Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Кулахмедова Елена Михайловна

Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре
<
Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулахмедова Елена Михайловна. Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Кулахмедова Елена Михайловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2008. - 125 с. РГБ ОД, 61:08-9/3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурные и эстетические предпосылки возникновения массового искусства

1.1. Особенности новой эстетики индустриального города 14

1.2. Возникновение массового искусства как феномена индустриальной среды новейшего времени 40

Глава 2. Соотношение классического и массового искусства в контексте современной городской цивилизации

2.1. Полисемантизм как отличительная особенность художественно-образного выражения в классическом искусстве 52

2.2. Отличительные особенности художественного образа в массовом искусстве 80

Заключение 110

Список литературы

Введение к работе

Постановка проблемы и ее актуальность

Состояние духовной жизни общества является одной из важнейших проблем культуры. Человек, лишенный духовных основ, не может состояться как подлинно творческий и гуманистически мыслящий. Искусство - возможно, главный «инструмент», с помощью которого культура реализует свои функции.

Искусство, будучи одной из основных категорий эстетической науки, также и ведущий «генератор» эстетических ценностей.

В обыденном сознании искусство ассоциируется с деятельностью, требующей определенного умения и специальных знаний (что близко к-пониманию этого феномена в античном мире). Вместе с тем в среде эстетиков начиная со второй половины XX века стали нередки разговоры о «конце» искусства, о его «смерти» (в привычном классическом понимании).

С точки зрения витальных потребностей искусство - практически бесполезная область. Но оно дает человеку духовные ориентиры и идеалы, является стимулом для его самосовершенствования. Занятие художественной деятельностью, равно как и ее восприятие, как ничто другое, позволяет ощутить в себе и реализовать творческое, духовное начало.

Современная социокультурная ситуация способствует размышлениям о нужности искусства, о том, является ли оно предметом первой необходимости? «Зачем нам нужно искусство. Тут хлеба нет, а мы с вами стишки пишем. Но если мы не будем писать стишков, то хлеба никогда не будет, - писал Ю.М. Лотман, - Только потому он, может, и будет, что мы не хлебом единым живем».1 Если отсутствует фундамент, который формируют культура, искусство, человек превращается в существо, отвыкающее думать,

1 Лотман. Ю.М. На пороге непредсказуемого// Человек. - 1993. - № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

4 бессмысленно сидящее перед телевизором - таково мнение Патрика Эбишера, руководителя одного из крупнейших технических ВУЗов Швейцарии.

Исследования на тему, что есть искусство как эстетический феномен, каковы его критерии, не новы в эстетической науке, однако в каждый период времени возникает необходимость в обобщении и уточнении этого знания.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена как потребностями , эстетической теории, так и особенностями ситуации, характерной для сегодняшней художественной практики, поскольку в культурной повседневности основное место отводится тому виду искусства, которое называется массовым. Идентифицировать массовое искусство (провести своего рода эстетическое «опознание»), определить его место и статус - проблемному освещению данного вопроса и посвящено диссертационное исследование.

Массовое искусство проявило себя в качестве востребованного феномена, не только выражающего особенность эстетического сознания современности, но и порождающего собой ряд вопросов открытого характера.

В условиях современной городской среды человек чувствует себя иначе, чем 100 и тем более 200 лет назад. Новая эстетика городской цивилизации порождает человека, искусство которого тесно переплетается с массовой культурой. В настоящее время, когда СМИ играют решающую роль в распространении ценностей и образа мыслей, когда процессы информатизации, глобализации стали, по сути, необратимыми, массовое искусство становится одним из мощнейших механизмов воздействия на людей вплоть до манипулирования их ценностными установками и оценками.

Представляется важным отметить и такую особенность духовного состояния современного общества, как духовный инфантилизм. Этот инфантилизм делает человека внушаемым, лишенным самостоятельности суждений, не имеющим четкого представления об идеале. Классическое

2 См. О России с любовью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Загл. с экрана.

5 искусство формировало идеал как высшую, объединяющую цель, ради которой живет человек, стойко перенося все трудности и лишения. В отличие от него, массовое искусство создает особый мир, в котором и авторы, и зрители зачастую живут безотносительно к «образцу образцового» (Л.Н. Столович). Отсутствие такого идеала приводит к измельчанию душ: «Когда тело покидает душа, это всем видно, все скорбят, рядятся в траур. Когда человека покидает духовность, окружающие на венок не сбрасываются, они открывают новый роман Марининой или усаживаются перед телевизором<...> Духовность покидает людей тихо, но навсегда».3 Духовное оскудение свершается незаметно, но последствия его серьезны.

