Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Кечмар Илона

Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР)
<
Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кечмар Илона. Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР) : ил РГБ ОД 61:85-9/204

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Семья и ее воспитательная функция при социализме

1. Семья как социальный институт 12

2. Особенности семейного воспитания 41

Глава II. Нравственное воспитание молодого поколения в семье

1. Содержание и направленность нравственно го воспитания в семье 70

2. Управление процессом семейного воспитания 108

Заключение I38

Список использованных источников И Литературы 147

Введение к работе

Коммунистическое воспитание подрастающего поколения социалистического общества является воспитанием его в духе новой морали. В.И.Ленин писал: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали"1. КПСС и ВСРП, руководствуясь данным ленинским положением, придают большое значение вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения.

Нравственное воспитание в семье органично связано с общественным воспитанием подрастающего поколения. По мере усиления общественного воспитания повышаются требования и к семейному воспитанию, к семье как социальному институту воспитания. "Следует усилить помощь семье, - записано в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной

школы" в СССР, - и одновременно поднять ее ответственность

за воспитание подрастающего поколения" Повышение ответственности семьи за воспитание подрастающего поколения и определяет в главном актуальность проблемы семейного воспитания, в особенности нравственного воспитания, в условиях социализма.

А.С.Макаренко писал, что семья при социализме становится "тем местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни"3.

Развитие социалистического общества усложнило весь строй семейной жизни. Возрастание общественной роли женщины, ее матв'

  1. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.41, с. 309.

  2. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля. - Правда, 14 апреля 19 г.

  3. Макаренко А.С. Соч., т.4. - М., 1951, с.34.

- Ц. -

риальное, духовное и образовательное равенство с мужчиной глубоко затронули все аспекты семейных взаимоотношений, выполняемые семьей функции, в том числе и воспитательную.

Проблема роли семьи в нравственном воспитании молодого поколения в условиях социализма особенно актуальна в связи с формированием активной жизненной позиции личности.

Выработка такой позиции обусловлена возрастанием роли нравственности как регулятора общественных отношений, необходимостью формирования таких нравственных качеств, как моральная устойчивость личности, рабочая совесть, высокий душевный настрой, чувство хозяина производства, оказывающих непосредственное влияние на эффективность и качество труда, на все поведение личности.

Знакомство с литературой, посвященной как общим вопросам

I 2

семейного воспитания*, так и нравственному воспитанию в семье ,

1. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М., Статистика, 1975:
Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. - м.,
Соцэкгиз, 1937; Зуйкова З.М. Быт при социализме. -М., МГУ,
1977; Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт советских жен
щин. - 1., Политиздат, 1983; Меликсетян А.С. Семья сегодня и
завтра. - М., Знание, 1982; Соловьев Н.Я. Брак и семья се
годня. - Вильнюс, Минтис, 1977; Семья и общество. -М.,
Наука, 1982; Харчев А.Г. Брак и семья.в СССР. - М., Мысль,

19/9; Cseh-Szombathy La"szl6.Csala^lszi6l<5giai problima'k ёв mSd-szerek.-Bp.,Gondolat,T979;H.Sas Judit.Eletmod es csalad ~Az emben viszonyok a*lakulasa a csala'dban.-Bp. ,Akadmiai Kiad<5,197

2. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное раз
витие личности. -М., Знание, 1978; Божович Л.Н. Личность и

ее формирование в детском возрасте. - М., 1968; Василенко В.А. Мораль и общественная практика. - М., МГУ, 1983; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. -М., Наука, 19/4; Ивашен-ко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. -М., Просвещение, 1981; Косолапов СМ., Рувинский Л.И. Управление процессом нравственного развития личности. -М., Знание, 1978; Лаптенек С.Д. Социально-этические проблемы семейно-брачных отношений в период развитого социализма. Автореф.дисс. -М.. 1983: Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.-М., МГУ, 1981; Шимин Н.Д. Коммунистическая мораль и семья. -Горький, 1975: Соколов В.Н. Нравственный мир советского человека. - М., 1981; Титаренко А.Н. Структура нравственного сознания. - М., Наука, I974-; Харчев А.Г. Нравственность и семья.-М., Знание, 1981; Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль и воспитание. - М.. 19?7; Харчев А.Г. Трудный путь к зрелости. -М., Знание, 1975; Проблемы нравственного воспита-(продолж.сноски на след.стр.)

- 5 -позволяет судить, что в СССР и ВНР данным вопросам уделяется довольно большое внимание. В ней показано, что семья является социальной ячейкой общества, активно воздействующей на психологическое и нравственное развитие личности. В семье начинает формироваться личность, ее социальные, нравственные, эстетические качества, понимание и усвоение ею норм общественной жизни, культуры, социального опыта. Семья, по сравнению с другими воспитательными институтами,отличается непрерывностью, разносторонностью и эмоциональностью своего воздействия»

Жизнь в семье, характер отношений в ней в первую очередь зависят от общества, а, с другой стороны, семья обладает относительной самостоятельностью . (Относительная самостоятельность -основа формирования своеобразной семейной психологии, которая характеризует семейный институт). История развития семьи показывает, что характер отношений в семье может передаваться из поколения в поколение. Совместная жизнь членов семьи, характер внутрисемейных отношений способствуют созданию в семье определенного настроя, специфических форм общения.-

Результаты научных исследований показывают, что от других малых групп семью отличают прежде всего следующие признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта и домашнего труда; особые морально-психологические и правовые отношения; выполняемые ею функции. Эти признаки не остаются неизменными по мере развития общества.

(продолж.сноски) ния студентов. - М., Высшая школа, 1977;

Нравственное воспитание. - М., Мысль, 1979: Нравственные проблемы развития личности. - М.д MTj, 1982; Нравственная . жизнь человека. -Мм Мысль, 1982; Семья в системе нравственного воспитания. (Актуальные проблемы воспитания подростков). -М., Педагогика, 1979: JIusza*r Tibor :i . ' , Erkolc ев tareadalom.-Bp.,Kossuth.1983;Ku!csar KalmSn. A mai magyar tarsadalora.- Bp.,Kosouth,1983.

I. По выражению Ф.Энгельса, общество состоит "сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул". (Энгельс Ф. Анти-Дюринг -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.331).

Социализм как новый общественный строй существенно преобразовал социальные функции семьи, внутрисемейные нормы, требования, образцы поведения. Изменение функций семьи "обусловлено материально-экономическими факторами, производительными силами, формами собственности, но эта обусловленность не прямая, а многократно опосредованная, причем главным опосредствующим звеном

является содержание духовной культуры"*.

Социально-экономическое развитие социалистических стран в значительной мере изменяет условия жизнедеятельности семьи. Особую значимость приобретает досуг, который "создает наиболее благоприятные возможности для эффективной реализации ряда семейных

функций..." .

С возрастанием участия общества в формировании личности роль семьи в этом процессе не снижается. Семья и при социализме остается важной социальной ячейкой, социальным институтом, формирующим личность.

Однако вопросы особенностей воздействия семьи на личность, специфики нравственного воспитания молодого поколения в семье еще не получили должного научного обобщения. Имеется много нерешенных вопросов, касающихся воспитания подростков в семье, содержания воспитательных функций семьи и возрастания роли семьи в нравственном воспитании в условиях социализма .

Следует настойчиво повышать гражданскую ответственность семьи перед обществом за воспитание детей. Важно всемерно распространять практику организации педагогического всеобуча роди-

  1. Семья и общество. - М., Наука, 1982, с.16.

  2. Там же, с.71.

  3. В ряде сообщений на Всесоюзной научно-практической конференции 25-27 апреля 1978 г. в г.Баку обосновывалась необходимость всестороннего изучения нравственных основ семейно-брач-ных отношений в современный период, их влияния на воспитание детей, подчеркивалось недостаточное внимание к этой проблеме. См.: Семья в системе нравственного воспитания подростков. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку 25-2? апреля 1978 г. -М., Педагогика, 1979, с.19, 50-51.

телей, организовывать для них систематическое чтение лекций по вопросам воспитания.

Решение проблем нравственного воспитания, повышения его эффективности зависит от организационных усилий и от их научно-теоретической разработки. Размах и уровень исследований пока отстают от потребностей социальной практики. Теории коммунистического воспитания, теории идеологии, этике необходимо, на наш взгляд, более внимательно изучать содержание, средства и методы, механизмы нравственного воспитания в семье, раскрывать проблемы управления воспитательным процессом. Огромный воспитательный потенциал СеМЬИ ОбщеСТВО МОЖвТ ЭффеКТИВНО ИСПОЛЬЗОВаТЬ Путем СИСТ{

матического усиления, с одной стороны, экономической и моральної помощи ей, с другой - повышением требовательности к родителям, от которых в первую очередь зависит благоприятная для нравственного воспитания морально-психологическая атмосфера в семье.

Концепция управления процессом всестороннего развития личности, в том числе и в семье, получила сегодня широкое распространение1. В исследованиях дается целостное представление о научном управлении, его сущности, целях, методах, месте в системе научного управления обществом в целом; разрабатываются рекомендации по применению принципов и методов научного управления формированием личности. Однако концепция управления процессом нравственного воспитания в семье еще недостаточно разработана. Ее разработка предполагает выяснение прежде всего понятия семьи ка*

I. См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977; Афанасьев В.Г. Еще раз о проблеме научного управления. В кн.: Научное управление обществом, вып.З. - М., 1969; Дзю-банов В.А. Методологические аспекты и принципы управления вое питанием. - В кн.: Методологические аспекты управления процессом воспитания и формирования личности нового типа. - Смоленск, 1976; Зворыкин А.А.. Гурьянов СТ. Прикладные аспекты социального управления. - М., МГУ, 1983; Моральная регуляция и личность. - М., МГ.У, 1972; Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования. - Новосибирск, Наука, 1980.

- 8 -социального института нравственного воспитания, как институциональной системы, регулируемой и контролируемой обществом.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить особенности семьи как социального института социалистического общества, содержание и осуществление ею воспитательной функции, возрастание роли семьи в нравственном воспитании и в социальном управлении в условиях социализма.

Достижение цели диссертации предполагает решение следующих задач:

охарактеризовать семью как социальный институт нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях социализма;

выявить содержание нравственного воспитания в семье; характер воздействия на ребенка родителей, взаимоотношения между семьей и другими воспитательными институтами;

обосновать возрастание роли семьи при социализме в нравственном воспитании в связи с повышением требований к ней;

раскрыть управленческие задачи общества в процессе нравственного воспитания в семье.

Методологическую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС и другие партийные документы КПСС, партийные документы ВСРП.

Система нравственного воспитания находит свое теоретическое обоснование в марксистской социологии, теории коммунистического воспитания, в этике. В ее основе лежат незыблемые методологические принципы научного коммунизма - материалистический монизм, историзм, классовость и партийность, системный подход, в том числе и к анализу проблем семьи, нравственного воспитания Эти принципы служат руководством для последовательной и бескомпромиссной критики буржуазных взглядов по вопросам семьи, морали, воспитания, в борьбе против пережитков прошлого в созна-

- 9 -нии и поведении некоторой части людей в социалистическом обществе.

Большой ценный опыт нравственного воспитания подрастающего поколения был накоплен замечательными советскими педагогами А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинским. Он широко используется в диссертации. Автор опирался на анализ содержания нравственного воспитания в работах таких советских и венгерских ученых, как Л.Н.Архангельский, О.Г.Дробницкий, А.А.Гусейнов, Е.Фаркаш, И.Хорват, А.И.Титаренко. Одними из первых в советской науке ука* зали на важность проблемы управления процессами нравственного воспитания Ю.В.Согомонов, М.Г.Журавков, Д.Н.Неделин, В.А.Блюм-кин, Н.М.Мухортов.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы конкретных социологических исследований, данные статистики, обобщение практического опыта жизнедеятельности семьи и ее воспитательной функции.

В диссертации дана характеристика семьи как социального института нравственного воспитания, то есть своеобразной формы опредмечивания и средства осуществления человеческой деятельности и общественных отношений, как группы людей с их определенным положением (статусом), ролями и совокупностью норм, которая выполняет организационные, регулятивные и другие социальные функции.

На основе характеристики семьи как социального института в процессе исследования устанавливается зависимость нравственной воспитанности детей в семье от следующих основных факторов:

моральной атмосферы в семье;

моральных ценностей, которых придерживается семья;

форм и способов передачи детям нравственного опыта родителей;

социальной и трудовой активности родителей (семьи);

организации жизни семьи.

Нравственное воспитание в семье есть сознательное и целенаправленное воздействие на формирование ребенка, координация взаимодействия с другими воспитательными институтами, трудовыми коллективами»

Укрепление социальной сплоченности общества, упрочение его морально-политического единства в условиях развитого социализма открывает широкие возможности для возрастания роли нравственных начал в жизни общества в целом и для научного управления развитием нравственного сознания и моральных отношений в семье.

Решение поставленных в ходе исследования задач предопределяет и практическую ценность диссертационной работы.

Сравнительный анализ результатов теоретических исследований и обобщения практического опыта нравственного воспитания в семье, совершенствования его в двух братских социалистических странах позволяет, с одной стороны, существенно обогатить арсенал средств и методов исследования данного вопроса как в Советском Союзе, так и, особенно, в Венгрии, а с другой - обеспечить большую эффективность проводимых в каждой из этих стран мероприятий по воспитанию молодого поколения. Изучение нравственного воспитания в семье позволяет делать систему воспитательного воздействия на молодое поколение более полной и целенаправленной.

Выявление семьи как социального института нравственного воспитания имеет непосредственное значение для оптимизации ее функционирования. Исследование проблем семьи и семейного воспитания в условиях развитого социализма социально значимо для повышения эффективности планирования, прогнозирования процес-

- II -

сов жизнедеятельности общества.

Структуру диссертационного исследования составляют введение, две главы, заключение и список источников и использованной литературы.

Семья как социальный институт

Семья - это понятие, проникшее в число научных категорий из повседневного обихода. На уровне обыденного сознания она имеет различные толкования. Люди вырастают в семье, их жизнь протекает в семейных рамках, вследствие чего в их сознании формируютс многочисленные специфические, индивидуальные образы семьи.

Вопросами семьи наука занимается давно, но лишь с позиций материалистического понимания истории стало возможным подлинно научное изучение семьи, выяснение исторических закономерностей ее развития. Основоположники научного коммунизма уделяли большое внимание изучению семьи. К.Маркс и Ф.Энгельс в своих трудах, в особенности "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и в других изложили диалектико-материалистическое учение о семье.

Согласно их взглядам, одной из предпосылок всякого человеческого существования является то, "что люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей, размножаться: это - отношение между мужем и женой, родителями и детьми, семья. Эта семья, которая вначале была един ственным социальным отношением, впоследствии, когда умножившиеся потребности порождают новые общественные отношения, а размножившееся население - новые потребности, становится... подчиненным т отношением..." . Данные положения К.Маркса и Ф.Энгельса, сформулированные в "Немецкой идеологии", раскрываются затем в ряде работ и прежде I. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., 2-е изд., т.З, с.27. всего в книге Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". В предисловии к ее первому изданию он писал: "Согласно материалистическому пониманию, определяющим МОМЄЕ том в истории являются в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - груда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд , чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей"1.

Моменты производства и воспроизводства непосредственной жизни находятся между собой в постоянном определенном взаимодействии, но значение каждого из них на различных стадиях исторического процесса далеко не одинаково. Первостепенная на самых ранних стадиях роль производства людей (кровные связи) в процессе дальнейшего общественного развития начинает отступать на задний план.

Марксизм рассматривает семью в неразрывной диалектической связи со всем общественным процессом. "Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, - писал К.Маркс, - и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, оп 2ределенное гражданское общество" .

Главная тенденция развития семьи в первобытную эпоху состой ла "...в непрерывном суживании того круга, который первоначальні охватывает все племя и внутри которого господствует общность брачных связей между обоими полами"1.

На конечном этапе развития первобытнообщинной формации господствующим стал парный брак. С переходом к рабовладельческой формации главной целью брачного союза стало увеличение богатства и обеспечение условий его наследования. Развитие данной тенденции остановилось на патриархальной семье, которую Ф.Энгельс определил как "промежуточную форму" между многоженством и моногамией. Она включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов. Патриархальная семья являлась одновременно производственным объединением и мог ла достигать нескольких сот человек.

"С возникновением моногамии резко усилились роль родителей в воспитании детей и их ответственность за это воспитание... Моногамия уже в ее наиболее грубой частнособственнической форме оказала решающее влияние на формирование таких нравственных понятий и соответствующих им чувств, как супружеский и родительский долг, честь и достоинство семьи, понятий, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии, облагораживании семейно-бытовых

С переходом к феодализму "моногамия, развившаяся на развалинах римского мира, - писал Ф.Энгельс, - в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древ-ность" .

Распространение "мировых религий", прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скрепляющие семью. Семья господствующего эксплуататорского класса, освобожденная от хозяйственных забот, достигла такой стадии духовного развития, при котороі могли появиться "рыцарское отношение к женщине" и "рыцарская любовь". Поскольку частная собственность оставалась основой брач-но-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы и вносили противоречия в моногамную семью,

Капиталистическое общественное производство разрушило хараї тернуго для феодализма связь между жизнью семьи и производством и из всех экономических функций оставило у семьи лишь функцию организации потребления и быта. Большинство семей стало включать только супругов и их детей (нуклеарная семья). Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в обслуживающих учреждениях. Брак как экономический институт стал постепенно превращаться и в морально-правовой союз мужчины и женщины. Однако буржуазное общество препятствует созданию условий для переустройства семьи, появлению новых норм семейно-брачных отношений.

Марксизм доказывает, что новая форма семьи может быть создана лишь при социализме, на основе утверждения общественной со ственности на средства производства. "На высшей ступени своего развития, - писал К.Маркс, - принцип частной собственности противоречит принципу семьи. Таким образом, получается, что в противоположность сословию природной нравственности, сословию семейной жизни, лишь в гражданском обществе семейная жизнь становится жизнью семьи, жизненным проявлением любви"1. В ходе социалистической индустриализации, кооперирования сельского хозяй ства, культурной революции, установления равноправия женщин,повышения социальной активности создаются объективные условия для становления семьи нового типа. Так, в Венгрии среди происше? ших всеобъемлющих экономических и общественных процессов, повлиявших на организацию семьи, наиболее значительными следует считать преобразование отношений собственности на средства проиг водства и товарооборота, изменение форм организации производства, распространение в результате новой системы оплаты труда и распределения массового, постоянного женского труда вне дома, а также появление среди перечисленных факторов таких новых экономических

Особенности семейного воспитания

Духовная жизнь каждого конкретного человека проявляется в его мыслях и чувствах, чертах характера, намерениях, целях, в его.нравственном облике. Эти психические качества и свойства складываются в результате воспитания и образования; на их формирование непосредственно влияют экономическая, социальная и духовная жизнь того общества, в котором живет и развивается личность, те духовные ценности, которыми располагает данное общество. Для усвоения ребенком языка окружающего мира, человеческих отношений, культуры необходимо воспитательное влияние и участие взрослых. Семья является первым социальным институтом, посредством которого подрастающее поколение усваивает структуру данного общества, систему его норм и оценок, регулирующих деятельность и поведение людей. Вследствие этого каждое новое поколение становится носителем материальной и духовной культуры данного общества. Функции семьи находятся в движении под влиянием изменения в обществе. "Общественные процессы... в большинстве случаев преобразуют семейную структуру, функции семьи, распределение ролей, т но не уменьшают ее значимость" . Социализм преобразовал внутрисемейные нормы, требования, образцы поведения. Планомерное строительство социалистического общества, научно обоснованная экономическая и социальная политика дают возможность укреплять социалистические элементы семьи и тем самым усиливать значение семьи как социального института воспитания. Сложившаяся система социальных институтов сделала семью более открытой для внешних воздействий на членов семьи, то есть между семьей и окружающей социальной средой возникла значительно большая, чем прежде, взаимозависимость. Относится это и к системе социальных институтов, таких как школа, общественные организации, призванных разделить с семьей ее воспитательную функцию. Подрастающая в семье личность развивается в среде скрытого, проявляющегося спонтанно, непреднамеренно, воздействия, т.е. в естественных жизненных условиях, а также под влиянием сознательно направляемых воспитательных воздействий. Семейное воспитание осуществляется с помощью целой совокупности "факторов, максимально способствующих становлению и развитию личности. Главное среди них - специфически интимный, доверительный характер нравственно-психологического климата семьи, наличие в ней не только "горизонтального", но и "вертикального" (по возрасту) общения, играющего решающую роль в развитии детей, многоролевая структура семейного коллектива, обслуживающая многогранность его воспитательного воздействия" . Сознательное семейное воспитание, привитие навыков, контроль, ооучение, наказание и поощрение формируют жизненную программу ребенка, укрепляют его систему ценностей и способ поведения. Принадлежность к семейному коллективу порождает так называемую семейную идентичность (осознание принадлежности к семье). Воспитание в семье есть развитие ребенка в целостную личность, характеризующуюся единством знаний, убеждений и действий, слова и дела . Здесь начинается приобщение к труду и профессиональная ориентация, учитывающая прежде всего не шкалу престижа профессий, а склонности, способности, задатки детей. В семье происходит становление внутренней позиции личности и ее направ-ленности . Основой направленности личности служат эмоциональные и умственные образования, которые составляют особую разновидность продолжительных психологических состояний, позволяющих судить, как человек воспринимает и чувствует внешний мир, выяв Q ляет волевые способности и интересы

Источник нравственных ценностей личности в социалистическом обществе заключается в идеологии, культуре, в характере каждодневной жизнедеятельности, в особенностях общественной группы, к которой она принадлежит.

Одним из решающих условий формирования нравственной личности является семейная среда, поскольку она первой вводит нас в многогранную деятельность общества. Большая часть моральных чувств, взглядов и представлений рождается в семье, ибо мораль не рождается вместе с человеком. Познание нравственных ценностей происходит в процессе жизнедеятельности.

Наряду с нравственными ценностями всегда существует оценка,то есть сознательное выделение одних вещей и исключение других. Роль семейного воспитания заключается, с одной стороны, в устранении явлений и норм, противоположных ценностным системам социалистической морали, с другой стороны, в выделении общественно важных ценностей, а также разрешении тех противоречий, в которые вступает ребенок с его окружением.

Представляя собой отношения между мужем и женой, родителями и детьми, семья функционирует как относительно устойчивая социальная общность, поскольку воспитание детей, подготовка их к различным формам общественной жизнедеятельности требует стабильного, систематического воздействия родителей и других родственников на формирующуюся личность. "Обусловлено это спецификой семьи как интимной, относительно замкнутой группы, источники единства и сплоченности которой не только в общности интересов и устремлений ее членов, в их взаимозависимости и взаимопомощи, но и в могучих, идущих из самых глубин человеческой природы чувствах супружеской и родительской любви"

Среди факторов воспитания в семье особое значение имеют взаимоотношения между родителями и детьми. "Взаимоотношение родителей и детей, - пишет Л.К.Пелипенко, - сложное нравственно-психологическое и социально-педагогическое явление, обусловленное глубокими социальными причинами, взаимосвязью семейных иобщественных отношений" . Далее Л.К.Пелипенко утверждает, что взаимоотношения родителей и детей есть, с одной стороны, личностное выражение процесса взаимодействия между воспитателем и воспитанником, с другой - внутренняя личностная основа процесса семейного воспитания. Отношение родителей к ребенку имеет социальную основу, которая определяет развитие родительскойсемейного воспитания. Эффективность воспитательного потенциала семьи зависит от единства формы и содержания взаимоотношений между детьми и родителями. Форма взаимоотношений - это общение, содержание - деятельность»

Социальная среда не определяет однозначно облик личности. Влияние внешних условий всегда преломляется через внутреннее, как отмечал известный советский психолог С.Л.Рубинштейн . Через свою деятельность человек влияет на среду и испытывает на себе ее влияние. Марксистская теория воспитания в полной мере учитывает как влияние среды на человека, так и роль человека в изменении этой среды, в процессе которых человек создает и свою собственную личность. В.А.Сухомлинский отмечал, что имеются два источника воспитания детей и подростков. Один - это сознательное воздействие воспитателя, школы. Другой - это "сложные отношения", которые окружают ребенка. Они являются для него средой, которая дает наглядные уроки, раскрывающие содержание моральных понятий. Если первый источник воспитания целиком сознателен, то второй - влияние самой жизни - в значительной степени носит стихийный характер. Но этот стихийный характер не исключает возможности и планомерной организации самих объективных условий жизни, имеющей целью гармонизировать влияние объективных условий и субъективного фактора. Целенаправленное воздействие на развитие личности предполагает поэтому комплексный подход к рассмотрению роли как общественной среды в целом (макросреда), так и непосредственного окружения человека, микросреды (семья, школы и других факторов) .

Преимущество социализма состоит в том, что жизнь и воспитание в принципе не идут вразрез друг с другом. Воспитание - это целенаправленное воздействие общества на человека; по определе

Содержание и направленность нравственно го воспитания в семье

При анализе содержания и организации нравственного воспитания в семье важно исходить из общей его характеристики. "...Нравственное воспитание в социалистическом обществе, - по определению Л.М.Архангельского, - есть целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей, формирующее у них моральные качества, соответствующие идеалам и принципам коммунистической морали" .

Процесс нравственного воспитания включает в себя ориентацию индивидов на надлежащее поведение, одобрение или осуждение -в прямой или косвенной форме - конкретного поступка с точки зрения общественного мнения, использование положительных примеров в качестве стимула, такого общественно-психологического фактора, как моральная атмосфера семьи, коллективов и других общностей людей.

Нравственное воспитание как целеустремленное влияние общества на личность предполагает и активное отношение последней к внешним воздействиям. Иначе говоря, люди усваивают нормы общественного поведения через призму личных интересов, которые, в свою очередь, формируются под влиянием и нравственного воспитания. Важнейшее место в иерархии социалистических ценностей занимает творческий, общественно полезный труд, развитие общества по пути к коммунизму, выполнение задач, поставленных марксистско-ленинской партией. Этим обусловливаются проявляющиеся в сфере личной жизни человеческие потребности, гармонирующие с нор мами и основополагающими принципами социалистической морали. Совпадение в условиях социализма основных интересов общественных групп, общественных и личных интересов, естественно, не исключает различий конкретных потребностей, стремлений, желаний и т.д. Составляющие отдельные общественные группы люди отличаются друг от друга своими знаниями, жизненным опытом; их суждения о различных явлениях не совпадают. Действия человека как общественного существа являются актами, направленными не только на удовлетворение его индивидуальных, личных потребностей, но и общественных потребностей. Это касается и поведения членов семьи.

А.С.Макаренко обращал внимание на то, что нельзя отделить семейные дела от дел общественных. "Ваша активность, - говорит он родителям, - в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителей. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно переходить к детям... Они должны знать, что вы - общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами перед обществом"1.

Через всю систему нравственного воспитания усваиваются гуманистические нравственные традиции, прогрессивные моральные ценности, основные принципы и нормы и становятся чертами характера человека. В.И.Ленин, развивая идеи о воспитании молодежи в духе коммунистической нравственности, обращал внимание на формирование способности мыслить категориями общественных целей, в противовес эгоистическим расчетам, готовности жертвовать ради исторического дела, выработку нового отношения к труду, сознательной дисциплины. Он молодежи говорил: "...для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует: это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой I. Макаренко А.С. Соч. в семи томах, тЛ. - М., 1957, с.347. борьбы пролетариата"1.

Ленин рассматривал коммунистическое воспитание как воспитание нетерпимости к эгоистам и мелким собственникам, он выступал против аферистов, тунеядцев, хулиганов, паразитов, против взяточничества, подлости, утраты человеческого лица

Осуществление нравственного воспитания, как и коммунистического воспитания в целом, предполагает определенную его направленность. Родителям важно отдавать себе отчет в том, какие цели они преследуют, какими средствами намерены достигать поставленных целей и т.д. "...Родители должны иметь четкое представление как о конечной цели, так и путях ее реализации. Для этого, как показывает опыт работы народных университетов семей-но-бытовой культуры, этического образования и просвещения в БССР, преподаватели стремятся обогатить родителей необходимыми знаниями философско-этического характера. Важное место среди последних принадлежит расшифровке слагаемых коммунистическогоидеала личности"

По своему содержанию нравственное воспитание в семье сводится к воспитанию подрастающего поколения в духе моральных ценностей социалистического общества. В формировании нравственной позиции, духовного мира молодежи большое значение имеет воспитание на коммунистических идеалах, понимание целей и смысла жизни. Коммунистический нравственный идеал всегда носит активный характер: он требует от человека не просто избегать зла, а совершать добрые дела, активно бороться с несправедливостью, требует гражданского поведения, классового подхода ко всем явлениям общественной жизни.

В процессе воспитания важно формировать направленность личности и ее нравственные качества. "Направленность личности -это диалектическое единство ее влечений, потребностей, интересов" . В современных условиях нравственным образцом "представляется личность, сочетающая в себе коммунистическую идейность, патриотизм и интернационализм, добросовестное и творческое отношение к труду, верность общественному долгу, чувство гражданской ответственности, духовное богатство и нравственную чистоту, общественную активность, непримиримость к недостаткам и гуманное отношение к людям, целеустремленность и революционный оптимизм, единство слова и дела" .

Знание нравственных норм и принципов, целей и способов их достижения образуют в сознании человека некоторую ориентировочную основу, так называемый нравственный образец, который включает в себя "нравственный результат деятельности, конкретные акты поведения и оценку этих актов, знание цели, смысла поведения" . В результате такого усвоения формируются моральные качества личности, ее моральное сознание. Последнее "делится на два уровня: на уровень знания морально-ценностных норм и на уровень самоотождествления с ними" .

Процесс формирования нравственного сознания представляет собой лишь одну сторону развития нравственности. Другую сторону составляет нравственное поведение. В идеальном случае обе стороны развиваются параллельно: человек понял, что то или иное поведение непозволительно и больше никогда не будет делать этого. Однако формирование морального сознания связано не исключительно с выработкой нравственного поведения, поэтому случается, чтоповедения неправильна, и все же следует ей.

Высшей формой развития сознания является самосознание. Моральное самосознание выполняет функцию "дирижирования" нравственной жизнью человека. Если сознание регулирует поступки и поведение человека, то самосознание управляет всей нравственной жизнью человека как единым, целостным процессом.

Моральное сознание проявляется в моральных действиях . Ценность морального действия определяется в первую очередь его содержанием. Оценка содержания, как утверждает Эндре Фаркаш, осуществляется на основании двух конкретных критериев. С одной стороны, оценивается общественное значение действия, та социально-историческая направленность, которая им реализуется, с другой -оценивается и то, на каком уровне находится нравственность индивида по содержанию.

В формировании морального сознания, моральных качеств личности значительную роль играют моральные нормы, поддерживаемые общественным мнением, примеры окружающей людей, личный опыт, информация о конкретных типах и способах поведения, средствах достижения нравственной цели. "Совершенствование развитого социализма, - говорил Ю.В.Андропов, - немыслимо без большой работы по духовному развитию людей. ...Формирование человека начинается с первых лет его жизни... Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" .

Управление процессом семейного воспитания

Управление процессом нравственного воспитания основывается на общих принципах управления социальными процессами. Поэтому кратко остановимся на такого рода принципах, разработанных в марксистско-ленинской теории.

К.Маркс рассматривает управление как существенную, исторически непреходящую черту общественного бытия. "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере" . Важной особенностью понимания Марксом управления является то, что он не ограничивает его только сферой производства, а рассматривает управление как имманентный признак общественного организма в целом. Общественное управление в любом классовом обществе, включая и социалистическое, носит политический характер. I. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. - Соч., 2-е изд., т.23, с.342.

В теории общественного управления само понятие "управление" трактуется достаточно широко. В терминологическом плане наиболее близки друг к другу понятия "управление" и "руководство". "Руководство - наивысший, наиболее общий тип управления, его ядро и ось. Оно находит свое выражение в политике коммунистической партии, пронизывая всю общественную жизнь, создавая основы бытия социалистической системы" . Осуществляя руководство, коммунистические партии определяют основные направления развития, формулируют стратегические цели построения нового общества.

Не вдаваясь в подробный анализ понятия управления обществом, выделим лишь вопросы, относящиеся к управлению воспитательным процессом в семье. Прежде всего отметим, что социализм, уничтожив частную собственность, антагонистические классы и добившись социально-политического и идейного единства, утвердив новый образ жизни и общенародную мораль, создал тем самым необходимые условия для управления всеми его процессами. Марксистско-ленинская наука обосновывает принципы управления. Так, установлено, что степень управляемости отдельным явлением тем выше и непосредственней, чем ближе оно расположено к материально-вещественным основам общественной жизни . Чем выше мы поднимаемся "по ступеням общественной лестницы" и чем скорее приближаемся к специфическим социальным, идеологическим и психологическим процессам и явлениям, тем сложнее вопросы, связанные с их управлением и регулированием. В духовной сфере общественной жизни сильнее проявляются и определеннее дают о себе знать свойства, предпочтения, вкусы и т.д. отдельных личностей. Именно поэтому здесь сохраняют свою роль определенные спонтанные регуляторы, которые не поддаются планированию и предвидению в той жестепени, как это имеет место в сфере материальной жизни общества. И все же в социалистическом обществе в принципе каждое явление и каждый процесс управляем. Познание специфики духовной сферы дает возможность коммунистической партии управлять происходящими в ней процессами при обеспечении соответствующих социальныхусловий, целенаправленной, планомерной деятельности людей .

Один из признаков развивающейся общественной системы - этоее постоянно усложняющаяся структура . По степени своей сложности, многообразию связей, отношений и процессов, по богатству тенденций и возможностей развития социальный строй превосходит все естественные объекты общества. Сложность социального строя проявляется в том, что он включает в себя различные структуры, строящиеся по иерархическому принципу. Каждая подсистема - и семья в том числе - имеет свою программу и свой образ действия. Вместе с тем между общественными подсистемами существует прочная взаимосвязь. Подсистемы относительно самостоятельны и обладают способностью самоорганизации или самодеятельности. Особенно это относится к семье, как к подсистеме общества, которая строится на основе межличностных отношений, и в которой самоорганизация, творческие начинания человека имеют решающую силу. Возникновение и развитие самоорганизации, самодеятельности в социалистическом обществе - общественно-политическая целевая установка, нуждающаяся в научном управлении для достижения объективно обусловленных целей коммунистического строительства.

Общество, в том числе и социалистическое, носит признаки сложной системы, где объективные закономерности выступают лишь общими тенденциями развития и не определяют конкретных форм ивременных границ осуществления отдельных преобразований. Поэтому важно координировать и направлять прогрессивные формы проявления объективных тенденций, ускоряя, таким образом, все развитие социалистической системы, раскрывая ее творческие возможности, используя ее преимущества по сравнению с капитализмом. Характерные черты социалистического строя проявляются в многообразных общественных отношениях. Социалистические общественные отношения по их субъектам, по сферам проявления и другим критериям подразделяются на материальные и идеологические отношения, на классовые, национальные, семейно-бытовые, на экономические, политические, правовые, моральные и т.д.

Марксистско-ленинская теория общества раскрывает диалектическую взаимосвязь между производственными и другими общественными отношениями. Развитие производственных сил и соответствующих производственных отношений обусловливает развитие в конечном счете всех других общественных отношений, в том числе и семейных. "Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий ихпроизводства" 1 .

Основная задача научного управления сводится, следовательно, к обеспечению развития общества, его групп и составляющих их личностей. Иначе говоря, к усовершенствованию тех общественных механизмов, которые самым непосредственным образом влияют на людей, их деятельность и поведение. Для этого, кроме учета действия объективных факторов, необходимо знать закономерности"ассимиляции идеологических влияний" , рпираясь на которые и возможно осуществлять пропаганду марксисистско-ленинской идеологии, социалистического образа жизни и других ценностей. При этом важно, чтобы содержание пропаганды, используемые ею средства и методы соответствовали интересам, образу мыслей, культурному уровню людей. Следует иметь в виду и то, что каждому большому общественному мероприятию должно предшествовать изучение той социально-психологической среды, в которой будет осуществляться это мероприятие, т.е. необходимо постоянно исследовать общественное мнение, настроение, морально-психический климат, отражающие данное состояние общественного сознания.

Объектом управления нравственной жизнью общества является, во-первых, нравственная жизнь человека как процесс, во-вторых, нравственная жизнь как фактор совершенствования всей общественной жизни. "Объектом управления нравственной жизни социалистического общества оказывается вся совокупность нравственных отношений (нравственная практика отдельных лиц, групп, акции соци ральных институтов)" .

Субъектом регуляции, а следовательно, и управления, выступают, таким образом, сами люди, социальные институты: семья, школа и др. В современных условиях перед наукой встают задачи обоснования научной цели и программы нравственного воспитания,рациональной организации и информационной структуры нравственно 3воспитательного процесса, анализа режимов, форм и методов .

При управлении теми или иными социальными процессами важно иметь в виду, что оно имеет свои особенности, обусловленные

Похожие диссертации на Семья как социальный институт нравственного воспитания молодого поколения в социалистическом обществе (на материалах СССР и ВНР)