Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Нечитайло Борис Михайлович

Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи
<
Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нечитайло Борис Михайлович. Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи : ил РГБ ОД 61:85-9/316

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы взаимосвязи преемственности поколений и воспитания молодежи в оощмистизеском обществе

1. Социальное содержание основных категорий процесса преемственности поколений 20

2. Советская молодежь как объект и субъект преемственности поколений и коммунистического воспитания 57

Глава II. Единство и революционная преемственность поюлении объективная основа іюммунизтінесжого воспитания молодежи в обществе зрелого социализма

1. Место и роль революционного опыта старших поколений в коммунистическом воспитании советской молодежи 94

2. Особенности классового воспитания молодежи в развитом социалистическом обществе 132

Заключение.. 160

Список основной использованной литературы 166

Введение к работе

Проблема преемственности поколений относится к числу исторически непреходящих, "вечных" и всегда актуальных проблем. Ее изучение предполагает анализ' закономерностей и тенденций, отражающих объективную необходимость постоянного воспроизводства общественной жизни через воспроизводство новых поколений как носителей и творцов ее многообразных общественных форм, как объектов и субъектов социально-исторического процесса.

Проблема преемственной связи поколений проявляется и решается по-разному в различных общественных системах. В досоциалистическом классовом обществе отношения между поколениями могут приобретать весьма напряженный, остроконфликтный характер проявления, испытывая на себе непосредственное и опосредованное деформирующее воздействие его социально-классовых антагонизмов. В социалистическом обществе складывается и развивается новый, прогрессивный тип преемственности поколений, воплощающий в себе социальное и идейно-политическое единство поколений трудящихся.

Выявление и анализ специфики преемственной связи поколений в социалистическом /коммунистическом/ обществе, раскрытие особен--ностей формирования новых поколений на разных этапах социалистического и коммунистического строительства - одна из актуальных задач научного коммунизма.

Конкретизируя содержание этой задачи применительно к нашему исследованию, подчеркнем, что ее актуальность определяется необходимостью социально-политического анализа непрерывно развивающегося и усложняющегося механизма преемственности поколений советского общества и в этой связи раскрытия содержания и специфи- ки коммунистического /классового/ воспитания советской молодежи как фактора единства и революционной по своей сути преемственности поколений развитого социализма. Решение этой задачи следует рассматривать в контексте более общих актуальных задач общественных наук, а именно: изучения закономерностей развития советского общества, анализа тенденции возрастания в нем роли субъективного фактора в управлении социальными и духовными процессами, обобщения многообразного опыта социалистического строительства и- его творческого развития и использования в процессе перерастания социализма в коммунизм.

Вполне закономерно, что по мере развития и совершенствования социализма каждое вступающее в жизнь поколение решает новые и объективно все более масштабные задачи. Здесь есть свои трудности и сложности конкретно-исторического характера, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами, как внутренними, так и внешними причинами и обстоятельствами. Они накладывают определенный отпечаток на содержание и формы преемственной связи поколений, динамику ее проявления. Это не может не вызывать появления новых моментов и по-новому специфических проблем в отношениях между поколениями1, порождающих, соответственно, новые аспекты их изучения и практического решения.

Актуальность исследования взаимосвязи и взаимодействия преемственности поколений и коммунистического /классового/ воспитания советской молодежи определяется, прежде всего, потребностью общества развитого социализма в более полном, оптимальном использовании богатейшего социально-революционного опыта.старших поколений в формировании молодой смены, способной достойно продол- жить великое дело строительства коммунизма.1

Практическая необходимость дальнейшего совершенствования воспитания молодежи на опыте и традициях старших поколений в настоящее время актуализируется потребностью поднять идеологическую, политико-воспитательную работу "...на более высокий качественный уровень, отвечающий требованиям развитого социализма, новым за-дачам коммунистического строительства.

В свете требований, выдвинутых ХХУТ съездом нашей партии и июньским /1983 г./ Пленумом ЦК КПСС особое практически-политическое значение приобретают вопросы именно классового воспитания советской молодежи. Здесь следует иметь в виду, что современная молодежь, выросшая в условиях реального социализма, постоянного подъема материального и духовного благосостояния-, формируется при отсутствии собственного опыта суровых испытаний классовой борьбы и войн.

Вместе с тем, актуальность указанной проблематики обусловлена усилением идейного противоборства двух мировых систем, необходимостью давать решительный классовый отпор противнику, предпринимающему беспрецедентные по масштабу и методам попытки нарушить, разорвать идейно-политическое единство поколений нашей страны, братских стран социализма, ослабить способность молодежи-к борьбе против буржуазной идеологии и морали, увлечь ее на.путь без- . духовности и потребительства. "Вот почему, - подчеркивал товарищ 1 См.: Материалы ХШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981^.с*67. * 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М., 1979, с.7.

К .У Дерненко на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС, - надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи".

Все это, вместе взятое, предопределяет актуальную необходимость научной разработки избранной нами темы диссертационного исследования.

Круг проблем, охватываемый нашим исследованием, находится на стыке философско-социологического, социально-политического и социально-воспитательного аспектов /разделов/ марксистско-ленинского учения, КЛаркс и (^Энгельс заложили методологические и теоретические основы материалистического объяснения социальной сущно-сти преемственности поколений и общественного воспитания. В.ИДенин уделил значительное внимание разработке концепции революционной преемственности поколений, анализу места и роли прогрессивной молодежи в борьбе за социализм, особенностей ее Класів сового воспитания на опыте и традициях старших поколений. Ученые-марксисты разных стран продолжают углубленную разработку всего широкого комплекса вопросов, составляющих содержание проолеглы поколений.

В советском обществоведении достаточно высокая активность в 1 Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-поли тической работы партии. - Материалы Пленума Центрального Коми тета КПСС 14-15 июня 1983 года. -М.: Политиздат, 1983, с.55. 2 См.: Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т.З, с.37, 44-45; т.27, с.402, т.42, с.122, 123 и др.

См.: Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.5, с.334-335; т.6, с.232; т.14, с.226; т.21, с.261; т.41, с.298-318 и др. исследовании поколенческой проблематики приходится на 60-е -70-е годы. Появляются работы Э.А.Баллера, В.М.Каиряна, Ю .А .Хари-на и ряда других авторов, в которых.проблема преемственности поколений получает отражение в свете философского анализа содержания и форм проявления преемственности в историческом процессе в целом и в различных областях материальной и духовной жизни общества в частности.

По мере отработки понятийного аппарата теории преемственности поколений и коммунистического воспитания исследования приобретают междисциплинарный характер. В них все более значительное место заншлают как философско-социологические, так и социально-политический и социально-воспитательный аспекты.

Среди научных трудов, раскрывающих в той или иной мере методологию подхода к анализу диалектики взаимосвязи преемственности поколений и воспитания, необходимо отметить исследования по проб-

См.: Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М..:... Наука, 1969; Каирян В.М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. -М.: Наука, 1971; Харин Ю.А. диалектика социального отрицания. - Минск: Изд-во Белорус .ун-т а, 1972; .... а также: Богомолов А.С, Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. -М.: Наука, 19.83; Пружинин Б.И. Преемственность и диалектика исторической деятельности.. - В кн.: Проблемы материалистической диалектики как теории познания. Очерки теории и истории. - М.: Наука, 1979; Рубанов В.Г. Социальная преемственность как закономерность общественного развития. - В кн.: Проблемы познания и моделирования социальных явлений. Сб.статей. - Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1979. лемам личности КІА.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, С.С .Батенина, Л.П.Буевой, Т.М.Даутова, В.Е .Кемерова, И.С .Кона, М.Я.Кор-неева, А.Н .Леонтьева, Г Д.Смирнова, ВЛ.Тугаринова, И.Т.Фролова и многих других. х См.: Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни: /Соотношение философско-методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида/. - М.: Мысль, 1977; ее же: Деятель ностзи психология личности. -М.: Наука, 1980; Ананьев Б.Г. Человек как предает познания. - I.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968; Батенин С.С. Человек в его истории. - JU: Изд-во Ленингр.ун-чга", 1976; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - hU: Мысль, 1978; Даутов Т.М. Личность как социологическая проблема. :-Алма-Ата: Наука Каз.ССР, 1970; Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. - М.: Политиздат, 1977; Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967; его же. Открытие "Я". -М.: Политиздат, 1978; Корнеев М.Я. Личность и общество в условиях научно-технической революции. Критический анализ немарксистских интерпретаций проблемы. - Л.:: . Изд-во Ленингр .ун-т а, 1978; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание-. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. -3-е изд., доп. -М.: Политиздат,. 1980; Тугаринов В.П. Личность и общество. -М.: Мысль, 1965; его же: Философия сознания. - М.: Мысль, 1971; Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. -М.: Политиздат, 1979.

Различные аспекты диссертационной темы наши отражение в исследованиях актуальных вопросов теории и практики коммунистического воспитания и в целом проблем формирования всесторонне развитой личности, проводимых Е. А .Ануфриевым, Л.М.Архангельским, В.Г.Афанасьевым, АДДутенко, ЭJE .Васиной, Г.Е.Глезерманом, Л Л.Коганом, А.Г.Ковалевым, СМДосолаповым, А.Н«Красиным, О.В.Ларминым, Д.Д.Рябовым, Л Д.Соколовым, С.Г.Спасибенко, Е.Ф.Су- лимовым, Ж.Т.Тощенко, А.К.Уледовым, Г.Н.Филоновым, А.Г.Харчевым и другими авторами. 1 Сіл.: Ануфриев Е.А. Человек - обществу, общество - человеку. -М.: Политиздат, 1975; Архангельский ЛЛ. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974; Афанасьев'В.Г. Человек в управлении обществом. -М.: Политиздат, 1977; Бутен-ко АД, Социалистический образ жизни и формирование нового человека. -М.: Мысль, 1975; Васина ЭД. Социализм и воспитание масс. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1973; Глезерман Г.Е. Рождение.'. . нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. -М.: Политиздат, .1982; Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. -М;: Политиздат, 1983; Красин АД. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. - М.: Высш.школа, 1981; Лармин О .В. Искусство и молодежь: эстетические очерки. -М.: Мол .гвардия, 1980; Рябов Д. Д. Объективные условия и субъективный фактор формирования всесторонне развитой личности. - Вестн.Моск.ун-та. Cep.I2t Теория научного коммунизма, 1980, $ 5; Развитие социалистического образа жизни в условиях зрелого социализма: Сб.науч.тр.МШИ им.В.ИЛенина /отв.ред.Косолапов СМ./. -М.: МІПИ, 1980; Соколов ЛД. Обще- - ю -

