Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семья и семейный быт современного Харбина Белая Евгения Григорьевна

Семья и семейный быт современного Харбина
<
Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина Семья и семейный быт современного Харбина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белая Евгения Григорьевна. Семья и семейный быт современного Харбина : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Белая Евгения Григорьевна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН].- Владивосток, 2009.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/400

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурный контекст существования китайской семьи

1.1. Мировые социально-демографические тенденции 28

1.2. Государственная семейная политика и брачно-семейное законодательство в КНР 39

1.3. Семья и быт в современном Китае 51

Глава 2. Трансформация современной семьи города Харбина

2.1. Модернизационные процессы в современной семье 67

2.2. Взаимоотношения в современной городской семье 83

2.3. Межэтнические браки 91

Глава 3. Материальная культура и быт современной харбинской семьи

3.1. Материальная культура харбинской семьи 105

3.2. Бытовой этикет современной семьи г. Харбина 126

Глава 4. Ритуалы в жизни современной китайской семьи

4.1. Роль религии в повседневной жизни городской семьи 144

4.2. Современный городской свадебный обряд 158

4.3. Родильные обряды 165

4.4. Похоронно-поминальные ритуалы 173

Заключение 185

Список использованных источников и литературы 192

Приложения 206

Введение к работе

Актуальность. Изучение института брака и семьи и семейного быта вносит существенный вклад в понимание общих закономерностей развития общества.

Семья является важнейшим социальным институтом, испытывающим влияние других институтов общества и, в свою очередь, влияющим на общество, тенденции и перспективы его развития. Именно семья выполняет важнейшую функцию воспроизводства населения, играет ключевую роль в социализации молодого поколения, в формировании и трансляции традиций культуры, определяющих этнокультурный облик населения.

Актуальность изучения семейно-брачной сферы обусловлена значительным повышением интереса к исследованию этой проблематики в мире с позиций определения общих тенденций развития семейно-брачных процессов в мировом сообществе. Это во многом связано с активными глобализаци-онными процессами, происходящими в развитых и в развивающихся странах в институте семьи и брака, в частности с увеличением численности межэтнических и межконфессиональных браков, изменением потребностей, структуры, этнического, конфессионального, социального, численного состава семьи, статуса её членов, семейно-брачных отношений, появлением новых форм организации семейного быта, снижением уровня детности и степени стабильности семьи и др. Актуальность изучения семьи в Китае обусловлена, с одной стороны, определенным сходством некоторых процессов модернизации семьи в мировом сообществе и в Китае, с другой — спецификой китайского общества, в котором институт семьи и брака имел традиционно и имеет в настоящее время высокую значимость.

Демографический и семейный кризис во многих развитых странах, попытки выработать эффективную государственную семейную политику диктуют особый интерес к процессам развития китайской семьи. Современная демографическая политика китайского государства, нацеленная на малодет-

ность, сталкивается с сохраняющимися традиционными установками на многодетность. Это в значительной степени замедляет ход социальных реформ на фоне всё возрастающей доли пожилого неработающего населения и сохранения традиционной семейной системы ухода за престарелыми членами общества.

В Китае, как и в других странах мира, быстрыми темпами развивается урбанизация общества. Необходимость этнографического изучения городской семьи определяется не только интенсивным развитием урбанизацион-ных процессов (ростом численности городского населения, повышением уровня его образования, формированием сложной социальной этнической конфессиональной структуры, улучшением системы бытового обслуживания населения и др.), но и той ролью, которую играет город как центр национальной культуры. Городское население всегда вносило большой вклад в. формирование культуры и быта народа, участвовало и участвует как в поддержании национальных традиций, так и в их трансформации и развитии новаций. В городе вырабатываются многие прогрессивные черты общественного быта, материальной культуры, модернизируются народные обычаи и обряды, возникают культурные новшества, оказывающие влияние на духовную жизнь всего народа.

Проблемы семьи и семейного быта быт, материальной культуры, обрядов жизненного цикла в Северо-Восточном Китае, в т.ч. в его центре — многонациональном городе Харбине, мало изучены. Они пока не стали объектом комплексного этнографического изучения. Сведения об этих аспектах жизнедеятельности китайского общества имеются лишь в немногочисленных работах отдельных исследователей. Монографические публикации по этим проблемам отсутствуют. В связи с этим этнографическое изучение современной семьи и семейного быта ведущего города на Северо-Востоке Китая может внести значительный вклад в углубление знаний о городской семье многонационального Китая.

И, наконец, изучение семьи в китайском обществе актуально в плане знания особенностей развития ближайшего к России и Дальнему Востоку соседнего государства. Исследование модернизации института брака и семьи в современном Китае, важно с позиций определения общих тенденций развития этих процессов как в мировом сообществе и его этнокультурных регионах, так и в приграничных государствах. Именно в Россию и прежде всего в ближайшие российские регионы устремляется основной поток китайской трудовой миграции и отчасти представителей «брачного рынка».

Степень изученности проблемы. В изучении семьи можно выявить работы трех уровней обобщенности: общетеоретические концепции; исследования путей развития института брака и семьи в работах представителей социальных наук с высоким уровнем генерализации — социологов, демографов, статистиков; гуманитарные исследования - работы историков, этнографов, филологов.

Общетеоретические попытки осмыслить семью как один из важнейших социальных институтов общества имеют давнюю традицию. Еще в XIX в. появились работы, авторы которых рассматривали историческое развитие семьи, ее структуры и функции, взаимосвязи семьи и общества. Этой проблеме посвящен труд Л. Г. Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (Л., 1934), где он разработал идею прогрессивного развития человечества. По его мнению, семья эволюционировала, проходя ряд последовательных стадий, причем моногамия была последней формой в этом ряду. Дальнейшее развитие теории семьи в антропологии связано с именем Дж. Мердока, который показал связь форм семейной организации с другими социальными институтами и культурными явлениями «Мердок Дж. Социальная структура», (М., 2003).