Отметим также, что массовое искусство, будучи феноменом современной культуры, уже не одно десятилетие воспринимается как тема дискуссионная, интересная и, безусловно, актуальная.

Степень разработанности проблемы

Искусство (и массовое искусство) относятся к разряду основных объектов исследования во многих сферах знания и особенно в эстетической науке. Следует отметить, что в диссертационном исследовании автор опирается на труды ученых Европы и США, поэтому будет дан обзор разработанности данной проблематики только в русле европейской и американской эстетической мысли.

Искусство всегда находилось в сфере интересов крупнейших ученых; уже в античный период началась разработка вопросов теории искусства. Гераклит, Платон, Аристотель, Сенека, Плотин с различных позиций стремились осмыслить природу искусства, его основные принципы. Античной эстетике принадлежит заслуга в создании теории мимесиса и учения о катарсисе, обозначившего суть эстетического воздействия искусства на человека.

Средневековая эстетика, во многом связанная с теологией, в течение десяти веков занималась теоретической разработкой сакрального образа

Нуйкин А. Девятый вал массовой культуры/АПитературная газета. - 2005. — 12 октября.

(иконы), а в качестве ведущей категории обосновывала категорию возвышенного (Тертуллиан, Фома Аквинский).

В период Возрождения, в первую очередь итальянского, происходит теоретическое обоснование выделения искусств в отдельный класс. Искусство начинают отличать от науки и ремесла и усматривают в качестве его сущности эстетическую специфику и связь его креативной природы с проблемами гуманизма (Альберти, Леонардо, Микеланджело).

Во времена французского Просвещения внимание эстетической науки в основном было уделено исследованию социальной роли искусства и гносеологической природы творчества (Вольтер, Дидро, Монтескье); заслуживает внимания и критическая позиция Руссо в отношении искусства.

Г. Гегель, И. Кант, как и остальные представители немецкой классической эстетики, внесли большой вклад в изучение эстетических категорий, в разработку самого понятия «эстетическое». Гегель первым в современном виде обозначил проблему художественного образа, именно он увидел в образе специфику искусства. Данное обстоятельство является весьма важным для нашего исследования. По сути, с этого момента начался анализ искусства как художественно-образного мышления.

В дальнейшем весомый вклад в развитие теории искусства внесли Т. Адорно, Г. Гадамер, М. Хайдеггер. В XX веке с развитием точных и естественных наук стали предприниматься попытки подойти к изучению искусства с позиций данных наук; это свелось к тому, что не рассматривалось сущностное, эстетическое ядро. Данное обстоятельство, в свою очередь, привело, в определенной степени, к размыванию границ искусства как художественно-эстетического феномена.

Отметим, что теоретическими проблемами искусства занимались не только теоретики искусства, но и практики. Вклад живописцев, литераторов, музыкантов, режиссеров в эстетику был довольно значительным (одним из ярких свидетельств этому является опыт Серебряного века). Тенденция

7 обращения деятелей искусства к вопросам эстетической теории актуальна и сегодня: в книгах, статьях, интервью многих из них большое внимание уделяется проблемам образного мышления и воплощения эстетических категорий, а также критериям художественной правды.

Говоря о вкладе в эстетическую науку отечественных ученых, отметим имя В.Г. Белинского, продолжившего в своих трудах осмысление категории художественного образа, а также ряд эстетических идей А.А. Григорьева, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, Н.Г. Чернышевского.

М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман посвятили немало работ исследованию художественного творчества, раскрытию феномена художественного образа в онтологическом и семиотическом аспектах. Нельзя не назвать имен выдающихся ученых Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета; один из наиболее значительных вкладов в разработку проблем специфики художественного языка и художественного образа внесли А.А. Потебня и представители харьковской лингвистической школы.

Надо отметить, что современная отечественная эстетика достаточно активно занималась теорией художественного образа, раскрывая с его помощью природу искусства. З.Г. Апресян, М.Н. Афасижев, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, В.В. Ванслов, Е.В. Волкова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.В. Разумный, Л.Н. Столович и др. - в трудах этих ученых продолжилось изучение искусства как эстетического феномена.

Начало изучению массового искусства было положено работами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера. Отметим также, что феномен массового искусства смог привлечь внимание к себе не только со стороны эстетиков, но и специалистов сопряженных научных дисциплин (искусствознания, семиотики, психологии, социологии и т.д.). Назовем в качестве примера имя выдающегося психолога Л.С. Выготского, создавшего фундаментальный труд «Психология искусства» (1930).

