Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственные основания и перспективы развития социальной ответственности бизнеса Исаев, Дмитрий Иванович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаев, Дмитрий Иванович. Нравственные основания и перспективы развития социальной ответственности бизнеса : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.05 / Исаев Дмитрий Иванович; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2013.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/110

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Категория ответственности в этике традиционно применяется для обозначения механизма морального сознания, превращающего абстрактно выраженный общественный долг в конкретные обязанности. Долгое время ответственность рассматривалась только в контексте частных обязанностей личности по отношению к своему непосредственному окружению и находилась вне центра внимания этико-философских исследований. К середине ХХ столетия, когда человечество получило в свое распоряжение научные знания и мощные технические средства, способные оказывать масштабное влияние на окружающую среду и будущие поколения, проблема ответственности предстала в качестве одной из центральных нравственных проблем современности.

Радикальное переосмысление проблемы ответственности произошло в деловой этике. Это связано, во-первых, с осознанием того, что субъекты экономической деятельности, оказывающие прямое или косвенное влияние на окружающую среду, климат, сохранность ресурсов и распределение материальных благ, несут причинную ответственность за возникновение и обострение ряда глобальных проблем человечества. Во-вторых, стало очевидно, что разрешение этих проблем сегодня невозможно без активной деятельности субъектов (прежде всего, крупных корпораций), аккумулировавших значительные экономические ресурсы, которые можно использовать для общего блага. Это значит, что бизнес несет как ретроспективную ответственность за свои прошлые действия, так и перспективную - за принятие мер по скорейшему решению стоящих перед человечеством проблем.

Уникальное положение коммерческих корпораций в современном мире привело к формированию концепции социальной ответственности бизнеса, весомо трансформировавшей традиционные этические представления о субъекте, инстанции и объекте ответственности. Субъектом социальной ответственности теперь выступает не только личность, но и корпорация; инстанцией, перед которой отчитывается корпорация, является гражданское общество, а объектом ответственности признаются не только акционеры, как в классической экономике, а все общество в целом в лице различных заинтересованных лиц, а также окружающая среда. Такая трансформация понимания категории ответственности требует тщательного переосмысления многих теоретических этических представлений, что имеет существенное значение для развития современной этики в целом и деловой этики в частности.

Глобализационные процессы в современном мире приводят к беспрецедентному размыванию границ между бизнесом, управлением и обществом. Особенностью развития корпоративной социальной ответственности бизнеса является расширение области проблем, находящихся в сфере крупных коммерческих организаций. Теперь это не только вопросы здоровья и благополучия основных заинтересованных лиц, но и те вопросы, которые традиционно решались на государственном уровне: снижение уровня безработицы и повышение уровня образования в обществе, уменьшение коррупции, борьба с бедностью, голодом и болезнями, защита прав человека, противодействие климатическим изменениям и загрязнению окружающей среды и т.д. Потенциал корпораций в сфере деятельности по решению этих и подобных им проблем высок, поэтому все возможности бизнеса в данном направлении должны быть в полной мере проанализированы, а имеющийся положительный опыт – систематизирован и использован в практиках всех заинтересованных организаций.

В этих целях социальная ответственность институционализируется и операционализируется, в организациях возникает этическая инфраструктура, принимаются соответствующие стандарты, разрабатываются кодексы, руководства и регламенты. Роль этики в этих процессах чрезвычайно велика, поскольку именно здесь закладывается теоретическая база для реализации социальной ответственности как целостной системы.

Особое место в глобальных мировых процессах занимает Россия. Низкий уровень морального сознания отечественных предпринимателей, общий ценностный кризис в стране, слабость институтов гражданского общества – эти и подобные им причины серьезно тормозят процесс принятия стандартов корпоративной социальной ответственности или делают этот процесс формальным. Только дальнейшие усиление гражданского общества и развитие общей нравственной атмосферы в стране могут содействовать позитивным тенденциям в этом направлении. Однако даже в этом случае возникают сложности с согласованием идей корпоративной социальной ответственности, сформированных на основе ценностей западноевропейской этики, со спецификой традиционных религиозно-нравственных ценностей. Диссертант предполагает, что для этого потребуется создание особой системы норм, соответствующих традиционному для российской культуры пониманию данной проблемы, которые дополнили бы идеи корпоративной социальной ответственности. Реконструкция такой нормативной системы применительно к современному состоянию российского общества является чрезвычайно актуальной задачей отечественной этики.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема ответственности рассматривалась мыслителями на всем протяжении развития этики как науки. Фундамент для понимания ответственности был заложен в философии Сократа, возвысившего индивида до уровня субъекта нравственно-ответственного поведения. Аристотель в «Никомаховой этике» описал основные условия возникновения ответственности (добровольность и преднамеренность). Теологические споры о возможных гранях и пределах ответственности человека вели Пелагий, защищавший свободу воли и Августин Аврелий, ставящий этот тезис под сомнение. Переосмысление ответственности в духе христианского учения было предложено Иоанном Златоустом и Фомой Аквинским; позже эти идеи стали фундаментом для, соответственно, православной и католической трактовок проблемы.

Этико-философские основания ответственности были подробно проанализированы в исследованиях И. Канта, обосновавшего ответственность человека на автономных рациональных началах. В работах И. Бентама, Т. Гоббса, Дж. Ст. Милля А. Смита, рассматривается ответственность человека за те обязанности, которые вменены ему разумно обустроенным обществом и государством.

В отечественной этике проблемы ответственности представлены в суждениях И.А. Ильина, П.А. Сорокина, Вл. С. Соловьева, Л.Н. Толстого и др.

В ХХ веке этика начала больше интересоваться внутренней жизнью личности, и ответственность как индивидуальное преломление должного, оказалась в центре интереса представителей философского иррационализма Т. Адорно, М. Бланшо, Э. Блоха, Ж. Деррида, Р. Ингардена, Э. Левинаса, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, В. Франкла. Особое значение для изучения ответственности как личностного начала нравственности имеют труды М.М. Бахтина («Искусство и ответственность», «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности»), а также его последователей.

П. Френч заложил теоретические основы понимания в этике коллективной (разделенной) ответственности. В конце ХХ века немецко-американский философ Г. Йонас в известном сочинении «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» продемонстрировал, что этика ответственности является единственно возможной этикой для современной цивилизации.

Ряд исследователей занимались выявлением социокультурных оснований формирования ответственности предпринимателя. Особое значение здесь имеют заключения М. Вебера, В. Зомбарта и М. Оссовской о протестантской этике, А.Я. Гуревича о средневековой культуре. Вопросы о роли ответственности в хозяйственной этике протестантизма отражены в работах А. Риха и П. Ульриха. Особый интерес представляют издания С.Н. Булгакова, посвященные православным основаниям философии хозяйства и отечественным традициям ответственности.

Место и роль корпоративной ответственности в системе этики бизнеса анализировали Р. Де Джордж, М. Фридман, Р. Фриман, Ф. Хайек. Общее понимание корпоративной социальной ответственности и ее механизмов изложено С.Б. Банерджи, П. Бансалом, Е. Бэнксом, Н. Васильевене, Д.С. Гелбом, Д.Л. Гилбертом, К.Б. Де Тьеном, Г. Джонсоном, К. Дэвисом, С. Кандолой, Л. Льюисом, Д.Л. Ридом, М.Дж. Хиршландом, К. Холлом, Е.М. Хартманом, К. Шольсом и др.

Отечественные традиции осмысления ответственности предпринимателя рассмотрены Н.М. Арсентьевым, П.А. Бурышкиным, А.А. Гагаевым, М.Ю. Грыжанковой, А.М. Дубоделом, И.В. Забаевым, В.В. Керовым, Т.Б. Кононовой, В.Ф. Миловидовым, Ю.А. Петровым, Д.Е. Расковой, В.М. Резоновой, А.А. Сычевым, Б.Л. Цветковой, П.А. Шашкиным, А.В. Ширшовым, А.П. Щаповым и др.

Этико-философские основания теории ответственности в современной науке заложены работами Р.И. Александровой, С.Ф. Анисимова, Р.Г. Апресяна, П.А. Гаджикурбановой, А.А. Гусейнова, Ю.Н. Давыдова, Е.Л. Дубко, Ф.Х. Кессиди, Н.П. Козловой, В.С. Нерсесянца, А.В. Прокофьева, А.П. Скрипника, А.В. Шестаковича и др. По вопросам социальной ответственности бизнеса и проблемам социального служения предпринимателя были защищены диссертации по экономике, социальной философии, культурологии и истории, в ряду которых необходимо отметить работы С.Н. Алямкина, Е.А. Анисиной, В.Н. Буравцовой, О.В. Вариной, Е.В. Дубровской, С.Г. Зубановой, Е.Н. Моисеевой, Н.О. Хваловской, Е.А. Черновой. Диссертаций, рассматривающих проблему социальной ответственности российского бизнеса в этическом аспекте, защищено не было.

В целом необходимо признать, что в имеющейся литературе существует тенденция редуцировать проблему ответственности к экономике или социальной философии. Комплексного, многостороннего этико-философского исследования социальной ответственности, ее традиционных оснований и инноваций в этой сфере до настоящего времени не существует. Данное диссертационное исследование ставит своей целью исправление этой ситуации и восполнение некоторых серьезных пробелов, имеющихся в современном этико-философском знании.

Объектом исследования является ответственность как этическая категория.

Предметом исследования являются нравственные основания и перспективы развития социальной ответственности бизнеса.

Цель исследования состоит в комплексном этико-философском анализе нравственных оснований и перспектив развития социальной ответственности бизнеса. Поставленная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач:

уточнить понятие «ответственность», установить концептуальные особенности ответственности как морального принципа, выявить ее категориальный статус, основные структурные элементы и формы, определить место и специфику ответственности в сфере моральной регуляции.

проанализировать понимание ответственности в религиозных традициях (на примере христианства), показать основные тенденции в эволюции понимания ответственности на разных исторических этапах этико-религиозной рефлексии.

рассмотреть теоретические основания и прикладные аспекты корпоративной социальной ответственности бизнеса, выявить механизмы ее действия, сферы применения и мотивы для реализации.

определить перспективы развития ответственности бизнеса в России и представить возможные альтернативы концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса, основанные на традиционных для российского бизнеса и культуры ценностях.

Теоретико-методологические основания исследования. Выбор методологии обусловлен спецификой исследования, его целями и задачами. В диссертации социальная ответственность бизнеса рассматривается с различных позиций. Данные социогуманитарных наук (экономики, социологии, истории, культурологии, психологии и т.д.) синтезируются и обобщаются в контексте этико-философской рефлексии.

В процессе исследования активно использовались следующие методы и подходы:

историко-философский метод, содействующий упорядочиванию и реконструкции взглядов мыслителей на сущность ответственности, выявлению преемственной связи в различных трактовках проблемы;

сравнительный анализ, позволяющий показать общее и особенное в разнообразных теоретических системах, призванных объяснить сущность ответственности, а также в различных культурных и религиозных традициях понимания социальной ответственности предпринимателя;

комплексно-системный подход, способствующий рассмотрению социальной ответственности с широких междисциплинарных позиций, а также в контексте взаимосвязи социокультурных традиций.

аксиологический метод, направленный на выявление основных характеристик социальной ответственности путем анализа ее ценностных аспектов;

Структурно и методологически диссертационное исследование широко использует разработки, связанные с этико-философскими исследованиями отдельных социокультурных феноменов, основные традиции которого были заложены в работах Р.И. Александровой, О.В. Брейкина, Е.В. Мочалова, А.П. Скрипника и др.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды в области этики ответственности Г. Йонаса и М.М. Бахтина.

Гипотеза исследования состоит в том, что применительно к российским условиям дополнением к концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса может служить концепция общественного служения предпринимателя, основанная на отечественных культурных традициях. При этом необходима такая координация механизмов корпоративной ответственности бизнеса и этики ответственного служения, при которой не происходило бы, с одной стороны, усиления морального отчуждения, а с другой – нарастания субъективистских и волюнтаристских тенденций в процессе моральной деятельности в сфере экономики.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем представлен комплексный этико-философский анализ социальной ответственности российского предпринимательства, синтезирующий данные различных социогуманитарных наук на этических теоретических основаниях. Конкретные результаты, определяющие новизну работы, состоят в следующем:

уточнен и прояснен категориальный статус ответственности в контексте современной этико-философской мысли, выделены ее структурные элементы и формы. Показано, что общей тенденцией в развитии этической рефлексии является переход от индивидуалистической к организационной трактовке ответственности, расширение круга объектов ответственности, усложнение ее временных и пространственных характеристик.

выявлены нравственные основания социальной ответственности бизнеса в контексте религиозно-этической православной традиции миропонимания, что нашло отражение в концепции «общественного служения». Данная концепция позиционируется как нераздельное единство идей социальной справедливости, правды, патриотизма.

с этико-философских позиций рассмотрены теоретические основания и прикладные аспекты корпоративной социальной ответственности бизнеса, выявлены механизмы ее действия, сферы применения и мотивы для реализации. Определены основные этические принципы реализации корпоративной социальной ответственности.

проанализированы перспективы развития ответственности бизнеса в России, в результате чего предложено переосмыслить идеи нравственной философии М.М. Бахтина («себя-отречение», жертвование, служение другому) в контексте социальной ответственности как наиболее близкие к концепции «общественного служения» в качестве возможных оснований для создания альтернативной формы деловой этики.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Ответственность есть личностное преломление общественного долга, предполагающее подотчетность субъекта перед какой-либо инстанцией за выполнение (или невыполнение) принятых на себя обязательств. Содержательно ответственность предстает в качестве системы отношений с тремя узловыми элементами: субъектом, объектом и инстанцией. Формально ответственность есть единство противоположностей, реализуемое в ряде форм – моральной и правовой, нравственной и причинной, позитивной и негативной, естественной и договорной, внешней и внутренней, перспективной и ретроспективной, личной и ассоциативной, индивидуальной и коллективной.

  2. Представления о социальной ответственности бизнеса в Европе сформировались в рамках христианской религиозной традиции, заложенной протестантской этикой, в дальнейшем оказавшей важное влияние на утилитаризм, прагматизм, философию «здравого смысла», этику дискурса. На основе этих теорий возникла концепция корпоративной социальной ответственности. Под воздействием православных традиций продолжается формирование отличного от западного типа социальной ответственности бизнеса, обладающего высоким социально-политическим потенциалом и ориентированного на идеал общественного служения, в котором ответственность объединяется с убеждениями, а хозяйственная и экономическая деятельность – лишь инструменты служения обществу и ближним.

  3. В современной экономике наблюдается тенденция к пониманию нравственной ответственности в контексте корпоративной социальной ответственности, что предполагает добровольную деятельность крупных коммерческих корпораций, направленную на обеспечение общественного блага, заботу о заинтересованных лицах и охрана окружающей среды. К принципам, на основе которых декларируется ответственность, относятся подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, признание верховенства закона, соблюдение международных норм поведения и прав человека.

  4. Этика общественного служения как форма социального развития, основанная на русской традиции связи экономики и социальной системы, требует дальнейшей разработки. При этом христианские принципы – братской любви, терпимости по отношению к другим как возможности выполнения нравственного долга в акте служения людям «для общего блага» в соотношении с высказанными идеями М.М.Бахтина могут рассматриваться в качестве теоретического фундамента новой для России формы деловой этики – участливой, личностной и неотчужденной.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования, использованные в нем подходы и полученные результаты, способствуют выявлению основных характеристик социальной ответственности предпринимательства. Определение сущности, характера, закономерностей ответственности позволяет применить полученные результаты для повышения эффективности мероприятий, направленных на усиление социальной ответственности бизнеса и популяризацию его принципов в современном обществе. Результаты исследования могут найти применение в качестве теоретико-методологического основания для дальнейшей разработки различных аспектов проблемы ответственности бизнеса в социогуманитарном знании. Материалы исследования могут использоваться при разработке и в преподавании курсов, в написании учебных пособий по этике, истории этики, деловой этике и сопутствующим дисциплинам.

Апробация работы Основные результаты исследования изложены в ряде опубликованных статей, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК России, докладывались на научных семинарах кафедры философии для гуманитарных специальностей Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарёва, на научных Огарёвских чтениях (2009–2012), а также на VII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории» (г. Москва, 2012), Международной научной конференции «Консолидация общества: доверие, коммуникация, толерантность» (г. Саранск, 2012), Международной научной конференции «Интеграция: теоретические и прикладные аспекты» (г. Саранск, 2013).

Структура и объем работы определены целями, задачами и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 136 наименований. Общий объем работы составляет 160 страниц.

Похожие диссертации на Нравственные основания и перспективы развития социальной ответственности бизнеса