о том, что территорию Заволжского культурного района населяли угро-финские племена

- более многочисленные марийцы (черемисы), а менее многочисленные удмурты (вотяки) и коми («чудь заволочская»). По свидетельству этнографов, географов и языковедов (Н.В. Морохина, И.К. Орфанова, Н.Д. Русинова, Л.Л. Трубе) [7 112, 130, 152] в северо-восточной части культурнго района марийцы были представлены северо-западной группой мари, не имеющей письменности. В современных Варнавинском и Ветлужском районах области

проживали луговые мари. «Северо-западные мари сохраняли в культуре архаику, причем не только марийскую, но и мерянский субстрат. Часть мари, на излете своего существования, отступила под натиском русских за Волгу, а затем в Заветлужье, где соединилась с родственным марийским этносом, спасая от чужой для них славянской культуры свой язык и жизненный уклад, свои представления о мире.». [112 С.180] В X в. марийские племена находились под государственным и культурным влиянием Волжской Булгарии; в XIV в. - под властью Казанского ханства. Волжские булгары оказали большое экономическое и культурное влияние на удмуртов и марийцев, которые заимствовали у булгар ряд хозяйственных приемов и бытовых обычаев. В это время марийцы занимались, в основном, земледелием и скотоводством. Хорошо были развиты техника плавки руд и кузнечное ремесло. Кроме того, было налажено изготовление льняных и шерстяных крашеных тканей, выделка кож, пошив меховой одежды и кожаных изделий: обуви, перчаток, сумок, кошельков, конной сбруи. Марийцы Ветлужского уезда были так же опытными плотогонами и спускали лес по Ветлуге. По окончанию сплава население деревни выходило вычищать реку от застрявших бревен [112] - в этом прослеживается на наш взгляд влияние местных языческих марийских верований на культуру взаимоотношений между человеком и окружающей природой.

Похожие диссертации на Формирование социо-культурного пространства Нижегородской области