По мысли Ф. Энгельса в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (М.,1973), моногамия — первый тип семьи, в основе которого лежали экономические предпосылки - именно победа частной соб-

ственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Для моногамной патриархальной семьи характерны господство мужа над женой, ориентация на рождение детей; право на расторжение супружеского союза фактически закрепляется только за мужчиной.

Огромный вклад в исследование модернизации семьи в Новое и новейшее время внесли труды демографов. Француз Адольф Ландри, впервые создал концепцию «демографической революции» «Landry, A. La revolution demographique», (Paris, 1934) американский демограф Уоррен Томпсон «Population Problems», (New York - London, 1930) выявил различные типы демографического поведения — традиционный и современный. Американский ученый Френк Ноутстейн предложил термин «демографический переход» для обозначения тех фундаментальных демографических сдвигов, которые произошли в странах Европы в Новое время - снижение смертности и рождаемости, более поздняя брачность, уменьшение размера семьи, ее демократизация «Notestein F. Population. A long view//Shultz Т. (Ed.) The Food for the World» (Chicago, 1945).

Демографы, философы, социологи, статистики А.И. Антонов [1996, 2005], А.Г. Вишневский [1982, 1986, 1991, 1992, 1993], А.Г. Волков [1981 (а), (б); 1986, 1991], СИ. Голод [1994, 1998], СВ. Дармодехин [1993, 2001], В.В.Елизаров [1987, 1998], М.С Мацковский [1989], В.М. Медков [1996, 2007], А.Г. Харчев [1978, 1979], Э.К. Васильева [1981, 1985, 2006] и др. прослеживают путь развития института брака и семьи от традиционных форм до характерного для конца XX - начала XXI в. многообразия семьи с её многофункциональностью. Несмотря на разные теоретические подходы, все эти исследователи выражали активную обеспокоенность, кризисным состоянием современной семьи, ставя его в прямую зависимость от глобальных социальных изменений.

Демографы предложили новые подходы к исследованию семьи.

Так, А.И. Антонов и В.М. Медков продолжили движение в сторону исследования внутренней структуры семьи, обратились к микросоциологии се-

мьи. В их трудах с позиций социальной демографии артикулированы утверждения о крахе российской семьи, вызванном атрибутивными характеристиками индустриально-рыночной цивилизации; о кризисе, угрожающем самому существованию человеческого рода; о том, что возвращение к нормальному функционированию семьи фактически невозможно. Они выделяют специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации). Эти функции остаются низменными при всех трансформациях в обществе [Антонов, 2005; Антонов, Медков, 1996].

Демограф А.Г. Вишневский - руководитель авторского коллектива -изучает трансформацию современной российской семьи в глобальном мировом контексте. Он является автором концепции «консервативной модернизации», которая раскрывает противоречивое сочетание инновационных и консервативных тенденций развития семьи в социалистических странах (в том числе в России и в Китае), выявил различия в демографических интересах общества и интересах семьи и личности [Вишневский, 1991, с. 16-33; 1993, с. 110-120].

А.Г. Волков впервые рассмотрел семью как самостоятельный объект демографической науки. Ученый проследил эволюцию состава, типа и величины семьи, показал особенности ее демографического.развития применительно ко второй половине XX в. Проблемы брачно-семейных отношений российского городского населения рассматривались в исторической ретроспективе обычно с целью изучения эволюции демографической ситуации [Волков, 1981, 1986, 1991].

Исследуя семью как чрезвычайно сложное образование, В.В. Елизаров выделяет пять основных аспектов исследования семьи: семья как статистическая единица учета и наблюдения; семья как совокупность индивидуумов — носителей определенных социально-демографических ролей; семья как динамическая последовательность фаз жизненного цикла; семья как носитель определенных функций, реализация которых осуществляется сознательно и

обеспечивает нормальное существование и развитие членов семьи; семья как система, как диалектическая совокупность различных внутренних микроструктур: экономической, социальной, психологической, биологической [Елизаров, 1987, с. 19-21].

Философ М.С. Мацковский взял на вооружение системный подход и показал связь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций, исполняемых семьей, их иерархией. Им же показана диалектическая взаимосвязь между потребностями общества в институте семьи и потребностями личности в принадлежности к семейной группе [Мацковский, 1989, с. 42-43].

Социолог СИ. Голод одним из первых поставил вопрос о сохранении в новых условиях не просто нуклеарной семьи, а семьи моногамной, выявил исторические типы семьи - патриархальный, детоцентристский, супружеский, признал множественность идеальных типов семей, фактический плюрализм их моделей [Голод, 1994].

Гуманитарные исследования: работы историков, этнографов, филологов по проблемам семьи, в том числе городской. В основном к ним относятся работы постсоветской историографии перестроечного и постперестроечного' периода (с конца 1980-х гг. по настоящее время).

Оценивая современный уровень и состояние изученности проблемы семьи в России, можно отметить, что уже разработан широкий спектр вопросов, касающихся общих и региональных проблем семьи. Учеными из разных научных областей рассматриваются процессы формирования, функционирования, распада и модернизации семьи и др.

Среди публикаций, посвященных вопросам изучения городской семьи и семейного быта, наиболее актуальны для нашего исследования работы Л.А. Анохиной [1977], О.Р. Будины [1989], О.А. Ганцкой [1987, 1997, 1984], Ю.М. Гончарова [2002, 2003], М.Н. Шмелевой [1977, 1989, 1990, 1997], а также коллективный труд ряда авторов в книге «Семейный быт народов СССР»(М., 1990).

Известный этнограф М.Н. Шмелева одна из первых рассмотрела методологические проблемы изучения современной городской семьи на примере русского этноса. По ее мнению «при рассмотрении методологических аспектов этнографического изучения семьи от исследователя требуется как можно более глубокое проникновение в самые различные области быта горожан и учет особенностей исторического развития, как самих отдельных городов, так и всего общества в целом». Она также доказала, что «...в современном бытовом укладе городских жителей наряду с интенсивным отбором старых традиций, закрепляются новые обычаи. Поэтому семейный быт во многом традиционен, он содержит многие черты, связывающие его с прошлым, путем передачи информации из поколения в поколение» [Шмелева, 1997].

