Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетический анализ декоративно-прикладного искусства Русского Севера Бородина, Анна Борисовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бородина, Анна Борисовна. Эстетический анализ декоративно-прикладного искусства Русского Севера : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Бородина Анна Борисовна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса].- Москва, 2012.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/446

Введение к работе

Актуальность темы. Данная работа посвящена эстетическому анализу декоративно-прикладного искусства Русского Севера. В своей работе «Красота как преображающая сила» Владимир Соловьев писал: «Эстетическое прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности».

Дошедшие до нас произведения крестьянского декоративно-прикладного (народного) искусства позволяют соприкоснуться с эстетической культурой «в живую», почувствовать тонкую красоту предметного мира, попытаться представить связь культурных изобразительных комплексов с крестьянским бытом ХVII - XIX веков. Проблема эстетической ценности декоративно-прикладного искусства является одной из сложных и одной из самых существенных в человеческом понимании мира. Предметно-пространственная среда играет ответственную роль в формировании и организации процессов жизнедеятельности человека. Именно народная среда всегда являлась хранительницей древних родовых обычаев, традиций, передающихся из поколения в поколение путем жизненного примера и опыта, лингвистических форм (сказания, песни, стихи, поэтика), а также через художественные изобразительные комплексы (роспись и резьба, вышивка и ткачество, костюм и интерьер).

Необходимость эстетического анализа народного крестьянского художественного творчества в наши дни обусловлена повышенным интересом к традиционному русскому искусству. Интерес этот порождается процессами самоидентификации человека в многонациональном обществе, обращением к собственной истории, изучением философии и миропонимания русского народа, его быта. Несколько поколений тому назад культура и эстетика народного бытия несли в себе отличное от современного понимания наполнение и смысл.

Географическое положение северных русских территорий, а именно, удалённость от центральных районов с их активными военно-политическими, социальными, религиозными процессами на протяжении веков служили убежищем для гонимых и несогласных с политическими и религиозными преобразованиями. На Русском Севере соединились твёрдость, сила русского духа и богатство национального культурного колорита. Ему было суждено стать «хранителем художественного наследия крестьянской Руси».

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна, разрабатываемые в настоящее время на основе народного крестьянского искусства Русского Севера, создали предпосылки для дальнейшего осмысления его художественно-эстетической культуры как уникального феномена.

Феномен художественно-эстетической культуры Русского Севера дает возможность понять современную русскую культуру, побуждает творческую мысль к дальнейшему научному изучению традиционного декоративного искусства и философско-эстетическому анализу декоративно-прикладных изделий на рубеже XX и XXI веков.

Эстетика декоративно-прикладного искусства Русского Севера является формой бытия народной культуры, где среда ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, поведение и сознание человека. В результате длительного процесса постепенно складывался свой северный художественно-эстетичный стиль бытия, развивалось эстетическое сознание миропонимания.

«Именно эстетическое сознание, достаточно целостное и самобытное для каждого этапа истории культуры, того или иного региона или этноса, находя наиболее адекватное выражение в феноменах разных искусств….объединяет их в целостный организм Культуры, выявляя ее сущностные основания».

Философско-эстетическое исследование декоративно-прикладного искусства Русского Севера позволяет сделать выводы, что народное творчество несет в себе ценностные элементы эстетического самосознания, развивающего духовный мир человека. Указанные обстоятельства определяют выбор данной темы и актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Долгое время в отечественной философии, и в частности эстетике, проблеме ценностей мало уделялось внимания. Лишь в 60-е годы, аксиологический принцип в философии и в эстетике, обрел права гражданства. За последние десятилетия появились много книг и статей, посвященных ценностным отношениям в духовной жизни и науке.

Основная масса литературы по эстетике сосредоточена на вопросах художественного творчества. Главные ее направления – эстетика архитектуры, эстетика дизайна и наименее разработанный вектор – эстетика декоративно-прикладного искусства.

Тема декоративно-прикладного искусства в основном представлена в исторических, этнографических, искусствоведческих и культурологических научных работах.

Ценность и богатство Русского Севера, его историю, этнографию и культурные достоинства описывали ещё в XIX веке В.В. Крестинин, Н. Козлов, А.П. Пошман. Эстетико-художественные особенности и самобытность прикладного искусства Русского Севера анализировали в своих публикациях русские художники, путешествующие по северным территориям преимущественно уже в начале ХХ века: А.А. Борисов, В.В. Верещагин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин.

Автор исследования в плане изучения теории и истории эстетики опирался на труды М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, Л.С. Выготского, Д.С. Лихачёва, А.Ф. Лосева, А.И. Герцена и др.

Исследования о связи русского народного бытия с древними славянскими языческими знаками, суть которых проявилась в мифопоэтике, архитектуре, изобразительном народном искусстве русского крестьянства, мы встречаем у таких авторов как А.Н. Афанасьев, В.А. Городцов, Б. Рыбаков, Г.К. Вагнер, В.А. Чудинов, В.В. Иванов, В.Н. Топоров и другие.

Важным материальным атрибутом сакральной крестьянской жизни по всей Руси являлась икона — художественно-изобразительный религиозный образ.

Исследования иконографических образов от первых византийских образцов до иконописи XIX- нач. ХХ веков проводили Ю.А. Козлова, И.К. Языкова, Е. Трубецкой, И. Родникова, Э. Смирнова, Г.И. Вздорнов и другие. Семантика иконостаса исследована в работах Т.В. Юрьевой, И.Л. Бусевой-Давыдовой, П.Флоренского. Религиозное русское искусство, а именно, иконопись и фресковая живопись, степень влияния на них народного искусства в разное время освещались в научных трудах В.Н. Лазарева, М.М. Красилина, С. Ямщикова.

Сложность анализа научной литературы, касающейся данной тематики, состоит в том, что вплоть до 90-х годов ХХ столетия из отечественной науки тщательно убирались смысловые и ценностные интерпретации русской иконописи, и в частности иконопись Русского Севера.

Искусствоведческие экспедиции ХХ века на территории Русского Севера внесли значительный вклад в исследования народной культуры русского крестьянства. Российский институт истории искусств и Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Научно-исследовательский институт художественных промыслов в Москве, Государственный институт искусствознания в Москве, Сергиево-Посадский музей-заповедник опубликовали большое количество научных работ, посвященных описаниям художественной изобразительной культуры крестьянского искусства. Художественной резьбе и росписи были посвящены работы К.А. Большевой, Ю. Арбата, Н.В. Тарановской, Н.В. Мальцева, В.М. Василенко, С.К. Жегаловой, О.В. Кругловой и других. В первом десятилетии ХХI века тема искусства Русского Севера была затронута такими авторами как А.Б. Пермиловская, О.Г. Севан, М. Суров.

В совокупности литература, приведенная выше, создавая обширную фактографическую и методологическую базу, демонстрирует важность тщательного изучения темы декоративно-прикладного искусства как с точки зрения развития художественного процесса, так и в контексте общих проблем истории создания художественно-эстетических форм.

Однако при этом большинство перечисленных научных работ носят преимущественно искусствоведческий характер, относятся большей частью ко второй половине ХХ века и не затрагивают в достаточной мере философско-эстетические аспекты народного искусства.

Таким образом, исследуемая в диссертации тема анализа в философско-эстетическом плане декоративно-прикладного искусства Русского Севера еще не была предметом специального исследования.

Цель и задачи исследования:

Опираясь на всю совокупность материалов, автор предпринимает попытку с максимальной полнотой выявить философско-эстетические особенности современных артефактов декоративно-прикладного искусства, в которых находит воплощение тема Русского Севера, создаваемых на базе традиционной народной культуры.

Исходя из данной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:

— показать влияние изобразительного народного творчества Русского Севера на современные новации декоративно-прикладного искусства и дизайна;

— рассмотреть семиотический смысл и эстетический «язык» изобразительного народного творчества Русского Севера;

— исследовать эстетические особенности декоративно-прикладного искусства и дизайна северного региона России с целью совершенствования процесса создания новых художественных образцов для продолжения формирования русской художественно-эстетической культуры.

— попытаться исследовать причины, которые влияли на появление тех или иных артефактов в северном стиле, и провести философско-эстетический анализ декоративно-прикладного искусства Русского Севера;

— выявить особенности интерпретации сакральной темы – иконописи Русского Севера.

— обосновать эстетическое влияние декоративно-прикладного творчества Русского Севера на формирование картины мира северных народов.

Объект исследования. Философско-эстетический контекст русского народного бытия и декоративно-прикладное искусство на примере Русского Севера.

Предметом исследования являются: архитектурный декор и предметное убранство; изделия, выполненные в северных традициях, художественные изобразительные комплексы — роспись и резьба, вышивка и ткачество, костюм и интерьер как философско-эстетические ценности артефактов декоративно-прикладного искусства Русского Севера в современности.

Научная гипотеза диссертационного исследования заключается в предположении, что декоративно-прикладное творчество Русского Севера как эстетический феномен русской художественной культуры имеет национальную особенность генезиса и закономерность дальнейшего эстетического развития, которая всегда была связана с изменением картины мира русского народа.

Научная новизна исследования. Данная работа является первым опытом специального комплексного исследования художественных изобразительных артефактов — росписи и резьбы, вышивки и ткачества, костюма и интерьера как философско-эстетических ценностей артефактов декоративно-прикладного искусства Русского Севера в современности. Автором исследован обширный материал, позволивший впервые затронуть вопрос о влиянии декоративно-прикладного искусства народов Русского Севера на осмысление художественно-эстетической культуры как уникального феномена.

Основные положениях, выносимые на защиту:

  1. Иконопись, являясь неотъемлемой частью народного искусства Русского Севера, имеет отличительные черты от других регионов России и ей свойственна северная самобытная эстетическая категория;

  2. Декоративно-прикладное искусство Русского Севера обладает отличительной семантической спецификой и уникальной морфологией языка народного творчества;

  3. Сохранению традиционности и цельности внутри художественно-эстетического творчества Русского Севера, его культурных художественных основ, несмотря на определенную замкнутость территории, его обновлению и обогащению способствуют влияние традиций внешней среды и динамика востребованности.

  4. Декоративно - прикладное искусство Русского Севера являет собой эстетический феномен русской культуры, воплотивший образно-условное отражение действительности, позволяющее взглянуть на реальность с разных сторон, формирующее у человека способность собственного личного образа реальности, активизирующее стремление к творчеству.

  5. Историческое своеобразие и эстетическая функция декоративно - прикладного творчества северного региона России являются важным компонентом художественного воздействия на формирование эстетики человеческого бытия и характеризуют прикладное искусство как специализированный вид деятельности.

  6. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, адекватностью применяемых методов поставленным задачам и логике изложения диссертации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что методологическая направленность и полученные результаты работы могут содействовать более глубокому и разностороннему пониманию народного творчества прошлого и современности, осознанию необходимости тесного взаимодействия теории, методологии исследования и практики в историческом своеобразии и эстетическом развитии.

Практическая значимость работы заключается в применении художественных образов традиционного декоративно-прикладного искусства в различных направлениях современного дизайна, например, в ювелирных украшениях и бижутерии, дизайне одежды и аксессуарах, сувенирной продукции и создании эксклюзивных подарочных изделий, в рекламе и оформлении сайтов всемирной компьютерной сети Internet. Мотивы художественной резьбы и росписи могут являться стилеобразующим фактором при формировании пространственной среды. Это могут быть интерьеры и экстерьеры гостиничных комплексов, разнообразных туристических объектов, детских площадок, различных помещений общественного характера (библиотеки, галереи, остановки транспорта).

Данные диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании философии, эстетики, литературоведения, культуры регионов России, а так же результаты этой работы могут быть востребованы в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов в областях декоративно-прикладного искусства и дизайна. На основе полученных выводов могут быть разработаны новые теоретические курсы по эстетике русского народного декоративно-прикладного искусства и практические учебные программы по проектированию авторских художественных работ.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и культурологии ФГОУВПО «РГУТиС». По теме диссертации опубликовано четырнадцать научных статей, в том числе три - в изданиях по перечню ВАК общим объемом 4,1 п.л. Отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов на университетских, межвузовских и международных научных конференциях.

Основные научные результаты, полученные лично автором. Подробно проанализированы и исследованы посредством философско-эстетического подхода этапы становления и преобразования декоративно-прикладного творчества Русского Севера.

Показано, что народное искусство Русского Севера обладает мощным эстетическим воздействием как на языческое, так и на христианское мировоззрение народов России.

Выдвинут и обоснован тезис о том, что комплекс объектов среды Русского Севера имеет уникальный в истории русской художественной культуры генезис и свой путь эстетического развития.

Похожие диссертации на Эстетический анализ декоративно-прикладного искусства Русского Севера