Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Кудин Александр Вячеславович

Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды
<
Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кудин Александр Вячеславович. Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды : ил РГБ ОД 61:85-9/296

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Массовые средства пропаганды в системе средств эстетического воспитания молодежи

I. Средства массовой пропаганды и проблемы развития и формирования нравственно-эстетического, духовного мира советской молодежи 15

2. Эстетическое в организации передачи и восприятии информации систем массовой пропаганды 31

3. Критика использования буржуазной "массовой культурой" эстетических факторов в современной пропаганде 48

Глава II. Нравственно-эстетическое в средствах массовой пропаганды и его воздействие на формирование мировоззрения и идейной убежденности советской молодежи .

I. Система массовой пропаганды в формировании и воспитании эстетических потребностей личности 71

2. Практика формирования мировоззрения советской . молодежи средствами массовой пропаганды 94

3. Пути повышения эффективности работы системы массовой информации и пропаганды 112

Заключение

Введение к работе

Современный уровень развития социализма, ускорение научно-технического прогресса, возрастание роли творческих способностей в деятельности труженика с особой остротой ставят проблему всестороннего воспитания личности. Как отмечалось на июньском /1983 г./ Пленуме Центрального Комитета КПСС: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" /72, - 27 /.

С первых дней становления Советской власти Коммунистическая партия, первое в мире народное правительство приступило к решению огромной задачи - образования и воспитания народа. Анализируя процесс образования и просвещения советских людей за годы построения развитого социалистического общества, особенно ярко видим, каких больших результатов удалось достичь в интеллектуальном и культурном развитии трудящихся.

Специфика и особенности современного общественного развития во многом определяются сложным противоборством социализма и капитализма, в котором особенно ярко проявляются наиболее характерные черты и коренное отличие социалистического общества от буржуазного. Идет острая борьба за человека, прежде всего за молодежь. Именно поэтому ее воспитание, формирование убежденности, преданности коммунистическим общественным идеалам становятся наиболее важными как на практике, так и в научных исследованиях.

Проблеме коммунистического воспитания трудящихся, молодежи значительное внимание уделяли классики марксизма-ленинизма. Работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина являются той тео- - 4 -ретической основой, на которой возникли и успешно, развиваются теория и практика коммунистического воспитания советского народа.

Практика развитого социалистического общества показывает, как много достигнуто в воспитании и образовании миллионов людей за годы Советской власти. В постановлениях партии и правительства, рассматривающих проблемы развития народного образования, указаны конкретные пути совершенствования форм и методов формирования нового человека.

Однако это вовсе не означает, как подчеркивалось на ХШ съезде КПСС, что "мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало. Однако мы обладаем большими ресурсами для все более полного и гармонического развития человека" /71, - 63 /.

Система коммунистического воспитания предполагает формирование разумных материальных и духовных потребностей человека. Важная роль в этом сложном процессе принадлежит современным средствам массовой информации и пропаганды.

Тема данного исследования ставит цель проанализировать одну из составных частей коммунистического воспитания - эстетическое воспитание молодежи средствами массовой информации и пропаганды, выяснение роли эстетического фактора в этом процессе.

В целом эстетическое воспитание является объектом пристального внимания многих ученых, исследователей. Этой проблеме посвящено немало теоретических работ /см., например, 107, 120, 135, 157, 161, 197, 205, 211, 222, 230, 247, 254, 264, 272, 290, 303 и другие/, в которых определяется сущность, специфика, выявляются закономерности эстетического воспитания, раскрываются основные формы и методы его влияния. В большинстве своем авторы приходят к истинному выводу о важности этого воздействия на сознание, подчеркивают его эффективность, которая обусловлена силой конкретно- - 5 -чувственного фактора, присущего эстетическому.

Значительное место в научных исследованиях посвящено анализу форм и методов эстетического воспитания молодежи, возможности использования их непосредственно в педагогическом процессе.

