Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ченчу и ерукала Южной Индии : сравнительный анализ традиционных социальных институтов Иванов, Алексей Вадимович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванов, Алексей Вадимович. Ченчу и ерукала Южной Индии : сравнительный анализ традиционных социальных институтов : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Иванов Алексей Вадимович; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2012.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/744

Введение к работе

Объекты исследования

Диссертация представляет собой сравнительное исследование структурных характеристик и механизмов функционирования ведущих социальных институтов двух этнических общностей Южной Индии - ченчу и ерукала. Выбор объектов исследования был обусловлен следующими соображениями и обстоятельствами:

Ченчу и ерукала практически неизвестны в нашей стране, между тем эти этнические общности, или «племена», как их принято называть в Индии, бесспорно, представляют большой интерес для отечественной этнологии, так как донесли до нашего времени социальные институты, сложившиеся в глубокой древности. Изучение этих институтов может внести известный вклад в теоретические представления о вариативности традиционных форм социальной жизни в бесписьменных и безгосударственных обществах, а также о путях и способах их модернизации в условиях современной государственности. Общественные структуры двух избранных для изучения этнических групп схожи, как и их антропологический тип, история и язык (обе этнические общности утратили почти полностью свои исконные языки и в настоящее время говорят на языке телугу, которым пользуется окружающее дравидийское население). Оба общества, судя по утверждениям археологов, сформировались в эпоху мезолита на той территории штата Андхра Прадеш, где находятся и в настоящее время, но заняли различные «экологические ниши», что, вероятно, во многом определило их хозяйственные комплексы и способы жизнеобеспечения.

Ченчу в недавнем прошлом были охотниками и собирателями меда и древесной смолы в лесу Наламала или рыбаками побережий р. Кришна. Частично они сохраняют эти занятия до сих пор, но также пытаются заниматься сельским хозяйством, и это поддерживается государственными программами.

Ченчу в основной своей массе расселены в центральной части штата Андхра Прадеш, и лишь небольшие группы можно найти в соседних штатах. Всего в Индии насчитывается чуть менее 50 тыс. ченчу. В штате Андхра Прадеш наибольшее количество ченчу проживает в р-не Пракашам (10 413 чел.), в р-не Гунтур (9 791 чел.) и в р-не Ма- хабубнагар (8 272 чел.). В районе города Курнул, где проводилось полевое исследование автора диссертации, проживает в настоящее время около 8 тыс. ченчу.

Ерукала были предсказателями судьбы и ремесленниками, кочевавшими по деревням кастовых индийцев, и, следовательно, они более подвержены влиянию окружающих народов, чем ченчу. Это отразилось на их численности, материальной культуре, нормах поведения. В настоящее время они совмещают традиционные занятия с земледельческим трудом и домашним животноводством, которые, впрочем, имеют ограниченное значение.

Ерукала, согласно переписи 1991 г., насчитывается 387 898 человек, почти 11% от всей численности племенного населения штата (3 176 001). Часть ерукала расселены в прибрежном регионе (143 161), а все прочие - в глубине штата. Больше половины от общего числа живут в сельской местности и лишь 6.13% - в городах.

Цели и задачи исследования

Основная цель диссертации - описать, проанализировать, интерпретировать и аналитически сопоставить социальные институты ченчу и ерукала, показав взаимовлияние и тесное переплетение институтов родства, брака, семьи, с одной стороны, и систем жизнеобеспечения, материальной культуры, традиций питания, а также культов и верований - с другой. Ведь «антропология может быть понята» только «как общая теория отношений».

Круг конкретных задач диссертации можно очертить следующим образом:

  1. Определить те группировки, на которые делятся этнические общности, или племена, ченчу и ерукала. Иными словами, выявить внутренние структурные сегменты этих общностей, охарактеризовав основные признаки и функции отдельных сегментов.

  2. Проанализировать организацию брачных и семейных отношений.

  3. Рассмотреть номенклатуры родства.

  4. Рассмотреть типы поведения в отношениях между родственниками и между соседями, предписанного и реально практикуемого.

5. Провести сравнение социальных институтов двух этнических групп, синтезируя информацию и выводы, относящиеся к каждому из них в отдельности.

Актуальность, научная новизна и практическая

значимость работы

На русском языке встречаются лишь очень скупые сведения о ченчу. Помимо тома «Народы Южной Азии» (1963), где в разделе малых народов, им посвящена одна страница (с.657-658) самой общей информации, ченчу перечисляются как одно из племен штата Андхра Прадеш в сборнике «Этнические процессы в зарубежной Азии» (1976). Ченчу также упоминаются в работе Е.Н.Успенской, посвященной индийской касте, как «вчерашнее племя ... оказавшееся в положении «неприкасаемых». В энциклопедиях «Народы мира» (1988), «Народы и религии мира» (1998) и «Народы Мира» (2007)ченчу даже не упомянуты.

О ерукала вообще нет даже упоминаний в основных отечественных справочных изданиях по этнологии, хотя они и включены С.И.Рыжаковой в список адиваси штата Андхра Прадеш, который приводится в издании «Большая энциклопедия народов для школьников и студентов» (2007). Между тем, численность ерукала относительно велика (387 898 чел.), и в зарубежной науке они изучены лучше, чем ченчу.

Настоящей диссертацией автор стремился заполнить существующие лакуны. В этом заключается новизна и актуальность реферируемой работы для российской этнологии как для науки, занимающейся сбором и анализом материалов по различным народам, населяющим нашу планету; для социальной антропологии, занимающейся сравнением и анализом общественных институтов, актуальность заключается в сравнительном анализе двух обществ, имеющих сходные социальные структуры, сходную историю, занимающих сходные экологические и социальные ниши, но развивших разные системы жизнеобеспечения и по-разному адаптирующихся к условиям глобализирующегося мира.

Информация и аналитические выводы, содержащиеся в диссертации, и методические приемы исследования, применяемые в ней, могут использоваться в образовательном процессе, особенно при подготовке профессиональных специалистов по социальной антропологии и этнологии в целом, а также индологов (социальных антропологов, этнологов). В этом автор видит практическую значимость своей работы.

Кроме того, материалы диссертации, как надеется автор, смогут сослужить некоторую службу в прикладных исследованиях, направленных на практическую помощь представителям различных культур, которые до недавнего времени сохраняли традиции бесписьменных и безгосударственных обществ, а в настоящее время вынуждены приспосабливаться к государственным системам стремительно глобализирующегося мира.

Степень научной разработанности темы

Как уже указывалось, в отечественной этнологии и социальной антропологии ченчу и ерукала остаются практически неизученными. Оба народа интересно описаны в популярной работе И.М.Ковалева «Судьбы индийских племен», но эта публикация не является исследовательской.

В англоязычной социальной антропологии и этнографии имеются научные исследования, посвященные ченчу и ерукала, но и они весьма немногочисленны. Трудов, ставящих своей непосредственной задачей изучение традиционных социальных институтов ченчу и ерукала, а тем более - их аналитическое сравнение, автору настоящей диссертации обнаружить не удалось. Имеются труды, описывающие культуру названных обществ в целом, так называемые монографические обзоры, а также статьи, концентрирующиеся на отдельных аспектах социальной жизни названных народов. И те, и другие характеризуются в разделе «Источники и литература».

Методология и методика исследования

Методология. Систематизация и анализ фактических данных, собранных автором в поле и извлеченных из опубликованных, а также - отчасти, - неопубликованных источников, производились в соответствии с задачами диссертации на основе классической структурно- функциональной методологии. Результаты структурно-функционального изучения социальных институтов двух исследовавшихся по отдельности обществ подвергались затем аналитическому сопоставлению и обобщающему синтезу.

В диссертации, прежде всего, использованы классические со- циоантропологические труды методологического характера, а также теоретические исследования, в центре внимания которых находятся проблемы изучения ранних этапов социальной эволюции, структурные и функциональные аспекты социальной жизни бесписьменных обществ. Это труды таких авторов, как А.Рэдклифф-Браун, К.Леви-Строс и Дж.П.Мердок, а также Р.Фокс, Г.Шеффлер, Т.Троутман и др.

Автор диссертации стремился использовать все ценное - в методологическом и теоретическом отношениях, - что он сумел извлечь из исследований отечественных ученых советского времени, занимавшихся изучением «первобытности» с помощью этнологии. Прежде всего, это труды А.М.Золотарева, М.О.Косвена, Д.А.Ольдерогге, С.А.Токарева, С.А.Арутюнова, В.М.Бахты, Н.А.Бутинова, В.Р.Кабо, М.В.Крюкова, Л.Е.Куббеля, А.И.Першица, В.А.Попова, Ю.И.Семенова, Л.А.Файнберга, А.М.Хазанова, М.А.Членова, В.А. Шнирельмана, а также недавние публикации постсоветского периода, в которых исследуются проблемы социальной организации традиционных обществ и трансформации социальных институтов бесписьменных культур в эпоху модернизации - работы Е.П.Батьяновой, Д.М.Бондаренко, Н.Л.Жуковской, А.А.Казанкова, А.В.Коротаева, Д.А.Функа и многих других.

Особо нужно отметить широко используемые в диссертации работы О.Ю.Артемовой и И.Ж.Кожановской, обобщивших большое количество полевых материалов и много сделавших для уточнения кардинальных понятий, с которыми приходится сталкиваться исследователю, анализирующему социальные институты бесписьменных обществ.

Для анализа исторических процессов, происходивших и происходящих в центральной части полуострова Индостан, в диссертации используются работы известных специалистов по истории Индии, как зарубежных (М.Мурти, Р.Шаффер, М.Н.Шринивас и др.), так и отечественных (Л.Б.Алаев, Г.М.Бонгард-Левин, Е.Ю.Ванина, Г.Ф.Ильин, Е.С.Юрлова и др.). Для понимания этнических процессов, зависящих напрямую от исторических факторов, в диссертации используются как труды этнографов и антропологов, занимавшихся регионом Южной Азии (М.Ф.Альбедиль, Н.Р.Гусева, В.Е.Краснодембский, С.А.Маре- тина, А.Н.Седловская, Н.Н.Чебоксаров, Е.Н.Успенская, В.Н.Шинкарев и др.), так и рассматривавших проблемы этноса, этничности, этногенеза и этнического самосознания в общетеоретическом ракурсе (С.А.Токарев, В.А.Тишков, С.В.Соколовский, М.А.Членов и др.).

Методы полевой работы. Во время проведения полевых работ использовались методы включенного наблюдения, интервью и опросов. Классический метод включенного наблюдения имел первостепенное значение. Между тем, все правила и обычаи невозможно изучить с помощью одного только включенного наблюдения. В деревне ерукала, например, удалось собрать хороший материал, используя стандартизованные опросные листы (PRA).

Активно использовался и метод интервью. Например, для сбора информации об обрядах перехода применялось неструктурированное интервью случайных лиц, достаточно многочисленных для того, чтобы исключить вымысел. В этом случае группы информантов обычно были «неструктурированными», то есть интервью давали те представители изучавшихся селений, которые были особенно расположены к общению. Некоторые из них могут считаться ключевыми информантами.

Для выяснения правил и практики обмена брачными партнерами между семьями и родственными группами, а также иными социальными объединениями, автором был разработан специальный «опросник», и с его помощью удалось собрать данные более чем у сотни замужних женщин-ченчу. В этом случае никакого опроса среди случайных лиц не проводилось.

Хронологические и территориальные рамки исследования

Хронологически диссертант стремился охватить всю доступную историю изучаемых этнических групп. В работе приводятся ссылки на археологические находки, указывающие на автохтонное происхождение обеих групп, на литературу XVIII-XIX вв. и на этнографические описания середины ХХ в., дающие представления о том, каковы были изучаемые общества до интенсификации процесса их вовлечения в общую жизнь страны. Однако наиболее полная и систематизированная информация о ченчу и ерукала относится к последнему пятидесятилетию. Собрана и опубликована она в основном усилиями индийских антропологов. Именно данные, относящиеся к этому периоду, были в центре исследовательских интересов автора диссертации.

Территориальные рамки исследования ограничиваются центральной частью штата Андхра Прадеш, ограниченной долинами рек Кришна и Годвари на севере, р. Пеннер - на юге, р. Тунгабхадра - на западе и Бенгальским заливом - на востоке. Это районы Пракашам, Курнул и Махабабнагар, где проводились полевые исследования, давшие основной материал для написания диссертации.

Диссертация не претендует на полный охват данных по социальным институтам всех ченчу и всех ерукала Южной Индии. Так, автор допускает, что у ерукала, живущих в штате Тамилнаду (где они известны под этнонимом корава), или у ченчу, живущих за пределами центральной части штата Андхра Прадеш, могут быть иные организационные формы социальной жизни, чем у жителей того региона, территорией которого ограничено реферируемое исследование.

Источники и литература

Данные полевых исследований. Первостепенным источником информации для настоящей диссертации послужили три экспедиции, предпринятые автором в деревню Уппугундуру к ерукала, и в деревни Ченчугуддем и Тирнампали к ченчу. Полевая работа среди ерукала была организована Факультетом антропологии Центрального университета г. Хайдарабад для группы магистрантов, в которую входил и автор диссертации. Работа проводилась под руководством главы факультета профессора Судакара Рао в период с 4 по 28 декабря 2008 года в деревне Уппугундуру, талук Нагулуппулападу, р-н Пракашам. В деревне имелось 137 домовладений ерукала, и все ерукала этой деревни занимались, в основном, плетением корзин.

Первая полевая работа среди ченчу проходила в декабре 2009 в округе Махабабнагар, неподалеку от г. Коллапур (в 60 км. от районного центра Курнул) в бассейне р. Кришна. Она также была организована как полевая практика для магистрантов, изучавших антропологию в Центральном университете г. Хайдарабад. Около 70 домовладений ченчу находилось в деревне Ченчугудем, около 30 - в деревне Тир- нампали. Кроме того, автору удалось провести самостоятельное исследование во временном лагере рыбаков в деревне Алмангири. Там находилось 50 семей ченчу, размещенных Красным крестом в палаточном лагере на время резкого повышения паводка воды на р. Кришна, затопившего все прибрежные поселения ченчу. Автор добрался так же до небольшого сообщества ченчу, обитавших в лесу Наламала, и там, в лесном селении - Пенгарла-пенте, - автору удалось обнаружить еще пять семей. Наконец, еще пять семей ченчу было обследовано в г. Кол- лапур, это наиболее обеспеченные и «аккультурированные» из всех ченчу, с которыми пришлось иметь дело автору.

В феврале 2012 г. состоялась вторая кратковременная поездка к ченчу. В этой поездке удалось снова посетить деревню Ченчугуддем, а также Гунла-пенту - деревню рыбаков р. Кришна. Эта экспедиция позволила проверить некоторые сведения, показавшиеся автору спорными или сомнительными в процессе написания диссертации.

Опубликованные данные. Важнейшим источником информации послужили труды предшествующих исследователей- антропологов, более многочисленные в случае с ерукала и менее - с ченчу.

Статистические данные. В диссертации использовались также данные, полученные из официальных источников: переписей населений, справочных изданий Музея племен г. Хайдарабад, архивные данные сельских администраций (панчаятов) и прочие, почерпнутые из различных публикаций.

Литература по ченчу. Основная монография, описывающая ченчу с позиций этнографии и социальной антропологии, датируется 1943 г. и принадлежит перу Кристофа фон Фюрер-Хаймендорфа. Эта книга - «Ченчу. Народ джунглей Декана» - по праву вошла в классику мировой социальной антропологии.

В ней австрийский антрополог подробно характеризует названную этническую общность, не упуская, как кажется, никаких деталей. Он рассматривает хозяйство и материальную культуру ченчу, социальную структуру и политическую организацию, их верования, священные мифы и исторические легенды. В диссертации многократно цитируется его работа, на нее ссылаются и все авторы, писавшие о ченчу после К. Фюрер-Хаймендорфа. Однако нельзя не отметить, что многие явления социальной жизни ченчу, описанные в книге этого ученого, на сегодняшний день уже ушли в прошлое.

Другим исследованием, широко используемым при написании диссертации, явилась работа индийского антрополога П.К.Боумвика, опубликованная почти через 50 лет после книги К.Фюрер- Хаймендорфа. В ней, среди прочего, четко описаны социальная структура племени, а так же брачные правила и отношения. Она содержит данные, во многом до сих пор не утратившие своей актуальности.

Дополнительным источником информации о ченчу были неопубликованные архивные данные Музея племен г. Хайдарабад, полученные во время работы автора в этом музее и дающие разностороннюю информацию об обществе ченчу; публикация группы исследователей из университета г. Анантапур (АП) в 2009 г., освещающая некоторые аспекты экономики ченчу; а также исследование Нарошимы Редди из Центра лесничества, опубликованное в том же году и содержащее анализ результатов действия правительственных программ по реорганизации жизни «списочных» племен Индии.

Специальных работ, посвященных непосредственно социальной организации ченчу, автору диссертации обнаружить не удалось. Особого внимания, однако, требует публикация В.Барноу, в которой система общества ченчу сравнивается с системой индейцев чиппева (оджибва) и определяется как «атомистическая». Это мнение разделяется некоторыми другими исследователями, например, Дж.Хонингма- ном и Л.Бинфордом.

Литература по ерукала. Ерукала изучены социальными антропологами несколько лучше, чем ченчу. Со времени независимости Индии ряд важных, с точки зрения темы реферируемой диссертации, работ был проведен индийскими специалистами. Прежде всего, следует назвать монографию К.Р.Редди, полностью посвященную изучению родства и брака у ерукала. На эту монографию автор многократно ссылается на страницах диссертации и использует статистический материал индийского антрополога наравне с данными, собранными во время собственной полевой работы. Важной была при написании диссертации и статья В.К.Редди, давшая разнообразные сведения об отношениях родственников и свойственников у ерукала, а также подробный перечень терминов родства ерукала.

Кроме того, сведения о социальной организации ерукала приводятся в работах индийских антропологов ДжПартасарти и М.Радха- кришны, фокусирующихся на прошлых традициях этой этнической общности. Особенно важно для целей диссертации то, что М.Радха- кришна внимательно анализирует положение женщин в племени.

Большое значение придает автор диссертации содержащимся в труде К.Леви-Строса «Элементарные структуры родства» (1969) аналитическим выкладкам, в которых фигурируют ерукала под этнонимом корава, и упомянутой уже работе М.Л.К.Мурти, археолога, осуществившего важные для истории региона раскопки.

Апробация результатов диссертации

Основные положения диссертации нашли отражение в пяти публикациях и в двух докладах, прочитанных на IX Всероссийском Конгрессе этнологов и антропологов России в Петрозаводске в июле 2011 г. и на международной Российско-индийской конференции «Россия и Индия: традиция и современность» в Хайдарабаде (Индия) в феврале 2012 г.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН 24 января 2012 г.

Структура диссертации

Диссертация состоит из «Введения», трех глав, из которых первая посвящена социальным институтам ченчу, вторая - социальным институтам ерукала и третья - сравнительному анализу первых и вторых, «Заключения», двух «Приложений» и «Списка литературы».

Похожие диссертации на Ченчу и ерукала Южной Индии : сравнительный анализ традиционных социальных институтов