М.Н. Шмелева на материалах своих исследований определила основные составляющие материальной и духовной сторон быта, выявила их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Этнограф О.А. Ганцкая рассматривает общие свойства и этнорегио-нальные особенности семьи, приводя некоторые сведения о проблемах существования семьи в настоящее время, пытаясь проследить некоторые тенденции ее дальнейшего развития главным образом в России и лишь отчасти в сопредельных с ней странах. Она полагает, что «...без учета общности и региональных особенностей семьи в России, ее структуры и динамики поведения, трудно представить, какие условия необходимы в стране в целом и в отдельных ее регионах для осуществления социально-экономических преобразований (приватизации, проведения аграрной реформы и т.п.); для жизнеобеспечения людей, их выживания в кризисных ситуациях, для удовлетворения их духовных потребностей» [Ганцкая, 1987, 1997].

Историк Ю.М. Гончаров, изучая развитие семьи сибирских горожан, обуславливает актуальность своих исследований неразрывной связью современного города с народными традициями. Юрий Михайлович, указывает на то, что «Семья - своего рода социальный микрокосм, ее структура представляет собой микромодель большого общества. В ней в миниатюре заключает-

ся вся гамма общественных отношений. Социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений» [Гончаров, 2002].

Немалый вклад внесла в изучение городской и сельской семьи Дальнего Востока этнограф д.и.н. Ю.В. Аргудяева [1987, 1988, 1990, 1994, 2001]. В труде «Формирование и жизнедеятельность городской семьи Дальнего Востока» (Владивосток, 1990) она рассмотрела особенности демографической ситуации, сложившейся в Дальневосточном регионе; подробно изложила проблемы формирования и жизнедеятельности семьи, ее репродуктивных установок и стабильности, определяющие демографический потенциал Дальнего Востока её семейную обрядность. Ю.В. Аргудяева осветила также условия быта, состав и структуру семьи, развитие социальной инфраструктуры [Аргудяева, 1997].

Большое влияние на трансформацию семьи оказывают межэтнические браки. Особенности национально-смешанных браков рассматривались историками, демографами, этносоциологами и др. учеными, такими как Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов, А.А. Лебедева. [Арутю-нян Ю.В. и др, 1984]. Они полагали, что происходящее при этом взаимодействия этносов оказывают существенное влияние на становление новой социально-классовой структуры, формирование локальных субкультур, что в свою очередь дает возможность изучать взаимодействие этнических и социальных процессов в рамках семейных коллективов.

А.Г. Волков в своей работе «Этнически смешанные семьи в СССР, динамика и состав» (1989) выявил, что абсолютное большинство межэтнических браков с представителями другого народа является результатом уже завершившегося демографического перехода.

Межэтнические браки - феномен, возникающий в полиэтничных обществах в условиях неизбежных контактов в производственной, учебной, бытовой и других сферах. Традиции межэтнической брачности тем прочнее, чем продолжительнее и насыщеннее контакты и чем меньше имеют место искус-

ственные препятствия для браков между лицами разных национальностей. Отношение к этнически смешанным бракам может быть неодинаково у различных этносов и в разных социокультурных и половозрастных группах. [Междисциплинарные исследования ..., 2005, с. 268].

В последние десятилетия появились работы российских исследователей, содержащие этнографическую информацию о современной семье и браке китайских этносов (ханьцев и др.). В основном это разработки, посвященные проблемам смешанных браков, изменениям культуры и быта в поликультурных семьях. К проблемам межэтнических браков с китайцами обращались такие ученые, как А.Г. Афонина [2004], Д.А. Владимирова [2005], Е.В. Дятлова [1996], О.В. Почагина [2008] и др., но эта актуальная проблема сегодня недостаточна изучена.

Со второй половины XVIII в. в России стали печататься работы о Китае. На высоком уровне была изучена древнейшая, традиционная история и культура, общественная и частная жизнь, народные обычае китайцев. Одним из классиков отечественной ориенталистики, заложившим основы российской синологии XIX века был Н.Я. Бичурин. В своем исследовании «Китай в гражданском и нравственном состоянии» (М., 2002) он подробно рассматривает государственное устройство, систему образования, хозяйственную деятельность, уголовное право, обряды императорского двора, обычаи и нравы китайцев в XIX веке. Это исследование содержит полезную информацию о применении уголовного права к родственникам, а также позволяет сравнить традиционные и современные обычаи китайцев - брачные обряды, развод, обряды при родинах и похоронах, траур и др.

В сборнике трудов русского синолога И.Г. Баранова «Верования и обычаи китайцев» (М., 1999) представлен уникальный материал по народным праздникам, обрядам, связанным с рождением ребенка, свадьбой и похоронами, особенностями быта, обычаев и нравов китайцев XIX в.

Большой вклад в изучение китайской семьи, семейно-брачных отношений внесла российская классическая школа китаеведения, представленная рядом исследователей.

Л.С. Васильев в своей монографии «Культы, религии, традиции в Китае» (М., 2001), дал подробнейшие и наиболее четкие описания традиционной китайской семьи и других форм социальной организации в Китае, ритуальных практик различных религиозных школ, а также добротную библиографию.

Обширная информация о китайской семье содержится в работах этнографов М.В. Крюкова, В.В. Малявина, М.В. Сафронова. В своём труде «Этническая история китайцев на рубеже средневекового и Нового времени» (М., 1987) они, опираясь на этнографический материал, исследовали генезис института семьи, магические аспекты китайской традиционной культуры.

В.В. Малявин в ряде работ - «Китайская цивилизация» (М., 2003); «Мудрость китайского быта: Успех. Здоровье. Радость» (М., 2003) собрал важнейшие сведения о различных сторонах традиционного жизненного уклада китайцев. Он показал, что семья в своем развитии прошла большой и сложный путь. Семья являлась в конфуцианской культуре исходной ячейкой и моделью социума, а отношения между мужем и женой входили в число основных типов отношений между людьми. Одна из самых примечательных черт традиционного семейного быта китайцев - полное отсутствие каких-либо публичных знаков любовных отношений между мужем и женой. Такие знаки считались предосудительными уже потому, что давали повод усомниться в преданности мужа родителям. В.В. Малявиным также проанализирована роль ритуала в традиционной и современной культуре Китая.