Проблема использования системы средств массовой информации и пропаганды давно уже стала объектом научного анализа. Еще в 20-е годы в развитых капиталистических странах, в частности в США., были сделаны попытки проанализировать значение в идеологических диверсиях разного рода печатных сообщений, установить их воздействие на сознание людей. Например, Уолтер Липпман в своей работе "Общественное мнение" /Йью-Йорк, 1922 г./ впервые выводит понятие стереотип и пытается дать анализ процессов формирования общественного мнения. В 1928 году выходит другая его книга- "Призрачная публика",, в которой продолжены эти исследования. В 1927 году Гарольд Лассуэл пишет работу "Техника пропаганды в мировой войне" / 307 /.

После второй мировой войны, когда капитализм начал "холодную войну", исследование природы средств массовых коммуникаций приобрело первостепенное значение. Были созданы специальные центры по изучению и систематическому зондированию общественного мнения, такие как Институт Гэллапа или фирма "Луис Харрис энд ассошиэитс". Именно американскими исследователями были сформулированы с идеалистических позиций основные принципы проведения конкретных социологических исследований в сфере воздействия средств массовой пропаганды.

Американским исследователем К.Шенони была создана схема: источник информации - сообщение - получатель /зритель, слушатель/, которая лежит в основе анализа каждого информативного процесса. Среди наиболее интересных исследователей Запада мож- но назвать работы Уилбура Шрамма "Процессы и эффекты массовой коммуникации", Г.Лассуэлла "Структура и функции коммуникаций в обществе", Де Флуэра "Теории массовых коммуникаций", М.Мак-клюэна "Механическая невеста", "Понимая медиа", Д.Белла "Культурные противоречия капитализма" и другие / 304, 305, 306, 308, 309, 310, 311 /.

Значительное внимание уделяют западные специалисты изучению конкретного применения тех или иных приемов, способов функционирования средств массовой информации и пропаганды. Однако __все достижения в этой области подчинены необходимости выполнять определенные заказы господствующего класса, потребности постоянно скрывать, завулировать существующие противоречия современного капитализма. Это, естественно, не позволяет в полной мере, со всей объективностью и научностью вскрывать содержание, формы и методы работы системы массовой пропаганды, как важного фактора в формировании убеждений, идеалов и потребностей молодежи Запада.

В исследованиях советских авторов с начала 60-х годов А.Алексеева,.Ю.Воронцова, З.Гершковича, Т.Глобы, В.Мажурова, Л.Петрова, Б.Фирсова, ГДмары, Ю.Шерковина с марксистско-ленинских позиций были заложены основы теории массовой информации и пропаганды. Все они справедливо отмечают, что "важнейшая функция массовой коммуникации - корреляция отношений внутри общности, между ее элементами /классами, слоями, группами/, между самими общностями /государствами/ с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры" /235, - 12 /.

Особое внимание уделяется анализу формирования системы средств массовой информации, поиску закономерностей и законов развития этой системы, своеобразию духовного общения между людьми с помощью средств массовой информации и пропаганды в современном обществе, проблемам расширения обмена информацией, возможностям ее осознания. Преимущественное внимание авторы уделяют телевидению, что объясняется его массовым характером, конкретностью передачи материала жизни, возможностью своеобразного "приобщения" зрителя к событиям и явлениям, воспроизводимым на телеэкране.

При этом телевидение рассматривается как вид искусства и как составная часть системы массовой пропаганды, могучий воспитывающий и преобразующий фактор. Каждый из названных аспектов имеет право на существование, так как телевидение затрагивает настолько разнообразные стороны жизни общества, что разобраться во всем этом под силу лишь многим специалистам во всем многообразии и разносторонности проводимых исследований.

Значительный интерес представляет анализ телевидения, который находим в работах таких советских специалистов, как Э.Г.Багиров,.Р.А.Борецкий, В.М.Вильчек, В.В.Егоров, Р.Н.Ильин, И.Кацев, Р.Д.Копылова, В.С.Саппак, Б.М.Фирсов. Все чаще проводятся конкретные социологические исследования, позволяющие более полно представить и проанализировать.эффективность работы системы массовой информации и пропаганды.

Актуальность темы, выбранной для данного исследования, заключается в необходимости осмысления новых форм и методов воспитания и образования человека.

Телевидение сегодня охватывает огромную армию зрителей, которые уже не мыслят свое существование вне этого источника информации. Ни один вид искусства не в состоянии собрать одновременно такую аудиторию, которую постоянно собирает телевидение.

