Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Галкина Е М

Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей
<
Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галкина Е М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей : По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07. - Москва, 1993. - 231 с. РГБ ОД, 61:93-7/211-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методология изучения этнической идентичности .

1.1. Этническая идентичность как предмет междисциплинарного исследования 25

1.2 Методы изучения этнической идентичности. 49

ГЛАВА II. Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях

2.1. Основные черты жизнедеятельности национально-смешанных семей 75

2.2 Проблемы этнической идентичности личности в национально-смешанных семьях 88

ГЛАВА III. Содержание и функционирование этнической идентичности в смешанных семьях

3.1 Элементы этнической идентичности в структуре самосоанания личности 105

3.2 Представления респондентов о собственной этнической идентичности 113

3.3 Природа этнической идентичности 125

3.4 Влияние этно-культурных и этно-психологических факторов на формирование личностной этнической идентичности 142

3,5 Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях и установки на этнические контакты.. 157

Заключение 176

Литература. 180

Приложение 205

Введение к работе

В наше бурное время политических, социальных, национальных преобразований в центре внимания зтносоциологических, этнологических исследований - наиболее злободневные проблемы: этнические конфликты, национализм, рост национального самосознания стали особенно важными проблемами в социальных науках' вообще и в социологии в том числе.

Среди этого набора актуальных тем проблема этнической идентичности, этнического самосознания, как чаще говорят в исторических науках, притягивающая внимание исследователей различных дисциплин уже на протяжении нескольких десятилетий, по праву занимает одно из первых мест. Интерес к проблеме этнического самосознания вызван не только потребностями познания путей развития современного общества. Концентрируя интересы, чувства и чаяния народов, этническое самосознание является одним из главных факторов и критериев развития национальных, этно-политических движений.

Межэтнические напряжения и конфликты в различных регионах отражаются на настроениях и ориентациях людей, особенно это касается лиц, живущих в иноэтнической среде и в национально-смешанных семьях. Гуманистические задачи общества состоят в том, чтобы понять самочувствие этих людей и максимально уменьшить этническое напряжение, а для этого важно знать состояние их этнических представлений и чувств, всего того, что входит в этническую идентичность.

В то же время исследование этнической идентичности (на-

- Б -ционального самосознания) чрезвычайно затруднено ввиду системности этого феномена, которое удачно отражено в образном сравнении поисков этничности с охотой на "снежного человека": следы его находят повсюду, хотя самого его ещё никто не встречал [Isaac Н. , Glazer N. , 1975, С. 303.

Системность феномена этнической идентичности обусловливает комплексность и многоплановость его изучения, что позволяет представителям различных специальностей выделять собственное поле в изучении данного социального феномена, помогая, е свою очередь, решению более общих социально-экономических, этно-политических и этно-культурных задач.

Настоящая работа опирается на разработки и достижения ряда смежных научных дисциплин: этнографии, этносоциологии и социальной психологии, каждая из которых со своим богатым методологическим аппаратом и методическим инструментарием открывает новые грани в предмете этнической идентичности. В центр исследования выдвигаются личностные аспекты этнической идентичности.

Изучение этнического самосознания идет в общественных науках в двух взаимосвязанных, но четко разграничивающихся планах в зависимости от того, на каком уровне функционирования оно рассматривается: во-первых, с точки зрения группы, общности в целом ЕБромлей Ю. В. , 1972, 1973, 1983; Джарылга-синоваР. Е, 1986, 1987; Козлов а И. , 1974; Кушнер IL И. 1949; Крюков М. В. , 1985; Лихачёв Д. С. , 1945, 1991; Мавродин R В. , 1945;, Пименов а а , 1977; Порпшев Б. Ф. , 1955; Токарев С. А., 1964; Чистов К. a , 1972; Elliot W. , 1983; Glazer N. , 1975; Smith A., 1989, 1991 и др.], a, во-вторых, проявления его на уровне конкретных личностей [Бромлей Ю. а , 1972,

*

- є -

1983; Губогло М. Н. 1975; Дробижева Л. М. ., 1983, 1985; Кожанов А. А. 1976; Левкович В. її. , Панкова Н. Г, , 1973; Снежкова И. А. , 1983; Парыгин Б. Д. 1967, 1971; Поршнев R Ф. , 1968, 1979; Dashefsky А. , 1976; Liebkind К. , 1893, 1989; Royse А. , 1982 и др. 3. Эти два аспекта изучения, хотя их полностью разделить нельзя [Дробижева JL М. , 1985, с. 33, порождают значительные различия в подходах и, соответственно, выделение различных сторон в содержании понятия этнического самосознания.

Основное внимание учёных в теоретическом осмыслении проблем этнического самосознания в отечественной науке, где распространение этого термина особенно широко происходило в последние десятилетия и было связано с разработкой теории этноса, проблем этногенеза и этнической истории, этнических процессов С Джарылгасинова P. I1L , 1987, С, 93, направлялось на раскрытие содержания и функционирования этнического самосознания на групповом уровне.

Впервые термин "национальное самосознание" появился в социологической литерсітуре в начале 20-х годов, однако тогда его содержание специально теоретически не осмысливалось. Затем на некоторое время он выходит из употребления, но уже с начала 40-х годов появляется вновь в контексте разработки проблем, связанных с национальным патриотизмом.

В это время он входит в научный обиход (сначала как "национальное самосозание") в трудах сразу трёх учёных: историка R R Мавродина СМавродин RR, 19453, литературоведа Д. С. Лихачёва С Лихачёв Д. С. , 19463 и этнографа П. И. Кушнера ЕКушнер Ей. ,19493. Работа этих авторов была направлена на изучение роли и значения национального самосознания в этни-

-/-ческой истории народов. Б этнографической науке безусловная заслуга рассмотрения национального самосознания как важного признака этнической общности принадлежит П. И. Кушнеру, выступившего с докладом на эту тему на заседании Группы общей этнографии ИЗ АН СССР и осветившего её в нескольких своих работах ГКушнер ЕЙ., 1949, 19513. Важным является введённый им принцип историчности в рассмотрении проблем национального самосознания, динамичности его природы.

Этот принцип был продолжен и развит в трудах других отечественных учёных [Потёхин Ей., 1965; Парыгин Б. Д. , 1967; Поршнев Б. Ф. , 19683. В исторических и философских дисциплинах национальное самосознание рассматривалось как "органическая часть общественного сознания", которая подчиняется "тем же законам развития" С Потёхин И. И. , 1955, С. 2, 183.

Важнейшим рубежом в теоретическом осмыслении проблем этнического самосознания являются 60-е годы. Начало этому положили две работы выдающихся советских этнографов С. А. Токарева и Е Е Чебоксарова, увидившие свет в 1964 году - в которых впервые речь шла не только о национальном еамосоанании, но и шире - об "этническом самосознании" [Джарылгасинова Р. Ш. , 1987, С. 113. Эти публикации открыли целый ряд научных дискуссий о месте этнического самосознания в теории этноса. В докладе Е Е Чебоксарова "Проблемы происхождения древних и современных народов" на открытии одного из симпозиумов YII заседания МК АЗН (Москва, 1964), акцент делался на єторич-ность этнического самосознания по сравнению с основными признаками этнической общности. Этническое самосознание представляет собой некоторую результанту сочетешия основных признаков этнической общности [Чебоксаров ЕЕ, 1970, С.

- 8 -7483. Но если говорить о функционировании этнического самосознания на индивидуальном уровне, то оно как признак выступает определяющим. Этническое самосознание "является в конечном счёте решающим для определения принадлежности к той или иной этнической общности" [там же, 1964, С. 533.

В число важных этапов в теоретическом осмыслении понятия этнического самосознания входит дискуссия по теории наций, проходившая в журнале "Вопросы истории" во второй половине 60-х годов. Наиболее остро в ней ставились вопросы о роли и значении национального самосознания в определении наций. В результате участники признали необходимость включения национального самосознания в число признаков наций. С этого времени "национальное" и более широко "этническое самосознание" стало одним из понятий, наиболее часто употребляемых при рассмотрении широкого комплекса теоретических и практических проблем, связанных с изучением этнических процессов, в частности, проблемы этногенеза и этнической истории, ЭЕОЛЮЦИИ этнического сознания, компонентов и структуры самого этнического самосознания, проблем формирования этнического самосознания и его роли в истории этноса, различных этнических движениях и многих других вопросов.

Особый^ раздел в историографии представляют собой вопросы, связанные с изучением структуры этнического самосознания, его компонентов. Проблемой первостепенной важности является раскрытие содержание этого понятия. Исследователи придерживаются в этом вопросе различных, хотя полностью не исключающих друг друга точек зрения. Одни определяют это понятие как осознание принадлежности к тому или другому этносу [Козлов В. И. , 1974, С. 84], большинство же других исследова-

те лей его структуру видят более сложной ЕБромлей Ю. В., 1983; Дробижева JL М. , 1985; Крюков М. В. , 1976; Старовойтова Г. Е , 1985; Шелепов Г. Е , 1968 и др. 3. QjTf ^

Одной из наиболее полных, обобщающих понятие этнического самосознание, можно считать трактовку, которая была дана в работе КЗ. Е Бромлея "Очерки теории этноса" [ Бромлей Ю. Е , 1983, С. 176-1833, где были выделены следующие компоненты: представления о "типичных чертах" своей общности; её свойствах как целого; представления об общности исторического прошлого народа, языке, культуре, о территориальной общности ("Родной земле"), связанные при определённых конкретно-исторических условиях с государственной общностью, религиозным и классовым сознанием; дополненные осознанием этнических ценностей, интересов, комплексом эмоциональных отношений к этнической действительности. При этом различается этническое самосознание личности и самосознание этнической общности.

Это позиция, включающая оба уровня рассмотрения этнического самосознания - как группового так и личностного - устраняет некоторую изолированность двух основных подходов к изучению этнического самосознания и подчёркивает их взаимодополняемость.

Самосознание этнической общности, как феномен проявляется лишь через этнические представления отдельных людей. "Одним словом, было бы недостаточно корректно не только полностью отождествлять самосознание этнической общности и этническое самосознание личности, но и абсолютизировать их различие" ЕБромлей ЕЕ, 1983, с. 1773.

Рассмотрение проблемы этнического самосознания на личностном уровне предполагает выделение в качестве объекта

- 10 -субъективные представления отдельного человека. Этническое самосознание означает отнесение себя к определённой этнической общности, осознание принадлежности к определённому народу [Брошей Ю.В. , 1972;Губогло M.R , 1975, С. 2253 и представляет собой осознание субъектом совокупности своих национальных (этнических - авт.) связей и своего отношения к ним [ Нарыгин Б. Д. , і971, С. 1283.

В исследовании этнического самосознания на уровне личности можно выделить два подхода: когда национальное самосознание используется в узком значении как психические акты отождествления себя с этносом - то есть как национальная идентификация, национальное самоопределение, и, во-вторых, когда в него помимо национальной идентификации включаются представления о типичных чертах "своей" общности, осознание этнических интересов и некоторые другие элементы ЕБромлей ЕВ. , 1983, с. 1773.

В ряде работ используется понимание этнической идентификации как процесса отождествления субъекта со своим этносом С Кожанов А. А. , 19763, в основе которого лежит принцип "мы-они" - общий механизм формирования этнического самосознания. Причем эти психические акты помимо выявления тождественности, сходства, фиксируемого в содержании понятия "Мы", включают представления, указывающие на отличие "себя", "своих" от "других" - "Они". У людей, принадлежащих к одной группе (в нашем случае такой группой выступает определенная этническая общность) формируется особое чувство общности, ощущение связи и близости членов группы - своеобразное "мы-чувство". Эта общность ощущается каждым либо посредством той или иной персонификации, либо посредством различных об-

- 11 - ьц-^»^

рядов, обычаев, подчеркивающих принадлежность индивидов к данной общности в отличие от "них" СПоршнев Б. Ф. ,1979]. Таким образом, в этническую идентификацию включается совокупность представлений как об зтнообъединительных, так и зтно-разграничительных признаках, проявляющихся при определении человеком связей со своим этносом и при сопоставлении "своей" этнической общности с "другими".

В англоязычной литературе эта совокупность самопредставлений описывается при помощи термина "этническая идентичность" (ethnic identity), которое в отличие от сходного на первый взгляд термина "этническая идентификаця" (ethnic identification) включает феномены и явления более широкого порядка. Идентификация здесь рассматривается в динамическом аспекте, а именно, как процесс. Идентичность же понимается как своего рода результат серии таких процессов CDashefsky А., 1976, с. 73, которая является "не столько простой суммой идентификаций, а представляет собой скорее новую комбинацию старых и новых идентификационных фрагментов" [Erikson Е. в Dashefsky А. , 1976, с. 73.