Работа В.Я. Сидихменова «Китай. Страницы прошлого» (Смоленск., 2003) - одно из замечательных исследований, знакомящих нас с бытом китайской семьи. Автор не только подробно описал традиционные китайские обряды, но и познакомил читателей с особенностями восприятия иностранными исследователями многих моментов семейной жизни Китая.

В.Я. Сидихменов показал, что традиционная китайская семья строилась на основе своеобразной субординации. Все недоразумения и конфликты между членами семьи разрешались по принципу главенства старшего над младшим, родителей над детьми, мужа над женой. При такой системе всякие ссоры в семье быстро прекращались. Единство семьи достигалось не путем компромиссов, равных жертв или уступок со стороны всех ее членов, а только путем односторонней жертвы младших. Большая, нераздельная семья должна была во всем повиноваться всевластному отцу - патриарху. Преданность китайцев домашнему очагу создавала иллюзию мира и согласия в семьях. Но мнимые мир и согласие опирались на законы насилия и слепого послушания. Китайская семья представляла собой как бы единое целое: и горе и радости разделялись всей семьей. Если один из членов семьи в чем - либо преуспевал и достигал высокого служебного положения, то вся его семья в глазах окружающих достигала такого же положения. Если же один из членов семьи совершал преступление, то вся семья наказывалась наравне с ним.

Широкий спектр демографических проблем, в т.ч. семьи и ее модернизации, основательно изучается российскими историками в аспекте трансграничных отношений. Огромный вклад в изучение проблем китайской миграции и международного взаимодействия в регионе внесли ученые В.И. Дятлов [2000], В.Л. Ларин [2004] др. Миграция населения играет огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования и оказывая существенное влияние на население, в том числе на семью и быт. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики, развитием социальной сферы и размещением отраслей производства в разных регионах.

Я. М. Бергер [2001, 2002] рассмотрел в своих работах процесс демографического перехода Китая на фоне глобальных перемен, государственную политику в отношении рождаемости, итоги и перспективы планирования семьи в переходный период.

О.В. Почагина [1997, 1999, 2002, 2003, 2005, 2008] является одним из немногих отечественных специалистов, изучающих институт современной семьи в Китае. В ее работах дается пример типологии китайской семьи, анализ семейного законодательства КНР, специфика модернизации семьи, трансформация семейных ценностей и брачного поведения молодежи, модели семейной организации, социокультурные и социопсихологические аспекты старения населения Китая

Исследователь О.В. Манухина в диссертационной работе «Институт семьи и брака в Китае в период реформ и открытости» (М., 2007) основываясь на работах российских и зарубежных исследователей, провела комплексный научный анализ современного института семьи и брака. Она провела сравнительное изучение семьи в китайском и других обществах, относящихся к конфуцианскому культурному региону, выделила исторический аспект в структуре и функции семейной организации китайцев, показав, что семья, будучи важнейшим социальным институтом, оказывает влияние на ход исторического развития общества. Ею был также дан анализ процесса трансформации взглядов на рождение и воспитание детей в модернизирующемся китайском обществе.

Т.А. Еремкина в своем диссертационном исследовании «Тенденции развития современной китайской семьи (философско-антропологический анализ)» (Чита, 2007), не только анализирует генезис китайской семьи с момента формирования до современного периода, но и рассматривает семейную политику, проводимую в КНР, обобщает теоретический анализ трансформационных процессов, происходящих в семье на современном этапе.

Проблемы современной семьи рассматривались и в работах китайских исследователей. Выделяется коллективный труд сотрудников Шаньдунского университета КНР Дин Вэня и Сюй Циньлина «Трансформация современной китайской семьи» (Цзинань, 2001). Это одно из самых известных в научных кругах Китая исследований современной китайской семьи за последнее вре-

мя. Работа отличается применением современных методологических приемов, содержит большое количество статистических данных.

Монография Гу Цзяньтаня «Брак и семья в Китае. Проблемы народонаселения» (М., 1989) содержит ценные статистические данные и тщательный анализ проблем семьи, брака.

Диссертация на соискание ученой степени д.и.н. Юй Хуалиня «Исследование культурной трансформации современной китайской семьи» (Пекин, 2002) заняла достойное место среди трудов китайских исследователей, посвященных трансформации китайской семьи в XX в. В работе выделены периоды модернизации китайской семьи: республиканский (1911-1949 гг.), тоталитарный (1949-1978 гг.) и период реформ и открытости (с 1978 г. — до настоящего времени).

Определения разных форм брака даны в известной монографии Вэн Чжигуана «Семейная этика и китаец» (Куньмин., 2002). В своем труде он раскрывает социальную сущность семьи и тенденции развития китайской семьи в современном обществе. Главная идея работы - определяющая роль экономических отношений в формировании исторических типов семьи. Автор называет семь особенностей института брака в современном Китае: 1) сокращение численного состава семьи; 2) более поздние сроки вступления в брак; 3) неуклонный рост количества разводов; 4) увеличение количества повторных браков; 5) быстрое увеличение числа международных браков; 6) очевидное изменение взгляда на брак и семью; 7) появление множества проблем, связанных с браком.

Чжан Вэньцзюань, другой специалист по семье, Геронтологического центра при Пекинском университете выделила главные причины изменения моделей семьи, структуру ценностей, связанных с процессами модернизации и глобализации. Все больше семей состоят из одного человека, а также из двух «несмежных» поколений - например, из бабушки с дедушкой и внуков. Заметно сокращается доля «традиционных семей» - по статистике 1990 года семьи из одного человека составляли 12,52%, традиционные семьи - 67,27%;

по статистике 2000 года эти показатели составляли 22,28% и 55,86% соответственно. Эти изменения связываются, прежде всего, с миграционными процессами. «Миграция молодежи и средневозрастных категорий населения -важная причина, вызывающая перемены в структуре семьи» подчеркивает Чжан Вэньцюань [URL: ].

