Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Гетегежев, В.А.

Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)
<
Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гетегежев, В.А.. Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа) : Дис. ... д-ра философские науки : 09.00.04.-

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологические основы анализа проблем советской многонациональной художественной культуры 21-86

I. Философско-эстетические принципы исследования национального искусства

2. Партийность как общеметодологический принцип анализа советской литературы и искусства

ГЛАВА II. Теоретико-художественное наследие как предпосылка развития художественной культуры 87-139

1. Фольклор как основной тип функционирования художественной культуры прошлого

2. Теория и художественная практика выдающихся просветителей

ГЛАВА III. Диалектика становления и развития национального искусства и литературы 140-219

1. Становление и пути развития национальной художественной культуры

2. Развитие младописьменных литератур -ведущий фактор становления художественной культуры адыгских народов

3. Эстетический идеал и идейно-эстетические задачи современных младописьменных литератур

ГЛАВА ІV. Художественное воплощение советского образа жизни в искусстве развитого социализма 220-296

1. Этапы развития национальных искусств. Формирование художника нового типа.

2. Советский образ жизни как предмет художественного познания в литературе

ГЛАВА V. Общее и особенное в развитии многонациональном художественной культуры зрелого социализма (некоторых ее закономерностях) 297-338

Заключение 339-351

Литература 352-370

Введение к работе

С первых дней установления Советской власти на Северном Кавказе, как и в других братских республиках нашей страны, произошли глубокие социально-политические и экономические преобразования, послужившие объективной основой формирования и развития советской национальной художественной культуры. В системе проблем общественных и национальных отношений на современном этапе коммунистического строительства особое место занимает проблема изучения закономерностей развития культуры, в частности, исследования социально-эстетических закономерностей развития национальных художественных культур, являющихся результатом созидательного труда советского народа.

Придавая огромное значение развитию социалистического искусства, партия делает все для их расцвета и сближения, укрепления их интернациональной основы и тем самым для формирования будущей единой культуры коммунистического общества. "Братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд, прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур - важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа, успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма"1.

В условиях социалистического строительства в художественно-эстетической культуре адыгских и других северокавказских народов произошли качественные изменения. Современная художественная культура северокавказских народов многоструктурна, охватывает почти все классические виды искусства: изобразительное и театральное, прикладное и декоративное, архитектуру и скульптуру. О качественном росте художественно-эстетической культуры говорит значитель-

I. Актуальные вопросы идеологической, масоово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 1983г,- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.-М.: Политиздат, 1983, с.72.

ное расширение художественно-изобразительных средств национального искусства. Особое место в структуре социалистической художественно-эстетической культуры занимает художественная литература.

Художественная культура адыгских народов Северного Кавказа прошла сложный путь развития от фольклора к сегодняшним художественно-эстетическим достижениям и результатам.

Достижения в художественно-эстетической культуре северокавказских народов предопределены социально-экономическими успехами, достигнутыми за несколько десятков лет жизни в условиях социалистических преобразований, но вопрос о ее национальном своеобразии не снимается с повестки дня. "Идеологиіеская работа в условиях нашей страны, - говорил Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко,-объединяющей свыше 100 наций и народностей, немыслима без внимательного изучения их специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры. Ведь решение национального вопроса в том виде, в каком он достался нам от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня. Продуманная, научно обоснованная национальная политика - неотъемлемая часть деятельности партии по совершенствованию развитого социализма"1.

В процессе развития национальных художественных культур выявляются различные исторические формы художественно-эстетического творчества народа. Наиболее значительными формами художественного творчества являются фольклор с его жанровым богатством, просветительская литература и социалистическое искусство. Советские национальные искусства, формируясь на национальной художественно-эстетической основе, на достижениях развитых культур и в первую оче-

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г.,

с.58-59.

редь русской, развивались., в новых социально-исторических условиях. Лучшие их представители с первых дней Советской власти твердо стали на путь социалистического искусства и боролись за художественные произведения, глубоко и правдиво отражающие жизнь советского человека. Это было результатом их убежденности в том, что социалистический строй является следствием не каких-либо стихийных и субъективных процессов, а следствием объективных законов общественного развития.

"Построение социализма, - говорится в Программе КПСС, - требовало подъема культуры широчайших народных масс. Эта задача была... успешно решена. Б стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский

«I взлет к вершинам науки и культуры" .

Современное искусство адыгских народов Северного Кавказа, наследуя опыт русского классического и советского искусства, развивая традиции своего собственного национального художественного творчества, живет мыслями и чувствами, мечтами и делами советского народа. Их литература и искусство народны, классово-партийны в своем существе. Это одна из главных черт советской художественной культуры. Однако процесс овладения новыми принципами художественного творчества был сложным и противоречивым как для творческих деятелей, создававших свои произведения еще до революции, так и для молодого поколения, сформировавшегося в условиях социалистического строительства. Наиболее талантливые деятели литературы и искусства создавали и создают произведения, следуя новым идейно-эстетическим принципам социалистического реализма. Это в свою

I. Программа Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1976, с.115.

очередь активно способствует правдивому воспроизведению объективных исторических свершений советских людей. Отражение коренных интересов трудящихся масс как главного героя произведений советских национальных искусств становится ведущей темой творчества представителей художественной культуры.

Советская многонациональная литература и искусство - основные элементы структуры художественной культуры - воплотили образ нового человека, нашего современника. Главная отличительная особенность положительного героя социалистического искусства, в частности писателей и поэтов младописьменных литератур, - общественная, социальная активность. Исследование этого процесса в современных национальных литературах и искусстве - одна из важнейших задач советской эстетической науки, искусствоведения а критики. В Постановлении ЦК КПСС от 21 января 1972г. "О литературно-художественной критике" говорится: "Долг критики - глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной

идеологии" .

