Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. Сарсамбекова Арна Сапаркалиевна

Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в.
<
Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сарсамбекова Арна Сапаркалиевна. Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Сарсамбекова Арна Сапаркалиевна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2009.- 258 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/49

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этнокультурные процессы у казахов Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана . С. 32 -124

1.1. Динамика численности казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана С. 32 - 40

1. 2. Этноязыковые процессы С. 40 - 87

1. 3. Процессы в духовной культуре С. 88 - 103

1. 4. Процессы в материальной культуре С. 103 - 124

Глава 2. Этническое самосознание и процессы межэтнического взаимодействия С. 125-192

2. 1. Межэтнические установки С. 125 - 153

2. 2. Этническое самосознание казахов исследуемой территории С. 153 - 167

2. 3. Роль средств массовой информации в процессах межэтнического взаимодействия С. 168 - 174

2. 4. Контент - анализ периодических изданий г. Омска и Омской области С. 174 - 193

Заключение с. 194-197

Список использованных источников и литературы -. С. 198-215

Приложение 1 с. 216-220

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность. Последнее десятилетие двадцатого столетия было достаточно сложным периодом для народов СССР. Распад Советского Союза, образование независимых государств, «появление» титульных и нетитульных, коренных и некоренных наций, пересмотр своей истории бывшими союзными республиками, миграционные процессы, в которые были вовлечены миллионы бывших советских людей, все это не могло не сказаться на стабильности межнациональных отношений и повлекло за собой рост национализма. Наряду с этим на территории постсоветского пространства усилились процессы вестернизации и глобализации, которые на уровне бытового сознания воспринимают как американизацию. Развивающиеся в настоящее время процессы этнической консолидации, формирование наций в политико-гражданственном смысле (россияне, казахстанцы), поиск национальной идеи в двух государствах, в свою очередь, также оказывают влияние на современные этнокультурные процессы.

Этнокультурные процессы у казахов исследуемой нами территории являлись схожими, так как первоначально они были верноподданными Российской империи, затем гражданами Советского Союза. После распада СССР и образования на его территории суверенных государств казахи, проживавшие на территории РСФСР и Казахской ССР, оказались разделенными уже не административно-территориальными, а государственными границами и, как следствие, гражданами двух соседних государств. Актуальным представляется изучение этнокультурных процессов, протекающих параллельно в двух соседних государственно-политических образованиях, выявление в этих процессах общего и особенного применительно к РФ и РК.

Объектом настоящего исследования являются казахи, проживающие на территории Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана.

Предметом исследования является региональная специфика этнического развития казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана, исследуемая на основе таких основных этнических компонентов, как язык, традиционно-бытовая культура, этническое самосознание, межэтнические взаимодействия.

Цель - выявить общее и особенное в процессах этнокультурного развития казахов Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана в конце XX - начале XXI в. на основе изучения характера, содержания и механизма действия этнокультурных процессов,

В задачи исследования входит: 1) рассмотрение динамики численности казахского населения на исследуемой территории; 2) проведение сравнительного анализа и определение основных тенденций изменений в языке, в духовной и материальной культуре; 3) проведение сравнительного анализа и определение основных тенденций изменений в процессах межэтнического взаимодействия.

Территориальные рамки. Исследование проводилось в Западной Сибири: в приграничных районах Тюменской, Омской и Новосибирской областях, Алтайского края РФ; Северо-Казахстанской и Павлодарской областях РК, в г. Омске Омской области РФ и г. Кокшетау Акмолинской области РК.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 г., со времени распада СССР, по настоящее время.

Степень изученности вопроса. Впервые вопросы этнической истории, этнического самосознания, хозяйственного уклада казахов Западной Сибири были рассмотрены в ряде работ Н. А. Томиловым. Используя обширный архивный материал, он проследил историю формирования и расселения казахского населения Западной Сибири, его численность и расселение в XVI - XX вв. В работе А. В. Коновалова «Казахи южного Алтая» исследовались проблемы формирования этнической группы казахов Кошагачского района Горно - Алтайской автономной области. По полевым материалам А. В. Коновалова наблюдалась тенденция к снижению бытования локальных специфических компонентов в традиционно-бытовой культуре и усиление процессов межэтнической интеграции.

В диссертации на соискание степени кандидата исторических наук О. М. Проваторовой «Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири» рассматривались современные этнические процессы среди сельского казахского населения Западной Сибири. Исследователь приходит к выводу, что на основе взаимодействия казахов с русским населением и сибирскими татарами развиваются процессы формирования особой западносибирской этнографической группы казахского народа.

К. Н. Балтабаева рассмотрела становление Советской власти в национальных районах Западной Сибири, исследовала работу государственных органов с казахским и татарским населением в двадцатых - тридцатых годах прошедшего столетия. Работа государственных органов началась с проведения территориально -административного размежевания между Западной Сибирью и Казахстаном. Создавались национальные отделы для работы с нерусским населением. Власть предпринимала меры для привлечения к работе лиц казахской и татарской национальностей. В ходе проведения территориально - административного деления уездов учитывался национальный фактор, в связи с этим создавались казахские и татарские волости.

