Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа Волынова Татьяна Сергеевна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Волынова Татьяна Сергеевна. Формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Волынова Татьяна Сергеевна;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения].- Санкт-Петербург, 2013

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Развитие системы организаций кинопоказа, обеспечивающей доступ населения к социально-культурным услугам, является неотъемлемым компонентом государственной культурной политики, направленной на сохранение и преумножение культурного потенциала, а также формирование ценностных ориентаций в обществе. Уровень развития кинопоказа определяется, прежде всего, состоянием его инфраструктуры, включая количество кинотеатров, обеспеченность современным оборудованием и доступность кинозрелищных услуг для широких слоев населения. На заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии в 2011 году В.В. Путиным обозначена задача создания разветвленной инфраструктуры кинопоказа как ключевая мера по обеспечению равного доступа населения к киноискусству, которое несет в себе мощный просветительский заряд и служит продвижению высоких гражданских и нравственных ценностей.

Современное состояние российского рынка кинопоказа характеризуется динамичными темпами развития. Так, за период 2005-2012 годов количество кинозалов увеличилось более чем в 3 раза, при этом в 2012 году кассовые сборы кинопроката России составили 1,241 млрд долл., и в кинотеатрах было продано свыше 170 млн билетов.

Вместе с тем, статистические данные о развитии киноотрасли России свидетельствуют о наличии ряда диспропорций развития кинопоказа, среди которых следует отметить сокращение числа учреждений культурно-досугового типа в период 1990-2000 годов и необходимость осуществления реконструкции и цифровой модернизации государственных кинотеатров, снижение доли бюджетных расходов на социальную инфраструктуру и диспропорции бюджетного финансирования в пользу отечественного кинопроизводства. Наряду с увеличением числа кинозалов в торгово-развлекательных комплексах мегаполисов и строительством мультиплексов, наблюдается ярко выраженная дифференциация по уровню обеспечения населения малых и средних городов услугами кинопоказа. Так, на группу городов численностью менее 100 тыс. человек, население которых составляет 51,1% всего населения России (72 962,1 тыс. чел.), приходится всего 271 кинотеатр, в том числе 12% от общего числа цифровых кинозалов. Указанный дисбаланс социально-экономического пространства России по уровню доступности культурных благ требует координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления культурой наряду с организацией взаимодействия с бизнес-сообществом.

Зарубежный опыт развития современных технологий кинопоказа с учетом перспективы отказа от пленочных технологий производства фильмов в пользу цифровых обусловливает необходимость разработки механизма регулирования, позволяющего провести цифровую модернизацию всех российских кинотеатров. Это свидетельствует о начале нового этапа регулирования развития цифрового кинопоказа, основанного на использовании различных бизнес-моделей и государственных инициатив в форме отдельных законопроектов, национальных моделей «цифровизации» и других форм господдержки, получивших широкое распространение за рубежом. В сложившихся условиях применение организационно-экономического механизма регулирования процессов кинопроизводства, дистрибьюции и кинопоказа способствует эффективному перераспределению финансовых ресурсов с целью развития кинопоказа и отечественной киноиндустрии в целом.

Актуальность темы диссертационного исследования, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации и отраслевых составляющих сферы услуг в исследованиях по формированию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа в условиях изменения форм и методов государственной поддержки сферы культуры и интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи и предмет данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, посвященные организационным, экономическим и правовым вопросам деятельности предприятий киноиндустрии в историческом аспекте, рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных ученых.

В создание теоретических и методических основ экономики и управления предприятиями и отраслями сферы услуг внесли вклад такие российские ученые, как М.А. Боровская, А.А. Голутва, А.Г. Грязнова, А.Д. Евменов, Э.Н. Кроливецкий, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, И.П. Скобелева, Г.Л. Тульчинский, М.Л. Фокина, О.А. Чеснова, С.В. Шишкин, Д.В. Шопенко, Л.И. Якобсон.

Организационным и экономическим проблемам развития кинематографии посвящены работы таких зарубежных ученых, как А. Базен, Э. Брунелла, П. Жессати, Е. Теплиц, Д. Тумаркин, Г. Фогель, Ж. Шапрон, Э. Эпштейн.

Теоретические и методические положения управления развитием киноотрасли, экономические, организационные и правовые основы функционирования организаций кинопоказа отражены в научных трудах таких российских ученых, как В.В. Глухов, Ю.П. Гнедовский, П.В. Данилов, С.В. Дробашенко, Д.А. Евменов, М.И. Жабский, Э.К. Какосьян, Е.И. Кокарев, К.Ю. Леонтьева, В.С. Малышев, П.К. Огурчиков, Э.А. Пичугин, А.И. Радушинская, К.Э. Разлогов, В.И. Сидоренко, С.И. Фрейлих, Ю.Г. Цивьян, К.А. Якушина.

Теория и практика исследования организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа с учетом особенностей российской экономики является недостаточно разработанной отраслью научного знания.

Проведенный в диссертационной работе анализ уровня теоретической и методической разработанности экономических основ регулирования развития кинопоказа в современных условиях позволил сделать выводы о том, что большинство исследований отечественных и зарубежных авторов посвящено изучению возникновения и развития кинематографа, проблемам организации кинопроизводства и управления денежными потоками в данной отрасли на современном этапе, существующие подходы раскрывают проблемы регулирования экономических процессов на макроуровне, однако отсутствуют исследования, учитывающие специфику кинопоказа, недостаточно разработаны теоретические основы, характеризующие сущность и особенности регулирования деятельности кинотеатральных организаций, в особенности, недостаточно изученным остается аспект формирования организационно-экономического механизма развития кинопоказа, что и определило выбор темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по созданию и применению организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

выявить и обосновать особенности, тенденции и принципы регулирования развития кинопоказа;

проанализировать отечественный и зарубежный опыт формирования и применения организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций;

обосновать теоретические и методические подходы к определению факторов и рисков, оказывающих влияние на реализацию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа;

разработать методические положения, описывающие организационно-экономический аспект регулирования развития кинопоказа;

сформировать методические положения по оценке эффективности деятельности организаций кинопоказа с учетом реализуемых методов регулирования;

предложить направления и сформулировать рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования и реализации организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа.

Объектом исследования выступают процессы развития сектора киноиндустрии по оказанию кинозрелищных услуг населению, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие кинотеатральный показ.

Выбор данных объектов исследования обусловлен необходимостью проведения сравнительного и системного анализа процесса регулирования развитием сектора кинопоказа, включающего инфраструктурные компоненты повышения эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов киноиндустрии на федеральном, региональном и местном уровнях, применения форм и методов государственного регулирования киноотрасли, сферы культуры, социальной инфраструктуры и народного хозяйства страны в целом.

Научная новизна диссертационного исследования, выполненного автором, заключается в следующем:

разработаны и обоснованы теоретические подходы к формированию и функционированию организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, к определению его сущности, особенностей и принципов формирования, определяющих функциональную направленность элементов и специфику организации их взаимодействия для обеспечения оптимизации и повышения экономической результативности реализуемых мер посредством применения совокупности форм и методов воздействия стратегического и тактического характера, направленных на предотвращение возможных или устранение существующих диспропорций развития кинопоказа;

предложена обобщенная классификация методов комплексного регулирования развития организаций кинопоказа различных организационно-правовых форм, в совокупности направленных на рационализацию и гармонизацию элементов комплекса кинопоказа в системе киноотрасли и содействие их развитию в соответствии с приоритетностью задач в сфере культуры и кинематографии;

определен комплекс факторов и рисков, оказывающих влияние на формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, в соответствии с классификацией по организационным, правовым, экономическим и финансовым группам, с выделением внутренних и внешних факторов, ограничивающих темпы экономического и социального роста кинотеатральных организаций, а также интегральных факторов, одновременно воздействующих на риски нескольких видов на микро- и макроуровне;

на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта формирования и применения инструментов организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа выявлены основные тенденции в зависимости от наличия государственной поддержки, обусловливающие степень доступности кинопоказа для населения в сравнении с другими социально-культурными услугами и способствующие построению эффективной модели регулирования деятельности кинотеатральных организаций;

разработаны методические основы оценки эффективности предпринимаемых организационно-экономических мер регулирования деятельности субъектов хозяйствования по оказанию кинозрелищных услуг, включающие применение системы количественных и качественных показателей, обоснование поэтапной последовательности осуществления мер на основе анализа результативности финансовых затрат на оказание кинозрелищных услуг населению и развитие сектора, а также с учетом территориального принципа, позволяющие комплексно оценивать и обеспечивать контроль результатов деятельности кинотеатральных организаций на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

обоснована необходимость преодоления существующих ограничений для развития кинопоказа на территории Российской Федерации, определены основные направления и предложены перспективные меры по совершенствованию реализации организационно-экономического механизма регулирования деятельности кинотеатральных организаций, способствующие концентрации финансовых ресурсов и организации воздействия управленческих рычагов на решение актуальных проблем кинопоказа согласно прогнозированию развития кинематографии на основе стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач содействуют формированию организационно-экономического механизма регулирования деятельности организаций кинопоказа и позволяют в условиях интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему и под воздействием комплекса факторов внутренней и внешней среды выявлять приоритетные направления развития кинотеатральных организаций и разрабатывать перспективные предложения мер, обеспечивающих стратегическую направленность процесса развития кинопоказа.

Методические положения, выводы на основе проведенного анализа и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами управления сферой культуры и кинематографии при планировании развития указанной отрасли и экономики сферы услуг в целом, поиске инновационных форм деятельности организаций кинопоказа, финансовыми службами кинотеатров и кинотеатральных сетей при управлении финансовыми потоками с целью оптимизации показателей и формировании стратегии развития.

Реализация разработанного автором проекта среднесрочной целевой программы развития инфраструктуры кинопоказа, включающего обоснование актуальности программного метода, основные задачи, перечень подпрограмм, оценку социально-экономической эффективности и показатели выполнения программы, представляется целесообразным для обеспечения населения Российской Федерации, проживающего в городах и населенных пунктах численностью менее 300 тыс. жителей, качественными услугами кинопоказа на период до 2018 года.

Диссертационное исследование соответствует пунктам паспорта специальностей 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг): 1.6.116. «Механизм повышения эффективности и качества услуг»; 1.6.118. «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг».

Методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам становления и развития киноиндустрии, экономики и управления кинематографией, инфраструктурными комплексами, управления экономическими рисками. В процессе исследования были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организаций кинематографии. Информационную базу исследования составили статистические данные, характеризующие российский и зарубежный рынок кинопоказа. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись методы статистических исследований, экспертных оценок, классификаций, структурный анализ, системный подход, систематизация, моделирование и прогнозирование.

В диссертационной работе использованы результаты исследований автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные данные статистических органов о развитии российской и зарубежной киноотрасли.

Положения, выносимые на защиту:

системное управление развитием кинопоказа, основанное на сущностных и функциональных особенностях взаимодействия элементов киноотрасли, определяющих основные тенденции размещения объектов кинопоказа в соответствии с приоритетностью задач государственной политики по развитию культуры и кинематографии, согласно экономической, культурной и социальной функции регулирования развития кинопоказа, осуществляется при соблюдении основных принципов создания условий для доступа населения к произведениям кинематографии и обусловливает необходимость применения организационно-экономического механизма регулирования для повышения эффективности функционирования сектора по оказанию кинозрелищных услуг;

использование совокупности форм и методов воздействия на деятельность учреждений, оказывающих кинозрелищные услуги населению, ориентированных на предотвращение развития возможных или устранение имеющихся диспропорций в функционировании кинотеатральных организаций, с целью рационализации и гармонизации элементов комплекса кинопоказа в системе киноотрасли, направленных на обеспечение равного доступа населения к киноискусству, оснащение организаций кинопоказа современным оборудованием для процесса демонстрации фильмов и создание комфортных условий данного вида культурного досуга для кинозрителей;

осуществление субъектом регулирования деятельностью организаций кинопоказа учета и управления факторами и рисками, оказывающими влияние на формирование регулирующего организационно-экономического механизма, их систематизация по организационным, правовым, экономическим и финансовым группам, с выделением внутренних, внешних и интегральных факторов, что позволяет оценивать систему менеджмента кинотеатральной организации, параметры ее доходов и расходов, конкурентоспособность кинотеатра, конъюнктуру киноотрасли, планировать ресурсный потенциал организации в соответствии с перспективным развитием кинопоказа;

результаты анализа применения основных организационно-экономических инструментов механизма регулирования развития кинопоказа в зарубежной и отечественной практике как технологический элемент системы оценки и планирования показателей доступности кинозрелищных услуг для населения при реализации различных моделей кинобизнеса, в зависимости от наличия государственной поддержки и условий государственно-частного партнерства;

создание методических основ оценки эффективности функционирования кинотеатральных организаций и организационно-экономических мер регулирования, направленных на развитие сектора кинопоказа, с использованием анализа результативности финансовых затрат кинотеатральных организаций и системы показателей, отражающих целевые индикаторы их развития в соответствии с реализацией экономической, социальной и культурной функций, а также синергетического эффекта управления возможностями развития и факторами внешней среды, гармонизации и рационализации взаимодействия субъектов управления развитием кинопоказа в конкурентной среде;

основные направления перспективных мер по совершенствованию реализации организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа, устанавливаемые в соответствии со стратегией развития сектора по оказанию кинозрелищных услуг и целевой ориентацией системы управления на достижение экономических, культурных и социальных результатов деятельности кинотеатральных организаций.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Достоверность результатов диссертационной работы обеспечивается:

использованием в качестве теоретической и методической базы исследования научных трудов российских и зарубежных авторов в области становления и развития киноиндустрии, экономики и управления кинематографией, эффективности использования ресурсов и планирования результатов;

наличием в диссертационном исследовании значительного объема статистических данных о функционировании российского и зарубежного рынка кинопоказа и применением для их сбора и анализа современных методик обработки информации;

использованием таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез, сравнительный анализ, системный подход, аналитические, экономико-математические, экспертные методы, моделирование и прогнозирование;

соответствием изложенного материала законодательству Российской Федерации и зарубежным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность кинотеатральных организаций и развитие кинематографии;

апробацией результатов диссертационного исследования в публикациях автора и выступлениях на научно-практических конференциях.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были доложены, обсуждены и одобрены: на XII и ХIII Межвузовских конференциях «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (2010 и 2011 год); в рамках международного научного проекта «Международная школа молодых исследователей» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2011 год); в рамках Международного молодежного форума финансистов в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (2011 год); на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов – 2012» в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (2012 год).

Некоторые теоретические положения диссертационной работы используются в практике преподавания экономических дисциплин в ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Отдельные теоретические положения и практические рекомендации внедрены в практику деятельности ООО «КиноСити», ОАО «Киностудия «Ленфильм», НП «Гильдия продюсеров России».

Похожие диссертации на Формирование организационно-экономического механизма регулирования развития кинопоказа