Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Мусина Розалинда Нуриевна

Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР)
<
Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мусина Розалинда Нуриевна. Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) : ил РГБ ОД 61:85-7/538

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Социально-демографические характеристики современной сельской татарской семьи 32

1 Формирование семьи 32

2 Численность и состав семьи 54

ГЛАВА II Основные тенденции развития внутрисемейных взаимоотношений у сельских татар 73

1 Традиции и инновации во внутрисемейных взаимоотношениях 73

2 Воспитание детей в татарской сельской семье 93

3 Проблемы стабилизации семьи в современных условиях 106

ГЛАВА III Этнокультурные ориентации в семье 121

1 Национальные и интернациональные ориентации в сфере профессиональной культуры 121

2 Семейная обрядность 140

3 Материальный быт сельской семьи 166

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 193

СОКРАЩЕНИЯ 209

ПРИЛОЖЕНИЯ 210

Введение к работе

Проблемы современной семьи привлекают внимание, как ученых-демографов, этнографов, социологов, психологов, специалистов в области педагогики, медицины, так и широких слоев общественности.

Изучение проблем семьи и семейно-брачных отношений имеет важное значение для определения тенденций в демографических процессах, в развитии культуры, быта, всего образа жизни населения. Семья является важнейшей социальной ячейкой, в которой происходит воспитание новых поколений людей, процесс социализации личности. "Определяющим моментом в истории, - считали основоположники марксизма, - является в конечном счете производство и воспроиз- водство непосредственной жизни", причем "воспроизводство не только физического существования индивидов. В еще большей степе- ни ... воспроизводство определенного образа жизни".

Научная и практическая значимость данной проблематики на современном этапе развития общества особенно возросла в связи с поставленной Коммунистической партией Советского Союза задачей планомерного и всестороннего совершенствования социализма.

Июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС указал на необходимость решительного поворота научных учреждений, всех ученых-общество- - 4 ведов к ключевым, практическим задачам, стоящим перед страной.

Энгельс Ш. Предисловие к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., сягельс Ф . Соч., 2-е изд., т.21, с.26.

Маркс К.,Энгельс з>. Немецкая идеология. Там же, т.З, с.19.

Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года,- М.: Политиздат, 1983, с.67-80.

Там же, с.70.

Одной из таких задач является совершенствование семейно-брачных отношений, упрочение семьи как важной ячейки социалистического общества.

Интерес этнографов к проблемам семьи определяется, во-первых, тем, что в структуре семьи, в семейном быту, в семейно-брачных отношениях имеется немало этнически специфического; во-вторых тем, что семья и в высокоразвитых обществах остается важнейшей микроячейкой, в которой передаются этнические традиции, происходит формирование этнического самосознания. Изучение и учет этнических особенностей, проявляющихся в семейно-бытовой сфере, необходимы для понимания современных национальных процессов в СССР, их прогнозирования и управления ими, а также для решения других социальных проблем, стоящих перед государством, в том числе связанных с использованием трудовых ресурсов, гармонизацией межличностных отношений, воспитанием нового человека.

Данная работа посвящена изучению современной семьи сельских татар в татарской АССР. Выбор объекта исследования обусловлен рядом факторов и в первую очередь тем, что именно в сельской семье в большей степени сохраняется этническая специфика, культурно-бытовые традиции народа. Актуальность исследования сельской семьи определяется также необходимостью решения практических задач социального развития села в рамках крупномасштабной продовольственной программы, принятой майским /1982 г./

Пленумом ЦК КПСС. Татары, даже при значительной степени урбанизированное - горожанами являются 62,8?6 татарского населения

Материалы ХХУІ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с. 136.

Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры ее реализации. - М.; Политиздат, 1982. в стране и 49,8% - в Татарской АССР - составляют две трети, или 65,4%, сельского населения республики.

Важным моментом при выборе объекта исследования явилась возможность повторного /сравнительного по ряду параметров/ рассмотрения татарской сельской семьи, поскольку она уже была пред- метом этносоциологического изучения в 60-е годы. Это позволяло проследить динаїшку развития современной сельской татарской семьи. В то же время мы стремились углубить и расширить ее анализ за счет включения в новую программу дополнительных этнокультурных характеристик, в том числе принадлежности к этнографическим группам.

Татары, населяющие ТАССР, в основном входят в состав крупной этнографической группы казанских татар, в которой выделяется небольшая /в 1926 году - 6,6# всех татар республики/" подгруппа татар-кряшен, или просто "кряшен , сложившаяся в результате христианизации края в ХУІ-ХУШ вв. По мнению крупного исследователя

Народное хозяйство Татарской АССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. - Казань: Таткнигоиздат, 1980, с.7. ~J Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР,- М.: Наука, 1973.

Татары-мишари проживают преимущественно за пределами ТАССР. ~ ТАССР. Статистическое управление. Статистический ежегодник по Татарской Социалистической Советской Республике. Ч.І, Статистика населения—Казань, 1928, с.28.

Далее казанскими та-тарами мы будем именовать представителей той части этой группы, которые в прошлом были мусульманами, татарами-кряшенами - потомков христианизированной части казанских татар. - б - быта татар в прошлом Н. И.Воробьева?обе группы - группы одного

I корня, только разошедшиеся под влиянием культа.

После Великой Октябрьской Социалистической революции в условиях процесса секуляризации, массового отхода от религии, экономического, политического, идеологического единства происходит консолидация этих групп в единую общность. О выраженности про-' цесса консолидации татар свидетельствует изменение самосознания кряшен и- других этнографических групп. В последний раз татары-кряшены выделяли себя при переписи 1926 года. Тем ни менее в бытовой сфере подчас, особенно у сельского населения, сохраняется двойное самосознание - принадлежность ко всему народу и к той или иной этнографической группе.

В целом сущность современных этнических процессов среди татар выражается в исчезновении обособленности различных групп одного и того же этнического корня, формировании однотипной об-щенациональной культуно-бытовой структуры. Одновременно происходит процесс межэтнической интеграции, сближение татар с другими народили страны, сопровождающееся созданием общесоветских форм а культуры и быта.

Воробьев Н.И. Кряшены и татары /некоторые данные по сравнительной характеристике быта/.- Труд и хозяйство, 1929, №5, с.85.