По его мнению, в процессе урбанизации и модернизации в Китае люди стали уделять больше внимания личности человека и стремиться к жизненным благам. Современные китайцы всё более ценят собственную индивидуальность и развлечения, нежели институт брака. Функции брака в современном китайском обществе слабеют. Помимо объективных причин важным мотивом для холостяцкой жизни является осознанный выбор одиночества как образа жизни, либо поздний брак. Очень большое количество -молодежи предпочитает жить в «гражданском браке», без бракосочетания, и этот феномен в настоящее время нормально воспринимается обществом. Брак теряет свою ценность.

Специалист по вопросам семьи и брака, научный сотрудник Научно-исследовательского института Всекитайской федерации женщин Чэнь Синь-синь считает, что в XXI веке в вопросах брака в Китае проявилась тенденция к многообразию, формы семьи становятся различными. Мужчина и женщина не будут жить за счет других, личные права будут уважаться, жизнь сохранит тенденцию к индивидуализации [Renminribao 2007/ 06/14].

Китайские журналисты из газеты «Жэньминь жибао» он-лайн выявляют семьи так называемой модели «АА», главная особенность которых - несение обоими супругами расходов в равной мере и невмешательство в финансовые дела друг друга. Молодые супруги в семьях типа «АА» имеют, как правило, три кредитные карточки - по одной на каждого и одну общую. Семья модели «АА» становится все более популярной среди молодежи. Специалисты подчеркивают, что финансовая сторона — самый важный элемент семьи модели «АА». В большинстве случаев семьи этого типа образуют «бе-

лые воротнички», люди с высшим образованием, специалисты и профессионалы. В целом, в семьях модели «АА» уровень образования и доходов супругов не отличаются. Как правило, такие семьи бездетны. Инициатива обустройства семьи по этой модели, как правило, исходит от мужчины [URL: ].

Таким образом, российские и зарубежные исследователи создали много работ, посвященных разным аспектам семейной жизни в Китае. Традиционная китайская семья и обряды жизненного цикла хорошо изучены как в России, так и за рубежом. Существуют работы высокого теоретического уровня, посвященные демографической модернизации в глобальном масштабе и работы эмпирического уровня, посвященные конкретно китайской семье. Однако современная китайская семья пока редко становится предметом специального изучения в России. Отсутствуют и междисциплинарные исследования процессов трансформации и повседневной жизни современной китайской городской семьи.

Цель работы - исследовать характерные особенности формирования и функционирования семьи, семейного быта в г, Харбине в конце XX - начале XXI в. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

Задачи: -исследовать социокультурный контекст существования китайской семьи; -проанализировать трансформацию современной семьи города Харбина; -отразить материальную культуру и быт современной харбинской семьи; -описать ритуалы в жизни современной городской китайской семьи.

Объектом исследования является современная городская семья КНР.

Предмет исследования - динамика структуры, быта, обрядов жизненного цикла современной городской семьи на примере г. Харбина.

Территориальные рамки работы. Исследование проводилось в 2005-2007 гг. в столице китайской провинции Хэйлунцзян - г. Харбине. Выбор этого города для этнографического исследования не случаен. В настоящее время г. Харбин - крупный развивающийся политический, финансово-

экономический административный и научный центр Северо-Востока Китая с населением в 4642,4 тыс. чел. В созданном русскими городе, который адаптировался к культуре азиатской страны, помимо представителей основного китайского населения - ханьцев, проживают десятки разных народов, взаимодействуют многообразные культуры и традиции [Крадин, 2001, с. 321]. Население Харбина быстро растет за счет трудовых мигрантов из деревень провинции Хэйлунцзян, отчасти за счет эмигрантов из других стран и, прежде всего, соседей - России.

Хронологические рамки исследования - с 1980-х годов XX в. до наших дней. С 1980-х годов в КНР стали проводиться экономические и политические реформы, быстрыми темпами происходят изменения в сферах труда, быта, вследствие чего меняются формы семейных отношений.

Методология и методы исследования. Изучение современной семьи и брака является междисциплинарным направлением, включающим исследования в области истории, этнографии, демографии, социологии, юриспруденции и других наук.

Этнографическая часть работы опирается на теории и исследования в области изучения семьи [Ю.В. Арутюняна, 1999; Ю.В. Бромлея, 1983; О.А. Ганцкой, 1987, 1997; А.Г. Харчева, 1979, 1978]; изучения тендерных аспектов семейного быта [Н.А. Пушкаревой, 1997 др.]; процессов трансформации китайской семьи и общества - [Фэй Сяотуна, 1989 и др.].

Важнейшими для этнографического исследования семьи и семейного быта являются понятия «семья» и «быт». Существует множество терминологических объяснений термина «семья», данных историками, этнографами, демографами, философами и др. Классическое определение семьи дано Дж. Мёр доком: «Семья - социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, экономической кооперацией, совместным участием в биологическом и социальном воспроизводстве» [Социальная структура, 2003, с.19].

Понятие «быт» как одну из важнейших сфер жизни общества, охватывающую все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности, постоянно используют в своих исследованиях различные ученые. Они считают быт материальной и культурной средой, в которой происходит удовлетворение потребностей в жилище, пище, одежде, развлечениях, состоянии здоровья и т. п. Даже из такой обобщенной характеристики видно, сколь значителен быт для этнографии и сколь важен этнографический аспект в его определении. Близкое толкование дано Н.Н. и И.А. Чебоксаровыми, которые под бытом понимают «специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, т. е. в постоянно стабильно возникающих в течение дня, года, жизни ситуациях, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей» [Н.Н. Чебоксаров, И.А. Чебоксарова, 1985, с. 24].

При описании семейных ритуалов использовалось определение китайской цивилизации В.В. Малявина как «цивилизации ритуала».

Применение указанных концепций не только позволяет применять разработанный ими терминологически - категориальный аппарат, но и вооружает исследователя конкретными методиками, схемами интерпретации источников, способами типологии и классификации эмпирического материала [Малявин, 2003, с. 113].

Важное значение для разрабатываемой проблемы имеет положение Н. Смелзера. По этому автору модернизация семьи означает структурную дифференциацию ее функций. В прошлом традиционная семья имела усложненную структуру - она была большой и многопоколенной, включала родственников и домочадцев, живущих под одной крышей. К тому же она была многофункциональной: отвечала не только за репродукцию и эмоциональную поддержку, но и за производство (домохозяйство), образование (неформальная родительская социализация), поддержку инвалидов и престарелых, отправление религиозных обрядов. В современных обществах институт се-

мьи подвергся структурной дифференциации. Структура семьи существенно упростилась: она стала небольшой по размеру и нуклеарной. Современная семья утратила множество своих функций. Функция трудоустройства перешла к корпоративным институтам. Образование осуществляется в школах и др. учреждениях. Престарелых людей обеспечивает пенсионная система. Смелзер считал, что новые дифференцированные институты выполняют свои функции более эффективно, чем семья, но порождают проблему общей координации действий. Возникает также проблема конфликта традиционных и новых ценностей: например, производство ориентируется на коммерческую выгоду, а семья - на выживание и гармонию интересов всех членов. Модернизация может порождать как позитивные, так и негативные последствия для личности и семьи [Smelser, 1960, р. 268-284].

Из демографии были заимствованы используемые в работе концепции демографической революции, первого и второго демографического перехода. Французский демограф А. Ландри и американский У. Томпсон первыми заговорили о разных типах демографического поведения, о глубоких качественных различиях между ними, возникающих вследствие эпохальных исторических перемен. Эти идеи положили начало концептуализации взглядов на современный этап мировой демографической эволюции, оформившихся впоследствии в теорию демографического перехода. Термин «демографический переход» был предложен в 1945 г. американским демографом Ф. Ноутстей-ном, получил широкое распространение для обозначения тех фундаментальных демографических сдвигов, которые А. Ландри называл «демографической революцией». В России сторонниками концепции модернизации семьи являются А.Г. Вишневский и его соратники [Демографическая модернизация России ..., 2006].

Первый демографический переход характеризовался возросшим контролем над рождаемостью, который привел к ее сокращению. За счет улучшения медицины сократилась смертность, особенно детская. Уменьшилась

брачность, увеличился брачный возраст. Возросла свобода в выборе партнера; происходила эмансипация женщин.

Второй демографический переход связан с не менее фундаментальными сдвигами в жизненном цикле человека, чем первый: еще более расширяется свобода выбора брачного партнера и форм совместной жизни, еще более ответственным становится подход к последствиям сексуальных отношений, чему соответствует более высокая, чем прежде, эффективность планирования сроков появления потомства.

В работе использованы методы исторического, тендерного, социологического, демографического и этнографического исследования: сравнительно-исторический и историко-генетический; статистический (количественный) анализ, анкетирование, создание электронной базы данных и компьютерный анализ результатов, семиотический метод (социо-прагматический анализ); качественный анализ и др.

В качестве практических методик сбора материала применялся метод наблюдения (простого и включенного), опрос информантов, интервьюирование, фото и видеосъемки результатов полевых исследований.

Источниковую базу исследования составили полевые материалы автора, неопубликованные и опубликованные материалы.

Среди неопубликованных материалов первенствующее значение для нас имеют историко-этнографические источники. К ним относятся полевые опросы и наблюдения автора в китайских и межэтнических семьях г. Харбина. Всего автором в период 2005-2007 гг. было опрошено по углубленной программе 45 информантов, проведены личные наблюдения семейных обрядов, получены фото и видеоматериалы. Помимо, этого автором по разработанной самостоятельно анкете «Быт, семья и свободное время» был проведен социологический опрос 300 человек по методике «снежного кома» [Приложение 4]. Опрашивались представители различных, социально-профессиональных и демографических групп (служащие, студенты, преподаватели, домохозяйки и др., 20^0 летнего возраста, состоящие в браке и про-

живающие в г. Харбине). Анкета, переведенная на китайский язык, состоит из закрытых и открытых вопросов [Приложение 4]. Полученные данные подверглись компьютерной обработке при содействии научного сотрудника института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Е.А. Плаксена.

Среди опубликованных историко-этнографическхе источников особый интерес представляет свод конфуцианских канонических текстов - Конфуцианское «Четверокнижие» («Сышу») (М., 2004). Свод включает переводы трактатов: «Мэнцзы», «Да сюэ», «Чжун юн», «Лунь юй» и содержит описание традиционных семейных норм, взаимоотношений, ритуалов, на основе которых функционировала традиционная китайская семья на протяжении ряда столетий.

Репрезентативным источником по семейным отношениям в современном Китае является труд Лю Сумэя и Е.Н. Румянцева «Китай, каким я его знаю» (М., 1999). Книга представляет собой мемуары бежавшего из Китая Лю Сумэя в переводе Е.Н. Румянцева. Для нашего исследования чрезвычайно полезными оказались описания реальной ситуации с нарушением закона властями при проведении в жизнь политики планирования рождаемости.

Одним из основополагающих опубликованных источников для изучения современной семьи в Китае являются Конституция государства, в статьях (Ст. 25, 49) которой констатируется, что «Государство проводит плановое деторождение, с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития»; «Оба супруга должны осуществлять плановое деторождение». (Сопоставляются и анализируются законы о браке и семье).

Закон КНР о браке определяет основные нормы семейно-брачных отношений, принципы семейного права - моногамность, равноправие полов, права детей и престарелых и т.д

Уголовный кодекс КНР (Ст. 258 и 259) защищает основополагающие моральные нормы китайцев и предусматривает наказание за инцест, неле-

гальные аборты, полигамию и полиандрию [Современное уголовное ... , 2000].

В КНР имеются и другие законодательные акты, отражающие особенности китайской семьи и ее функционирования. Так, например, в статье 18 Закона «О народонаселении и плановой рождаемости», принятого 1 сентября 2002 года, сообщается, что государство поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребенка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребенка, вместе с тем, в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребенка. В этой же статье закреплено, что «национальные меньшинства тоже обязаны осуществлять плановую рождаемость».

В ряде решений и постановлений Госсовета Китая предусматривается решительная борьба с преступной деятельностью лиц, занимающихся проституцией и похищением женщин и детей с целью бизнеса [Решение Госсовета ..., 1989; Решение Госсовета ... , 1991].

Важнейшую группу опубликованных материалов составляют статистические источники. Правительство Китая, исходя из необходимости формирования стратегии развития и нужд управления основными социальными процессами, проводит значительную работу по исследованию народонаселения, семьи, городской молодежи КНР. Каждые 10 лет осуществляется всеобщая перепись населения, часто проводятся также выборочные обследования. Данные статистических обследований позволяют судить о таких важнейших показателях семейной жизни как доход, обеспеченность жильем, рождаемости и смертности, соотношении полов и др1.

'Городское население Китая. Статистический справочник. Пекин: Изд-во Цинхуа, 1985. 202 с. = [Чжунго чэнчжэнь жэнькоу цзыляо шоуцэ. Бэйцзин: Цинхуа чубаньшэ, 1985]; Данные выборочного опроса о положении женщины в обществе, 2001 = [Ди эр ци чжунго фунюй шэхуй дивэй чоуян дяоча чжуяо шуцзю гунбао] // Сайт ГСУ КНР, 2004. -URL: . baidu. com (дата обращения 30.10.2004); Данные социологического опроса городской молодежи КНР о состоянии жизни молодежи. Пекин, 1998. 50 с. = [Дандай чжунго чэнши циннянь чжуанкуан дяоча вэньцзюань цзи тунцзи цзего. Бэйцзин: Жэньминь чубаньшэ, 1998]; Доклад об общественном благосостоянии и социальном прогрессе в Китае за 1999 г. / Гл. ред. Ши Чжэнсинь. Пекин: Изд-во Дружба, 2000. 158 с. = [Чжунго шэхуй фули юй шэхуй цзиньбу баогао. 1999. Бэйцзин: Юи чубаньшэ, 2000]; Изучение феномена

Для глубокого изучения семейной проблематики нами использовались также материалы официальной статистики, заявления и документы официального характера.

Важными опубликованными источниками являются материалы СМИ, как печатные, так и электронные, особенно публикации официальных газет агентства Синьхуа и др. В диссертации широко используются публикации га-

однодетных родителей. Шанхай: Изд-во Культура, 2003. 120 с. = [Душэн цзынюй янъюй душэн цзынюй: Чжунго «душэн фуму сяньсян» яньцзю чжии. Шанхай: Вэньхуа чубаньшэ, 2003]; Исследование семейной жизни китайцев за 1993 = [И цзюцзю сань нянь Чжунго цзюйминь цзятин шэнхо дяоча] // Сайт ГСУ КНР, 2004. -URL: . baidu. Com (дата обращения 08.08.2004); Материалы всеобщей переписи населения 2000 г. Пекин: Изд-во Культура, 2002. 276 с. = [Чжунго 2000 нянь жэнькоу пуча цзыляо. Бэйцзин: Вэньхуа чубаньшэ, 2002]; Новое состояние: доклад о современной городской молодежи Китая. Пекин: Китайское законодательство, 1999. 85 с. = [Синь чжуантай: дандай чэнши циннянь баогао. Бэйцзин: Чжунго чжифа чубаньшэ, 1999]; Общие материалы всеобщей переписи населения КНР за 1982 г. = [Гуаныой ицзгобаэр нянь жэнькоу пуча чжуяо шуцзы дэ гун-бао] // Сайт ГСУ КНР, 2004. -URL: . baidu. com (дата обращения 15.10.2004); Основные материалы по доходам городских семей в КНР в отдельных районах КНР. Пекин, 2002. 106 с. = [Гэдицюй чэнжэнь цзюйминь цзятин шоучжи цзибэнь цинкуан. Бэйцзин, 2002]; Островский А.В. Обеспеченность населения жильём в КНР в условиях перехода к рынку (по материалам 5-й Всекитайской переписи населения 2000 г.) // Аналит. вестн. М., 2004. № 14 (234). Ч. 2. С. 3-15; Открытая публикация данных выборочного опроса 1% населения КНР в 1995 г. Пекин: Китайское законодательство, 1996. 46 с. = [И цзюцзюу нянь цюаньго и па жэнькоу дяоча гунбао. Бэйцзин: Чжунго чжифа чубаньшэ, 1996]; Положение женщин в Китае. Пресс - канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 1999. 102 с. = [Чжунго нюйжэнь шэхуэй дивэй чжуанкуан. Бэйцзин: Гохуэй чубаньшэ, 1999]; Пятая всеобщая перепись населения КНР. 2000 г. = [2000 нянь Чжунго цюаньго жэнькоу ди у цы пуча] // Сайт ГСУ КНР, 2004. -URL: . baidu. com (дата обращения 28.07.2004); Семейный бюджет и расходы горожан КНР. Материалы обследования за 1990 г. Пекин: Изд-во Цинхуа, 1991. 395 с, табл. = [Чжунго чэнчжэнь цзюйминь цзятин шоу чжи дяоча цзыляо. Бэйцзин: Цинхуа чубаньшэ, 1991]; Социальная трансформация и развитие городов в Китае (1840-1949 гг). Пекин: Изд-во культура, 1998. 225 с. = [Цзиньдай Чжунго чэнши фачжань юй шэхуй бяньи 1840-1949. Бэйцзин: Вэньхуа чубаньшэ, 1998]; Статистические данные выборочного опроса одной тысячной населения КНР за 1997 г. = [И цзю цзю ци нянь цюаньго цяньфэнь чжии жэнькоу чоуян дяоча шуцзюй]. -URL: . baidu. com (дата обращения 10.01.2002); Статистический отчет о социальном и экономическом развитии КНР за 2003 г. = [Чжунхуа жэньминь гунхэго эрлинлинсань нянь гоминь цзшщзи хэ шэхуй фачжань тунцзи гунбао] // Сайт ГСУ КНР, 2004. -URL: . baidu. com (дата обращения 01.04.2004); Четвертая всеобщая перепись населения КНР 1990 г. // Сайт ГСУ КНР, 2004 = [2000 нянь Чжунго цюаньго жэнькоу ди сы цы пуча]. -URL: . baidu. com (дата обращения 25.05.2004); Statistical Abstract of the United States, 2001 / U.S. Department of Commerce. Washington, 2002. P.9; Statistical Abstract of the United States, 2002 / U.S. Department of Commerce. Washington, 2003; The 1982 Population Census of China (Major Figures). The Population Census Office under the State Council. The Department of Population Statistics of the State Statistical Bureau. Hong Kong, 1982. P. 3

зет «Жэнь-минь жибао», «Чжунго гайгэ бао», «Чжунго циннянь бао» и др. в авторском переводе.