Одной из первых работ, посвященных истории казахской диаспоры, является работа Г. М. Мендикуловой «Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие». В своей работе автор рассмотрел причины и процесс формирования казахской диаспоры и ирреденты. Исследователь отмечает, что казахская диаспора обладает некоторыми чертами, представляющими исторический и теоретический интерес. Во-первых, диаспоральные казахи никогда не составляли большинства в тех областях, где они проживали, тем самым являясь этническим меньшинством, не имели и не имеют значительного веса в политической структуре страны проживания, практически не обладая политической автономией, чтобы доминировать над остальным населением. Однако характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в стране пребывания благодаря способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни.

Этническая история и развитие этнических процессов среди российских казахов были изучены в работе Ж. А. Ермекбаева «Российские казахи в составе РСФСР и СССР в 1917 - 1991 гг.». Автор отмечает, что малочисленность казахского населения и дисперсное его расселение в этнически смешанной среде не позволяют утверждать о формировании полного группового этнического самосознания по всему периметру российско-казахстанской границы.

3. Е. Кабульдинов в работе «Казахи Тобольской и Томской губернии во второй половине XVIII - начале XX вв.» рассмотрел историю заселения казахами территории Западной Сибири, численность казахского населения во второй половине XVIII - начале XX вв. Исследователь выделяет в формировании

казахского населения юга Западной Сибири два этапа: «первичное» заселение - с начала XIII в. и «вторичное - с середины XVIII в., с момента изгнания джунгар.

Первым крупным исследованием по современным этническим процессам среди городского казахского населения Западной Сибири является монография Ш. К. Ахметовой «Современные этнические процессы у городских казахов Западной Сибири». В работе были впервые выявлены факторы и прослежены процессы формирования городского казахского населения Западной Сибири на протяжении трех столетий, определена динамика численности городских казахов по существовавшему административно-территориальному устройству. В целом автор характеризует процессы, развивающиеся в культуре исследуемой группы, как «казахско-городской бикультурализм вследствие преобладания этнически специфических компонентов в бытовой культуре, которые успешно адаптировались к условиям урбанизации при усвоении норм городской культуры с некоторыми элементами заимствования из русской культуры».

В диссертации на соискание степени доктора исторических наук И. В. Октябрьской «Казахи Алтая: этнополитические и социокультурные процессы в пограничных районах Южной Сибири XIX - XX вв.» была рассмотрена этническая история казахов пограничных регионов Южного Алтая. Особенностью данной работы является методологический подход, соединяющий социально-историческую и конструктивистскую парадигмы. В основу авторской концепции положены методологии исследований этноса и этнических миграций, этнической и диаспоральной истории. В результате исследования автором было установлено, что «динамика становления и трансформации казахских сообществ пограничной зоны Южной Сибири и Большого Алтая в целом, определялась направлением и характером миграционных процессов».

Следует отметить, что на рубеже XX - XXI вв. этническая история и культура казахского населения РФ являлись объектом исследования многих этнографов и историков. Этнодемографическое и этнокультурное развитие казахов европейской России, локальных групп Южного Алтая (туратинские, кош-агачские, чуйские казахи) исследовались Е. И. Лариной, О. Б. Наумовой, И. В. Октябрьской, Н. А. Тадиной, погребальной обрядностью занимались Е. А. Бельгибаев и Б. К. Смагулов. История формирования казахского населения в западных районах Алтая в XVIII -

XIX в. освещалась И. В. Анисимовой, Е. В. Карих, этносоциологическое обследование проводили А. Ю. Быков и О. В. Воронин и др. В работах омских исследователей также рассматривались вопросы формирования, численности и расселения, материальная и духовная культуры казахов исследуемого региона.

Большую роль в методологическом плане имеют работы крупного казахстанского исследователя Н. Э. Масанова. Он отмечает, что нынешние казахи в своем абсолютном большинстве не имеющие ни малейшего представления о кочевой жизни образуют некую самостоятельную общность на базе общности своего происхождения и отличающиеся от дореволюционных кочевников - казахов. Быстрая интеграция в аграрную и в особенности урбанистическую цивилизацию происходила под командой и доминирующим влиянием представителей русско-славянских и прочих европейских этносов. Традиционная культура и обычаи были вытеснены на периферию домашнего быта, в сельскую отсталую глубинку.

В целом ряде диссертаций на соискание степени кандидата исторических наук рассматривались современные этнические и этнокультурные процессы в Северном Казахстане.

В 1977 г. Ю. А. Евстигнеев в диссертации «Современные этнические процессы в Северном Казахстане (в аспекте динамики межнациональных браков)» исследовал причины роста, динамику межнациональных браков среди населения Северного Казахстана. Исследователь показывает, что результаты изучения динамики межнациональных браков, как в городах, так и среди сельского населения Северного Казахстана четко определяют основные направления в развитии брачных контактов: во-первых, среди восточнославянских групп; во-вторых, между восточнославянскими группами и поляками; в-третьих - между казахами и татарами. Эти явления в немалой степени (если не в основном) обусловлены действием фактора этнокультурной близости народов указанной территории, а также языковой ассимиляцией.