Терентьева Л.Н. Некоторые стороны этнических процессов в Поволжье, Приуралье и на Европейском Севере СССР.- Советская этнография, 1972, №6, с.42.

Мухамедова Р.Г. Социально-этническое развитие татарской нации. - В кн.: Всесоюзная конференция, посвященная итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1976-1977 гг. /Тезисы докладов/ - Ереван, 1978, с.72.

В настоящем исследовании предпринята попытка проследить- общее и особенное в различных аспектах семейно-брачных отношений современных сельских татар, по возможности, на двух уровнях: общенациональном и с учетом принадлежности к различным этнографическим группам. При трактовке понятий общего и этнически особенного мы исходим из того, что эти характеристики могут относиться как к тем или иным явлениям в татарской семье, так и проявляться в направленности, интенсивности их развития.

Таким образом, основная цель диссертационной работы, с одной стороны, выявить этническое своеобразие сельской татарской семьи, степень сохранности традиционных черт семейного быта, с другой -раскрыть через татарскую сельскую семью наиболее устойчивые ха -рактерные черты современной семьи народов СССР, общие закономерности ее развития.

В работе ставились следующие конкретные задачи: в'ыявить общее и этнически особенное в социально-демографических характеристиках семьи,во внутрисемейных взаимоотношениях, в нормах воспитания детей, в этнокультурных ориентациях членов семьи; рассмотреть значимость различных функций современной семьи у сельских татар; выявить причины несколько большей /в сравнении со средне-союзными данными и показателями у некоторых других народов СССР/ стабильности браков у татар и рассмотреть факторы, стабилизирующие семью у них в современных условиях; установить, прослеживается ли влияние религии прошлого на культурно-бытовую жизнь современной семьи; проследить воздействие урбанизационных процессов, историко-культурных традиций, социально-демографических характеристик членов семьи на различные аспекты семейно-брачных отношений та -тар; - выявить изменения в сельской татарской семье в 70-е годы, т.е. за период, прошедший с момента предыдущего исследования, и тенденции ее дальнейшего развития.

В исследовании ставилась также методическая задача - выяснить, можно ли и каким образом использовать сопоставление ответов обоих супругов для характеристики внутрисемейных отношений.

Основная гипотеза состояла в том, что важнейшие изменения в семье детерменированы социально-экономическими процессами. В ус- . ловиях развитого социалистического общества при политическом, экономическом, социальном равноправии народов СССР, их идейно-политическом единстве и достижении по важнейшим параметрам фактического равенства, под влиянием процессов урбанизации, развития научно-технической революции в семье у народов СССР и у этнографических групп в рамках отдельных этносов на первый план выступают общие закономерности и тенденции развития. Их проявления мы ожидали проследить в том, что - происходят изменения в брачности сельских татар: повышается значимость эмоциональных мотивов при вступлении в брак, уменьша ется возрастная разница супругов; - нет жесткой социальной однородности семьи, причем социальная гетерогенность наблюдается как за счет социально-профессиональ ной принадлежности супругов, так и их детей в семьях старшего возраста; сокращается численность семьи за счет детности и в результате нуклеаризации семьи; внутрисемейные отношения имеют тенденцию к большей демократизации, проявляющейся в изменении положения женщины в семье, тра- -"9 - диционного распределения семейных ролей между супругами, в демократизации отношений родителей и детей, в известной сепаратизации духовной жизни членов семьи; расширяется диапазон культурных интересов членов семьи. Расширение диапазона интересов обогащает и усложняет в некоторой степени духовную жизнь семьи, при совпадении культурных интересов супругов, а также родителей и детей семья получает дополнительные стимулы к укреплению; изменяется обрядовая сторона семейной жизни: все большее рас -пространение получает гражданская обрядность, расширяется состав новых праздников и обрядов; стираются этнические и социальные различия в материальной сфере образа жизни современной семьи, материальная культура все более унифицируется.

Наряду с общими тенденциями развития современной советской семьи в татарской сельской семье сохранились этнически-специфи -ческие черты, в том числе традиционного характера. Этнически особенное мы предполагали обнаружить в численности и составе семей сельских татар в сравнении с другими народами и у кряшен в сравнении с казанскими татарами; в чертах внутрисемейных отношений, в том числе в большей сохранности авторитарности в татарских семьях в сравнении с соседними народами Поволжья и у казанских татар в сравнении с кряше-нами, в относительной устойчивости традиционного разделения домашних обязанностей на мужские и женские, в более широком сох -ранении традиционных норм отношения к старшим; в устойчивости ориентации на национальное профессиональное и народное искусство; в обрядовой стороне семейной жизни, особенно у кряшен; в материальном быту семьи: в большей мере в пище, в меньшей -в одежде и интерьере; в сохранении в некоторых семьях неверующих отдельных элементов культуры, связанных с религией прошлого, причем в семьях казанских татар ожидалось проявление рудиментов религиозного в большей мере, чем в семьях кряшен. Предполагалось, что это может найти отражение в выборе брачного партнера, в выполнении обрядов, в сохранении обычаев, связанных с религиозным табу /запрещение общения молодежи разного пола, употребления свинины и т.п./, в предпочтении внутриэтнического общения в семье и в сфере досуга.

Большая часть гипотез нашла подтверждение в ходе исследования, некоторые из них не были подтверждены.

Методологической основой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, прежде всего такие, как "Немецкая идеология" К.Маркса и .Энгельса, "Капитал" и "Проект закона о разводе" К.Маркса, "Происхождение частной собственности и государства" и "Положение рабочего класса в Англии" Ф.Энгельса, "Развитие капитализма в России" В.И.Ленина, его выступления, статьи, письма, посвященные вопросам семьи и брака, внутрисемейному положению женщины. В них семья рассматривается как продукт общественной системы, ячейка общества, развивающаяся по мере его измене-

I ния, что ставит перед исследователями задачу конкретно-исторического подхода к изучению семьи с учетом социально-экономических, политических, этнокультурных условий. В работе автор стремился реализовать принципы комплексного подхода, рассмотреть развитие

Маркс К. Конспект книги Льюиса Г.Моргана "Древнее общество". -Маркс К., Энгельс ё>. Соч., 2-е изд., т. 45, с.254. - II - семьи в системе экономических, социальных, культурных, психологических факторов, учесть как диахронные, так и синхронные информационные связи, использовать историко-сравнительный метод исследования.

