Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX - начале XX вв. Гусейнов, Юсуп Магомедович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусейнов, Юсуп Магомедович. Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Гусейнов Юсуп Магомедович; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Махачкала, 2012.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/625

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общественное и экономическое развитие Кумыки в XIX - начале XX века 21

1. Общественное развитие 21

2. Экономическое развитие 38

Глава ІІ. Адат и шариат в семейном быту кумыков в XIX - начале XX веков 52

1. Адат и шариат во внутрисемейных отношениях 52

2. Нормы адата и шариата в определении брачного выбора и свадебного возраста 62

3. Нормы адата и шариата при сватовстве, уплате калыма и определение кебина 71

4. Адат и шариат в бракосочетании и свадьбе 78

5. Адат и шариат в бракоразводном процессе 83

6. Нормы адата и шариата в обрядах и обычаях, связанных с рождением и воспитанием детей 89

7. Адат и шариат в похоронно-поминальной обрядности 98

Глава III. Шариат и адат в общественном быту кумыков в XIX - начале XX века 105

1. Проявление норм шариата и адата в управлении 105

2. Адат и шариат в судоустройстве и судопроизводстве 114

3. Нормы адата и шариата в институте кровной мести 132

4. Адат и шариат в обычае гостеприимства 146

5. Адат и шариат в обычае взаимопомощи 150

Заключение 153

Список использованной литературы 157

Список информаторов 170

Список сокращений 173

Введение к работе

Актуальность темы. К началу XIX в. адат и шариат были основными источниками традиционного права кумыков. К сожалению, это одна из малоизученных тем дагестановедения. Долгие годы проблема изучения традиционного права кумыков не становилась предметом специального монографического исследования. В отдельных статьях и монографиях некоторых российских и дагестанских исследователей освещены отдельные проблемы, касающиеся корреляции адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков. Однако целостное комплексное исследование данной проблемы осуществляется впервые.

Изучение норм адата и шариата важно в вопросах определения правового поля этноса, помогает выявить влияние этих норм на различные сферы традиционного семейного и общественного быта, экономических и сословно-социальных отношений в обществе.

Во второй половине XIX – начале XX веков в общественной жизни Дагестана происходили значительные изменения под воздействием царской России. «Это выразилось в становлении феномена правового плюрализма – государственной легитимации традиционных правовых образований (адата и шариата) и использовании их в регулировании отношений в этническом социуме параллельно с правом России в процессах динамики ее государственности».

С углублением процесса сословной и имущественной дифференциации общества, адат и шариат стояли на страже интересов, прежде всего и главным образом, феодальной верхушки, а также управленческой и имущей верхушки общества. Исследование данной темы позволяет уточнить и углубить имеющиеся представления о взаимоотношениях различных социальных прослоек кумыкского общества и вытекающих из них имущественно-правовых, земельно-правовых и иных особенностей.

С окончанием присоединения Дагестана к России и проведением в области административно-судебных реформ царское правительство начало проводить большую работу по редактированию местных сборников адатов с целью удаления из них всего того, что не соответствует интересам новых властей, а также пунктов и положений, наиболее архаичных. Чиновниками «военно-народного» управления были предприняты также меры к унификации имеющихся адатных сводов и направленные к сохранению и преумножению правовых льгот и привилегий господствующих слоев населения и имущей верхушки. Таким образом, выбранная нами тема актуальна также в плане изучения особенностей политики России в «усмиренном» Дагестане.

Поднятая нами тема имеет и практическое значение. Издревле на формирование стабильного порядка в Кумыкии (как и в Дагестане, Кавказе) исторически влияли юридические, нормативно-регуляционные системы этносов – адат и шариат. Наблюдающиеся в наше время в Дагестане и на Северном Кавказе негативные процессы, связанные с распространением терроризма и экстремизма, вызваны, кроме всего прочего, забвением со стороны государственных органов народных юридических воззрений, игнорированием существовавшей здесь веками обычно-правовой и мусульманско-правовой традиции. Изучение и разумное использование традиционных институтов права в современном Дагестане позволит, по-нашему мнению, смягчить указанные проблемы.

Объектом исследования является семейный и общественный быт кумыков в XIX – начале XX веков

Предмет настоящего исследования – традиционные нормы адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков, их роль в регламентации внутрисемейных отношений, общественной жизни (управление, судопроизводство, кровная месть и т. д.).

Целью настоящей работы является исследование бытового проявления, функционирования, а также корреляции норм адата и шариата в общественном и семейном быту кумыков в XIX – начале XX века.

Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– выявить специфику, своеобразие кумыкских адатов на фоне адатных норм других народов Дагестана;

– показать степень влияния адата и шариата на внутрисемейные отношения кумыков;

– выявить место и роль адата и шариата в традиционных свадебных, предсвадебных и послесвадебных обрядах;

– изучить влияние адата и шариата на обряды кумыков, связанные с рождением и воспитанием детей;

– выявить структуру кумыкского управления и показать роль адата в традиционном управлении;

– исследовать влияние адата и шариата на процесс и структуру кумыкского судопроизводства;

– охарактеризовать процесс трансформации кумыкского адата в управлении и судопроизводстве;

– исследовать влияние традиционного адата и шариата на обычай кровной мести;

– исследовать место и роль норм адата и шариата в обычаях гостеприимства, взаимопомощи и т.д.

– отразить эволюцию роли и значения адата и шариата с введением системы «военно-народного» управления.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Нормы адата и шариата проникли во все сферы семейного и общественного быта кумыков в XIX – начале XX века и играли огромную роль в регламентации различных тяжб, возникающих в быту.

  2. Особенностью развития традиционного права у кумыков явилось то, что нормы адата и шариата почти всегда выносили разные наказания по аналогичным судебным делам. Кумыки, в отличие от многих народов Дагестана, больше применяли на практике нормы адата, так как их вердикт был более гуманен, а влияние теократического государства Имамат менее заметно.

  3. Сфера шариата правительством была сужена до предела, так как в ней новая власть видела оплот мусульманского духовенства, которое явно и скрытно противостояло русскому владычеству в Дагестане.

