Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Халтурин Анатолий Николаевич

Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ
<
Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Халтурин Анатолий Николаевич. Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Халтурин Анатолий Николаевич; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2009.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/198

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 14-53

Параграф 1. Понятие и сущность правовой культуры 14-40

Параграф 2. Структура, виды и функции правовой культуры 41-53

ГЛАВА П. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА 54-107

Параграф 1. Становление и развитие правовых традиций северно-русского крестьянства 54-89

Параграф 2. Социальные детерминанты формирования правового сознания северно-русского общества на рубеже XIX-XX веков 90-107

ГЛАВА III. СЕВЕРНЫЙ ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ В КОНТЕКСТЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ 108 165

Параграф 1. Преемственность традиционных ценностей правовой культуры 108-138

Параграф 2. Северный правовой менталитет и диалектика общественного правосознания 139-165

Заключение 166-167

Библиографический список использованной литературы 168-185

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Негативные явления в экономической жизни России, вызванные преобразованием отношений собственности на средства производства, созданием многоукладной экономики на основе различных форм собственности, обусловили распространение кризисных метастаз во всех сферах общества - социальной, политической и духовной. Либеральные экономические реформы детерминировали кардинальное изменение правовой системы общества. Отрицание традиционных правовых устоев привело к деформации общественного правосознания, выразившейся в непонимании и неприятии широкими социальными слоями предлагаемых правовых ценностей.

Существующие тенденции углубления кризисных явлений в обществе вызывают настоятельную необходимость глубокого социально-философского исследования правовой культуры общества, региона и личности.

Актуальность социально-философского исследования правовой культуры Русского Севера продиктована и определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, правовая культура современного общества характеризуется несовершенством федерального и регионального законодательства, выражающемся в полной незащищенности человека от произвола работодателей и чиновников государственного аппарата. Нравственно-правовой вакуум способствует всплеску и широкому распространению правового нигилизма среди всех категорий граждан.

Во-вторых, правовые реформы, осуществляемые в России, имеют некоторые элементы внешнего сходства с формированием законодательства на первоначальном этапе социалистического строительства. В связи с этим, особую актуальность приобретает сравнительно-правовой анализ

преемственности как диалектической связи социально-экономических эпох, ее влияния на уровень правовой жизни северного региона.

В-третьих, формирование качественно новой правовой культуры
общества невозможно без учета ее регионального компонента. Огромное
значение в оценке региональной социальной действительности на
переходных этапах реформирования всех сфер общества приобретает
ценностно-ориентационный потенциал правового менталитета,

сформированного объективными и субъективными факторами на социокультурном пространстве Русского Севера. Исследование правового менталитета позволяет определить направления для минимизации негативных явлений, сопровождающих кардинальное реформирование правовой культуры регионального социума.

В-четвертых, конституционное декларирование принципов правового государства привело к разрушению традиционной правовой культуры северно-русского региона. Уничтожение исторически сложившейся государственно-правовой парадигмы повлекло за собой кризис общественного правосознания, противостояние правовой идеологии, насаждающей индивидуалистические ценности западноевропейской правовой культуры, и правовой психологии широких масс населения, воспитанных на идеалах коллективизма.

Степень научной разработанности проблемы.

Обзор научно-исследовательской литературы свидетельствует об отсутствии специальных монографий и диссертационных работ, в которых правовая культура Русского Севера выступала бы в качестве предмета социально-философского анализа. Вместе с тем, современные культурологические концепты, уходящие в глубокие исторические пласты культуры Русского Севера, отражены в исследованиях культурологического и философского дискурса.

Теоретической основой исследования выступают труды исследователей в области философии, социологии, теории государства и права. Прежде всего, это работы классиков философского дискурса.

Следует констатировать, что среди философов и правоведов наиболее популярными и авторитетными считаются концепция естественного права во всех ее вариантах (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев), историческая школа права (Г. Гуго, Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта), нормативистская (позитивистская) теория права (Г. Кельзен), марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др.).

Значительный вклад в философию и социологию права внесли российские философы и правоведы XIX-XX веков, исследовавшие сущность права, его место, роль и назначение в обществе, - И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий.

В XX в. преемственность с прежними философско-правовыми учениями заметно дополняется новыми идеями и подходами, разработкой целого ряда новых концепций. СВ. Нерсесянц, например, выделяет концепции неокантианские (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке), неогегельянские (К. Ларенц, Ю. Биндер, О. Шпанн, Т. Гаеринг, В. Шмидт, Д. Джентиле, Б. Телдерс, А. Куайре, Ж. Ипполит), концепции "возрожденного" естественного права (Ж. Маритен, И. Месснер, Ж. Дабен, А. Ауэр, X. Домбоис, Э. Вольф, Г. Райнер), экзистенциальную философию права (В. Майхофер, Э. Фехнер, Г. Кон, К. Коссио), онтологическую концепцию права Р. Марчича, неопозитивистскую концепцию права Г. Харта, познавательно-критическую теорию права (О. Вайнбергер, П. Колер, П. Штрассер, М. Пришинг).

Современное российское теоретическое исследование права представлено концепцией, интегрирующей в себе этатистский, методологический и социологический подходы, представителями которой

являются С.С. Алексеев, М. И. Байтин, А.Ф. Черданцев, Н.М. Марченко, В.П. Малахов, В.Н. Казаков, В.Н. Хропанюк, А.Б. Венгеров, А. И. Жиданов, О.Э. Лейст, В.К. Бабаев, В. М. Баранов, С. А. Денисов, Г.В. Мальцев, В. В. Лазарев, А. Керимов, Л. И. Спиридонов, В.Г. Графский.

Концептуальные подходы к сущности права изложены в публикациях И. Д. Невважай (семиотическая концепция права), СВ. Нерсесянца (либертарно-юридическая теория), И.Л. Честнова (диалогическая концепция права), А.В. Полякова (коммуникативная теория права).

Теория социалистической правовой культуры разрабатывалась советскими исследователями Е.В. Аграновской, С.С. Алексеевым, В.П. Казимирчуком, Д.А. Керимовым, Н.М. Кейзеровым, В.П. Кудрявцевым, Е.А. Лукашевой, Л.А. Ершовой, Г.Б. Мирзоевым.

Сторонниками антропологической концепции можно считать А.Р. Ратинова, Г.Х Ефремову, В.И. Каминскую, Н.М. Кейзерова, СА. Комарова. Представителями аксиологической концепции выступают А.А. Молчанов, Г.И. Балюк В.П. Сальников. Деятельностный подход обозначился в работах Н.Л. Гранат, И.А. Иванникова, Т.В. Муслумовой. Одним из вариантов деятельностного подхода предстает информационно-семиотическая концепция, разрабатываемая Е.В. Клейменовой и К.А. Моралевой. Социологическая концепция правовой культуры нашла отражение в научных изысканиях А. К. Уледова, В.В. Лазарева, А.П. Семитко, Р.К. Русинова, Е.А. Певцовой, Е.О. Аграновской, СС Алексеева, В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчука, Ф. Шереги, Р.А. Ромашова и Е.Г. Шукшиной. Исследованиям отдельных аспектов правовой культуры посвящены публикации A.M. Величко, О.В. Мартышина, М.Б.Смоленского.

Современная концепция «правовой жизни» представлена в работах СС. Алексеева, Ю.Ю. Ветютнева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, И.Д. Невважая, Ю.А. Тихомирова, В.В. Трофимова, Ю.А. Крохиной.

Концептуальным проблемам культуры Русского Севера посвящены фундаментальные исследования Т.А. Бернштам, Н.М. Теребихина, К.В. Чистова.

Историко-правовой аспект проблематики освещали в своих трудах историки Русского Севера - М.М. Богословский, A.M. Борисов, В.Н. Булатов, Ю.С. Васильев, М.Ф. Владимирский - Буданов, П.С. Ефименко, А.В. Камкин, СМ. Камышников, В.А. Кипяткевич, П.А. Колесников, А.И. Комиссаренко, А.И. Копанев, В.И. Коротаев, А.К. Мальцева, Б.А. Молчанов, О. Хауке, Д.Н. Хонькин, А.А. Чарушин, Д.Я. Самоквасов, Н.П. Загоскин, А.А. Леонтьев, В.Ф. Мухин, Т. Шанин.

Северное регионоведение как научное направление современной регионологии представлено работами Ю.Ф. Лукина, А.А. Дрегало, В.И. Ульяновского, в которых региональные особенности выражаются в концепте социокультурного пространства Русского Севера.

Проблемам преемственности в праве посвящены работы В.К. Бабаева, З.М. Черниловского З.М., В.А. Рыбакова, Ю.И. Агеева, Г.В. Швекова, Г.В., Н. Неновски.

Сущность менталитета исследовали в своих работах А.И. Пигалев, В.А. Митягина, И.Г. Дубов, Р.В. Манекин, Ю.Л. Бессмертный, Р.А. Лубский. Заслуживают внимания публикации Р.С. Байниязова, А.Ю. Мордовцева, СП. Овчинникова, В.Н. Синюкова, Т.В. Шатковской, раскрывающие отдельные аспекты правового менталитета. Важное значение для понимания сущности правового менталитета представляют работы правоведов прошлого столетия Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого. Определенное теоретическое значение на формирование категории правового менталитета оказали исследования B.C. Нерсесянца, А.И. Овчинникова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Г.В. Мальцева.

Таким образом, поднятые в научных трудах проблемы правовой культуры представляют интерес для различных сфер научного знания -философии, теории государства и права, культурологии, психологии. Тем не

менее, ее региональный аспект не получил должного внимания среди научного сообщества. Недостаточно исследованным остается вопрос о взаимосвязи региональных особенностей и их детерминации на развитие общественного правосознания социума, проблемы формирования правовых ценностей и их преемственности при смене социально-экономических основ общества. Дальнейшей научной разработке подлежит определение оптимальных путей трансформации ценностей и идеалов правового государства в правосознание регионального социума.

Цель работы - исследование диалектического процесса становления и формирования правовой культуры Русского Севера и механизма ее трансформации в новых социально-экономических условиях.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

анализ ключевых концепций правовой культуры, сложившихся в отечественной социальной и политической философии, философии права, истории и теории государства и права, с целью построения модели правовой культуры Русского Севера;

систематизация типов правовой культуры, выявление ее функций и роли в развитии общественных систем;

выявление социально-экономических факторов генезиса правовой культуры на территории Русского Севера и современного ее состояния в качестве важной детерминанты социально-правовой модернизации регионального социума;

раскрытие механизма преемственности в правовой культуре парадигмы правопонимания, норм права, правовых традиций и обычаев, направлений в развитии правосознания и основных форм правовой деятельности регионального сообщества на переходных этапах смены общественно-экономических формаций;

анализ концепций правового менталитета, представленных в философии, культурологии, теории государства и права с целью разработки

конструкции правового менталитета, сформированного общественным правосознанием северно-русского общества в его историческом бытии;

анализ правового нигилизма и правового идеализма как социально-правовых феноменов, их генезис и проявления в контексте диалектики общественного правосознания;

разработка структурно-функциональной модели правовой культуры и определение механизма ее функционирования в социокультурном пространстве Русского Севера.

Объект исследования — правовая культура как особая форма жизнедеятельности людей, ее роль в развитии регионального социума.

Предмет исследования - социально-философские аспекты основных закономерностей становления, формирования, функционирования и развития правовой культуры на Русском Севере.

Научная новизна диссертационной работы:

сформулировано представление о правовой культуре, под которой предлагается понимать все достижения общества в области права (в первую очередь юридического законодательства), их знание, оценку и умение использовать гражданами в своей деятельности с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. В предложенном определении, сфокусированы признаки, одинаково характерные для правовой культуры общества и личности;

дана системная интерпретация структурно-функциональной модели правовой культуры, состоящей из трех элементов - права (юридического законодательства), правосознания и правовой деятельности, каждый из которых в свою очередь представляет относительно самостоятельное системное образование;

- на основе синтеза классового и социокультурного подходов осуществлен
логический анализ исторического процесса становления и формирования
правовой культуры Русского Севера;

- представлен механизм преемственности правовых норм, правовой
идеологии и правовой психологии, форм правовой деятельности,
работающий в периоды революционных преобразований при смене
общественно-экономических формаций;

предложена новая интерпретация правового менталитета, под которым следует понимать исторически сложившиеся ценностно-правовые ориентации социума и личности, позволяющие объяснять и оценивать современные реалии социальной действительности;

на основе деятельностного подхода сформулировано представление о северном правовом менталитете, в основу которого положен принцип хозяйственной целесообразности в индивидуальной и общественной практике северного крестьянства;

- на основе социологического подхода представлена интерпретация правовой
жизни на Русском Севере в формуле северного права; определено понятие и
содержание северного права, его основные принципы и формы проявления;

- представлена социально-экономическая природа правового идеализма и
правового нигилизма как объективных проявлений правовой психологии
северно-русского крестьянства, преемственность этих социально-правовых
феноменов в новых общественно-политических условиях.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

  1. Под правовой культурой следует понимать достижения общества в области права (в первую очередь юридического законодательства), их знание, оценку и умение использовать гражданами в своей деятельности с целью удовлетворения материальных и духовных интересов. Системно-структурный анализ позволяет представить правовую культуру как целостную развивающуюся социально-правовую систему, состоящую из трех подсистем - права, правового сознания и правового поведения (правовой деятельности).

  2. Правовая культура Русского Севера сформировалась как культура северно-русского крестьянства, являвшего собой наиболее представительную

социальную общность носителей правовых ценностей и идеалов. Экономический дуализм северной крестьянской общины предопределил дуалистический характер общественного правосознания крестьянского мира, предполагающий различные формы правовой деятельности.

  1. К середине XIX века на Русском Севере сформировался особый порядок регулирования хозяйственной и общественной деятельности крестьянского сословия, который можно определить как северное (севернорусское) право. Под северным правом предлагается понимать правовой порядок, устанавливаемый северно-русским крестьянством в соответствии со своими нравственными представлениями о наиболее рациональных способах удовлетворения материальных и духовных интересов на основе конкретной формационной модели права.

  2. Преемственность правовой культуры Русского Севера включает в себя рецепцию правопонимания и правовых норм, преемственность в развитии правового сознания и форм правовой деятельности, наполненных нравственным потенциалом жизнедеятельности северного социума.

  1. Правовой менталитет предстает как исторически сложившиеся ценностно-правовые ориентации социума (класса, сословия, этноса, социальной общности в границах определенных территорий и регионов) и личности, позволяющие объяснять и оценивать реалии социальной действительности. Вследствие доминирования принципа хозяйственной целесообразности в частной и общественной практике северного крестьянина, правовой менталитет северно-русского социума можно охарактеризовать как хозяйственно - правовой.

  2. Северный правовой менталитет играет активную роль в механизме преемственности, сохраняя в общественном правосознании регионального социума нравственные ценности традиционной правовой культуры, включая правовой идеализм и правовой нигилизм.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют
формационный и цивилизационный подходы, диалектико-

материалистический, структурно-функциональный и сравнительно-правовой методы, синтез классового и социокультурного подходов, единство исторического и логического подходов, методология конкретных социологических исследований.

Теоретической базой диссертационного исследования являются труды европейских и российских классиков философско - правовой мысли, работы авторитетных философов и правоведов современной отечественной школы, материалы международных, всероссийских и региональных конференций и научных форумов, диссертации и авторефераты диссертаций, публикации в философской и юридической периодике, материалы социологических исследований всероссийского и регионального масштабов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что представлены новые подходы к определению сущности правовой культуры, северного правового менталитета, выявлена необходимость в осуществлении фундаментальных исследований северного права, осуществлен объективный мониторинг состояния правосознания, выявлено общественное мнение социума северных территорий по ключевым вопросам правовой политики современного государства.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления и региональной правовой политики.

Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов по «Социальной философии», «Философии права», «Истории русской философии права», «Социологии права», а также для разработки учебного курса «Правовая культура Русского Севера».

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в опубликованных работах, а также обсуждались на Всероссийской научной конференции «Современный мир: проблема свободы» (Архангельск, АГТУ, 2006), на Всероссийской научной конференции «Наука, культура, общество: проблемы взаимодействия» (Архангельск, АГТУ, 2007), на Международной научно-практической конференции «Российское и европейское право: традиции и стратегия развития в условиях глобализации» (Архангельск, ПТУ им. М.В. Ломоносова, 2007), на Международной научно-практической конференции «Наука и практика: проблемы интеграции» (Котлас, АГТУ, 2008), на Всероссийской научной конференции «Политическое самоопределение России: тенденции и перспективы» (Архангельск, АГТУ, 2008).

Понятие и сущность правовой культуры

Социально-философский анализ правовой культуры базируется на диалектико-материалистическои методологии. Рассматривая в качестве стержня методологии исследования метод материалистической диалектики, необходимо видеть в ней ряд последовательно обусловленных звеньев, в число которых, вслед за мировоззренческой основой науки - философской методологией, входят общенаучные методы, методологические положения других наук, частнонаучные методы, общие методологические положения правоведения.

В своем исследовании мы руководствовались принципами диалектико-материалистического миропонимания всеобщей связи, детерминизма, системности, развития; диалектическим методом; диалектико-материалистическои теорией деятельности.

Для того чтобы в полной мере использовать методологическую силу законов и категорий материалистической диалектики, необходимо раскрыть особенности их применения при теоретико-прикладном освоении правовой действительности. И здесь важно с предельной тщательностью учитывать специфику права - своеобразного социально-классового институционного нормативного образования.

Опираясь на известные положения диалектического материализма К. Маркса, отечественные философы и правоведы исходят из того, что познание сущности правовой культуры, - это идущий по спирали путь все более углубляющегося проникновения в правовую действительность.

На этом пути следует выделить два основных этапа: во-первых, путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, во-вторых, путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ1.

В этом мы видим один из основополагающих принципов марксисткой теории познания - восхождения теоретической мысли от абстрактного к конкретному, который предполагает, однако, первоначальное движение от конкретного к абстрактному.

Исходя из задач, стоящих перед исследованием, в правовой культуре должна быть выявлена ее сущность, ее глубинное основание и отсюда - ее экономическое, социально-политическое содержание; отправляясь от всего этого, мы полагаем вернуться к многообразию правовых явлений, которые оказываются теперь научно познанными во всей своей полноте, объективной обусловленности и практической значимости. В этом и заключается принцип диалектико-материалистической теории познания - восхождения от абстрактного к конкретному.

Правовая культура как социальный феномен в совокупности составляющих ее структурных элементов более масштабный, чем право детерминирована всем многообразием социальной жизни народа. В правовой культуре отражаются не только социально-экономические отношения и материальные условия общественной жизни, но исторические, культурные, религиозные, нравственные начала социальной деятельности и поведения людей в конкретном обществе на определенном этапе его развития. Абстрактной правовой культуры не существует, как не существует абстрактного права, абстрактного правового сознания и абстрактной правовой деятельности субъектов правовых отношений. Речь всегда идет о правовой культуре конкретного общества, определенного социума на конкретных исторических пластах своего развития. Особенно справедливыми мы находим эти положения для характеристики правовой культуры отдельного регионального пространства, которая впитала в себя то особенное, что в одинаковой мере отличает его и от абстрактного общего и от конкретного единичного, придавая этому особенному хозяйственное, семейно-бытовое, правовое, нравственное, эстетическое и религиозное многообразие в социальной деятельности и общественных отношениях. Данные положения послужили отправной точкой в исследованиях правовой культуры, сформировавшийся в социокультурном пространстве Русского Севера.

Системные исследования правовой культуры в советской науке предпринимались с 60-70-х годов прошлого столетия. В этот период формируются основные концепции и подходы к сущности правовой культуры, ее содержанию и структуры. К настоящему времени в специальной литературе насчитывается более 250 определений правовой культуры1, рассматривающих ее как историческое, правовое и социальное явление.

Исследование правовой культуры в ее постоянной динамике, изменении и развитии в конкретных исторических условиях и обстоятельствах, через призму исторической преемственности необходимо осуществлять в соответствии с одним из фундаментальных принципов социальной философии - принципом историзма. Вместе с тем, историческое самым тесным образом связано с логическим. Являясь философскими категориями, историческое и логическое раскрывают важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. Историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования правовой культуры. Логическое - те соотношения, законы, связи и взаимодействия составляющих ее элементов, которые существуют в развитом состоянии объекта.

Диалектика исторического и логического раскрывается в соотношении объективного исторического развития правовой культуры и теоретического отражения результатов такого развития на определенной его ступени.

Становление и развитие правовых традиций северно-русского крестьянства

Для того чтобы понять значение правовой культуры и оценить ее роль в механизме становления и развития российской государственности, а также показать региональные традиции и особенности ее развития, необходимо проследить стадии ее становления и формирования в качестве социально-правового феномена. От социально-философского анализа генезиса правовой культуры во многом будет зависеть ее теоретическое осмысление как правовой детерминанты общественного развития Русского Севера.

Для определения понятия «Русский Север» следует, на наш взгляд, обратиться к авторитетному источнику северного регионоведения - работе Ю.Ф. Лукина «Пространство северных территорий»1, в которой автор приходит к выводу о том, что в специальной литературе присутствует два подхода к толкованию понятия «Русский Север».

В историческом контексте «Русский Север», кроме Архангельской, Вологодской, Мурманской губерний, включает Карелию и Коми республику, другие пространства, соотносимые с понятием «Поморье», особенно если речь идет о распространении культуры, этнографических особенностях.

С позиций современного регионологического подхода, с учетом социально-экономических, политических факторов и существующего административно-территориального деления Российской Федерации можно условно ограничить регион Русского Севера современными территориями Архангельской области с Ненецким автономным округом, Вологодской и Мурманской областями. Именно такой подход, за исключением Ненецкого автономного округа, мы предполагаем использовать при социально-философском исследовании правовой культуры северного региона.

Серьезным вкладом в развитие представлений о культуре «северного мира» стало диссертационное исследование А.В.Камкина, восстанавливающее дореволюционную традицию комплексного подхода к единому, но тройственному в своих проявлениях (волость - община -приход) крестьянскому союзу - «миру». На материалах Русского Севера автор выделил три аспекта функционирования традиционных крестьянских сообществ: 1) территория, 2) организация, 3) деятельность.

Исследуя состояние и развитие волостных институтов и внутриприходской иерархии, тенденции повседневной деятельности крестьянских сообществ, а также традиции и новации северно-российского православного прихода, А.В. Камкин приходит к заключению, что «волость-община-приход» на Европейском Севере России оформились в самобытные сообщества, к началу XVIII века имевшие многовековые традиции самоорганизации и саморегулирования, а также интеграции в светские и церковные и канонические нормативные системы1. Причем, автор приходит к выводу, что духовно-религиозная сфера является сердцевиной крестьянской культуры.

Социокультурная традиция исследования жизнедеятельности крестьянского «северного мира», безусловно, отражает важнейшие тенденции развития различных форм деревенского общественного служения - деятельности волостных институтов и приходского актива.

Однако, следует заметить, что в функционировании традиционных крестьянских сообществ проявляется лишь одна сторона правовой культуры северного крестьянства - общинно-публичная. Социокультурная традиция не рассматривает важнейшую сферу частного интереса крестьянина и общины. Более того, нам представляется, что именно эта сфера, регулирующая земельные, трудовые, семейные, т.е. имущественные и личные еимущественные отношения, в наибольшей степени характеризует уровень развития крестьянского правосознания. Правовая культура северной черносошной деревни менее всего опиралась на православно-духовный потенциал крестьянства, о чем свидетельствуют многочисленные факты правового противостояния крестьянских общин и северных монастырей, начиная от челобитных и судебных тяжб и заканчивая открытым неповиновением и насильственными неправовыми действиями.

Таким образом, для объективного и полного исследования социально-философских аспектов правовой культуры Русского Севера представляется вполне оправданным использовать именно классовый (сословно-классовый) подход, дополняя его социокультурным пониманием «земного общественного устроения».

Период формирования северно-русской этнографической общности, ее социально-хозяйственных и культурно-бытовых признаков завершился к концу XVII века1. Социально-правовой доминантой макротерритории было преобладание черносошно-государственного крестьянства и механизмов управления и эксплуатации.

По материалам первой ревизии душ мужского пола, проведенной в 1719 году, например, в Двинской провинции Архангелогородской губернии, классовый состав сложился следующим образом: черносошные крестьяне -34 852; дворцовые крестьяне - 24 257; монастырские и церковные крестьяне - 10 424. Итого - 69 533. Кроме того, помещичьих крестьян установлено 329 душ; а купечество в городах и др. - 3323. Всего же насчитывалось в Двинской провинции 73 185 душ мужского пола .

Преемственность традиционных ценностей правовой культуры

Диалектико-материалистическое понимание правовой культуры невозможно без исследования такой важной составляющей этого социально-правового явления как преемственность. Однако в публикациях, посвященных социально-философскому осмыслению правовой культуры, вопросам преемственности уделяется недостаточное, на наш взгляд, внимание. А, между тем, преемственность является важнейшим понятием в объективном представлении прогрессивного развития общества и человека.

Применительно к правовой культуре выделяют две стороны преемственности: 1) передачу правовых ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и 2) усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность можно представить как особый механизм, который осуществляет накопление, хранение, а также передачу и усвоение правовой информации прошлого, на основе которой создаются новые правовые ценности. Преемственность обозначает также всю совокупность традиций, воспроизводящих нормы правового поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.

Преемственность в правовой культуре есть не столько отрицание, сколько продолжение, не столько воссоздание, сколько совершенствование, не столько возврат к архаике, сколько обновление старого. Преемственность как связь эпох и поколений неизбежна и закономерна, как неизбежно и закономерно движение от старого к новому. В этом мы видим объективные предпосылки преемственности, которая привносит в правовые отношения, правовые ценности и правопорядок нового социально-экономического строя определенные элементы предыдущей формации - как положительные, так и отрицательные. Вопрос состоит лишь в том, как долго и в каком объеме все богатство предыдущих общественных систем будет активно влиять на формирование ценностного потенциала нового общественного строя, пока окончательно не адаптируется к матрице новой правовой реальности.

Преемственность в правовой культуре российского общества предполагает, прежде всего, общее для разных социальных систем правопонимание и отношение к праву, понимание роли права в социальной жизни народа, использование последующими поколениями накопленного правового опыта своих предшественников.

Смена общественно-экономических формаций, как показала социальная практика в России, не приводит к мгновенному изменению правовой культуры больших социальных групп и общества в целом. Политико-правовые решения о качественном изменении общественно-экономического уклада, что были приняты в 1917 и 1993 годах, указали лишь вектор, в направлении которого следует развиваться правовой культуре общества. Однако правовые ценности предыдущих формаций продолжают служить внутренними и внешними побудительными мотивами еще достаточно продолжительный период.

В этой работе мы попытаемся дать ответ, в чем заключается сущность преемственности в правовой культуре Русского Севера. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы определить способы и методы ее дальнейшего развития в фундаментальном направлении социального прогресса.

Исходя из представленных ранее подходов, полагаем наиболее целесообразным рассмотреть механизм преемственности в правовой культуре северно-русского общества через преемственность в праве, развитии правосознания и правовой деятельности (поведении).

Концепции преемственности в праве активно разрабатывались советской философской и правовой наукой в 70-е годы прошлого столетия1. Основные идеи советской правовой школы изложены в монографии Г.В. Швекова и сводятся к следующим положениям.

1. Право каждой новой эпохи с точки зрения исторического развития -это ступень на пути прогресса. И чтобы подняться на новую ступень оно должно опираться на достижения прошлого.

2. Преемственность в праве имеет место как в использовании правовых элементов прошлого (правовых норм, институтов, принципов, элементов правовой системы, правовых форм, правовой терминологии), так и в.сфере правотворчества (законодательная техника, систематизация законодательства и др.).

3. В поток преемственности могут попадать как нормы, воплощающие узкоклассовые интересы правящих кругов, так и нормы, отражающие прогрессивное развитие права. Соотношение этих норм определяется социально-экономическим и политическим положением того или иного господствующего класса, его меняющимися отношениями с другими классами общества2.

Болгарский правовед Н. Неновски считает, что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях .

Представляется, что правопреемственность является разновидностью правовой рецепции. Слово «receptio» в латинском языке означает

«принятие», а приниматься, заимствоваться могут: а) прошлый правовой опыт (собственно преемственность); б) элементы современных правовых систем (заимствование).

Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме заимствования элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). Эта форма рецепции права имеет место в законотворческом процессе, начиная с 90-х годов прошлого столетия, при формировании капиталистических отношений в России.

И наоборот, рецепция права в форме преемственности правового опыта, правовых ценностей была наиболее характерна для правовой системы раннего государственного социализма. Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной правовой культуры.

Социально-философский анализ правовой культуры северно-русского общества (на 80% - крестьянского) показывает, что традиции обычного права, веками культивировавшиеся в земледельческой общине свободных крестьян Русского Севера, нашли свои обновленные, более совершенные формы в социалистическом праве.

Похожие диссертации на Правовая культура Русского Севера : социально-философский анализ