В диссертации использованы документы Советского государства и Коммунистической партии Советского Союза.

При разработке темы учитывались теоретические и методические положения, получившие развитие в трудах советских исследователей - этнографов и социологов.

Источниковедческой базой исследования явились опубликованные материалы переписей населения 1897, 1926, 1959, 1970, 1979 годов, другие статистические данные ЦСУ СССР и ТАССР, в том числе, опубликованные в сборниках "Народное хозяйство СССР", "Народное хо -зяйство РСФСР", "Народное хозяйство ТАССР", архивные материалы ЦГА ТАССР, похозяйственные книги сельсоветов, читательские формуляры библиотек, научная литература этнографического, социологического, исторического характера, использовавшаяся не только в историографическом плане, но и в качестве источника сравнительной информации, художественные произведения татарских писателей, произведения фольклора.

Одним из основных источников явились результаты этносоциоло-гического исследования, проведенного автором в селах Татарской АССР в 1980 г.

Возможности нашего исследования не позволили осуществить выборку семей,репрезентативную для всего сельского татарского населения республики. При отборе населенных пунктов основополагающими явились идея повторного исследования, а также задачи выявления урбанизационных процессов и историко-культурных традиций, сложившихся в различных этнографических группах татар. Для проведения опроса были взяты некоторые из сел, входивших в выборку 1967 года, в двух районах ТАССР - Пестречинском и Мензелинском. Это районы исторически сложившейся разной степени урбанизированности, определяющейся типом города, в зоне которого они расположены: Пестречинский находится в зоне влияния крупного индустриального центра - г.Казани, Мензелинский - малого города со слаборазвитой промышленностью - г.Meнзелинска. С 1969 года недалеко от Мензе-линска началось строительство Камского автомобильного комплекса и города Набережные Челны. Наше исследование позволит выявить, насколько подвержены влиянию молодого быстрорастущего промышленного города те или иные этнокультурные характеристики сельской семьи. Социально-демографические характеристики выбранных районов в среднем близки к показателям сельских районов ТАССР в целом /табл.1/.

Таблица I Некоторые суммарные характеристики выбранных районов в сравнении с характеристиками сельских районов ТАССР в целом.к

Социально-демографичес- Сельские рай- Пестречин- Мензелинский кие характеристики оны ТАССР ский район район ТАССР

ТАССР

I 2 3 А. языком 49,3 50,2 47,6

Доля лиц с высшим образо ванием /среди занятого населения/ 3,4 4,4 2,8 - ІЗ -

Продолжение таблицы І,

Доля лиц со специальным образованием /высшим и средним/ 12,2 13,9 11,2

Доля лиц с высшим и средним /полным и неполным/ образо- к По итогам Всесоюзной переписи 1979 года. Текущие данные статистического управления ТАССР.

Выбор сел проводился с учетом этнического состава населения: в каждом районе было отобрано по одному казанско-татарскому и одному татарско-кряшенскому селу. Села Татарское Ходяшево и Янце-вары в Пестречинском районе и Старое Абдулово и Кадряково в Мен-зелинском близки по отдельным характеристикам: размеру поселения, типичному для татарского села в республике; типу сельскохозяйственного производства и функциональной роли села - все они являются центральными усадьбами колхозов, наиболее характерной формой хозяйства среди татарских сел республики; расстоянию до ближайшего города - 40-80 км.

Для определения влияния на этнокультурные характеристики семьи иноэтнического окружения,кроме однонациональных сел,в число обследуемых населенных пунктов было включено национально-смешанное с преобладанием русского населения * село Пестрецы.

При отборе семей для обследования мы исходили из определения семьи как "... отношения между мужем и женой, родителями и деть- ми". Полные семьи являются наиболее типичными как для населения

СССР в целом, так и сельских татар. В выбранных поселениях было проведено сплошное обследование семей такого типа: обследовано 380 семей, в которых опрошено 760 человек /в каждой семье опрашивались оба супруга/.

Сбор информации проводился методом стандартизированного интервью, дополненного материалами прямого наблюдения.

Основной инструментарий исследования - опросный лист - составлен на основе аналогичного листа, разработанного в секторе конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР под руководством Ю.В.Арутгоняна в рамках проекта "Оптюлизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР".' В него внесены некоторые изменения и дополнения, учитывающие объект и задачи настоящего исследования. Были использованы также отдельные вопросы других анкет: вопрос №49 из Опросного листа, составленного Бондарчиком В.К., вопрос Р69 из социологической анкеты "Женщина на работе и дома", разработанной в ИСИ АН СССР, во-

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч. 2-е изд., т.З, с.27. 'Опросный лист /см.Приложение/ был апробирован во время полевой работы автора в сельских районах ТАССР в 1979 году. ' Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР. /Программа, методика и перспективы исследования/.- Советская этнография, 1972, №3. -Запросы 71-73, 80-81 из опросного листа, составленного Каракее -вой СИ.

При составлении анкеты учитывались возможности обработки полученной информации на ЭВМ.

Основную часть опросного листа /95%/ представляют заранее закодированные /закрытые или полузакрытые/ вопросы, более 3/4 /78%/ которых являются альтернативными, остальные 22% - неальтернативными, или так называемыми вопросамигменю. 5% вопросов относятся к типу открытых, применяющихся обычно для фиксации ответов .по неразработанным тематическим комплексам или "отличающиеся особым индивидуальным разнообразием , классификация и кодирование которых проводилась исследователем по содержанию полученных ответов после завершения опроса всего массива респондентов.

В опросном листе фиксировалось как реальное, так и прожективно е поведение респондентов в сфере семейного быта, а также их установки, мнения по различным вопросам семьи и брака. По содержанию вопросов 83% являются фиксирующими, 6% - прожективными, 11% - оценочными.

Опросный лист, расчитанный на опрос обоих супругов в семье, состоит из двух частей, в основном дублирующих друг друга. Однако

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. -М., 1978, с.112.

