Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Кузнецова Анна Борисовна

Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей
<
Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Анна Борисовна. Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей : последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Москва, 2005 196 с. РГБ ОД, 61:06-7/57

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Депортация и период ссылки чеченцев и ингушей в 1944-1957 гг. и значение этих факторов для последующего этнополитического развития чеченцев и ингушей С. 34.

1. Историография проблемы депортаций и реабилитации депортированных народов С. 34.

2. Депортация и депортированные народы С. 41.

3. Депортация чеченцев и ингушей и ее последствия...С. 50.

Глава II. Реабилитация чеченцев и ингушей: политические аспекты С. 69.

1. Периодизация и политические уровни реабилитации вайнахов С. 71.

2. Администратинво-территориалъное восстановление ЧИАССР С. 82.

3. Экономические мероприятия союзного центра по восстановлению ЧИАССР С. 89.

3. Политика союзного центра в области культурной реабилитации вайнахов С. 103.

Глава III. Этнополитические процессы в ЧИАССР в 1957-1990 гг С. 114.

1. Этнодемографические процессы С. 114.

2. Этносоциальные процессы С. 121.

3. Этнокультурные процессы С. 135.

4. Процессы в области межнациональных отношений. С. 151.

Заключение С. 169.

Список использованной литературы С. 178.

Приложение

Введение к работе

Анализ этнополитических процессов в ряде регионов бывшего СССР представляет сегодня не только научный, но и практический интерес Это связано с тем, что многие этнополитические и этнокультурные процессы, наблюдаемые сейчас в национальных субъектах Российской Федерации, берут свое начало в советском периоде нашей истории. Поэтому их необходимо анализировать в более широких хронологических рамках, чтобы понять предпосылки этих процессов в прошлом, иметь возможность судить об их сущности и о степени их завершенности.

Анализ этнополитических процессов, происходивших в 1957-1990 г. в Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республике, при детальном рассмотрении, позволяет увидеть широкую историческую картину и частично сопоставить ее с современной ситуацией на Северном Кавказе.

/. Актуальность темы.

Актуальность темы исследования определяется не только сегодняшним кризисом на Северном Кавказе, но и общим положением в Российской Федерации, которое требует детального изучения взаимоотношений Центра и регионов. Исследование вышеназванных этнополитических процессов важно как изучение причин возникающих конфликтных ситуаций. Проблемы адаптации и реабилитации народов, подвергшихся репрессиям, в том числе массовым депортациям, представляют особый интерес в связи с проблемой массовых миграций, положения беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе и по возвращении их на прежнее место жительства.

Кроме того, работа актуальна анализом связи государственной политики ф СССР в Чечено-Ингушской АССР с ситуацией внутри ЧИАССР и влияния • последней на формирование этнополитических процессов в республике в исследуемый период

Политика советского государства в Чечено-Ингушетии в 1957-1990 гг преследовала цели выравнивания ситуации в национальных авюномиях, построения эффективной экономики и оптмизации межнациональных отношений. Однако, незнание или игнорирование этнокультурных традиций народов привели в некоторых областях к противоположным результатам -консервации традиционного образа жизни чеченцев и ингушей, направлению этнических процессов между чеченцами и ингушами в сторону размежевания. Последнее привело в конечном итоге к разделению республики. В настоящее время, когда снова идет речь о возможном объединении Чечни и Ингушетии, необходимо учитывать этот опыт самым серьезным образом.

tw В социальной и демографической сферах произошло прямо спровоцированное политикой союзного центра закрепление коренного населения в сельских районах и на сельскохозяйственном производстве, и, как следствие, затормаживание социальной мобильности чеченского и ингушского населения и развития социально-профессиональной структуры общества.

В последующие годы (1990-е) диспропорция между сельским и городским населением Чечено-Ингушетии, а впоследствии Чечни и Ингушетии как отдельных республик, после массового оттока русскоязычного населения, привела к стагнации промышленного производства в республике, лишенного квалифицированных рабочих и специалистов, дестабилизации экономики и массовому обнищанию населения, что положило начало развитию сепаратистских настроении, умело использованных представителями новой и ф старой политической элиты Чечено-Ингушетии.

Опыт Чечено-Ингушетии в вопросах взаимодействия государственной политики и внутренних этнических процессов мог бы послужить в дальнейшем основной для теоретического и практического осмысления подобных процессов в настоящем и будущем.

Чеченцы (нахчой) и ингуши (галга) — народы нахско-дагестанской языковой группы. Являются автохтонами Северного Кавказа. Употребляется таюке термин «вайнахи» для совокупного обозначения чеченцев и ингушей.

В настоящее время Чеченская Республика и Республика Ингушетия представляют собой два самостоятельных субъекта Российской Федерации. Чеченская и ингушская государственность впервые обрела свое воплощение после Октябрьской революции, и, пройдя ряд многочисленных изменений, в 1934 году была преобразована в Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (ЧИАССР) в составе РСФСР.

/ф„ В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а все чеченцы и ингуши депортированы в Казахскую и Киргизскую ССР (а таюке частично в Таджикскую и Узбекскую ССР) по огульному обвинению в «измене родине» во время Великой Отечественной войны.

т

В 1957 г. ЧИАССР была восстановлена, а чеченцы и ингуши вернулись на Северный Кавказ. Во время репрессий (депортации и ссылки) чеченский и ингушский народы понесли значительные потери: людские, материальные и культурные.

Их возвращение и продолжение жизни на прежнем месте превратилось в долгий, осложненный многими проблемами процесс.

В первые годы процесс реабилитации осложняло перенаселение республики, отсутствие жилья, безработица; в последующие - обострение межнациональных отношений из-за нерешенных социальных и территориальных проблем. Все это было прямым следствием политики союзного центра по отношению к вайнахам — депортации, расчленения и заселения территории ЧИАССР, территориальных перестановок.