В 1989 г. А. Б. Калышев в диссертации «Культура и быт современного сельского населения Павлодарского Прииртышья» рассмотрел трансформацию духовной и материальной культуры населения указанного региона. В ходе работы исследователь приходит к выводу, что в результате сложного и многообразного синтеза различных этнокультурных традиций (казахской, русской, украинской,

немецкой и т.д.), их взаимодействия и взаимовлияния, как в сфере системы материального производства, так и в области материальной и духовной культуры, семейно-брачных отношений происходит трансформация культурных ценностей и этнических стереотипов.

В 1991 г. О. Б. Наумова в диссертации «Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана» изучила развитие этнокультурных процессов казахского населения в многонациональной среде. Она считает, что на севере казахская культура подвергается общему воздействию более урбанизированной жизни, определяемой преобладанием европейского населения. На юге соседство казахов со среднеазиатскими народами создает более благоприятные условия для сохранения казахского «традиционализма», а через него и традиционной материальной культуры.

Как видно из приведенных выше исследований, изучение этнических и этнокультурных процессов на территории Северного Казахстана проводилось в 1970-1980-х гг. прошедшего столетия в многонациональных районах. В них были отражены лишь отдельные аспекты этнического и культурного развития казахского населения региона. Исследования, посвященного конкретно этнокультурным процессам среди казахов Северного Казахстана и Западной Сибири в сравнительном аспекте, еще не было. Настоящая работа, по мнению автора, несомненно, восполнит существующий на сегодняшний день пробел.

Методология и методы. В 1966 г. в Институте этнографии АН СССР был создан сектор конкретно-социологических исследований культуры и быта народов СССР. Под руководством Ю. В. Арутюняна стали проводиться исследования в соответствии со всесоюзной научной программой «Оптимизация социокультурных условий развития и сближения наций в СССР». Наряду с этим были разработаны общие и специальные методы этносоциологического анализа. При проведении этносоциологического опроса автором диссертации был использован опросный лист, разработанный применительно к казахскому населению Западной Сибири Ш. К. Ахметовой.

Одновременно с практическими исследованиями шел процесс формирования терминологического аппарата науки, рассматривались типы этнических процессов, причины, которые оказывали непосредственное воздействие на их развитие.

Значительный вклад внесли исследования этнических процессов М. Н. Губогло, И. С. Гурвича, Л. М. Дробижевой, Б. О. Жданко, В. И. Козлова, Г. В. Старовойтовой, Н.А. Томилова, Л. В. Хомич, Н. Н. Чебоксарова. Автор данной работы в своем исследовании опирается на теорию этноса, разработанную Ю. В. Бромлеем.

В качестве основного метода в данном исследовании применяется конкретно-исторический анализ. При рассмотрении языковых процессов, духовной и материальной культуры, межэтнических установок, установок в семейно-брачной сфере использовался сравнительный метод. Для исследования процессов в духовной культуре мы опирались на методы полевой этнографии, включающие в себя метод непосредственного и включенного наблюдения, метод научного описания. Поскольку автор диссертации принадлежит к казахскому этносу и с детства была знакома с традиционной казахской культурой, то ее исследование носит эмный характер.

При работе с материалами периодической печати применялся контент-анализ, в ходе которого мы опирались на методы диагностики этнической толерантности в СМИ, разработанные В. К. Мальковой, а также были использованы приемы работы, примененные при анализе СМИ Республики Татарстан Л. В. Сагитовой. Необходимо отметить, что нами не были использованы материалы интернет-сайтов, которые отражают общественное мнение о конкретных произошедших событиях.

При изучении духовной и материальной культуры нами была использована теория Э. С. Маркаряна и ее развитие в работах С. А. Арутюнова, в частности положения о диалектике традиции и новации, факторах, способствующих внедрению инноваций в традиционную культуру, а также сохранению традиционных черт.

Источники. Основным источником нашего исследования являются материалы этносоциологических опросов, проведенных в 2003 - 2006 гг. в ходе Казахских этнографических экспедиций Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН под руководством старшего научного сотрудника сектора этнографии Ш. К.Ахметовой. Материалы экспедиций 2003 - 2004 гг. были любезно предоставлены нам Ш. К. Ахметовой. Этносоциологический опрос 2005-2006 гг. проводился автором данной работы в ходе указанных экспедиций. Полевые работы велись в Алтайском крае, в Новосибирской, в Омской и Тюменской

областях. На территории Республики Казахстан опрос проводился студентами Кокшетауского университета под руководством автора данной работы в Северо-Казахстанской и Павлодарской областях.