8 Становление массового искусства многие исследователи связывают с возникновением массового общества (Т. Адорно, X. Ортега-и-Гассет, О.Шпенглер). Заметим, что многие ученые предпринимали анализ феномена массового искусства в контексте индустриального и постиндустриального обществ, акцентируя внимание на связи массового искусства (и массовой культуры в целом) со средствами тиражирования и коммуникационными технологиями (Т. Адорно, Д. Белл, А. Моль, Г. Тард, Э. Фромм, М. Хоркхаймер, Э. Шиллз, У. Эко, К. Ясперс).

В исследованиях массового искусства (и массовой культуры в целом) можно проследить следующие тенденции: назовем их критической и апологетической. Так, начиная с 50-х годов XX века массовое искусство понимается как воплощение духовной несвободы, примитивизации, ориентации на потребительский характер общества (Г. Маркузе, Э. Морен, Д. Рисмен, Э. Фромм, отечественные исследователи А.В. Кукаркин, В.П. Шестаков). Апологетическая линия обращается к способности массового искусства приобщить к эстетическим и идейным ценностям широкий круг потенциальных зрителей; объявляется важной и нужной тождественность ценностей массового искусства и потребностей людей (М. Мак-Люэн, Т. Парсонс).

При этом практически все без исключения исследователи отмечали и отмечают значительное воздействие, оказываемое массовым искусством на жизнь общества.

Среди исследователей феномена массового искусства в отечественной науке назовем имена Г.К. Ашина, А.А. Гениса, В.Л. Глазычева, Н.М. Зоркой, С.Я. Кагарлицкой, Е.Н. Карцевой, А.В. Костиной, А.В. Кукаркина, Г.И. Марковой, А.П. Мидлера, А.А. Пелипенко, К.Э. Разлогова, В.А. Семенова, Е.П. Смольской, А.Я. Флиера, Т.В. Чередниченко, В.П. Шестакова.

В нашем исследовании мы обращаем особое внимание на генезис массового искусства в контексте индустриальной цивилизации; проводим исследование массового искусства через анализ свойств его художественного

9 образа. Интерес к вышеназванным аспектам рассматриваемого явления и все возрастающая актуальность массового искусства обусловили наше обращение к данному феномену.

Анализ различных сторон массового искусства является на сегодняшний день востребованной исследовательской проблемой и, думается, будет оставаться таковой в будущем.

Объектом исследования является искусство как эстетический феномен.

Предметом исследования является возникновение и бытование массового искусства в пространстве индустриальной цивилизации.

Цель исследования заключается в идентификации массового искусства, выявлении его специфики, определении статуса и места в современной художественной культуре.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

выявить сущностные характеристики городской культуры и проанализировать отличия эстетики индустриального города на рубеже XIX-XX столетий от эстетики городской культуры предыдущих исторических периодов;

- проанализировать влияние на специфику художественного сознания
городской индустриальной цивилизации рубежа XIX-XX веков;

определить доминантные предпосылки, способствующие формированию массового искусства;

- интерпретировать свойства художественного образа применительно к
классическому и массовому искусствам;

выявить общие черты и существенные отличия между классическим и массовым искусством;

обозначить статус массового искусства в современной художественной культуре.

Кроме того, автор считает необходимым заметить, что разводимые им понятия «искусство классическое» и «искусство массовое» связаны с необходимостью преодоления методологической расплывчатости в определении сущностных черт последнего.

Методы исследования

В ходе написания работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, типологического описания рассматриваемого явления. Аксиологический метод, позволяющий раскрыть ценностные ориентиры, задаваемые личности искусством, занимает в исследовании одно из ведущих мест. Также используется конкретно-исторический анализ, описание конкретных фактов с их последующим теоретическим осмыслением. При изучении массового искусства проведено сопоставление философско-эстетических, культурологических, искусствоведческих, психологических аспектов данного явления.

Методологические принципы исследования

Исследование построено в соответствии с принципом историзма. В целях осмысления проблематики диссертационного исследования автор опирается на философско-эстетическую литературу; использованы классическая концепция массового общества Г. Лебона, положения и выводы эстетической теории романтизма. Одним из методологических оснований исследования являются теории индустриального общества Э. Фромма, К. Ясперса. Значимую базу данного исследования составляют эстетические идеи Л.С. Выготского, Ю.М. Лотмана, Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета. При анализе категории художественного образа использованы элементы семиотического подхода. Исследование данной категории в нашей работе основано на учении А.А. Потебни и представителей харьковской лингвистической школы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

уточнены доминантные предпосылки, способствующие формированию массового искусства на рубеже XIX-XX веков (социокультурные реалии и эстетика индустриального города);

проведен анализ семантических характеристик художественного образа в классическом и массовом искусстве (художественный образ как единство знака, представления и значения);

- разведены сущностные характеристики классического и массового
искусств. Классическое искусство представлено как полисемантичное
художественно-образное выражение, в отличие от моносемантичного
массового искусства;

- даны определения классического и массового искусства, отвечающие
заявленной концепции исследования;

- в соответствии с заявленной концепцией исследования также
представлена общая дефиниция искусства, удовлетворяющая как классической,
так и массовой его формам.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Социокультурные реалии и эстетика индустриального города на рубеже XIX-XX веков являются доминантным фактором формирования массового искусства. Эстетика индустриального города конца XIX - начала XX века имеет отличия от эстетики городской культуры предыдущих исторических периодов. Для эстетики индустриального города характерны искусственность, разрыв естественной связи с природой, механистичность действий и мышления, интенсивное освоение пространства и времени. Напряженность трудовой среды в условиях мегаполиса, наличие досуга с его определенными потребностями, разрыв между психологическими и социальными ритмами требуют психологической разрядки, предлагаемой массовым искусством.

  1. Эстетика поп-арта (и комикс как одна из его основных жанровых форм), стремящаяся сделать искусство привлекательной формой досуговой жизни и понятным как можно большей части реципиентов, способствовала дальнейшему расцвету массового искусства.

  2. Художественный образ в классическом искусстве отличен от художественного образа массового искусства. Художественный образ классического искусства полисемантичен (многозначен).

  3. Художественный образ массового искусства — моносемантичен (однозначен). Граница между классическим и массовым искусством лежит в области художественно-образного выражения.

  4. Массовое искусство является «формульным» повествованием (Д. Кавелти), отличающимся высокой степенью стандартизации, стереотипизации, «эффектом узнаваемости» и доминирующей ориентацией на развлечение.

  5. Шоу - основная форма воплощения художественного образа в массовом искусстве, основанном на приоритетности визуального восприятия. Серийный формат (сериальность) отличает подавляющее большинство художественных произведений массового искусства.

  6. Современная художественная культура носит конвейерно-рыночный характер. Финансовая состоятельность (окупаемость) является одним из основных требований, предъявляемых к художественной продукции.

  7. Продукты массового искусства в современной культурной реальности занимают доминирующее положение, привлекая аудиторию своей зрелищно-развлекательной формой. Образцы же классического искусства приобретают статус «музейной ценности».

Теоретическая значимость исследования связана в первую очередь с его научной новизной и состоит в проведенном анализе семантических характеристик художественного образа и в выявленном различии в художественно-образном выражении классического и массового искусств.

13
Практическая значимость работы состоит в том, что
результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей
разработке проблем массового искусства. Применение материалов
диссертационной работы возможно при подготовке учебных пособий
философско-эстетической, культурологической направленности.

Теоретические обобщения и выводы, отдельные фрагменты диссертации могут быть использованы в качестве лекционного материала в процессе преподавания курса эстетики и смежных дисциплин (теории искусства, истории театра, истории изобразительного искусства, теории культуры). Апробация работы

Диссертация прошла предварительную экспертизу на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств 8 июня 2007 года и была рекомендована к защите. Протокол заседания кафедры № 9.

Различные аспекты исследуемой темы освещались автором в выступлениях на следующих научных конференциях:

- Научно-практическая конференция молодых ученых «Современная
культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (МГУКИ, 20-
21 апреля 2000 г.);

- Международная научно-практическая конференция молодых ученых 13-
14 декабря 2006 г.

- Международная научная конференция «Культура в контексте
гуманитарного знания» (К 40-летию кафедры теории культуры, этики и
эстетики) (МГУКИ, 27 марта 2007 г.).

Особенности новой эстетики индустриального города

Бесспорно, что генезис любого явления имеет большое значение для понимания его сути. Художественное подтверждение этой мысли можно найти во многих произведениях искусства. Так А. де Сент-Экзюпери словами одного из героев «Маленького принца» говорил о том, что все мы родом из детства.4

Вместе с тем, определение четких временных границ не всегда оказывается легко выполнимой задачей: исследователям часто приходится довольствоваться условными датами и цифрами.

Истоки массового искусства можно искать и в относительно давнем прошлом, увидев, к примеру, его предтечу в так называемых европейских романах XVII в. для широкой публики, бывших для своих читателей средством отвлечения. Также возможно считать массовое искусство явлением, начало которому было положено в XX столетии.5 Вместе с тем наше исследование будет основываться на концепциях, связывающих возникновение массового искусства с индустриальным обществом (Т. Адорно, Д. Белл, Э. Фромм, К. Ясперс и др.).

Индустриальный город рубежа ХІХ-ХХ веков - «колыбель» массового искусства.

Возникновение городов - один из важнейших этапов в развитии человечества; нас. Процесс урбанизации, начавшись в XIX столетии, стал неотъемлемой чертой времени; урбанизация же непосредственно связана с развитием индустриальной цивилизации.

Возникло такое явление как «промышленные города», которые самим фактом своего появления на свет обязаны существованию промышленного предприятия. Соответственно, и вся жизнь их жителей подчинялась заводскому ритму. XIX век - это эпоха образования монополий и международных картелей; эпоха промышленных революций, выведших страны Европы и США на путь индустриализации. В это время город продолжает концентрировать в себе основные силы общества (творческие, экономические и пр.). Бывшие деревенские жители пришли в города, движимые желанием начать новую лучшую жизнь. Город второй половины XIX столетия - город крупной промышленности и предпринимательства, застроенный банковскими учреждениями, доходными домами, богатыми особняками и трущобами. Следует отметить, что начавшееся заметное изменение экономических,, политических, общественных условий привело к изменению восприятия человеком мира и своего места в нем. Философы, поэты, художники отнеслись к наступлению перемен с тревогой. Ожидание гибели, идеи «конца света», крушения культуры — такие" настроения на рубеже веков были довольно ощутимы. А. Вебер, Ф. Ницше, О. Шпенглер писали о приближающейся катастрофе, закате существующего миропорядка. «Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе», - предсказывал Ницше в своем труде «Воля к власти».6 Одна из причин такого пессимистичного мироощущения - проявившееся стремление к господству над природой и прогресс техники, за которыми не поспевали ни нравственное развитие человека, ни его социальное самосознание.

Начиная с 1850-х годов, происходит постепенное формирование новой цивилизации, которую можно охарактеризовать как городскую, индустриальную (промышленную).

Образ жизни в мегаполисе, естественно, отличен от жизни в городах предыдущих исторических периодов. Так, в античном, средневековом городе еще не была потеряна естественная связь с окружающей природной средой, как это случилось в дальнейшем. Ремесленное производство феодального города не было столь ощутимым фактором в жизни горожан, как промышленность (техника), коренным образом повлиявшая на весь городской уклад конца XIX столетия.

Основными особенностями городской жизни являются концентрация на небольшой территории различных видов человеческой деятельности и общения, интенсивное освоение пространства и времени, высокая, напряженность повседневности.

Городские жители заняты, главным образом, в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, управления, науки, культуры. Характерна для города особая демографическая, профессиональная структура (темой отдельного исследования является проблема городских субкультур; особый интерес представляет феномен тинэйнджерства, в частности, субкультура подростков).

В городе сосредотачивается большое количество людей, обладающих различным уровнем образования, этнической принадлежностью. Они, соединяясь в пространстве города, группируются по иным (например, профессиональным) признакам; происходит формирование собственного сложно-иерархического общества.

Возникновение массового искусства как феномена индустриальной среды новейшего времени

XX столетие стало эпохой, в которою массовые формы и виды деятельности начали играть основную роль. Рубеж XIX-XX веков оказался в этом смысле действительно переломным.

Фридрих Ницше довольно остро определял для себя вопросы, касающиеся духовной сущности человека. Не случайно одним из главных мерил человеческого достоинства философ считал его способность быть одиноким. По мысли Ницше, в родниках, где пьет толпа, вода отравлена.55

В контексте рассматриваемой нами проблемы интересны взгляды Ницше на искусство оперы (сформировавшиеся под влиянием творчества Р. Вагнера и дружбы с ним). Музыкальная эстетика оперного творчества Вагнера, по мнению Ницше, несла в себе определенные черты зарождающегося массового искусства. На это обстоятельство и обратил внимание философ.

Восприятие музыкального произведения требует исключительного внимания, полного погружения, вслушивания в музыкальный язык. Еще Артур Шопенгауэр писал, что в опере внимание раздваивается, так как опера действует на зрение, ослепляя блеском декораций, яркими цветовыми и световыми впечатлениями.