О типологии см.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969, с.114; Рабочая книга социолога./Под ред. Осипова Г.В. и др. - М., 1977, с.388-403; Ядов В.А. Социологическое исследование. /Методология, программа, методы/. - М., 1972, с.135-155. первая часть, предназначенная для опроса женщин, несколько больше за счет включения сюда вопросов, фиксирующих общие характеристики семьи, /размер, состав, детность, материальные условия и т.п./. Сюда же, в основном, включены вопросы бытования семейной обрядности. Такое распределение вызвано следующими обстоятельствами: во-первых, практика социологических исследований показывает, что при опросе по семейно-бытовой тематике лучшие результаты по- лучают в случаях опроса респондентов интервьюерами одного пола /в настоящем исследовании опрос проводился автором/; во-вторых, в силу психологических особенностей женщины чаще обращают внимание и дольше сохраняют в памяти мелкие детали быта, в том числе и элементы ритуалов семейной обрядности - об этом свидетельствуют и наблюдения этнографов. Определенное значение при этом имел и тот факт, что в сельской местности женщины чаще бывают дома, свободнее располагают временем, тогда как мужчины большей частью опрашивались на работе.

Опросный лист включает в себя широкий круг вопросов, связанных с различными аспектами семьи и семейного быта. Первая группа вопросов /17%/ направлена на получение информации социально-демографического характера: состав семьи по численности, по возрасту, социально-профессиональному положению супругов /демографический тип семьи/, детность, возраст детей и т.п.. Основная часть вопросов /около 40%/ связана с внутрисемейными отношениями, в том числе распределением семейных ролей, отношениями между супругами, между родителями и детьми, между старшим и младшим поколениями. В опросный лист включены также вопросы, касающиеся родственных

Рабочая книга социолога, с.415. - 17 -" звязей сельской семьи /7%/, ее материального быта /5%/; ориентации в потреблении духовной культуры /7?V; обрядовой жизни семьи

После завершения полевых работ данные опроса населения были подготовлены для статистической обработки. Подготовка материала к вводу в ЭВМ состояла из следующих этапов: проверка и выбраковка опросных листов; их нумерация; кодирование открытых вопросов; кодирование и перенос на опросные листы данных паспортов на села; перенос информации на шифровальные листы; перенос информации с шифровальных листов на перфокарты /перфорация/; сортировка и проверка перфокарт; составление программы и задач для ЭШ.

Информация обрабатывалась на ЭВМ. После получения табуляграммы результатов расчетов в виде общего распределения двумерных таблиц и коэффициентов тесноты связи между переменными был прове- ден анализ и интепретация данных..

Отдельные задачи исследовались с помощью обработки шифро -вальных листов вручную.

Данные исследования 1967 года, использованные в качестве сравнительного материала, были получены путем выделения из общей выборки первого исследования характеристик семейного населения

Обработка информации на ЭЕМ проведена сотрудником Института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР А.Д.Коростелевым. обследованных нами населенных пунктов. Информация этих опросных листов /их оказалось 240/ была обработана с использованием перфокарт с краевой перфорацией.

Настоящее исследование проводилось с учетом дифференциации населения по основным социально-демографическим признакам: полу, возрасту, социально-профессиональному положению, уровню образования. В основу группировок по этим признакам положена классификация, использованная в исследовании 1967 года. В отдельных случаях в силу небольшой представительности данных или с целью решения тех или иных задач исследования некоторые градации объединялись в более крупные. При группировке учитывались социально-демографические характеристики как супругов в отдельности, так и семьи в целом.

Таким образом дляпоследующего анализа были выделены следующие группировки.

По признаку возраста I/ Возраст супругов: I. 18-22 года П. 23-27 лет Ш. 28-34 года ІУ. 35-49 лет У. 50лет и старше 2/ Возрастная группа семьи: I. до 35 лет П. 35-49 лет Ш. 50 лет и старше.

Социальное и национальное. - 19 -В основу данной группировки положен принцип стадиального ра- звития семьи. К первой группе мы отнесли семьи, возраст жены в которых менее 35 лет - это семьи, находящиеся в стадии становления, роста, имеющие детей несовершеннолетнего возраста. Вторая группа семей характеризуется большей стабильностью численности и состава, репродуктивный период к этому времени, в основном, уже заканчивается, в семье дети как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего возраста. Третью группу представляют семьи, находящиеся на стадии распада, дробления, выхода из ее состава взрослых детей, но одновременно еще нередко имеющие детей старшего несовершеннолетнего или совершеннолетнего возраста, находящихся на иждивении родителей.

По социально-професииональному положению.

В основу классификации положен признак "качество труда" /физический - умственный/с учетом степени квалификации.

I/. Социально-профессиональное положение супругов.

Г. Разнорабочие и другие работники преимущественно неквалифицированного труда.

В социологической литературе в зависимости от задач и объекта исследования предлагается различная типология семей по этапам ее развития: Васильева Э.К. Семья и ее функции.- М., 1975, с.85-100; Гордон Л., Клопов Э., Груздева Е. Этапы жизненного пути и быт работающей женщины /ХП Международный семинар по исследованию семьи/.- М., 1972. В исследовании, проведенном в Татарии в 1967 году, использованы две градации - до 35 лет и 35 лет и старше.

Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР,- М., 1974, с.17.

В. Работники физического труда, имеющие квалификацию - механизаторы, строители, токари и имеющие другие индустриальные специальности.

Б. Работники умственного труда, не имеющие специального образования - служащие. A. Работники умственного труда со специальным высшим и сред ним образованием - интеллигенция.

2/. Социальная характеристика семьи. B. Социально-однородные семьи работников физического труда. г

Б. Социально-смешанные семьи, один из супругов - работник физического, другой - умственного труда. А: Социально-однородные семьи работников умственного труда /служащие и интеллигенция/. В отдельных случаях в группе семей работников физического труда выделялись две подгруппьг: В - семьи работников квалифицированно- го физического труда, Г - семьи работников неквалифицированного физического труда.

По уровню образования

I. до 4-х классов П. неполное среднее образование Ш. общее среднее образование ІУ. специальное среднее и высшее образование. Обследованная нами совокупность в различных группах распределилась следующим образом /табл. 2, 3/.

Данные семьи выделялись по признаку социально-профессионального положения мужчины /мужа/, т.к. женщины /жены/ в данной группе семей в основном являются работниками неквалифицированного физического труда.

Таблица 2 Социально-демографические характеристики опрошенного населения.