Органически близки им исследования, посвященные изучению социальных проблем советской молодежи. Заметный вклад в теоретико-методологическую и социологическую разработку всего широкого комплекса проблем молодежи вносят работы Иг.В.Бестужева-Лады, В.Н.Боряза, Т Л .Богдановой, 1DJB .Волкова, С.Н.Иконниковой, В.Т Лисовского, Й.М.Слепенкова, В.М.Рамазанова, П.Н.Решетова, В.БДур-банова и др.1 ственный прогресс и воспитание: методологические проблемы марксистско-ленинской теории воспитания. - Свердловск, 1975; Социалистическая культура и развитие личности: Межвуз.сб.науч.тр. /Редкол.: ЛЛ.Коган и др./. - Свердловск: Уральск.ун-т:, 1982; Спасибенко С.Г. Личность в условиях развитого социализма и методологические проблемы эффективности ее формирования. Автореф. дис. ...докт.филос.наук. -М., 1980; Сулимов Е.Ф. Сущность и структура коммунистического воспитания. - Вестн.Моск.ун-та, Сер.12, Теория научного коммунизма, 1979, В 2; Тощенко Ж.Т. Сущность коммунистического воспитания на современном этапе. -В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.12.-М.: Мысль, 1980; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980; Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. - М.: Педагогика, 1978; Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание . - М.: Политиздат, 1977.

См.: Бестужев-Лада И.В.и др. Прогнозирование социальных потребностей молодежи. - М.: Наука, 1978; Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. - Л.: Наука. Ленингр.отд-ние-, 1973; Богданова Т.П. Молодой рабочий: гражданское и про- - II -

В плане проводимого нами исследования необходимо отметить ряд работ, в которых социальные проблемы молодежи находят отражение в контексте рассмотрения проблем классового воспитания советской молодежи как фактора революционной преемственности поколений. Наиболее выпукло такой подход прослеживается в работах Н.М.Блинова, Ю.В .Еремина, И М .Ильинского, Р.И.Косолапова, А.ВЛялкина, ЮЛ.Ожегова, В.АЛеченева, А.АЛоликанова, В. А .Сулемова, В.Й.Ток- фессиональное становление. -.Минск: Беларусь, 1981; Волков Ю.Е., Лошкарев Ю.С. Трудовое воспитание молодежи. -М.: Политиздат, 1976; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально- . . психологический анализ. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-яа, 1974; ее же: Социалистический тип молодежи. - В кн.: Пропаганда и молодежь.-М.: Мол.гвардия, 1981; Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. На пороге гражданской зрелости: Об активной жизненной лозиции современного молодого человека. Л.: Лениздат, 1982; Лисовский В.Т. Что значит быть современным? - 3-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1983; Макацария Г .В., Лисовский В.Т. Современный студент: Социальные проблемы.обучения и воспитания в высшей школе. - Тбилиси: Изд-во Тбил.ун-та, 1982;.Слепенков И.М., Князев Б.М. Молодежь села сегодня. -М.: Мол.гвардия, 1972; Рамазанов В.М. Особенности психологии молодежи. - В сб.: Вопросы теории и методов идеологической работы. - М.: Мысль, 1977; Решетов П.Н. Молодежь: идеология, политика: Социально-критический очерк. -М., Мол.гвардия, 1975; Чурбанов В.Б. "Непризнанные гении": Социологические заметки о юношестве. -М.: Мол.гвардия, 1977* мань, Г.И.Янаева и других.

К настоящему времени некоторые ванные общесоциологические и социально-политические аспекты проблемы поколений и воспитания получили разработку в отдельных публикациях, сборниках, а также 1 См.: Блинов Н., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь. -М.: Мол .гвардия, 1982; Еремин Ю.В. Заговор: Буржуазная идеология и молодежь. - М.: Мол .гвардия, 1978; его. же: Юношеский изоляционизм - орудие антикоммунизма. - 2-е изд., доп. - М.: Высш.школа, 1976; Ильинский Й.М. ВДКСМ в политической системе советского общества. -М.: Мол.гвардия, 1981; Косо-лапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Мысль, 1979; Мялкин А.В., Ожегов ЮЛ. Классовый, характер коммунистического воспитания молодежи, - Науч.доклады высш.школы. Научный коммунизм, 1983, Л 6; Печенев В.А; Революционная преемственность поколений. - В сб.: Вопросы теории и жизнь. -М.: Правда, 1980; Сулемов В.А. Союз молодых борцов: Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. - 2-е изд., доп.и перераб. -М.: Мол.гвардия, 1982; Токмань В.И. Восхождение к идее: Коммунистическая пропаганда и молодежь. - 2-е изд. -М.: Мол.гвардия, 1975; Янаев ГЛІ., Поликанов А.А. Возмужание. Вопросы теории и практики современного международного молодежного движения.-М.: Мол.гвардия, 1973. * См.: Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений. -В кн.: Преемственность поколений как социологическая проблема. - М.: Мысль, 1973; Воловик В.И. Преемственность поколений. -М.: 0-во Знание, 1973; Коган І.Н.; Павлов Б.С. Молодой рабочий: .- ІЗ -в кандидатских диссертациях в области исторического материализма вчера, сегодня. - Свердловск, 1976; Марков B.C. Проблемы социализации молодого поколения. - В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. - М.: Мол.гвардия, 1978; Момджян А.В. О несостоятельности идеалистических взглядов на взаимоотношения поколений. - В кн.: Социализм и молодежь. - М.: Мол.гвардия, . 1978; Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социологических обследований 1936 и 1972 г.г. -М.: Мысль, 1980; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность.поколений. -.М.: Политиздат, 1976; Теория и практика коммунистического воспитания. - М.; Мысль, 1981; Теория и практика коммунистического воспитания. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981 и др.

См.: Антонов А.А. Взаимоотношения поколений при социализме как социально-философская проблема. Автореф.дис. ...канд.фшюс.на-укі - Ростов-на-Дону, 1978; Воловик В.И. Преемственность поколений и прогресс социалистического общества. Автореф.дис. ... канд.филос.наук. - М., 1972; Казеннов А.С. Диалектика преемственности поколений в научно-техническом прогрессе. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - 1., 1978; Мельникова Н.М. Поколение, как категория исторического материализма. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - Саратов, 1980; Оникий А.М. Преемственность политического сознания при смене поколений. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - М., 1981; Петров Н.И. Преемственность поколений в трудовой сфере на современном этапе научно-технического прогресса. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - Саратов,.1981; Савенков А,И. Преемственность поколений и трудовые династии. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - Свердловск, 1978; Шевырногова І.А. Преемственность поколений в поступательном развитии обще- и научного коммунизма.

Представленные работы свидетельствуют о большом,неослабевающем внимании ученых к проблеме поколений. Однако целый ряд вопросов, связанных с анализом взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания молодежи не стал еще предметом специального рассмотрения в рамках научного коммунизма /исключение в известной мере составляют диссертационные работы В.П.Маслова и Е.В.Сергеева/. Это касается, прежде всего, более углубленной социально-политической характеристики молодежи как объекта и субъек- ства. Автореф.дис. ...канд.филос .наук, -М., 1981.

См.: Боженко І.Ф. Факторы активизации воспитательной деятельности старших поколений. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - М., 1982; Клепов В.Н. Преемственность поколений рабочего класса.в условиях развитого социализма. Автореф.дис. ...канд.филос.наук^ - М., 1979; Маслов В.П. Преемственность поколений в.производственном коллективе как проблема коммунистического воспитания. Автореф.дис. ...канд.филос .наук-, -М., 1982; Паскарь А.А. Закономерности преемственности поколений при социализме. Автореф. дис. ...канд.филос .наук. -М., 1981; Сергеев Е.Ф. Преемственность поколений и проблемы развития личности.в зрелом социалистическом обществе. Автореф.дис. ...канд.филос.наук. - Ростов-на-Дону, 1979; Упорова Г.И. Преемственность духовных потребно- ' стей поколений в условиях социалистического образа жизни. Автореф.дис. ...канд.филос .наук. -Л., 1981. та преемственности поколений и коммунистического воспитания, раскрытия содержания совдально-революционного опыта старших поколений в его специфическом преломлении к современным задачам классового воспитания молодежи, укрепления и развития революционной преемственной связи поколений общества развитого социализма.

Назревшей потребностью теории и практики коммунистического воспитания является также дальнейшее изучение основных факторов, направлений и средств формирования классового самосознания советской молодежи, в целом формирования у нее высокой политической культуры.

Таким образом, теоретическая и практическая актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.

Основной целью настоящей работы является теоретическое обоснование и анализ социально-политического аспекта взаимосвязи преемственности поколений и коммунистического воспитания советской молодежи, выявление роли социально-революционного опыта старших, поколений как фактора обеспечения социального и идейно-политического единства поколений развитого социалистического общества.

В ходе реализации поставленной цели диссертант стремился ре шить следующие задачи: .. на основе -сравнительного анализа имеющихся определений уточнить социальные.характеристики основных категорий, отражающих взаимосвязь преемственности поколений и воспитания; раскрыть место и роль советской молодежи в системе /ряду/ поколений в единстве ее /молодежи/ социальных объектно-субъектных проявлений; выявить и проанализировать специфику содержания социалистической преемственности поколений; раскрыть содержание и структуру социально-революционного опыта социалистических поколений и особенности его воздействия на характер классового воспитания советской молодежи, формирование ее классового самосознания; определить специфику классового воспитания молодежи, его место и роль как фактора единства и революционной преемственности поколений развитого социалистического общества.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма и, прежде всего, та часть их идейно^теоретического наследия, в которой получили отражение те или иные аспекты преемственности поколений, социально-воспитательного процесса, характеристики молодежи, ее места и роли в обществе.

В своей работе автор руководствовался решениями съездов нашей партии, постановлениями Пленумов ЦК КПСС, другими партийными документами, статьями и выступлениями руководителей партии.л правительства, в которых содержатся принципиально важные для нашего исследования идейно-теоретические установки и положения.

В диссертации широко представлены и проанализированы труды ведущих советских философов, социологов, психологов, этиков, педагогов, в которых в определенной степени нашла освещение проблематика исследуемой темы, а также материалы статистики, конкретно-социологических исследований, периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в дальнейшей разработке теоретико-методологических и социально-политических аспектов преемственности поколений, раскрытия места и роли различных фак торов, влияющих на этот процесс. Элементом научной новизны в дан ном исследовании является сама постановка проблемы, в рамках ко торой автор предпринимает одну из первых попыток социально-поли тического анализа взаимосвязи преемственности поколений и комму нистического воспитания советской молодежи. Раскрытие механизма этой взаимосвязи осуществляется на основе подхода к молодежи в единстве ее субъектно-объектных социальных проявлений, то есть как объекта и субъекта преемственности поколений и воспитания. Тем самым преодолевается ограниченность подхода, состоящего в рассмотрении молодежи преимущественно как объекта воспитания и лишь как потенциального носителя активных социальных функций, как "будущего" общества. .. ...

В диссертации формулируется и реализуется подход к раскрытию специфики преемственности поколений развитого социализма как особого, нового типа революционной преемственной связи поколений, в основе которой лежит социальное и идейно-политическое единство всех советских людей, их совместная деятельность, направленная на решение задач коммунистического строительства.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее ре- .. зультаты могут быть использованы для дальнейшего, более углубленного изучения проблем преемственности поколений и совершенствования содержания и форм идейно-политического воспитания молодежи, формирования ее политической культуры. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы при освещении ряда тем вузовского курса научного коммунизма /"Идеологическая борьба в современном мире", "Социалистический образ жизни", "Всестороннее раз- витие личности. Коммунистическое воспитание трудящихся"/, а также в качестве научно-методического материала для лекторов и пропагандистов в системе партийного и комсомольского политпросвещения, при составлении комплексных планов коммунистического воспитания молодежи /по разделу "Идейно-политическое воспитание"/.

Ряд выводов исследования может быть применен в практике работы партийных и комсомольских организаций при подготовке и проведении пропагандистских и контрпропагандистских мероприятий.

Основные положения диссертации были апробированы в выступлениях автора на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Ленин и молодежь", посвященной 100-й годовщине со дня рождения В.И .Ленина Діосква, І95Ю г./; на первых уральских социологических чтениях /Ижевск, 19.76 г./; на уральской региональной научно-практической конференции /Ижевск, 1980 г./; на научно-практической конференции молодых ученых вузов Удмуртской АССР /Ижевск, .1981 г./; на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Удмуртского государственного университета ИМ.50-Л6ТИЯ СССР /Ижевск, 1973-1983 г.г./.

Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседаниях кафедр научного коммунизма Удмуртского государственного университета им.50-летия СССР /декабрь 1983 г./ и Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ленинградском государственном университете им.А.А.Жданова /декабрь 1983 г./.

Материалы исследования использовались автором при чтении лекций по проблемам коммунистического воспитания на курсах повышения квалификации при Удмуртском 0К КПСС, для слушателей вечернего Университета марксизма-ленинизма при Ижевском ГК КПСС, на республиканских семинарах руководителей партийного и комсомольского политпросвещения, на методологическом семинаре Удмуртского ОК ВЖСМ, в Институте усовершенствования учителей УАССР.

Некоторые выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, были положены в основу рекомендаций методического совета при ОК ВЛКСМ по проведению Ленинского зачета в комсомольских органи зациях республики. По этим вопросам соискатель неоднократно вы ступал на страницах газеты "Комсомолец Удмуртии", печатного орга на Удмуртского ОК ШКСМ,

По теме диссертационного исследования автором в течение ряда лет читался спецкурс для студентов исторического факультета Удмуртского государственного университета.

Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в пяти научных публикациях автора.

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на 165 страницах машинописного текста, и библиографии, состоящей из 221 наименований.

Социальное содержание основных категорий процесса преемственности поколений

Поступательное движение общества, как закономерный процесс, нельзя представить себе вне непрерывной смены взаимодействующих поколений людей. Каждое поколение есть как бы живое деятельное звено в цепи исторического процесса. Единая история человечества складывается в процессе совокупной деятельности поколении по производству и воспроизводству жизни во всем многообразии ее общественно-исторических форм. Деятельность каждого поколения характеризуется специфическими общественными отношениями преемственности с предшествующими и последующими поколениями, т.е. социально-исторической связью с ними. Здесь имеет место диалектическое взаимодействие двух моментов: с одной стороны, каждое из поколений, наследует и развивает достигнутое до него, с другой - создает новые ценности, которые, в свою очередь, становятся исходной основой, предпосылкой и детерминирующим условием прогрессирующего движения следующих поколений. Весь окружающий нас мир, отмечали К.Маркс и Ф.:Энгельс, "...это - исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующего...", "...благодаря этому факту образует-ся связь в человеческой истории, образуется история человечества".

Отсюда следует, что история каждого поколения выступает прежде всего как история его деятельности, неразрывно и преемственно связанная с историей деятельности предшествующих поколений, с историей всего человеческого рода. В этом плане деятельность поколений рассматривается на двух уровнях: I/ как диахронная. развернутая в историческом времени деятельность ряда сменяющих друг друга поколений ; 2/ как синхронная, совместная деятельность сосуществующих /рядом живущих/ поколений. Соответственно, преемственность поколений, взятую в историческом плане, можно характеризовать двояким образом: как непосредственную взаимосвязь старших и младших поколений /горизонтальный срез/, и как опосредованное, косвенное влияние всех прошлых поколений на современные /вертикальный срез/.

Деятельность, достижения прошлых поколений, благодаря многообразным формам их объективации, не исчезают, а как бы становятся "присутствующим" фактором общественно-исторической среды, который определенным образом воздействует на характер жизнедеятельности следующих за ними поколений.

Действительно, мы зримо ощущаем, что настоящее насыщено прошлым, нередко оно /настоящее/ в тех или иных сферах общественного бытия предстает перед нами как своего рода наперед заданный результат деятельности наших предшественников. Эту объективную обусловленность общественно-исторической практики поколений-преемников К.Маркс подчеркнул в известной формуле: "Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого".

Вместе с тем наследие прошлых поколений /унаследованные"обстоятельства"/ не предопределяют полностью и однозначно деятельность наследников, а лишь некоторым образом обусловливают и побуждают их к определенным действиям по освоению и развитию этого наследства. Это значит, что хотя деятельность и цели людей не произвольны, а формируются на основе ранее достигнутых результатов, у каждого нового поколения всегда сохраняется возможность исторического выбора. Прошлое может лишь отчасти детерминировать настоящее, ибо люди являются продуктом обстоятельств в такой же мере, в какой эти обстоятельства создаютсясамими людьми. Следовательно, развитие и тем более прогресс общества возможны лишь постольку, поскольку здесь имеется историческое наследование, осуществляемое, так сказать, выборочно-избирательно через преемственную связь поколений.

При осмыслении закономерного характера и содержания этого процесса обнаруживается, что преемственность здесь выступает как форма исторической необходимости, а преемственность поколений -как содержание этой формы. Историческая необходимость всегда есть результат преемственной, от поколения к поколению развивающейся и потому изменяющейся деятельности людей.

Основоположники марксизма, обосновав диалектико-материалис-тическое понимание истории, показали, что в основе этой исторически обусловленной необходимости лежит реальная материально-производственная деятельность людей, и прежде всего - необходи мость удовлетворять свои непреходящие потребности, которые постоянно воспроизводятся и непрерывно возрастают, заставляя новые поколения людей возобновлять производство. При этом они вступают в определенные общественные /производственные/ отношения, тип и характер которых определяется уже достигнутым уровнем развития производительных сил.

Этот процесс имеет две стороны: количественную, состоящую в возобновлении численности населения и средств к жизни ; качественную, проявляющуюся в непрерывном наращивании деятельно-твбр оческих возможностей новых поколений. .Речь идет, отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, о"воспроизводстве непосредственной жизни двоякого рода". С одной стороны --производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилище... с другой - производство самого челове-ка, продолжение человеческого рода.Таким образом, "воспроизводство непосредственной жизни" через

Советская молодежь как объект и субъект преемственности поколений и коммунистического воспитания

Исследование преемственности поколений закономерно связано с выяснением места и роли молодежи в этом общественно-историческом процессе. Молодежь органично воплощает в себе потенциально и реально настоящее и будущее любого общества, принимая на себя функцию преемника и продолжателя дела предшествующих поколений.

Само включение молодежи в механизм преемственной связи поколений - диалектически сложный и противоречивый процесс. Правильное понимание содержания и специфического характера этого включения требует прежде всего методологически четкого рассмотрения диалектики объективного и субъективного в деятельности поколений, что открывает возможность для анализа соотношения."объект-субъект" в статусе молодежи как поколенческой совокупности, ее функционального места в механизме преемственности поколений, особенностей ее воспитания на опыте предшествующих поколений.

Трудность разграничения объективного и субъективного в социальных явлениях состоит, как известно, в том, что они постоянно взаимодействуют, как бы меняясь местами. Однако, в конечном счете, выявляется следующая "субординация" объективного и субъективного: в рамках их внутреннего единства первое /объективное/ играет решающую роль, определяя, в основном и главном, возможности границы, характер проявления субъективного. Если объективная сторона этого взаимодействия выступает в качестве наличных условий, обстоятельств деятельности поколений людей, определяющих цели, средства и реальные возможности их действий, а в известной мере, определяющих и их результаты, то субъективная сторона - это сознательно организуемая деятельность социального субъекта в соответствии с его установками, ориентациями, планами. Эта последняя, материализуясь в конкретных результатах практической деятельности людей, ведет, в свою очередь, к преобразованию самих условий и обстоятельств их жизни и деятельности, в целом их бытия.

На эту диалектику объективного и субъективного в деятельности людей указывал К.Маркс, подчеркивая: "...к а к само общество производит человека как человека, так и он производит общество", /разрядка автора - Б.Н./ Отсюда видно, что марксизм, признавая примат объективной детерминации деятельности людей, вместе с тем признает относительную самостоятельность субъективного фактора, учитывает его активно-преобразующую роль, воплощенную в сознательной деятельности классов, социальных групп, личностей. Хотя индивиды "...находят уже заранее установленными, условия своей жизни: класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем и их личную судьбу, подчиня-ет их себе", это,однако, не снимает их активности, относительной самостоятельности и избирательности как в выборе своих действий, так и в определении своих интересов, ориентации, целей /порой сугубо личных/ и т.д. Вот почему личность является, так сказать, суверенным субъектом, творцом тех или иных способов,форм своего существования.

Более конкретный подход к общественно-историческому процессу выявляет следующую реальную диалектику объективного и субъективного в нем: объективные условия, выступая определяющей предпосылкой по отношению к субъективному фактору, являются, вместе с тем, продуктом, результатом этого последнего его прошлой /опре-дмеяенной/ деятельности, и, в свою очередь, выступают активным элементом по отношению к объективным условиям.

Овладевая результатами деятельности предшествующих поколений, каждое очередное поколение с одной стороны, присваивает и развивает доставшееся ему наследство, а с другой - развивается само как его носитель и творец.

Отмеченное обстоятельство дает основание для выделения следующего ряда поколенческих общностей людей в зависимости от их позиции и отношения к наследуемому, его последующему развитию и творческому обновлению. Во-первых,, общность людей, готовящаяся к практическому овладению наследуемых форм и продуктов деятельности общества. Во-вторых, общность людей, находящаяся в процессе практического овладения наследуемым. В-третьих, общность людей, кото Экстраполируя эту мысль на молодое поколение, нельзя не признать, что его жизнедеятельность, социальный облик не во всем совпадает с обликом породивших его поколений.

Своеобразие "параметров" жизнедеятельности молодежи, ее места и роли в ряду поколений отражают очевидную взаимосвязь объективного и субъективного, непреходящего и преходящего, переплетение социально-всеобщего и социально-типизированного.

Место и роль революционного опыта старших поколений в коммунистическом воспитании советской молодежи

Необходимым условием и результатом поступательного развития общества, важнейшим фактором преемственной связи поколений является обеспечение непрерывающейся передачи старшими поколениями социального опыта вступающим в жизнь новым поколениям. Через освоение социального опыта осуществляется многосторонний процесс материального и духовного производства иявоспроизводетва общественных отношений.

Мера восприятия и масштаб обогащения каждым поколением опыта своих предшественников в решающей степени предопределяет темпы его социального становления, а следовательно, и в целом темпы социального прогресса. Социальное творчество, движение в будущее закономерно предполагает сохранение и обогащение всего цен тного, что накоплено в прошлом. Полнота проявления этой закономерности может рассматриваться в качестве критерия эффективности достигнутых результатов социального процесса в формировании поколений, в целом критерием результативности функционирования механизма преемственности поколений.

Процесс накопления и развития социального опыта выражает на каждом данном историческом этапе более высокую степень достигну того господства человеческих поколений как над силами природы, так и во все более глубоком познании законов развития общества, законов формирования самого человека.

Объективной основой формирования и передачи опыта является социальная практика людей. Говоря строго научно, социальное-содержание понятий "опыт" и "практика" в главном и основном совпадают. В марксистской трактовке социальный опыт включается в более широкое понятие социальной практики, поскольку вне человеческой деятельности, вне общественной практики не может быть общественного опыта. Первичным, следовательно, выступает практика, опыт же является атрибутом практики.1 Различие же между этими понятиями заключается в том, что, если практика - это действие, поиск /в том числе и методом "проб и ошибок"/, то опыт. - итог, результат «этих действий и поисков. Таким образом, практические действия людей становятся социальным опытом не в самом полном объеме, а лишь как результат отсеивания, отфильтрования наиболее существенного, устойчивого, жизнеспособного и т.п. Соответственно, революционный опыт как особый тип социального опыта -это определенный итог, концентрат революционно-практических, социально-политических действий масс. К .Маркс и Ф.Энгельс обосновали положение о том, что материальным носителем социального, опыта является в первую очередь предметный мир человека, создаваемый и преобразуемый его трудом.

Все системы передачи социального опыта исторически формировались в процессе трудовой деятельности людей. Труд, породив потребность в общении людей, создал и первоначальные предметные формы передачи их социального опыта,1

Созданный трудом поколений материально-духовный мир через механизм потребностей проникает во внутренний мир личности, детерминируя ее мысли, чувства, поступки, выступая в качестве своего рода посредника, транслятора социального опыта поколений в процессе их ..общения. Словом, этот внешний мир, объективированный деятельностью предшествующих поколений, становится в процессе его освоения внутренним /субъективированным/ миром новых поколе-,ний. Отсюда ясно, что нельзя разрывать, тем более противопоставлять опыт, представленный в предметных формах, и опыт социального субъекта, как развитой человеческой способности к определенной деятельности по его освоению и преобразованию. Это лишь разные формы и уровни проявления и реализации деятельной сущности человека как объекта и субъекта социального опыта. Важнейшим каналом передачи и усвоения социального опыта, его "распредмечивания" выступает воспитание /"обработка людей людьми", по Марксу/. Опыт предшествующих поколений может быть вое- -принят и стать собственным жизненным опытом новых поколений лишь через посредство других людей /по преимуществу, из числа пред тставителей старшего поколения/ в процессе их общения. Толь старшего поколения, - пишет Н.Ф.Талызина, - заключается в том, что оно организует деятельность нового с миром вещей так, чтобы раскрыть перед ним те их стороны, те закономерности, которые должны быть усвоены"-. .

Существует общая объективная основа социального опыта и воспитания, которая обусловливает их диалектическую взаимосвязь. Дело в том, что вне воспитательной деятельности поколений социальный опыт просто не может быть воспринят как таковой. Свою формирующую роль по отношению к индивиду, поколению он выполняет лишь"в".единстве с воспитанием. Передача социального опыта молодому поколению в принципе всегда носит воспитательный характер.

В свою очередь, воспитание испытывает на себе воздействие используемых средств, методов передачи социального опыта. Б этом плане развитие личности, как и поколения в целом, можно рассматривать как определенный итог, результат динамического взаимодействия социального опыта и воспитательной функции общества. В конечном счете, содержание и объем социального опыта, степень овладения им как на поколенческом, так и на индивидуальном /личностном/ уровнях измеряется мерой усвоения и использования наиболее существенного, важного, взятого из опыта предыдущих поколений. Однако, из этого, не следует, отмечал Ф.Энгельс, что каждый отдельный индивид должен лично испытать все на своем опыте; его индивидуальный опыт может быть до известной степени заменен ре

Особенности классового воспитания молодежи в развитом социалистическом обществе

Среди главных задач, решаемых Коммунистической партией, ВЛЛенин называл выработку у всех слоев трудящихся, в том числе молодежи марксистского, классового подхода, умения судить о событиях и поступках с точки зрения интересов миллионов, с позиций революционной идеологии и морали рабочего класса. Программныеустановки нашей партии в области классового воспитания молодого поколения базируются на фундаментальных положениях марксизма-ленинизма, богатейшей практике социалистического и коммунистического строительства, накопленном уникальном опыте воспитания юношей и девушек в духе верности делу рабочего класса, готовности защищать до конца его революционные завоевания. ХХУІ съезд КПСС акцентировал внимание на необходимости полнее учитывать в воспитательной деятельности реально достигнутый высокий уровень сознания людей общества зрелогоу-социализма, глубже раскрывать закономерности современной общественной жизни, особенности идеологического противоборства двух мировых систем.

Необходимость усиления внимания к классовой закалке молодежи актуализируется возрастанием роли политических факторов, их влияния на все стороны общественного развития, то есть политизацией общественной жизни. Эта тенденция отражает классово-противоположную природу основных социальных сил современного мира и представляет собой развертывание противоречивого по своему содержанию и глобального по своим следствиям процесса.

В капиталистическом мире все более усиливающееся давление политики господствующего класса на основные элементы социальной системы буржуазного общества имеет двоякий характер. С одной стороны, предельно наращивается политическая нагрузка буржуазного присутствия на всех "этажах" этой системы методами пропаганды преимуществ капитализма, разжигания антикоммунизма, антисоветизма, милитаризма, с другой - создается видимость проведения внеклассовой, нейтральной, социально беспристрастной линии.

Цель здесь состоит в том, чтобы растлить сознание людей и прежде всего молодежи духом наживы, потребительства, аморализма, ненависти к коммунизму. Влияние этих факторов в той или иной мере сказывается и на социалистических странах. Их учет особенно важен в связи с задачами коммунистического воспитания молодежи социалистического мира.

Политическое сознание современной советской молодежи формируется, с одной стороны, при отсутствии внутри страны условий для прямого, повседневного контакта с классовым врагом,.а с другой - при резком усилении и ожесточении идеологической борьбы на международной арене между противоположнырли системами. Как отмечал Ю.В.Андропов, "наше общество развивается не в тепличных условиях, не в изоляции от враждебного нам мира, а под холодными ветрами развязанной империализмом "психологической войны".1 Такая ситуация неизбежно требует поиска четких классовых ориентиров, нахождения таких форм и методов классового воспитания, которые вырабатывали бы у молодежи осознание того, что само социалистическое общество есть антипод капиталистического мира.

Наши идейные противники по-своему чувствуют важность этой проблемы. Не случаен их особый интерес к молодому поколению первой страны социализма. Он вызван именно тем, что оно не имеет собственного опыта классовой борьбы. Это объективно таит в себе опасность внеклассовых оценок действительности, нигилизма

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -М.: Политиздат, 1983, и т.п.

Мировоззрение советской молодежи формируется в эпоху, когда в сознании людей утверждаются новые критерии сравнения противоположных общественных систем. Оценки возможностей каждого общественного строя уже не могут ограничиваться только сопоставлениями материального уровня жизни, показателями промышленного роста, уровня грамотности и т.п. Масштабы и.спектр сопоставимого измерения становятся сейчас гораздо шире, охватывая преимущественно качественную сторону жизни, которые определяются внутренними законами каждой социальной системы. Если же учесть внешнеполитический аспект взаимоотношений этих систем, характеризующийся в настоящее время крайней напряженностью международных отношений, резким обострением идеологической борьбы, то все это . с особой актуальностью ставит вопрос о дальнейшем усилении классового воспитания всех членов социалистического общества, и особенно молодежи. "В борьбе двух мировоззрений, - отмечалось на ХХУ съезде КПСС, - не может быть места нейтрализму и компромиссам Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям".

На научно-теоретической конференции в Праге /май 1974 г./ отмечалось, что "особую ставку наши идейные противники делают на разрушение революционных связей между различными поколениями трудящихся, на их противопоставлении друг другу. В этих условиях исключительную роль приобретает воспитание - на основемарксистско-ленинской идеологии - классового сознания подрастающего поколения, правильного сочетания в нем патриотического и интернационального начала".Идеологическая борьба на международной арене становится все

Похожие диссертации на Преемственность поколений и коммунистическое воспитание советской молодежи