В чем "секрет" этого успеха? В силу каких причин теле- информация, да и вся информация системы массовой пропаганды, способна оказывать такое сильное воздействие на сознание миллионов? Эта сила состоит в своеобразной организации информации, позволяющей наиболее успешно привлекать зрителя к ее восприятию. Более того, сам процесс этого восприятия сопровождается активным сопереживанием, эстетическим наслаждением. Эти качества ставят телевидение среди других форм массовой информации и пропаганды в число особо эффективных средств воздействия на сознание человека. Понятно, как ванно исследовать и проанализировать характер и содержание этих средств.

Потребность постижения средств массовой информации и пропаганды даст возможность яснее понять механизм их воздействия на человека.

За относительно короткий срок своего существования они превратились в неотъемлемый, органический элемент нашего бытия. Благодаря особым, специфическим свойствам выросли в эффективное, могучее средство не только распространения информации, но формирования и воспитания наших чувств, вкусов, потребностей, представлений, идеалов и убеждений.

Еще в 30-е годы советский психолог Л.С.Выготский показал, что знаки, образы выступают важным средством воздействия на управление человеческим поведением. Анализируя эффективность влияния средств массовой информации и пропаганды, в частности-телевидения, мы убеждаемся, что создаваемая им система образного воспроизведения жизни способна заражать зрителя содержанием запрограммированных в передаче идеалов, воспитывать его духовные и материальные потребности, формировать представления о системе ценностей жизни.

Возможности массовой пропаганды в их влиянии на сознание огромных масс практически не ограничены. В связи с этим чрез- - 9 -вычайно важно выяснить, как именно, с помощью чего, руководствуясь какими закономерностями, можно целенаправленно проводить распространение информации, используя систему средств массовой информации и пропаганды.

В большинстве исследований советских авторов почти не анализируется вопрос о роли и значении эстетического фактора в информационном процессе. Лишь в исследованиях искусствоведов этот вопрос иногда затрагивается, но они рассматривают его в основном, лишь анализируя трансформацию одного произведения искусства другими техническими приемами или переложения одного произведения на язык других видов искусства.

В данной работе ставится задача выяснить, как с помощью широкого использования эстетического фактора в средствах массовой информации и пропаганды успешнее и оптимальнее всего можно осуществить не только информационный процесс, айв целом процесс коммунистического воспитания социалистической ЛИЧНОСТИ. v

Поэтому в работе, прежде всего, сосредотачивается внимание" на анализе эстетического фактора в коммуникативном процессе, его роли в передаче и восприятии информации. С целью более углубленного исследования проблемы она локализуется и в качестве конкретного объекта исследования берется практика телевидения и кинематографа.

Особое внимание, которое уделяется в этом процессе эстетическому фактору, связано с тем, что в природе эстетического своеобразно воплощается единство художественно-образного, эмоционально-волнующего человека воспроизведения действительности, гармония содержания и формы, вся целостность и полнота жизни. Использование эстетического в системе массовой информации и пропаганды чрезвычайно важно потому, что оно способствует, с одной стороны, эффективности воздействия информации, а с дру- гой, является как бы своеобразным качественным критерием содержания самой информации и, следовательно, выступает важной предпосылкой возможности активного ведения широкой пропагандистской работы.

В диссертации выделяется вопрос использования эстетического фактора в организации пропагандистской работы и место системы массовой информации и пропаганды в системе эстетического воспитания молодежи.

Безусловно, активное использование эстетического фактора, возможность, как показывает практика, эффективно и непосредственно влиять, воздействовать на процесс воспитания эстетических вкусов, оценок, идеалов молодежи, ставит задачу исследования работы самих средств массовой пропаганды и согласования их функционирования со всем процессом идейно-эстетического воспитания молодежи. Это не значит, что в данном вопросе наблюдаются расхождения или принципиальные противоречия, однако не секрет, что информация, пропагандируемая средствами массовой пропаганды, не всегда еще отвечает высоким требованиям, нравственно-эстетическим принципам жизни нашего общества. Это касается, прежде всего, непродуманного распространения произведений западных авторов посредством кино и телевидения. Огромные возможности средств массовой информации и пропаганды еще недостаточно оптимально используются в едином педагогическом процессе формирования мировоззрения молодежи. Безусловно, то, что делается, оказывает существенное влияние на формирование чувств, вкусов, убеждений, потребностей, мировоззрения советских людей. Однако Lb достаточной мере слабо включается в единый педагогический процесс, который бы заранее планировался и мог быть использован в эстетическом воспитании. Подобное в возможностях массовой информации используется лишь - II - периодически, без определенной системы.