Районы для исследования были отобраны по географическому принципу (приграничные территории, характеризующиеся высоким уровнем миграционных потоков). Всего было опрошено 2176 человек. Отклонения выборочной совокупности по полу и возрасту не превышают допустимой нормы +-5%, чем и достигнута репрезентативность выборки. Наряду с материалами этносоциологического опроса были использованы материалы Всесоюзных переписей населения 1970, 1989 гг., Всероссийской переписи населения 2002 г., Переписи Республики Казахстан 1999 года.

«Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде» -монография Ш. К. Ахметовой была использована в качестве одного из источников. Одним из источников данного исследования послужили материалы этносоциологического опроса городского казахского населения Западной Сибири, проведенного Ш. К. Ахметовой в 1991 - 1993 гг. Сравнивая полученные нами данные с данными предыдущего этносоциологического опроса, мы могли проследить изменения, произошедшие в языковых процессах, в духовной и материальной культуре, а также констатировать изменения, прогнозированные Ш. К. Ахметовой.

Помимо этого, в качестве источника применялись материалы периодических изданий РФ. В качестве материалов для проведения контент-анализа были использованы фонды периодических изданий областной государственной научной библиотеки им. А. С. Пушкина города Омска.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые предпринимается попытка анализа современных этнокультурных процессов у казахского населения, проживающего в приграничной зоне РК и РФ, до распада СССР являвшегося гражданами одного государства. В научный оборот вводятся новые статистические и этнографические материалы, полученные автором в ходе работы над данной темой.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы работниками культурных, образовательных

ведомств, руководителями и членами национально-культурных автономий и центров двух государств, при разработке новых концепций и программ для укрепления дружественных отношений между Россией и Казахстаном. Также результаты исследования могут быть использованы в историко-краеведческой работе, при составлении различных учебных пособий и разработке курсов лекций.

Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В приложении помещены опросный лист, список информаторов, таблицы.

Апробация. Основные положения диссертации отражены в 11 публикациях, вышли 3 в изданиях, рекомендованных ВАК («Омский научный вестник») и прошли апробацию на Всероссийском научном конгрессе (Омск, 2006), на 5 международных научно-практических конференциях (Кокшетау 2006, 2007, 2008 гг.; Омск 2007, 2008 гг.).

Динамика численности казахского населения Западной Сибири и сопредельных территорий Северного Казахстана

Рассматривая данные проведенных переписей населения в РСФСР и Российской Федерации, необходимо отметить, что процентный показатель численности казахского населения находится на одном уровне и кардинальных изменений в увеличении или уменьшении процентных данных не наблюдается. Согласно переписям населения РСФСР и РФ, на исследуемой нами территории доля казахов в процентном соотношении ко всей численности населения варьируется от 1,2 % в 1970 г., до 1,6 % в 2002 г. (табл. 1). При сравнении процентных показателей по городскому и сельскому населению, наблюдается рост городского казахского населения. Так, данные по численности сельского казахского населения находятся на одном уровне и составляют 2,8 %, процентный показатель по городскому казахскому населению увеличился с 0,5 % в 1970 г., до 1,0 % в 2002 г. (табл. 1). Необходимо отметить, что указанный рост населения получен за счет увеличения городского казахского населения Омской области. Например, в 1970 г. городское казахское население в Омской области составляло 1,0 %, в 2002 г. - 2,6 % (табл. 1). В целом, Омская область — это регион, где налицо неуклонный рост численности казахов. В остальных регионах Западной Сибири процентные данные по численности казахов согласно проведенным переписям находятся на одном уровне. Причем рост казахского населения наблюдается в г. Омске, что обусловлено миграционными процессами. Как отмечает Ш. К. Ахметова, главными причинами миграций были названы необходимость продолжения образования детей после окончания школы, вступление в брак, нехватка рабочих мест в сельских поселениях, ликвидация сельских поселений в связи с укрупнением центральных усадеб колхозов и совхозов57. Наряду с этим, г. Омск принимал и казахов из Северного Казахстана, которые после окончания школы поступали здесь на учебу, на работу и обустраивались.

