Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии Якушина, Ксения Андреевна

Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии
<
Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Якушина, Ксения Андреевна. Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Якушина Ксения Андреевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения].- Санкт-Петербург, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-8/2259

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические положения формирования стратегии развития инфраструктурных элементов в кинематографии 11

1.1. Сущностные основы, особенности и роль социальной и производственной инфраструктуры в развитии кинематографии 11

1.2. Теоретические подходы к процессу стратегического планирования развития инфраструктурных элементов в кинематографии 35

Глава 2. Анализ методов регулирования деятельности объектов инфраструктурного комплекса и результатов социально-экономического развития производственной и социальной инфраструктуры кинематографии 56

2.1. Сравнительный анализ методов регулирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов инфраструктурного комплекса кинематографии 56

2.2. Анализ результатов деятельности производственной и социальной инфраструктуры кинематографии 80

Глава 3. Методические положения формирования стратегии и повышения результативности управления развитием производственной и социальной инфраструктурой кинематографии 105

3.1. Методические положения разработки стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии 105

3.2. Повышение результативности управления инфраструктурным комплексом кинематографии в перспективном периоде времени 130

Заключение 149

Библиография

Теоретические подходы к процессу стратегического планирования развития инфраструктурных элементов в кинематографии

Важность научных исследований инфраструктурного комплекса, определяющего текущее состояние и потенциал перспективного развития социально-экономических систем, возрастает в условиях глобализации рыночных отношений и повышения степени влияния факторов внешней среды на деятельность хозяйствующих субъектов в неопределенном периоде времени.

В современной экономической науке единой трактовки такого понятия, как инфраструктура не существует. Различные авторы определяют отличные друг от друга интерпретации, этого термина. Так СИ. Ожегов, в своем толковом словаре, предлагает под инфраструктурой понимать «отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества» [85].

Составители экономических словарей и энциклопедий представляют инфраструктуру как «комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности,, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства» [4].

Тогда как с общеэкономической точки зрения под инфраструктурой понимается совокупность «отраслей народного хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих жизнедеятельность общества» [34].

Мы полагаем, что указанные определения в целом отражают сущностное содержание и целевую ориентацию народнохозяйственных элементов, классифицируемых как инфраструктура, но в то же время они не учитывают ряд материальных объектов и процессов, составляющих основу инфраструктурных услуг. Авторы современной энциклопедии включают в инфраструктуру «совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества» [121]. Однако акцент, сделанный на «производство материальных объектов», нивелирует потенциальную значимость такой трактовки, кроме этого подобный подход не учитывает удовлетворение инфраструктурным комплексом расширенного воспроизводства экономических систем. Наиболее общим определением инфраструктуры, которое по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сложившемуся? понятию об исследуемом элементе народного хозяйства, является его представление, как «комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих... функционирование системы» [121].

Отметим, что в. понятие инфраструктурьіг могут включаться и народнохозяйственные комплексы, и отдельные отрасли, и совокупность предприятий, оказывающих специализированные услуги с помощью некоторых объектов — средств производства (например, ретрансляционные-станции, транспорт и так далее), индивидуальных технических средств (телевизор, автомобиль и так далее).

Также к объектам, составляющим инфраструктуру необходимо отнести такие результаты научно-технического прогресса как дороги, мосты, фарватеры и так. далее. Автор полагает, что в сложившихся условиях хозяйствования их нельзя отнести к средствам производства, так как в абсолютном большинстве случаев их использование осуществляется на безвозвратной основе. Содержание и модернизация таких объектов, как правило, осуществляется-в виде финансирования из, бюджетов всех уровней, на основе налоговых поступлений. Под системой, которой предлагается инфраструктурное обеспечение, по мнению1 автора, следует понимать любые экономические образования, состоящие из объектов, на которые направлены управленческие воздействия, а также субъектов, их осуществляющие для достижения заданного целевого ориентира.

Целевая ориентация любых инфраструктурных элементов заключается в оказании специализированных услуг необходимого качества, а также самообслуживания при использовании объектов инфраструктуры.

Задачи, решаемые субъектами хозяйствования при оказании ими специализированных услуг, будут различаться в зависимости от отраслевой принадлежности этих организаций, требований заказчиков, потребительских предпочтений.