  4. После окончательного присоединения Дагестана к России, царское правительство, в лице офицеров и чиновников «военно-народного» управления, пошло по пути адаптирования адатов, иногда и полной редакции, удалением из их сферы наиболее устаревших норм, не угодных властям.

Хронологические рамки исследования позволяют, с одной стороны, выявить место, роль и значение норм адата и шариата в традиционном кумыкском обществе, их соотношение, а также изменения в правовой системе народа после присоединения Дагестана к России.

Проведение исследования именно в данном хронологическом отрезке (1800 – 1917 г.г.), объясняется тем, что этот период признан в исторической науке «золотым веком» адата и шариата. Кроме того, сохранилось множество источников, которые дают возможность для обстоятельного исследования именно этого периода. Еще одной немаловажной причиной выбора хронологических рамок является тот факт, что полевой этнографический материал, который доходит до нас через «вторые», а в некоторых случаях – через «третьи руки», не дает возможность в полной мере осветить традиционный быт кумыков более раннего времени.

Источниковой базой для исследования послужили правовые памятники, сборники адатов, частью опубликованных, частью хранящихся в Рукописном фонде Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН. Данные источники можно квалифицировать на письменные, архивные, полевые, фольклорные.

К письменным источникам следует отнести – «Адаты жителей кумыкской плоскости». Автор текста не известен, здесь особое внимание уделено системе штрафов за различные проступки, таких как убийство, ранение, увечье, воровство, осквернение могил и т.д.

В 1873 г. в ССКГ выходит статья «Адаты южно-дагестанских обществ», в которой нас больше всего интересуют адаты селения Башлы. В частности, в статье приводится материал, посвященный штрафам за убийство, увечье, умыкание девушек, поджог, воровство, совершенное со взломом, прелюбодеяние и т.д.

Во второй половине XX в. интерес к изучению обычного права народов Дагестана резко усилился. В этот период изучаются, систематизируются и издаются многие адаты, ранее почти нигде не опубликованные. Среди прочих адатов наибольший для нас интерес представляет сборник «Адаты шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского», изданный Х.-М. Хашаевым. По сути данный сборник представляет собой правовую конституцию самого крупного феодального объединения на территории Дагестана.

Сборник адатов разделен на три главы (по степени наказаний за те или иные проступки): в первой главе говорится о проступках, за которые виновный наказывался смертью; вторая глава посвящена проступкам, за которые полагалось лишь выплатить специальный штраф; в третьей главе сообщается об адатных нормах, по которым разбирались гражданские споры и претензии.

Как сравнительно-сопоставительные материалы в диссертации использованы нормы обычного права других народов Дагестана.

В качестве источников использованы нами и материалы ЦГА РД, хотя, следует уточнить, они преимущественно имеют отношение к специфике социально-экономического развития Кумыкии в рассматриваемое время.

Источниковой базой для написания диссертации послужил полевой этнографический материал, собранный на территории тех районов Дагестана, где проживают кумыки. В частности, сбор материала происходил в Буйнакском, Кумтуркалинском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах, в том числе и в городах, где проживают кумыки: в Буйнакске, Махачкале, Кизилюрте, Кизляре, Хасавюрте и Каспийске. Кроме того, полевой этнографический материал был собран на территории, где проживают южные кумыки, в Каякентском и Кайтагском районах Республики Дагестан. Всего было опрошено 40 информатора разного пола и возраста. Респонденты были кумыкской национальности. Выявленный таким образом материал позволил уточнить, расширить и углубить материал из источников и специальной литературы освещающий положения и вопросы нашей диссертации.

Методологическая база диссертации. При написании работы мы придерживались принципа историзма, требующего изучения любого явления в его исторической перспективе; принцип исторического детерминизма, предполагающий взаимообусловленность исторических событий.

Использовался метод ретроспекции, так как без его применения весьма сложно воссоздать картину жизни любого народа в прошлом, особенно при ограниченности источниковой базы. В работе применялся и сравнительный метод, который позволил нам сравнивать регламентацию судебных и гражданских вопросов по адату и шариату. Только комплексное использование указанных методов при анализе фактических данных дало возможность осветить поставленную в диссертации проблему.

Научная новизна работы состоит в том, что соотношения кумыкского адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков не нашло должного освещения в этнографической науке. Наша работа – одна из первых, где изучение традиционного права рассматривается в контексте семейного и общественного быта в XIX – начале XX веков. В научный оборот вводится значительное количество нового материала, в том числе полевого.

Новыми являются и результаты самого диссертационного исследования, поскольку они не подгонялись под какой-то штамп, а получены в итоге свободного и объективного изучения проблемы.

Разрабатываемый в исследовании комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд неизученных или малоизученных проблем и значительно расширит сведения по этнографической юриспруденции.

Историография проблемы. Кроме полевого этнографического материала, источниковой базой для написания диссертации, послужили исторические, этнографические труды дагестанских, кавказских и российских исследователей, произведения кумыкских авторов, датированные в основном исследуемым периодом, различные письменные источники.

Весьма интересной и ценной для нашего исследования является работа Н. Тарнау «Изложение начал мусульманского законоведения». Заслуга автора заключается в том, что он исследовал «традиционный» шариат, который для лучшего осмысления нуждается в комментариях. Формирование «традиционного» шариата (как и ислама) связанно с локальными этнокультурными особенностями. Он привязан к образу жизни конкретного северокавказского этноса, является «охранителем» местной культурной идентичности. «Именно с «традиционным», а не богословским исламом ассоциируется связь этнического и конфессионального начал на Северном Кавказе, главным направлением эволюции ислама и шариата стало именно приспособление его к локальным культурным и этноюридическим традициям», – писал о «традиционном» шариате З.Х. Мисроков.

Одной из первых исследовательских работ, посвященных обычному праву народов Дагестана, является работа А.В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним», опубликованная в 1868 году. Будучи начальником Дагестанской области, А.В. Комаров проявил огромный интерес к изучению обычного права народов Дагестана. С особой тщательностью автор исследовал влияние норм адата на судебную практику народов Дагестана, в том числе кумыков. Из работы А.В. Комарова мы узнаем об адатном наказании за прелюбодеяние, кровную месть, мужеложство, воровство и т.д.