На территории Омской области казахи являются вторым по численности этносом и уступают только русским, которые составляют в области 83,5 %. По данным переписи 1989 г. казахи являлись четвертым по численности этносом58. В Алтайском крае казахи - четвертый по численности этнос и следуют после русских - 91,9 %, немцев - 3 %, украинцев - 2,0 %. При сравнении настоящих данных с данными предыдущей переписи населения 1989 г. наблюдается сокращение численности казахов на территории Алтайского края. Мы объясняем это факт рядом причин. Во - первых, на снижение численности казахов оказали влияние миграционные процессы. Например, согласно данным проведенного нами этносоциологического опроса казахского населения Алтайского края в 2003 - 2006 гг., 53,5 % респондентов отметили, что имеют родственников и знакомых, которые выехали на постоянное место жительства в Казахстан (табл. 2). Во - вторых, на снижение численности казахов оказывают влияние ассимиляционные процессы. В ходе экспедиционных работ нами было замечено большое количество межнациональных браков казахов. Поскольку среди населения указанных регионов преобладают русские, то можно прогнозировать постепенную ассимиляцию казахского населения русскими. К сожалению, данные ЗАГС на сегодняшний день являются засекреченными, поэтому мы не располагаем точными цифрами о количестве межнациональных браков казахов. На территории Новосибирской области казахи занимают пятое место по численности населения и следуют за русскими - 93,0 %, немцами -1,8 %, украинцами - 1,3 %, татарами - 1,0 %. В указанной области данные по численности казахов в последней трети двадцатого столетия остаются неизменными. Всего 0,1 % казахов Западной Сибири имеют послевузовское образование, 5,9 % высшее, 1,7 % неполное высшее, 22,6 % среднее профессиональное, 15,0 % начальное профессиональное, 22,9 % среднее (полное) общее, 20,2 % основное общее, 9,4 % начальное общее (табл. 5). Не имеют начального общего образования 1,9 % казахов (табл. 5). При сравнении данных по образованию казахов в отдельных регионах, было выявлено следующее. Наибольшее количество лиц, имеющих послевузовское, высшее и неполное высшее образование наблюдается в Новосибирской области, наименьшее в Омской области. Наибольшее число лиц со средним профессиональным образованием присутствует в Новосибирской области, а наименьшее - в Алтайском крае. Наибольшие данные по среднему общему образованию получены в Алтайском крае, там же получен и наибольший процент лиц, не имеющих начального общего образования.

По данным переписи 1999 г. на исследуемой территории Северного Казахстана казахи являлись вторым по численности этносом областей и составляли 29,6 % в Северо - Казахстанской, и 38,6 % в Павлодарской областях. Первым по численности этносом областей являлись русские - 49,8 % и 41,9 %, соответственно59. При сравнении данных переписи 1999 г., с данными предыдущей переписи 1989 г. произошло снижение численности населения области на 20,4 %, прирост численности населения наблюдается только у казахов и составляет 4,2 %60. В Павлодарской области складывается аналогичная ситуация. Прирост численности населения наблюдается только у казахов и составляет 10, 16 %61.Это объясняется влиянием миграционных процессов. Как отмечает работник управления статистики Северо-Казахстанской области Л. А. Зеленова, в результате миграционного оттока сократилась более чем на половину численность немцев, более чем на 30 % численность украинцев и белорусов. Численность русских уменьшилась на 23 %. Лишь на 0,1 % выросла доля армян, поляков и татар. На уровне 1989 г. осталась доля азербайджанцев, чувашей, литовцев, чеченцев, ингушей, молдаван, цыган, корейцев, марийцев и греков . В Павлодарской области произошло снижение численности русских на 3, 51 %, украинцев 1, 44 %, 4, 69 %. На уровне 1989 г. остались данные по численности татар и составляли в 1989 г. 2,14 % и в 1999 г. 2,11 % . Необходимо отметить, что наблюдался выезд не только представителей указанных национальностей, но и казахов. Например, согласно данным этносоциологического опроса, проведенного нами в 2003-2006гг., 32,4 % респондентов г. Кокшетау и 26,8 % респондентов, проживающих в сельской местности Северного Казахстана, отметили, что имеют родственников и знакомых, выехавших на постоянное место жительства в Россию (табл. 6). Одновременно с этим, с 1991 г. Казахстан стал принимать казахов - репатриантов (оралманов), что также не могло не сказаться на увеличении численности казахов. Как отмечает А. К. Галимова, за период с 1991 по 2000 гг. прибыло более 43 тыс. казахских семей или 183 тыс. чел., из них свыше половины - из ближнего зарубежья.

Остальная часть репатриантов прибыла из стран дальнего зарубежья -Монголии (35 %), Ирана (8%), Турции (2 %), Китая (1,2 %), Афганистана (1%). Большинство оралманов расселились в сельской местности - 76,8 %. Основными районами их расселения стали Северо-Казахстанская, Акмолинская, Алматинская, Карагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области64. И. В. Октябрьская отмечает, что с 1990 г. приобрел массовый характер исход на историческую родину казахов, переселившихся на Алтай в конце 19 в. Некоторое время спустя миграция пошла на убыль, и начался обратный процесс. В связи с развитием эмиграционных и реэмиграционных процессов в казахской среде актуализировались тенденции конфронтации в полиэтничном сообществе юго-восточных районов Алтая, имеющие исторические корни в событиях 18 — 19 вв.

Этноязыковые процессы

Для этноязыковых процессов на исследуемой нами территории характерно наличие билингвизма. А. Правда определяет билингвизм как параллельное существование в сознании двух языковых систем и соответственно двух систем речевых навыков, как частичное или полное овладение двумя языковыми системами, что приводит к образованию двух навыков речи в сознании68. Свободно владеют казахским языком на территории Западной Сибири 41,2 % респондентов (табл. 7); на территории Северного Казахстана 75,3 % респондентов (табл. 8). Как видно из полученных данных, на территории Западной Сибири наблюдается низкий уровень степени владения казахского языка. При сравнении наших данных с данными предыдущего этносоциологического опроса 1991 - 1993 гг. наблюдается рост. Показатели степени свободного владения казахским языком составил тогда 38,6 %, русским, в свою очередь, 91,5 % .

При сравнении показателей владения «разговорным» казахским языком, наблюдается его рост на территории Западной Сибири. Например, «могут разговаривать» на казахском языке 71,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 7) и 86,9 % респондентов Северного Казахстана (табл. 8). Как видно, при сравнении данных по уровню владения бытовым казахским языком, резкого колебания показателей не наблюдается. Мы склонны объяснить этот факт школьным образованием респондентов. На территории Западной Сибири окончили школу на казахском языке 17,2 % респондентов; на русском языке 75,4 % респондентов; 6,2 % респондентов обучались на двух языках; 1,2 % респондентов неграмотны (табл. 9). На территории Северного Казахстана 39,8 % респондентов окончили школу на казахском языке; 57,4 % респондентов на русском языке; 2,6 % респондентов на двух языках; 0,2 % неграмотны (табл. 10). Часть информаторов в частных беседах отмечали, что начальную школу они окончили на казахском языке, а затем при переходе в основную школу они обучались в классах с русским языком обучения, так как классов с казахским языком обучения не было. Также необходимо отметить, что языковая среда на территории Западной Сибири русскоязычна. Русский язык представлен во всех сферах общения, СМИ также вещают на нем. Казахский язык вытеснен в семейно - бытовую сферу. Для языковой среды Северного Казахстана характерен равный билингвизм, что и наглядно демонстрируют полученные нами данные.

Уровень владения высокими формами казахского языка на исследуемой нами территории увеличивается с возрастом респондентов. Наименьшие данные показателя степени свободного владения казахским языком на территории Западной Сибири получены нами в возрастной группе «до-25 лет» и составляют 19,5 % (табл. 7). Наибольшие данные показателя степени свободного владения казахским языком получены нами в возрастной группе «60 и более лет» и составляют 68,2 % (табл. 7). Мы объясняем это школьным образованием респондентов и языковой средой, окружающей казахов Западной Сибири. Например, 23,7 % респондентов возрастной группы «до 25 лет» окончили школу на казахском языке, в то время как в возрастной группе «60 и более лет» этот показатель составил 88,5 % (табл. 7). Как уже выше отмечалось, показатель степени владения «разговорным» казахским языком на территории Западной Сибири превышает показатель степени свободного владения. Например, в возрастной группе «до 25 лет» свободно владеют казахским языком 19,5 % респондентов, а «могут говорить» 37,8 % респондентов (табл. 7).

Рассматривая уровень свободного владения казахским языком на территории Северного Казахстана, можно отметить, что здесь не наблюдается резкого процентного колебания, как на территории Западной Сибири. Наименьшие данные по степени свободного владения казахским языком получены нами также в возрастной группе «до 25 лет» и составляют 67.8 %, наибольшие данные по степени свободного владения казахским языком получены нами в возрастной группе «60 и более лет» и составляют 86.8 % (табл. 8). В целом, для казахов Северного Казахстана характерно хорошее знание родного языка, поскольку 2,2 % респондентов Западной Сибири, не владеют казахским языком (табл. 7). В свою очередь, доля лиц, не владеющих казахским языком на территории Северного Казахстана, составляет 0,9 % респондентов (табл. 8). Следует отметить, что ситуации в данном случае схожи в обоих регионах. Наибольшее число лиц, не владеющих родным языком, получено нами в обоих регионах в возрастной группе «до 25 лет».

Межэтнические установки

Рассматривая межэтнические установки казахов Западной Сибири, мы установили, что 82,8 % респондентов общаются с представителями казахской национальности (табл. 20). Например, 56,2 % респондентов отметили казахов в качестве соседей, 76,3 % в качестве друзей, 30,0 % в качестве коллег по работе и учебе (Прил. табл. 41). При сравнении данных, полученных на территории Западной Сибири с данными, полученными на территории Северного Казахстана, мы не выявили различий в межэтнических установках казахов исследуемых регионов. Сохраняется тенденция предпочтения в общении с представителями своей национальности. Например, 77,2 % респондентов Северного Казахстана общаются с казахами (табл. 21). Всего 75,2 % респондентов отметили их в качестве соседей, 81,0 % в качестве друзей и 63,3 % в качестве коллег по работе и учебе (Прил. табл. 42). Выявлена следующая тенденция при сопоставлении процентных данных от возраста респондентов: с увеличением возраста респондентов растет число лиц, предпочитающих общение с лицами своей национальности. При сравнении полученных данных по полу разницы выявлено не было. На территории Северного Казахстана выше процент лиц, отметивших казахов в качестве соседей, друзей, коллег по работе и учебе.

Другой национальностью, с которой больше всего общаются респонденты Западной Сибири, являются русские, их отметили 78,8 % респондентов (табл. 20). Они также преобладают среди других отмеченных респондентами национальностей при ответе на вопрос: «Какой национальности ваши соседи, друзья, коллеги по работе и учебе». 70,6 % опрошенных выделили их в качестве соседей, 51,6 % в качестве друзей, 57,3 % в качестве коллег по работе и учебе (Прил. табл. 41). Наряду с этим, русских считают национальностью, находящейся ближе всего к казахам. Например, так считают 24,9 % респондентов (Прил. табл. 47). На территории Северного Казахстана, так же, как и на территории Западной Сибири, наблюдается высокий процент показателя общения с русскими. Например, 51,3 % респондентов отметили, что общаются с русскими (табл. 21); 45,3 % респондентов отметили русских в качестве соседей, 32,5 % в качестве друзей, 45,1 % в качестве коллег по работе и учебе (Прил. табл. 42) и 32,3 % респондентов считают русских национальностью, ближе всего находящейся к казахам (Прил. табл. 48).

На третьем месте после русских идут татары. Всего 22,0 % респондентов Западной Сибири (табл. 20) и 17,3 % респондентов Северного Казахстана (табл. 21) отметили, что общаются с татарами. На четвертом месте представлены украинцы. С ними общаются 11,8 % респондентов Западной Сибири (табл. 20) и 9,3 % респондентов Северного Казахстана (табл. 21). Поскольку исследуемая нами территория является полиэтничной, мы отметили наиболее многочисленные этносы, с которыми общаются респонденты: казахи, русские, татары, украинцы. Остальные национальности мы обозначили как «другие». На территории Западной Сибири 1 % респондентов отметили общение с «другими» национальностями (табл. 20); на территории Северного Казахстана ответ на данный вопрос составил 14,4 % (табл. 21).

Русские и казахи - два этноса, имеющие многовековой опыт добрососедства. Как известно, в ходе общения происходит обмен опытом, заимствования одного народа у другого. Приведем примеры заимствований, для которых характерны высокие процентные показатели. На вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в тесном соседстве с русскими, казахи что - нибудь переняли у них?», мы получили следующие варианты ответов: кухня, земледелие, алкоголь, традиции. Приведем примеры заимствований, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 23,6 % респондентов Западной Сибири (табл. 22) и 8,2 % респондентов Северного Казахстана (табл. 23) назвали земледелие; 17,0 % респондентов Западной Сибири (табл. 22) и 18,8 % респондентов Северного Казахстана (табл. 23) традиции; 11,4 % респондентов Западной Сибири (табл. 22) и 5,3 % респондентов Северного Казахстана (табл. 23) русский язык. Следует отметить, что при ответе на данный вопрос, часть респондентов затруднилась назвать заимствования. Затруднились ответить на данный вопрос 21,3 % респондентов Западной Сибири (табл. 22) и 47,7 % респондентов Северного

Далее респондентам был предложен вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в тесном соседстве с казахами, русские что - нибудь переняли у них?», респонденты назвали следующее: кухня, скотоводство, традиции, гостеприимство. Приведем примеры, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 35,1 % респондентов Западной Сибири (табл. 24) и 5,1 % респондентов Северного Казахстана (табл. 25) указали кухню. Гостеприимность назвали 3,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 24) и 6,6 % респондентов Северного Казахстана (табл. 25). Традиции в качестве заимствования указали 5,9 % респондентов Западной Сибири (табл. 24) и 25,8 % респондентов Северного Казахстана (табл. 25). Затруднились с ответом 39,0 % респондентов Западной Сибири (табл. 24) и 45,7 % респондентов Северного Казахстана (табл. 25).

При ответе на вопрос: «Люди, какой национальности наиболее близки к казахам», 58,9 % респондентов За ладной Сибири (Прил. табл. 47) и 48,7 % респондентов Северного Казахстана (Прил. табл. 42) назвали кыргызов, узбеков, туркмен, татар. Мы объединили указанные народы под термином «тюркоязычные». Согласно данным предыдущего этносоциологического опроса 1991 - 1993 гг., национальностями, близкими к казахам респондентами также были названы татары, узбеки, киргизы, «мусульмане», «тюркские народы»111. Далее идут русские, выше мы приводили данные по этому этносу. На третьем месте респонденты указали немцев. Полученные нами данные по немцам составили 11,5 % на территории Западной Сибири (Прил. табл. 47) и 9,4 % на территории Северного Казахстана (Прил. табл. 48). Следует отметить, что респонденты с большой теплотой отзывались о представителях немецкой национальности. Информаторы отмечали: «Многие немцы знают казахский язык, с уважением относятся к нашим обычаям и традициям, стараются быть ближе к нам».

При ответе на вопрос: «Люди, какой- национальности наиболее далеки от казахов», 46,0 % респондентов Западной Сибири назвали «другие национальности» (Прил. табл. 61). Данные, полученные на территории Северного Казахстана схожи с данными, полученными на территории Западной Сибири. Всего 74,3 % респондентов указали «другие национальности» (Прил. табл. 62). В качестве «других национальностей» информаторы перечислили американцев, афроамериканцев, французов, грузин. Таким образом, нами были записаны те национальности, с которыми респонденты не сталкиваются в ходе своего общения. На втором месте указаны русские.