В целом все виды советского искусства достигли высокой идейно-эстетической и художественной зрелости. Следует отметить их жанровое многообразие, тематическую стабильность. Особое внимание обращено нами на рассмотрение роли советских национальных литератур, являющихся художественной летописью нового образа жизни, в воспитании советских людей в духе социалистического патриотизма, в формировании у них чувства советской гордости. "Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современни-

I. Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1971, с.493.

- 8 -ков, - отмечается в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ съезду партии. -Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество"1.

Советская литература и искусство раскрывают трудящимся смысл их жизни и труда, вдохновляют на новые дерзания во имя будущего. История не знает иной литературы, которая бы так действенно способствовала движению широких народных масс народа к совершенству и красоте, как литература социалистического реализма. Литература и искусство благотворно воздействуют на миллионы советских людей. Их действенность, сила и популярность объясняются прежде всего партийностью и народностью, составляющими незыблемую основу формирования и развития социалистической художественной культуры. Произведение искусства, не отвечающее этим принципам, лишено художественной и эстетической ценности.

Определяя главное направление развития советской литературы и искусства, в комментарии к Постановлению ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" газета "Правда" пишет о необходимости использовать "все возможности для повышения воспитательного значения художественного слова, создания произведений высокого патриотического звучания, поэтизирующих служение Родине, делу партии. Для искусства социалистического реализма нет более важной задачи, чем утверждение советского образа жизни, норм коммунистической нравственности, красоты и величия наших моральных ценностей - таких, как честный-труд на благо людей, интернационализм, вера в историческую

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с62.

- 9 -правоту нашего дела" .

Для советского художника интересы народа являются основополагающими в его творческой деятельности. Его двигают к идейно-эстетическим вершинам и художественному мастерству идеи защиты завоеваний Октября, задачи социалистического и коммунистического строительства. Поэтому КПСС уделяет пристальное внимание развитию творческих потребностей художников, направляя их в русло задач общественного развития. В центре внимания деятельности советского художника стоят вопросы повышения идейно-эстетического содержания создаваемых произведений и выбора художественно-изобразительных средств, способных отразить жизнь советского народа в новых исторических условиях. Художественно обобщая образ советского человека в различных видах современного национального искусства, советский художник утверждает социалистический образ жизни, высокие принципы коммунистической нравственности, величие общественно-исторических свершений народа. "Произведения последних лет, принадлежащих перу писателей разных национальностей - Ю.Бондареву, Г.Маркову, С.Залыгину, В. Распутину, Ф.Абрамову, Е.Носову, Д.Гранину, Ч.Айтматову, М.Бажану, 0.Гончару, В.Быкову, Н.Думбадзе, Д.Кугультинову, К.Кулиеву, А.Ке-шокову, Ш.Рашидову - перечесть всех невозможно, - свидетельствуют о больших нравственных ресурсах и художественном потенциале советской литературы, о богатстве ее красок, о раскованности, смелости мысли, о неустанных поисках слова необычного, нового, великого, о зоркости видения жизни в ее радостных и трагических коллизиях, о неуклонном росте исследовательского, философского, эмоционального, нравственного пафоса литературы. Советская многонациональная

литература бесстрашно добирается до самых корней бытия народного,

ставит острейшие проблемы человеческого существования".

  1. Правда, 1982, 30 июля.

  2. Ломидзе Г. Ленин и проблемы развития национальных литератур. -

В кн.: Единство. - М..-Сов.писатель,1982, с.21.

- ГО -

Многообразны факторы, определяющие необходимость и актуальность исследования современного советского искусства и, в частности, младописьменных литератур. Но важнейшим фактором являются реальные идейно-эстетические достижения советской художественной культуры. Актуальность изучения национальных искусств возрастает с обострением идеологической борьбы, с необходимостью разоблачения буржуазной идеологии.

Деятели литературы и искусства, умело пользуясь историческим и эстетическим опытом прошлого, совершенствуют свое художественное мастерство и вносят определенный вклад в развитие эстетической культуры социалистического общества. Об этом свидетельствует творчество таких писателей и поэтов,как Р.Гамзатов, А.Кешоков, К.Кулиев, Т.Керашев, Д.Кугультинов и др., вошедших в историю советской художественной культуры. Каждый из них, развивая свою творческую индивидуальность, твердо следует идейно-эстетическим принципам метода социалистического реализма. Творчество этих талантливых художников - яркий пример роста духовной культуры народов в условиях социалистической действительности и отпор таким буржуазным фальсификаторам советской действительности,как П.Коцев, Г.Баммат, Ш.Эрел, А.Астарханов, Р.Трахо, А.Напитко и другие, которые пытаются отрицать значительные достижения в общественной, экономической и духовной жизни северокавказских народов.

Доказательством несостоятельности измышлений современного антисоветизма являются не только социально-экономические достижения, но и духовная жизнь и художественно-эстетическая деятельность советских народов. В этом отношении весьма показательно развитие литературы малых народов. Сегодня это эпос, поэзия и драматургия высокого художественного уровня. Р.Гамзатов, А.Кешоков,К.Кулиев, А.Абу-Бакар, Т.Керашев, Ф.Алиева, А.Евтых, Х.Гошоков, И.Машбаш, Р.Ахматова,

- II -

Т.Зумакулова, Х.Теунов, Ад.Шогенцуков, Х.Байрамукова, И.Базоркин, А.Боков, Г.Кайтуков, М.Цагараев, К.Жанэ, М.Геттуев, Э.Тхагазитов, создавая национальные художественно-эстетические ценности, обогащают советскую многонациональную литературу, искусство и культуру

з целом. Тем самым современная национальная художественная культура, развиваясь в рамках искусства социалистического реализма, способствует решению задач коммунистического строительства.

Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, качест-веннымии количественными изменениями в художественной деятельности и, в особенности, в литературе адыгских и других северокавказских народов в результате социалистических преобразований. Во-вторых, она определяется задачами воспитания нового человека, в решении которых роль литературы и искусства в современных исторических условиях постоянно возрастает. В-третьих, актуальность диссертационной работы связана с необходимостью борьбы против буржуазной идеологии и ее попыток оказать разлагающее воздействие на сознание людей .

На основе марксистско-ленинской теории партийных документов и трудов основоположников социалистического искусства с использованием ряда философско-эстетических, литературоведческих и искусствоведческих работ советских авторов, а также фактического материала , в диссертации прослеживаетоя процесс становления социалистической художественной культуры адыгских и других северокавказских народов.

В первой главе - "Методологические основы анализа проблем советской многонациональной художественной культуры" - сформулированы основные философско-эстетические принципы исследования национального искусства. В настоящей главе особо выделяется принцип партийности как общеметодологическая основа анализа социалистического искусства.

Бо второй главе - "Теоретико-художественное наследие как предпосылка развития художественной культуры" - автор показывает значение художественно-теоретического наследия прошлого в становлении и развитии литера туры и искусства малых народов, не имевших своей письменности. В связи с этим автор исследует некоторые идейно-эстетические традиции и особенности фольклора и просветительской литературы адыгских народов.

В третьей главе - "Диалектика становления и развития национальных искусств - закономерность художественной культуры социализма" - обосновываются предпосылки становления и развития национальных искусств, исследуется структура современной художественной культуры, раскрывается социально-политическое и эстетическое содержание категорий "национальное" и "интернациональное". В главе показывается, что интернационализм - магистральный путь развития национальных искусств, что диалектика расцвета и сближения национальных искусств - закономерная черта художественной культуры развитого социализма.

В четвертой главе - "Художественное воплощение советского образа жизни - закономерность искусства развитого социализма" - в соответствии с марксистско-ленинской методологией обосновывается периодизация становления и развития национальных искусств, формирования художника нового типа на примере литературы адыгских народов. Здесь же раскрывается содержание эстетического идеала, на основе которого сформулированы основные идейно-эстетические задачи и проблемы современного литературно-художественного процесса, исследуются отражение советского образа жизни и роль искусства (литературы) в совершенствовании социалистического образа. Вместе с тем здесь показана специфика отражения особенностей формирования и утверждения советского образа жизни у малых народов.

- ІЗ -

Б пятой главе -"Общее и особенное в развитии национальной художественной культуры зрелого социализма" - освещаются вопросы общего и особенного в художественной культуре северокавказских народов (преимущественно адыгских). Методологическую основу главы составили категории материалистической диалектики, программные документы КПСС, обосновывающие важнейшие теоретические и практические вопросы развития советской многонациональной художественной культуры, в которой сегодня происходят значительные качественные изменения.

Советская эстетическая наука всесторонне исследовала социально-эстетические закономерности развития художественной культуры народов СССР. Б различных монографиях и статьях национальные литература и искусство рассматриваются как часть общесоветской художественной культуры, выступающей социально-исторической памятью в духовной жизни советских народов. Многообразные проблемы, рассмотренные в различных исследованиях советских ученых, способствуют постановке новых проблем развития художественной культуры адыгских народов.

Настоящая работа является логическим продолжением достигнутого в области исследования литературно-художественного творчества северокавказских народов на различных исторических этапах. Автор, исходя из реального состояния, сложившегося в исследовательской литературе, считает необходимым выявить наиболее общие идейно-эстетические критерии и закономерности современной социалистической художественной культуры. Необходимость исследования идейно-эстетических критериев и закономерностей современной национальной художественной культуры определяется не только тем, что они мало изучены, но также и тем, что их исследование углубляет понимание общих тенденций развития многонациональной социалистической культуры. Исследование указанной проблемы актуально и в плане возрастания роли литературы и искусства в повышении социальной активности стро-

ителей коммунизма.

Современная советская многонациональная литература и искусство вышли на новые рубежи философско-эстетического осмысления прошлого и настоящего с позиций коммунистического идеала. Советскому народу, создавшему новую социалистическую культуру, на современном этапе необходимо такое искусство, которое помогает строить коммунизм. Эту задачу могут выполнить лишь те произведения, в которых отражен труд советского человека, строящего коммунизм, произведения, пробуждающие в нем благородные чувства и мысли и формирующие такие качества , как интернационализм, советский патриотизм, коллективизм и гуманизм.

Разработанность темы. По актуальным вопросам социалистической многонациональной художественной культуры существует литература , вскрывающая содержание и основные тенденции ее развития на различных этапах развития общественных отношений.

При написании диссертации автор опирался на известные работы советских ученых в области марксистско-ленинской эстетики. Большую роль в разработке и изучении проблем национальных искусств сыграли работы советских исследователей искусства и литературы .

I. Арнольдов А .И. Культура развитого социализма (1978), Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура (1976), Апресян Г.З. Эстетическая мысль народов Закавказья (1968), Основы маркой ствко-ленинской теории культуры (1976), Чхиквишвили Д.И. Народ и культура (1974), Маркарян Э.С. Очерки теории культуры (1969), Боголюбова Е.В. Культура и общество (1978), Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры (1971), Соколов. Э.Б. Культура и личность (1972), Злобин Н.С. Некоторые методологические вопросы культуры и культурной революции (1969), Овсянников М.Ф. История эстетической мысли (1978), Межуев В.И. Культура и история.(1977), Маца И.Л.Проблемы художественной культуры XX века (1969), Егоров Е.Г. Проблемы эстетики (1974), Барабаш Ю.Я Вопросы эстетики и поэтики (1978), Зись А.Я. Искусство и эстетика (1975), Зись А.Я. Конфронтация в эстетике (1980), Лукин Ю.А.

Извеотная работа проделана местными авторами, которые исследовали вопросы общекультурного процесса в различных исторических

и национальных условиях.

В этом отношении представляет научный интерес исследование А.К.Хачирова "Социалистическая культура и наследие" С позиций марксистско-ленинской методологии и принципа партийности автор попытался исследовать становление и развитие культуры осетинского народа. Значительное внимание в работе уделено художественному наследию прошлого как основе и фундаменту социалистической культуры, в структуре которого национальные традиции, как считает исследователь, занимают особое место. Однако автор, увлекаясь доказательством этого положения, прибегает к излишнему нагромождению общетеоретического материала, что не способств7Эт проведению основной, мысли работы -о диалектике демократических традиций прошлого и современных тенденций в советской национальной культуре, '^ем не менее автор показал на большом фактическом материале основной итог культурной революции-расцвет и сближение культуры советских народов в условиях социалистических преобразований.

В работе З.П.Цховребова "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии" обосновываются специфические особенности духовной жизни осетинского народа, связанные с историческими

Ленин и теория социалистического искусства (1973), Храпченко М. Творческая индивидуальность и развитие литературы (1978), Ломид-зе Г.И..Ленинизм и судьбы национальных литератур (1974), Метченко А. Кровное, завоеванное (1975), Интернациональное и национальное в литературе (1971),-Концепция человека в эстетике социалистического реализма (1978), Гей Н. Художественная литература (1975), Единство, рожденное в борьбе и труде (1978), Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура (1982), Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура (1979), Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (1983), Поспелов Т.Н. Вопросы методологии и поэтики (1983), Червонная С. Взаимодействие художественных культур народов СССР (1982).

событиями второй половины XIX - начала XX вв., рассматривается влияние прогрессивной русской культуры, общественно-политической и философской мысли России на передовых представителей культуры и литературы осетинского народа. Автор анализирует философско-эстети-ческие и просветительские взгляды И.Канукова, А.Гассиева, К.Хета-гурова, Р.Цаголова, Г.Дзасохова и других. Особое место в их числе по праву занимает К.Хетагуров - представитель культуры осетинского народа, многогранная деятельность которого оценена в различных исследованиях. Исследуя эстетические взгляды К.Хетагурова, автор приходит к выводу о том, что он с материалистических позиций решает вопрос об отношении искусства к действительности.

Значительное место в исследованиях общественно-политической и философско-эстетической мысли северокавказских народов занимает монография А.А.Абдумаева "Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.", в которой автором проанализированы мировоззрения Казем-Бека, Госана Алкадарского, Госана Гузунова, рассмотрены просветительские и социально-политические взгляды М.Э.Османова, А.Омарова, А.Гайдарова, Г.М.Амирова, Б.ДІалгата.

Важнейшие проблемы исторического развития литературы рассмотрены в литературоведческих работах, критических статьях и диссертациях. В этом отношении примечательны исследования: Л.А.Бекизовой "От богатырского эпоса к роману", в котором решен ряд теоретических проблем становления социалистического реализма в национальных литературах, расширения поэтических и жанровых структур; К.Г.Шаэза "Художественный конфликт и эволюция данров в адыгских литературах", в котором предпринята попытка осветить особенности художественного конфликта в адыгских литературах. Х.Х.Хапсироков в книге "Пути развития адыгских литератур" исследовал их историю; Н.Д.Музаев в работе "Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становле-

- 17 -ния жанров" поставил проблемы типологических взаимосвязей и взаимообогащения литератур горских народов; З.Х.Толгуров в монографии

"Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии" на примере творчества К.Ш.Кулиева показал своеобразие становления балкарской поэзии и проблемы ее развития. Некоторые частные проблемы литературно-художественного процесса горских народов обобщены в работах т.Чамокова "В созвездии сияющего братства"; З.М.Налоева "Послевоенная кабардинская поэзия", "Из истории культуры адыгов"; Х.И.Теунова "Литературы и писатели Кабарды"; М.Г.Сокурова "Лирика Алима Кешокова"; А.Т.Шортанова "Театральное искусство Кабардино-Балкарии"; Л.М.Кашежевой "Кабардинская советская проза"; Д.И. Бычкова "Братство народов - братство литератур"; А.М.Теммеева "Балкарская проза"; Х.Х.Хапсирокова "Истоки черкесской литературы"; А.П.Качиевой "Судьба страны - судьба твоя"; СЛІІ.Аутловой "Адыгские историко-героические песни ХУІ-ХІХ вв."; Х.Кауфова, А.Х.Хакуашева "Адыгские просветители"; К.Султанова "Певцы разных народов" и других.

Методологической основой настоящего исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, в первую очередь труды основателя Коммунистической партии и Советского государства В.И.Ленина, решения партийных съездов и пленумов, в которых дано подлинно научное, объективное обоснование путей развития советской многонациональной художественной культуры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель диссертационной работы заключается в исследовании и философско-эстетическом осмыслении основных закономерностей, тенденций развития современной художественной культуры северокавказских адыгских народов.

Поставленная цель не охватывает все аспекты исследования художественно-эстетической культуры, так как она ограничена проблемам-

кой, связанной прежде всего с современным уровнем развития художественной культуры адыгских народов.

Для реализации этой цели в диссертации предпринята попытка решения следующих задач:

выявить основные идейно-эстетические принципы художественного наследия прошлого на примере фольклора и просветительской литературы;

обосновать основные тенденции развития художественной культуры адыгских народов;

выяснить важнейшие социально-исторические и эстетические закономерности национального искусства;

показать ведущую роль младописьменных литератур в формировании художественной культуры малых народов;

установить основные этапы становления и развития советских национальных искусств;

выявить основные черты художника нового типа и его место в строительстве коммунизма;

раскрыть диалектику национального и интернационального и показать, что интернационализм - социально-политическая и эстетическая основа развития национальных культур и искусства;

определить специфические художественно-эстетические задачи современного литературно-художественного процесса с позиции эстетического идеала;

обосновать, что художественным воплощением советского образа жизни является социально-эстетический процесс;

сформулировать художественную концепцию личности в произведениях младописьменных литератур.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в выделении нового объекта исследования - социально-эстетических законо-

- 19 -мерностей развития национальной художественной культуры в условиях развитого социализма. Новый объект исследования предопределяет пути методологического анализа проблем современной художественной культуры. Следствием этого явилось научное построение процесса формирования и развития литературы и искусства адыгских народов Северного Кавказа и в связи с этим вычленение ряда важнейших традиций современной художественной культуры.

Современный этап развития литературы и искусства северокавказских адыгских народов определяет необходимость освещения по-новому ряда проблем на общеметодическом и эстетико-теоретическом уровнях. Кроме обоснования методологических принципов советской многонациональной художественной культуры с учетом новейших достижений советской эстетической науки по-новому сформулированы:

структура и функции современной национальной художественной культуры;

основные идейно-эстетические особенности и функции национального фольклора;

эстетические идеи северокавказских (адыгских) просветителей XIX - начала XX вв.;

социально-исторические условия и эстетические факторы формирования и развития литературы и искусства адыгских народов;

единство национального и интернационального как критерий расцвета и сближения искусства народов СССР;

ведущая роль младописьменных литератур в формировании и развитии национальной художественной культуры;

основные этапы становления и развития национальной литературы и искусства;

отличительные особенности художника нового типа, сформировавшегося в условиях социалистического строительства;

специфические задачи современного литературно-художественного процесса с позиции общественного и эстетического идеала;

место национальной литературы в советском искусстве в целом и ее роль в утверждении социалистического образа жизни;

общее и особенное в развитии национальной художественной культуры.

Не претендуя на исчерпывающее решение этих проблем и опираясь на уже известное, автор дополняет своим исследованием современное научное знание социально-эстетических закономерностей развития художественной культуры малых (адыгских) народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры марксистско-ленинской эстетики МГУ им.Ломоносова и совместном заседании кафедр марксистско-ленинской философии, научного коммунизма и русской литературы Кабардино-Балкарского университета.

йо теме диссертации опубликованы три монографические работы: "Ленинские принципы партийности и народности в советской кабардинской литературе" (1972), "Литература борьбы и созидания" (1976), "Грани новой жизни" (1983) и ряд журнальных статей по проблемам развития северокавказских литератур. Всего по теме диссертации опубликовано около 30 печатных листов.

Структура и объем диссертации, диссертация состоит из введения, пятя глав, заключения и библиографии. Структура и объем работы определяются логикой предмета исследования и особенностями национальных искусств на различных этапах их развития.

Партийность как общеметодологический принцип анализа советской литературы и искусства

В третьей главе - "Диалектика становления и развития национальных искусств - закономерность художественной культуры социализма" - обосновываются предпосылки становления и развития национальных искусств, исследуется структура современной художественной культуры, раскрывается социально-политическое и эстетическое содержание категорий "национальное" и "интернациональное". В главе показывается, что интернационализм - магистральный путь развития национальных искусств, что диалектика расцвета и сближения национальных искусств - закономерная черта художественной культуры развитого социализма.

В четвертой главе - "Художественное воплощение советского образа жизни - закономерность искусства развитого социализма" - в соответствии с марксистско-ленинской методологией обосновывается периодизация становления и развития национальных искусств, формирования художника нового типа на примере литературы адыгских народов. Здесь же раскрывается содержание эстетического идеала, на основе которого сформулированы основные идейно-эстетические задачи и проблемы современного литературно-художественного процесса, исследуются отражение советского образа жизни и роль искусства (литературы) в совершенствовании социалистического образа. Вместе с тем здесь показана специфика отражения особенностей формирования и утверждения советского образа жизни у малых народов.

В пятой главе -"Общее и особенное в развитии национальной художественной культуры зрелого социализма" - освещаются вопросы общего и особенного в художественной культуре северокавказских народов (преимущественно адыгских). Методологическую основу главы составили категории материалистической диалектики, программные документы КПСС, обосновывающие важнейшие теоретические и практические вопросы развития советской многонациональной художественной культуры, в которой сегодня происходят значительные качественные изменения.

Советская эстетическая наука всесторонне исследовала социально-эстетические закономерности развития художественной культуры народов СССР. Б различных монографиях и статьях национальные литература и искусство рассматриваются как часть общесоветской художественной культуры, выступающей социально-исторической памятью в духовной жизни советских народов. Многообразные проблемы, рассмотренные в различных исследованиях советских ученых, способствуют постановке новых проблем развития художественной культуры адыгских народов.

Настоящая работа является логическим продолжением достигнутого в области исследования литературно-художественного творчества северокавказских народов на различных исторических этапах. Автор, исходя из реального состояния, сложившегося в исследовательской литературе, считает необходимым выявить наиболее общие идейно-эстетические критерии и закономерности современной социалистической художественной культуры. Необходимость исследования идейно-эстетических критериев и закономерностей современной национальной художественной культуры определяется не только тем, что они мало изучены, но также и тем, что их исследование углубляет понимание общих тенденций развития многонациональной социалистической культуры. Исследование указанной проблемы актуально и в плане возрастания роли литературы и искусства в повышении социальной активности строителей коммунизма.

Современная советская многонациональная литература и искусство вышли на новые рубежи философско-эстетического осмысления прошлого и настоящего с позиций коммунистического идеала. Советскому народу, создавшему новую социалистическую культуру, на современном этапе необходимо такое искусство, которое помогает строить коммунизм. Эту задачу могут выполнить лишь те произведения, в которых отражен труд советского человека, строящего коммунизм, произведения, пробуждающие в нем благородные чувства и мысли и формирующие такие качества , как интернационализм, советский патриотизм, коллективизм и гуманизм.

Разработанность темы. По актуальным вопросам социалистической многонациональной художественной культуры существует литература , вскрывающая содержание и основные тенденции ее развития на различных этапах развития общественных отношений. При написании диссертации автор опирался на известные работы советских ученых в области марксистско-ленинской эстетики. Большую роль в разработке и изучении проблем национальных искусств сыграли работы советских исследователей искусства и литературы . Извеотная работа проделана местными авторами, которые исследовали вопросы общекультурного процесса в различных исторических и национальных условиях. В этом отношении представляет научный интерес исследование А.К.Хачирова "Социалистическая культура и наследие" С позиций марксистско-ленинской методологии и принципа партийности автор попытался исследовать становление и развитие культуры осетинского народа. Значительное внимание в работе уделено художественному наследию прошлого как основе и фундаменту социалистической культуры, в структуре которого национальные традиции, как считает исследователь, занимают особое место. Однако автор, увлекаясь доказательством этого положения, прибегает к излишнему нагромождению общетеоретического материала, что не способств7Эт проведению основной, мысли работы -о диалектике демократических традиций прошлого и современных тенденций в советской национальной культуре, ем не менее автор показал на большом фактическом материале основной итог культурной революции-расцвет и сближение культуры советских народов в условиях социалистических преобразований.

В работе З.П.Цховребова "Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии" обосновываются специфические особенности духовной жизни осетинского народа, связанные с историческими событиями второй половины XIX - начала XX вв., рассматривается влияние прогрессивной русской культуры, общественно-политической и философской мысли России на передовых представителей культуры и литературы осетинского народа. Автор анализирует философско-эстети-ческие и просветительские взгляды И.Канукова, А.Гассиева, К.Хета-гурова, Р.Цаголова, Г.Дзасохова и других. Особое место в их числе по праву занимает К.Хетагуров - представитель культуры осетинского народа, многогранная деятельность которого оценена в различных исследованиях. Исследуя эстетические взгляды К.Хетагурова, автор приходит к выводу о том, что он с материалистических позиций решает вопрос об отношении искусства к действительности.

Значительное место в исследованиях общественно-политической и философско-эстетической мысли северокавказских народов занимает монография А.А.Абдумаева "Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.", в которой автором проанализированы мировоззрения Казем-Бека, Госана Алкадарского, Госана Гузунова, рассмотрены просветительские и социально-политические взгляды М.Э.Османова, А.Омарова, А.Гайдарова, Г.М.Амирова, Б.ДІалгата.

Теория и художественная практика выдающихся просветителей

Научный подход к культурной жизни прошлого предполагает и преемственность эстетических принципов идей и взглядов, имеющих прогрессивно-демократическое содержание, служащих общим задачам строительства социализма; предполагает наследование всех художественно-эстетических ценностей, созданных на протяжении многих поколений трудом и гением народа. В этом отношении особое эстетическое значение имеет фольклор. Национальный фольклор -неисчерпаемый источник для советского художника, создающего образ современного человека. Достоянием нового общества становятся не только эстетические принципы, но и сами художественные произведения народного творчества, эстетическая и художественная ценность которых возросла в условиях социалистического развития.

Исторический путь, пройденный современной национальной художественной культурой, формирование которой началось в условиях социалистического строительства, коренным образом изменил идейно-эстетическую сущность и структуру духовной культуры народов Северного Кавказа. Ее формирование зиждилось на ленинской концепции социальных преобразований и, в частности, культурной революции. Сегодня очевидно, насколько была грандиозна и сложна задача построения социалистического общества, результатом которого явились не только такие исторические свершения, как формирование новой исторической общности людей - советского народа - или утверждение социалистического образа жизни, но и становление социалистической художественной культуры как устойчивой идейно-эстетической системы.

Советский народ одержал невиданные успехи в экономической, общественно-политической и духовной жизни, активно способствующие становлению советской многонациональной художественной культуры и повышению роли литературы и искусства в формировании нового человека. Формирование новой художественной культуры стало выражением созидательного труда трудящихся масс, которые совершили скачок от устно-поэтического творчества к письменной литературе, к социалистической художественной культуре, обладающей идейно-эстетической ценностью. Современную художественную культуру адыгских народов необходимо рассматривать как многосоставное, многовидовое явление. Вместе с тем это - целостная система, которая включает в себя различные уровни и компоненты, находящиеся в диалектическом единстве.

Социалистическая культура, в частности художественная культура, в какой бы национальной форме она ни развивалась, является в высшей степени новаторской, обретшей устойчивость идейно-эстетической системой, способной дать художественное обобщение социалистической действительности. Современная художественная культура советского народа несет в себе все лучшее, что создано всеми народами в процессе их культурно-исторического развития.

Национальные художественные культуры, являющиеся результатом творчества советского народа как исторической общности людей, объединенных в системе социалистического образа жизни, нельзя рассматривать безотносительно к понятиям "культура", "эстетическая культура", "художественная культура". Выявление специфики каждого из этих понятий открывает возможность исследования общих социально-эстетических закономерностей развития литературы и искусства адыгских и других северокавказских народов. Определение содержания этих понятий помогает также решить проблему единства единичного, особенного и общего в национальной художественной культуре.

Понятие "культура" имеет сложную и длительную историю. Современное содержание этого понятия значительно отличается от его первоначального смысла. Претерпев заметную эволюцию, объем этого понятия стал намного шире. Культура стала сложным и многогранным процессов, охватывающим все области жизни общества. Однако культурные достижения разных народов, определяемые общественными явлениями и другими объективными и субъективными предпосылками различны.

Классики марксизма-ленинизма всегда рассматривали культуру как способ эффективного преобразования человеческого общества, а также как одно из важнейших средств идейного, нравственного и эстетического воспитания людей. Культура - это многогранное общественное явление, характеризующее уровень развития общества, отражающее и оценивающее всю созидательную деятельность людей в производстве материальных и духовных богатств. Культура также рассматривается как совокупность духовных форм жизни общества, т.е. как определенный уровень развития философии, литературы и искусства.

Проблеме культуры уделяется большое внимание в советской философской науке. Важнейшие вопросы формирования и развития социалистической культуры нашли широкое освещение в трудах советских ученых. Однако научный анализ проблем культуры еще нельзя считать завершенным, так как существуют различные определения объема и содержания понятия "культура".

Так, например, Д.И.Чесноков определяет культуру следующим образом: "Культура есть исторически обусловленная совокупность навыков, знаний, идей и чувств людей, а также их закрепление и материализация в технике производства и бытового обслуживания, в образовательном уровне народа и общественных институтах, регламентирующих и организующих общественную жизнь в достижениях ноуки и техники, произведениях литературы и искусства"1. Ю.А.Лукин, основываясь на достижениях современной науки о культуре, определяет ее в двух планах: "Под культурой в широком смысле понимается вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно-иоторической практики людей на той или иной ступени развития человеческого общества. В узком смысле культура делится на материальную (т.е. техника, производственный опыт, навыки, созданные материальные ценности и т.д.) и духовную (совокупность достижений общества в области народного образования, науки, во всех сферах общественной жизни, в искусстве, морали, быту)"2.

Развитие младописьменных литератур -ведущий фактор становления художественной культуры адыгских народов

Значительное место в эстетическом наследии классиков марксизма занимает разработка вопроса о соотношении тенденциозности (партийности) и художественности в произведении искусства. Они выступали против тех писателей и поэтов, у которых "все больше и больше входило в привычку восполнять в своих произведениях недостаток дарования политическими намеками, способными привлечь внимание публики" .

Основоположники марксизма, исследуя искусство на различных этапах цивилизации, пришли к выводу, что пролетарская литература возникает в связи с социально-политической жизнью пролетариата, историческая миасия которого состоит в разрешении противоречий, порожденных капитализмом. Маркс и Энгельс были убеждены, что писатели и поэты объединятся вокруг трудящихся масс и его партии. Рсцвет литературы и искусства они связывали с коммунизмом, где каждый член общества может стать художником. "Во всяком случае при коммунистической организации общества отпадает подчинение художника местной и национальной ограниченности, целикои вытекающие из разделения труда, а также замыкание художника в рамках какого-нибудь определенного искусства, благодаря чему он является исключительно живописцем, скульптором и т.д., :так что одно уже названиє его деятельности достаточно ясно выражает ограниченность его профессионального развития и его зависимость от разделения труда. Б коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые занимаются живописью как одним из видов своей деятельности"

К.Маркс и Ф.Энгельс заложили основы подлинно научного решения проблемы народности искусства. Энгельс в письме к Лассалю от 18 мая 1859 г. писал: "Согласно моему пониманию драмы, требующему, чтобы за идеальным не забывать реалистического, за Шиллером -Шекспира, привлечение тогдашней, поразительно пестрой плебейской общественной сферы дало бы совершенно иной материал для оживления драмы, дало бы неоценимый фон для разыгрывающегося на авансцене национального дворянского движения и лишь в этом случае представило бы в истинном свете само это движение" .

Идеи Маркса и Энгельса о тенденциозности, идейной направленности литературы и искусства получили дальнейшее развитие в трудах В.И.Ленина. Основные положения о партийности и народности нового пролетарского, социалистического искусства и литературы изложены в его работе "Партийная организация и партийная литература", в цикле статей о Л.Н.Толстом и других высказываниях по вопросам искусства. В.И.Ленин, творчески развивая учение Маркса и Энгельса о тенденциозности литературы и народности искусства, связал их с потребностями нового социально-исторического времени, с крушением капитализма и эпохой социалистических революций.

Принцип партийности в общеметодологическом и философском аспектах В.И.Ленин определил в работе "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве", в которой он писал: "...Материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы..." Это положение говорит о возможности наиболее полного познания общественно-исторической действительности на основе марксизма, диалектического материализма.

В.И.Ленин писал, что Маркс и Энгельс "от начала до конца были партийными в философии. Они в течение своей жизни развивали, двигали вперед одно основное направление в философии - диалектический материализм и не принимали всерьез бесконечные потуги буржуазных философов "превзойти" "односторонность" материализма и идеализма, провозгласить новую линию, какой бы то ни было "пози-тавизм", "реализм" или прочий профессорский шарлатанизм" . Постановка этого вопроса в сфере искусства усиливает классовую позицию художника, обостряет его социальное чутье, позволяет ему наиболее полно выразить типическое и в образной форме воссоздать революционизирующееся самосознание трудящихся. В.И.Ленин, говоря об искусстве, всегда имел в виду диалектику социального и художественно-эстетического начала в художественном творчестве. "Литература, -говорил В.И.Ленин, - должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой, социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме" .

Рассуждения буржуазных интеллигентов о надпартийности литературы и искусства имели свою классовую осяюву: они не могли выйти за пределы интеллигентско-либеральных рассуждений. Идея беспартийности литературы и искусства прикрывали их партийный по существу характер и отвечала интересам буржуазний. Именно поэтому Ленин, говоря о лицемерии буржуазных идеологов, писал: "...господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тудеяд-ствуют горстки богачей, не может быть "свободы" реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? От вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде "дополнения" к "святому"сценическому искусству? Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза (ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность . Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно макси-руемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания"

Советский образ жизни как предмет художественного познания в литературе

Тем самым он создает для читателя возможность видеть и ощущать правду народной жизни, позволяет ему самостоятельно судить о действительном смысле изображаемых явлений. Народ создал свое искусство, чтобы видеть себя, утверждать то, что облегчает его труд, разоблачает то, что ему мешает двигаться вперед. Искусство- это своеобразное орудие, призванное защищать коренные интересы народа и показывать его лучшие качества. Но народ не ждет от искусства советов, как ему поступить в каждом конкретном случае. Искусство (литература) не может уподобиться фотографии и только фиксировать действительность. Произведения литературы, искусства, отличающиеся подлинной народностью, в многообразных формах художественного познания правдиво отражают действительность.

Положительный герой литературного произведения, выражающий народные устремления, обычно идет по сложному и противоречивому пути. Он обретает силу, мужество, счастье тогда, когда он не отделяет себя от жизни и счастья народа. В талантливых произведениях советских писателей широко раскрыт революционный подвиг народа на различных этапах исторического развития. Народ, сознательно творящий свою историю, с энтузиазмом строящий новую жизнь, - вот то главное, что характеризует творчество лучших советских писателей. Талантливые произведения советской национальной литературы верно отражают интересы советского народа, развивают его эстетические взгляды, вкус, воспитывают в народе чувство прекрасного, поэтому создание образа народа, трудящихся масс становится одной из самых трудных, но благородных задач молодой национальной литературы и искусства.

Народность органически связана с коммунистической партийностью. Последняя является высшей формой проявления народности в новых исторических условиях. Но отождествлять эти понятия неправомерно. Народность - одна из самых старых категорий, описывающих искусство, которая выражала на разных этапах общественной жизни интересы народа, а коммунистическая партийность - сравнительно недавно сложивпвяся категория, связанная с возникновением марксистско-ленинской идеологии как идеологии пролетариата.

Коммунистическая партийность придает категории народности новое качество, одухотворяет ее революционной страстностью в борьбе за осуществление подлинного творчества. Народность, как и партийность, способствует ориентации искусства на реализм, на необходимость изображения жизни народа. Новое искусство является народным в смысле отражения в нем интересов трудящихся масс и в смысле воплощения общественно-эстетического идеала. Применительно к национальному искусству принцип народности означает: - воплощение проблем, затрагивающих судьбы народа на различных исторических этапах; - освещение жизни народа с позиций нового общественно-эстетического идеала. Но литература и искусство социалистического реализма органи- чески связаны с деятельностью, с борьбой Коммунистической партии, по самой своей природе обладают коммунистической партийностью. В активном художественном воплощении исторического движения народов к коммунизму - одна из главных отличительных особенностей развития национальных искусств и литератур. Сегодня в этом сказывается коммунистическая партийность, которая аккумулирует в себе принципы классовости и народности. Коммунистическая партийность - выражает новую концепцию действительности и человека; - направляет процесс формирования нового, социалистического образа жизни и его совершенствование в условиях развитого социализма ; - создает подлинную свободу художественного творчества, способствует формированию художника нового типа; - расширяет идейно-эстетический потенциал художественного творчества; - развивает художественно-изобразительные средства, способствует планомерному, научно управляемому расцвету литературы и искусства ; - выступает основой непримиримой борьбы с буржуазной идеологией и эстетикой, стоит на защите классовых интересов советского народа и его революционных завоеваний. Б своих произведениях советские худогшики правдиво воспроизводят образы борцов за коммунизм и разоблачают те типы человеческого характера, которые мешают этому движению. Литературно-художественное творчество направлено на преобразование действительности в духе коммунистического мировоззрения. Но это может осуществиться только под руководством Коммунистической партии. В правдивости и объективном отражении чувств и мыслей, труда советского народа - одно из важнейших требований, предъявляемых партией литературе. В этом и состоит коммунистическая партийность - важнейшее условие достижения жизненной правды и образной выразительности, активно помогающие художнику творчески постичь главнейшие процессы современности, с одной стороны, и историко-революционное прошлое - с другой. Социалистическое искусство предполагает глубокое проникновение в характер советского человека, раскрытие богатства его духовного мира. Положительный терой советской литературы, если он показан художником с неподдельной красотой и правдой, не оставляет читателя равнодушным, так как он несет живые человеческие чувства и размышления, воспитывает в людях истинный гуманизм, мужество и патриотизм, вдохновляет на борьбу и подвиг во имя настоящего и будущего.

Коммунистическая партийность литературы социалистического реализма наряду с конкретно-историческим и правдивым изображением действительности в ее революционном развитии предполагает и революционную романтику. В современных условиях она имеет огромное воспитательное значение, так как писатель не механически фиксирует явления и события действительности, а стремится раскрыть идейные истоки советского героизма. Романтический герой искусства социалистического реализма вырастает на почве самой жизни. Герой революционной романтики выражает собой новое мироощущение и мировосприятие советских людей, родившееся в революционной практике строительства социализма. "Современность, - писал М.Горький, -вполне законно требует, чтобы автор, художник, не закрывая глаз на явления отрицательные, подчеркивал и тем самым "романтизировал" положительные явления" .

Советская литература не может создавать произведения о советском народе без революционной романтики, так как последняя расширяет творческие возможности писателя и усиливает воспитательное воздействие искусства.

Похожие диссертации на Социально-эстетические закономерности развития художественной культуры в условиях зрелого социализма (на материале искусств адыгских народов Северного Кавказа)