В данном исследовании ставится задача раскрыть некоторые проблемы практики советского телевидения и роли эстетического в организации его передач. Именно эстетическое, преломленное через средства массовой информации и пропаганды, донесенное человеку, заставляет его воспринимать предлагаемую информацию, соотносить ее со своими представлениями, убеждениями, думать, анализировать и, главное, переживать и сопереживать.

Эстетическое приобретает значимость социального фактора, способного увлечь человека, пробудить его стремиться к прекрасному, высокому, нравственному. Оно способно утвердить в сознании человека общественные идеалы красоты, добра, сформировать строго определенную систему ценностей.

Анализ деятельности советского телевидения показывает, что создано в этом направлении немало. Назовем, к примеру, передачи "От всей души", "Очевидное - невероятное", информационную программу "Время", "Клуб кинопутешествий" и другие, где принципы эстетического освоения действительности обретают конкретную плоть. Однако.подобного характера передачи занимают не так уж много места. Еще немало на телевидении серых, невыразительных, скучных передач. Эмоциональная и художественно-эстетическая их обедненность ведет к слабому восприятию информации или к полному ее неприятию. Типичным примером такого есть многие учебные передачи для школьников, программа "5 минут на размышление" /П/ и другие.

Естественно, есть передачи, где эстетический фактор используется максимально эффективно, однако в общем потоке передаваемого его явно недостает. Все это говорит о необходимости глубже осмыслить законы проявления эстетического в практике ведения пропагандистской работы, особенно посредством системы - 12 -массовой информации и пропаганды. И, как отмечалось на апрельском /1984г./ Пленуме Центрального Комитета КПСС: "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности" /74, - 15 /.

В отличие от принципов существования социалистической информационной системы, капиталистическая система массовой пропаганды и, в частности, телевидение, построены на принципиально другой основе. Коммерческая основа телевидения требует постоянной "новизны" /точнее создания видимости новизны/ информации, сенсационности, постоянной необычности. Все это отбрасывает принципы честности и добросовестности в подборе информации, способствует проникновению и широкому распространению непроверенной, заведомо ложной и вовсе сомнительной информации. Потребности отстоять правомерность капиталистического общества вынуждает информационные системы активно использовать всевозможные идеологические диверсии и фальшивки.

Еще В.И.Ленин, анализируя проблему идеологического воздействия буржуазии на рабочее движение, подчеркивал: "Чем сильнее развивается рабочее движение, тем более отчаянными бывают попытки буржуазии... разделения рабочих проповедью различных буржуазных идей и учений, ослабляющих борьбу рабочего класса..." / 38, - 144 /. Подобным методам работы буржуазных средств массовой пропаганды дан коитический анализ как учеными социалистических стран, Советского Союза, так и отдельными, прогрессивно мыслящими буржуазными специалистами /скажем, в книге Г.Шиллера "Манипуляторы сознанием"/.

Данная работа в меру возможностей дополняет исследования информационных процессов в современном обществе. Методо- - ІЗ - логической основой решения поставленных в диссертации проблем являются труды классиков марксизма-ленинизма,решения КПСС по вопросам культуры и искусства. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы эстетического и его роли в работе системы массовой информации и пропаганды, и в частности, на телевидении. Эстетическое рассматривается как важнейший фактор в системе коммуникационной связи информатора и рецепиента, позволяющей решать такие важные задачи, как эффективность информационного воздействия, качество усвоения информации.

