Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Золотарева Татьяна Филипповна

Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма
<
Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Золотарева Татьяна Филипповна. Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/215

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Содержание общественного долга молодежи в условиях развитого социализмадиалек тика общественного и морального долга 14-43

Раздел II. Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молоде жи в условиях развитого социализма 44-86

Раздел III. Основные форш и методы работы партийных, комсомольских организаций по воспитанию у молодежи сознательного отношения к обще ственному долгу в условиях развитого социализма 87-129

Заключение 130-137

Список использованных источников и литературы 138-154

Введение к работе

Развитое социалистическое общество в нашей стране - это "общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов . И советский человек,с присущей ему коммунистической идейностью, подлинным коллективизмом, нравственной силой,является одним из главных завоеваний социализма.

Успехи в формировании человека коммунистического типа не снимают проблем коммунистического воспитания, в том числе и воспитания нравственного. ".. нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека, - подчеркнул ХХУІ съезд КПСС.-'Это - одна из неотъемлемых составных частей социальной политики, цель которой благо и счастье людей .

Сложны, масштабны, многогранны задачи, которые решает наша страна по совершенствованию развитого социализма. Их выполнение требует от каждого высокой ответственности за порученное дело, сознательной дисциплины, творческой активности, высокого сознания своего долга перед страной. При решении новых задач, учил В.И.Ленин, "с политической точки зрения подготовка именно масс есть самое важное .

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо решительно поднять на уровень тех больших и

  1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, с. 4*

  2. Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с. 64.

  3. Ленин В.И. О профессиональных союзах, о текущем моменте

и ошибках т.Троцкого. - Поли. собр. соч., т. 42, с. 217.

_ 4 — сложных задач, которые решает партия в процессе планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма» Их реализация прямо зависит от уровня сознательности и активности трудящихся. "И сегодня нравственная сила советского общества - одно из важных условий наших успехов"1.

Б работе с молодежью, историческом преемнике достижений социализма, КПСС постоянно указывает на необходимость повышения эффективности всей деятельности партийных и комсомольских организаций по воспитанию молодежи в духе ответственности за судьбы социализма. Так, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" говорится: "Долг партийных и комсомольских организаций - прививать молодому поколению чувство исторической ответственности за судьбы социализма, за процветание и безопасность Родины" .

Объективная тенденция возрастания социальной ответственности личности предполагает усиление всей идейно-воспитательной и организаторской работы КПСС и комсомола по воспитанию чувства ответственности и сознательного отношения к общественному долгу молодежи, как нравственных качеств личности. Проявление этих качеств во всех сферах деятельности общества - это и есть тот мощный духовный потенциал нашего общества, к использованию которого призывают решения Центрального Комитета КПСС. "Партия постоянно заботится о подрастающем поколении, « говорится в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, - на плечи которого в ближайшие десятилетия ляжет от-

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М., 1983, с. 58.

  2. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы*. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. И., 1979, с. 14.

- 5 -ветственность за судьбы общества. Задача партийных организаций, комсомола - шире привлекать молодежь к общественно-политической деятельности, воспитывать ее в духе преданности коммунистическим идеалам, развивать чувство гордости за свою страну, стремление личным трудом содействовать ее расцвету. Прививать любовь к Вооруженным Силам СССР, укреплять готовность к защите социалистической Родины"1.

Основная направленность общественного долга молодежи на современном этапе - это и честный труд, и умение видеть жизнь со всеми ее сложностями с позиции советского патриотизма, коммунистической убежденности, и готовность к защите социалистического Отечества, и непримиримость к малейшим отступлениям от коммунистических норм.

Усиление внимания к вопросам воспитания общественного долга советской молодежи вызвано тем, что наряду с присущим большинству советской молодежи высоким сознанием общественного долга существуют антиобщественные проявления, равнодушие к делам общества и государства, поздно приходящая социальная зрелость, иждивенчество и индивидуализм, недостаточно ответственное отношение к труду, невоспитанность чуств, моральный догматизм и нравственная глухота. Наше продвижение вперед, отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "сдерживают... недостаточные гражданская зрелость и дисциплинирован-ность части людей" .

Задачи повышения уровня идеологической работы, задачи практики воспитательного процесса, познания социальных явле-

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М., 1983, с. 78.

  2. Там же, с. 31.

~ 6 -

ний обусловили в свою очередь повышение научного интереса к этическим проблемам вообще и нравственного воспитания молодежи в особенности1.