Исследования их недавней истории (депортация, возвращение, процесс реабилитации), существования чеченцев и ингушей в рамках единой автономной республики, развития вайнахов в советский период (как до депортации, так и после), помогают понять современные поблемы и противоречия в отношениях федеральных властей с этими народами Северного Кавказа.

Знание особенностей формирования чеченского и ингушского этносов в советский период, политики государственных органов власти в ЧИАССР важно для выработки современной национальной политики России на Северном Кавказе в целом и в отношении Чечни и Ингушетии, в частности.

2. Цель и задачи исследования

Целью данной работы является комплексный анализ этнополитических процессов в ЧИАССР в период 1957-1990 годов.

Доминантой этих процессов является реабилитация чеченцев и ингушей как репрессированных народов после их возвращения из ссылки в 1957 г., и восстановление нормальных условий жизни коренного населения в республике.

Это включает в себя не только анализ политической реабилитации, но и проявления этих процессов в различных сферах жизни народов -экономической, идеологической, культурной, в области межнациональных отношений Для достижения этой цели важными являются изучение особенностей влияния фактора насильственной депортации на ход и характер их последующей реабилитации; восстановление общей картины адаптации ваинахов к резко изменившимся условиям жизни во вновь восстановленной республике и выявление закономерностей этого процесса.

Анализ влияния политики государства на процессы реабилитации ваинахов важен для восстановления картины взаимодействия государства и этноса в ходе всех этнополитических процессов исследуемого периода. Это относится к восстановлению хозяйственной деятельности чеченцев и ингушей по возвращении на Кавказ, их интеграции в экономику Чечено-Ингушской АССР, развитию социально-политической структуры вайнахского общества.

Процессы этнической интеграции связаны с межнациональными отношениям ваинахов с иноэтничным населением внутри республики и с соседями по Северокавказскому региону, а также с общей интеграцией чеченцев и ингушей в СССР после возвращения из ссылки. Основной задачей здесь является выявление причин возникновения межнациональных конфликтов в данном регионе.

Одной из основных задач исследования является также анализ экономической и культурной модернизации в жизни чеченцев и ингушей, состояния их этнической самоидентификации, состояния социально-профессиональной структуры общества и динамики ее изменения, деятельности и эффективности традиционных этнических структур у чеченцев и • ф • ингушей Анализ межэтнических отношений в республике и в

Северокавказском регионе является особенно важным, в силу того, что процесс реабилитации чеченцев и ингушей не был полностью завершен именно в этом аспекте.

Влияние политики государства на развитие межэтнических отношений в республике является той призмой, через которую рассматриваются проблемы депортации и реабилитации.

События сегодняшнего дня также тесно связаны с процессами и итогами реабилитации чеченцев и ингушей и дальнейшим развитием чеченского и ингушского Э1 носов.

В работе дана общая периодизация процесса реабилитации, основой для которой стала также политика союзного центра по отношению к коренному населению ЧЗІАССР.

Задачи исследования состоят также в том, чтобы установить связь различных факторов — политической ситуации в СССР и ЧИАССР, состояния межнациональных отношений в республике и отношений с соседними народами, экономического и культурного развития - с процессом реабилитации чеченцев и ингушей, выявить закономерности возникновения межнациональных конфликтов в данном регионе и зависимость их появления от вышеназванных факторов, проследить процесс развития чеченского и ингушского этносов в государственном отношении, то есть провести комплексное исследование этнополитических процессов в Чечено-Ингушской автономии на протяжении периода 1957-1990 гг.

Комплексность этого исследования состоит в определнии характера влияния политических, экономических и социальных процессов на этнические процессы в Чечено-Ингушетии и этнокультурное развитие народов, населяющих республику.

Прикладными задачами можно назвать выявление связи событий 1957-1990 годов с современным положением в Чечне и Ингушетии, что имеет методологическое значение для прогнозирования возникновения конфликтных ситуаций на данной территории В этом помогает изучение причин возникновения мелких и крупных конфликтов на мелшациональной почве а ЧИАССР в исследуемый период Практическое значение имеет также и изучение опыта государственного регулирования, в частности жилищной проблемы и проблемы занятости в условиях притока вынужденных переселенцев

Методологическое значение для этнополитических исследований имеет изучение сопоставления устремлений этноса и государства в таких процессах как миграция, адаптация и реабилитация, а также роли государства и этноса в процессе политической реабилитации последнего.

3. Хронологические рамки работы.

Хронологические рамки настоящего исследовани определены периодом 1957-1990 гг, с момента восстановления Чечено-Ингушской автономии в 1957 г по 1990 г включительно В 1991 году было заявлено о суверенитете Чечни и выходе ее из состава ЧИАССР, а в 1992 г. - образована Республика Ингушетия в составе Российской Федерации Единая Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование Таким образом, период с 1957 по 1990 гг является законченным периодом существования ЧИАССР, прерванного депортацией чеченцев и ингушей и ликвидацией республики, от восстановления до фактического распада автономии.

Данный отрезок времени включает в себя исторически законченный процесс - до начала становления чеченской и ингушской государственности отдельно друг от друга Это позволяет судить о законченности или незаконченности процессов реабилиатции чеченского и ингушского народов, и других этнополитических процессов у этих народов в рамках единой автономной республики.

Данные хронологические рамки также ограничивают исследование так называемым «соведским» периодом и не позволяют смешивадь изучаемые процессы с принципиально иными по происхождению и характеру этнотюлитическими процессами в современной России. Этот отрезок времени в истории Чечено-Ингушской АССР молено также условно назвать «воссіановшельньїм периодом», так как последующие дееяіилеіия уже не несут на себе черт процессов этнополитической, этносоциальной и этнокультурной реконструкции, относящейся к ликвидации последствий депортации 1944 г Исключением являются только осетино-ингушские отношения, развитие которых до сих пор напрямую обусловлено последствиями депортации.

Процесс реабилитации чеченцев и ингушей хронологически подразделяется на три периода, соответствующих разному по характеру влиянию государственной политики на ситуацию в Чечено-Ингушской АССР и разному характеру развития этнополитических процессов в республике - 1957-1973; 1973-1981, 1981-1990 гг В эти периоды выделяется не только политическая (хотя она наиболее значима и выражена), но также экономическая, социальная и культурная ситуации в республике.

4. Новизна темы и подхода

Вопрос о реабилитации чеченцев и ингушей во всех аспектах их жизнедеятельности, включая этнополитические процессы в ЧИАССР с 1957 по 1990 гг. в отечественой науке ранее не поднимался в достаточно полном объеме В настоящее время не существует обобщающей работы по этнополитической истории восстановления чечено-ингушской автономии, анализу межнациональных отношений в рамках ЧИАССР в 1957-1990 гг, политических, социальных, культурных проблем и конфликтов, возникавших в республике в исследуемый период.

Новым в работе является анализ влияния последствий депортации на межнациональные отношения в условиях вынужденного совместного проживания нескольких народов, при доминировании в социальной сфере проблем перенаселения и безработицы Новым является таюке рассмотрение реконструктивного периода в ЧИАССР в широком контексте этнополитических процессов и особенно влияния государственной политики на этнические процессы в регионе

Проблемы причин и ход депортации 1944 года, широко освещены в многочисленных работах за последние пятнадцать лет На тему развития экономики, культуры, образования и межнациональных отношений в Чечено-Ингушской АССР за период с 1957 по 1970-е гг написано несколько диссертаций и монографий Было уделено таюке немалое внимание проблемам некоторых аспектов материальной и духовной культуры чеченцев и ингушей в исследуемый период, а также религиозному вопросу в республике.

Меньше внимания уделялось этнополитической ситуации в республике после ее восстановления и развития ее в течение исследуемых тридцати лет, проблеме самого факта возвращения чеченцев и ингушей (а таюке других депортированных народов) обратно на Северный Кавказ и такому специфическому аспекту как приспособление их к новой межэтнической ситуации в регионе.

Все процессы, протекавшие в ЧИАССР с 1957 по 1990 годы изучались в основном в фактическом, описательном плане, так как политическая ситуация в СССР не позволяла делать некоторых выводов, например, о процессах этнического размелсевания в республике, роста религиозности коренного населения, низком образовательном уровне чеченцев и ингушей, стагнации их социально-профессиональной структуры

Особенностью данного исследования является таюке рассмотрение событий 1957-1990-х гг как непрерывного процесса с этнодемографической и этносоциальной точек зрения Это прежде всего касается вопросов воссіановления численносш чеченского и ингушского этносов после возвращения из Казахской и Киргизской ССР, размера чеченской и ингушской семьи и трансформации ее в процессах реабилитации Важным таюке является рассмотрение с этнополитической точки зрения развития социально-профессиональной структуры вайнахского общества

Процесс реабилитации в данном исследовании включает в себя не только государственные меры по реабилитации репрессированных народов и меры по территориальной реабилитации, но и процессы экономической, социальной, культурной и межэтнической реабилитации, как собственно «восстановления», от английского: ability (способность) - восстановления способностей, возможностей (в данном случае - возможностей дальнейшего развития).

Собственная оценка степени завершенности реабилитационных процессов вайнахами, причин успехов или же отставания на этом пути по разным отраслям жизни, оценка ими их насюящеі о положения, являеіся гакже важным и новым для полной характеристики этих процессов и выводов Реконструкция процесса реабилитации чеченцев и ингушей происходила в основном в полевых условиях, по результатам непосредственного опроса и последующей оценки этого процесса чеченцами и ингушами разных возрастов, разного социального и имущественного положения, уровней образования

Важным фактором, влияющим на результаты исследования, на поведение информаторов и их мнения, является также фактор расселения - у чеченцев горных и равнинных районов, у ингушей Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания и внутренних районов Ингушетии показания и оценки событий существенно разнятся, вплоть до совершенно противоположных Так, например, если ингуши из внутренних районов Ингушетии в большинстве своем считают реабилитацию полностью и успешно состоявшейся, их соплеменники из Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания ставят во главу угла вопрос о территориальной реабилитации, о необходимости возвращения населенных пунктов Пригородного района ингушам Ту же точку зрения занимают некоторые должностные лица в Республике Ингушетия, в то время как ингуши, не занимающие никаких постов, или не имеющие высшего образования относятся к проблеме

Пригородного района более спокойно и считают вполне нормальным совместное проживание там осетин и ингушей.

Ход реабилитации у чеченцев равнинных районов и г. Грозного выглядит более обостренным жилищной проблемой, выше степень межнациональной и социальной конфликтности, хотя большинство развивающих и отимизирующих национальные ошошения контактов также проходили в равнинных районах Чечни, в то время как в горных районах реабилитация проходила менее конфликтно, но более замкнуто в этнокультурном плане.

5. Теоретическое и практическое значение исследования.

Результаты и выводы данной работы могут иметь методологическое значение для развития теории этнополитических процессов и исследований этнических конфликтов на Северном Кавказе и в других регионах России, а также для иссследования процессов вынужденных миграций и последующей реабилитации этносов.

Анализ прохождения этносом ряда обязательных этапов в процессе реабилитаци может быть полезен для изучения подобных процессов у других репрессированных народов России. В настоящее время этот вопрос особенно актуален в практической плоскости в связи с проблемой миграций, беженцев и вынужденных переселенцев, а также адаптации и реабилитации мирного населения в условиях постконфликтной реконструкции в Чечне.

Для Ингушской республики практическое значение данного исследования состоит в том, что полная реабилитация в Ингушетии - фактически незаконченный процесс.

б. Источники.

Данная работа основана на полевом материале, собранном во время трех экспедиций в Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия-Алания в 2001-2002 гг, в ходе которых были произведены опросы чеченцев и ингушей по темам возвращения из ссылки, реабилитации и различных аспектов жизни в Чечено-Ингушской АССР вплоть до 1990 г Были проведены также опросы по ходу депортации и жизни на спецпоселении

На полевых исследованиях полностью основаны разделы о межнациональных отношениях в ЧИАССР, частично - об этнокультурных и этнодемографических процессах Полевые исследования проводились в Назрановском, Сунженском и Малгобекском районах Республики Ингушетия, а также в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания и г Владикавказе.

Опросные листы были подгтовлены отдельно для чеченцев и отдельно для ингушей с учетом их этнокультурной специфики и особенно их положения в настоящее время, а также исторических и политических различий их проживания в Чечено-Ингушской АССР.

Опросы ингушей не представляли особой трудности, ингуши легко шли на контакт, с интересом относились к вопросам, пускались в рассуждения о депортации, реабилитации и общей исторической судьбе ингушского народа Основной проблемой в разговорах с ингушами была их концентрация на проблеме Пригородного района и событий 1992 г Это в основном касалось тех, кто был вынужден уехать из Пригородного района СО АССР, имел там родственников или не был допущен туда с 1957 г по настоящее время, а также государственных служащих и лиц с высшим образованием. Опросы чеченцев производились в основном в лагерях беженцев, действовавших в 2001-2002 гг на территории Ингушетии - «Барт», «Танзилла», «Учхоз» в с Яндаре и др и частично среди чеченцев, проживавших в частном секторе в г Назрань, и селах Назрановского района РИ Единственным препятствием к успешному контакту с чеченцами было их настоящее положение и военные действия в Чечне, частно они практически не могли переключаться на другие темы Однако, при подробных разговорах, чеченцы давали развернутые и подробные ответы на вопросы, анализировали разные ситуации исследуемого периода и современности В 2001-2002 гг в лагерях беженцев в Ингушетии и в частном секторе было достаточно мало людей пожилого возараста, что осложняло опросы по темам депортации и реабилитации в первые годы после возвращения из ссылки Использовались также опросные листы, составленные для государственых служащих, работников МВД, бывших работников отходнических промыслов Данные обобщались по вопросам реабилитации, трудоустройства, жилищному вопросу, межнациональных отношений, а также по общим вопросам политического и культурного характера Благодаря опросам информаторов были выявлены сведения, которые невозможно было получить из архивных опубликованнных и неопубликованных источников, статистических сборников и переписей населения СССР В частности, тот факт, что положенную по закону беспроцентную ссуду на обзаведение жильем и хозяйством в 1957 г получили около 5% опрошенных удалось выявить исключительно благодаря беседам с информаторами Ценные сведения при полевых исследованиях были получены также о работе сезонных рабочих из Чечено-Ингушетии в 1970-1980-е гт (так называемых «отходников»), развитии в течение 1957-1990 гг семейных и бытовых отношений у чеченцев и ингушей, дискриминации чеченцев и ингушей при приеме на работу и в КПСС в первые годы после восстановления ЧИАССР Проблемы межнациональных отношений также яснее были видны из материалов полевых исследований, нежели из архивных или газетных материалов Разница в отношениях чеченцев и ингушей с русскими, осетинами, дагестанцами, грузинами и другими народами яснее всего высвечивалась в беседах с отдельными людьми, в то время как обобщающие данные по крупным межнациональным столкновениям в ЧИАССР - 1958, 1973 и 1981 гг помогали проанализировать политику союзного центра в данном вопросе Архивными источниками по проблеме депортации чеченцев и ингушей, их пребывания на спецпоселении и реабилитации в ЧИАССР являются материалы Государственного Архива Российской Федерации, фондов — Р-9401 (фонд НКВД-МВД СССР); Р-9479 (фонд Секретариата НКВД-МВД СССР) и Р-7523 (фонд Верховного Совета СССР)

Большой массив документов по теме депортации и реабилитации чеченцев и ингушей опубликован в специализированных сборниках. Репрессированные народы России, чеченцы и ингуши М., 1994, Депортации народов СССР (1930-1950 гг) М., 1992, Иосиф Сталин — Лаврентию Берия «их надо депортировать.. », М, 1992; Так это было. Национальные репрессии в СССР 1919-1952 гг. в 3-х томах. М , 1993 В этих сборниках самым подробным образом подобраны нормативные акты советского правительства по подготовке к депортации и выселению чеченцев и ингушей, материалы НКВД и МВД СССР о пребывании чеченцев и ингушей на спецпоселениии, цифры рождаемости и смертности, количество работавших чеченцев и ингушей во время ссылки в ведении разных наркоматов, что позволило проследить эволюцию социально-профессиональной структуры у чеченцев и ингушей уже в ссылке Сопоставление разных данных о численности выселенных чеченцев и ингушей из разных докуменшв позволяет задуматься над гем, чго количественные данные по вопросам депортации еще не до конца выяснены и требуют дальнейшей разработки