Таблица 3 Социально-демографические характеристики обследованных семей

I п ш

39,2 50,0 10,8

Возрастная группа

Продолжение таблицы 3

Социальный состав Г

Б1 А1

I 2 3 4

67 17,6

145 38,2

92 24,2

76 20,0

Небольшой объем выборочной совокупности в данном исследовании, а также различия в программах исследований семьи у разных народов СССР ограничили возможности сопоставительного анализа. Не абсолютизируя количественные показатели, мы стремились провести сравнения и выводы в работе на уровне статистических тенденций.

Тема семьи всегда занимала важное место в советской этнографии. В истории изучения семьи и семейно-брачных отношений народов СССР выделяется три этапа, каждый из которых характеризуется своим подходом к исследуемой проблеме, кругом вопросов, методикой: I - после Великой Октябрьской социалистической революции до начала 50-х годощ П - с начала 50-х до середины 60-х годов; Ш -с середины 60-х годов и до настоящего времени.

Исследования первого этапа немногочисленны, носят, в основном, описательный, фрагментарный характер. Они касаются таких сторон семейно-брачных отношений,как реликтовые формы семьи и брака, нормы брака, характеристика внутрисемейных отношений, формы наследования, причем основная цель заключалась в выявлении их т наиболее архаических пластов. Тогда же были осуществлены первые

Брюллова-Шаскольская Н.В. Пережитки древних форм семьи и брака у туркмен. - Ташкент, 1928; Кисляков Н.А. Следы первобытно- попытки изучения современной семьи в рамках исследования быта т колхозного крестьянства, преобразований в селе . Основные методы исследования на данном этапе - стационарное наблюдение, опрос, привлечение материальных или документальных источников.

С 50-х годов после принятия Всесоюзным совещанием этногра -фов резолюции, определившей главной задачей советской этнографии "исследование современных культурно-бытовых процессов", изучение проблем современной семьи получило особо широкий размах. Объектом исследования выступает современная семья, главным образом сельская, причем уже не только как институт, посредством которого изучаются традиционные пережиточные явления в семье, но и как развивающийся и изменяющийся социальный организм. Центральный вопрос этих исследований - влияние коллективизации на форму, структуру семьи, внутрисемейные взаимоотношения.

Исследования этого периода представляют собой, в основном, общие описания семейного быта с констатацией наличия тех или иных явлений, подчас с попытками определения их причинно-следственных го коммунизма у горных таджиков. Вахио-боло. Труды Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР, т.Х, Этнографическая серия, 2, 1936; Штернберг Л.Я. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Л., 1933. 1 Старый и новый быт./Ред. В.Г.Богораз-Тан. - М., 1924; Труды института по изучению народов СССР. Труд и быт в колхозах. Из опыта изучения колхозов. Сб.1 - Из опыта изучения колхозов Ленинградской области, Белоруссии, Украины. - Л., 1931; Сб.2 - Колхозы Советского востока /Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Армения/. -Л., 1931.

К новым успехам советской этнографии. - Сов. этнография, 1951,

Абрамзон СМ. Киргизская семья в эпоху социализма. - Сов.этнография, 1957, }\- 5; Бикжанов М.А. Семья в колхозах Узбекистана - 24 -"' связей , сопоставления и обобщения данных исследований семьи у

I разных народов.

В 60-70-ые годы научная разработка семейной проблематики значительно продвинулась за счет широкого привлечения помимо материалов непосредственных наблюдений статистических данных, посемейных анкет, специальных вопросников. Расширяется география исследования проблем современной семьи. Продолжается изучение семьи р в республиках Средней Азии и Казахстана , народов Кавказа и За- кавказья , Прибалтики . В этот период развернулись исследования /по материалам колхозов Наманганской области/. - Ташкент, 1959; Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. - М.-Л., 1959; Село Ви-рятино в прошлом и настоящем. Опыт этнографического изучения русской колхозной семьи. - М., 1958 и другие. 1 Кушнер /Кнышев/ П.И. О некоторых процессах, происходящих в со временной колхозной семье. - Сов.этнография, 1956, № 3. 2 Джумагулов А. Семья и брак у киргизов Чуйской долины. - Фрун зе, I960; Кармышева Б.Х. Семья и семейный быт. - В кн.: Культу ра и быт казахского аула. - Алма-Ата, 1967; Моногарова Л.Ш. Из менение семейного уклада у припамирских народностей за годы со циалистического строительства. - М., 1973 и др.

Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. -Махачкала, 1967; Гейбдуллаев Г.А. Современная семья и семейный быт азербайджанцев. - Дис... канд.ист. наук. - Баку, 1966; Керей-тов Р. Семья и брак у кубанских ногайцев в прошлом и настоящем.

Дис... канд.ист. наук. - М., 1973; Смирнова Я.С. Семья и се-: мейный быт. - В кн.: Культура и быт народов Северного Кавказа.

М., 1968; Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. -М., 1972. 4 Семья и семейный быт колхозников Прибалтики. /Под ред. Терен-тьевой Л.Н. и Шлыгиной Н.В. - М., 1962. в Белоруссии , Поволжье , Сибири и Дальнем Востоке .

Наряду с многочисленными исследованиями сельской семьи в этот период получают широкое развитие исследования семьи и семейного быта городского населения и прежде всего рабочего клас-

4 са .

К 70-м годам относится появление ряда работ обобщающего характера, направленных на выявление общих закономерностей развития современной семьи народов СССР на основе данных региональных

Дулебо А.И. Современный общественный и семейный быт белорусских колхозников. - Дис... канд.ист. наук. - Минск, 1966; Изменения в быту и культуре сельского населения Белоруссии. /Под ред. Бондарчика В.К. - Минск, 1976.

Балашов В.А. Культура и быт мордовского колхозного села. - Саранск, 1975; Зорина Л.И. Русская сельская семья Чувашской АССР. - Дис... канд.ист. наук. - Казань, 1973; Уразманова Р.К. Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии.- В сб.: Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. - Казань, 1976* Фокин П.П. Семья в современной чувашской деревне. - В кн.: История и этнография Чувашской АССР. - Чебоксары, 1976. - /Труды НИИ при СМ ЧАССР, вып.69.

Басаева К.Д. Преобразование семейно-брачных отношений в Бурятии. - Улан-Удэ, 1974; Шатинова Н.И. Семья у народов Южной Сибири в свете современных этнических процессов. - Дис... канд. ист. наук. - М., 1978.