Функциональный подход к исследованию инфраструктурного обеспечения народного хозяйства требует выделения функций, реализуемых объектом авторских научных исследований. Ученые-экономисты, изучающие особенности развития инфраструктурного комплекса выделяют три его основных функции. Сущностное содержание первой функции инфраструктуры проявляется в обеспечении «общих условий общественного воспроизводства в. структурообразующих отраслях народного хозяйства, в социальной сфере, в региональных хозяйственных комплексах, на предприятиях и их объединениях» [121].

Вторая; системообразующая функция, поддерживает устойчивость совокупности связей между контрагентами рыночных отношений между собой, а также с общественными организациями, органами государственного управления; обусловливает системное единство различных фаз воспроизводства в элементных составляющих народного хозяйства.

Обеспечение общности товарных, денежных, транспортных, информационных и прочих потоков в необходимых пропорциях и масштабах, составляющих основу воспроизводственных процессов и ускорения темпов-движения капитала — третья функция инфраструктуры. По нашему мнению, сущностное содержание инфраструктурного комплекса, той его части, которая направлена на обеспечение общественного взаимодействия вызывает настоятельную необходимость выделения четвертой функции, направленной на формирование условий нормальной жизнедеятельности граждан, их всестороннего развития. Дальнейшая систематизация научных данных по вопросам исследования инфраструктуры требуют ее классификации. Авторские исследования выявили следующие основные классификационные признаки, определяющие типологию инфраструктурных элементов в разрезе: формы собственности, отраслевой принадлежности, сферам деятельности, институциональному признаку (табл. 1.1).

Сравнительный анализ методов регулирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов инфраструктурного комплекса кинематографии

Автор считает, что особенности функционирования инфраструктуры кинематографии не позволяют использовать в полной мере подход М. Портера. Так в первом параграфе настоящего исследования автором указывалось, что относительное большинство услуг, оказываемых инфраструктурным комплексом кинематографистам, являются уникальными. Уменьшение стоимости, основанное на снижении качества услуг, способствует понижению уровня социальных и экономических показателей использования кинофильмов. Отметим, что высокая стоимость средств кинопроизводства и кинопоказа позволяет диверсифицировать свою деятельность только таким, инфраструктурным элементам кинематографии, как киностудии. В свою очередь предоставление специфических услуг кинопроизводителям хозяйствующими субъектами, относящимися к сектору общерыночной инфраструктуры, является следствием их стратегии диверсификации.

И. Ансофф в своей работе [1] предлагает в.процессе стратегического выбора использовать зависимость между новыми и существующими товарами от типа рынка, на которых они обращаются. Исходя из новизны рынков и производимой продукции, ученым разработаны стратегии «проникновения на рынок», «развития рынков», «разработки новых товаров, услуг», «диверсификации». По нашему мнению некоторые из указанных базовых стратегий развития могут найти свое применение для развития инфраструктуры кинематографии. В частности развитие института кинокомиссий, международных образовательных программ в рамках стратегии проникновения на рынок, целесообразно для привлечения в Российскую Федерацию зарубежных инвесторов в кинопроизводство. В свою очередь экономический рост рынка кинопроизводства, распределения и кинопоказа инициирует развитие инфраструктурного комплекса киноотрасли.

Однако укажем, что базовые модели стратегического выбора И. Ансофа, по нашему мнению, могут быть только частично использованы-для целей стратегического планирования развития кинематографии. Это связано, как с особенностями целевой ориентации хозяйствующих субъектов исследуемой сферы народного хозяйства, и дисбалансом их развития, так и особенностями стратегического управления. В частности авторами [123, 142], указывается- на необходимость учета в процессе стратегического планирования этапов жизненного предприятия.

Для первой стадии рекомендуется использовать начальную стратегию, основной задачей которой является- умеренный рост, для обеспечения минимальной эффективности функционирования объекта управления. По нашему мнению, на данной стадии развития находятся такие объекты инфраструктуры кинематографии, как Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, институт кинокомиссий, организации, организующие копродукционные мероприятия.

На второй стадии — роста, целесообразно использовать стратегию более глубокого проникновения на рынок, укрепление взаимодействия с действующими контрагентами. Автор полагает, что сюда- можно отнести узкоспециализированные предприятия инфраструктурного комплекса, оказывающие услуги уборки съемочных площадок, организующих удаленное питание, проживание членов съемочных групп, а также деятельность актерских агентств. Третья стадия, характеризуется ускоренным ростом предприятий, что требует от управляющих работников всех уровней обеспечить наиболее полное использование потенциала хозяйствующего субъекта. Авторский анализ инфраструктуры кинематографии позволяет отнести к ним организации, оказывающие услуги создания элементов компьютерной графики (композитинга , 3d моделирования ) и озвучивания кинофильмов (прежде всего по технологии Dolby Digital4).

Стадия зрелости — четвертый этап развития объекта управления, характеризуемый систематизацией рыночных взаимоотношений. На этой стадии авторами [123] рекомендуется использовать стратегию укрупнения-перестройки своей деятельности, формирования новой производственной системы, с помощью создания стратегических альянсов и других методов.

В основе обоснования необходимости такой стратегии находится утверждение о том, что относительная экономическая І стабильность всегда сменяется- кризисным состоянием, вызванным внешними причинами (усилением конкуренции и-прочее) или стагнацией структуры управления, ее застоем. Отметим, что объективно- существующая диалектика развития современной.Вселенной подтверждает последний тезис.

Автор полагает, что в группу организационно-правовых структур, характеризуемых зрелостью, следует включить предприятия, оказывающих услуги аренды, банковский сектор, а также некоторые общественные организации (например, Гильдию продюсеров России).

Композитинг — наложение изображения кадров друг на друга, создание в кадре не существующей реальности. Для предприятий, характеризующихся стагнацией, в зависимости от глубины кризиса рекомендуется-использование стратегии стабилизации или «выживания», основанныенаэкономиизатрат, консолидации, централизации управления,, разработки и применения чрезвычайных оперативных мер реагирования. Фактически, по нашему мнению, на данной стадии, увеличение степени влияния негативных явлений, происходящих во внешней и внутренней средах, приводит к полному отказу от методов стратегического управления из-за нерациональности их использования.

Результаты авторского анализа инфраструктуры кинематографии показывает, что к организационно-правовым структурам характеризуемым кризисным; состоянием можно отнести общественную организацию «Союз кинематографистов? России»,; а также некоторые: объекты социального назначениям

Анализ результатов деятельности производственной и социальной инфраструктуры кинематографии

Прочие государственные студии также оказывают широкий спектр услуг кинопроизводителям. Это, как нам представляется, обосновано их производственными фондами, сохранившимися после предыдущих капиталовложений. Отсутствие служб цифрового мастеринга обосновано недостаточной текущей инвестиционной активностью, а также высокой стоимость специализированного оборудования: по данным таблицы 2.4 такие услуги оказывают только 4 компании (Мосфильм, «Cinelab», «Невафильм» и «Central Production International Group»). В тоже время относительно невысокие затраты на создание станций компьютерной графики позволили 5

Цифровой мастеринг — комплекс услуг по цифровой обработке киноизображение, включает в себя: сканирование пленки в цифровой формат JPEG 2000 с разрешением 2к и выше, цветокоррекцию полученного изображения, для его последующего использования в процессе создания компьютерных спецэффектов, монтажа, а также печать обработанного (итогового) цифрового файла кинофильма обратно на кинопленку для целей дальнейшего проката. из 7 государственных киностудий создать специализированные подразделения, оказывающие такие услуги. Кризисные явления, происходившие в 90-х годах XX века в кинематографии; обусловили вывод из структуры государственных киностудий подразделений, осуществляющие проявку кинопленки и печать копий (в середине 90х годов ложилась ситуация в которой у кинематографистов отсутствовала возможность проявки цветной пленки в России). Альтернативой стало открытие специализированных сервисных предприятий: «Саламандра» и «Cinelab». В 2000х годах только Мосфильму и Киностудии им. М. Горького удалось восстановить утраченные позиции по-оказанию таких услуг.

Наибольший ассортимент услуг, предлагаемый негосударственными кинокомпаниями, в исследуемом периоде наблюдается на киностудии «Медиа Сити» (12) — студия из возможного спектра не производит только обработку кинопленки, печать кинокопий и цифровой мастеринг. Второй по количеству направлений, деятельности (1 lf) является «ТТ0 Новелла» (ТВ-фильм), которая, кроме уже указанных действий, не осуществляет перевод кинопленки на телевизионные носители. «Всемирные Русские Студии», свою очередь не оказывают услуги, по созданию элементов компьютерной графики, что связно с сосредоточением её деятельности в области сериального производства. Наименьшее количество типов, предоставляемых услуг оказывают «Моя студия» и «Кинофабрика №2», основнойf доход которых формируется в результате сдачи в аренду кинопавильонов.

В секторе сервисных компаний, напротив, наблюдается стремление к специализации деятельности. Только три компании - «Cinelab», «Изарус-фильм» и «BS Graphics Production» — оказывают услуги съемочном и постсъемочном- периодах. При этом если деятельность первых двух можно охарактеризовать, как диверсифицированную, то «BS Graphics Production» сконцентрирован на создании компьютерных спецэффектов и все что с ними связано1 (съемка и монтаж). Деятельность остальных компаний сосредоточена либо на сдаче в аренду съемочной и спецтехники, либо на услугах постсъемочного периода. Так доходы компаний «Rentacam», «X-ray», «ИМТ групп», «Богдан и бригада», «ACT» (Агентство съемочной техники. Сергея Астахова) формируются в результате предоставления в пользование различных технических устройств. Такие предприятия получили общее название «Rental House», перенятое у американских коллег. «Саламандра» оказывает полный комплекс услуг, постсъемочного периода. Компании «Cinelex» и «Cinemateka» сконцентрированы на оказании услуг в области монтажа и компьютерной графики. В свою очередь г услуги Невафильм и Central Production International Group направлены на озвучивание и дубляж киноработ, а также цифровой мастеринг кинопроектов. Процесс кинопроизводства не ограничивается только использованием технических средств, как правило, подготовка к съемочному процессу включает в себя подбор персонала, строительство декораций, а в ряде случаев отбор животных. В таблице 2.1 указано, что в.настоящее время в Российской Федерации функционирует 20 актерских агентств, 13 студий по строительству декораций, 8 организаций оказывающих каскадерские услуги и 5 предприятий, осуществляющих подбор животных.

Автор полагает, что, так как в России в среднем выпускается более 1000 актеров в год [106], то спрос на услуги актерских агентств, в обязанности которых входит обеспечение карьерного роста клиентов, будет возрастать. Строительство декораций, как правило, привязывается к конкретным киностудиям, поэтому развитие этой деятельности будет сопряжено со строительством новых павильонов.

Аренда животных и каскадерские услуги являются1 узкоспециализированными видами деятельности. Это связано с существованием в их работе факторов, повышенных рисков для здоровья и жизни человека. Поэтому, в частности при наличии на съемочной площадке животных обязательно требуется их сопровождение ветеринарами и дрессировщиками. Организация каскадерских трюков требует высокого профессионализма, их исполнения людьми, прошедших длительную подготовку. В этой связи нам представляется сохранение числа организаций в среднесрочном периоде времени на уровне, указанном в таблице 2.1.

По мнению автора, количество организаций, осуществляющих изготовление и аренду костюмов (в настоящее время их - 13), реквизита (13), пастижа и грима (8), оказывающих специализированные юридические услуги (7) в среднесрочной перспективе не будет увеличиваться. Более того, развитие систем продюсирования, увеличение объемов производства конкретными киноорганизациями неизбежно приведет к развитию их инженерной инфраструктуры, созданию складов костюмов, пастижа, включению в штат гримеров и юристов.

Отметим, что действующее законодательство, проанализированное в первом параграфе настоящей главы, также не способствует развитию страховых услуг кинопроизводству.

В тоже время автор полагает, что спрос на услуги рекламных агентств (специализирующиеся на промо-кампаниях в кино), организации и проведение фестивалей и спецмероприятий, маркетинга в кинематографии будет увеличиваться. Это связано с системным изменением формы государственной поддержки кинематографии, формированием возвратных механизмов финансирования кинпороизводства с помощью Федерального фонда социальной и экономической поддержки кинематогрфии.

Повышение результативности управления инфраструктурным комплексом кинематографии в перспективном периоде времени

В этой связи, для обеспечения доходности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии представляется целесообразным введение налога на демонстрацию иностранной кинопродукции. По мнению автора, обязанность по уплате должна возникать в результате получения дохода от распространения иностранной аудиовизуальной продукции на отечественном рынке, а также её демонстрации по телевидению. То есть налогоплательщиками должны стать дистрибьюторские компании, осуществляющие кинопрокат, выпуск видеопродукции (на DVD, Blu-ray и других носителях), реализующие ее в формате «видео по запросу» через Интернет, сети операторов мобильной связи, а также телевизионные каналы, включая эфирные, кабельные и спутниковые сети, транспортное телевидение, осуществляющие ретрансляцию такого контента.