Опера для Ницше - крайне «овнешненная», не способная к благоговению музыка. По мысли философа, современное искусство, которое превращается в пустую и развлекательную забаву, нашло в опере одно из своих адекватных выражений.57

Рихард Вагнер - композитор, с которого начался новый период музыкального осознания мира. Противники Вагнера отмечали в личности и творчестве композитора одни лишь болезненные черты: эротизм, мистицизм, возбудимость и т.п. По определению Ницше, композитор — комедиант, лишенный интеллектуальной и моральной искренности, великолепно скрывающий собственную пустоту и бессвязность. Вагнер свел музыку к чисто чувственным элементам; в его произведениях нельзя найти логического развития музыкальной мысли; творения Вагнера способны приводить в напряжение усталые, больные нервы, возбуждать низменные эмоции, их действие сравнимо с воздействием гипноза — таков неполный список претензий философа к музыкальному творчеству композитора. Ницше обвинял композитора в том, что тот стремился к созданию произведения популярного, доступного своей зрелищностью не только избранным знатокам, но и не со слишком посвященному слушателю. Ницше же был убежден в том, что искусство - не веселая прикраса, видел задачу искусства во врачевании человеческих душ и верил в его жизненно важную роль.

Между тем утверждения Ницше о творчестве Вагнера оказались, по меньшей мере, спорны. То, что Ницше считал предтечей массового в наследии композитора, сегодня прочно вписано в разряд художественных шедевров. Этот факт можно считать и одним из подтверждений актуальности такого явления, как переоценка художественного наследия.

Размышляя о массовых духовных потребностях, находящих свое выражение в искусстве, Ницше делал немаловажное для понимания сути массового искусства замечание. По его мнению, человек, вооруживший свой инструмент лишь двумя струнами, не способен понять людей, играющих на большем количестве струн. 59 Соответственно, для восприятия классического искусства нужна определенная подготовка, поскольку классическое и массовое искусства «играют» на разном количестве «струн».

Трудно переоценить для раскрытия феномена массового искусства значение исследований X. Ортеги-и-Гассета, в первую очередь, его «Восстание масс» (1933).

По мнению Ортеги, общество всегда представляло собой сочетание меньшинства и массы, но особенность современной ситуации в том, что представители масс стали властью. Массовый человек осознает и ведет себя так, словно в мире существуют только он и подобные ему люди; он присвоил себе право навязывания окружающим собственного мнения, составленного из прописных истин и словесного мусора. 60

Главной характеристикой массы, по мнению философа, является неотличимость. Ортега, описывая массового человека, использует слово с яркой негативной окраской — «посредственность». Представитель массы своей неотличимостью от других нисколько не огорчен, а, напротив, доволен. Масса1 - каждый, кто не измеряет себя отдельной мерой, а ощущает таким, как все. Философ уточнял: если человек, чувствует свою бесталанность, «серость», значит, он уже не ощущает себя массой. Ортега отмечал также, что деление на элиту и массу не совпадает с социальным делением, ибо плебейство и гнет массы присутствуют даже в кругах традиционно элитарных.61 В свете рассматриваемой проблемы замечание Ортеги имеет для нас особую значимость.

Как мы уже отмечали, современное общество культивирует в человеке стремление к получению удовольствия. «Общество потребления» с его относительным материальным достатком, определенными социальными благами создало и поощряет подобный стиль поведения.

Полисемантизм как отличительная особенность художественно-образного выражения в классическом искусстве

Во второй части диссертационной работы мы предпримем попытку рассмотрения сущностных черт классического и массового искусств, анализа семантических характеристик художественного образа.

На протяжении всей истории эстетической мысли происходили смысловые изменения относительно понятия классического искусства.

Уже в период античности начались попытки теоретического осмысления феномена искусства. Под «искусством» понималась вся сфера деятельности людей, требующая от них определенных навыков и умения. Таким образом, искусствами были и гончарное искусство, и науки, и поэзия. Античной эстетикой были разработаны теория мимесиса (Гераклит), учение о катарсисе (пифагорейцы, Аристотель) - как одном из главных моментов эстетического воздействия искусства на человека. Отметим, что подражание действительности (мимезис), по представлению античных эстетиков, считалось основным признаком искусства, выражающим суть этого явления.

Одной из интереснейших эстетических идей античного периода (и получившей продолжение в Средние века) была классификация искусств на служебные (понимаемые как утилитарные) и свободные (доставляющие удовольствие). В европейском Средневековье это деление трансформировалось в положение о семи свободных искусствах (разрабатывалось Марцианом Капеллой, Боэцием, Кассиодором).

В средневековый период основной эстетической проблемой было согласование учения о сверхчувственном происхождении красоты с принципом чувственного восприятия прекрасного. Один из крупнейших мыслителей своего времени Аврелий Августин выделил две главных функции искусства: его эмоциональное воздействие и знаково-символическую функцию (разрабатывал теорию знака и значения).

Эстетика Возрождения реабилитировала эстетическую сущность искусства, отличающую его от науки и ремесел. Вместе с тем искусство не противопоставлялось ни науке, ни ремеслу, а осознавалось равноправие различных форм человеческой деятельности (Альберти, Леонардо, Микеланджело и др.).

Просвещение вновь вывело на первый план познавательную функцию искусства, делая акцент на его социальной роли (Вольтер, Дидро, Монтескье и др.). Просветительская эстетика поставила вопрос о развитии искусства (знаменитая теория Винкельмана о росте, расцвете, увядании древнегреческого искусства и др.).

Отметим также, что, начиная с XVIII в., закрепляется термин «изящные искусства». Он был введен в научный обиход Ш. Бате в его работе «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746). С этого времени в европейской культуре термином «искусство» начинают обозначать именно искусства, имеющие своей главной целью выражение эстетического (следовательно, утилитарные качества теряют свою равноправность).

Уже для И. Канта искусство - своего рода, игра - занятие приятное само по себе. Вернее, цель искусств - в определенном чувстве удовольствия — эстетическом чувстве.

В гегелевском понимании искусство - самораскрытие абсолютного духа в процессе художественной деятельности. Большое значение для эстетической науки имело гегелевское учение о 3 стадиях в развитии искусства (символической, классической, романтической). Философ обозначил также проблему художественного образа, увидев в нем специфику искусства.

Обращаясь к истории эстетики в XX веке, отметим эстетику экзистенциализма, внесшую значительный вклад в философское наследие эпохи. С позиций экзистенциалистской эстетики искусство явление исключительно духовное. Ж.П. Сартр писал: «Каждое произведение искусства есть мысль, «идея», его свойства являются чисто духовными».72

Следует отметить, что начиная с конца XIX века, с развитием научно-технического прогресса, начинается процесс переосмысления искусства. К искусству начинают подходить с позиций других наук. Назовем в качестве примера социологию искусства, семиотику искусства. В данных науках рассматривался зачастую один из аспектов искусства, при этом сознательно исключалась из анализа его эстетическая составляющая. Такая ситуация, наряду с другими факторами, позволила ко второй половине XX столетия говорить о размытии понятия искусства как художественно-эстетического феномена.73

В 1960-1970 годах среди ученых-эстетиков (А. Данто и др.) велись разговоры о «смерти искусства», так как миметический принцип, считающийся в классической эстетике сущностным, признавался исчерпанным.

Представляется нужным сказать, что в отечественной эстетике существуют различные подходы к содержанию понятия искусства. Касаясь только одного аспекта, можем заметить, что одни исследователи включают процесс художественного творчества в понимание искусства (М.С. Каган и др.), другие, напротив, выносят данную составляющую из определения искусства (В.В. Ванслов и др.). В целом большинство исследователей сходится на том, что искусство есть продукт художественного творчества.74

Искусство, как любое сложное явление, не может быть исчерпано одним определением, которое по своей сути подразумевает краткость. Та или иная формулировка будет отражать несколько главных свойств; следовательно, возможны различные определения искусства, исходя из рассматриваемых аспектов.

В данной работе мы будем понимать искусство как сферу и результат художественного творчества, выраженную в художественных произведениях.

Одна из задач нашего исследования состоит в определении классического искусства, отражающего заявленную концепцию исследования. На основании анализа различных определений искусства мы выходим на следующую дефиницию:

Искусство (классическое) - сфера и результат художественного творчества, выраженные в художественных произведениях, в основе которых лежит полисемантичный художественный образ. Классическому искусству неотъемлемо присуща способность духовного возвышения и самоопределения человека. Искусство есть самосознание культуры (М.С. Каган).

Дальнейший ход нашего исследования предполагает доказательное обоснование данного определения.

Отличительные особенности художественного образа в массовом искусстве

Обратимся к анализу специфических черт и сущности художественного языка массового искусства, предприняв тем самым попытку проведения «эстетического опознания» (идентификации) данного феномена.

В нашем исследовании мы сознательно оставим без рассмотрения отдельные значимые аспекты массового искусства. Бесспорна взаимосвязь массового искусства со средствами массовой коммуникации - основным каналом распространения его продукции. Отдельного анализа заслуживает концепция неоднородности массового искусства, состоящего из своего рода уровней: низком (китч), среднем и высоком его уровнях. Мы сознательно не останавливаемся на данных и некоторых других аспектах, с тем, чтобы не уйти в сторону от заявленных задач исследования.

Массовое искусство проявило себя в качестве феномена, выражающего особенность эстетического сознания современности. Оно является специфическим способом самопрезентации массовой культуры, реализацией социального заказа и нового стиля жизни. Зародившись в недрах городской индустриальной массовой цивилизации, массовое искусство стало одним из самых востребованных явлений современного мира. Кирилл Разлогов, размышляя о массовом искусстве, проводит следующую параллель: на переломе между Средневековьем и Возрождением изменился принцип функционирования искусства. Церковное искусство, не без боя, отступало перед светским искусством. Спустя столетия, ситуация изменилась. По мнению Разлогова, на рубеже XIX-XX веков начался процесс сдачи классическим искусством своих позиций и занятие массовым искусством господствующего положения.1 Напряженный характер производства в условиях современного общества, разрыв между биологическими и социальными ритмами, ухудшающаяся экологическая обстановка, стрессовые ситуации, обостряющиеся в урбанизированной среде, требуют определенной психологической разрядки, приводят к увеличению потребности в отдыхе и развлечении. Надо сказать, что спрос на развлечение - один из самых стабильных среди всех возможных. И массовое искусство дает такую компенсацию — за счет ухода от тех истинных проблем и явлений, которые находят свое образное воплощение в классическом искусстве. Весьма показательным в этом смысле выглядит девиз одного из каналов российского телевидения: «Отключи мозги - включи «2 х 2».

Проблема духовного наполнения человеческого существования волновала исследователей во все времена. Еще М. Монтень говорил, что человек старается уйти от неприятностей, спасаясь в пучине развлечений, притом искусства с выгодой для себя используют свойственные человеку легковерие и слабоумие.125 В начале XIX столетия английский романтик Уильям Вордсворт высказывал тревогу по поводу угрозы, искусству со стороны хаотичных, бессмысленных и сумбурных рифмованных повестей. Вордсворт отмечал человеческую потребность в сильных и грубых стимуляторах, которая превращает человека в пассивного наблюдателя, приводит его мозг в состояние почти животного отупения.126

По сути, массовое искусство - ведущий феномен современной художественной культуры, носящей конвейерно-рыночный характер. Весь социокультурный контекст способствует коммерциализации художественной сферы. Отметим такую характерную особенность последнего времени: расположение кинотеатров в крупных торговых центрах. Не случайно нынешнее время называют «эпохой супермаркетов». Человек является одновременно и покупателем торгового центра, и посетителем многочисленных кафе и ресторанов, расположенных здесь же, и зрителем премьерного кинофильма. Торговые центры представляют собой целые развлекательные комплексы. Они оборудованы всем необходимым для того, чтобы посетитель мог расслабиться и отдохнуть: к его услугам игровые комплексы, кафе, кинотеатры. В отдельных кинотеатрах (таких, как VIP-зал московской «Формулы кино»), существуют дополнительные услуги: зритель имеет возможность, нажав кнопку вызова, пригласить официанта с едой и выпивкой. Отару Иоселиани принадлежит следующее высказывание: «Кинотеатры уже перестроены по образцу супермаркетов, их залы трещат от выстрелов, из них доносятся сладострастное мяуканье и напористые диалоги... ... можно не смотреть на экран и хрустеть жареным арахисом .. зритель воспитан, многолетние бесчестные усилия коммерсантов увенчались успехом — зритель поверил, что это и есть кино». Большинство современных кинотеатров (в том числе, подавляющее большинство московских) являются «мультиплексами» — многозальными кинотеатрами; в декабре 2005 года открылся крупнейший в России 16-зальный кинотеатр «Титаник-Синема».128

Симптоматично: художественное произведение (будь то кинофильм или что-то иное) приравнивается к товару, который необходимо как можно более выгодно продать. Т. Адорно предложил заменить термин «массовая культура» (понимаемый нами здесь как «массовое искусство») на «индустрию культуры». При этом термин «индустрия» относится и к способу производства культурных ценностей, и к принципу стандартизации предмета; в качестве одно из примеров подобного явления Адорно называл жанр киновестерна. (В данном контексте можно провести аналогию с вышеописанной «индустрией развлечений» Э. Фромма).

Похожие диссертации на Феномен массового искусства : идентификация в современной художественной культуре