Важной составляющей массива источников по этнополитическим процессам в ЧИАССР в 1957-1990 г — этнодемографическим (данные о численности чеченцев и ингушей на протяжении исследуемого периода), этносоциальным (данные о соотношении городского и сельского населения в ЧИАССР, количеству рабочих, колхозников и служащих), этнокультурным процессам (данные о языковой ситуации в республике, количестве имеющих начальное, среднее и высшее образование) являются статистические сборники по Чечено-Ингушской АССР Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР. Грозный 1963; Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки, Грозный, 1986; Чечено-Ингушская АССР за 40 лет, Грозный, 1960, Народное хозяйство ЧИАССР за 1966-1970 гг Грозный, 1972; 60 лет Чечено-Ингушской АССР Грозный, 1982 , Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг) Грозный, 1985, Трудовые ресурсы Чечено-Ингушетии и их рациональное использование Грозный, 1976, а также материалы всех переписей населения СССР с 1959 по 1989 гг Особым сборником документов является опубликованный в 2004 г. в Республике Ингушетия сборник «Ингуши депортация, возвращение, реабилитация. 1944-2004 г » Магас, 2004 В нем более подробно, хотя и неполно собраны документы по политической и культурной реабилитации ингушского народа вплоть до 1981 г.

Большая подборка документов по культурной реабилитации чеченского и ингушского народов содержится в сборнике «Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-19 80 гг) Грозный, 1985

К сожалению, автору не удалось поработать с документами бывшего Госкомстата ЧИАССР, ввиду его частичной гибели во время войны в Чечне в 1994-1999 гг, в то время как материалы Госкомстата Республики Ингушетия содержат документы, начиная с 1992 г

Материалы республиканской и центральной прессы также являются важной составляющей источниковой базы по проблемам реабилитации чеченцев и ингушей В газетах «Грозненский Рабочий» и «Сердало» (Огонек) содержится значительное количество материалов по социально-экономическому положению в ЧИАССР в восстановительный период, некоторые данные по межнациональным отношениям, этнокультурным процессам, а также по политике союзного центра и властей Чечено-Ингушетии - материалы пленумов Чечено-Ингушского обкома КПСС, партийных конференций.

Материалы современной (за последние 10 лет) прессы интересны в основном полемикой по вопросам депортации и реабилитации чеченцев и ингушей, возникшей в связи с чеченским кризисом и осетино-ингушским конфликтом 1992 г

Автору были также предоставлены консультации сотрудниками Постоянного Представительства Республики Ингушетия при Президенте

Российской Федерации и сотрудниками Ингушского Государственного музея краеведения.

В целом, источниковая база по исследуемой теме чрезвычайно разнообразна и дает большие возможности для сравнения и проверки данных

Историография проблемы депортаций и реабилитации депортированных народов

Историография по проблеме депортаций народов на данный момент чрезвычайно обширна и включает в себя как крупные монографические работы, так и множество статей в сборниках, научных журналах и прессе Работ по проблемам реабилитации гораздо меньше (Народы России- проблемы депортации и реабилитации. Майкоп, 1997, Чеченцы-аккинцы Дагестана Махачкала, 1993, МНГубогло, С.Н Червонная Крымскотатарское национальное движение М, 1992) Так, в сборнике «Народы России: проблемы депортации и реабилитации» рассматриваются многие аспекты последствий депортаций разных народов - чеченцев и ингушей, карачаевцев, калмыков, немцев Большое внимание уделено демографическим проблемам депортированных народов, межнациональным отношениям, предлагаются разные варианты решения проблем бывших депортированных народов в насгояще время.

Большая разработанность темы депортаций позволяет опираться на гораздо более разнообразный историографический материал, сравнивать разные оценки происходивших событий, иногда диаметрально противоположных, особенно в части, касающейся причин депортаций народов

Так, например, в своей работе Н Ф Бугай (Бугай Н Ф, Гонов А М. Кавказ народы в эшелонах М ,1998) отмечает как причины депортаций необходимость «стабилизации» обстановки в регионе, действительное сотрудничество части населения с оккупационными властями или помощь вражеской армии, дезертирство из рядов Красной Армии Другие в числе настоящих причин депортаций называют попытку властей или лично Сталина уничтожить целые этносы, изменить путем раздела некоторых республик политическую и экономическую ситуацию в СССР, ставят депортации в один ряд с другими проявлениями репрессивной политики Советской власти, в том числе и в национальном вопросе и не выделяют репрессии по национальному признаку из общего политического русла, считают депортации волевым актом Сталина. Это фактически не две разные исторические концепции, исследователи совершенно по-разному смотрят на государственную политику в отношении репрессированных народов первые считают, что для государства депортации пародов или отдельных групп населения были закономерным средством защиты своих интересов в регионах и общей политической линии (борьба с врагами Советской власти), а вторые - либо разводят «преступление и наказание» в разные плоскости, как в корне несоответствующие одно другому (Ахмадов, Губогло, Павлова, Тебуев), а другие отрицают сам факт конфликта между государством и народом (Авторханов) В некоторых работах (Козлов В А Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе М, 1999) последствия депортации и некоторые проблемы реабилитации (крупные беспорядки в Чечено-Ингушетии в 1958 г, столкновения чеченцев и ингушей с местным населением в Казахской и Киргизской ССР) рассматриваются довольно іенденциозно, чеченцы и ишуши ііредсіаюі в лих исследованиях как изначально «конфликтные» этносы

Фактическая сторона вопроса реабилитации освещена довольно разрозненно, в трудах, касающихся отдельных аспектов восстановления Чечено-Ингушской АССР.

За исследуемый период вышло много работ, посвященных религиозной ситуации и деятельности духовенства в Чечено-Ингушетии после восстановления автономии Почти все они носят идеологическую и политическую окраску, однако в сравнении с данными источников, даю і довольно полную картину религиозной жизни и антирелигиозной деятельности властей в ЧИАССР в 1957-1990 годы

Один из самых важных и наиболее интересно отражающий действительность исследуемого периода в ЧИАССР пластов научных трудов — это работы по так называемому «женскому вопросу», точнее, касающиеся положения женщин в восстановленной Чечено-Ингушетии, просветительской работы среди них, вовлечения женщин в производство и культурную жизнь республики. Эти работы важны в первую очередь тем, что в них жизнь и трудовая деятельность чеченцев и ингушей рассматривается в отрыве от жизни некоренного населения ЧИАССР. К тому же, изменение положения женщин в Чечне и Ингушетии за исследуемый период является одним из определяющих показателей положения традиционного уклада жизни вайнахов, сохраненения и утери традиций, и следовательно, показателем одной из сторон процесса реабилитации - интеграции вновь в советскую общность или изоляции Существенной особенностью этих работ является значительная идеологическая составляющая и некоторая односторонность освещения данных процессов, хотя они достаточно точно указывают на государственые приоритеты в этой области, а сравнение их с данными источников позволяет увидть более полную картину

Депортация и депортированные народы

Несомненно, что депортация - это мера исключительно принудительного характера, однако не всегда наказание; она происходи! часто в границах одного и того же государства, (высылка населения из приграничных областей перед началом военных действий); а перемещения больших групп населения внутри одной страны имело место, например, в США, когда после начала военных действий с Японией из западных во внутренние районы было депортировано около 120 тыс. граждан японского происхождения, и в СССР в 20-е-50-е годы

XX в., когда в ходе раскулачивания, репрессий против отдельных народов, группы населения перемещались в пределах СССР, в 1937 году - из приграничных областей Средней Азии, Армении, Азербайджана в Казахстан и Киргизию (иранцы, курды)4. Разделение типов депортации на «наказание» и «превентивные меры» (в последние входит высылка народов и групп населения как «неблагонадежных» и высылка из приграничных территорий перед началом войны) приводит к необходимости классификации причин депортаций в каждом отдельном случае. Суммируя эти признаки, можно определить депортацию как насильственное перемещение одного лица или группы лиц по политическим или экономическим мошвам, а также в качестве администраіивного или уголовного наказания.

В ходе репрессий 1920-1950-х годов в СССР депортации как принудительное перемещение больших масс населения разделились на репрессии против народов по национальному признаку и против групп населения по социальному происхождению (дворяне, интеллигенция, богатое крестьянство) В первом и втором случаях и тип, и причины депортаций были разными, но это было составной частью политики Советского государства Всего в 1930-1950-е гг было выселено 40 групп населения и 15 народов полностью Так, с Украины было выселено 570826 чел, из Прибалтики - более 20 тыс чел , из Белоруссии - 60869 чел, из Молдавии - 46474 чел , Армении -16 тыс чел, Северного Кавказа - 640 000 чел., из Крыма 230 000 чел. Также, начиная с 20-х гг XX в. подвергались репрессиям по национальному признаку -поляки, немцы, корейцы Так, в Казахстан и Среднюю Азию были депортированы 171 781 чел корейцев из разных районов СССРD Депортации из Украины, Белоруссии, Армении, Прибалтики и внутренних областей России осуществлялись в основном по политическим причинам («неблагонадежности» отдельных национальных групп - корейцев, поляков, курдов, иранцев и др) Всего с 1926 по 1941 г из вышеназванных групп населения за Урал, в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток было переселено около 5 млн чел.6

Формально депортации народов СССР по национальному признаку начались с ликвидации Республики немцев Поволжья в 1941 г Здесь, депортации, хронологически относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, можно выделить в отдельную подгруппу по официальной мотивировке -«измена родине» и «сотрудничество с оккупантами», хотя по действительным причинам депортации военного периода мало отличаются от остальных К декабрю 1941 года в восточные районы ССР было выселено 894 600 чел немецкой национальности. Немцы стали самым многочисленным в СССР репрессированным народом Наравне с корейцами советские немцы после начала реабилитации в 1955 году, не спешили уезжать с мест спецпоселений, так как хорошо вписались в хозяйственную и культурную жизнь тех краев и областей, куда их выслали (Сибирь, Урал, Казахстан) и даже дали прирост населения на 5 тыс. чел ежегодно - больше, чем в целом по СССР8 Немцы были также наименее затронуты последствиями депортации в этнодемографическом плане

В декабре 1943 г. были высланы калмыки, в феврале 1944 — чеченцы и ингуши, в марте 1944 г — балкарцы, в мае 1944 г — крымские татары, в ноябре 1944 г - карачаевцы До 1945 года были выселены также турки-месхетинцы из Грузии, курды, хемшилы, армяне, греки, болгары из Крыма9

Депортации народов СССР происходили по единой схеме, которая вырабатывалалсь с 1941 года, с выселения немцев, и претерпела мало изменений в последующие годы. Для нее характерно выселение всего народа, с проверками и подтверждением национальной принадлежности (что подтверждает изгнание по национальному признаку), с «изъятием» лиц соответствующей национальности из рядов действующей армии и других регионов СССР и последующей отправкой их в лагеря, а впоследствии — к местам спецпоселения, а также из других районов СССР В случае, когда проживающие вне Крыма крымские татары не подлежали выселению,10 основной задачей депортации была «очистка» Крыма от нежелательного населения. Места выселения - районы Сибири (Омская, Томская, Новосибирская области, Красноярский край, Ханты-Манскийск, Алтай,

Казахская, Киргизская, Узбекская и Таджикская ССР) Для народов, имевших свои национально-государственные образования характерна их юридическая ликвидация, «административное устройство территории», г е - разделение и включение отдельных частей в другие районы РСФСР и союзные республики, заселение территорий выходцами из других районов СССР Декларированные причины выселения были почти одинаковы — измена родине, провалы в ходе войны (неспособность организовать партизанское движение у карачаевцев, недостаточная оборона Эльбруса — у балкарцев, слабость обороны у калмыков, однако к этим причнам всегда приплюсовывалось обвинение в измене родине) Истинные причины выселения каждого народа являются предметом особого исследования

Ход депортаций для всех репрессированных народов практически одинаков Для него характерна не очень длительная, тайная подготовка и ступенчатая юридическая разработка11, постепенное структурирование системы депортаций (создание спецпоселений, спецкомендатур, работа с наркоматами, в распоряжение которых направлялись на работы спецпоселенцы), тайная подготовка к выселению на местах, одинаковый ход выселения - по 2-3 сотрудника НКВД на семью, нормы продуктов питания и вещей к вывозу - 500 кг на семью (не выполнялись), санитарные нормы перевозки (не выполнялись,не было санитарных вагонов, медицинского персонала.), высокая смертность На спецпоселении - неготовность местных властей к приему спецпереселенцев (затягивание постройки домов, переоборудования нежилых помещений под жилые) Наиболее высокая смертность в первый год на спецпоселении (15% - у чеченцев и ингушей и 9,2% - у калмыков13 Столь высокая смертность среди калмыков происходит в основном из-за половозрастной структуры спецдоселенцев-калмыков, из которых 36,3% составляли женщины, 43,2% - дети и 20,4% - старики и инвалиды, записанные как «мужчины») Характерными для всех депортированных народов в местах ссылки были резкое снижение численности, разрушение социальной структуры, у фата многих черт материальной и духовной культуры После начала реабилитации, с 1954 года для депортированных народов также общими чертами являются, «ступенчатая» и половинчатая реабилитация со стороны Центра, конфликты по прибытию на прежнее место жительства .

Специфические черты судеб депортированных народов происходят в основном из характера их расселения на территории СССР и РСФСР -компактного или дисперсного, хотя и здесь есть частные различия Так, возвратиться на прежние места проживания и успешно реабилитироваться в дальнейшем смогли в основном народы с высоким уровнем компактности — чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки

Периодизация и политические уровни реабилитации вайнахов

Первый период - 1957-1973 годы - начавшийся с официального восстановления Чечено-Ингушской автономии, характеризуется поступательной адаптацией чеченцев и ингушей к экономической и социальной жизни во вновь воссозданной Чечено-Ингушской АССР и: первоначальным восстановлением межнациональных отношений

В экономической и социальной сферах в эти годы наблюдается медленный, но неуклонный подъем участия чеченцев и ингушей в экономической жизни республики, восстановление жилого фонда, трудоустройство вайнахов в разных областях экономики республики, начало некоторого выравнивания социально-профессиональной структуры чеченского и ингушского общества (впрочем, весьма незначительного)

Для восстановления межэтнических отношений в республике этот период был наиболее трудным, решение межнациональных проблем осложнял жилищный вопрос, безработица, принудительное или вынужденное поселение чеченцев и ингушей не в тех районах и населеннных пунктах, в которых они жили до депортации, а также недовольство некоренного население републики их возвращением, в первый период — открытое, в остальные два — чаще скрытое, но также конфликтогенное

Начавшийся в ссылке процесс этнокультурной самоизоляции чеченцев и ингушей продолжался, однако в первые годы реабилитации он был замедлен многочисленными контактами с иноэтничным окружением в восстановленной Чечено-Ингушской АССР В этот период, несмотря на высокую конфликтность межнациональных отношений на всей территории ЧИАССР, проходила наиболее интенсивная идеологическая реабилитация чеченцев и ингушей вследствие тесных контактов с некоренным населением — на производстве, при смешанном проживании в одних населенных пунктах и даже домах. Несмотря на первый всплеск недовольства некоренного населения, эти контакты более всего способствовали сближению его с чеченцами и ингушами, зарождению и развитию взаимопонимания и взаимопомощи.

В эти годы союзным центром не принималось значительных мер по восстановлению национальной культуры вайнахов, если не считать довольно хаотических попыток расширить образовательную сеть республики с учетом потребностей чеченцев и ингушей Тем не менее, внимание к культурной стороне жизни коренного населения ЧИАССР со стороны союзного центра в первый период реабилитации было гораздо больше, нежели в последующие годы. Создается впечатление, что ни в первые годы после восстановления ЧИАССР, ни до 1990 г у союзного центра не было никакой осмысленной стратегии по культурной реабилитации чеченцев и ингушей, а стратегия политической реабилитации распространялась только на годы существования Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР

Политика государства в области развития чеченского и ингушского языков была заложена в этот период на все последующие годы вперед как игнорирующая интересы кореного населения

Стремление самих чеченцев и ингушей к образованию росло, но сильно сдерживалось экономическими и политическими факторами — необходимостью восстановления хозяйства, принудительным размещением на трудоемких производствах и в совхозах Несмотря на активную антирелигиозную политику центра и властей республики, общая религиозность населения не падала, хотя и не росла так бурно, как в последующие годы.

В быту стремление к современному образу жизни, к культурным новациям, среди чеченцев и ингушей воплощалось в индивидуальном порядке и не составляло такой общенациональной тенденции, которая способствовала бы в полной мере бытовом} и культурному сближению с некоренным населением республики.

Межэтнические отношения в период 1957-1973 г характеризуются формированием конфликтных ситуаций, получивших бурное развитие в последующие годы Это прежде всего относится к осетино-ингушским отношениям, осложнявшимся незаконченной территориальной реабилитацией ингушей и их претензиями на земли Пригородного района Северо-Осетинской АССР, а также локальными конфликтами в центральных и притеречных районах ЧИАССР и в г. Грозном (из-за большой смешанности коренного и некоренного населения)

Второй период - 1973-1981 годы - примечателен активизацией политики союзного центра в ЧИАССР, выразившейся, в основном, в репрессиях после ингушского митинга в г Грозном в январе 1973 г.

Этнодемографические процессы

Наиболее важным последствием депортации в области этнодемографических процессов у чеченцев и ингушей было сокращение их численности почти на 50% в период депортации и ссылки (к 1949 г.) Вопреки установившемуся мнению, к моменту возвращения на Северный Кавказ чеченцы и ингуши хотя формально и восстановили додепортационный уровень своей численности, но постоянно в последующие десятиелтия не добирали в численности примерно 30% от возможного (если бы не было депортации) уровня, несмотря на высокую рождаемость, которая сохранялась у чеченцев и ингушей во время ссылки и позволяла постоянно увеличивать численность населения, на фоне чудовищной смертности Так, по данным М.Яндиевой численность ингушей в 1944 г составляла 134178 человек, в 1953 — 83518 человек, а в 1959 - 110000 человек Увеличение численности, таким образом, приходится уже на постдепортационные годы; в годы ссылки численность ингушей только уменьшалась

С 1957 по 1972 гг население Чечено-Ингушской АССР увеличилось в 2,7 раз, в основном, за счет репатриантов из Казахской и Киргизской ССР в первые годы, и за счет естественного прироста в последующие Так, в 1958 г естественный прирост населения в ЧИАССР составил 22,8 чел. на 1000 чел., в 1959 - 27,3 чел. в 196 і - 26Д , в 1962 - 23, 7 чел. С 1940 по 1960 гг естественный прирост населения по СССР составлял соответственно 13,2 чел и 17,8 чел, а по Чечено-Ингушской АССР - 16,0 чел. в 1940 г. и 26,2 в 1960 г 3 При этом в 1958 г естетсвенный прирост населения в ЧИАССР составлял 22,8 чел на 1000 чел, в 1959 - 27,3 Чел в 1961 - 26,1чел. и в 1962 - 23 7 чел4 Наивысшая точка прироста в 1959 г объясняется тем, что основная масса чеченцев и ингушей уже прибыли из Казахской и Киргизской ССР и успели дать высокий прирост. После этого поток репатриантов постепенно иссяк

В дальнейшем, в целом по СССР наблюдалось резкое снижение естественного прироста населения - до 9,6 чел. в 1970 г. и 9,3 чел в 1975 г, а по ЧИАССР - до 15,3 и 14,5 чел соответственное После 1976 года естественный прирост населения в ЧИАССР оставался выше среднесоюзного в 1,5 раза б

Прирост населения путем миграций из других областей СССР в Чечено-Ингушетии сохранялся до начала 1970-х годов После 1970 г приток чеченцев и ингушей в ЧИАССР практически прекратился, хотя за пределами ЧИАССР (в РСФСР и СССР) еще проживало более 148 тыс. чеченцев и ингушей. Вместе с тем, с конца 1960-х годов начинается отток как руского, так частично и коренного населения Чечено-Ингушетии

В 1968-1969 гг в республику прибыло 25 546 чел , выбыло - 34 932 чел.8 В 1970 г в ЧИАССР прибыло 45 921 чел., выбыло - 55 307 чел9 Однако, в число выбывших включались и выезжающие на сезонные заработки из числа чеченцев и ингушей 10

Общий национальный состав чеченского и ингушского населения в ЧИАССР по переписи 1979 г. составлял 746,1 тыс чел - 64% от общего числа населения республики Чеченцев насчитывалось 611,4 (52,9%), а ингушей 134,7 тыс. чел (11,7%) Русские составляли 29,1% к общему количеству населения республики - 336,1 тыс. чел. При этом в СССР по переписи 1979 г чеченцы и ингуши составили 942,0 тыс чел, а в РСФСР - 878,2 тыс чел ] Таким образом, количество проживающих вне своей республики чеченцев и ингушей к 1979 г. оставалось достаточно высоким около 200 тысяч человек

В 1963 г удельный вес населения Чечено-Ингушской АССР в составе Северного Кавказа составлял 7% В сравнении, удельный вес населения Дагестанской АССР - 9%, Ставропольского края - 16%, Ростовской области — 27%, Краснодарского края - 31%, Калмыцкой АССР - 2%, Кабардино-Балкарской АССР - 4% и Северо-Осетинской АССР - 4% Однако, при довольно низком удельном весе плотность населения в ЧИАССР стояла на втором месте по Северному Кавказу — 48 чел на 1 кв.км, в тов время как в Дагестане она составляла - 24 чел, в Ставропольском крае - 25 чел, Ростовской области — 36 чел., Краснодарском крае — также 48 чел, Калмыцкой АССР — 3 чел., Кабардино-Балкарской АССР - 39 чел, и только в Северо-Осетинской АССР, гораздо меньшей по площади, - 61 чел на 1 кв км " В 1986 г плотность населения в ЧИАССР уже составляла 63 чел. на 1 кв км ь

Высокая плотность населения в первые годы после возвращения чеченцев и ингушей из ссылки была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, репатирианты в первые годы не имели возможности возвратиться в закрытые высокогорные районы и занимали равнинную и предгорную часть Чечено-Ингушетии, заселенную выходцами из других регионов СССР в 1944 г, во-вторых, среди коренного населения ЧИАССР сохранялась традиционная многодетность. Средний размер чеченской семьи составлял в 1959 г 4,4 чел., ингушской — 4,8 чел.14 Самым высоким средний размер семьи у чеченцев и ингушей остался и в последующие годы ь

Похожие диссертации на Этнополитические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1957-1990 гг.: последствия депортации и основные аспекты реабилитации чеченцев и ингушей