Большой интерес исследователей к традиционному праву дагестанских народов возник во второй половине XIX в. В этот период издаются множество трудов, посвященных этой проблеме. Значимой для нашего исследования является работа известного социолога и юриста М.М. Ковалевского. Историко-сравнительный метод, которым пользовался ученый, позволил ему выявить черты сходства и различия правовых систем народов Кавказа с учетом тех явлений, на основе которых развивалось конкретное законодательство. В работе «Закон и обычай на Кавказе» автор подробно исследует влияние норм кавказских, в том числе и дагестанских адатов и шариата на раздел наследства, на судопроизводство, внутрисемейные отношения и т. д.

Крупный вклад в изучение правовой культуры кавказских народов внес замечательный русский ученый Р.И. Леонтович, который систематизировал в обширном труде материалы об адате и шариате. Достаточно подробно автор исследовал и нормы кумыкского адата. Выдающийся ученый усматривал в этом и практическое значение, и чисто научные интересы. Ценный правовой материал, собранный и научно интерпретированный Р.И. Леонтовичем, хранится и в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Этими работами автор дополнил и углубил материал, содержащийся в его «Адатах Кавказских горцев».

Несомненный интерес представляет также работа Н. Семенова «Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Кумыки». Проживание долгого времени на Кумыкской плоскости позволило автору собрать и систематизировать адаты присулакских кумыков. По содержанию работа Н. Семенова состоит из двух разделов: в первом разделе автор описывает семейный быт кумыков (брак, развод, сватовство, размер калыма и т.д.); второй раздел посвящен непосредственно обычному праву кумыков. Большое внимание здесь автор уделил специфике судоустройства кумыков, определил систему композиций за увечье, ранение, лжеприсягу и т.д. Не менее интересны и другие работы Н. Семенова, которые хранятся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Ценность этих работ для нашей диссертации заключается в том, что в них достаточно подробно исследуются нормы адатного права в семейном быту кумыков. В частности, автор специально исследовал систему адатных наказаний за внутрисемейные убийства, ранения, совершенные внутри тухума и т.д.

Работе «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа», изданные под редакцией И.Я. Садрыгайло, позволяет провести сравнение адатных наказаний за одни и те же проступки в различных уголках Дагестана.

Важное значение имеет труд немецкого исследователя А. Дирра «Об обычном праве кавказских горцев». В этой работе автор достаточно подробно изучил адатные нормы, установил размеры композиций за аналогичные преступления в разных уголках Дагестана. Не без внимания автора осталось и влияние норм обычного права на некоторые аспекты семейного быта кумыков.

Большое значение для решения целого ряда исследовательских задач нашей темы имеет работа С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом». Его труд включает в себя как равноценную по объему и значению документальную часть, так и комментарий к ней. Взаимоотношения населения Северного Кавказа и государственной власти, положение мусульманских сообществ в православном государстве, организация государственного управления и суда – эти вопросы решаются автором на основе материалов и официальных документов Кавказского наместничества.

В 1926 г. выходит в свет работа «Адаты кумыков» на кумыкском языке («Кумукъланы адатлары») известного кумыкского этнографа и поэта, собирателя фольклора М. Алибекова. Спустя год усилиями Т. Бейбулатова работа была переведена на русский язык. Труд М. Алибекова имеет десять глав, в которых запечатлены различные адатные нормы, касающиеся наказаний за убийство, похищение невест, воровство, поджог и т.д. Не без внимания автора осталось изучение внутрисемейных отношений и влияния на них адата. Нередко действенность того или иного адата автор иллюстрирует на примере какой-либо кумыкской семьи.

Близким к тематике нашего исследования является труд А.В. Авксентьева «Коран, шариат и адаты», где автор достаточно подробно рассматривал корреляцию норм адата и шариата на примере бракоразводного процесса, раздела имущества, внутрисемейных отношений. Отдельным объектом исследования у него стало соотношение адата и шариата в свадебной обрядности (бракосочетание, размер калыма, махра, условия заключения бракосочетаний).

Весомый вклад в исследование адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков внесла известный этнограф С.Ш. Гаджиева. Особенно значимы ее монографии, посвященные историко-этнографическому изучению кумыков. В них автор подробно рассматривает адатные нормы кумыков в семейном быту, во внутрисемейных отношениях, их роль в сохранении патриархального уклада семьи, в правовом положении женщины в семье и т.д.

Место и значение адата и шариата в семейном быте разных народов Дагестана определяется С.Ш. Гаджиевой и в другой монографии. В частности, автор подробно разбирает развод по мусульманскому и адатному праву, раздел имущества по шариату и адату, а также процесс мусульманского бракосочетания. Не оставляет авто без внимания шариатские нормы, связанные с похоронными обрядами.

Кроме того, исследование норм адата и шариата в семье и быту содержится и в других работах и статьях С.Ш. Гаджиевой, хранящихся в рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН.

С.Ш. Гаджиева внесла весомый вклад в подготовку и издание работ дореволюционных авторов – Д.М. Шихалиева и М.Б. Лобанова-Ростовского, в которых излагаются нормы адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков исследуемого времени.

Изучением адатов народов Дагестана занимался и видный исследователь традиционного права А.С. Омаров. Большой интерес для нашего исследования представляет его работа «Система композиций в обычном праве народов Дагестана», в которой автор сообщает о суммах штрафов за различные проступки. Ему же принадлежит заслуга сбора и издания материалов и документов «Из истории права народов Дагестана».

Здесь опубликованы выявленные ученым своды адатов отдельных народностей Дагестана, округов, селений, а также материалы, характеризующие специфику взаимоотношений между различными обществами и социальными группами.

Научный интерес представляет работа Р.М. Магомедова «Адаты дагестанцев как исторический источник». В ней автор показывает значение норм адата в общественной жизни, в изучении экономических отношений, социальной структуры общества и др.

В изучение юридической этнографии Дагестана (в основном нагорного) внес известный дагестанский ученый М.А. Агларов. В работе «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX века» автор подробно излагает систему традиционного управления, отмечает роль адата и шариата в особенностях этой системы, анализирует систему адатных санкций за правонарушения и т.д.

Некоторые нормы адата и шариата в свадебных обрядах кумыков рассматриваются в работе Б.М. Алимовой «Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем». Особый интерес для нашего исследования представляет информация о размере калыма и гебина в разных частях Кумыкии.

В исследовании мусульманского права особое место занимают работы Л.Р. Сюкияйнена. Особое – потому, что оставаясь в известном смысле теоретико-познавательным эталоном изучения шариата, его труды оказали заметное влияние на других исследователей этого направления. Л.Р. Сюкияйненом выработана схема анализа именно исламского права, имплицитно содержащая указание на необходимость осмысления круга проблем, которые остаются актуальными и поныне.

Другим крупным исследователем исламского права является доктор исторических наук, профессор Г.М. Керимов. В своих работах автор приводит шариатские нормы, относящиеся к разделу имущества, бракосочетанию, процессу судопроизводства, наказанию за увечья, ранения, определению сумм дията за убийства и т.д.

Нормы адата и шариата рассматриваются и анализируются в работе исследователя-востоковеда В.О. Бобровникова. В частности, автор, заостряет внимание на соотношение адатных и шариатских норм в дагестанском судопроизводстве в период XIX–XX вв.

Правовому плюрализму на Северном Кавказе посвящена монография З.Х. Мисрокова. В работе автор особенно тщательно исследовал хронологические рамки, посвященные периоду становления феномена правового плюрализма – государственной легитимации традиционных правовых образований (адата и шариата) и использованию их в регулировании отношений в этническом социуме. В работе З.Х. Мисрокова поднимаются проблемы, касающиеся природы возникновения адатного права, трансформации судебной системы во второй половине XIX в., использования норм адата и шариата в быту северокавказских народов – и т.д.

Синкретизм норм адата и этноэтикета содержится в работе С.А. Лугуева «Культура поведения и этикет и дагестанцев (XIX – начало XX века)». Традиционное право дагестанцев нашло отражение и во многих статьях дагестанского ученого.

В 2003 г. в свет вышла монография Х.Г. Магомедсалихова «Маслаат: Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX – нач. XX в.». Значительное внимание в работе уделено соотношению норм адата и шариата, связанных с регламентацией дел по убийствам, ранениям, увечьям, похищениям девушек и т.д.

Проблема соотношения адата, шариата и российских законов поднимается в работах дагестанского ученного М.М. Магомедханова. Так, в статье «Адат, шариат и российские законы в Дагестане», автор, кроме прочего, соотносит нормы адата и шариата на примере семейного и общественного быта. В частности, сопоставление норм адата и шариата ученый приводит на примере института кровной мести. «Право уничтожения преступника было предоставлено любому при соблюдении определенных условий, что практически означало, что кровомщение было делом ближайшей родни, прежде всего по отцу (тухум), и затем любого, кто возьмет на себя эту обязанность. По шариату же такую инициативу имел право только родственник, или, точнее, тот из родственников, кому полагалась доля от наследуемого имущества жертвы преступления».

В наше время интерес к обычному праву не угасает. Об этом можно судить по количеству всероссийских научно-практических конференций, посвященных традиционному праву и правовому плюрализму на Северном Кавказе. Так, в Ростове-на-Дону в 1999 г. состоялась конференция «Обычное право в России: Проблемы теории, истории и практики», на которой были зачитаны доклады и тезисы многих известных специалистов.

В сентябре 2009 г. в Черкесске состоялась конференция «Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX – начале XX в.». На конференции было представлено множество докладов, посвященных влиянию адата и шариата на быт кавказских народов.

Для решения поставленных в работе задач, сопоставительного рассмотрения быта кумыков и народов Дагестана были использованы монографии из серии историко-этнографических исследований, выполненных в отделе этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН.

Практическая значимость диссертации. Полевой материал, обнаруженный в процессе исследования адатных и шариатских норм, наиболее презентативно показывают степень их влияния на семейный и общественный быт кумыков, позволяют расширить представления о конвергенции и дивергенции адата и шариата в обрядах кумыков.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций и спецкурсов студентам ВУЗов, при публикации статей и монографий по этнографии кумыкского народа.

Апробация работа. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе этнографии Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН и на Ученом совете Института. Основные ее положения отражены в опубликованных научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка информаторов, а также списка сокращений.

Общественное развитие

К началу XIX в. на кумыкских землях не было централизованного государства, а здесь располагалось несколько феодальных образований.

Самым крупным из них являлось шамхальство Тарковское, располагавшееся на Прикаспийской низменности. Несмотря на его небольшие размеры, влияние владетеля-шамхала распространялось далеко за пределы шамхальства, он был прозван «валием Дагестанским и владетелем Буйнакским» .

Известный кавказовед СМ. Броневский отмечал: «Достоинство шамхала есть важнейшее в Дагестане; а в областях, заключающихся между Тереком и Курой, почиталось вторым после грузинского царя» . Титул валия Дагестана Тарковский шамхал имел в начале XIX в. Однако к середине века влияние шамхала ослабло, в первую очередь, за счет усиления влияния Русского государства на Кавказе и укрепления других феодальных владений.

На территории присулакских земель компактно располагались три феодальных владения. Аксаевское, Эндиреевское и Костековское княжества. К началу XIX в. присулакские княжества раньше, чем остальные кумыкские земли, входят в состав Российского государства, сохранив при этом некоторые черты своего самоуправления. Так, например, в отличие от шамхальства Тарковского, в присулакских княжествах собирался совет влиятельных и почетных жителей - мажлис . Постановление мажлиса было окончательным, но князь мог изменить его, если считал, что решает что-либо во благо государства. Мажлис регулировал почти всю общественную жизнь, издавал новые адаты, назначал новых судей для решения дел в мехкеме (народном суде).

В состав Мехтулинского ханства в разное время входило от 10-11 до 18 селений кумыков и даргинцев . Мехтулинский хан в своем владении пользовался теми же правами, что и шамхал Тарковский. Армия хана Мехтулинского состояла в основном из ополчения.

Южные кумыки входили в состав Кайтагского феодального княжества, главное селение - Башлыя .

Феодальные отношения у кумыков в целом были более развитыми чем в других частях Дагестана: это обстоятельство нашло отражение во многих дореволюционных, советских и постсоветских исследованиях. Особое развитие они получили у засулакских кумыков, в Эндереевском, Аксаевском и Костековском княжествах-бийствах. Здесь С.Ш. Гаджиева различает три вида землевладения: частное, государственное и вакуфное. Примерно такая же картина наблюдалась в Тарковском шамхальстве и Мехтулинском ханстве. Незначительная часть земель была собственностью сельских обшеств, джамаатов.

Небольшие участки земли, приведенные в состояние сельскохозяйственного угодья, главным образом — в состояние пахотного участка после очищения его от кустарников, леса, камней, после осушения и др., относились к такой разновидности частного землевладения как мюльки. Они могли принадлежать как отдельным хозяевам, так и группе родственников или общине в целом . «Наличие права купли-продажи как мелких земельных угодий, так и целых поместий являлось дополнительным источником образования мюльков, - пишет С.Ш. Гаджиева. - Более состоятельные крестьяне именно таким образом увеличивали размеры своих мюльков». Однако, считая себя единоличным собственниками подвластной территории, кумыкские феодалы предъявляли права собственности и на мюльки, что отразилось, в частности, в официальной документации .

Большая часть сельскохозяйственных угодий находилась в руках феодальной знати. Казенных земель в Засулакской Кумыкии было немного, то же можно сказать о частновладельческих крестьянских землях. Еще меньше казенных земель было в шамхальстве и ханстве, а крестьянских мюльков - заметно больше. «Отличительной особенностью земельных отношений Тарковских и мехтулинских кумыков является то, что здесь феодальная собственность на землю была несколько завуалирована общинными порядками, в то время как на Кумыкской плоскости князья открыто настаивали на полном и безусловном признании за ними собственности на всю земельную площадь».

При этом большинство земельных массивов составляли угодья отдельно взятых феодальных владений, которые условно подразделялись на две категории:

1. Потомственные, постоянные владения;

2. Временные владения.

К первой категории относились, прежде всего, земли, находившиеся в общем владении каждой княжеской фамилии. На Кумыкской плоскости насчитывалось десять «княжеских родов», которые совместно владели своими потомственными имениями. Согласно материалам сословно-поземельной комиссии, Казанлыповы в 40-50-х гг. XIX в. владели землями совместно . То же в отношении феодальных земель у кумыков отмечали Д.-М. Шихалиев , Н. Дубровин и др.

Второй вид феодального землевладения - это временное или условное владение землей. Условное (временное) владение землей, состояла из пожалований феодала нукерам-салаузденям на несколько лет или пожизненно с правом пользоваться податями и повинностями населения4. В потомственное или временное владение феодалы могли отдать землю и своим узденям . Пожизненно или на определенный срок мог получить земли от феодала в управление и бек. Постепенно, с развитием феодальных отношений, временное землевладение принимало характер постоянного . Он был, прежде всего, связан с несением военной, придворной или какой-нибудь другой службы. Обычно подобные земли предоставлялись в пользование кумыкским «старшим нукерам» (старшим дружинникам).

Феодальные владетели, в том числе и кумыкские, считали, что подавляющая часть сельскохозяйственных угодий на подвластной территории - это их собственность, что, в частности, нашло отражение в переписке этих владетелей с чиновниками «военно-народного» управления .

Одной из форм землевладения кумыков составляли казенные или государственные земли. Фонд государственных или казенных земель стал складываться на территории кумыков в XVIII в., во второй его половине. Это было связано с политикой российского правительства по колонизации и экономическому освоению степных районов Северного Кавказа .

Осуществляя колонизационную политику в Дагестане, царское правительство отводило здесь лучшие земли, прежде всего для переселенцев. По сравнению с площадью феодальных земель государственный земельный фонд был, однако, не так велик.

По сведениям С.Ш. Гаджиевой в 1864 году на Кумыкской плоскости (без Присулакского наибства) из 400.378 десятин земли, казенные, представленные 8 лучшими участками, составляли 17. 411 десятин .

Фонд государственных, казенных земель также складывался из угодий конфискованных у феодальных владетелей и сельских обществ, проявивших враждебность по отношению к России3. В 1864 г. 17400 десятин земли кумыков отошли в казенный фонд4. Затем власти пошли дальше, отрицая право частной собственности на землю у крестьян на основании того, что у населения не было юридически оформленных документов о собственности на землю . Отрицалось право на поземельную собственность и феодалов: сословно-поземельные комиссии, проводившие здесь работу, утверждали, что у мусульман Дагестана и Закавказья не было ни феодальной собственности, ни крепостного права, а подати и повинности, местным феодалам - это плата за функции управления .

Адат и шариат во внутрисемейных отношениях

В исследуемый период адат и шариат сочетались во всех сферах повседневного быта кумыков, в том числе довольно ярко во внутрисемейных отношениях. Важно заметить, что в отличие от судопроизводства, где адатные и шариатские нормы нередко не совпадали, в семейно-бытовых отношениях адат и шариат чаще всего, переплетаясь, взаимно дополняли друг друга.

Адаты кумыков определяли поведение в семье, нормы взаимоотношений между мужем и женой, отцом и детьми, братом и сестрой и т. д. Все это нашло достаточно подробное освещение в работе Маная Алибекова «Адаты кумыков». По кумыкским адатам жена, дети старались всячески демонстрировать уважение к мужу, отцу. «Порядочные жены не ели при мужьях и даже воды не пили на их глазах», - отмечает, в частности автор . Отцу по адату было запрещено играть со своими детьми при посторонних, проявлять к детям отцовские чувства, брать их на руки и т. д. шариатские установления все это не запрещали.

Специальная литература и фольклор кумыков, полевой материал свидетельствуют о традиционном патриархальном укладе в семейном быту кумыков, согласно которому главе семейства беспрекословно подчинялись все члены семьи, что характерно и для других народов Дагестана.

Во многих отношениях внутрисемейные отношения строились на основе норм и обычаев, несоблюдение которых не подвергалось конкретными наказаниями, они не имели юридической силы. Их несоблюдение жестко осуждалось общественным мнением.

В то же время нередко внутрисемейные отношения регулировались правовыми нормами. В частности, нормы обычного права защищали личную собственность жены, состоящего из приданного и подарков, полученных при замужестве (мебель, скот, одежда, посуда и др.). Так, один из адатов кумыков гласил; «Имущество, принадлежащее жене, неприкосновенно; без ее согласия муж не имеет права распоряжаться им». Если муж посягал на личную собственность жены, то она имела право обратиться за помощью к родителям, а последние в свою очередь обращались в суд.

Аналогичные права жены зафиксированы и в шариате. Как отмечает Г.М. Керимов, «По закону (шариата - авт.) все приданое жены, ею полученное от мужа и от родителей, принадлежит жене, и муж не имел права им распоряжаться» . Если муж без предварительного разрешения жены продавал, или дарил что-либо из имущества жены, то жена имела право потребовать от него возмещения.

Аналогичные сведения мы находим из известного исламоведа И.П. Петрушевского: «Шариат обязывает жену повиноваться мужу. Но власть мужа распространяется только на личность жены, а не на ее имущество. В отличие от европейского феодального права, а позднее буржуазного законодательства, по которому имуществом и приданным жены распоряжается муж, мусульманское право строго проводит принцип раздельности имущества супругов. Муж не имеет права распоряжаться имуществом жены» .

Отметим, что нормы адата и шариата защищали и частную собственность мужа. Так, в случае продажи или утери чего-либо из имущества мужа по вине жены, он имел право потребовать возмещение ущерба от ее родителей.

Глава семейства, как по адату, так и по шариату, имел право наказывать жену и детей за различные проступки. М.М. Ковалевский, по этому поводу пишет; «Муж всегда вправе наказать проступок жены плетью но наказывать он ее должен втихомолку, а не на улице; последнее бы считалось позором для него самого. Насколько распространен в Дагестане обычай учить жену ударами по спине, можно судить по следующей ходячей здесь остроте: «В саклю приходит сосед и спрашивает; «На что тебе плетей, ведь у тебя всего одна лошадь? - Одна плеть, - отвечает хозяин служит мне для усмирения лошади, а другая - для усмирения жены».

Кумыкский адат в исследуемое время фактически легализовал физическое наказание супруги ее мужем. В адатах даргинцев например говорится: «Если побои, нанесенные женщине, не опасны, то муж почти не ответственен, даже если они нанесены ни за что». Однако если побои нанесенные мужем, были достаточно серьезны, то жена обычно имела права нормы характерно обратиться за помощью к родителям . Соответствующие и для кумыков .

Нормами шариата также было разрешено физическое наказание жены Кроме прочего, это касалось случаев несоблюдения последней исламских канонов.

Точно также отец имел право строго наказывать своих детей за ослушание или иные проступки. В случае ослушания отца он по адатам шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского могли обратиться в суд. Кумыкское обычное право всегда защищало интересы главы семейства. Так В одном адате сказано: «За непослушание детей родителям, дети наказываются местной властью, или обществом и приводятся к должному повиновению»1. Разумеется, здесь речь идет о взрослых детях.

В то же время адат наказывал и главу семейства, если тот приказывал выполнить действие, противоречащие общественному порядку (воровство, грабеж, похищение девушки и т. д.). «Родители, побудившие детей своих к воровству или другим каким-либо противозаконным поступкам, подвергаются взысканию по мере преступлений, совершенных последними», - отмечается в «тех же адатах. Ответственность родителей за деяния детей была усилена канонами мусульманского права. Шариат всегда наказывал именно главу семейства за противоправные или противошариатские проступки, совершенные его детьми.

По адату отец за убийство сына или дочери не отвечал. В адате общества Башлы сказано: «Если отец убьет сына или дочь, то никем не преследуется и штрафуется лишь двумя быками: одним в пользу управляющего, другим в пользу общества» .

Подобное право отца существовало и у других кайтагских кумыков, один из адатов которых гласит: «Если отец убьет сына или дочь, то за кровь не отвечает, а выплачивает лишь в штраф трехгодовалого быка или 8 руб.».

У кумыков шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского отец в подобном случае освобождался и от денежного штрафа. Так, один из адатов шамхальства гласит: «За убийство сына, хотя бы безвинно, отец не подвергается никаким взысканиям по адату и никто не имеет право предъявить на него иск» .

То же по адату и в случае убийства матерью одного из своих детей, «Если мать убьет сына или дочь, то она не отвечает за кровь», - сказано в адатах селения Башлы.

В то же время адатные нормы строго наказывали за убийство родителей. Так, в «Горской криминалистике» за 1873 г. рассказывается о случае убийства сыном родного отца. В частности, в ней говорится: «В 1873 г., в марте, в селении Малый Дженгутай Темир-Хан-Шуринского округа был найден труп Умар-Магомы Оглы (позже выяснилось - авт.), что дети его постоянно подвергались безжалостным побоям и бранью со стороны отца, и раз даже Умар выстрелил из пистолета в своего родного сына Джемау. Наконец, 19 летний Джемау не вытерпел такого жестокого обращения от отца, и когда тот вернулся домой и, разбранив детей, улегся спать, Джемау убил его топором, и через день вывез тело его на арбе за село» .

Подобного рода преступления сурово карались кумыкскими адатами. Так, в частности, за подобные убийства по адатам шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского, «убийца отца или матери изгоняется из селения под именем кровного врага и не возвращается до тех пор, пока его не помилуют»3. Причем, даже если совершался акт помилования, то сумма алыма (штрафа) за убийство бывала очень высокой.

После маслахата отцеубийца по адату жителей Аксаевского, Эндиреевского, Костековского княжеств, а также шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского имел право получить часть наследства . В отличие от адата, нормы мусульманского законодательства отказывали убийце родителей в праве на наследство . Как правило, его часть наследства передавалась другим детям покойного или предоставлялась малоимущим жителям.

Адат и шариат в бракосочетании и свадьбе

Кумыки отмечали свадьбу-той весьма торжественно. Сама кумыкская свадьба вобрала в себя множество обрядов, обычаев и традиций, тесно связанных между собой. На протяжении всей свадьбы была весома роль кумыкского адата, нормы шариата здесь проявлялись слабо. Что же касалось обряда бракосочетания, то он исполнялся по канонам шариата.

Как правило, скрепление брачных уз происходило за несколько дней до предстоящей свадьбы. Мусульманское право наложило ряд требований для исполнения бракосочетания, видное место среди которых занимал подбор свидетелей. Так, для заключения исламской церемонии бракосочетания у кумыков, как и у многих народов Дагестана, достаточно было двух свидетелей-мужчин, или одного мужчины и двух женщин, причем свидетелями могли был, только люди, исповедующие ислам . Присутствие свидетелей являлось одним из обязательных условий обряда мусульманского бракосочетания . Обязательным было также и присутствие опекуна невесты. Им по шариату мог быть только мужчина-мусульманин, в первую очередь, ее отец или дед со стороны отца, брат, дядя. Если таковых не находилось опекуном становился кадий; родственники невесты по шариату не могли быть опекунами . Перед обрядом бракосочетания невеста по предписанию шариата должна была получить разрешение от отца на бракосочетание - «фурман» (фирман). В отсутствии отца разрешение на бракосочетание брали от опекуна невесты. Если таковых в селении не находилось, то их искали, на стороне и просили у них согласия на брак. По адатам кумыков, если данные родственники находились недалеко от р. Койсу, то разрешение брали у них Если же они находились за рекой, то есть далеко от родного селения, то согласие на брак брали у местного кадия. При отсутствии и кадия разрешение на предстоящее бракосочетание брали у наиболее близких соседей или почетных жителей селения .

Отсутствие родителей в период бракосочетания было крайне редким явлением. Однако полностью избежать подобных ситуаций кумыкам не удалось. Так, например, Абдулла Магомедов сообщил нам, что во время сватовства его бабушки отсутствовал ее отец, и согласие на брак дал его младший брат. После приезда отца, брат представил полный отчет о кандидатуре будущего супруга его дочери, после чего отец поблагодарил его за правильный выбор жениха .

После получения согласия от невесты происходил акт мусульманского бракосочетания. Данный обряд подробно описан, в частности, известным кавказоведом М.М. Ковалевским, который в работе «Закон и обычай на Кавказе» отмечает: «С помощью и с соизволения Богия, - читает он (кади - авт.), обращаясь к доверенному невесты, - и по пути, указанному Пророком, за столько-то денег (кебина - авт.) отдаешь ли ты свою дочь этому человеку?

Так как доверенным со стороны невесты бывает большей частью отец ее, то он, повторив вслух слова молитвы (произнесенные дибиром) изъявляет свое согласие в следующих словах:

- Я отдаю, говорит он, мою дочь в законные жены такому-то за столько-то батманов меди, или за столько-то быков или коров по повелению Божию и по закону Магомета.

10 же самое повторяет и дибир, обращаясь к жениху или при отсутствии последнего, к его доверенному, и оканчивает свою фразу вопросами: берешь ли?

- Я добровольно (или по доверенности от такого-то) беру в законные жены такую-то и за то-то, говорит жених или его представитель»

Вышеупомянутые слова повторялись три раза, после чего дибир снова повторяет все упомянутые условия и спрашивает согласие обеих сторон».

После согласия на брак обоих сторон кадий читал определенную молитву, по окончании которой произносил «фатиха», то есть «свершилось». Обряд бракосочетания завершался чтением муллой 112 суры Корана -«къулфу» .

Данный обряд мог совершать только мулла или кадий. Как правило, обряд бракосочетания происходил при закрытых дверях, чтобы избежать «порчи» со стороны посторонних лиц . Снаружи вход в дом охранял о дин из влиятельных жителей селения, если кто-либо силой пытался ворваться в дом то ему было вверено наказать нарушителя спокойствия и взыскать с последнего штраф. В сел. Башлы такой штраф взимался в размере одного быка. После окончания акта мусульманского бракосочетания кумыки приглашали муллу за стол и хорошо угощали.

Важно отметить, что бракосочетание по шариату считалось действительным, если были соблюдены следующие условия:

1. Согласие девушки, парня и их родителей на брак.

2. Выплата выкупа - махра, гебина, который должен был передаться жене на случай развода.

3. Присутствие свидетелей. По шариату для его оформления достаточно, чтобы кадий или мулла объявил о присутствии двух свидетелей (векилей) мужчин-мусульман или одного мужчины и двух женщин .

4. Формула бракосочетания должна была быть прочитана на арабском языке.

5. Формулу бракосочетания должны были читать совершеннолетние и находящиеся в здравом уме доверенные лица жениха и невесты.

6. При исполнении молитвы должны быть названы имена брачующихся .

Если хотя бы одно из этих условий было не соблюдено, то брак считался недействительным.

Через несколько дней, а иногда и часов после мусульманского бракосочетания происходила свадьба (той). Обычно сезон свадеб приходился на осень, когда заканчивались полевые работы. Как правило, за несколько дней до свадьбы на нее приглашались все жители селения, невзирая на их сословие, материальное или имущественное положение.

Следует отметить, что шариат, в отличие от адата, не одобрительно относился к некоторым частностям, характерные для традиционной свадьбы - к танцам, пению, песен, различным увеселеньям, шуткам и т.д.

Одним из строгих запретов шариата являлось употребление спиртных напитков. За употребление спиртного по шариату следовало наказание любителя алкоголя бичеванием плетью в количестве 80 ударов. В отличие от шариата, адат разрешал употребление алкогольных напитков. Однако чрезмерное употребление вин в некоторых случаях влекло за собой конфликтные ситуации (обнажение оружия, драку, скандалы и проч.), которые решались по адату. Так, например, в одном из адатов сказано: «За обнажение оружия в ссоре и драке никакого взыскания не полагается», но если угроза оружием происходила во время свадьбы, то с виновного полагался штраф в размере шести рублей .

Любой конфликт во время свадьбы наказывался по адату довольно сурово. Так, за учинение скандала на свадьбе виновные наказывались штрафом в размере от сорока копеек до шести рублей . Если кем-либо был кому-то нанесен удар, то с виновного полагался штраф в четыре руб.

Бывало, что хозяин свадьбы (отец жениха) помогал провинившемуся гостю в выплате штрафа. Так, в начале XX в. некий Ахмед из селения Костек во время свадьбы ранил своего односельчанина Расула. Через несколько дней после этого маслахат, на котором пострадавший потребовал от Ахмеда пятнадцать руб. Ахмед согласился. Спустя несколько дней после выяснилось, что отец жениха уплатил Расулу пять рублей, то есть около 30 процентов от общего штрафа .

Подобный случай был не единичным: хозяева свадьбы считали себя ответственными за поступки приглашенных гостей. Итак, в кумыкской свадьбе XIX - начала XX в. преобладали народные обычаи, адатные нормы. Однако сам акт бракосочетания происходил по канонам мусульманского права.

Свадьба кумыков регламентировалась народными традициями и обычаями. Ортодоксальных норм шариата здесь почти не придерживались (употребление вин, исполнение танцев, различные шутки и т.д.). В юрисдикцию адатного права подпадали также дела, касающиеся наказаний за различного рода конфликты, происходившие во время свадьбы (драку, обнажение оружия, ругань и т.д.), наказание за которые было более строгим чем обычно.

Адат и шариат в судоустройстве и судопроизводстве

В кумыкском судопроизводстве в XIX - начале XX века наблюдался правовой дуализм. С одной стороны, существовал суд где решались дела по традиционному адату, с другой стороны - суд, где судебные тяжбы разбирались по шариату.

Однако в судопроизводстве превалировал традиционный кумыкский адат. По нормам кумыкского адата решались судебные тяжбы, которые касались наказаний за убийства, ранения, похищения (умыкание) девушек, умышленного поджога, воровства, грабежа, увечья, порчи чужого имущества и т.д.

В ведомство шариатской юрисдикции подпадали лишь гражданские дела, которые не влекли за собой сурового наказания. По мусульманскому праву разбирались дела по вопросам опеки, долговые дела, семейно-брачные вопросы (развод, бракосочетание) и взаимоотношений супругов, родителей и детей и др.

Одна из главных причин доминанты адата над шариатом в вопросе судопроизводства заключалась в более гуманном решении дел по адату. Так, например, за любую кражу по адату наказание ограничивалось небольшим штрафом (в середине XIX в. применялась ссылка). Наказание же по шариату было гораздо строже. Так. например за воровство злоумышленник наказывался отсечением конечностей.

Открытие судебного процесса начиналось с подачи истцом (потерпевшим) иска. Следует отметить, что адатные нормы кумыки разделяют иски на два вида: положительные, когда истец имеет надлежащие доказательства подтверждения своего иска, а также иски по подозрению . В обоих случаях иски предоставлялись представителю местной власти (шамхалам, бекам, наибу, кади или одному из тусевов), который выносил распоряжение о начале разбора судебного дела.

Когда иск имел надлежащие доказательства в подозрении одного лица, то судебное разбирательство ограничивалось допросом свидетелей, после чего карты выносили приговор.

Когда истец не находил явных доказательств в виновности определенного подозреваемого, начинался судебный процессе. По адату судебный процесс начинался с вопроса истца ответчику: виновен ли он в содеянном. Согласно адатным нормам шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского, «Если призванный в суд ответчик после трехкратного повторения предложенного ему вопроса не даст на оный ответ без уважительных на то причин и после того истец установленною присягою подтвердит справедливость своего иска, то ответчик присуждается к полному удовлетворению истца» . Следует отметить, что подобные предписания содержались и в суде, где тяжбы разбирались по шариату.

В шамхальстве Тарковском иск не принимался если число подозреваемых превышало трех человек. Как правило, в подобном случае истец обязан был сократить (методом дедукции) число подозреваемых в содеянном до трех человек. Как свидетельствует полевой материал, а также специальная этнографическая литература, истец обычно под давлением къартов вычленял из числа подозреваемых наиболее почетных жителей селения (если истец подозревал и их).

Однако даже если судебное дело и доходило до суда, где подозревался влиятельный житель селения, то он, как правило, часто оправдывался от исков своих односельчан. Так, например, в адатах селения Чонтаул и Адаты шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского.

Так, Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН нами было обнаружено письмо, адресованное Захар-кадию из селения Параул от генерала Ермолова датированное 22 января 1820 г., в котором говорится; «Желаю сказать к достоинству первенствующего кадия... властью, великим государем мне данной, определяю я главному кадию жалование 500 руб. сер. в год» .

Словом, кади, как, в принципе, и карт, был достаточно щедро вознагражден денежным довольствием за свою работу. По нашему мнению с помощью большого денежного довольствия генерал Ермолов искал себе союзников в лице кумыкского духовенства против нарастающего антиколониального движения в Дагестане.

На судебном процессе карт, как и кади, обязан был вызывать и допрашивать свидетелей. Причем не каждый свидетель мог быть вызван на судебный процесс, так как многих лиц нормы адата и шариата не допускали к даче свидетельских показаний. А.В. Комаров в статье «Адаты и судопроизводство по ним» отмечал, что к даче свидетельских показаний по адату не допускались:

- женщины (а если и допускались, то при условии, что муж или брат жены сможет подтвердить ее слова под присягой - авт.);

- малолетние (в шамхальстве Тарковском в этом случае возраст ограничивался семилетним возрастом, а у засулакских кумыков колебался от 15-16 лет-авт.);

- сумасшедшие;

- родственники истца (или ответчика - авт.);

- должники ответчика (или истца - авт.);

- имеющие кровную вражду с истцом или ответчиком;

- лжеприсяженники .

Подобного рода предписания имелись и в мусульманском законодательстве. Однако свидетелям нормы мусульманского права предусматривали и другие требования. В частности, свидетели должны быть мусульманами, не употребляющими спиртные напитки и т.д. Кроме права вето, нормы кумыкского, безоговорочно принимали показания умирающего или раненого (от которого не требовалось доказательств), имя названного им убийцы также принималось безоговорочно и не требовало особых доказательств .

Похожие диссертации на Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX - начале XX вв.