Расширился круг изучаемых вопросов, появился ряд статей, монографий, а также специальных исследований, посвященных различным проблемам молодежи,

В работах RHАлексеевой, В.Н.Боряза, Ю.Е.Волкова, Ю.В.Еремина, С.Н.Иконниковой, Л.Н.Когана, В.Т.Лисовского, А.В.Мялки-на, П.Н.Решетова, Е.Ф.Сулимова, В.А.С&глемова, Н.В.Трущенко, А.Г.Харчева и других раскрываются общетеоретические проблемы молодежи как демографической группы, рассматриваются различные стороны жизнедеятельности современной молодежи, обобщается практический опыт партийного руководства комсомолом и воспитанием молодого поколения, содержится критический разбор бур-жуазных "теорий" и "концепций" молодежи .

Проблемы долга специально рассматривались в научных трудах Л.М.Архангельского, Л.В.Коноваловой, Н.А.Головко, В.А.Реб-рина, Д*П.Котова, В.П*Потапова. В этих работах долг предстает

  1. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. М., мысль, 1979; Этика и идеология. М., 1983; Актуальные вопросы научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи. М., 1982.

  2. "Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы". М., 1969: "Наука убеждать". М,, 1969; "Молодежь и труд". М., 1970; "Общественная активность молодежи". М., 1970; "Общество и молодежь". М., 1973; Человек и общество., изд-во ЛГУ. 1971; "Социология и высшая школа". Горький, 1968, 1970, 1971гг.; "Ленин и молодежь". М., 1974; "Молодежь и современность". Л., 1878: Потапов В.П. Формирование нравственного долга у советской рабочей молодежи в условиях научно-технической революции. М., 1974; Харчев А.Г* Становление личности. М*, 1972; "Мораль развитого социализма". М., 1976; Методология этических исследований. М., Наука, 1982; Подрастающее поколение* М., Статистика, 1981.

_7 -

как важнейшая социально-философская категория, исследуется классовое содержание долга, соотношение общественного и морального долга, различные виды общественного долга: гражданский, патриотический, интернациональный, трудовой. Анализируется профессиональный долг как одна из категорий профессиональной этики и показывается его роль в повышении эффективности производства, качества продукции, дисциплины труда, а также в воспитании советских людей и другие проблемы1.

Вопросы воспитания общественного долга у молодежи в условиях развитого социализма нашли также отражение в научных конференциях и совещаниях, организованных ЦК ВЖШ. Большой интерес представляют социологические исследования эффективности нравственного воспитания молодежи, проведенные в 1978 г. Академией общественных наук при ЦК КПСС совместно с ИСИ АН СОСР, ВКШ при ЦК ВЖШ, ВШЦЦ при ВЦШ<.

Известное ленинское положение о том, что каждое новое поколение молодежи вынуждено приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в

I* Коновалова Л.В. Долг - важнейшая категория марксистско-ленинской этики. М., 1965; Ильинский И.М. Гражданином быть обязан. М,, 1973; Ребрин В.А. Гражданский долг советского человека. М., 1973; Иконникова С.Н. Молодежь как социально-демографическая группа. - В кн.: "Преемственность поколений как социологическая проблема", м., Мысль, 1973, с. 74; Архангельский Л.М, Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974, с. 205; Потапов В.П. Формирование нравственного долга у советской рабочей молодежи в условиях научно-технической революции. Автореферат. М., 1974; Пастухов Б. Воспитывать патриотов, интернационалистов. Коммунист 1982, № 3, о. 47-58; Котов Д.П. Профессиональный долг.м.,Зш ниє, І979І №4.

2. Исследование на тему "Нравственное воспитание личности в

удовом коллективе"(научн.руководители В.Ф.Правоторов, .Т.Тощенко), в ходе которого было опрошено ІІ907 человек, проводилось в 1978 году в 68 коллективах предприятий, совхозов, колхозов, научно-исследовательских учреждений и организаций 12 регионов страны.

-8 -той обстановке, как ее отцы, заставляет постоянно корректировать задачи воспитания, уметь видеть и разрешать возникающие трудности и проблемы.

Следует признать, что сущность, содержание, характер общественного долга молодежи на современном этапе, а также отдельные его стороны, к примеру, гражданский, трудовой, семейный, воспитание морального долга во всех сферах общественной деятельности человека, изучены недостаточно.

В монографиях, сборниках, журнальных статьях анализируются в основном проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи (около 80$ всех публикаций), учащихся средней школы и профессионально-технических училищ. А вот вопросы морали рабочей молодежи изучены в меньшей степени.