Причем идентификация может происходить на различных уровнях: прежде всего, когда речь идет об идентификации человека с кем-нибудь достаточно значимым, важным в его жизни, жизни, например, родителем или другом (значимым другим ); во-вторых, возможна идентификация с группой, с ценностями которой человек соизмеряет свою жизнь (референтной групп-пой); и, на последнем уровне, идентификация происходит с широким кругом социальных явлений, таких как этническая группа, профессиональная группа (с социальными категориями). Эти положения являются важными для определения позиций в настоя-

- 12 -щем исследовании, поскольку процессы этнической идентификации происходят одновременно на всех указанных уровнях. Первые два ив них оказывают важное опосредованное влияние на ход формирования этнической идентичности, содержательно проявляющейся, в основном, на последнем уровне. Процесс и результат этнической идентификации во многом зависит от того, насколько человек разделяет с членами этнической группы представления об общности происхождения, базирующиеся на принятии индивидуальных и групповых ценностей и/или на едином социокультурном опыте.

Термин идентичность в зарубежной литературе используется применительно к явлениям и индивидуального, и группового порядка, что сходно с отечественной практикой. Практически термин этническое самосознание понимается в первом случае как идентичность с этнической группой, а во-втором, как этническая идентичность самой этой группы во взаимодействии с другими этническими общностями. И в зависимоси от задач исследования, от того на каком из этих уровней изучается идентичность, определяется структура и содержание этнической идентичности.

Как функциональный и получивший широкое распространение в англоязычной литературе термин "этническая идентичность" потеснил собой понятие "этническое самосознание", чаще употребляемого для обозначения группового самосознания: расового, религиозного, национального - то ееть на уровне группы как таковой. "Этническое самосознание" употребляется в некоторых работах для обозначения "одной из форм социальной идентичности" [Elliot W. , 1983, с. 51. Использование этого термина практически всегда идет в контексте исследования оп-

- 13 -позиции "мы" и "они", подчеркивающего дуалистическую природу происхождения этического самосознания. Принцип "мы-они", как показано в литературе, используется для объяснения общего механизма формирования этнического самосознания. На индивидуальном уровне система представлений о своих связях с различными общностями, в том числе и этническими, определяется кар: самомэнцепция (self-concept). Если идентичность имеет дело с определением того, кем является индивид, то к самоконцепции относится рефлексия человеком своих; идентичност:- -ей.

Из сказанного выше следует, что процесс соотнесения или отождествления человека со своим этносом и процесс осознания взимосвязи в самих этих группах может описываться различными терминами, не исключающими, а зачастую перекрывающими друг друга.

В нашей работе мы сконцентрировались на изучении субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне, при этом исходили из необходимости учитывать сложную систему отношений личности и этнической группы. В обобщенном виде эту систему можно представить через совокупность идентификационных механизмов - мы имеем в виду процесс отождествления личности с конкретными этническими общностями, в конечном итоге определяющим содержание этнической идентичности.

Учитывая особенности употребления терминов "этническая идентификация" и "этническая идентичность" и одновременно выделяя различные стороны этих явлений (собственно процесса и его непосредственного результата), в данной работе мы будем говорить об этнической идентичности. Употребление термина "этническая идентичность", а не "этническое самосознание"

- 14 -в настоящем исследовании обусловлен стремлением подчеркнуть его направленность на изучение этого феномена на личностном, а не на групповом уровне.

Еще одним мотивом выбора термина этническая идентичность в данной работе является стремление провести исследование в рамках системного подхода, объединяющего достижения как в области этнопсихологии и этносоциологии, так и социальной антропологии и этнологии. Наиболее принятой и распространенной концепцией во всех указанных научных дисциплинах является именно концепция идентичности.

Дополнительным аргументом в пользу выбора термина "этническая идентичность" может служить положение о том, что не вся область этнических связей является осознанной для субъекта - часть этих элементов может формироваться, существовать и проявляться на бессознательном уровне. Некоторые аспекты этнического могут являться предметом осознания в меньшей степени или же существовать на подсознательном уровне [Liebkind. К., 1983, с. 189-190].

Осознание своей этнической принадлежности происходит на нескольких уровнях: прежде всего оно осуществляется как элементарное осознание своей принадлежности к группе - эмпати-ческая идентификация (empathetic identification); на следующем уровне формируется идеологические образования (ideology formation), связанные с осознанием происхождения группы, её культурным и историческим наследием; а на этой выстраивается иерархия приоритетности различных групповых идентификаций; и, наконец, на последнем уровне формируются представления о средствах (conception of means) реализации этой идентичности, определенной на двух других уровнях - именно на этом

- 15 -уровне формируется база для политических действий [там же, с. 1903.

Итак, этническая идентичность в нашем понимании - не столько причисление себя конкретным лицом к определенной этнической общности, сколько реальный эмоциональный, когнитие-ный и поведенческий механизм осознания и проявления себя представителем этой общности, определенная степень тождественности с ней и отделение от других общностей.

Предлагаемое исследование ставило перед собой основную цель раскрыть, опираясь на комплексный междисциплинарный подход, механизмы формирования, содержание и особенности проявления этнической идентичности на личностном уровне.

Контекст национально-смешанных семей, где проблема этни
ческой идентичности потомков от межэтнических семей является
самостоятельной темой для исследования, представляется иде
альным естественным социальным полем, демонстрирующим раз
личные аспекты личностной этнической идентичности. Если в
ситуации однонациональных семей этничность для молодого по
коления как бы задана априори, и механизмы её зародження,
становления и функционирования не всегда рефлексируются соз
нанием, то в многонациональных семьях, где постоянно контак
тируют этнические компоненты как минимум двух культур
[Комм. 13, проблемы этнического самоопределения молодого по
коления актуализируются.

Процесс становления этнической идентичности происходит в этом случае зисплицированно, раскрываясь в каждом из аспектов идентичности: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Таким образом, первостепенной задачей настоящего исследования мы считали выделение основных механизмов личностной

*

этнической идентичности, её этно-психологических и эт-но-культурных компонентов на основе материалов исследования подростков из национально-смешанных семей.

Решение этой задачи осуществлялось по двум направлениям. Первое из них включало сравнительный анализ механизмов и характеристик этнической идентичности в условиях национально-смешанных и однонациональных семей, второе же ориентировалось на вычленение специфики этнической идентичности в условиях этнически-негомогенных семей. Это второе направление представляло собой самостоятельную исследовательскую задачу, целью которой было выделение и анализ специфических характеристик этнической идентичности выходцев из смешанных семей. Исследование проводилось в г. Москве, то есть в условиях столичного города с довольно активной межэтнической контактностью, с этнически размытыми границами.

В соответствии с заданной целью и выделенными задачами более широкого порядка были сформулированы следующие научно-исследовательские задачи:

Выделить комплекс факторов, определяющих формирование и функционирование личностной этнической идентичности;

Описать этно-культурные и социально-психологические особенности жизнедеятельности межэтнических браков как специфического контекста для этнической идентичности;

Раскрыть особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях по сравнению с однонациональными;

Раскрыть когнитивную картину представлений подростков о своей этнической идентичности;

Рассмотреть систему установок подростков в биэтничес-ких и моноэтнических семьях на этнические контакты;

*

*

- Определить влияние фактора культурной дистанции на содержание этнической идентичности.

Проблеме этнической идентичности (этнического самосознания) в социально-антропологической, этно-социологической и социально-психологической литературе посвящено значительное число работ, раскрыващих её как на теоретическом [Бромлей Ю. R, 1973, 1981, 1983; Буганов A. R , 1987; Губогло М. К , 1975; Джарылгасинова Р. Ш. , 1987; Дробижева JL М. , 1981, 1983, 1985, 1986; Козлов R И. , 1974; Кон Е С. , 1971; Кузнецов Е М. , 1983, 1985; Левкович Б. Е , Панкова Е Г. , 1973, 1983; Поршнев R Ф. , 1968, 1978, 1979; Чеснокова Е Е , 1977; Barth F. , 1969; Dashefsky А., 1976; Elliot. W. A. , 1986; Glazer N. , 1981; Jacobson-Widding A. , 1983; Liebkind K. , 1983, 1989; Royoe A. , 1982; Smith A. , 1989, 1991; De Vos G. , 1983; Weіreіoh P. , 1983, 19893, так и на практическом уровне [ Кожанов А. А. , 1976, 1980; Кцоева Г- У. , 1985; Пименов R R , 1977; Петренко R Ф. , 1987, 1988, 1989; Онежкова Е А. , 1983; Almirol Е. , 1985; Brenton R. , 1989; Rosental D. , 1985, 1986; Weinreich P. , 1983, 1989; Zavallony M. , 19833. В настоящей работе мы опирались на этот богатый опыт прежде всего для определения места собственного исследования, формулировании его методологических и теоретических предпосылок.

Другой пласт научных исследований, который являлся не только основой для теоретических представлений, но и служил важным практическим источником, это результаты изучения различных аспектов жизнедеятельности национально-смешанных семей. Особый интерес для настоящего исследования представляли работы отечественных авторов [ Ганцкая О. А. , Терентьева Л. Е , 1965, 1968, 1973, 1974; Гриценко R R 1987, 1989; Его-

- IS -ян E. , 1977; Рихтер К , 1985, 1983; Сусоколов А. А. , 1977, 1985, 1987, 1992; Толстова JL С. , 19851, а также использовеї-лись зарубежные исследования ЕЛиберзон Ст., Уотерс М.,1986; Bagley Oh. , Young L. , 1980; Benson S. , 1981; Gist N. , Wright D. , 1973; Kannan C. , 1972; Tizard B. , Phoenix A. , 1989; Wilson A. , 1973].

Работа основана на результатах комплексного этносоциоло-гического исследования с этнопсихологической направленностью, проходившего в 1991 году в г. Москве. На этапе пилотажного исследования осуществлялась работа с материалами архивов загсов, адресных столов, различными статистическими справочниками. На втором этапе основным инструментом эмпирического исследования являлось программированное этносоциоло-гическое интервьюирование. Сочетание взаимодополняющих методов и методик обеспечило комплексный характер исследования и позволило получить данные как в содержательной, так и количественной форме.

Объектом исследования были подростки-старшеклассники (9-11 классов) четырёх средних школ фрунзенского и Севастопольского районов города Москвы: 80 из них являлись потомками от национально-смешанных браков (экспериментальная группа); 130 респондентов были выходцами из однонациональных семей (контрольная группа). В качестве основы многоступенчатой выборки, формировавшейся в конечном счёте по принципу случайного отбора, на первых ступенях был использован территориальный принцип. При выборе районов г. Москвы учитывалось их географическое размещение, а также социально-культурные показатели населения.

Необходимо отметить некоторую ограниченность выбранного

- 19 -объекта исследования, который представлял собой подростков из семей различного национального состава. Но это в определённой степени обусловлено общей направленностью работы, где не стояло задачи исследования этнической идентичности в условиях одного конкретного типа национально-смешанных семей. Принимая во внимание специфику различного культурного типа этих семей, включённую на этапе анализа дбшных как специфический параметр (признак дистантности культур, составляющих основу брака), акцент настоящего исследования сделан на эт- ( но-социальные и социально-психологичесие механизмы формиро- 1 вания этнической идентичности. Национально-смешанные семьи рассматривались как определённый контекст, условия, помогающие наиболее отчётливо продемонстрировать её содержание и механизмы.

Поскольку одним из брачных партнёров в этих семьях были представители восточнославянских народов, а по данным статистики лишь 2-3 семьи из 100 межнациональных не включают представителей восточнославянских народов [Сусоколов А. А. , 1992, в кн.: "Русские:..." с. 1933, то можно говорить о высокой репрезентативности представленной выборки и о возможности экстраполяции результатов исследования на более широкий круг национально-смешанных семей.

При создании комбинированной методики исследования учитывался комплекс вопросов, связанных с проблемами формирования и функционарования этнической идентичности. Среди них \ важным являлось определение того, когда впервые появляется, развивается и в каком возрасте окончательно формируется лич-ностная этническая идентичность. Здесь мы придерживаемся : дискутируемой в большинстве работ по пороблемам этнической

идентичности (национального самосознания) точки зрения, что формировние этнической идентичности относительно длительный процесс, который берёт начало в раннем возрасте [Снежкова И. А. , 1982; Левкович В. И , Пайкова Н. Г, , 1973; Brenton R. , 90] и продолжает своё оформление в более поздней рефлексии этнического своеобразия в сознании и поведении [Терентьева Л. Е , 1969; Ганцкая 0. JL , 19733. Поскольку исследование направлено на изучение механизмов и содержания уже сформировавшейся этнической идентичности, опрос проводился среди старшеклассников (возраст 15-18 лет). Сами же вопросы были ориентированы на временной континуум от первого осознания себя представителем определённой этнической общности до системы представлений о собственной этнической идентичности. Дополнительно рассматривалась система установок на этнические контакты, допускающая в определенной степени проецирование этнического поведение.

Условием опроса было только добровольное согласие участвовать в исследовании и гарантия анонимности ответов.

Содержательно анкету формализованного интервью можно разделить на два блока: первый представляет собой комплекс эт-нодемографических показателей (пол, возраст респондентов, миграционные показатели, социально-профессиональный статус родителей), совокупность вопросов, отражающих этносоциальные и этнокультурные факторы, детерминирующих этническую идентичность; второй же включает ряд вопросов, выделяющих влияние социально-психологических факторов. В эту вторую группу следует отнести несколько психологических методик, направленных на выявление когнитивной картины представлений об этнической идентичности и её эмоциональной оценки (модифициро-

- 94 - /1 .

*-* і

ванный тест Куна-ІЬкпартленда "Кто Я?"; адаптированный вариант шкалы культурной дистанции Вогардуса; адаптированная шкала этнической идентичности Розенталя-Гриневича; оригинальную биографическу методику; метод исследования этнических стереотипов; продуктивные вопросы и другие).

Кроме этого в анкете представлены так называемые "индикаторы этнический идентичности" - ключевые ситуации и параметры проявления идентичности - среди которых выделяются языковая сфера (родной язык, язык внутрисемейного общения и другие языковые показатели), друзья, родственники, представления об этнообъединяющих признаках, установки на межэтническое общение и другие.

Б анкету также включены вопросы, затрагивающие значи-

&ikj\-*±jj оіпЛчс'ыЛил UpuujicЫо-Lжігїлх ,ц-/іл pcUii^n^crno.us$$ хаиїжіая. -oniuu

pa той или иной этнической идентичности. Варьирование закрытых и открытых вопросов и техник помогало повысить заинтересованность респондентов в ходе опроса, снизить их утомляемость и получить максимально полные данные. Сочетание взаимодополняющих методов и методик обеспечило комплексный характер исследования и позволило получить данные как в содержательной, так и количественной форме.

Информация, собранная путем стандартизованного интервью (анкеты) и методом прямого наблюдения, была подготовлена и статистически обработана на ЭВМ (программа STATPAC). При обработке данных вычислялись простые (одномерные) распределения переменных, соответствующих отдельным вопросам анкеты, делался расчёт двумерных таблиц сопряженности. Обработка информации, полученной в биографическом тесте осуществлялась методом Контент-анализа.

_ OO _

#

Частично результаты обработки представлены в табличных распределениях, в другом же случае, для большей наглядности - в виде диаграмм.

Надежность, результатов настоящего исследования подтверждена тем, что данные в большинстве своём проявили устойчивость по сравнению с пилотажным исследованием.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Это первая работа на стыке этносоциологии и этнопсихологии, в которой личностные аспекты этнической идентичности стали предметом специального рассмотрения и изучения на материале подростков из смешанных семей. Это позволило актуализировать проблему этнической идентичности и рассмотреть в комплексе вопросов, связанных с механизмами ее формирования и функционирования.

  2. Впервые к рассмотрению круга проблем, связанных с вопросами этнической идентичности (этнического самосознания) на личностном уровне был применён комплексный подход.

  3. На основе рассмотрения теорий и методик изучения этнической идентичности, разработанных в социальной антропологии (этнологии), этносоциологии и этнопсихологии сформирован собственный исследовательский подход к изучению этнической идентичности. Он состоял главным образом в том, что были чётко разграничены понятия этнического самосознания, этнической идентификации и этнической идентичности. В этом состоит теоретическая значимость исследования. Автором сформулировано рабочее определение этнической идентичности, учиты-вющее её комплексную социально-культурную природу.

  4. В работе впервые в отечественной науке дискутируется употребление термина "этническая идентичность" при изучении

*

#

проблем этнического самосознания на личностном уровне.

  1. Б исследовании применены оригинальные социально-психологических методики (модифицированные или созданные самим автором.) наряду с методами, характерными для этносоциологии, что позволило помимо традиционно изучавшихся преимущественно поведенческих, регулятивных компонентов этнической идентичности, более тщательно подойти к рассмотрению когнитивных, эмоциональных и неосознаваемых аспектов этнической идентичности.

  2. В результате анализа различных факторов показано, что решающее воздействие на формирование личностной этнической идентичности оказывает совокупность социально-культурных и социально-психологических факторов.

  3. Впервые получены выводы, позволяющие судить как о месте и роли этнической идентичности в структуре индивидуального самосознания, так и о характерных особенностях содержания, проявлений и функционирования этнической идентичности в условиях национально-смешанных семей.

  4. На основании полученных данных выделены реальные типы этнического самоопределния в смешанных семьях в условиях поли-этничного столичного города в зависимости от содержания и направленности этнической идентичности.

Теоретическая значимость данной диссертационной работы заключается в том, что в ней предлагается один из возможных путей рассмотрения системного феномена этнической идентичос-ти - выделение её личностных аспектов, определения роли в системе индивидуального сознания, когнитивных и аффективных компонентов, а также общих механизмов формирования этнической идентичности.

Разработанная для целей настоящего исследования методика! может служить основой для сравнительного изучения личностной этнической идентичности в других регионах страны- ценность её определяется в достаточной универсальности: возможности исследовать не только потомков от национально-смешанных бра-кое различного этнического состава, но также потомков из однонациональных семей.

Практическая значимость настоящего исследования видится прежде всего в возможности использования полученных выводов в прогнозировании последствий, которые могут оказывать потомки из этнически-смешанных семей на процессы межэтнического общения и межэтнического взаимодействия. Положения диссертации могут быть учтены при регулировании межэтнических отношений в группах подросткового возраста.

Помимо этого, результаты могут представлять определённый интерес для консультационной работы в различных дошкольных и школьных учреждениях, семейно-психологических центрах и службах, занимающихся педагогической и коррекционной деятельностью. В работе с выходцами из этнически-смешанных семей и их окружением необходимо учитывать гибкую и вариативную картину их этнических представлений, которая бывает зачастую шире и богаче ригидных устремлений внешнего мира "вместить" их б рамки одной культуры, одной этнической группы.

Выводы диссертации могут быть также использованы в педагогической и научно-просветительской деятельности.

