Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Макаева Гузаль Зайнагиевна

Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ
<
Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макаева Гузаль Зайнагиевна. Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Макаева Гузаль Зайнагиевна; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/230

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСЛАМА

1.1 Ислам как социокультурный феномен 11

1.2 Роль этики и эстетики ислама в культуре 40

ГЛАВА П. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В СОЦИОДИНАМИКЕ БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Сущность, своеобразие и факторы генезиса башкирской культуры 77

2.2 Ислам и башкирское искусство ПО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность глубокого и всестороннего изучения влияния религий на культуры обусловлена прежде всего сложившейся сегодня социокультурной ситуацией, проявившейся в наступлении глобализации, кризисе национальных культур, упадке морали, переоценке нравственных ценностей, в духовном обнищании, наступлении поп-культуры в планетарном масштабе. Мировое общество ищет пути, формы, средства для возрождения духовного потенциала всего человечества. Россия, решая эту глобальную проблему, возлагает большие надежды на возрождение духовной культуры населяющих её народов, осмысление того вклада, который они внесли в сокровищницу общей российской культуры, российской цивилизации. Острой необходимостью стало выявление всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа, в том числе и религиозного, которое может принести реальную пользу в преодолении духовного кризиса общества. В связи с этим важное значение приобретает сегодня философское осмысление духовного потенциала ислама как социокультурного явления, выработавшего уникальные методы регуляции взаимоотношений между людьми, обществом и природой, его культуротворческих возможностей.

Башкирская культура представляет собой социально-духовное образование с присущими ей своеобразием, спецификой и формами проявления, которые во многом обусловлены влиянием ислама и арабо-мусульманской культуры. Начиная с X века Башкирия была вовлечена в мир исламской цивилизации, где духовную основу общества составляли мусульманские ценности, всецело определившие мировоззрение и повседневное поведение народа. Очень долгое время существовало мнение, особенно на Западе, рассматривающее ислам в качестве некой реакционной силы, оплота экстремизма, развязывания войн мусульманскими государствами против «неверных», что вело к игнорированию и неприятию многих этических, эстетических, мировоззренческих

ценностей этой религии, её богатейшего духовного потенциала, выработанного за многие века.

В последнее время значительно активизировалась общественная, культурная, религиозная жизнь башкирского народа, что связано с повышением национального самосознания народов Башкортостана. В личном и общественном сознании все большее распространение получает утверждение о нравственно-духовном оздоровлении общества на основе задействования всех возможных механизмов, в том числе и традиционного религиозного фактора.

Степень научной разработанности проблемы. Важное методологическое значение для разработки исследуемой проблемы имеют работы по изучению историко-философских проблем. Общие проблемы развития арабо-мусульманской культуры и влияния ислама на культуру мусульманских народов подробно и всесторонне рассмотрены в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности.

Проблема соотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей разных научных школ и мировоззренческой ориентации. О ней писали самые авторитетные зарубежные авторы: Г.В.Ф. Гегель, И. Кант (XVIII-XIX вв.), Л. Фейербах (XIX в.), М. Вебер, Э. Дюркгейм (ХІХ-ХХ вв.)1. Среди многочисленных современных западных исследований арабо-мусульманской цивилизации наибольший интерес представляют работы В. Ирвинга, Л. Масиньона, А. Меца, Ф. Роузентала, У. Монтгомери Уотта и др.2

1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1; Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В

2 т. М., 1977. Т. 2; Кант И. С. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного. В 6 т.
Т. 2. М., 1964; Кант И. Соч. в 6 т. Т. 5. 1966; Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Фейербах
Л. Избр. философ, произв. В 2 т. М., 1955. Т.2; Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с
нем. М.: Юрист, 1994; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Социология
религии: классические подходы. М., 1994.

2 Ирвинг В. Жизнь Магомета. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004; Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература / Сост. И.М.Филынтинский. М., 1978; Мень А. История религии. В 7 т. Т.1. Истоки религии. М., 1991; Мец А. Мусульманский Ренессанс / Пер. с нем., предисл., библиогр. и указатель Д.Е. Бертельса. М.: Изд-во «ВиМ», 1996; Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978; Роузентал Ф. Функциональное значение арабской графики / Арабская средневековая культура и литература. М., 1978; Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу // Пер. с англ. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2008.

Их отличает непредвзятый подход к проблемам, которые на Западе нередко освещаются с западноцентристских позиций. Следует выделить труды швейцарского учёного А. Меца и французского исследователя Л. Масиньона, посвятивших свои работы раскрытию методов художественного выражения у мусульманских народов.

Из современных арабо-мусульманских авторов, исследовавших сущность, специфику эстетическо-художественного своеобразия ислама, его влияния на различные сферы культуры народов, исповедующих мусульманство, можно отнести работы Хайдара Баша, А.Х. Зарринкуба, Р. Максуд, Ф.Р. Мухаммада, Ха-руна Яхья, Юсуфа Кардави и ряда других авторов1. Заслуживает внимания труд А.Х. Зарринкуба «Исламская цивилизация», в котором изложена история зарождения и развития исламской цивилизации, представлено её колоссальное духовное и научное наследие. Наиболее ценным в работе является богатый фактический материал и ценные источники, на основе которых автор раскрывает вклад учёных в становление гуманитарных и естественных наук.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы отечественных исследователей XX в.: В.В. Бартольда, Ю.Б Бахтина, А.А. Гусейнова, Л.И. Климовича, И.Ю. Крачковского, В.Ф. Пановой, С.А. Токарева, И.М. Филыитинского и др2. Вопросам развития художественной культуры

1 Хайдар Баш. Милость для миров - Мухаммад (CAB). Нравственность Посланника и его
сподвижников / Пер. с турец. Казань: Мастер-лайн, 2002; Хайдар Баш. Права женщины в Ис
ламе. Пер. с турец. под ред. Али Хайдара. Казань, 2001; Зарринкуб А.Х. Исламская цивили
зация. М., 2004; Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003; Мухаммад Ф.Р. Исламская куль
тура. / Мухаммад Ф.Р. М.: ИПЦ «Андалус», 2006; Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и за
претное в исламе / Пер. Саляхетдинов М. М.: Андалус, 2004.

2 Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966, Т. 6; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республи
ка, 1995; Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник Московского уни
верситета 2001. № 1. С. 18-26; Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и
рациональность. М., 1995. С. 48-64; Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М.: Издательско-
полиграфическая фирма «АНС-Принт» Ассосиации «Новый стиль», 1990; Панова В.Ф., Бах
тин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991; Токарев С.А. Ранние формы религии. М.:
Политиздат, 1990; Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964; Фильштинский
И.М. Арабская литература в средние века. М., 1977.

арабо-мусульманского мира посвящены работы О.Г. Большакова, Б.В. Веймар-на, Н.А. Виноградовой, Р.И. Грубера, Т.П. Каптеревой, А.Б Куделина, Е.Г. Яковлева и др.1

Что касается башкирского края, нужно отметить прежде всего труды русских учёных, писателей, краеведов, публицистов XVIII- начала XX вв., которые собрали обширный материал о башкирском народе и его культуре, испытавшей влияние ислама (Л.Н. Лебединский., Ф.Д. Нефёдов, Д.П. Никольский, СИ. Ру-денко, С.Г. Рыбаков и мн. др.) .

Сущность, особенности, факторы развития материальной и духовной культуры башкир, в том числе и религиозной, освещаются в трудах современных башкирских учёных (философов, культурологов, историков, литературоведов, искусствоведов, педагогов и др.): Д.Х. Акбашевой, А.З. Асфандия-рова, В.И. Баймурзиной, В.Л. Бенина, Н.В. Бикбулатова, Д.Ж. Валеева, З.Р. Ва-леевой, З.Р. Валиуллиной, С.А. Галина,Ф.Т. Кузбекова, Р.Г. Кузеева, Л.И. Нагаевой, Л.Н. Поповой, З.Н. Рахматуллиной, З.Я. Рахматуллиной, М.И. Фархша-това, А.Я. Фаткуллиной, Ф.Ф. Фатыховой, Р.Г. Харисова, А.И. ПІарипова, А.Б. Юнусовой, А.Г. Янбухтиной. Р.З. Янгузина и др.3

1 Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа.
Т. 10. Л., 1969. С. 142-156; Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М., 1974; Вей-
марн Б.В. Проблема изобразительности в искусстве феодального Востока // Искусство. 1968.
№5. С. 61-67; Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. М.,
1974; Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М.-Л., 1941. Т.1, ч.1; Куделин А.Б. Сред
невековая арабская поэтика. М.: Изд-во «Наука», 1983; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые
религии. М.: Высш. шк., 1985.

2 Нефёдов Ф.Д. Ушкуль // Башкирия в русской литературе. В 6 томах. Т. П. Уфа: Башкирское
книжное издательство, 1990. С. 128-183; Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и са-
нитарно-антропологическое исследование. СПб, 1899; Лебединский Л.Н. Башкирские народ
ные песни // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. Вып. I. Уфа, 1974;
Руденко СИ. Опыт этнологической монографии. Часть 2. Быт башкир. Л., 1925. 330 с. Рыба
ков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.

3 Акбашева Д.Х. Морально-правовое положение женщины в исламе // Ватандаш. 2005. № 4.
С. 192-204; Акбашева Д.Х. Этика ислама // Ватандаш. 2000. № 9. С. 158-174; Асфандияров
А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 1997; Бай-
мурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа: ИИЯЛ,
УЫЦ РАН. 1996; Очерки по культуре народов Башкортостана / Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап,
1994; Бикбулатов Н. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа: УНЦ РАН,
1995; Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. М.: Наука, 1991;
Бикбулатов Н.В. Башкирский аул: Очерк общественной и культурной жизни. Уфа: Башкни-

Проблемы же развития башкирской культуры в тесной связи с исламом не получили целостного отражения в существующей сегодня исследовательской литературе. Обзор работ по этой теме свидетельствует о её малоразрабо-танности и освещении отдельных её аспектов. Это во многом объясняется тем, что взаимосвязь башкирской культуры и духовных ценностей ислама ещё не являлась предметом отдельного философского анализа.

Объект исследования: культуротворческий потенциал ислама как социального феномена.

гоиздат, 1969; Бикбулатов Н.В., Юсупов P.M., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989; Валеев Д.Ж. О философских идеях в башкирской культуре // Духовное наследие этносов и проблема национального возрождения. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1994. С. 4-38; Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа: Китап, 1995; Валеева З.Р. Этноэтикет в нравственной культуре общения // Ватандаш. 2003. № 7. С. 163-165; Галин С.А. Башкирские народные песни. Уфа: БИПКРО, 1993; Галин С. Культура народов Башкортостана как часть мировой культуры // Ватандаш. 2000. № 11. С. 172-176; Галин С.А. Народной мудрости источник. Уфа: Китап, 2007; Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997; Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1978; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Изд-во «Наука», 1974; Нагаева Л. Башкирская народная хореография. Уфа: Башк. изд-во «Китап», 1995; Попова Л.Н. Живопись Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа: Китап, 1994. С. 83-100; Попова Л.Н. Творческие поиски башкирских живописцев последних десятилетий // Ядкяр. 1997. № 2. С. 24-35; Рахматуллина З.Н. Менталитет башкир: сущность, характеристики. Уфа, 2007; Рахма-туллина З.Н. Философско-эстетические основания башкирского художественного творчества // Культурное наследие России: Универсум религиозной философии. Уфа, 2004. С. 178; Рахматуллина З.Я. Башкирское гостеприимство // Ядкяр. 1997. № 1. С. 88-92; Рахматуллина З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-е Башкирск. унта, 2002; Рахматуллина З.Я. О некоторых особенностях национального характера башкир // Вельские просторы. 1999. № 7. С. 169-179; Рахматуллина З.Я. Роль и место ислама в башкирской культуре // Культурное наследие России: универсум религиозной философии. Уфа: Изд-е БашГУ, 2004. С. 109- ИЗ; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Йзд-е Башкирск. ун-та, 2000; Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Башкирская эстетическая мысль // Вестник Уфимского филиала МГПУ им. М.А. Шолохова. Сборник статей. Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГПУ им. М.А. Шолохова, 2008. С. 33-37; Рахматуллина З.Я., Фаткуллина А.Я. Культурология. Уфа, 2008; Фархшатов М.Н. Из истории образования Республики Башкортостан // Народное образование в пореформенный период (60-90-е годы XIX в.). М., 1994; Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. Уфа: РИО БашГУ, 2004; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа. Башкирское книжное издательство, 1973; Шарипов Р.Г. Менталитет древних тюрков: философско-мировоззренческий анализ: Дис... кан. филос. наук. Уфа, 1998; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфический комбинат, 1999; Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: «Китап», 1993; Ян-гузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

Предмет исследования: роль ислама в развитии башкирской культуры.

Цель и задачи исследования. Определить факторы и причины влияния ислама на башкирскую культуру и значение этого влияния на духовное становление башкирского народа.

С учётом поставленной цели решались следующие задачи:

выявить сущность ислама как социокультурного явления и определить его роль и значение в истории культуры;

раскрыть особенности этики и эстетики ислама и их влияние на культуру народов, принявших мусульманство, и на мировую культуру в целом;

рассмотреть сущность, особенности, факторы, в том числе и религиозные, генезиса башкирской культуры;

провести анализ влияния ислама на художественно-эстетическое своеобразие башкирской культуры.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода. Теоретическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, культурологии, религиоведения, социологии, этики, мифологии, педагогики, экологии и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором:

определены культуротворческие возможности ислама как социального феномена, обусловившего становление специфического социокультурного мира в истории человеческой культуры;

установлены особенности этической и эстетической системы мусульманской религии и определена их роль в формировании моральных и эстетических ценностей в культуре народов, испытавших на себе влияние ислама;

определены философская сущность и особенности башкирской культуры, выявлены движущие силы и факторы её генезиса и развития;

доказано, что ислам оказал значительное влияние на становление башкирской культуры;

выявлены художественно-эстетическое своеобразие башкирской культуры и особенности башкирского искусства, обусловленные влиянием ислама.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что выдвинутые в ней положения дают возможность по-новому взглянуть на многие социальные и нравственные проблемы в жизни как российского, так и башкирского общества, столкнувшихся с серьёзными проблемами. Дальнейший теоретический анализ вопросов, намеченных в исследовании, методологически важен для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских положений о роли ислама в жизни общества, в нравственном воспитании и просвещении современных поколений. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, истории и теории религии, этики, эстетики, культурологии, истории культуры Башкортостана, в разработке ряда спецкурсов, посвященных актуальным проблемам нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих научных конференциях: Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания истории и культуры Башкортостана» (Стерлитамак, 2001); Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии» (К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева) (Уфа, 2003); Региональной научно-практической конференции «Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала» (Уфа, 2003); Международной научной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идеи правового общества» (Уфа, 2004); «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (Москва, 2005) и др. Материалы исследования вошли в учебное пособие диссертанта

«История и культура Башкортостана» (Уфа, 2004 г.), в сборник научных трудов кафедры философии МГЛУ, а также нашли отражение в 11 научных публикациях автора с общим объёмом 11 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 275 наименований. Общий объём диссертации 174 страницы.

Ислам как социокультурный феномен

Кризис, который переживает современный мир, несмотря на очевидные успехи науки и бурный прогресс в области материального производства, ставит перед человечеством новые проблемы, разрешение которых потребует объединения всех духовных сил в планетарном масштабе. Человечество усиленно ищет пути, формы, средства выхода из кризисного состояния. Очень часто, не находя истину, добро, любовь в социуме, люди обращают свой взгляд на религию, видя в ней отдушину, выход в трудных жизненных ситуациях. В последние годы многие видные деятели науки и культуры в условиях «религиозного ренессанса» (Бенин В.Л.), пришедшего на смену воинствующему, бескомпромиссному атеизму в нашей стране, большие надежды возлагают на религию как на источник духовного возрождения наций, фактор стабилизации общества и духовную основу радикальных социальных преобразований. Это объясняется тем, что с самого начала своего возникновения религия пыталась дать ответы на извечные вопросы, которые человечество ставило перед собой: истоки бытия, мироздания; что есть человек и его положение в этом мире; что может человек и каковы возможности и границы его познания; что есть бесконечность, жизнь, смерть и т.д.

Попытки понять сущность, происхождение, назначение религии сопровождают всю историю человеческой мысли. С давних пор под религией понималось отношение человека к Богу или области божественного. Это определение могло интерпретироваться по-разному, но основные термины - Бог, человек, отношение к сверхъестественному - оставались неизменными. Как многогранное и многоаспектное явление религия воспринималась людьми по-разному. Для одних быть религиозным - это привычка, традиция; для других - следованиє религиозному авторитету (пророку, духовному учителю, священнику, религиозному лидеру); для третьих - психологическая отдушина, средство для снятия стресса; для четвёртых - дар Бога и т.д. В мусульманском понимании понятие «религия» чаще всего передается арабским словом «дин», что означает и суд, воздаяние, и личная вера человека, и закон, и система ритуальной практики, и Божественный закон, которому следует подчиняться.

Самое распространённое определение религии - вера в Бога. В научной литературе часто религию рассматривают как социальное явление и особую форму социального поведения людей как особый тип общественного сознания, воли и бытия, особое психологическое состояние человека, в основе которого лежит религиозный опыт.1

Нет единства и в интерпретации этимологии этого слова. Одни исследователи феномена религии считают, что слово «религия» произошло от латинского слова «religio», которое переводится как «культ, святыня». На основании этого поклонение святыне (сакральному), будь то Бог, идол или фетиш, дихотомия «сакральное-профанное» выделяется как существенный признак религии. Другие более склонны рассматривать его происхождение от латинского слова «religare» - «связывать, соединять», т.е. как связь человека и Бога, Абсолюта, Космоса, Трансцендентного (потустороннего мира), а в более широком смысле - это связь мира земного и небесного, материального и духовного. «В религии устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека... Религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом» , - считал С. Н. Булгаков.

И. Кант осмысливал религию в контексте своей философской системы: априоризма, разделения «вещи в себе», различения трансцендентного и трансцендентального и др. - как нравственный принцип. По мнению философа, сущность религии заключается в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни2. «Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей3». С другой стороны, «...всякая религия состоит в том, что мы смотрим на Бога как на достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей...»4 и «...каждый с помощью собственного разума может познать божественную волю в самом себе как волю, лежащую в основе его религии»5. В зависимости от образа мыслей, способов почитания и форм поведения религия принимает разный вид. «Есть только одна (истинная) религия, но могут быть различные виды веры»6.

Г.В.Ф. Гегель, обращаясь к религии как к предмету рассмотрения, определял её как форму общественного сознания, «отношение духа к духу, знание ду-ха о духе в его истине» . Религия есть порождение Божественного духа, а не человеческое открытие, результат Божественного воздействия на человека и деятельность Бога в человеке. Религия появляется при наличии конечного духа, субъективного сознания, но не является продуктом последнего. Для Гегеля религия - явление, самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Абсолютный дух везде, и он есть всё. В зависимости от того, где религия открывается как целое, как божество, возникают различные виды религии: естественные (восточные), художественная (древнегреческое искусство), абсолютная религия (христианство).

Всё разнообразие прошлых и существующих ныне исследований соответствует двум подходам к религии - пониманию её как чисто «земного» явления (Фр. Бэкон рассматривал религию как форму связи между людьми, а не связи между человеком и Богом1) и осмыслению её как формы связи человека с Богом (современный православный богослов А. Мень рассматривает религию как связь человека с Богом, как действия, направленные на восстановление утраченной связи2). Известный русский философ B.C. Соловьёв даёт следующее «интегральное» (Д.В. Пивоваров) определение религии: «Религия есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего», «Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом.. .»3. Религия - это связь человека и мира с Абсолютом.

Сущность, своеобразие и факторы генезиса башкирской культуры

Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие его хозяйства, его государственности, политической и духовной жизни. Культура народа - это всё, что создано умом, талантом, трудом народа, всё, что выражает его духовную сущность, взгляды на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. И.А. Ильин писал: «Кто хочет понять народ, увидеть его в истинном свете и справедливо судить о нём..., - он должен заглянуть в его историю, попытаться понять способ организации его труда и хозяйствования, изучить склад характера и дарований его души, вдуматься в его культуру, уяснить себе его религию и благочестие, открыть для себя его искусство, проникнуться его правосознанием в быту и политике, прислушаться к его поэзии - и понять»1.

Рождение и формирование башкирского народа - это длительный исторический процесс, который шёл одновременно по нескольким линиям - культурно - хозяйственной, социально - политической, религиозно - духовной. Жизнь народа развёртывалась на огромном социокультурном пространстве. Исторически территория Башкирии в течение многих веков оказывалась в сфере влияния разных культур, где издавна не было условий для замкнутого, изолированного существования народов. Само географическое расположение Древней Башкирии, раскинувшейся на стыке Азии и Европы, способствовало разнообразию ее социокультурной истории. «Здесь сталкивались и перемешивались: угры, сар 1 Ильин И. Покой и радость в православном мировоззрении // М., 1996. №12. С.170. маты, аланы, гунны, сувазы, булгары, огузы, монголы, ногайцы, калмыки и другие местные и пришлые, лесные, земледельческие и скотоводческие, оседлые и кочевые племена древности и средневековья, которые в той или иной мере влияли на формирование башкирского народа» . «Территория исторического Башкортостана была ареной постоянных и многочисленных контактов между разноязычными (иранскими, финно-угорскими, сармато-аланскими, позднее — тюркскими) племенными группами, часть из которых вошла в состав родов и племён, положивших начало башкирскому этносу» . Территория Южного Урала стала гигантским котлом, где происходило формирование этносов данного региона3. К моменту своего формирования состав башкирского народа был неоднородным, включал в себя разные территориально-этнические группы. Это был многочисленный народ, населяющий Южный Урал и прилегающие к нему степи на юге и западе, который вёл кочевой и полукочевой образ жизни, занимался земледелием, полукочевым и пастушеским скотоводством.

Башкиры занимались охотой, рыболовством, а также бортничеством. Но ещё в течение многих столетий этому народу предстояло преодолеть родопле-менные различия в языке и культурно-бытовых традициях, менять образ жизни в зависимости от природных и социально-исторических условий, заимствовать опыт и навыки и пришлого населения, и соседей.

Культура башкирского народа сформировалась в результате взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов и взаимообогащения их духовно-нравственными ценностями. Разрушение племенной и региональной замкнутости произошло вследствие культурного взаимодействия и этнического смешения различных племен и народностей, «привело к нивелировке этнокультурных признаков, формированию единого башкирского этноса, сложению его хозяйства, материальной и духовной культуры» . Башкирская культура складывается как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных традиций. Это была земля, открытая всем внутриплеменным, так и иноплеменным культурным влияниям. Башкиры вели активную торговлю с соседями (шелка из Средней Азии, чугун из Китая и т.д.). Через Башкортостан проходил международный торговый путь с Сибири в Восточную Европу.

Способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур является одним из главных критериев её жизнестойкости и прогресса. Бытие культуры любого народа - это бесконечное взаимодействие с миром других культур, её внутреннее движение, диалектика традиций и новаций.

Социодинамика культуры - это изменения внутри культуры, для которых характерны целостность, наличие упорядоченных тенденций и направленный характер2.

Под социодинамикой мы понимаем прежде всего поступательное движение культуры, включающее процессы её изменчивости, начиная с генезиса, с закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения, а также предпосылки, источники и факторы культурного движения.

Каждая национальная культура имеет свой путь исторического развития, обладает собственными, имманентными особенностями, т.е. менталитетом. Менталитет культуры - это её глубинные структуры, «исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, а потому - при всей своей относительной исторической изменчивости — в своих основах константные, стабильные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры» . Эти структуры обусловливают национальное своеобразие культуры, находят своё выражение в философии, науке, искусстве, в фольклоре, в языке, в общественно-политическом, государственно-правовом, морально-этическом и т.д. устройстве народа, которые тесно взаимосвязаны между собой, представляют высокую степень устойчивости и воспроизводят трансляцию культурного опыта. Менталитет культуры обеспечивает устойчивость социокультурных понятий, характерных для определённого народа, его модели поведения и мировоззрения, его сохранность в угрожающей для существования народа обстановке.

Ислам и башкирское искусство

Истинный смысл, своеобразие и ценностные ориентации башкирской культуры особенно ярко проявляют себя в художественном творчестве народа: «культура имеет прямую связь с искусством как квинтэссенцией духовного начала» . Художественное творчество есть воистину подлинное «пиршество духа» (М.С. Каган). Искусство - это форма культуры, связанная со способностью общественного человека (народа) к эстетическому освоению своего жизненного мира, его отражению в образно-символических, художественных образах. Искусство как всеобще-личностная форма и пространство культуры для осуществления творческого самодвижения национального духа2. Искусство является отражением общественного бытия и ключевых ценностных ориентации общественного сознания народа. Оно является стержнем культуры народа в целом, образной её летописью и памятью. Искусство, как подчёркивает М.С. Каган, оказывается способным «быть «кодом» каждой конкретной культуры в процессе её общения с другими культурами»3. Как одна из сфер человеческой деятельности и форм общественного сознания, искусство любого народа развивается во взаимосвязи с другими формами и видами деятельности. А.Ф. Еремеев отмечает, что искусство в состоянии универсально воплощать практически любые стороны жизнедеятельности человека и народа, его культуру и весь мир целиком4. И никакая другая сфера деятельности народа не может проникнуть в сердцевину культуры, передать её неповторимое своеобразие, углубиться в её внутренний мир, раскрыть её глубинные, внутренние процессы и целостно её воспроизвести, как это делает искусство. Искусство - источник познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности. Ведь именно через произведения искусства человек приобщается к миру культуры.

Приобщение человека к иной культуре осуществляется «в первую очередь через «ворота искусства», войдя в которые, он начинает ощущать её своеобразие, её специфический дух, «аромат», её неповторимое обаяние»5. В процессе исторического развития и развития художественного творчества у каждого народа складывались своё художественно-эстетическое видение мира, свои приёмы отражения действительности. Для башкирского народа художественно-эстетическое освоение действительности было тесно связано с жизнью, реальной действительностью, с окружающей природой, с разнообразной деятельностью, требующей затраты и физических, и умственных, и нравственных усилий народа. По справедливому замечанию исследователей, «искусство для башкира - не просто украшение жизни, развлечение или забава, уносящая в мир мечтаний, а прежде всего образно и пластически символизированная правда жизни и духа, истина и смысл бытия.. .»\

Стиль мышления, мироощущение, мировоззрение народа, его идеалы, творческая душа получили отражение в народных танцах, народных песнях, произведениях устного поэтического творчества, декоративно-прикладном искусстве, в зодчестве. Башкиры издавна придавали огромное значение эстетическому и художественному воспитанию подрастающего поколения, главной целью которого считали передачу последующим поколениям эстетических и художественных ценностей и воспитания у молодёжи чувства принадлелшости к собственной культуре. Для башкир искусство было «возможным вектором каждого, возможным ходом души человеческой, её уделом, желанной ойкуменой, землёй обетованной для духа и тела культуры» .

Воссоздание жизни художественно-эстетическими средствами касается, прежде всего, национального мироощущения и национальной судьбы и оказывает очищающее, руководительное, воспитующее, углубляющее, облагораживающее, направляющее, прощающее, освящающее, освобождающее, помогающее, спасающее действие3.

Огромное влияние на формирование башкирского искусства оказала мусульманская религия. Ислам привнёс существенные перемены в художественное мышление народа, вступив в сложные взаимоотношения с художественным творчеством башкир, которые оказались под влиянием новой религии.

С самого начала своего утверждения в башкирской культуре ислам охватил своими установлениями все сферы художественной жизни башкирского народа: поэтическое творчество, музыкальное искусство, декоративно-прикладное искусство, хореографию, живопись. Безусловно, влияние ислама на конкретные виды башкирского искусства было разным. Какие-то виды в большей степени подверглись его воздействию, как, например, живопись, и его характерными чертами стали «дереализация» (X. Ортега-и-Гассет), отказ от изображения человека, отход от предметно-натуралистических изображений. Некоторые виды башкирского искусства испытали меньшее влияние мусульманской концепции искусства, вобрав в себя лишь некоторые её элементы, тем самым слившись с традиционными элементами и с течением времени представ как исконно башкирские. Но это был не односторонний процесс, а многоуровневое и многоаспектное взаимопроникновение и взаимовлияние идей мусульманского и башкирского художественного творчества, объединившее глубокое декоративное чутьё и чувство ритма, характерные для башкирского художественного мышления и принципы образного отражения действительности, обусловленные мусульманской теологией и обрядностью.

Как известно, исламское художественное видение мира считало полезным только то искусство, которое приносит духовную радость, а не возбуждает грубые чувственные удовольствия, преследует главную цель: способствовать верному постижению истины, которая есть Бог. Соответственно, в исламской культуре развитие получали именно те виды искусства, которые не противоречили бы этому основному положению. Подобный процесс наблюдался и в башкирском искусстве.

Проникновение в Башкирию арабо-мусульманской культуры существенно обогатило местное традиционное искусство, дало новый толчок для его дальнейшего роста и определило на многие века путь исторического развития башкирского искусства в общем русле развития художественной культуры и искусства стран мусульманского Востока. Памятники искусства башкирских мастеров свидетельствуют о развитии своеобразной художественно-эстетической системы, вобравшей в себя принципы мусульманской культуры и в то же время собственные творческие идеи башкирского народа.

Похожие диссертации на Влияние ислама на башкирскую культуру : философский анализ