Литература по вопросам морали посвящена те оретико-ме то дологическим проблемам этического воспитания, педагогическим аспектам этического просвещения, разъяснению содержания этических норм, идеалов, обязанностей, нравственных качеств личности. В тоже время практический опыт партийных, комсомольских организаций по организации системы нравственного воспитания рабочей молодежи изучен слабо. Это определило направленность работы.

Актуальность проблемы формирования морального долга в условиях совершенствования развитого социализма обусловила содержание работы1»

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и диалектики общественного и мо-

I. См. Актуальные вопросы научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи.-М., 1982, с. 86.

рального долга в условиях планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма и дальнейшего продвижения к коммунизму раскрыть особенности воспитания сознательного отношения молодежи к общественному долгу в современных условиях и показать тот арсенал средств, которым располагают трудовые коллективы по формированию нравственной зрелости человека.

Категория общественного долга охватывает и выражает всю совокупность и взаимосвязь объективно необходимых обязанностей людей, их коллективов, организаций, общностей. В понятии долга отражается самая непосредственная связь личности и общества. Вступая в общественную жизнь и включаясь в различные виды деятельности, человек приобретает объективные обязанности и объективную необходимость их выполнения. Обязанности перед обществом, а также разными его ассоциациями, коллективами возникают из тех экономических, политических, идеологических, оемейно-бытовых отношений, в которые люди вступают, живя в обществе, а в конечном итоге - из потребностей общественного прогресса.

Чтобы общество могло жить и развиваться, обязанности должны непременно выполняться людьми независимо от их субъективных желаний. На этапе совершенствования развитого социализма и дальнейшего продвижения к коммунизму общество стремится к тому, чтобы люди выполняли свои обязанности добровольно, сознательно, чтобы общественый долг стал моральным, выполнялся по внутреннему нравственному побуждению. Общественный долг, существующий в виде общественных требований, обязанностей, принципов, воспринимался добровольно и функционировал как побудительный мотив к деятельности. Субъективное стремление человека к добру, к нравственному поведению - чувство долга - пред-

- 10 -полагают также и способность личности к осознанию необходимости должного поведения, т.е. сознание долга. Сознательное отношение к общественному долгу - это сознание и чувство долга. т.е. знание того, как должно поступать и стремление действовать в соответствии с нормами нравственного поведения. Поскольку развитой социализм характеризуется более высокой степенью развития производительных сил и зрелости всех общественных отношений, постольку применительно к понятию долга это означает, что его социалистическая сущность проявляется в глубоком и всестороннем и более сознательном отношении советского человека к своему долгу.

Основное внимание в этом анализе, по убеждению автора, и должно быть уделено тенденции более зрелого отношения молодежи к своему долгу в условиях развитого социалистического общества.

В рамках этого в диссертации

анализируются сущность и содержание общественного долга в условиях развитого социализма;

раскрывается диалектика общественного и морального;

выявляются особенности воспитания у молодежи сознательного отношения к общественному долгу в современных условиях;

исследуются основные формы и методы работы партийных и комсомольских организаций трудовых коллективов по воспитанию у молодежи сознательного отношения к общественному долгу.

Научная новизна работы в том, что автор исследует мало-разработанные вопросы теории научного коммунизма, связанные с особенностями воспитания общественного долга у молодежи в условиях развитого социализма. Раскрывая сущность и основное со-

- II -

держание общественного долга, диссертант выявляет собственно моральную сторону, условия, при которых общественные требования становятся нравственным стимулом поведения и трудовой деятельности молодежи.

Возрастающее значение общественного долга для молодежи диссертант связывает не только с обновленными внутренними условиями развитого социализма, но и с обострением таких глобальных проблем человечества,как проблема войны и мира, возрастающий разрыв между передовыми и слабо развитыми странами, современной демографической ситуацией, обеспеченность природными ресурсами, загрязнение окружающей среды и последствия научно-технической революции. Решение этих проблем объективно предполагает возрастание значения общественного долга в поведении личности в современном мире.

Автор исследует диалектику взаимодействия объективных условий и субъективного фактора в процессе воспитания у молодежи сознательного отношения к общественному долгу, обосновывает необходимость учета специфики его формирования в различных сферах жизнедеятельности советской молодежи.

Особое внимание в работе уделено обобщению форм, методов, средств партийной и комсомольской работы по воспитанию у молодежи общественного долга. К ним автор относит: опыт работы по воспитанию сознательного отношения к общественному долгу в производственных объединениях через бригадную и другие коллективные формы труда; нравственно-политическое образование и воспитание в системе партийно-комсомольской учебы, в школах коммунистического труда, лекционную пропаганду, повышение роли трудового коллектива, семьи в воспитательном воздействии на молодежь, моральное регулирование досуга молодежи и средств общения.