На основе всестороннего изучения и анализа соотношения эстетического фактора и глубины идейного содержания пропагандируемого средствами массовой информации формулируются и выносятся на защиту такие,обладающие научной новизной, положения: феномен массовой пропаганды, в частности - телевидения, породил не только новое средство в информировании широких народных масс, но и качественно более значительные возможности в формировании их мировоззрения,развития идейно-эстетических взглядов и убеждений молодежи.Особое значение приобретает степень эстетического качества идейного содержания информации и пропаганды в ее воздействии на коммунистическое воспитание людей; эстетический фактор в разного рода пропаганде является необходимым и важнейшим элементом, т.к. способен вызывать интерес к информации и, в то же время, порождать своеобразное удовлетворение от ее восприятия, что отвечает эстетическим потребностям личности; выражая единство содержания и формы, полноту ритма и гармонии передаваемого содержания информации, эстетический фактор обладает значительной эмоциональной силой воздействия на сознание молодежи, способствует глубокому осознанию и сопереживанию воспринятого, закреплению его в виде чувственно-эстетического опы- - 14 -та, оказывающего влияние на социальную активность личности; усиливая идейно-эстетическое воспитание молодежи, эстетический фактор способствует формированию подлинной духовной культуры, разумных художественных потребностей и запросов, помогает разоблачению внешне привлекательных поделок буржуазной пропаганды, активно использующей эстетизацию ложных идей и фальшивых ценностей; использование эстетического фактора империалистической пропагандой определяет характер манипулирования сознанием широких народных масс, особенно молодежи, и небезуспешное распространение произведений буржуазной псевдокультуры. Преодоление этого влияния наряду с глубокой идейностью, научностью и правдивостью передаваемой информации требует подлинного эстетического совершенства и настоящей художественной культуры.

Наряду с этим выдвигаются практические рекомендации, которые дадут возможность: усилить действенность социалистической пропаганды и контрпропаганды, что требует постоянного изучения конкретного адресата информации, его дифференциации и по уровню идейно-теоретических знаний, и по эстетической подготовленности; создать системы телепередач, основу которых должны составлять долговременные циклы программ, что даст возможность целенаправленнее и систематически влиять на аудиторию, воспитывать умение классового восприятия информации, способствовать развитию научного мировоззрения, формировать представления о подлинных материальных и духовных ценностях; организовать общественные художественные советы при всех телецентрах, которые бы определяли идейно-эстетическое качество программ, не допускали серых, эстетически недоброкачественных передач.

Эстетическое в организации передачи и восприятии информации систем массовой пропаганды

Эстетическое - сложная научная категория, выражающая и отражающая то общее, что свойственно для всех эстетических явлений в обществе, природе, продуктах материального и духовного производства, человеческой деятельности.

В исследовании сосредоточено внимание лишь на одной из составных частей эстетического - эстетическом чувстве, поскольку оно занимает важное место в системе связей информатора и рецепиента. Будучи сложным по своей природе, эстетическое чувство обуславливается многими факторами жизни, труда, творчества человека. Его сердцевиной является красота, развитость которой в людях во многом определяет меру человечности, широту духовной и культурной наполненности личности. Справедливо отметил В.А.Сухомлинский, что человек стал человеком тогда, когда научился трудиться и увидел красоту заката солнца, восхищенный заслушался пением соловья.

Различно люди реагируют на красоту, не в одинаковой мере воспринимают и могучую силу эстетического. Но, в наиболее общем виде, можно сказать, что человек либо восхищается, либо отрицательно реагирует на воспринятое. В основе эстетического чувства преобладают стенические, поло - 32 жительные эмоции.Здесь сказывается вся долгая и сложная история их развития.

Гениальное положение основоположников научного коммунизма о том, что труд создал человека, дает возможность понять, что со временем у человека возникла, а затем сохранилась и развилась потребность трудиться, сознательно преобразовывать действительность еще и потому, что сам процесс трудовой деятельности способен вызывать чувство удовольствия, наслаждения совершенным. Достигая определенной цели посредством трудовой деятельности, индивид неизбежно получал вначале на примитивном, физиологическом, уровне наслаждение от конечного результата. Позднее, в процессе дальнейшей социализации человека, совершенствования самого труда, он стал ощущать это сложное чувство и от самой трудовой деятельности. Не случайно К.Маркс замечает, что человек преобразовывает действительность по законам красоты.

В процессе развития человека происходит совершенствование всех его органов чувств, мозга. По мере усложнения трудовой деятельности человека становятся и более сложными получаемые им удовольствия. Они возникают не только при удовлетворении элементарных потребностей, но и при достижении важных результатов труда. Само чувство удовольствия, как таковое, начинает проявлять себя не только физиологически, но и социально. В свою очередь эстетическое, вызванное к жизни сознательной деятельностью человека, трансформируется в особую органическую, составную часть очеловеченной природы и выступает как самостоятельная сущность.

Параллельно, а точнее одновременно, происходит и другой процесс. Вычленение человека из природы в процессе труда позволило ему не только ставить перед собой определенные задачи по изменению действительности, но и все глубже оценивать сам мир и создаваемое в нем. И уже не только с позиций удовлетворения своих инстинктов, но и с позиций социальных, эстетических. При этом происходит дальнейшее развитие его органов, что позволило К.Марксу отметить, что "чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развитому богатству человеческого существования развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо ... человеческое чувство, человечность чувств, - возникает лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе". /68, 593-594/-Таким образом, К.Маркс еще раз подчеркивает социальную природу человеческих чувств, а значит и эстетического.

Эстетическое чувство - это такое отношение, такая оценка действительности, где полностью отсутствует какая-либо меркантильность, утилитарная выгодность, но всегда присутствует социально-идейное начало. Это то отношение, которое выражает качественную сущность предмета, не сводя его и не приравнивая к материальным эквивалентам, например, к золоту, деньгам, а оценивая его духовно, сопоставляя уровни эстетического сопереживания и силу воздействия на чувства данного явления._Не случайно К.Маркс справедливо подчеркивал, что "чувство. находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. ... Торговец минералами видит только меркантильную стоимость, а не красоту и не своеобразную природу минерала..." /68, - 594/

Критика использования буржуазной "массовой культурой" эстетических факторов в современной пропаганде

Сегодня, когда ленинская политика мирного сосуществования завоевывает все большее количество сторонников, идеологическое противоборство двух социальных систем, борьба социалистической идеологии против буржуазной становится все обостреннее, приобретая сложные формы своего выражения. Господствующие классы империалистических государств стремятся не только сломать сложившееся военное равновесие двух социальных систем в свою пользу, но и пытаются убедить массы в правомерности существующего буржуазного строя, удерживать их от борьбы против капиталистической несправедливости.

Известно, что в антагонистических обществах идеология господствующего класса всегда служила для оправдания его злодеяний. Защищая существующее, доказывая его незыблемость, буржуазная идеология в своей сущности фальшива, извращенна, так как и любая теория, пытающаяся доказать то, что противоречит объективным законам общественного развития - несостоятельна. Именно поэтому буржуазия все чаще и чаще прибегает к наукоподобной словестной эквилибристике, обновлению всевозможных разновидностей идеализма, паразитированию на отдельных действительно научных концепциях. Буржуазная пропагандистская машина пытается приспосабливаться, искать новые формы воздействия на ум человека, стремясь не отстать от бурных процессов изменения мира, изменения и развития самого человека. С этой целью создаются продуманные системы манипуляции сознанием человека.

Идеологи Запада стремятся спекулятивно использовать сложившееся противоречие между научными теориями и неподготовленностью масс воспринимать их в силу недостаточного культурного уровня, отсутствия системы знаний. Не случайно З.Бжезинский указывал на необходимость как можно более полного использования несоответствия между колоссальным потоком информации и ограниченными возможностями человека воспринимать ее.

Особое место в этом занимает пропаганда буржуазного образа жизни, являющегося стереотипом поведения и мышления, навязываемым господствующим классом широким народным массам. Он предполагает формирование и воспитание личности, обладающей определенными чертами характера, способом мышления, принципами отношения к действительности, соответствующим устоям общества потребления. Пропагандируя буржуазный образ жизни, утверждая принцип "свободного" бизнеса, удовлетворения низких, алчных желаний и прихотей, - буржуазия целенаправленно проводит привитие стандартизации поведения, воспитание апологетов буржуазного способа жизни.

Широко используя систему средств массовой информации, позволяющую общаться с огромными массами людей на всей планете, буржуазные идеологи пропагандируют разного рода "доктрины". В основу привлечения внимания молодежи положен так называемый принцип "свободного обмена информацией, идеями", который на практике совершенно не соответствует действительности. По данным, опубликованным в 1980 году Кубинской национальной Комиссией по делам ЮНЕСКО, видно, что только США. контролируют в капиталистических странах 75% мирового потока телевизионных программ, 50% демонстрационного времени кинофильмов, 35% издаваемых книг, 90% потока телевизионных новостей /вместе с английской "Висньюз"/, 60% производства граммофонных пластинок и магнитофонных касет, 82% производства электронной техники, используемой в области массовой коммуникации / 169, - 123 /. Все это свидетельствует о громадных технических возможностях капитализма в сфере систем массовой информации и навязывания народам буржуазной идеологии. Только американская телевизионная продукция распространяется в 100 странах, характерно,что если стоимость производства программы обходится самим США до 200 тыс.долл., то она предоставляется для проката в Коста-Рика за 60-70 долларов, Египте - 100-200 долл., в Кении за 25-30 долл. / 169, - 133 /. Международная организация системы спутников, где, по существу, господствуют США, располагает 80 наземными станциями более чем в 50-ти государствах при 12 спутниках-ретрансляторах, обеспечивающих синхронный телеобмен

для всех континентов, действует таким образом, что большинство стран - участниц "Интелсата" имеют только приемные, а не приемно-передающие станции /118, - 246 /. Уже одно это дает возможность оказывать давление со стороны империалистических государств на формирование общественного сознания других стран, особенно развивающихся.

Практика формирования мировоззрения советской . молодежи средствами массовой пропаганды

Формирование гражданина немыслимо без развития его мировоззрения, расширения и совершенствования его знаний и убеждений. Мировоззрение личности - понятие сложное, многогранное. Оно не является каким-то раз и навсегда данным и находится в постоянном развитии. На него оказывает влияние все окружающее человека: семья, школа, общественные организации, человеческое общество на протяжении всей его жизни. Не случайно июньский /1983 г./ Пленум Центрального Комитета КПСС отметил, что формирование нового человека, его идейных убеждений, утверждение норм и принципов социалистического образа жизни требуют умелого, точного отбора всего нового в воспитании последовательной борьбы с тем, что тормозит наше движение вперед.

Система средств массовой информации и пропаганды, являясь мощным оружием воздействия на ум человека, призвана в условиях социализма решать высокие созидательные задачи по формированию нового человека. Ее возможность эффективно передавать необходимую информацию играет огромную роль в духовной жизни общества, каждого человека.

Ведь мировоззрение человека - это не просто определенная система научных взглядов и представлений о действительности, но система знаний, которые стали убеждением, практикой жизни и деятельности людей.

Специфическая функция мировоззрения состоит в том,чтобы синтезировать теоретические знания человека и его жизненный опыт в определенные методологические принципы отношеяия к действительности. В связи с этим в мировоззрении присутствует и эмоциональная оценка действительности, в нем своеобразно отражается опыт всех предшествующих поколений -вот почему мировоззрение и детерминирует нашу действительность.

Система массовой информации и пропаганды выступает по отношению к индивиду как важный источник знания, обогащающий человека как новыми фактами, так и определенными теоретическими положениями. С другой стороны, средства массовой пропаганды выступают как отражение объективного бытия, в том числе и мировоззрения других людей. Следовательно, человек получает возможность соотносить свою деятельность, уровень развития своего мировоззрения с качествами других людей.

Человек, вступая в определенные общественные отношения, всегда выступает и в качестве представителя определенного класса или социальной группы. Поэтому его мировоззрение всегда носит классовый характер, сущность которого определяют те конкретно-исторические условия, в которых он живет. Естественно, что и информация всегда носит классовый, партийный характер.

Буржуазная идеология стремится ограничить мировоззрение лишь профессиональными интересами, пытается любыми средствами оградить людей от широты социальных интересов. Идеология социалистического общества ставит своей целью сформировать гармонически развитую личность, всесторонне и эмоционально богатого человека. Это значит, что человек должен обладать знанием основных объективных законов природы, общества и человеческого мышления. Вне этого знания не может быть сформировано правильное, диалектико-материалистическое мировоззрение индивида, позволяющее последнему преобразовы вать действительность в соответствии с потребностями И ИДЄ-. алами человека. Еще В.И.Ленин подчеркивал, что сила социалистического строя в сознательности масс.

Современная эпоха характеризуется глубочайшими изменениями, равных которым не знала история. Основным ее содержанием является переход человечества от капитализма к социализму, глубокими коренными изменениями общественного сознания, мировоззрения каждого человека. Сам факт существования социализма - это торжество идей К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И .Ленина, воплощенных в действительность пролетариатом.

Процесс пропаганды этих идей является одним из определяющих во всей системе массовой информации. Утверждение теоретических ценностей научного коммунизма в сознании молодежи - особенно важно. Ведь речь идет о системе научных взглядов, убеждений, идеалов, которые наиболее правильно отражают мир. О мировоззрении, которое не только придает внутреннее единство знаниям личности, но и определяет стратегию ее жизни и деятельности, вооружая теоретико-методологическими принципами оценки явлений и фактов жизни, пониманием целей и идеалов общественного развития, конкретных путей и методов революционного преобразования действительности.

Пути повышения эффективности работы системы массовой информации и пропаганды

В последние десятилетия проблема поиска путей повыше _ s ния эффективности средств массовой информации и пропаганды привлекает внимание многих специалистов. Накал идеологической борьбы, сложные социально-политические процессы,происходящие в мире, выдвинули на первый план проблему повышения эффективности пропагандистского воздействия на широкие слои населения.

Попытки империализма сломать военный паритет между социализмом и капитализмом с особой остротой отражаются на характере всей современной идеологической борьбы. Все шире и многограннее используются средства массовой информации и пропаганды, которые активно воздействуют на сознание целых классов и народов. Именно поэтому средства массовой информации и пропаганды находятся в основе классовых, идеологических битв, широко вторгаясь во все стороны духовной жизни людей.

Благодаря средствам массовой пропаганды в идеологическую борьбу втянуто сегодня практически все человечество. Нет в мире такого уголка, страны, которая бы не передавала, не распространяла информацию, не давала свое истолкование происходящему или же не ощріала на себе влияние информационных систем других стран. Крупнейшие империалистические государства стали главными поставщиками препарированной ими информации в большинстве стран капиталистического мира. Не случайно многие прогрессивные деятели Запада с тревогой говорят об "информационном и культурном империализме" США.

Активизация буржуазной идеологии, попытки навязать широким народным массам ложные идеалы буржуазного образа жизни, обман, ложь и клевета, использование всего арсенала психологического давления на сознание, извращение фактов, "произвольный" их комментарий, распространение псевдонаучных, антисоветских и антикоммунистических доктрин требуют ведения активной и наступательной пропаганды со стороны социализма, несущего идеи мира, равенства и справедливости. Не случайно на июньском 1983 г. Пленуме Центрального Комитета КПСС подчеркивалось, что насущно необходимо "умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду. Нам нужна хорошо продуманная единая система контрпропаганды - динамичная и эффективная". /72, - 7/

Перед странами социалистического содружества возникает возможность объединить свои усилия, создать, в сущности, единую для всех социалистических стран систему массовой информации и пропаганды. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: проводятся встречи-совещания министров культуры, других ответственных работников. Этим проблемам была посвящена международная конференция, проведенная Союзом журналистов СССР в июне 1981 года в г.Ленинграде, на тему: "Средства массовой информации и пропаганды в борьбе против буржуазной идеологии". Участники этого представительного форума идеологических работников /представители 15 братских социалистических стран и стран социалистической ориентации/ единодушно отметили коварство пропагандистских методов буржуазных идеологических служб, раскрыли несостоятельность идейных концепций Запада и преимущества социалистической системы массовой информации и пропаганды. "Распространение правды о реальном социализме укрепляет сознательность масс, - отмечалось на конференции, - усиливает их политическую бдительность в отношении идеологических диверсий и других происков империализма. В ряде выступлений зарубежных участников конференции указывалось на необходимость боевой пропаганды социалистических идеалов свободы и демократии, прав человека и человеческого достоинства в социалистическом обществе" / 156, - ИЗ /.

. Строительство коммунизма, как важнейшее условие его успеха, предполагает формирование Нового человека, воспитание высоких духовных черт личности, глубоких научных убеждений, разумных эстетических потребностей, чувств и вкусов. Сегодня эта задача связана с более целенаправленным использованием средств массовой информации и пропаганды, которые способны широко распространять новейшие идеи, идеалы, вкусы.

Похожие диссертации на Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды