Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике Ардамацкая, Диана Александровна

Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике
<
Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ардамацкая, Диана Александровна. Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Ардамацкая Диана Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/506

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Современные тенденции в эстетической теории связаны с размыванием границ эстетического, которое выходит за пределы искусства и обращает свой категориальный аппарат на все области культуры. На повестке дня оказываются проблемы эстетизации повседневности, зрелищности политического, тотальности представления, а также понятия, не имеющие прямого отношения к области искусства и теории вкуса, а порой мутирующие в метафорические конструкции, далёкие от какой бы то ни было категориальной определённости. Эти понятия-метафоры были порождены в течение XX века, и сегодня расположились в синхроническом поле стратегий эстетической рефлексии. Наиболее яркое выражение данная тенденция нашла в современной французской философии (где эстетика и философия зачастую оказываются синонимами). Имеются в виду не только такие образующие направления эстетической мысли понятия как «повторение», «симуляция», «событие», но и более локальные, такие как «свет» и «скорость» у Вирильо, «эстетическое бессознательное» у Рансьера и «призрак» у Деррида. Эти локальные понятия свидетельствуют о том, что наряду с описанием действительности в эстетических терминах идёт и обратный процесс - процесс обогащения эстетики за счёт категорий, привносимых в неё извне (политических, художественных, исторических, метафизических) и трансформирующих саму эстетику. Такой подход видится нам более продуктивным в плане обогащения эстетики новыми понятиями. Однако наряду с аналитической задачей присвоения имён различным феноменам, перед эстетикой стоит синтетическая задача заключения данных феноменов в рамки общего проблемного поля. Так, для Ж.-Ф.Лиотара полем, объединяющим феномены современной культуры, стал «постмодерн», для Ж.Бодрийяра - «общество потребления», для Г.-Э.Дебора - «общество спектакля», для Ж.Рансьера - «эстетический режим искусства».

Перечисленные направления достаточно известны и не нуждаются в особом представлении, в то время как «эстетика исчезновения» - концепция, возникшая совсем недавно и не получившая столь широкой известности. Введённая в оборот французским философом П.Вирильо в работе «Эстетика исчезновения» (1989г.) и маркирующая симптомы чувственности человека XX века, затем, она появляется в работах Ж.-Л.Деотта как антитеза «эстетическому режиму искусства» Рансьера для анализа чувственности в условиях политик тоталитарных режимов. Для Деотта проблема исчезновения, как мы увидим, сводится, в конце концов, к локальной тематике катастрофического исторического опыта, а понятие «исчезновение» оказывается локальным, идентичным «пропавшему без вести». Наряду с таким подходом, существуют разрозненные трактовки проблемы исчезновения в контекстах эстетики, феноменологии, социальной философии, политической философии, стратегий саморазрушающихся произведений, задающие более широкое понимание исчезновения. При ближайшем рассмотрении, большинство локальных понятий современной французской философии тем или иным образом заключают в себе элементы исчезновения: «симуляция» связана с исчезновением референтной реальности, «след» существует только в качестве того, что может быть стёрто, «аура» исчезает под воздействием технической воспроизводимости и т.д.

Таким образом, мы наблюдаем множество разрозненных теорий, касающихся проблематики исчезновения. Однако все они оперируют категориями, замещающими собой исчезновение, косвенно указывающими на него, но не ставят своей целью прицельный анализ данного феномена (на самом деле, скорее антифеномена, но пока условно будем называть его феноменом). На наш взгляд, «исчезновение» обладает значительным потенциалом, в нём намного меньше ситуативности и метафоричности, чем в феноменах ауры, симуляции, призрачности и т.д. И даже более того, можно

предположить, что они содержат в себе «исчезновение» как общий знаменатель, способный объединить разрозненные концепции и понятия. Проблема исчезновения видится нам латентной, имплицитно представленной в теориях большинства современных французских философов, а узкая область «эстетики исчезновения» как теории чувственности в условиях практик и политик тоталитарных режимов, задающая локальный концепт «без вести пропавшего», является частным случаем «эстетики исчезновения», как теории, способной объединить множество существующих локальных феноменов и связанных с ними концептов и заключить в единое поле проблематики «исчезновения». Подобное расширение контекста повлекло за собой обращение к онтологическим вопросам и вынудило нас шагнуть за пределы эстетики в привычном её понимании. Однако этот шаг оправдан в связи с тем, что современная французская философия провозглашает панэстетизм (Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида) и практически уравнивает области философии и эстетики. Данная тенденция объясняется не столько тяготением авторов к извлечению концептов из художественных произведений, сколько обращением к проблемам видимости, призрачности мира, его ускользанию и иссяканию. В связи с этим анализ проблемы исчезновения в контексте современной французской философии и эстетики может способствовать появлению нового ракурса на данную область философии и связать разрозненные концепции её представителей.

Степень разработанности проблемы

Современная французская философия привлекает внимание многих философов и историков философии, среди которых следует в особенности выделить работы французских исследователей Э.Аллие, А.Бадью, В.Декомба, Ж.-Ф.Маттей, Ж.-Ф.Пети, М.Серра, Л.-С.Улахбиба, Х.Шоплен, труды таких англоязычных исследователей как А.Бредли, Р.Дж.Викс, К.Вильям, О.Декенс, А.Ф.Гриффитс, Г.Гуттинг, Э.Кауфман, Л.Лолор,

Е.Мэтьюс, М.Сильверман, К.Уоткин, Дж.Штуррок, П.Энжел, а также отечественных исследователей, таких как Н.С.Автономова, И.С.Вдовина, А.В.Гараджа, М.Н.Грецкий, А.А.Грякалов, А.В.Дьяков, С.Н.Зенкин, А.С.Игнатенко, В.Н.Кузнецов, Н.Б.Маньковская, Н.И.Полторацкая, Т.А.Сахарова, Д.А.Скопин, Б.Г.Соколов, Е.Г.Соколов, Л.Ю.Соколова, Т.А.Уманская, А.В.Энговатова, Э.П.Юровская.

Каждый из этих исследователей предлагает оригинальное прочтение современной французской философии, однако нам представляется возможным выделить несколько наиболее важных точек зрения. Для франкоязычных авторов, рассматривающих современные теории французской философии, характерно выделение и описание наиболее общих тенденций. Ставший классикой, блестящий труд В.Декомба «Тождественное и иное: сорок пять лет французской философии (1933-1978)» предлагает рассматривать движение мысли в современной французской философии как переход от гегельянской философии тождества и развития к философии различия и повторения, получившей наибольшее раскрытие у Ж.Деррида и Ж.Делёза. Согласно А.Бадью, на сегодняшний день одному из самых влиятельных французских философов, французская мысль в XX веке развивалась в противостоянии двух тенденций: философии жизни и становления (от Бергсона до Делёза) и философии чистых понятий и символических форм (от Брюншвика до Леви-Стросса, Альтюссера и Лакана). В свою очередь Х.Шоплен рассматривает пространство современной мысли как напряжение между философией трансцендентного (Э.Левинас) и имманентного (Ф.Ларуэль). Японская исследовательница И.Сато считает ключевой темой французской философии - сопротивление. Более критически настроенные исследователи, такие как Л.С.Улахбиб, обвиняют современных французских философов в антирационализме и нигилизме, состоящих в подвешивании смысла, его деконструкции, а значит

в признании невозможности любого критического или смыслообразующего действия.

Что касается англоязычных авторов, то их взгляд на современную французскую мысль во многом определяется их собственной интеллектуальной традицией: как убедительно показал П.Энжел, французская философия всегда пренебрегала логическими дисциплинами, и во Франции никогда не было ничего похожего на лингвистический поворот. В отличие от англоязычной философии, как утверждает автор, французская мысль предстаёт как череда обособленных конструкций, опровергающих одна другую, без какого-либо продвижения к общей цели. Другой английский исследователь А.Бредли, опираясь на труды Ж.Деррида, Э.Ливинаса и Ж.-Л.Мариона, приходит к выводу, что в последние тридцать лет во французской философии произошёл поворот от политической и этической проблематики к негативной теологии. Ещё один исследователь Л.Лолор на основе работ Ж.Деррида, Ж.Делёза и М.Фуко доказывает, что французская философия 60х годов явилась возвращением к хайдеггеровскому типу вопрошающего мышления.

Американские философы настроены более лояльно по отношению к современной французской философии, что связано с мощным влиянием, оказанным французскими философами на американскую интеллектуальную среду в 70-х гг. XX века. Уделяя большее внимание проблемам коммуникации, они замечают, что «французская теория», благодаря радикальности подхода, а именно проблематизации самой возможности коммуникации, позволила расширить рамки представлений о языке (С.Лотрингер).

В результате усилий многих талантливых исследователей была выявлена многогранность современной французской философии, и стали ясны проблемы, порождённые ей и нуждающиеся в историческом изучении и философском осмыслении. Как мы видим, общим местом, объединяющим позиции историков философии в отношении современной французской

мысли является указание на её негативность, преломляемую под разными углами и принимающую облик негативной теологии, нигилизма, сопротивления, философии различия и т.п. Проблема исчезновения не является исключением - её можно отнести к ряду вышеперечисленных примеров негативности (с той оговоркой, что негативность заключается не в отрицании, а в придании статуса неопределённости).

Эстетика исчезновения на сегодняшний день представляет собой открытую проблематику: работы, посвященные теме исчезновения, являются первоисточниками, отсутствует историко-философская литература, посвященная данной проблеме, сама эстетика исчезновения находится в процессе полемической выработки понятий и в состоянии поиска базы текстов и культурных феноменов, которые составили бы её основу. Тем не менее, проблема уже имеет определённую историю, которую можно условно поделить на имплицитный и эксплицитный этапы развития, а также выделить поле её латентного существования. Эксплицитный этап состоит из исследований, посвященных рассмотрению проблемы исчезновения; те работы, на которые ссылаются авторы эксплицитного этапа и которые составляют прямую историю развития проблемы, мы называем имплицитным этапом. Латентное поле не является «этапом», поскольку исторически никак не соотносится с проблемой исчезновения, однако схожие смысловые конструкции заставляют нас вписывать эти исследования в область эстетики исчезновения.

Начало эксплицитного этапа развития проблемы исчезновения положила работа специалиста по военной истории, технологиям и искусству П.Вирильо «Эстетика исчезновения», вышедшая в 1989 году. В дальнейшем данная тематика развивается в более поздних работах: «в двух эссе «Безжалостное искусство» и «Осуждённое молчание» Вирильо расширяет свои более ранние размышления об «эстетике исчезновения». В частности, его интересует эволюция теорий XX века в связи с современным искусством, связью искусства и чувства страха, мира слова и права хранить молчание в

пространстве современного искусства»1. Вирильо задаёт темы, которые впоследствии станут ведущими для эстетики исчезновения: фото и кинематографическое производство моментальных образов, спекулирующих на исчезновении своего изначального объекта или создающих объекты изначально ирреальные; массовое восприятие и массовая чувственность, вечность и длительность, сменяющиеся моментальностью, подрывающей основы присутствия.

К эксплицитному этапу развития проблемы исчезновения также можно отнести работы Ж.-Л.Деотта и А.Бросса, под редакцией которых в 2000 году вышел сборник статей «Эпоха исчезновения. Политика и эстетика» (любопытно, что ни один из авторов, вошедших в сборник, не упоминает о работах Вирильо). Сборник объединил под своей обложкой более двадцати авторов из разных стран: Э.Брийе, К.Ванун, Д.Видаль, А.Гарсиа-Кастро, Р.Ивекович, Д.Ф.Ируста, Л.Катела, М.Лефевр-Деотт, Т.Меркадо, Э.Мулин-Кошон, Н.Ричард, Б.Такель, В.Фаббри, К.Фельд, Ж.-Л.Эвар, П.-Д.Юг и др. Он поделён на три раздела, которые представляют собой три различных подхода к проблеме исчезновения: с точки зрения политики и эстетики (как заявлено в подзаголовке книги), а также с точки зрения метафизики как территории прояснения понятий. Здесь в общих чертах задана парадигма возможного выстраивания концепции, обозначены основные сюжеты и ключевые авторы (В.Беньямин, Ш.Бодлер, Ж.-Ф.Лиотар, Э.По, З.Фрейд), работы которых составляют имплицитный этап развития эстетики исчезновения.

Главным теоретическим источником эстетики исчезновения являются работы В.Беньямина, предложенный им своеобразный сплав марксизма, иудаизма и герменевтики, а так же его интерес к исследованию форм современной культуры, основанной на техническом воспроизводстве. Почти каждая из интуиции Беньямина нашла отражение в эстетике исчезновения.

Armitage J. Art and Fiar: an introduction P. 1-24. II Virilio P. Art and Fiar. New York. 2004. p.l.

Критика фашизма переросла в критику тоталитаризма и в целом задала тон политической вовлечённости эстетического в проекте эстетики исчезновения; внимание к средствам технического воспроизводства породило ряд понятий («аппарат» Деотта, «скорость» и «свет» Вирильо), а также переориентировало анализ произведений искусства с «истории» на технические условия её рассказа, с начертанного - на «поверхности начертания» (Ж.-Ф.Лиотар); проект исторического сознания как сознания, наделённого слабой мессианской силой, обернулся «мессианизмом без мессианизма» и призракологикой Деррида, понятием «квазидругого» как существующего-несуществующего литературного персонажа Рансьера и фигурой жертвы политики исчезновения у Деотта. Существенной чертой эстетики исчезновения является её обращённость к катастрофическому опыту (траекторию этой темы также можно вести от Беньямина, который описал опыт современности как опыт шока, дисгармонии, отчуждения и конфликта), о чём свидетельствуют обращённость к истории войн Вирильо, частые отсылки к Шоа у Деррида и Деотта. Тема катастрофического опыта возникает у Беньямина в связи с творчеством Ш.Бодлера, для которого такой опыт «стал нормой», который научился «парировать его», «амортизировать» с помощью поэзии, рефлексии особого рода, имеющей дело со следами воспоминаний, не ставших собственностью сознания. Воссоздавая линию преемственности этого сюжета, Беньямин помимо Ш.Бодлера упоминает А.По, М.Пруста и П.Валери: «Упоминая предшественников, следует назвать его (Бодлера - ДА.) связь с По, среди последователей - Валери. Размышления Пруста и Валери о Бодлере дополняют друг друга провидческим образом» . В то же время, проводник французской культуры, переводчик Бодлера и Пруста, Беньямин оказал влияние на Деррида, Вирильо, Деотта и других французских мыслителей.

Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма. С.47-234. // Беньямин В. Маски времени. СПб., 2004. С. 182.

Под полем латентного существования проблематики понимается совокупность теорий и текстов, в которых тема исчезновения не заявлена прямо, однако выражена в форме понятий, близких по содержанию. По проблемам и тематике к эстетике исчезновения близки трансэстетика Ж.Бодрийяра, призракологика Ж.Деррида, некоторые концепты Ж.Делёза, а также политическая теория Ж.Рансьера (имеются в виду его идеи по поводу сравнения формы существования пролетариата, иммигранта с квазисуществующим литературным персонажем, а не теория эстетического режима искусства).

В отечественной традиции, как уже было упомянуто, эстетика исчезновения является неразработанной областью. Однако стоит отметить работы Е.В.Зинченко, В.Л.Лехциера, Б.Ф.Шифрина, М.Б.Ямпольского, в которых исчезновение рассматривается с точки зрения феноменологии, а так же ряд авторов, затрагивающих проблематику исследования: Н.С.Автономова, О.В.Аронсон, А.В.Гараджа, А.А.Грицанов, А.А.Грякалов, Е.Н.Гурко, В.М.Дианова, С.Н.Зенкин, К.А.Капельчук, Д.Ю.Кралечкин, В.Е.Лапицкий, А.В.Магун, Д.А.Ольшанский, А.А.Погребняк, М.К.Рыклин.

Цель и задачи исследования

Общая цель исследования заключается в том, чтобы глубже разработать новое, в отечественной традиции не представленное, направление в эстетике - «эстетика исчезновения», т.е. произвести анализ текстов современной французской философии, касающихся данной проблематики, рассмотреть их место в контексте современной эстетической мысли, а также оценить перспективы дальнейшей разработки предложенных понятий и теоретических построений. Данная цель предполагает решение следующих задач, касающихся истории и теории эстетики:

Историко-эстетические задачи:

- посредством текстуального анализа работ современных французских
философов, а также анализа критической литературы, выявить
преемственность проблемы исчезновения от Ш.Бодлера до Ж.-Л.Деотта, т.е.
реконструировать эксплицитный и имплицитный контексты проблемы
исчезновения.

посредством герменевтического анализа выявить контексты, родственные проблеме исчезновения, т.е. проанализировать поле латентного существования проблемы исчезновения. Теоретические задачи:

- определить категориальный статус «исчезновения», соотнести с
основными понятиями современной эстетики, дать определение.

при помощи существующих построений «эстетики исчезновения», а также близких по интенции теорий современной эстетики рассмотреть возможность построения «метафизики исчезновения».

рассмотреть возможные методы работы с понятием и найти тот, который позволил бы рассматривать исчезновение сущностным, а не привходящим образом.

пересмотреть под углом нового категориального аппарата проблемы, прежде рассматриваемые только сквозь призму эстетик события, симуляции, репрезентации, а именно - применить полученные конструкты к строю событийности (феноменам культуры и политики) и формам искусства XX века (фотография, кинематограф). Иными словами, исходя из данного определения и найденного метода, рассмотреть то, как «исчезновение» может способствовать пониманию феноменов культуры и искусства XX века.

Методологические основания исследования

История проблемы исчезновения в современной французской философии укладывается в период второй половины XX - начала XXI вв. Однако, наш анализ будет носить преимущественно историко-эстетический

характер, заключающийся как в текстуальном и концептуальном анализе текстов первоисточников, так и в герменевтическом истолковании, требующем погружения в тексты французских философов и переосмысления их философского содержания.

При анализе принято различать историю понятий и историю проблем . В первом случае (при рассмотрении истории понятий, как это происходит, например, в рамках герменевтического подхода), рассматривается некое единичное понятие, в которое уже вписана множественность в форме его собственной внутренней историчности. Понятие субъекта обретает свою определенность как греческий hupokeimenon, как картезианский субъект, как перечеркнутый субъект психоанализа и т.д., и в этом смысле всегда существует как незавершенное и множественное. Контексты в свою очередь наделяют понятие неким конечным тождественным смыслом. Несмотря на схожесть подобного подхода с нашим в том случае, когда мы выделяем субституты исчезновения (феномены, существующие лишь постольку, поскольку свидетельствуют об исчезновении чего-либо или же исчезают сами) в нашем случае подобный метод не подходит. Это связано с тем, что современная французская философия проблематизирует феномен исчезновения, а не его понятие: во-первых, исчезновение отсылает к положению вещей, историческим фактам, даже самой историчности, и без этой отсылки лишается вразумительности; во-вторых, понятие предполагает определённую философскую традицию, зачастую подвергаемую критике со стороны философов, занятых проблемой исчезновения; в третьих, само слово «исчезновение» для нас не так важно, мы не будем заниматься этимологическими изысканиями (зачастую, герменевтический подход сводится именно к игре этимологии). Субституты исчезновения - это, скорее,

Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. С. 26-43. // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

спектр смыслов, каждый из которых отражает только его часть, или же, иными словами, в каждом из этих феноменов угадывается общая проблема.

В случае истории проблем (например, в традиции неокантианства) мы имеем дело с тождественной проблемой, выраженной в определенных общих терминах (свобода и необходимость, бытие и небытие и т.д.), но которая, воплощаясь в истории мысли, проходит через множество интерпретаций и контекстов, играющих роль частных манифестаций данной проблемы. Залогом тождественности проблемы исчезновения в каждом из рассматриваемых нами контекстов является наше следование её смыслу, а не тем терминам, в которых она выражена, а так же ясное понимание того, что различные контексты проблемы трансформируют её, не мешая усмотрению общего, того что их объединяет. Каждым из философов проблема исчезновения ставится по-своему, вернее каждый раз новым является её наполнение и оценочная позиция автора: теоретики исчезновения видят проблему в иссякании бытия, истончении реальности или же, наоборот, в нежелании принимать некоторые феномены, носильном лишении их статуса реальных.

Приведённые выше замечания можно отнести на счёт методологии нашего исследования, однако что касается метода, при помощи которого можно было бы отследить и описать сам феномен исчезновения, то здесь мы сталкиваемся с определёнными трудностями: эстетика исчезновения существует на сегодняшний день как набор текстов, лишённых единого программного поля, и в связи с этим затрагивает множество методов: социологический метод (В.Беньямин, Ж.Бодрийяр, П.Вирильо), диалектически (В.Беньямин), психоаналитический (З.Фрейд, Ж. Лакан, С.Жижек), феноменологический (В.Лехциер, М.Ямпольский), «метод» спектрологии, разрабатываемый Ж.Деррида. Таким образом, в существующих подходах к проблеме исчезновения мы не наблюдаем какого-либо методологического единства. Данная ситуация ставит нас перед необходимостью проанализировать вышеозначенные методы и определить,

какие из них относятся к понятию исчезновения сущностным, а какие привходящим образом.

Вместе с тем, постановка проблемы исчезновения вынуждает нас констатировать, что области, где данная проблематика имеет место, можно разделить на три группы: метафизические проблемы (исчезновение приостанавливает вопрос о существовании), этико-политические (исчезновение и стирание следов преступлений как политика тоталитарных режимов) и эстетические (исчезновение той реальности, которую запечатлевают фотография и кино). Если на уровне метафизики речь идёт о разработке понятий, то эстетический и этический уровни имеют более прикладной характер. Таким образом, исследование делится на теоретический и прикладной уровни.

Теоретический уровень подразумевает:

- описание стратегий эстетической рефлексии, связанных с проблемой
исчезновения: анализ теоретических работ, положивших основу эстетике
исчезновения, составляющих эксплицитный и эксплицитный этапы, а также
поле латентного существования и проработка понятий;

оценку методов, привлекаемых для прояснения феномена исчезновения;

- выбор метода, сущностным образом описывающего исчезновение.

- указание места «эстетики исчезновения» в традиции эстетической
мысли.

Прикладной уровень подразумевает:

- исследование связи таких феноменов культуры как «политика
массового исчезновения» и «техническое воспроизводство». Под
исследованием подразумевается обращение к текстам теоретиков эстетики
исчезновения (Ж.-Л.Деотта, А.Бросса, Ж.Рансьера, Ж.Деррида, П.Вирильо), к
тем сторонам их анализа, которые касаются политических, социологических
и культурологических аспектов.

Научная новизна

Современная французская философия получает совершенно новое освещение, будучи рассмотренной под углом проблемы исчезновения: реконструируется линия преемственности философских идей от Ш.Бодлера до Ж.-Л.Деотта, связываются разрозненные концепции таких философов как Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, Ж.Делёз, П.Вирильо, впервые получает подробное истолкование понятие «исчезновение». Данное диссертационное исследование является первой в отечественной истории эстетики работой, рассматривающей связь эстетики исчезновения П.Вирильо, Ж.-Л.Деотта и А.Бросса с концепциями Ж.Деррида, Ж.Бодрийяра и Ж.Делёза.

Новизна исследования определяется целью и задачами, которые выдвигаются в диссертации Отсюда основными положениями, выносимыми за защиту, являются:

1. Проблема исчезновения является одной из ключевых тем
современной французской философии.

  1. «Исчезновение» можно определить как парадоксальный феномен, («неприсутствующее присутствие», «бестелесную телесность»), проблематизирующий границы феноменологии.

  2. Субститутами исчезновения (понятиями близкими по значению, которые рассматривают разные аспекты заданного феномена) являются такие понятия современной французской философии и эстетики как «аура», «симулякр», «след», «симптом», «различение», «призрак»

4. Проблема исчезновения связана и во многом зависима от
исторического контекста, который можно обозначить как «эпоху
исчезновения», характеризуемую политикой бесследного исчезновения и
техникой массового воспроизводства.

5. Проблема исчезновения в большинстве контекстов задаётся как
именно эстетическая (в гегелевском понимании эстетики как области

иллюзорного), а значит, их можно объединить в одно общее направление -«эстетика исчезновения».

Теоретическая значимость и практическая ценность исследования

Материалы диссертации позволяют не только проследить современное состояние и генеалогию становления нового направления эстетики -«эстетики исчезновения», но также уточнить и дополнить понимание современной французской философии в целом. Результаты диссертации могут быть использованы при рассмотрении современной эстетики, феноменов культуры массового производства и политики исчезновения, а также при анализе искусства (фотография, кино). Кроме того, содержание диссертации возможно использовать при составлении и чтении курсов по истории философии, истории и теории эстетики, философии культуры XX века, а также при ведении семинаров по указанным дисциплинам.

Апробация исследования

Материалы исследования обсуждались на кафедре эстетики и философии культуры философского факультета СПбГУ, в ряде публикаций и выступлений на теоретических конференциях (в том числе за рубежом), а также в рамках аспирантского семинара той же кафедры. Основные идеи работы были представлены на конкурсе молодых учёных СПбГУ 2008 года в виде цикла статей «Понятие исчезновения в современной французской философии», номинированного на второе место. Материал исследования был использован при работе над грантом Российского государственного научного фонда (проект 08-03-00550а «Эстетические и социально-философские аспекты феномена исчезновения»). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики и философии культуры

философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 01 марта 2011 года.

Структура исследования

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка цитируемой литературы по данной теме на русском, французском, английском и немецком языках.

Похожие диссертации на Проблема исчезновения в современной французской философии и эстетике