Этническое самосознание казахов исследуемой территории

В советской, а позднее и в российской этнологической науке сложилось два понимания термина «этническое самосознание». С одной стороны определение, предложенное Ю. В. Бромлеем: «представление людей о собственном этносе, о его свойствах», с другой стороны определение, предложенное В. И. Козловым: «осознание людьми своей этнической (национальной) принадлежности»119. Как отмечает Б. Е. Винер, русский термин «этническое самосознание в широком смысле» соответствует английскому «этническая идентичность», а «этническое самосознание в узком смысле» соответствует английскому «этническая самоидентификация» .

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо отметить, что понятие «этническое самосознание» является одним из сложных и ключевых моментов в этнологии, вокруг которого постоянно идут дискуссии, но до сих пор ученые не могут ответить: «В чем состоит суть этнического?». Как отмечает И. Ю. Заринов, в области научного анализа этнос стоит в ряду самых сложных и неоднозначных социальных категорий и попытка ученых вычленить и объяснить с ее помощью суть такой общности людей, за которой закрепилось многозначное понятие «народ», обернулась многолетними дискуссиями по поводу самой природы этничности и ее места в социуме121. В настоящее время сформировалось два противоположных «лагеря», сторонников и противников идеи реальности этнической субстанции .

Приведем мнения ученых относительно данного вопроса, опубликовавших свои работы на страницах «Этнографического обозрения» на рубеже XX - XXI вв.

Относительно этничности С. В. Чешко отмечает, что это групповая идентичность, производная от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и «легитимизируемая» посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры. Она не складывается из отдельных «микроэтничностей» («этнофоров»), а формируется как коллективная традиция, которая передается из поколения в поколение, служит важным идеологическим средством социализации индивида в рамках группы его происхождения. В результате воздействия этничности человек становится «этнофором»123. В данном случае не ясно: как, и каким образом, происходит процесс социализации индивида в современных реалиях, которые являются полиэтничными? Например, исследуемая нами зона является полиэтничной, этноконтактной зоной казахского и восточно - славянского (в основном русского населения). Следовательно, первичная социализация должна происходить в семье, но С. В. Чешко процесс воспитания детей относит к числу вторичных, не основных ее функций. Социализация тоже может происходить не только и даже не главным образом в семье родителей124. Этничность, в конечном счете, представляет собой продукт человеческого (массового) сознания, спонтанную форму идеологического отражения и освоения социальной среды125. Как видно из приведенных выше цитат, исследователь на первое место выносит именно коллектив, но, как известно, коллектив состоит из личностей, индивидов и определяет свою этническую принадлежность сам человек. В данном случае нам представляется верной точка зрения С. Е. Рыбакова, отмечавшего, что не этнос формирует этничность индивидов, напротив - сам этнос рождается из этничности как антропологического качества. В связке «человек-общество этнические структуры сориентированы в направлении не от общества к человеку, а наоборот .

По мнению В. А. Тишкова, признаком этнической общности является не «общее происхождение», а представление или миф об общей исторической судьбе членов этой общности. Мы рассматриваем групповую этническую идентичность как операцию социального конституирования «воображаемых общностей», основанных на вере, что они связаны естественными и даже природными связями. Этничность - это прежде всего то, что относится к осознанию культуры, ее использованию как ресурса и в то же время является ее частью . На наш взгляд, данное утверждение автора отражает происходящие в настоящее время политические процессы на исследуемой нами территории (формирование понятий «россияне», «казахстанцы»). В процессе работы мы обратили внимание, что респонденты младшей возрастной группы 16-24 года, прежде всего, считают себя «россиянами», «казахстанцами», а затем уже казахами. Прорабатывая данный вопрос, на территории Северного Казахстана мы беседовали не только с казахами, но и русскими, украинцами, немцами и др. Отмеченная тенденция характерна не только для казахов, но и для представителей других этносов Северного Казахстана, указанной возрастной группы. В ходе бесед мы часто сталкивались со следующим рассуждением: «национальность - это там, где ты родился». В приведенной выше фразе хорошо отражена идея В. А. Тишкова - о конструировании национальных идей именно политическими элитами. Но конструирование в государственном масштабе, где нация-это синоним гражданственности. Что касается этнической принадлежности, по этому поводу хорошо сказала Г. У. Солдатова на обсуждении доклада В. А. Тишкова «О феномене этничности»: пожизненная, унаследованная от предков этническая принадлежность коренится не только «в головах», но и «в сердцах» людей. Большинство людей все же замешано на «крови» и «почве». В каждом человеке есть какие-то «примордиальные» струны и особенно легко их затронуть у этнических маргиналов, к которым, в частности, я отношу и себя .

Похожие диссертации на Казахи Западной Сибири и сопредельных территорий Казахстана: этнокультурные связи и процессы : конец XX - начало XXI в.