Этническая идентичность как предмет междисциплинарного исследования

"Идентичность" является одновременно и культурным клише, и центральным понятием большого числа концепций в социальных науках с начала 80-х годов. Всего лишь несколько десятилетий назад его редко можно было встретить в научном обиходе. Послевоенное мировое развитие (после окончания II мировой вой Щ ны) предопределило своеобразный исторический контекст теоре тических разработок вопросов идентичности и выделения проб щ лемы идентичности как одной из важных характеристик совре менного мира. Волны мигрантов, захлестнувшие Европу и Америку, пересмотр многих парадигм в социальных науках - таковы были черты того времени и состояния в социальных науках, когда Эрик Эриксон CErikson Е. , 1959, 1963, 19683 создал концепцию зго-идентичности (-ego-identity). Параллельно небольшая группа американских социологов, работавших в традициях прагматизма над вопросами раскрытия природы человеческих действий, адаптировала в своих работах термин, предложенный 3. Зриксоном в его укороченном варианте как "идентичность". Таковы истоки возникновения этого термина, получившего в последующие годы распространение в значительном ряде теоретических направлений как объяснительный принцип многих социальных и психологических явлений.

Преимущества термина и концепции идентичности видится некоторыми учеными Е возможности применения тонких, чувствительных методов анализа к являениям идеологического порядка, межгруппового, структурного уровня [Weigert А. , 1986, с. 23. Одно из его предназначений видится в возможности служить своеобразной универсальной концепцией, позволяющей анализировать явления разного порядка, вычлинять индивидуальное, личностное в групповом, социальном и наоборот, за индивидуальными проявлениями усматривать действия более общих зако-номертностей.

Одна из тенденций, наметившихся в последнее время в социальных науках - ослабление разделяющих их границ: достижения и открытия в одних дисциплинах влияют на развитие других; категории, термины и даже концепции, созданные в одних науках, берутся на вооружение другими. Другими словами, в настоящее время достаточно условно можно говорить о "чистых" подходах, особенно на теоретическом уровне. Границы между дисциплинами, изучающими этническую идентичность, достаточно спорны, и многие исследования ведутся с междисциплинарных позиций- Однако мы придерживались абстрактного, порой, разделения на дисциплинарные подходы для того, чтобы рассмотреть главный вопрос - описание основных направлений в изучении этнической идентичности в различных нуках и вычленения базовых представлений об этом феномене.

Хотя основные дебаты по проблемам этнической идентичности велись в рамках социологии и социальной психологии, невозможно игнорировать достижения, которых добилась в рассмотрении этого вопроса, особенно на эмпирическом уровне социальная антропология [Ком, 23.

Несмотря на широкое употребление в этой дисциплине понятия "этническая идентичность" достаточно трудно отделить его в этом контексте от других соотносимых концепций. Изучая самые различные аспекты и примеры существования и взаимодействия этнических групп, социальные антропологи используют концепцию этнической идентичности,ь большинстве случаев не раскрывая самого термина, и употребляют его в различных значениях, как, например,"чувство идентичности" (практически в психологическом его варианте), рождающееся в процессе взаимодействия членов этнической группы и осознания ими их группового единства CFr. & J.Woods. Ї972, с. 533, или же как проявление и выражение этничности CFr. Barth, 19593. Но наиболее часто можно встретить трактовку этнической идентичности как синонима этничности, включающий в себя все компоненты принадлежности к определённой этнической группе. ОПИСЫЕЗЛ конкретные примеры существования этнических групп, антропологи в несколько последних десятилетий практически обязательно включают в свой лексикон термин идентичность: канадская идентичность, мексиканская, итальянская, французская . часто это всего лишь синонимы для канадцев, мексиканцеБ, итальянцев, французов.

Одно из очевидных преимуществ социально-антропологического подхода, которое необходимо подчеркнуть, его исторический, культурный и региональный фокус. Функции.и проявления этничности, соответственно, идентичности тщательно рассматриваются в неотрывной связи с определённым культурно-историческим контекстом. В социальной антропологии этническая идентичность не является самостоятельной концепцией и рассматривается в контексте других проблем, что детерминировано специфической задачей социальных антропологов. Их интерес сосредоточен на этнической группе как таковой, её происхождении и развитии, соотношении различных этнических категорий и факторов, поддерживающих её существование или приводящих к умиранию/угасанию [Epstein А. , 1978, с. XI-XII3. Включая в свои исследования понятие "идентичность" социальные антропологи тем самым вводят в круг изучения новые вопросы, связанные, с одной стороны, с социально-психологическими процесами, а, с другой стороны, позволяющими соотносить проявления этничности с более общими социальными явлениями.

Наиболее принятая в социально-антропологическом подходе трактовка этнической идентичности идет вслед за Глазером Е [в Giles Н. , 1977, с. 2533 как одного из способов описания религиозной, расовой, лингвистической принадлежности как на индивидуально-личностном, так и на групповом уровне.

Основные черты жизнедеятельности национально-смешанных семей

Проблема этнической идентичности выходцев из национально-смешанных семей тесно переплетается и, в значительной мере, обуславливается особенностями существования самих этих семей. Чтобы понять, каким образом эта специфика влияет на формирование этнической идентичности в. национально-смешанных семьях, важно определить основные черты жизнедеятельности этих семей.

Изучение смешанных семей - относительно новое научное направление. Устойчивый интерес ученых различных областей знания (историков, демографов, этнографов, социальных антропологов, социологов, философов, психологов) обусловлен рядом причин.

Одной из причин является, в какой-то степени, рост их абсолютной и относительной численности (особенно значительной в послевоенные годы), зарегистрированный как у нас в стране, так и за рубежом и вызванный миграцией, урбанизацией, ростом межэтнических контсіктов и увеличением роли в повседневной жизни средств массовой информации.

В нашей стране численность и доля национально-смешанных семей возрастали от 5,2 млн. семей (практически каждая десятая семья) в 1959 г. до 12,8 млн. (17,5%) в 1989 г. , увеличиваясь как в среде городского населения с 3,7 до 10 млн. в период с 1959 г. по 1989 г. (с 15 до 0% от общего числа городских семей), так и на селе - с 1,5 до 2,8 млн. (соответственно 5,8 и 11,9% общего числа сельских семей в стране [См. Таблицу 1.1]

Среди факторов, воздействующих на динамику и формирование смешанных семей, выделяются зтнополитическая ситуация, миграционная подвижность, ослабление внутриэтнических связей и уменьшение социального контроля за подбором брачного партнёра, отражающееся в изменении социально-профессионального и возрастного состава врачующихся.

Тенденции увеличения числа смешанных браков зарегистри рованы и за рубежом. Так в исследовании К. Кзннана Г Kannan, С., 1972, с. 1833 подтверждена тенденция возрастания частоты заключения таких браков в Великобритании (с 1-го в 0-30 годы до 37 в 66-70 годах). Также, вслед за А. Гордоном (A.Gordon) [там же, с. 1823, сделан определённый прогноз, что изменения в образовательном, экономическом и миграционном статусе, связанные с трансформацией стиля жизни в целом, уменьшением количества верующих и ослаблением семейных связей, повлекут за собой увеличение всех форм смешанных браков: межэтнических, межрасовых, межрелигиозных.

Б этой связи важным является вопрос о воздействии последствий смешанных браков на этнические процессы. С одной стороны, сами межэтнические браки являются следствием межэтнического взаимодействия. С другой же стороны, эти браки влияют на этнокультурные характеристики самих взаимодействующих этносов.

При таком подходе, так сказать "снаружи", национально-смешанные семьи рассматривается в более широком контексте, определяется их место в сложном взаимодействии социальных процессов. Они исследуются здесь как "социальный институт" [Сусоколов А. А. , 1987, с. 113, параллельно анализируются основные тенденции в межэтническом взаимодействии, миграционные, демографические процессы, изменения в развитии семейных отношений.

В национально-смешанных семьях "как в капле воды" отражены процессы этносоциального и этнодемографического развития. Их изучение "позволяет, порой, лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия" [там же, с. 113. Это как естественный эксперимент, который нам подарила этносоциальная действительность. Их можно рассматривать как микромодель (по сравнению с глобальностью этнических процессов) этнического взаимодействия, на которой возможно демонстрировать и анализировать проблемы развития, последствий и, в какой-то мере, даже сущности межэтнических контактов. Принимая во внимание, что здесь эти процессы идут не только в другом масштабе, но и при значительном влиянии, так называемого, психологического фактора: ведь в брак всту-Псіют не столько представители этнической группы, сколько реальные, живые люди.

Несмотря на многообразие прявлений картины возможных комбинаций в национально-смешанных семьях [Комм. 13, завися-шей от того, какие этносы "всречаются" в браке, системы локальных этнических взаимодействий, общей этнической ситуации в месте проживания семьи, установок на брак конкретных людей и других условий, от которых зависят нормы внутрисемейного общения - возможно выделить общие особенности, присущие таким семьям.

Рассмотрение этих особенностей важно прежде всего с точки зрения понимания специфики национально-смешанных семей в сравнении с однонациональными и их место в более широком круге проблем этнического развития. Б контексте настоящего исследования выделение специфических черт жизнедеятельности национально-смешанных семей преследует более конкретную цель: определения влияния этих особенностей на формирование этнической идентичности нового поколения в таких семьях.

Среди отличительных характеристик смешанных семей в первую очередь следует отметить, что этнически-смешанные семьи находятся, образно выражаясь, как бы на перекрестке культур: здесь происходит наиболее тесное взаимодействие этнических культур. Межэтнические семьи представляют собой своеобразный "полигон", где не только проверяются чувства любящих, но и скрещиваются на практике различные :ультуры, традиции. "Исход" этого взаимодействия может быть самого различного характера: от полного подавления одной культуры другой и, со-ответветственно, ассимиляции одной из контактирующих культур, до противоположной картины - параллельного существование, поддержания и продолжения культурных особенностей обеих этнических групп.

Особенно интенсивному взаимодействию и восприятию подвергаются те элементы культуры, которые играют значительную роль в повседневном общении: нормы поведения, свойственные различным этническим группам, присущие им обряды, язык. Причем эти нормы внутрисемейного общения, являющиеся отражением этнической специфики более широкого масштаба и существующие в одной этнической группе, претерпевают определенные изменения под воздействием традиций, пришедших из другой этнокультурной среды. Таким образом происходит своего рода адаптация, взаимопроникновение элементов взаимодействующих культур, которое отражается на изменении всей структуры семейных норм.

Проблемы этнической идентичности личности в национально-смешанных семьях

Вопросам изучения этнического самосознания (идентичности) потомков из этнически-смешанных семей был посвящен ряд работ как в отечественной науке [Ганцкая О. А. ,Терентьева Л. Е ,1965, 1973; Терентьева JL Н. , 1969, 1974; Рихтер К В. , 1985, 1988; Егоян R , 19793, так и в зарубежных исследованиях СЛиберзон Ст. , Уотерс М. , 1986; Tizard В. , Phoenix А. , 1989; Benson S. , 1981; Wilson А., 1987; Bagley Ch. , Young L , 1980]. В них рассматривались не только проблемы этнокультурной детерминации этнического самосознания среди потомков от смешанных браков, но и специфика самого этнического самосознания в этих условиях. Особую категорию вопросов представляют возможные последствия, которые могут оказать когорты потомков на этнические процессы в историческом масштабе в зависимости от типа их этнического самосознания.

Определёнными ограничениями в этих исследованиях выступало то, что изучалось не столько само этническое самосознание, сколько его фиксация в различных официальных документах (так источниками анализа в отечественных исследованиях выступали так называемая Форма N 1 в паспортных столах, где регистрируется национальная принадлежность при получении паспорта; материалы Всесоюзных переписей и некоторые другие статистические источники). Тем самым исключался значительный срез индивидуальных представлений о собственной этнической принадлежности - этническое самоосознание. Другой стороной изучения этнической идентичности, не попадавшим в. поле зрения исследователей, являются вопросы воспирятия и корректировки этих этнических представлений ближайшим этническим окружением: изменяются ли они при определённых условиях или всегда остаются достаточно стабильными? влияют ли на них то, как их воспринимает непосредственное этническое окружение?

Хотелось бы отметить, что проблема этнической идентичности потомков в национально-смешанных семьях представляет собой не только выбор между этническими общностями родителей, но подвержена значительном;/" влиянию общей этнической ситуации в месте проживания семьи, этнических кругах общения этих людей. Так в работах JL Е Терентьевой С Терентьева JL Е , 1974, с. 7-83 было обнаружено то обстоятельство, что у известной (правда, небольшой) части молодёжи нередко формируется представление о своей принадлежности к некоей третьей национальности, не совпадающей с национальностью отца или матери, но относящейся к тому этническому большинству, в среде которого живёт данная семья. Аналогичные явления были обнаружены в зарубежных исследованиях. Английскими ученым было выявлено, что уроженцы межрасовых браков (чёрного и белого населения) в Великобритании-зачастую оценивают себя как имеющих этническую идентичность, отличную как от белой так й чернокожей этнических групп [Tizard В. & Phoenix А. , 1989, с. 427]. Историческим является тот факт, что потомки от подобных браков могут образовывать даже новые гибридные группы: примером этого является метисное население в Южной Африке или евроазиатские потомки бело-азиатских семей в бывших азиатских колониях ГЛиберзон Ст. , Уотерс М. , 1986, с. 903.

Поэтому при всех ограничениях своеобразная система ориентаций и возможных предпочтений в вопросе становления этнического самосознания в условиях межэтнических браках должна учитывать, по крайней мере три компонента выбора: - этническую принадлежность матери; - этническую принадлежность отца; - этническую группу, преобладающую в кругу непосредственного общения ребёнка (во дворе, школе, населённом пункте, Б настоящей работе рассмотрение влияния последнего фактора будет идти в несколько ограниченном варианте и акцент будет сосредоточен на изучении первых двух. Изучение воздействия непосредственых кругов этнического общения детей из межэтнических семей на их этническое самосознание выделяется как важная перспектива в проблематике этнического самоопределения в смешанных семьях, требующая привлечения методов р наблюдения, глубинного интервьюирования, детального исследования самой среды этнического взаимодействия. Исследование этнической идентичности в смешанных семьях может идти с двух принципиально различающихся позиций: первая - исследование идентичности через опенку факторов её порождающих , или же другая - рассмотрение собственно итога (результата) этого процесса уподобления этнической группе и принятия её норм и ценностей. Б настоящем исследовании мы попытались соединить обе эти позиции: нас интересовали как л факторы, определяющие формирование этнической идентичности, так и индикаторы самой этой идентичности, отражающие её принятие как на осознанном, так и на безсознательном уровне и развёрнутые с точки зрения её различных компонентов и характеристик (самоидентификации и номинальной этнической идеитичности, ситуативной и множественной идентичности и других). Б дополнение анализу подвергалась помимо когнитвной и аффективно-эмоциональная сфера: отношение к этнической принадлежности как к таковой, установки на потенциальные этнические контакты, исходя из тезиса, что поступки являются отражением и регуляторами сознания.

Элементы этнической идентичности в структуре самосоанания личности

Рассмотренные выше положения теоретического характера явились отправными пунктами в эмпирическом исследовании проблем этнической идентичности в биэтнических семьях. Изучение её велось с позиций комплексного междисциплинарного подхода, ориентированного на личностный аспект этнической идентичности, а именно, как CEIM человек воспринимает, анализирует, проявляет свои этнические связи и собственную этническую принадлежность. Поскольку объектом исследования были подростки-старшеклассники (возрастные границы 15-18 лет), то, согласно общепринятой точке зрения Е Левкович В. П. , Ланкова Н. Г. , 1973; Снежкова И. А. , 198], можно говорить об оформленностй и зрелости их этнического самосознания. Безусловно, его становление не ограничивается подростковым возрастом, и личностное этническое самосознание продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Но уже к окончанию школы формируются основные его компоненты и закладываются важнейшие элементы его структуры.

В связи с этим, нас главным образом интересовал определённый итог развития самосознания к этому возрасту - этническая идентичность. Но в то же время эту результанту развития можно понять лишь принимая во внимание сам процесс его становления, учитывая ключевые моменты в его формировании. Поэтому в работе анализировались как факторы, определяющие личностную этническую идентичность, так и её характерные особенности.

Одной из важных характеристик этнической идентичности личности является её "встроенность" в структуру индивидуального сознания в целом. Для изучения этого процесса использована модифицированная социально-психологическая микро-методика "Кто Я?", которая не только вводила респондентов в атмосферу опроса, но являлась инструментом для выявления качественной структуры и иерархичности сознания. Основная задача включения в анкету этого вопроса - возможность с его помощью дать моментальный (что в значительной мере означает присущий на момент опроса, но достаточно показательный для определения основных тенденций) срез комплексной структуры социальных» идентичности, в которой этническая идентичность занимает определённое, хотя и не строго фиксированное место.

Удивительным на первый взгляд результатом было то, что среди ответивших на этот вопрос (а таких было соответственно 85 и 86-% респондентов из смешанных и однонациональных семей) большее число ответов с этнически приоритетной идентичностью было среди потомков от гомогенных, а не биэтничееких семей (38,5% и 28,7%). На первые пять позиций среди возможных десяти, по которым себя идентифицировали подростки, этнические ответы выходцы из однонациональных семей поставили 32% ,а 28% - выходцы из смешанных семей.

Этот факт, казалось бы, противоречит предположению о том, что этническая идентичность является значимой проблемой для уроженцев этнически-смешанных семей, то есть предположительно этнические ориентации должны более часто появляться в Хотя определённо, роль религиозного фактора в условиях смешанных семей остаётся немаловажной, как показали зарубежные исследования [August in В. , 1989, с. 131; Cowan R. , Per el Е. , 1992, с. 59-64].

Что же касается непосредственного отнесения себя к определённой этнической группе (русский, еврей и другие), то в соответствии с гипотезой, гораздо труднее такое соотнесение провести потомкам от национально-смешанных браков. Появление этой категории ответов у выходцев из межэтнических семей (20,1 Ю свидетельствует, что часть из них способна сформировать однозначное представление о своей этнической принадлежности, выбрать одну этническую группу как референтную, Количество ответов "Я русский" (13,81) среди них показывает важность влиянияфактора доминирующей этнической среды как на уровне непосредственного межэтнического общения, так и в месте проживания семьи в целом (доминирование русского этноса и по численности и по культурному влиянию в Москве).

Меньшее число этнических ответов среди потомков от бизт-нических браков может быть в какой-то мере обусловлено сложностью для них однозначного этнического определения, невозможностью ориентироваться лишь на одну этническую группу. Кроме того, может являться показателем того, что часть этих этнических представлений находится на подсознательном уровне, и выявить их в ситуации опроса возможно лишь с помощью специальных техник, в частности прожективных вопросов, черты.

Одним из таких вопросов является следующий вопрос: "Представьте себе, что Вы, например, поехали в США, Вас спрашивают: "Кто Вы и откуда?" Одни на такой вопрос отвеча винист. Но, что следует отметить, они встречались лишь в ответах подростков из однонациональных семей, раскрывая направленность этнических ориентации.

Все вместе эти ориентации ясно показывают комплексный характер этнической идентичности: они выступают не только компонентами представлений респондентов об их идентичности, но по сути дела являются этническими ориентациями (или суби-дентичностями) разного порядка. "Гражданин СССР" безусловно представляет собой ориентацию более широкого порядка, чем ответы "москвич", указывающие на этническую ориентированность локально-территорального характера. Такие определения как "любитель истории", "патриот", "шовинист", "православный", "монархист" указывают на содержательные моменты этнической идентичности: в каких терминах и категориях это этническое существует в сознании индивидов. Важно при этом отметить, что последние определения, за исключением "любитель истории" встречались лишь в ответах подростков из национально-смешанных семей.

Похожие диссертации на Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей