Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе Султанмуратов Ильгиз Замфирович

Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе
<
Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Султанмуратов Ильгиз Замфирович. Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.03 / Султанмуратов Ильгиз Замфирович; [Место защиты: Уфим. гос. авиац.-техн. ун-т].- Уфа, 2007.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/720

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические проблемы исследования социально демографического развития этносов 12

Глава II Основные тенденции социально-демографического развития башкир в период трансформации общественных отношений 61

Глава III Этническая идентичность как фактор социально-демографического развития башкирского населения 111

Заключение 136

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования вызвана ситуацией демографического кризиса, устойчивой депопуляции, в которой находится Россия. Воспроизводство населения любой страны находится в непосредственной зависимости от вопроизводства этносов ее населяющих. В современном мире почти нет стран с моноэтничным населением, поэтому при изучении демографических процессов в обществе необходимо учитывать этнокультурные факторы. Этносы могут различаться по типу вопроизводства, иметь различную динамику демографических процессов, отличаться уровнем социально-экономического развития, что в итоге сказывается на демографическом потенциале страны.

Отечественная обществоведческая наука характеризуется чрезвычайно малым количеством монографических работ по проблемам социально-демографического развития этносов. Все работы в основном написаны в рамках этнической демографии, методы которой не всегда позволяли выявить глубинные причины тех или иных этнодемографических процессов. Этому мешала и сильная идеологизированность национального вопроса в советском обществе, в котором был провозглашен курс на сближение народов, и позднее формирование отечественной этносоциологии как науки, которая обладает значительным потенциалом исследования социально-демографических проблем развития этносов. Гораздо больше внимание этим вопросам уделяли этнографы, которые в своих работах среди прочего изучали и репродуктивные особенности отдельных этносов, роль семьи, гендерные отношения, традиции многодетности и т.д.

Актуальность темы, ее научная и практическая значимость, необходимость максимально полного и комплексного рассмотрения этнической компоненты демографических процессов явились основанием для выбора ее в качестве темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Научные работы, раскрывающие некоторые аспекты исследумой темы, представлены в рамках общей демографии, этносоциологии, социологии семьи, этнографии.

Первые серьезные исследования этнодемографического характера появились лишь в начале прошлого столетия. Одной из значительных работ следует считать труд М.В. Птухи "Смертность 11 народностей Европейской России в конце XIX в." (Киев, 1928) В нем на основе данных первой всеобщей российской переписи населения 1897 г. показаны различия в уровне смертности разных этносов страны. В 1934 г. в Лондоне вышла работа польского антрополога и статистика Л. Кшивицкого "Примитивное общество и его демографическая статистика", в которой проанализированы процессы естественного воспроизводства у первобытных народов. Серьезные исследования, в том числе полевые, были проведены иностранными учеными А.Р. Карр-Саундерсом, К.С.Фордом, Ф. Лоримером, М.Нага, а в нашей стране – Л.Е. Дарским, В.И. Козловым, Г.А. Баткисом, А.И. Пика, В.Н. Архангельским, С.И. Бруком, В.Н. Кабузаном. Среди зарубежных ученых следует также отметить Р. Хилла, Дж. Блейка, К. Бека, К. Дэвиса и др., а среди отечественных - А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Вишневского, Б.Ц. Урланиса.

Значительный вклад в теорию этноса и изучение отдельных этнических аспектов жизни общества внесли зарубежные исследователи Б.Андерсон, Э.Геллнер, Ф.Барт, П. ван ден Берг, К. Гирц, Э.Смит, из отечественных следует отметить Ю.В.Бромлея, А.Г.Здравомыслова, В.А.Тишкова, Р.Г. Абдулатипова, на региональном уровне - Ф.С. Файзуллина, А.Я. Зарипова, Д.Ж. Валеева, Дж.М. Гилязетдинова, Р.М. Тухватуллина, Г.Т. Галиева, Р.И. Ирназарова. Для нашего исследования важны работы российских этносоциологов Л.М. Дробижевой, Г.У. Солдатовой, Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло.

Социально-демографическим развитием населения Республики Башкортостан занимались Р.Т. Насибуллин, межнациональными семьями - З.Л. Сизоненко, социально-демографической структурой - Р.А. Галин, проблемы рождаемости освещены Р.А. Булатовым, репродуктивного поведения - Я.В. Андрющенко и др. Философское понимание и социологический анализ этнической идентичности башкир даны в работах Ф.С. Файзуллина, А.Я. Зарипова, Р.Р. Асылгужина, процессы урбанизации башкирского этноса изучены М.Д. Киекбаевым, этносоциальную стратификацию башкир анализировал Р.И. Ирназаров, Р.М. Валиахметов рассмотрел представления и ценности башкир, значителен вклад в разработку общей концепции семьи и ее региональных особенностей, гендерных отношений Ф.Б. Бурхановой, Г.Ф. Хилажевой, башкирская молодежь была объектом изучения Т.Г. Мухтарова.

Некоторые аспекты социально-демографического развития башкир раскрыты в трудах ученых-этнографов С.Н. Руденко, Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова, историков А.З. Асфандиярова, Р.Н. Сулеймановой, М.В. Мурзабулатова, Г.А. Киньябаевой, М.М. Кульшарипова, Н.Н. Томашевской, М.В. Суриной, Р.З. Янгузина. Большую работу по изучению этностатистики региона и башкир провел Б.Х. Юлдашбаев.

Объектом диссертационного исследования является воспроизводство социально-демографической общности – башкирского этноса.

Предметом исследования выступает совокупность социальных процессов, детерминирующих тенденции воспроизводства башкир, определяемая как социально-демографическое развитие башкирского этноса

Основной целью диссертационного исследования является определение основных тенденций социально-демографического развития башкир.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

  1. Систематизировать теоретико-методологические подходы к рассмотрению этнических аспектов демографических процессов и изучению социально-демографического развития этнических общностей

  2. Обосновать необходимость социологического анализа социально-демографических процессов

  3. Определить на основе данных текущей статистики, переписей населения, социологических исследований основные социально-демографические характеристики башкирского этноса

  4. Выявить значение социальных факторов на развитие башкирского этноса как социально-демографической общности в современный период

  5. Раскрыть роль этнической идентичности в социально-демографическом развитии башкирского этноса

Методологические и теоретические основы исследования. Сложность проблемы обуславливает необходимость расширения методической базы исследования, сочетания методик и процедур, применяемых в социологии (анкетирование, интервью, контент-анализ прессы и пр.), с анализом демографических показателей и закономерностей, а также этнологического объяснения. При таком подходе социологические опросы и интервью дополняются объективными демографическими данными за разные периоды, этнологическими процедурами, позволяющими учитывать принцип историзма в социальных процессах и явлениях. Последний ориентирует исследователя на выявление единства и диалектической связи различных этапов развития башкир как социально-демографической общности, требует изучения ее в органической связи с общественным прогрессом. Конкретно-исторический подход к исследованию проблем урбанизации башкир предполагает изучение их как субъекта исторического процесса в изменяющихся условиях природно-естественной и социально-территориальной среды обитания.

Методологической основой диссертации является системный подход, позволяющий рассматривать объект исследования как целостность, как систему с иерархической структурой. Объект исследования представляет собой сложную и динамичную систему, органически взаимосвязанных трех аспектов –структурного, функционального и развития. Системное изучение башкирского этноса предполагает исследование его как составной части российского социума.

Полученные диссертантом выводы также основаны на применении диалектики как общеметодологического принципа научного познания, методологии и методики прикладной и этнической социологии, демографического анализа.

Эмпирической базой исследования являются:

- материалы демографических исследований;

- опубликованные материалы текущей статистики и данные переписей;

-результаты социологических исследований в Республике Башкортостан (в дальнейшем – РБ) и соседних регионах, в том числе, исследования, проведенного в 2004 году Центром изучения национальных и языковых отношений Академии наук Республики Башкортостан, с непосредственным участием диссертанта.

Генеральной совокупностью являлась учащаяся молодежь городов РБ. Исследование проводилось на основе многоступенчатой выборки репрезентативной по таким признакам как пол, возраст, национальность. Объем выборки составил 803 учащихся вузов и ссузов городов РБ. На первом этапе в основных социально-экономических зонах РБ были отобраны города – образовательные центры этих зон. На втором отбирались учебные заведения среднего и высшего образования в городе. На третьем отбирались учебные группы, в которых по списку с шагом 4 отбирались единицы наблюдения;

- результаты авторского социологического исследования диссертанта, проведенного в 2005-2007 гг. В качестве генеральной совокупности были выбраны люди, которые по долгу службы, научным или личным интересам, в той или иной мере занимаются проблемами воспроизводства населения, в общем плане, и башкир, в частности, ведут статистический учет и анализ демографических процессов, исследуют этнические и демографические проблемы населения, ведут общественную деятельность в рамках национально-культурных и иных объединений, выступают в печати по проблемам депопуляции, кризиса семьи и т.д. – мы назвали их «экспертами». Репрезентативность достигалась путем отбора экспертов из городов и районов основных социально-экономических зон РБ, при поиске экспертов также использовался метод «снежного кома», когда эксперты сами называли людей, подходящих для выборки. Часть экспертов (95 человек) была опрошена в ходе неформализованных интервью, мнения оставшихся были выявлены методом неформализованного контент-анализа публикаций в республиканской прессе за 2005-2006 гг. (газета «Республика Башкортостан» на рус. языке, газета «Вечерняя Уфа» на баш. языке, журнал «Дочь Башкортостана» на баш. языке). Всего было выявлено мнение 150 человек (86 женщин и 64 мужчины), которых можно сгруппировать в три пропорционально представленные (по 50 человек) категории (названия и деление также условно):

- «эксперты-профессионалы», которые повседневно занимаются вопросами воспроизводства населения на различных уровнях (служащие Башкортостанстата (Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ), органов ЗАГС, врачи)

- «эксперты-ученые», объектом исследования которых являются демографические и этносоциальные процессы в обществе, проблемы воспроизводства этносов, их всестороннего развития

- «эксперты-энтузиасты» – это общественные деятели, журналисты, депутаты представительных органов государственной власти, активисты национально-культурных и иных объединений, которые обеспокоены демографической ситуацией, положением башкирского этноса, здоровьем населения и т.д.

В результате исследования теоретических разработок по проблемам социального, демографического, этнокультурного развития башкирского этноса и анализа эмпирического материала, отражающего различные аспекты этих процессов, мы получили следующие результаты, содержащие, на наш взгляд, элементы научной новизны:

1) обоснована необходимость использования социологических методов и методологии для изучения влияния социальных факторов на демографическое развитие этнических общностей;

2) уточнено понятие «социально-демографическое развитие» с учетом его использования для изучения этнических общностей и межэтнических отношений;

3) выявлены основные современные социально-демографические характеристики башкирского этноса;

4) определены основные тенденции социально-демографического развития башкир как социальной общности и факторы, воздействующие на этот процесс;

5) раскрыта важная роль этнической идентичности для социально-демографического развития башкирского этноса, выявлены основные функции этнической идентичности как детерминирующего фактора этнодемографических и этносоциальных процессов

Теоретическая значимость исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования позволяют рассмотреть этнические факторы демографических процессов в обществе, внимание к которым было незначительно. В работе содержатся теоретический и практический материал для дальнейших исследований взаимосвязи этносоциальных и демографических явлений и процессов, а, в конечном итоге, поиска пути выхода страны из демографического кризиса.

Практическая значимость исследования. Выводы и практические разработки, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы при подготовке переписей населения, изучении этносоциальной структуры общества, в рамках преподавания обществоведческих дисциплин на гуманитарных факультетах вузов.

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты и выводы исследования отражены в 23 публикациях и прошли апробацию на международных, всеросийских и межрегиональных конференциях, среди которых: Всероссийская научно-практическая конференция «XV Уральские социологические чтения «Возрождение России: общество – управление – культура – молодежь»» (Екатеринбург, 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Демографическое развитие России в XXI веке: стратегический выбор и механизмы осуществления» (Москва, 2006), Международная научно-практическая конференция «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), VII Конгресс этнографов и антропологов России (Саранск, 2007) и др. Также диссертант принял участие в разработке проекта Государственной программы РБ «Башкиры Росийской Федерации» на 2008-2017 гг. раздел 2.4 «Создание условий для социально-демографического развития башкир РФ», участвовал в реализации государственных научно-технических программ РБ и проекта РГНФ № 07-03-84302 а/у.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Теоретико-методологические проблемы исследования социально демографического развития этносов

Первые ученые-демографы понимали предмет науки широко. Для целей нашего исследования необходимо привести характерное для такого понимания определение, данное Жаком Бертийоном в 1880 г., оно включает в себя перечисление тех вопросов, изучением которых занимаются в наше время ряд наук и научных дисциплин: «Демография занимается изучением коллективной жизни. Цель ее состоит в изучении причин, в силу которых общества развиваются, восстанавливаются и в конце концов приходят в упадок и погибают. Она рассматривает как физический, так и нравственный склад каждого народа; рассматривает, какие занятия доставляют ему средства в жизни; она исследует, как и почему люди вступают в брак, в каком количестве они размножаются и как воспитывают своих детей и пр. Она указывает, наконец, при каких обстоятельствах, при каком возрасте и в силу каких причин люди умирают».1 Как видно из определения, уже в то время ученого интересовали различия демографических процессов у народов, влияние социально-экономических и культурных факторов на них, процессы не только демографического, но и культурного воспроизводства (как воспитывают детей), исследуя которые можно прийти к выявлению общих закономерностей.

К нашему времени сформировалось более узкое и точное определение предмета демографии, а именно - законы естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Этническая демография занимается изучением этнического состава населения различных территорий, динамики численности народов (вместе с анализом факторов, влияющих на нее), особенностей естественного воспроизводства разных этносов.1 Мы придерживаемся приведенного выше определения предмета этнической демографии, которое во многом пересекается с предметом этнографии и этнологии. По поводу последних мы стоим на позиции рассмотрения этнографии как описательного уровня исследований этнических общностей, а этнологии как теоретической, обобщающей науки об этносах и этнических процессах.

На первоначальном этапе диссертационного исследования перед нами стояла задача определения соотношения этнологии и демографии. По рассуждению этнодемографа А.И. Пика, «...в последние десятилетия внимание демографов все более привлекает углубленное изучение общественных, социокультурных факторов воспроизводства населения. Это вызвано острыми практическими региональными и глобальными проблемами - "демографический взрыв", "угроза депопуляции" и др. Решение этих проблем может идти только "через человека", путем воздействия на его жизненные взгляды, ориентации, поведение, с целью корректировки их в оптимальном для социально-демографических целей направлении. Акцент исследовательских проектов все заметнее перемешается с традиционного установления и уточнения количественных характеристик "естественного движения" на проникновение в сущность "демографического поведения" людей. Это предполагает новые, более благоприятные перспективы для совместной работы этнографов и демографов на стыке наук, причем "стык" здесь будет более уравновешенным. Ведь изучение наблюдаемого поведения людей, а также социокультурных регуляторов поведения (обычаи, обряды, культурные стереотипы, предписания, табу) в традиционных и современных обществах это привычная работа для этнографа».

Следует добавить к словам ученого, что этнологу при изучении современных обществ не обойтись без знания социологических теорий.

Социология, будучи сама достаточно молодой наукой, обладает, тем не менее, значительным, на наш взгляд, интегрирующим потенциалом для комплексного исследования социально-демографического развития этноса. Несмотря на то, что в фундаментальных работах по демографии встречаются определенные попытки объяснения развития демографических процессов социальными и другого рода причинами, нельзя не согласиться с мнением Р.А. Булатова, что «демография - это наука, прежде всего фактическая, создание теоретического корпуса которого предварялось длительной закладкой мощного эмпирического фундамента». 1 Вышеупомянутый этнодемограф А.И. Пика предлагает изучать в первую очередь демографическое поведение в рамках традиционных и современных этнических культур. «Основная задача таких исследований, - пишет исследователь, - установить наличие этностереотипов в таких важных аспектах жизни семьи и общества как, например, выбор брачного партнера, вступление в брак, предпочтение пола ребенка, желаемое число детей, контрацепция, аборт, лактация и др. Важно также выявить, почему такие этностереотипы сформировались и причины их устойчивости». В таком своем понимании опытный этнодемограф перешел за рубежи своей научной дисциплины и зашел в предметное поле социологии.

Основные тенденции социально-демографического развития башкир в период трансформации общественных отношений

Политические факторы смертности этносов стали одними из главных причин множества, известных в истории человечества, фактов резкого сокращения численности, исчезновения целых народов. К ним можно отнести (в скобках - наиболее яркие примеры): - войны (потери народов СССР в результате Второй мировой войны) - колонизация (индейцы Северной и Южной Америки, работорговля и жестокая эксплуатация рабов, полное исчезновение многих народов из-за болезней, принесенных колонизаторами) - межнациональные конфликты, геноцид (резня армян турками и курдами в 1915 г., геноцид фашистами евреев и цыган) - репрессии против народов (депортация народов в СССР) Так же как при анализе факторов, влияющих на рождаемость, при изучении факторов, воздействующих на смертность, следует учитывать, что они действуют не изолированно друг от друга, а в совокупности, "накладываясь" один на другой. Например, в военное время обычно учащаются эпидемии, т.е. политический фактор сопрягается с природно-биологическим. С другой стороны, роль последнего фактора несколько снижается по мере совершенствования здравоохранения, развитие которого, в свою очередь, зависит от общего культурного и экономического состояния страны.

В современном обществе все больше возрастает роль самосохранительного поведения, которое в основном сформировалось в рамках этнических культур, но в процессе интеграции и развития человечества оформились в специализированные сферы - гигиену, медицину, физкультуру, здоровый образ жизни, психологию. Тем не менее, следует констатировать, что этнические особенности самосохранительного поведения продолжают существовать и в современном мире. Баня и сауна, например, распространена во всех развитых странах, даже там где не существовало ее аналога в местной культуре, но традиции мытья в бане различаются у народов, и если где то мытье в бане или сауна - это отдых, то во многих районах с суровым климатом - это необходимость. В последнеее время возрос интерес простых людей и врачей к народной медицине, которая всегда носит выраженный этнический характер. Этнические традиции физической активности человека также оказывают существенное влияние на самосохранительное поведение человека.

Как отмечает социолог А.И. Антонов: «Ценность долголетнего существования человека формируется культурной преемственностью и общественной жизнью (на основе реальных возможностей достижения этого идеала большинством населения) и может служить критерием благополучия общества... В XX веке продолжительность жизни человека все в большей степени начинает зависеть не от наследственности и эффективности здравоохранения, а от усилий самого человека, его образа жизни».1 Роль социального фактора формирования установок на долгую жизнь хорошо видна при иследовании дискурса самоубийства в традиционном и современном обществе. В традиционном обществе самоубийство являетя для людей самым последним шагом в безвыходной ситуации, т.к. большинство традиционных культур резко отрицательно относятся к суициду, к ним добавляются и религии с их законами и постулатами. Например, в традиционном башкирском обществе калымная система выкупа невесты служила причиной браков между богатым стариком и бедной девушкой без согласия последней. Иногда девушка не выдержав позора кончала жизнь самоубийством (эти случаи нашли свое отражение в топонимике, фольклоре, как то: скала Инсебика, с которой бросилась одноименная девушка, омут Рахиля на р. Уршак), для нее это был последний шаг отчаяния. В современном же обществе сильна тенденция обесценивания жизни как своей, так и чужой. Когда покончил самоубийством один из исполнителей популярной молодежной группы, его примеру последовали ряд поклонниц, сочтя что жить дальше не стоит. Возрастает число так называемых демонстрационных суицидов, когда человек таким образом обращает на себя внимание. Парадокс современного общества заключен в том, что на фоне интенсификации информационных связей, расширения возможностей общения происходит отчуждение общества от человека, он остается один на один со своими проблемами и в результате у него могут возникнуть суицидальные настроения и поступки. В данном аспекте, на наш взгляд, приобщенность человека к этнической культуре, в том числе к представлениям о ценности жизни, является одним из факторов защиты личности в дегуманизирующемся обществе.

Этническая идентичность как фактор социально-демографического развития башкирского населения

Городская башкирская семья в основном двухдетная, в селе значителен процент трехдетных и многодетных семей (см. таблицу 12). Для сельской семьи наиболее актуальными остаются проблемы социально-экономического характера (безработица, низкий уровнь жизни и неблагоприятный социальный климат), которые существенным образом оказывают влияние на демографические процессы, на качество новых поколений, процессы в духовной сфере. Городская башкирская семья объективно находится в более лучшем положении в экономическом плане, чем сельская. Однако стратификация башкир в городах также носит не достаточно развитый характер: чрезвычайна мала предсталенность этноса в новейших и перспективных отраслях экономики, финасовой сфере, в высокотехнологичной промышленности. Тем самым, по сравнению с другими крупными этносами традиционного совоместного проживания (русскими, татарами) у башкир значительно ниже уровень жизни, о чем дополнительно свидетельствуют и представления самих башкир (автостереотипы), а значит и меньше возможностей для развития человеческого потенциала этноса. Уже в первом поколении городские башкиры подвергаются воздействию урбанизированных образцов культуры, которые одним из первых затрагивают сферу семейно-брачных отношений и демографического поведения. Основную проблему духовной сферы современной семьи можно охарактеризовать словами Ю.В. Васильчука о том, что «на смену семье как коллективной личности... приходит семейный коллектив индивидуализированных личностей

1 Индивидуализация предшествует деэтнизации, утрате городскими башкирами основных этнических признаков и норм этнической культуры. Эти процессы начали распространяться и на сельское население в той степени, в какой урбанизируется социальное пространство села.

2) Несмотря на более благоприятные демографические показатели у башкир, по сравнению с общероссийскими, увеличивается нестабильность башкирской семьи, выражающаяся в росте количества разводов, неполных семей, незарегистрированных форм сожительства. Исследование одиноких матерей-башкирок показало невозможность в их ситуации дать полноценное воспитание и образование детям, обеспечить приемлемый уровнь жизни, социально-психологическую защиту. На селе велика разводимость по причине алкоголизма мужа, который затем не в состоянии выплачивать алименты. Даже в районах в преобладающим башкирским населением отмечается тенденция роста внебрачной рождаемости, что является признаком кризиса башкирской семьи.

Другая проблема - тендерного плана, а именно высокая доля одиноких мужчин на селе и трудность поиска брачного партнера для башкирок в городе. Половая ассиметрия в социальной структуре этноса существенно понижает демографический потенциал башкир. Как и во всей стране, велика смерность мужчин в трудоспособном и брачном возрасте, что усиливает нагрузку на женщин, их одиночество.

3) Негативным фактором современных этнодемографических процессов является продолжающийся рост межнациональных браков у башкир. Межнациональные браки, с одной стороны, являясь показателем процессов межэтнической интеграции, высокого уровня толерантности; с другой стороны, объективно способствуют ассимилиции башкир, так как в подаляющем большинстве случаев, по результатам социологических исследований, «молодые башкиры, один из родителей, которых является представителем другой национальности, этнически хуже социализированы, чем их сверстники, чьи родители оба башкиры», усиливается действие феномена этнической маргинальности.1

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что основным институтом, в котором происходит воспроизводство этноса является семья. Подводя итоги второй главы диссертаионного исследования, необходимо отметить, что воспроизводственный потенциал современной башкирской семьи во многом находится под влиянием тех же факторов, что и среднероссийская семья. Кризис современной семьи связан в первую очередь с изменением ценностных ориентиров людей. XX век уникален масштабом проведенных социальных экспериментов, в течение нескольких десятилетий населению целой страны навязывались идеи, которые были разработаны группой идеологов, произошла массовая подмена проверенных временем духовных ориентиров, выработанных народом на основе исторического опыта, на новые внеэтнические ценности. Как известно, когда после Второй мировой войны специалистами новой международной организации ООН стала готовиться Декларация прав и свобод человека, ведущие ученые Американской антропологической ассоциации выступили против принятия этого документа, аргументируя свое решение невозможностью определения общечеловеческих критериев прав и свобод из-за различного понимания их этносами и культурами мира в различных уголках планеты.

Во всем мире распространение кризисных тенденций в сфере семьи и брака связано на наш взгляд не только с экономической глобализацией, но в первую очередь с распространением внеэтнической массовой культуры, культуры потребления и индивидуализма, идущей под лозунгами развития человеческих прав и свобод. Экономическое отчуждение сменилось отчуждением социальным, когда человек видит в другом человеке только средство, но не цель, что ведет к осознанию одиночества человеком Уже

Мухтаров Т.Г. Башкирская молодежь в современном городе: этническая социализация (анализ результатов этносоциологического опроса). - Уфа, 2002. - С. 38; Султанмуратов И.З. Национально-смешанные браки и языковая идентичность башкир //Языковая политика и языковое строительство в Республике Башкортостан. - Уфа, 2005. - С.26-29

Рене Декарт говорил, что если хочешь одиночества - езжай в большой город. В. А. Кутырев так осмысливает эту тенденцию: «Капиталистическая общественно-экономическая формация переросла в формацию, истиной функционирования и идеологией которой является экономизм. Экономизм -это когда через призму рентабельности рассматривается практически все, что существует... экономизм - социально институциализированный эгоизм». Действительно, в современных развитых обществах все более нарастает стремление людей жить только для себя, здесь и сейчас. В системе ценностей семья заменяется сожительством с целью удовлетворения потребности в общении различного рода, дети исключаются как помеха, родственные связи заменяются развитой сетью друзей, знакомых.

Последним рубежом противостояния этой глобальной тенденции являются этносы и этнические культуры. Семья как социальный институт развит у этнической общности, имеет свои особенности и существует в естественной форме. По мере утраты и ослабления, под воздействием многих причин, собственно этнических свойств происходит и ослабление защиты общности от воздействия идеологии экономизма.

Похожие диссертации на Социально-демографическое развитие башкирского населения на современном этапе