Ставка такого налога не должна превышать 1-1,5% для видеодистрибьюторов (для противодействия резкому подорожанию носителей), 7-10% — кинодистрибьюторов и телевизионных компаний от дохода, получаемого организациями за распространение и демонстрацию иностранной аудиовизуальной продукции. При этом, для реализации государством своей социальной функции - обеспечения культурного саморазвития граждан, представляется целесообразным не облагать налогом доход, полученный телекомпаниями и дистрибьюторами в результате распространения и показа зарубежных кинофильмов, получивших призы на отдельных кинофестивалях (по нашему мнению, к ним должны относиться, прежде всего фестивали категории А16), номинантов и лауреатов зарубежных

Кинофестивали категории А - наиболее знаковые кинособытия во всем мире, к которым относятся Каннский, Венецианский, Берлинский и др. (всего 13) кинофестивали. Категорию А присваивает FIAPF (International Federation of Film Producers Associations -Международная федерация ассоциаций производителей фильмов), она также аккредитует ряд других кинофестивалей короткометражного, неигрового и анимационного кино [158]. кинопремий (прежде всего «Оскар»). Полный перечь фестивалей и премий номинации и победы в которых дают основания для льготного налогообложения требуется. дополнительно согласовать с профессиональным. киносообществом, а именно с Союзом кинематографистов. России, Гильдией продюсеров России, Альянсом независимых кинопрокатных организаций для развития кинопредпринимательства (АНКО), Ассоциацией DVD-издателей, Национальной ассоциацией телерадиовещателей (HAT), Российским союзом кинопромышленников и кинопредпринимателей.

По нашему мнению; фильмы, произведенные в СССР и дореволюционной России следует приравнять к отечественной кинопродукции, то есть доход, полученный за их распространение не облагать налогом. Также, для обеспечения инвестиционной привлекательности кинопроизводства на территории Российской Федерации, проектного, инвестирования в киносъемочный процесс, пропаганды мировому сообществу отечественных- достижений, целесообразно предоставление налоговой льготы- по- уплате налога- на демонстрацию иностранной кинопродукции по следующим направлениям: представляется целесообразным предусмотреть налоговые вычеты при расчете налога на демонстрацию иностранной аудиовизуальной продукции в объеме, не превышающем сумму инвестиционных вложений налогоплательщика в кинопроизводство на территории Российской Федерации. Таким образом, повышается заинтересованность телекомпаний и дистрибьюторских организаций в финансировании съемочного процесса, инициируемого отечественными продюсерами или ими самими.

Укажем, что перечисляемые налоговыми резидентами суммы должны формировать доходную часть бюджета Федерального фонда экономической и социальной поддержки отечественной кинематографии, что в конечном итоге должно снизить финансовую нагрузку с федерального бюджета Российской Федерации, и перенаправляться им, в рамках устава своей деятельности, ведущим российским кинопроизводителям (на 2010-2012 годы это кинокомпании «СТВ», «Дирекция кино», «Три тэ», «Центр ПартнерШип», «Профит», «Арт Пикчерз», «Базелвейс продакшн» и «Рекун синема» [102]). По нашему мнению эти финансовые ресурсы должны также способствовать продвижению отечественного кино-на мировой.кинорынок.

Автор полагает, что кинотеатры не должны облагаться таким налогом, несмотря на то, что они также формируют свой доход от демонстрации иностранной аудиовизуальной продукции. Это связано с тем, что в отличии от рынков телевидения и видеодистрибьюции, российский рынок кинотеатрального показа только формируется. В первом параграфе настоящей главы, уже указывалась необходимость увеличения количества современных кинозалов, расширение географии их распределения. Очевидно, что внедрение нового налога снизит доходность и прибыльность таких предприятий, увеличит период окупаемости инвестиционных затрат, снизит общую привлекательность строительства кинотеатров.

Похожие диссертации на Формирование стратегии развития социальной и производственной инфраструктуры кинематографии