~ 12 -

Теоретическое и практическое значение исследования

В настоящее время вопросы нравственного воспитания все больше привлекают внимание ученых-марксистов социалистических стран. Отдельные проблемы этой темы излагались на различных научных конференциях, освещались в диссертациях и монографиях. Однако до настоящего времени не изучен вопрос об основных особенностях воспитания сознательного отношения молодежи к общественному долгу в современных условиях. Данная диссертация обобщает и показывает черты основного содержания долга молодежи и пути его более эффективного воспитания в современных условиях.

Работа может иметь значение для практики партийной, комсомольской идейно-воспитательной деятельности, так как автор на основе обобщения большого статистического материала поднимает ряд актуальных проблем, предлагает конкретные пути повышения действенности работы по нравственному воспитанию молодежи, анализирует положительный опыт некоторых партийных организаций г.Москвы. Результаты исследования могут быть применены в пропагандистской, лекционной и учебной работе.

Теоретико-методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма , программные документы

I. Си. Маркс К. Нищета философии.-Маркс К., Энгельс Ф*, Соч., 2-е изд., т. 4, с. 65-185; Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 291-321 j Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. . Соч., 2-е изд., т. 4, , с. 419-459; Маркс К., Энгельс Фк Немецкая идеология. Соч., 2г-е изд.,т.З; Принципы коммунизма.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322-339; Ленин В.ЇЇ. Задачи русских социал-демократов.-Поли. собр. соч., т. 2, с. 433-470; Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти.-Поли. собр. соч.-, т. 36, с. 165-208; Ленин В.И. Великий почин.-Поли.собр.соч., т. 39, с. 1-29; Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.-Поли. собр. соч., т. 41, с. 298-318.

- ІЗ -партии и решения съездов КПСС, постановления ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Принципиальные теоретические положения, лежащие в основе исследования, вытекают из решений ХХУІ съезда КПСС, ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, постановления Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983 года "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии". В постановлениях ЦК КПСС "О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом", в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В.Андропова, а также материалах ХУ, ХУІ, ХУЛ, ХУШ, XIX съездов ВЛКСМ всесторонне рассматриваются задачи идейно-воспитательной деятельности КПСС среди подрастающего поколения, в том числе воспитания у молодежи сознания и чувства общественного долга.

В работе используются текущие архивы ряда предприятий г.Москвы: Автомобильного завода им.А.И.Лихачева, Московского машиностроительного завода "Знамя труда", Московского производственного объединения "Второй часовой завод", Центрального телеграфа Министерства связи СССР, комбината "Трехгорная мануфактура" им.Дзержинского, материалы организованных ЦК КПСС научно-практических конференций на тему: "ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи" (1976, г.Минск), "Экономическое воспитание и образование молодежи в условиях развитого социализма" (1978 г., Челябинск); сборники научных трудов ВКШ, где рассматриваются некоторые теоретико-методологические проблемы возрастания роли комсомола в жизни советского общества, обобщается положительный опыт организации и проведения системы идейно-политического воспитания молодежи*.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

I. Вопросы идейно-политического воспитания молодежи в условиях развитого социализма. - М., 1981; Возрастание роли комсомола в жизни советского общества. - М., 1981; Комплексный подход в системе комсомольской политической учебы.-М., 1981.

Содержание общественного долга молодежи в условиях развитого социализмадиалек тика общественного и морального долга

Классики марксизма-ленинизма рассматривали молодежь в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах - как объект воспитательного воздействия общества и как субъект исторического действия, фактор социального прогресса. Важнейшей характеристикой молодежи в их произведениях выступает классовая принадлежность. Так, уже в "Немецкой идеологии" показана полная несостоятельность попыток говорить о мо т лодом человеке вообще... Автором понятия "подрастающее поколение пролетариата" является К.Маркс. А Ф.Энгельс, говоря о молодежи, призванной осуществить революционную перемену, писал, "...не в рядах буржуазии следует искать эту молодежь", р имея в виду рабочую молодежь . В.И.Ленин, рассуждая о социальной функции студенчества, заметил о "необходимости и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе"3. Он неоднократно подчеркивал недостаточность исследования проблемы молодежи с точки зрения социально-психологической, а тем более только возрастной, и писал: "...классовое деление является, конечно, самым глубоким основанием политической группировки..." Облик молодежи является производным от общественно-экономической формации и классовой дифференциации общества. Марксисты, указывает В.И.Ленин, обязаны отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях, обязаны сводить их к интересам определенных классов, ибо от классового содержания интересов, характера их связи и взаимодействия с историческими тенденциями прогрессивного развития общества в решающей мере зависит сущность взаимодействия человека с другими людьми. Поэтому важной формой реализации общественного долга молодежи в условиях раздираемого классовыми противоречиями общества является ее ответственность перед прогрессивными силами (классами, партиями и т.д.), которые выражают интересы прогрессивного развития общества в целом, выступают в качестве субъекта исторического прогресса. Исходя из этого, критерий подлинного общественного долга марксизм видит прежде всего в характере связи поведения личности с историческими тенденциями общественного развития. Марксизм подходит к оценке действий личности с точки зрения общественных интересов. Молодой К Маркс в статье "Размышления юноши при выборе профессии" писал: "... опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принео счастье наибольшему количеству людей... Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем потому, что это - жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей" Отсюда следует, что общественный долг людей, их объединений, общностей, действия которых служат реакционным целям, рассматривается по своему содержанию как классово ограниченный долг, а с точки зрения интересов общественного развития превращается в "мнимый" долг. Как известно, буржуазные идеологи всегда прилагали немало усилий, чтобы отвлечь массы от непримиримых противоречий капиталистической действительности, воспитать благопристойных и "угодливых подданных" своего государства, лояльных к буржуазному режиму.

Так, современный американский консерватизм, формировавшийся в 70-е годы в первую очередь в США и ФРГ, захватил позиции в администрации, правительстве. Реальное объединение американской науки и политики в интересах монополий, о чем свидетельствовала деятельность З.Бжезинского на посту помощника президента США по вопросам национальной безопасности, вылилось в идеологию неоконсерваторов. Вся их реакционнейшая, антикоммунистическая деятельность направлена на то, чтобы вернуть капиталистическому миру былую стабильность, восстановить религиюи мораль - традционные устои буржуазного общества .

В ход пущены усилия по реанимации буржуазного пуританства как образа жизни и идеологические спекуляции на моральном долге правоверного буржуа и буржуазного интеллектуала.

Кризис современного буржуазного общества неоконсерватизм видит не в кризисе самой системы и ее организаций, а в кризисе морали: убеждения расслабились, мораль расшаталась, пред ставлення о приличиях, о моральном долге извратились. Под общественным воспитанием они понимают "усвоение буржуазных принципов", воспитание верноподданических чувств конформизма, защиту частной собственности, индиферентность к передовым целям и интересам общественного развития, активизацию только тех действий трудящихся, которые выгодны для предпринимательского интереса. Таким образом, буржуазные идеологи всегда, современные неоконсерваторы в особенности, всячески культивируя иллюзию общественного долга, препятствуют действиям народных масс, направленным на борьбу против несправедливых обще стенных отношений. А захватывая посты в учебных заведениях, они стремятся изменить всю культурную атмосферу, противопоставив ее оппозиционным настроениям.

Носителями подлинного общественного долга являются представители трудящихся классов, прежде всего, пролетариат . В борьбе за революционное совершенствование и переустройство общества на прогрессивных началах, в ломке старого, сдерживающего прогрессивное развитие, в утверждении нового вырабатывается новая мораль, новое понимание долга.

Рассматривая молодежь как субъект исторического действия, как фактор социального прогресса, классики марксизма-ленинизма видели в лучшей ее части активных и сознательных строителей нового общества. Вот один из документов - письмо В И.Ленина, в нем выражено отношение Владимира Ильича к молодежи: "Нужны молодые силы. Я бы советовал прямо расстреливать на месте тех, кто позволяет себе говорить, что людей нет. В России людей тьма, надо только шире и смелее, смелее и шире, еще раз шире и еще раз смелее вербовать молодежь, не боясь ее. Время военное. Молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая и еще больше рабочая молодежь"1.

Накануне Октября 1917 года в "Советах постороннего" В.И.Ленин снова показывает, как надо ценить революционные силы молодежи, опираться на нее. "Выделить, - писал В.И.Ленин, -самые решительные элементы (наших "ударников" и рабочую молодежь, а равно лучших матросов) в небольшие отряды для занятия ими всех важнейших пунктов и для участия их везде, во всех важных операциях..." .

На Ш съезде комсомола В.И.Ленин произнес программную речь по вопросам работы комсомола, коммунистического воспитания молодежи. Речь эта - великий вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма. В ней В.И.Ленин подчеркнул, что молодежь - будущее страны, субъект новых социальных процессов: "...в известном смысле можно сказать, что именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества"3.

Мысль о том, что молодежь является носителем общественных функций не только в настоящем, но и в будущем, высказывал и К.Маркс: "Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества, всецело зави «4 сит от воспитания подрастающего поколения .

И если в вопросах революционного преобразования общества, планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма и дальнейшего продвижения к коммунизму наша партия ис ходит из того, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства , то еще в большей степени это относится к советской молодежи, поскольку ей решать сложнейшие задачи грядущего двадцать первого века. Вот почему партия считает необходимым неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи .

Задачи коммунистического строительства, динамизм социальной жизни, острота идеологической борьбы, современная научно-техническая революция с ее социальными последствиями обусловливают действие объективной тенденции возрастания социальной ответственности личности, а сознание и чувство ответственности могут стать нравственной основой формирования остальных нравственных качеств личности.

Одним из главных проявлений нравственной зрелости человека является развитое сознание и чувство общественного долга.

Коммунисты рассматривают воспитание у молодежи сознательного отношения к долгу как важный элемент борьбы за социалистическое и коммунистическое преобразование общества.

Общественный долг в марксистско-ленинской этике связан с достижением коренных социальных целей. Долг, если дать ему общее определение, есть совокупность объективно-необходимых обязанностей людей, их коллективов, организаций перед классом или обществом. Он резюмируется, как правило, в коротком слове "должен", внешне выступая как нормативная категория, говорящая человеку,социальной общности о их общественных обязанностях,

Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молоде жи в условиях развитого социализма

Изучая проблему общественного долга, научный коммунизм не только исследует сущность, специфику и содержание этого понятия, но выясняет и объективные условия, обеспечивающие наибольшую результативность действий личности и масс, намечает конкретные пути и методы формирования высокого чувства и сознания общественного долга у советоких людей.

Общеизвестное методологическое положение научного коммунизма о том, что усвоение нравственных принципов и норм людьми осуществляется в процессе их преобразовательной деятельности, предполагает и при исследовании специфики воспитания общественного долга у молодежи учитывать всю глубину качественных социально-экономических изменений в условиях развитого социализма. Важным является анализ дальнейших изменений социальной структуры советского общества, особенностей влияния современной научно-технической революции на нравственное поведение людей, объективный учет социально-психологических характеристик молодежи, обусловленных особенностями приобщения современной молодежи к духовно-нравственному богатству старших социалистических поколений, спецификой включения ее в практическуюжизнь.

Наряду с объективными условиями, воздействующими на воспитание сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма, свои специфические функции выполняет воспитание, как процесс целенаправленного воз действия на человека с целью воспитания у людей соответствующих потребностям общественного развития нравственных качеств» Во взаимодействии этих процессов создаются условия, при которых человек может быть "реально этичен"1.

Оущность объективных условий и субъективного фактора, их роль, значение в воспитании впервые всесторонне научно раскрыты классиками марксизма-ленинизма. К объективным условиям, как известно, они относили совокупность экономических отношений, в которых люди живут и действуют и которые существуют независимо от их воли, сознания и желаний. Содержание, характер,направление воспитания, в том числе нравственного, обусловливаются объективными факторами. Взгляды, настроения, чувства, нормы, правила поведения людей в конечном счете определяются их общественно-экономическим бытием.

Общественные отношения, в первую очередь производственные, материальное положение людей, условия быта, оказывают сильное воздействие на нравственное воспитание. Так, коренные социально-экономические преобразования привели к качественным изменениям и в нравственном сознании советских людей, в их поведении. Неуклонный рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся нашей страны способствует углублению процесса формирования у советских людей сознательного отношения к общественному долгу. Однако это не означает, что с развитием общества, с ростом производства материальных благ, автоматически, само собой происходит нравственное развитие. Это не означает, что все внимание необходимо уделять лишь неуклонному повышению материального благосостояния людей. Как отмечалось на ХХУІ съез де КІЮС: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" .

Субъективный фактор - это сами люди, классы, партии,сознательно творящие историю, или точнее - их сознательная деятельность, организованность, воля, энергия, необходимые для решения конкретных исторических задач. Объективные условия и субъективный фактор не даны заранее в готовом виде, они складываются и видоизменяются в ходе развития общества. Революционная практика является процессом изменения как объективного мира, так и самих людей. Поэтому воспитание общественного долга у людей нельзя отделить от практической борьбы за коммунизм, в противном случае оно лишается своей материальной основы.

Характерно, что в условиях социализма роль субъективного фактора постоянно возрастает, что объясняется условиями экономического строя, особенностями социальной структуры, его социально-политическим единством. В условиях развитого социализма произошло некоторое обновление объективных условий и возможностей, которые возникли на их основе, что в свою очередь привело к возрастанию роли субъективного фактора в деле реализации этих возможностей.