Аннаклычев Ш. Быт и культура рабочих Туркменистана. - Ашхабад, 1969; Аргудяева Ю.В. Семейный быт промышленных рабочих Кабанс-кого района Бурятской АССР: его связи с бытом окрестного сельского населения. - Дис... канд.ист. наук. - Владивосток, 1967; Изменения в быту и культуре городского населения Белоруссии. /Под ред. Бондарчика В.К. - Минск, 1976; Крупянская В.Ю. Современная рабочая семья. - В кн.: Рабочий класс СССР /I95I-I965 г.г./. - М., 1969; Мамбетова К. Быт и культура шахтеров-киргизов каменноугольной промышленности Киргизии. - Фрунзе, 1963; « I исследовании.

Переход к более широкому и глубокому анализу современного состояния семейно-брачных отношений у народов СССР на данном этапе связан с этносоциологией - новым научным направлением, возникшим на стыке этнографии и социологии во второй половине 60-х годов. Этносоциологические исследования направлены, главным образом, на то, чтобы соотнеся этническое и социальное, выявить этническое своеобразие тех или иных явлений как на уровне макро-, так и микросреды, т.е. в разных социальных средах и социальных ситуациях. В этносоциологических и этнографических исследованиях современности широко применяют методы, получившие распространение в конкретной социологии: проведение массовых анкетных обследований, более широкое использование статистических данных ЦСУ, ЗАГСов, милиции, машинную обработку материалов, применение новых математических приемов сопоставления количественных показателей. Использование в исследованиях массового материала дополняют непосредственные наблюдения необходимым элементом любой науки -

Уразманова Р.К. Быт рабочих-нефтяников татар юго-востока Татарии. - Дис... канд.ист. наук. - Казань, 1968 и др.

Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Исследование семьи в аспекте этнических процессов. - М., 1970. - /УП Международный социологический конгресс. Варна, 1970/; Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Эт нос и семья в СССР. - М., 1973. - /IX МКАЭН. Чикаго, сентябрь 1973/; Ганцкая О.А. Общие тенденции этносоциального развития брачно-семейных отношений. - В кн.: Современные этнические процессы в СССР. - М., Наука, 1977.

Арутюнян Ю.В. Опыт социально-этнического исследования. - Сов. этнография, 1968, № 4, с.63.

Бромлей Ю.В. Зтнос и этнография. - М., 1973, с.252. - 27 -числом и мерой, и тем самым исключает субъективность в оценке на- блюдаемых процессов.

Исследования современной семьи в этносоциологическом плане пока немногочисленны. Это работы, выполненные в рамках более крупных исследований, проведенных сектором конкретных социологических исследований Института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР в Татарии2, Эстонии , Молдавии , Узбекистане , посвященных изучению образа жизни народов , социально-этнических процессов, а также и специальные исследования современной семьи и семейного быта?

Основной круг вопросов семейной проблематики в этих исследованиях - демографические, социально-экономические характеристики ^Першиц А.И., Чебоксаров Н.Н. Полвека советской этнографии. -Сов. этнография, 1967, № 5, с.15.

Социальное и национальное. Глава "Семья и быт", авторы: Васильева Э.К., Панкратова М.Г., Труфанов И.П., Шустова М.А.

Социологические очерки о Советской Эстонии. - Таллин, 1979. Глава "Сфера семейной жизни", автор Гришаев И.А.

Опыт, этносоциологического исследования образа жизни. - М., 1980. Глава "Семейно-бытовая сфера жизни", авторы: Панкратова М.Г., Новицкая А.П., Сусоколов А.А.

Мирхасилов СМ. Социально-культурные изменения и отражение их в современной семье сельского1 населения Узбекистана. - Сов. этнография, 1979, № I, с.3-15.

Иванов В.П. Современная чувашская городская семья /на материалах исследования рабочих Чувашской АССР/. - Дис... канд.ист. наук.-М., 1981; Каракеева СИ. Современная киргизская городская семья. - Фрунзе, Илим., 1981; Санникова /Новицкая/ А.П. Социально-бытовые особенности дореволюционной и современной семьи в Карелии. - Дис... канд.ист. наук. - М., 1970; Семенова Л.И. Культура и быт современной удмуртской сельской семьи. -Дис... канд.ист. наук. - М., 1982. семьи, внутрисемейные взаимоотношения, функции современной семьи, в том числе социализация личности и воспитание детей, семейная обрядность и перелдатки в семейном быту и другие - рассматриваются в комплексе и во взаимосвязи, с учетом социально-про-фессиенальной и национальной принадлежности членов семьи. Это позволило проследить влияние этнокультурных изменений на внутрисемейные отношения, связь социокультурных процессов и изменения системы ценностей, распределения семейных родей, бытовых особенностей семьи, дать более глубокий анализ механизма этнокультурной трансмиссии.

Вопросы семьи и брака в СССР активно изучаются и социологами: М.С.Мацковским, М.Г.Панкратовой, Н.Я.Соловьевым, В.А.Сысен- ко, А.Г.Харчевым, З.А.Янковой и другими. В отличие от работ этнографов и этносоциологов социологические исследования проводятся без учета национальных особенностей и направлены, главным образом, на изучение социальных характеристик современной семьи.

Современная татарская семья или отдельные ее аспекты уже являлись предметом изучения как в этнографическом, так и этносоцио-логическом плане. Так, в исследовании Р.К.Уразмановой "Быт рабо-

М.Г.Панкратова активно участвует и в этносоциологических исследованиях. /См. выше/. ^ Панкратова М.Г. Сельская семья в СССР и некоторые проблемы планирования.- М., 1970,- /УП Международный социологический конгресс. Варна, 1970/; Она же. Сельская семья в СССР /проблемы и перспективы/.- М., 1974; Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня.-Вильнюс, 1977; Сысенко В.А. Устойчивость брака:Проблемы, факторы, условия,- М., 1981; Харчев А.Г. Семья и брак в СССР. -М., 1979; Харчев А.Г., Голод СИ. Профессиональная работа женщины и семья.- Л., 1971; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. /Социально-демографическое исследование/.- М., 1978; Янкова З.А. Городская семья.- М., 1979; Она же. Советская семья: проблемы и тенденции развития,- М., тах-нефтяников татар юго-восточной Татарии" , выделена отдельная глава, посвященная семейному быту, где рассматриваются такие вопросы,как состав семьи, внутрисемейные взаимоотношения, семейные праздники и обряды. Специальная работа о народных, в том числе и земейных, праздниках казанских татар была выполнена Р.Г.Кашафут-циновым. Современной семейной обрядности посвящена и монография э.К.Уразмановой.

Этносоциологические исследования татарской семьи ограничивается двумя работами. Это диссертационная работа Мухиной 3.3. "Изменение положения татарской сельской женщины в семье и обществе в Татарской АССР за годы Советской власти"4 и исследование, проверенное в Татарии в 1967 году сектором конкретных социальных ис -зледований Института этнографии АН СССР в рамках изучения этносо-диальных процессов в республике.

Одним из аспектов исследования Мухиной 3.3. является изменение положения татарской женщины в современной сельской семье, которое рассматривается через такие показатели,как распределение се

1981; Янкова З.А., Панкратова М.Г. Функции современной семьи. -В кн.: Семья сегодня: /Сб.ст. /Ред. В.А.Сысенко/. - М., 1979 и другие. L Уразманова Р.К. Быт рабочих-нефтяников татар юго-востока Татарии. - Дис... канд.ист. наук. - Казань, 1968. * Кашафутдинов Р.Г. Народные /общественные и семейные/ праздники казанских татар. - Дис... канд.ист. наук. - Казань, 1969.

Уразманова Р.К. Современная обрядность татарского народа. - Казань, 1984. * Мухина 3.3. Изменение положения татарской сельской женщины в се мье и обществе в Татарской АССР за годы Советской власти. - Дис... канд.ист. наук. - Л., 1981. 3 Социальное и национальное. Глава "Семья и быт", авторы: Васильева Э.К., Панкратова М.Г., Труфанов И.П., Шустова М.А. - - ЗО - мейных ролей, участие женщины в разных сферах семейной жизни во взаимосвязи с составом и структурой семьи.

В исследовании 1967 года основное внимание уделяется вопросам эволюции семейной структуры, некоторым особенностям повседневной жизни семьи и интернационализации быта. Дан анализ изменения брачного возраста и репродуктивного поведения сельских татар. Все вопросы рассматриваются с учетом социально-профессио -нальных, национальных /татарские и русские семьи/ и возрастных различий. Однако отдельные вопросы были только намечены, а некоторые сферы семейной жизни остались за рамками программы исследования.

В настоящей работе впервые предпринята попытка широкого комплексного подхода к изучению проблем современной сельской татарской семьи. Предметом специального исследования стал вопрос соотношения этнически особенного и общего, традиционного и нового в современной семье сельских татар.

В отличие от исследования 1967 года настоящая работа выполнена с учетом этнокультурных традиций, сложившихся в различных этнографических группах татар, что позволило углубить изучение семьи и на широком эмпирическом материале через семью проследить направленность современных этнических процессов среди татар.

Проведение данного исследования как повторного по ряду параметров позволило выявить изменения последних лет и в известной мере прогнозировать тенденции дальнейшего развития современной сельской татарской семьи.

Впервые на конкретном материале исследовалось влияние традиционных норм внутрисемейных отношений на стабильность семьи, изучалась связь между установками на те или иные нормы семейно-брачных отношений и их реальным бытованием. - ЗІ -

В работе использована новая в этнографии и этносоциологии методика исследования внутрисемейных отношений с помощью сопоставления оценок положения в семье супругами.

Выводы, полученные в ходе исследования,и материалы опросов и наблюдений имеют не только научное, но и практическое значение. Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы исследования, обладая в известной мере прогностическим характером, могут быть использованы при разработке научных основ социальной и демографической политики государства.

В работе выявлены факторы, в том числе этнического характера, способствующие стабилизации семьи, Что может быть использовано в практической деятельности по укреплению советской семьи. Знание этнокультурных характеристик семьи позволяют в определенной мере судить о направлении этнических и этносоциальных процессов, использовать эти оценки в пропагандистской деятельности для конкретного показа успехов ленинской национальной политики.

Эмпирический материал, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы для совершенствования идеологической работы по интернациональному, атеистическому воспитанию, разработке лекционных курсов по проблемам семьи и национальных отношений, при проведении дальнейших научных исследований.

Формирование семьи

По переписи 1979 года почти 9/10,или 88,7%,постоянного населения СССР проживало в семьях или было связано с семьей. Она занимает одно из первых мест в системе жизненных ценностей современного человека: более 90% сельских татар - наших респондентов считают семью, причем хорошую семью, непременным условием счастливой жизни.

Установка на семью традиционна, она имеет глубокие истори -ческие корни. В прошлом семья являлась единственно возможной формой полнокровного функционирования крестьянского хозяйства, един-. ственной гарантией обеспеченной старости. Брачное поведение жестко регламентировалось господствующей идеологией того времени. Среди казанских татар,как и других народов, исповедовавших ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина:

"Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком".

Среди татар-кряшен вступление в брак также считалось необходимым и естественным. По свидетельству исследователя быта кряшен СМ. Матвеева "Карт кыз" /старых дев/, а также мужчин-холостяков у них не было, исключая совсем неспособных к брачной жизни. По переписи 1897 года среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступали в брак лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин.

Традиционное представление о браке, как союзе, направленном главным образом, на решение наиболее насущных человеческих потребностей в бытовом, материальном устройстве, воспроизводстве последующих поколений, в опоре и поддержке в старости предопределяла и брачный выбор. Главным критерием выбора были прежде все го утилитарные соображения: семье нужна была невестка-работница, способная к деторождению, поэтому ценились такие качества девушки, как хозяйственность, трудолюбие, здоровье. Немалое значение имело и приданое невесты, положение и обеспеченность ее родителей. Брачный выбор осуществлялся, как правило, родителями брачу ющихся. Подчас молодые люди не знали и никогда не видели своих будущих супругов, но они подчинялись выбору родителей. Такие же брачные нормы существовали и у других народов края: довольно час то встречались принудительные браки и у русского населения Поволжья.

У казанских татар на выбор брачного партнера влиял и сохранившийся еще в конце прошлого века обычай выбора невесты за пределами своего села. Мусульманское духовенство якобы из соображений родственности всего населения данного села поощряло этот обычай и пользовалось им для запрета общения молодежи. Свободное общение молодежи, возможное и широко бытовавшее среди других народов края, а также крещеной части татар2, во время гуляний, хороводов, посиделок, праздничных вечерок, различных помочей у казанских татар были стеснены нормами шариата, предписывавшего сегрегацию полов и изоляцию женщин. Лишь во время "джи-ена" - народного праздника, возникшего в регионе еще до распространения ислами и проводимого ежегодно в период между окончанием весенних полевых работ и началом сенокоса,молодежи позволялось свободно общаться, веселиться, знакомиться с гостями из других сел . Особенно строго нормы поведения, предписываемые шариатом и обществом, соблюдались среди богатых слоев населения. В крестьянской среде, особенно беднейшей ее части, эти предписания чаще соблюдались лишь внешне. Юноши и девушки встречались во время уборки урожая или сенокоса, во время различных помочей -"емэ", на реке или у родника, куда девушки ходили за водой, на различных игрищах и посиделках.

Традиции и инновации во внутрисемейных взаимоотношениях

Внутрисемейные взаимоотношения определяются социально-экономическими условиями жизни общества и на каждом историческом этапе своеобразно сочетают общие и этнически-особенные черты.

Характер внутрисемейных отношений в татарской сельской семье в конце XIX - начале XX вв. был детерминирован господством частной собственности на средства производства, неравенством полов в общественной и семейной жизни, регламентировался жесткой общественной моралью и религиозными предписаниями. Единоличным собственником земли, скота, орудий производства - всего движимого и недвилшмого имущества в семье являлся муж /в трехпоколенных семьях - отец/, обладающий неограниченной властью и непререкаемым авторитетом в семье. Жена находилась в экономически зависимом и юридически бесправном положении. Женщина не наделялась землей, в состав ее личной собственности входили лишь ее приданое, подарки, наследство, полученное от матери, приплод от скота, входившего в состав приданого, деньги, полученные от продажи изделий своего труда. В случае смерти мужа она получала лишь 1/4 часть его имущества, а если были дети, то ее доля уменьшалась до 1/8. По понятиям мусульманской религии неравенство полов, полная зависимость жены и детей от мужа являлась естественной и необходимой. Женщина-татарка должна была согласовывать свое настроение с настроением мужа, угождать ему, быть кроткой и покор -ной. Строптивых жен разрешалось не только ругать, но и бить; Коран прямо предписывал: "А тех жен, непокорности которых Вы бои-мужчин подчас принимал деспотические формыт Попытки женщины найти защиту от гнета мужа у муллы, представителей местных властей заканчивались обычно озлоблением мужа и еще большим ухудшением ее положения в семье.

Приниженное положение женщины выражалось в том, что жена не имела права без разрешения мужа пригласить кого-либо в дом и даже посетить своих родителей. На улице она должна была идти поза-ди мужчины на определенном расстоянии. Об отношении к женщине говорят и пословицы того времени: "Юлэр хатынын мактар, акыллы атын мактар" /"Глупый хвалит свою жену, умный - своего коня"/, "Хатинга ышанма - бозга таянма" /"Не верь жене, не опирайся на лед"/.4

У татар еще в начале XX века бытовал обычай адата - избегание /"оялу"/, включавший целую серию запретов: жена не могла показаться перед родственниками мужа с открытой головой, руками, ногами, невестка избегала общения с родственниками мужа мужского пола в течение определенного времени, иногда несколько лет до совершения особого обряда, после чего этот запрет снимался.

Для казанских татар, как и других народов, исповедовавших ислам, было характерно соблюдение одного из наиболее суровых и консервативных принципов мусульманской религии - женского затворничества, представляющего целую систему правил поведения и норм повседневной жизни женщины. Хотя затворничество в большей мере явление городское, особенно характерное для состоятельных классов, оно бытовало в семейном быту и сельских татар. У татар -кряшен женского затворничества не было, женщина в семье обладала более равными с мужчиной правами. Очень редкими в семье кря-шен были оскорбления бранью или побоями.

Национальные и интернациональные ориентации в сфере профессиональной культуры

В современной семье все большую значимость приобретают такие ее функции как организация досуга, духовного развития ее членов. Изменение условий жизни современного сельского населения, повышение уровня образования, появление новых профессий активизируют культурную жизнь в селе, рождают широкие культурные запросы сельчан.

Наряд у с повсеместным распространением средств массовой информации, этому способствуют и возросшие возможности непосредственных контактов с городом и той культурой, которая еще в недалеком прошлом являлась привилегией горожан. С созданием густой дорожной сети, налаживанием работы транспорта, внедрением прогрессивной организации труда в сельском хозяйстве сельчане получают возможность достаточно часто бывать в городе /2/5 наших респондентов бывают в городе несколько раз в месяц и еще 2/5 - несколько раз в году/, где сосредоточены такие культурные учреждения как театры, филармонии, выставочные залы, музеи. Культурные потребности современных сельчан в значительной мере формируются и обеспечиваются и системой культурно-шефской работы, широко распространенной в стране. Традицией стали встречи деятелей культуры с тружениками села. Формированию эстетических взглядов, культурных запросов сельских жителей способствуют передвижные выставки из фондов музеев. Систематически выезжают в село на гастроли профессиональные театры: так,в 1976-80 годах профессиональные театры Татарии показали в селах республики 14,7 тысяч спектаклей. Сельские татары достаточно активно приобщаются к этим формам культурного время провождения: 88?э опрошенного населения более или менее часто бывают на гастрольных спектаклях театров и выступлениях концертных бригад в селе и посещают театры и концерты, когда бывают в городе, причем почти половина из них относится к числу постоянных зрителей, т.е. бывают на всех гастрольных спектаклях и концертах в селе и всегда посещают театры и концерты, когда бывают в городе.

Современные сельчане обладают достаточно широким крутом культурных интересов, о чем можно судить по использованию ими свободного времени, распределению досуговых занятий /табл.20/. У супругов в полных семьях с несовершеннолетними детьми преобладают домашние формы досуга. Внедомашнее проведение свободного времени существенно ограничено. И это характерно не только для сельских жителей Татарии, но и горожан других регионов.

В сравнении с данными 1967 года структура использования свободного времени заметно изменилась. Особенно разительно увеличение места таких видов культурного досуга как просмотр телепередач и чтение, являющихся наиболее распространенными среди

Похожие диссертации на Общее и этнически особенное в современной семье сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР)