Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Зуева Ольга Владимировна

Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия
<
Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зуева Ольга Владимировна. Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.03.- Волгоград, 2007.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/231

Содержание к диссертации

Введение

Гл. I Методологические основания исследования этики в системе экономических отношений 14

1.1 Понятие, сущность и основные подходы к изучению этики в зарубежной науке 14

1.2 Этика как предмет исследования в трудах российского научного сообщества 34

1.3 Социокультурные предпосылки экономической этики 54

Гл. II Этические принципы формирования экономических отношений 76

2.1 Морально-нравственные критерии как основа структуры, характера и типологии экономических отношений на современном российском предприятии 76

2.2 Оценка уровня «этизации» предприятия (региональный аспект) 96

2.3 Конструирование корпоративной культуры как способ повышения этичности предприятия 115

Заключение 134

Список литературы 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Среди форм общественного сознания особое место в культуре человечества занимает этика. Она является первым способом социальной регуляции, направленной на согласование действий индивидов, составляющих некоторую общность, без неё невозможна совместная целенаправленная деятельность людей, в том числе и экономическая.

Этика играет важную роль в конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивая успешное развитие всей страны. Эффективное развитие западного предприятия сопровождается наличием высокого уровня нравственности экономических отношений, а в России эта зависимость не заметна вследствие морального кризиса в обществе.

На сегодняшний день вступление России в мировую экономику остается все еще проблематичным. И это связано не только с соблюдением формальных требований, выраженных в признании России в качестве страны с рыночной экономикой, но также с содержанием бизнеса, его организацией и набором морально-нравственных критериев, используемых в процессе принятия экономических решений. Поведение российских предпринимателей, как наиболее активной группы акторов во многом весьма далеко от того, что считается общепринятыми представлениями о нравственности. Многие руководители предприятий вынуждены руководствоваться не столько нормами морали, сколько принципом получения, любой ценой, прибыли, без которой они не смогут существовать. Успех этизации современной экономики связан с изменением институциональных основ, т.е. системы связей, контактов, отношений, которые формируются непосредственно в организации, где работают люди. Проблема формирования процветающей экономики и обеспечения достойного уровня благосостояния для всех россиян может быть решена

путем создания, основанной на этике, культуры договорных отношений, репутаций, доверия и надежности.

Этические представления и нормы поведения не могут быть навязаны сверху какими-то программами, а могут возродиться при конструировании корпоративной культуры в институциональной системе экономики. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности России необходимо предварительно повысить уровень этики экономических отношений внутри предприятий регионов, страны в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Зарубежные и отечественные общественные науки основываются на фундаментальных исследованиях проблем этических отношений. Эти работы имеют высокое теоретико-методологическое значение, так как разрабатывают базу этики: понятие, содержание, цели и задачи. Широкое распространение этика получила в рамках философских концепций. В особый раздел философии она была выделена еще Аристотелем, считавшим, что её цель - содержание и оценка поступков. Центральными категориями этики были признаны добро

(Аристотель ), долг (И. Кант , Н.Г. Чернышевский ), справедливость,
взаимопомощь, самопожертвование (П.А. Кропоткин4). В качестве
источников этики обозначены моральное чувство (этические

сентименталисты Д. Юм , А. Смит ) и разум (интеллектуалисты Р. Кадворт , Р. Прайс8).

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории [Текст] / Аристотель. -Минск: Литература, 1998.

2 Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И.Кант. - М: Изд-во «Мысль», 1999.

Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения [Текст] / Н.Г.Чернышевский. -М.: Госполитиздат, 1951.

4 Кропоткин, П.А. Этика: Избранные труды [Текст] / П.А.Кропоткин. - М.,1991. Апресян, Р.Г. Из истории европейской этики нового времени (Этический сентиментализм) [Текст] / Р.Г.Апресян. - М.: МГУ, 1986.

Там же.

7 Cudworth, R.A. Treatise Concerning Eternal and Immutable Morality [Text] I R.A. Cudworth.
II Raphael D.D. ed. British Moralists (1650 - 1800).Selections. - Oxf.: 1969.

8 Price, R. A Treatise on Moral Good and Evil. [Text] IR A. Price. - Oxf.: 1967

Экономисты, исследовавшие этику, акцентируют свое внимание на справедливом порядке, конкуренции (К. Хоман9), религии (Ф. Карренберг ), политической традиции, демократическом сознании, принципе солидарности, отношении к собственности (М. Асслендер ), которые способны породить нравственную экономику.

Тему экономической этики в социологии впервые развил М. Вебер , выделивший протестантскую трудовую этику в качестве основного источника экономического подъема. Значение этики для общества отмечено социологами О. Контом и Г. Спенсером13. Они считали, что основой этики должен служить интерес человеческого рода, или жизнь сообщества, поддерживание которой осуществляется в интересах каждого члена общества - хотя бы иногда и в ущерб своим личным желаниям.

Многие отечественные философы и социологи сделали предметом своего анализа нравственное сознание как неотъемлемую составную часть культурной ментальности (П. Сорокин14), нравственно-религиозное воспитание (С. Булгаков15), рациональное оправдание этики (Вл. Соловьев16).

Большую теоретическую и методологическую ценность для анализа социокультурных предпосылок формирования экономической этики представляют исследования старообрядческой среды, позволяющие

Хоман, К. Экономическая и предпринимательская этика [Текст] / К.Хоман. - М.: 1995. 10 Романовский, Н. Экономика - Этика - Религия: воззрения Фридриха Карренберга [Текст] / Н.Романовский. // Вопросы экономики. -1994. - №7.

Асслендер, М. Культурные предпосылки экономической и предпринимательской этики [Текст] / М.Аслендер. // Этика Предпринимательства. Сборник статей и выступлений по материалам семинара «Роль моральных ценностей в российско-германских экономических отношениях» Вайнгартен, 21-23 января 1998 г. - М.: Изд-во «ЭПИцентр», 1999.

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М.Вебер. // Вебер М. Избранные произведения. - М.: 1991 1 Спенсер, Г. Синтетическая философия [Текст] / Г.Спенсер. - К ,1997.

Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] / П.Сорокин.- СПБ.: Изд-во РХГИ, 2000.

Булгаков, С. Два града. Исследование о природе общественных идеалов [Текст]: в 2 т. / С.Булгаков. - М.: 1911.

Соловьёв, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия [Текст] / В.С.Соловьев. -М.: Республика, 1996.

проследить влияние религии на характер экономических отношений (П.А.Бурышкин ), и ценностей коммунистического общества (Н.Бердяеев ).

Взаимозависимость этического мировоззрения и культуры была показана А. Щвейцером19. Важными для нашего исследования являются идеи детерминированности экономических отношений ценностно-этическими принципами (В.В. Рудницкий20), зависимости строения организации от культуры той страны, в которой она находиться (Ф. Лютенс , Дж. Гибсон ), нравственной мотивации, и её влияния на экономическое поведение (И.В. Василенко23).

Весомый вклад в науку внесли исследования корпоративной культуры как отечественных (В.А. Спивак24, В.Р. Веснин25, М.М. Алексеева26,

97 ОЯ

А.Э. Капитонов ), так и зарубежных авторов (Э. Шейн , К. Камерон ).

Безусловно, исследования вышеуказанных аспектов социальной жизни играют значительную роль в теории и практике социологической науки. Однако следует отметить, что проблемы этизации современного российского предприятия с помощью конструирования корпоративной культуры не получили всестороннего анализа в современной социологической мысли.

17 Бурышкин, П.А. Москва купеческая [Текст] / П.А.Бурышкин. - М.: Столица, 1990.

18 Бердяев, Н. Истоки и смысл русского коммунизма [Текст] / Н.Бердяев. - М: 1990.

19 Швейцер, А. Культура и этика [Текст] / А Швейцер. - М.: Прогресс, 1973.
Рудницкий, В.В. Культура общественной организации и экономические отношения

[Текст] / В.В.Рудницкий. - М.: 1991. 1 Лютенс, Ф. Организационное поведение [Текст] / Ф.Лютенс. - М.: Прогресс, 1999.

Гибсон, Дж. Организации: поведение, структура, процессы [Текст] / Дж.Гибсон. - М.: 2002.

Василенко, И.В. Человек в социуме: мотивация и мобильность: Монография [Текст] / И.В.Василенко. - Волгоград: Перемена, 1998.

24 Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / В.А.Спивак. - СПб.: Наука, 2001.

25 Веснин, В.Р. Организационная культура [Текст] / В.Р.Веснин. // Социально-
гуманитарное знание. - 2001. - №3.

Алексеева, М.М. Организационная культура, или культура фирмы [Текст] / М.М.Алексеева. // Человек. Общество. Культура. - 1997. - №2.

Капитонов, А.Э. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] / А.Э.Капитонов. -М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2005.

Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] / Э.Шейн. - СПб. : Питер, 2002.

Камерон, Ким С. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст] / Ким С. Камерон.-СПб. :2001.

Объект диссертации. Социокультурный контекст деятельности современных российских предприятий.

Предмет исследования. Этические основы экономических отношений на предприятиях современной России.

Цель работы. На основе изучения и оптимизации этических принципов экономических отношений разработать социологическую модель конструирования корпоративной культуры на современных российских предприятиях.

Реализация указанной цели требует решения следующих задач:

  1. Определить особенности научных интерпретаций понятия этики в зарубежных теоретических концепциях.

  2. Исследовать специфику понимания и познания этических отношений в трудах российского научного сообщества.

  3. Выявить социокультурные предпосылки формирования современной экономической этики.

  4. Исследовать структуру экономических отношений и систему проблем ее оптимизации в поле морально-нравственных категорий.

  5. Выявить уровень «этизации» предприятия на основе результатов проведенного регионального социологического исследования.

  6. Разработать модель конструирования корпоративной культуры с целью оптимизации экономических отношений в организации.

Гипотезы диссертационной работы.

  1. Характер экономических отношений находится под влиянием этических норм и требований, существующих в обществе, и изменяется в соответствии с ними.

  2. Внедрение нравственных категорий в экономические отношения организации способствует оптимизации экономических отношений.

  3. Этизация предприятия осуществляется за счет конструирования корпоративной культуры.

4. Разработка идеальной модели конструирования корпоративной культуры является необходимым процессом в современном российском социальном менеджменте, способствующим развитию предприятий. Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории,

концепции, выводы исследователей по проблемам формирования

4fl 41 49 44

экономической этики (М. Вебер , К. Хоман , Ф. Карренберг , П. Сорокин , Вл. Соловьев34), социокультурных предпосылок формирования экономической этики (М. Вебер35, П.Н. Шихерев36, П.А. Бурышкин37, М. Асслендер38), структуры экономических отношений в организации

(Р. Андресон42, П.Н. Шихерев43), корпоративной культуры

(Дж. Гибсон , П.Ф. Друкер , Ф. Лютенс ), нравственной ориентации
(Р. Андресон42, П.Н. Шихерев43), кор:

(М.М. Алексеева44, В.Р. Веснин45, В.А. Спивак46).

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. [Текст] / М Вебер // Вебер М. Избранные произведения. - М.: 1991.

31 Хоман, К. Экономическая и предпринимательская этика [Текст] / К.Хоман. - М.: 1995.

32 Романовский, Н. Экономика - Этика - Религия: воззрения Фридриха Карренберга
[Текст] / Н.Романовский. // Вопросы экономики. -1994. - №7.

3 Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших
системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] / П.Сорокин
- СПб.: Изд-во РХГИ, 2000.

4 Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия [Текст] / В.С.Соловьев. -
М.: Республика, 1996.

Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий [Текст] / М.Вебер // Вебер М. Избранные произведения. - М.: 1991.

36 Шихирев, П.Н. Этические принципы ведения дел в России [Текст] / П.Н Шихерев. - М.: Прогресс, 1995. 37Бурышкин, П.А. Москва купеческая [Текст] / П.А. Бурышкин. - М.: Столица, 1990.

Асслендер, М. Культурные предпосылки экономической и предпринимательской этики [Текст] / М.Асслендер. // Этика Предпринимательства. Сборник статей и выступлений по материалам семинара «Роль моральных ценностей в российско-германских экономических отношениях» Вайнгартен, 21-23 января 1998 г. - М.: ЭПИцентр, 1999.

39 Гибсон, Дж. Организации: поведение, структура, процессы [Текст] / Дж.Гибсон. - М. :
2002.

40 Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке [Текст] / П Ф. Друкер. - М. : Сталица
2000.

1 Лютенс, Ф. Организационное поведение [Текст] / Ф.Лютенс. - М.: Прогресс, 1999.

Андресон, Р., Шихерев, П. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства [Текст] / Р.Андресон, П.Шихерев. - М.: Дело, 1994.

Там же.

Алексеева, М.М. Организационная культура, или культура фирмы [Текст] / М.М.Алексеева // Человек. Общество. Культура. - 1997. - №2.

В своей работе автор опирается на теоретические (системный, позитивный, социально-экономический, сравнительный) и эмпирические методы исследования.

Эмпирической базой диссертации являются как данные, полученные в результате вторичного анализа современной социологической информации (Анкетный опрос по теме «Этика бизнеса» проведенный кафедрой менеджмента Финансовой академии при правительстве РФ под руководством Уткина Э.А. в 1998 г.), так и результаты регионального исследования «Этика экономических отношений на региональном предприятии», проведенного автором в ноябре - декабре 2005. Последнее включает в себя опрос персонала предприятия, исключая руководителей, (N=300), тип выборки серийно-стратифицированная (по полу, возрасту, должности) и экспертный опрос руководителей, (N3=100). Отбор экспертов производился по критериям опыта работы, стажа на данном предприятии и профиля деятельности подразделения.

Основные положения выносимые на защиту. 1. Этика современных экономических отношений пронизывает все институциональные основы современного предприятия. Так, результативность хозяйственного процесса определяется состоянием солидарной ответственности его участников. В основе организации труда используется принцип «человек всегда остается человеком». Отношения между субъектами трудового процесса характеризуются сотрудничеством и партнерством. Хозяйственные отношения, осуществляемые в пределах «рамочного порядка» нормативно-законодательных документов (Конституция, общее законодательство, хозяйственное законодательство, административные и нормативные акты, трудовой Кодекс, этический Кодекс), базируются на справедливости.

Веснин, В.Р. Организационная культура [Текст] / В.Р.Веснин. // Социально-гуманитарное знание. - 2001.- №3. 4 Спивак, В.А. Корпоративная культура [Текст] / В.А Спивак. - СПб.: Наука, 2001.

  1. Экономика и политика формируют сознание человека по рациональным законам, а мораль по гуманистическим, акцентируя внимание на человеке как высшей ценности, допускающей ориентацию на другого как на цель, но не средство. Нравственное сознание, включает личность в процесс деятельности, в ходе которой появляется заинтересованность в результатах своего труда. Поэтому этика деятельности является важным ресурсом при решении проблем оптимизации экономических отношений.

  2. Отсутствие сформированного демократического сознания, ответственности человека за социальную ситуацию, а также традиции субсидарного соучастия каждого трудового субъекта в происходящих экономических процессах; распространение практики эгоизма и оппортунизма среди современных менеджеров характеризуют состояние нравственных основ экономических отношений в современной России.

4. Характер экономических отношений зависит от особенностей
ментального характера участников экономического процесса, от
социокультурных категорий, которые вносят в их общение дополнительные
сложности и эмоциональную окраску. В результате главным источником
оптимизации экономических отношений становиться этика. Формирование
этических принципов происходит не только на индивидуальном уровне
(этика добродетели), но и на институциональном, поэтому особенности
экономических отношений характеризуются культурой предприятия.

5. Результаты социологического исследования, проведенного автором на
предприятиях Волгоградского региона, показывают, что условия труда не
способствуют построению взаимоотношений сотрудничества и партнерства
между руководителями и подчиненными. Они характеризуются, с одной
стороны, пренебрежением правами подчиненных ради достижения целей
организации, нерациональным использованием ресурсов, недостаточной
оснащенностью рабочих мест, а, с другой - нарушением трудового
распорядка, ростом различных форм деструктивного поведения и

недовольством среди работников. Такая экономическая обстановка свидетельствует о низком уровне этизации регионального предприятия. 6. Модель процесса конструирования корпоративной культуры на основе ценностно-этических принципов, включает в себя пять этапов: определение реальных ценностей, целей и миссии корпорации; выявление традиций организации; выработка культурных нормативов при помощи этического Кодекса предприятия; достижение относительной культурной однородности путем привлечения, стимулирования человеческого потенциала; контроль за функционированием корпоративной культуры, с помощью создания Комитетов по культуре и социальных ревизий. Она позволяет позитивно влиять на социально-психологическую атмосферу поведения сотрудников предприятия и оптимизировать экономические отношения. Научная новизна работы:

  1. Артикулированы такие измерители уровня этичности экономических отношений как: достижение каждым членом организации поставленных перед ним целей, высокий технический уровень оснащенности рабочих мест, рациональное использование ресурсов, наличие отношений сотрудничества и партнерства между руководителями и подчиненными, возможность самореализации и проявления творческой инициативы каждым социальным субъектом организации, отсутствие пренебрежительного отношения руководителей к правам своих работников, подчинение трудовому распорядку организации.

  2. На основе проведенного автором социологического исследования выявлен уровень этики экономических отношений в оценках респондентов по 10-ти балльной системе. Уровень этики предприятия с позиции руководителей находится на среднем уровне (5,9 балла), а в интерпретациях персонала может быть оценен как довольно низкий (4,7 балла).

  1. Разработана концепция социологического обеспечения конструирования корпоративной культуры на предприятиях на основе ценностно-этических принципов, включающая в себя процессы диагностики существующей

культуры предприятия, сравнение её с нормативной культурой и выявление элементов требующих изменения.

4. Предложен типовой алгоритм конструирования генеративной корпоративной культуры, способствующий оптимизации экономической деятельности предприятия, и состоящий из следующих блоков: формирование и накопление человеческого потенциала, его оптимизация и управление, контроль за процессом конструирования корпоративной культуры, разработка культурных нормативов, а на их основе этического Кодекса.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования: Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы при чтении таких курсов как «Социология организаций» и «Экономическая социология», а также при разработке спецкурсов. Возможно применение теоретических выводов и практических рекомендаций в деятельности научно-методологических центров, а также непосредственно на предприятии для оптимизации экономических отношений с помощью концепции конструирования корпоративной культуры.

Апробация основных положений работы: Основные положения диссертационного исследования отражены в ряде докладов в ходе участия автора в Третьей международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, сентябрь 2004 г.), в VIII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2003 г.), в ежегодной апрельской конференции, проводимой Волгоградским государственным университетом, (Волгоград, апрель 2004 г, апрель 2006 г.) и др.

Содержание диссертации отражено в таких публикациях автора как: Этика экономических отношений и её уровень на современном российском предприятии [Текст] / И.В.Василенко, О.В.Зуева // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей №10(25) / ВолГТУ - Волгоград, 2006 - Серия Актуальные

проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива) Выпуск 5. - Волгоград : Изд-во ВолГТУ, 2006; Социологическая концепция конструирования корпоративной культуры [Текст] / О.В.Зуева // Российские регионы в условиях трансформации современного общества: материалы всероссийской научной конференции, г.Волгоград 14-15 сентября 2006 г. - Волгоград. : Изд-во ВолГУ, 2006; Социальные технологии формирования корпоративной культуры [Текст] / О.В.Зуева // Сборник статей VIII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области, 11-14 ноября 2003г. - Волгоград. : Изд-во ВАГС, 2003; Этика экономических отношений: актуальность и перспективы [Текст] / О.В.Зуева // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 2003-2004 гг. - Вып. 4: Философские науки [сборник статей] - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004; Конструирование корпоративной культуры как способ повышения этики поведения в организации [Текст] / О.В.Зуева // Социально-экономическая реальность и политическая власть. Сборник статей. Выпуск 1. Москва-Ставрополь; Изд-во: «Век книг 3», 2005; Корпоративная этика: актуальность и перспективы [Текст] / О.В.Зуева // Человек в современных философских концепциях: Материалы Третьей Международной конференции, г. Волгоград, 14-17 сентября 2004 г.: В 2 т. Т. 1. - Волгоград: ПРИНТ, 2004; Человеческий потенциал: адаптационный аспект [Текст] / О.В.Зуева // Медико-биологические и психо-педагогические аспекты адаптации и социализации человека. Материалы Круглого стола 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 1-3 октября 2003 г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003; Состояние этики экономических отношений на региональном предприятии [Текст] / О.В.Зуева // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 17-23 апреля 2006 г. Вып. 2. Философские и социальные науки / ВолГУ. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006.

Структура диссертационного исследования состоит: из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Понятие, сущность и основные подходы к изучению этики в зарубежной науке

Среди форм общественного сознания особое место в культуре человечества занимает этика. Исторически она - первый способ социальной регуляции, которая направлена на согласование действий индивидов, составляющих некоторую общность. Без этого невозможна совместная целенаправленная деятельность людей. Так регуляция возникает стихийно в силу необходимости для людей первобытного общества сообща добывать пищу, ведь даже собирательство требует известной согласованности действий, при охоте она становиться очевидной, а в процессе отделения земледелия от скотоводства и ремесла от земледелия - необходимой.

Первобытная мораль выражает интерес целого. Её требования имеют всеобщий избирательный характер и одинаковы для всех членов общности. В условиях новой системы разделения труда, когда рабский труд - труд физический, тяжелый - становится уделом угнетенных, а труд умственный -привилегий свободных, начинается развитие науки, происходит сложная дифференциация общественной жизни. «Возникает государство как орудие господства эксплуататоров над эксплуатируемыми; вместе с ним появляются отличные от морали способы регуляции - прежде всего, право, а возникшая в развитом обществе религия, именно в эксплуататорском обществе, обретающая свои социальные корни, претендует на высшую регулятивную санкцию»47.

Современный момент в развитии человеческого общества характеризуется тем уникальным обстоятельством, что открывает эпоху, заступающую на место эпохи идеологических сражений. Человечество посредством опыта и тяжелых экспериментов открыло и, по крайней мере, на идейном уровне признало в качестве неоспоримых целей и ценностей основные элементы, задающие фундамент современной цивилизации: ценность и права личности, демократию, правовое государство, рыночную экономику, гражданское общество. Однако эти элементы не могут рационально использоваться без высших нравственных начал каждого человека, т.е. без этики.

Существует множество определений этики, рассмотрим некоторые из них:

«Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одно из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную систему. Предметом изучения этики является мораль как совокупность исторически определённых норм, представлений, правил поведения людей реализующихся в их нравственных действиях и поступках» . «Этика - система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы»49. «Этика - 1) раздел философской науки, объектом изучения которого является мораль, её природа и сущность, нравственность как форма общественного сознания; 2) нормы поведения в обществе, отношения с другими людьми, предписываемые особым общественным и профессиональным статусом человека. Этика связана с ценностями, относящимися к человеческому поведению, которые свидетельствуют о правильности или ошибочности определённых действий, о мотивах и результатах таких действий»50.

«Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи, тождественны. Древнегреческое слово «ethika» служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность»"51. Все они подразумевают некую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки.

Исследователи этических явлений уверены, что в сущности, задачи этики состоят не в том, чтобы настаивать на недостатках человека и упрекать его за его «грехи»; она должна действовать в положительном направлении, вызывая к лучшим инстинктам человека. Она определяет и поясняет немногие основные начала, без которых люди не могли бы жить обществами. Но затем она вызывает к чему-то высшему: к любви, к мужеству, к братству, к самоуважению, к жизни, согласной с идеалом. Наконец, она говорит человеку, что если он желает жить жизнью, в которой все его силы найдут полное проявление, он должен раз и навсегда отказаться от мысли, что, возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.

Этика как предмет исследования в трудах российского научного сообщества

Этическая проблематика довольно широко распространена и в научных трудах отечественных исследователей. Среди них можно выделить Б.А.Рыбакова и В.А.Зоца84, которые подчеркивают особое значение языческой культуры, обычаев эпохи военной демократии и длительного периода борьбы с кочевниками в формировании сознания славянской общности, в выработке идеала «защитника от степняков» и иных завоевателей. Потребности политического и экономического характера привели к крещению Руси.

Исторические особенности формирования феодализма в Киевской Руси, его развитие и укрепление в эпоху ордынского ига и завершенность форм феодальной эксплуатации крепостных крестьян определили и характер развития этических учений. Церковь как монопольная идеологическая сила эпохи феодализма, опиралась на опыт византийского духовенства, развивала религиозно-этическую православную концепцию85. Однако распространение этой концепции не было простым перенесением византийской ортодоксии на славянскую почву, т.к.:

Во-первых, длительной и сложной оказалась борьба с язычеством, необходимость определенных компромиссов, приводивших к формированию взглядов и концепций, которые ортодоксы-богословы отказались считать даже христианскими.

Во-вторых, сказалось различие источников и путей распространения (Болгария, Афонский монастырь). Это проявилось в возникновении двух линий в истолковании христианского вероучения и его этических аспектов: православно-ортодоксальной, в конечном счете, одержавшей победу в официальном богословии Московской Руси, и рационалистической, характерной для «книжников» эпохи Киевской Руси, близкой к тенденциям светской этической мысли и, в конечном счете, отчасти слившейся со светской этикой и способствовавшей обособлению философии от вероучения.

В-третьих, относительно широкое распространение просвещения в Киевской Руси, исключавшее монополию духовенства в области книжного дела, обусловило ранее возникновение светской этической мысли, получившей выражение в «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и в наибольшей степени опиравшейся на фольклорные, языческие традиции.

«В отечественной теории хорошо выявлен характер зависимостей развития сознания и нравственно-этических его компонентов от объективных социальных детерминант» . Отсюда необходимо уточнить содержание целого ряда понятий, с помощью которых, принято раскрывать зависимости такого рода. К таким понятиям относятся - «социальный интерес», «потребность».

«Под потребностью в самом общем виде понимается присущая субъекту необходимость в определенных условиях его жизнедеятельности»87. Потребности непосредственно связаны с многосторонней деятельностью социального субъекта во всем многообразии - с биологическими и социальными её аспектами в её прошлом и настоящем. Именно эти многосторонность и многообразие создают определенную хаотичность, разнонаправленность их воздействия на субъект. Регулятивные возможности потребностей ограничены, прежде всего, именно этим обстоятельством, т.е. они могут как бы «гасить» друг друга, активно противоборствовать друг другу, затрудняя тем самым выработку единой целенаправленной линии поведения и деятельности. Поэтому основными условиями включения потребностей в регулятивный механизм выступают их отбор, известное упорядочение, преодоление их разнонаправленности, установление их субординации, создание «иерархии потребностей» (К.Маркс). Механизмом, осуществляющим отбор потребностей, их субординацию и координацию, а также выбор способов удовлетворения потребностей, соотнесения их с возможностями и условиями удовлетворения, и выступает социальный интерес.

«Интерес понимается как объективное отношение, складывающееся между социальной природой субъекта, его потребностями и условиями по жизнедеятельности» . Интерес выступает как своеобразный механизм регуляции самой потребностной сферы, хотя сам он складывается и развивается под её влиянием. Избирательная направленность интереса ориентирована на выбор значимого для данного субъекта с точки зрения его самоутверждения. Под социальным самоутверждением субъекта понимается становление, развитие и воспроизведение его как субъекта деятельности и общения, закрепление, защита его социального положения и достигнутых условий развития.

Морально-нравственные критерии как основа структуры, характера и типологии экономических отношений на современном российском предприятии

Успешное функционирование любой организации зависит от устойчивости взаимосвязей и предсказуемости поведения людей в ней, причём обеспечивает её этим - структура экономических отношений в организации, основанная на морально-нравственных принципах. "Структура организации - устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и само тождественность организации"1 .

В отличие от биологических, технических, физических систем, в которых жёсткость и устойчивость структуры гарантируется материальной природой объектов, структура организации формируется на основе воспроизводимых образцов взаимодействия и деятельности, и её возникновение тесно связано с процессами институционализации. Структура организации обычно отождествляется с формальной организацией. Исходя из этого, структура организации - это «формализованный и жёстко структурированный способ регуляции и воспроизводства деловых (экономических) отношений, базирующийся на закреплённых в документах и юридически оформленных нормах, правилах и стандартах, регулирующих деятельность работников и деловое взаимодействие"140. Основными элементами в структуре организации является общественные отношения, прежде всего производственные (экономические), соединяющие людей.

Структура организации обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. В определённых границах она остаётся неизменной, несмотря на то, что её элементы меняют свои свойства, исчезают и появляются вновь (упразднение должностей и отделов, текучесть кадров и т.д.). Структура организаций - пространственно-временное образование. Её элементы распределены в пространстве (на территории, в помещении и т.п.) и соединены отношениями, причём особое значение имеют субординационные отношения. В месте с тем, её элементы взаимодействуют, обмениваются вещами, энергией.

Устойчивость структуры организации обеспечивается специфическими свойствами внутриорганизационных отношений, обладающих как обязательным, принудительным, так и добровольным характером. Причём особое значение здесь имеют ценности, идеология, нормы поведения и другие элементы внутренней культуры организации, формируемые этическим началом, которые и определяют характер взаимоотношений внутри неё, формируют программу поведения участников друг относительно друга и окружающих предметов. Отсутствие структуры организации создаёт хаос: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать: руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. При отсутствии схемы организационной структуры могут появиться нелогичные связи, создающие путаницу.

Таким образом, «структура, или анатомия, организации состоит из относительно фиксированных и стабильных связей среди должностей и групп должностей. Основная цель организационной структуры - оказание регулирующего воздействия на поведение индивидов и групп, способствующего эффективному функционированию организации»141, т.е. на экономические отношения внутри организации, которые «включают: во-первых, отношение людей к средствам производства; во-вторых определяемое этими отношениями их место в системе общественного производства; в-третьих, вытекающую отсюда их роль в системе производства; в-четвертых размер и способы получения доли общественного богатства»142.

Организации созданы преднамеренно и ориентированны на достижение цели. Следовательно, структура организации также является преднамеренной и целенаправленной. Руководители должны создавать структуру, учитывая её вклад в организационную эффективность. Утверждение, что организационные структуры облегчают достижение целей организации, предполагает, что менеджеры знают, как согласовать организационные структуры и цели, и хотят это делать. Однако во многих случаях организационные структуры не вносят позитивного вклада в работу организаций, потому что по причине отсутствия у менеджеров должной подготовки не направляют поведение индивидов и групп в сторону достижения высокой производительности, экономической эффективности, удовлетворительности, адаптивности и развития. Кроме того, в некоторых случаях организационные структуры соответствуют личным целям менеджеров в ущерб целям организации. Такие особенности есть результат социокультурных категорий, доминирующих в данной организации.

Таким образом, для утверждения того, что организационные структуры вносят позитивный вклад в организационную эффективность, требуется уверенность в наличии способностей и мотиваций у тех, кто обладает полномочиями их проектировать. Структура организации, несомненно, оказывает влияние на эффективность организации, даже если точный характер этого влияния трудно установить.

Оценка уровня «этизации» предприятия (региональный аспект)

Тему экономической этики в России можно считать не просто не изученной, но даже, неожиданной. Это имеет и объективные, и субъективные причины. «Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление политической, государственной, социальной систем, и все они вместе образуют некую переходную модель, и соответственно те этические нормы, которые мы можем рассматривать в данной ситуации, могут определяться как переходные. И правила игры, и игроки, и даже сама игра имеют неопределенные контуры. В России все выступают за экономические реформы, но каждый понимает их по-своему. Есть ли в нашей истории, традициях, культуре основы для понимания формирования этих правил? От ответа на этот вопрос зависит многое» .

Рассматривая особенности современной России с точки зрения социально-экономических отношений необходимо остановиться на историческом аспекте, который сводится к тому, что новая Россия не могла унаследовать систему экономических норм ни от царской России, ни от Союза. Кроме того, стремительно начавшиеся преобразования в экономике и политической жизни новой России основывались, прежде всего, на почти полном разрушении всех норм и правил предшествующей советской жизни.

Очень сложно ожидать, что морально-этические нормы могли бы базироваться на религиозных представлениях, на церкви, поскольку церковь в современной России достаточно политически ангажирована и не обладает таким моральным авторитетом, который мог бы формировать эти ценности. Длительное время существовавшая закрытость общества при советской власти привела к тому, что мировой опыт воспринимается очень фрагментарно и бессистемно и очень часто сводится либо к планированию, либо к полному отрицанию.

Что же касается политического фона для становления этических норм, то его тоже нельзя назвать благоприятным хотя бы потому, что до сегодняшнего дня политическая элита не смогла начать широкий общественный диалог и сформировать национальную идею или интерес, который мог бы объединить Россию как государство. Есть еще несколько проблем: «постоянная политическая борьба приводит к тому, что и у власти, и у народа формируется психология временщиков и отсутствует чувство ответственности друг перед другом. Кроме того, достаточно быстрыми темпами идущая в обществе криминализация, в том числе и криминализация власти, привила к тому, что власть определяется как безнравственная, а политика - как грязная»163. В этих условиях происходит разделение носителей нравственных идеалов и носителей властных полномочий, что, с точки зрения российского менталитета, означает подчиненность безнравственной власти в соединении с мечтой о каких-то абстрактных нравственных идеалов.

Экономическую ситуацию можно характеризовать стремительным уходом государства из сферы экономики и социальной поддержки, причем это не случайная, а как бы заданная цель. В результате, большинство населения вынуждено само решать проблему индивидуального или семейного выживания.

И в этих условиях конкретный экономический интерес, экономическая эффективность будут всегда доминировать над нравственными и этическими критериями. Это закономерность нищающего общества, это этика людей, поставленных на грань выживания. Определенное влияние на морально-этические нормы оказывает также и колоссальный разрыв между бедностью и богатством, то противостояние, которое возникает между группами бедных и богатых. В России вообще специфическое отношение к богатству. Веками считалось, что богатство дает Бог, и поэтому в старой России помогать бедным означало соблюдать определенные нравственные устои, что это служение Богу. Сегодня значительно более распространенной позицией является представление, что богатство, скорее, от лукавого, оно наживается не в соответствии с деловой активностью или способностями, а либо в силу близости к власти, либо в силу нечестной игры.

Ещё одна существенная проблема сегодняшней экономики для России - «это нестабильность правил игры даже там, где они складываются. Это влияет и на богатых и на бедных, и на отраслевые и профессиональные группы, т.е. становится доминирующей формой».

Совокупность перечисленных факторов на уровне общества формирует систему норм, которая может быть оценена не как этическая, а как аморальная. Для неё характерны такие явления, как безответственность по отношению к субъектам права, к договаривающимся сторонам, определенная враждебность, склонность к силовым, а не к договорным способам решения проблем, ориентированность на быстрый результат с тем, чтобы получить доход, получить прибыль и затем просто закрыть дело. Это следствие нарушения системы стимулов, интересов, искаженной картины экономических целей. Однако на фоне этой общей системы норм, достаточно индивидуалистичной, а может быть и эгоистичной, формируется новая этика, которую можно определить как корпоративную этику на уровне отдельных предпринимательских и общественных структур и которая является надеждой на становление нормальных экономических отношений в России.

Похожие диссертации на Этика экономических отношений в социокультурном контексте современного российского предприятия