Выступая на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС, товарищ Ю.В. Андропов подчеркнул: "у нас часто использу-I.Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.:Политиздат, 1981, с.63. зуетея формула "повышение уровня жизни". Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство предметов потребления, В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче. Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения, и то, что я бы назвал культурой разумного потребления. Тут и образцовый общественный порядок, и здоровье, рациональное питание, тут и высокое качество обслуживания населения (о чем у нас, как известно, еще далеко не вое благополучно). Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупности достойно именоваться социалистической цивилизованностью"}

КПСС выдвинула задачу формировать, повышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - это требование четко изложено в постановлении Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 года "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии".

Из вышеизложенного следует, что объективные условия и субъективный фактор диалектически взаимосвязаны, их нельзя отрывать друг от друга и односторонне преувеличивать, раздувать или принижать роль одного из них. Необходимо всегда учитывать их диалектическую взаимосвязь и в соответствии с таким учетом вести политико-воспитательную работу. Исходя из этих основных принципов и положений, нам необходимо рассмотреть три основных крута проблем?- Объективные условия жизни советской молодежи в условиях развитого социализма, особенности их труда, образа жизни, оп

Основные форш и методы работы партийных, комсомольских организаций по воспитанию у молодежи сознательного отношения к обще ственному долгу в условиях развитого социализма

КПСС направляет и руководит деятельностью всех массовых организаций нашей страны, в том числе и комсомола. ВЛКСМ - детище КПСС, ее резерв и помощник. Вся деятельность комсомола пронизана идеями партии, направлена на воплощение их. И если комсомол, как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, проявил себя достойным помощником партии, то это прежде всего результат руководства партии, плод ее многолетней настойчивой работы по организации и воспитанию молодежи.

Формы и методы партийного руководства комсомолом многообразны, они строятся с учетом основных, связанных друг с другом, функций комсомола. Комсомол является резервом партии, потому что партия черпает из него пополнение своих рядов и кадры работников для всех отраслей общественной и государственной деятельности. Комсомол является инструментом, помощником партии, потому что через него партия обеспечивает свое влияние на широкие слои молодежи, потому что он помогает партии в воспитании молодого поколения в духе коммунизма. Выполнение комсомолом роли помощника и резерва партии связано с выполнением третьей, главной функции - коммунистического воспитания молодежи.

В материалах съездов КПСС неустанно подчеркивается, что в период развитого социализма роль партии в жизни общества воз растает. С повышением уровня партийного руководства комсомолом связано и участие комсомола в хозяйственном строительстве, в управлении государством, во всех областях социалистического строительства Партийное руководство комсомолом КПСС осуществляет по следующим основным направлениям:- партия на основе задач, стоящих перед советским обществом, требований коммунистического строительства определяет цели и задачи, программу деятельности комсомола, всех его отрядов;- партия развивает самодеятельность комсомола, создает реальные условия для повышения его роли и ответственности в хозяйственном, государственном и культурном строительстве, в осуществлении своих политических директив, заботится об использовании комсомолом конституционного права законодательной инициативы, предоставляет широкие возможности для проявления творческой энергии комсомольцев, советской молодежи;- партия оказывает необходимую поддержку ВЛКСМ в интересах его дальнейшего развития, выявляет недостатки и помогает их исправлять, руководит подбором, расстановкой и воспитанием комсомольских кадров, укрепляет и регулирует партийное ядро, направляет деятельность коммунистов, работавших в Союзе молодежи;- партия воспитывает молодое поколение в духе марксизма-ленинизма, на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, готовым к труду и защите Родины, завоеваний социализма.

Данный раздел работы представляет попытку показать многосторонний, разнообразный опыт партийных и комсомольских организаций (на материалах г.Москвы) по воспитанию у молодежи сознательного отношения к общественному долгу.

Необходимо отметить, что воспитание как вид деятельности общества относится к духовно-практической деятельности и имеет свою специфику. Специфика его заключается в целенаправленном идеологическом и социально-психологическом воздействии на вос-питуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю.Выделяя в системе идеологического воздействия содержательную сторону, т.е. сам предмет функционирования, передачи, распространения идей и представлений, мы полагаем, что механизм воздействия характеризуется и со стороны средств, методов, форм, направлений, факторов воздействия.

В качестве формы воспитания можно, например, выделить деятельность тех коллективов, в которых осуществляется деятельность людей. Это производственный, воинский, спортивный, дошкольный, школьный и другие учебные коллективы, семья, профсоюзная, комсомольская, партийная организации.К методам, приемам, средствам воздействия относится убеждение в процессе просвещения, пример, авторитет, социальные нормы, функционирующие в жизнедеятельности коллектива.

Устав КПСС представляет комсомолу широчайшие возможности для участия в государственном и хозяйственном строительстве. В нем опре де л.ена роль комсомола как помощника партии следующими словами: "ВЛКШ является активным помощником партии во воем государственном и хозяйственном строительстве. Комсомольские организации должны быть на деле активными проводниками партийных директив во всех областях коммунистического строительства, особенно там, где нет первичных партийных организаций" . Партия предоставила комсомольским организациям право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими парторганизациями всех вопросов, связанных с устранением недостатков на своем предприятии и улучшением его работы.

Осуществляя партийное руководство комсомолом, партийная организация столицы нашей страны воспитание общественного долга у молодежи проводит прежде всего через систему широкой поддержки ее починов и инициатив в трудовой сфере, направленной на реализацию планов, намеченных партией.

Молодежь столицы активно участвует в выполнении заданий XI пятилетки. Около 800 тысяч молодых рабочих участвовали, например, в социалистическом соревновании за достойную встречу 60-летия образования СОТ, 300 тысяч-обязались и выполнили полугодовые задания к открытию XIX съезда ВЛКСМ (18 мая 1982 г.). Количество наставников молодежи с 80 тыс. в 1979 г.возросло до 135 тыс. в 1981 г.

Анализ форм и методов работы партийных и комсомольских организаций показывает, что особого внимания сегодня заслуживает опыт работы по воспитанию у молодежи сознательного отношения к общественному долгу в производственных объединениях. Это вызвано тем, что на современном этапе развития социалистического общества вопросы концентрации и специализации производства приобретают первостепенное значение. Поэтому, как указывалось на ХХУ и ХХУІ съездах партии, одной из ведущих тенденций в совершенствовании хозяйственного механизма являетсясоздание производственных объединений. В настоящее время число производственных и научно-производственных объединений увеличилось с 1,1 тысячи в 1972 г, до 3,9 тысячи в 1978 году, их доля в общем объеме реализуемой продукции возросла до 46 процентов, а в отдельных министерствах (Миннефтепром, Минугле-пром, Минэнергомаш и др.) до 80-90 процентов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы" предусматривается "завершить в ближайшие два-три года формирование производственных объединений в качестве основного хозрасчетного звена промышленности". Именно перспективность новой формы организации производства и особенности ее осуществления в производственных объединениях объясняют актуальность анализа опыта работы данных партийных организаций по воспитанию общественного долга.

В этой связи особого внимания заслуживает опыт работы с молодежью в производственном объединении ЗИЛ г.Москвы, коллектив которого добился положительных результатов в выполнении государственного плана третьего года одиннадцатой пятилетки.

За достижение высоких результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании, успешное выполнение Государственного плана экономического и социального развития за 1982 год коллектив объединения награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о занесением на Всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.

Большой вклад в выполнение заданий одиннадцатой пятилетки, принятых высоких социалистических обязательств вносит молодежь данного производственного объединения.В настоящее время только на головном заводе трудится более 30 тысяч молодых рабочих. Наличие такого большого количества молодежи налагает особую ответственность на партийных, хозяйственных руководителей и общественные организации подразделений за воспитание молодых рабочих, их профессиональный рост и адаптацию в трудовых коллективах.

Эффективность включения вновь принятого молодого рабочего в производственную и общественную жизнь трудового коллектива практически проверяется не только на рабочих местах, но и на заседаниях комиссии по подведению итогов адаптации молодых рабочих, созданных в подразделениях завода. Главное, что предусматривает система работы на заводе по адаптации молодых рабочих, - это внимание к вновь принятому молодому рабочему с первого дня его прихода в коллектив, окозание помощи в быстрейшем овладении профессией.

Важная роль в воспитании общественного долга у молодежи непосредственно на рабочем месте, удовлетворении ее жизненно важных потребностей и запросов, связанных с выбором профессии, определением своего места в коллективе, организацией его быта и досуга, отводится мастеру-воспитателю. Данная должность впервые в практике современного крупного промышленного предприятия была введена на заводе в 1976 году.

Мастер-воспитатель при приеме на работу выявляет личныесклонности, интересы молодого рабочего, его жизненные планы ифакторы другие важныё для последующего процесса адаптации. На основании опроса он заполняет на молодого рабочего и ведет в течение

Похожие диссертации на Особенности воспитания сознательного отношения к общественному долгу у молодежи в условиях развитого социализма