Комплексный анализ всех выявленных источников позволяет решить поставленные в диссертации задачи.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Китай является ареной бурных социально-демографических процессов. Там одновременно сосуществуют феномены, свойственные традиционной культуре, первому и второму демографическим переходам, что порождает как инновационные социальные формы, так и кризисные и маргинальные явления.

  2. Современная городская семья в КНР не похожа на традиционную китайскую семью. Различны не только размер семьи и ее структура; кардинальной трансформации подверглись основные семейные ценности. Соответствующим образом изменились и внутрисемейные отношения.

  3. С началом периода реформ и открытости материальная культура и быт китайской городской семьи быстро меняется. На этот процесс активно воздействовали такие факторы, как вестернизация и глобализация китайского общества, все большая открытость Китая внешнему миру, повышение уровня жизни населения, демографическая и семейная политика властей КНР.

  4. Содержание, характер и социальное значение ритуалов в жизни китайской городской семьи значительно трансформировались. На материалах исследования обрядов жизненного цикла и повседневных ритуалов в г. Харбине удалось выявить три основных типа трансформации ритуала: 1) традиционные элементы ритуала сохраняются, но меняют свой смысл, включаясь в иной социокультурный контекст (пример - чайная церемония); 2) новые элементы ритуала накладываются на традиционную матрицу культуры (пример - свадебный и погребальный обряд); 3) традиционная обрядность утрачивается, но элементы повседневной жизни приобретают новую ритуально-символическую значимость (пример - современные родильные обряды).

  1. Городская семья в КНР (на примере г. Харбина), кардинально отличается от традиционной китайской семьи, находится в состоянии активнейшей трансформации и поиска новых форм и ценностей.

  2. Современное состояние китайской семьи, ее быта и ритуалов важно для понимания особенностей менталитета современной китайской цивилизации.

Научная новизна. Диссертация является первым комплексным исследованием процессов современной трансформации городской китайской семьи. Впервые выявлена динамика и региональная специфика семейных отношений, быта, материальной и духовной культуры у городского населения Северо-Восточного Китая. Автором изучены конкретные формы и тенденции развития современных обрядов жизненного цикла, определено соотношение традиций и инноваций в жизни современной городской семьи. С использованием методов включенного наблюдения, интервьюирования, фотосъемки, аудио и видеозаписей получены новые этнографические материалы. В научный оборот введен значительный объем новых источников на китайском языке.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при проведении дальнейшего изучения семьи в странах АТР; при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по истории, этнологии, социологии, культурологии; при разработке социальных программ защиты женщин, детей, брака и семьи в Китае. Приложения к диссертации могут дать визуальный материал для новых этнографических исследований, презентаций, выставок и т.д.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были апробированы в докладах, сделанных на международных конференциях «6-й Международный форум стран АТР» (Владивосток, 2005); «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI в.» (Владивосток, 2005, 2007); «Cultural exchange in East-Sea Rim and the Maritime Territory» (Пусан, 2008); российской конференции «Молодежь и наука -

третье тысячелетие» (Красноярск, 2005). По теме диссертационного исследования опубликовано 16 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах перечня ВАК РФ), общим объемом 5,5 печ. листов. Автор имеет также научно-популярные публикации в китайских электронных СМИ (ChinaPRO. «Шиши - город «оборванных» миллионеров» 12.01.2009 и др.).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и 11 приложений, содержащих таблицы, анкеты, документы и многочисленные фотографии, на которых запечатлены жизненные эпизоды городского населения Харбина. Текст диссертации содержит 266 страниц, список использованной литературы и источников включает 236 наименование трудов отечественных и зарубежных авторов.

Мировые социально-демографические тенденции

XX столетие стало для всего мира временем огромных изменений, которые можно назвать демографической модернизацией.

Демографические перемены затрагивали глубочайшие пласты человеческого бытия. Они охватили матримониальное, прокреативное, сексуальное, семейное, жизнеохранительное, миграционное поведение людей, чрезвычайно сильно повлияли на становление нового типа личности человека, его интеллектуального и эмоционального мира, на его индивидуальный жизненный путь [Демографическая модернизация России ... , 2006, с. 9]. Совокупность этих перемен и составляет содержание демографической модернизации. Эту модернизацию следует рассматривать в контексте общих процессов модернизации многих стран (в том числе и Китая), за исторически короткое время превратившихся из аграрных, крестьянских, сельских, малограмотных в промышленные, городские и высокообразованные. Демографическая модернизация Китая есть неотъемлемая часть всемирной демографической модернизации, глобального «демографического перехода», начавшегося в Европе в конце XVTII века и - в мировых масштабах - не завершившегося еще и поныне.

По определению А.Г. Вишневского демографический переход — это переход от традиционного равновесия высокой смертности и высокой рождаемости к новому равновесию низкой смертности и низкой рождаемости. И по своей сути, и по своим последствиям он представляет собой подлинную революцию, которая кардинально обновляет, модернизирует тысячелетние социальные механизмы, управляющие воспроизводством человеческих поколений [Там же. С. 10].

Выделяют две стадии демографической модернизации: первый и второй демографические переходы.

Первый демографический переход характеризовался возросшим контролем над рождаемостью, который привел к сокращению рождаемости в старших родительских возрастах и, соответственно, снижению общей рождаемости в целом. Степень индивидуально-семейного контроля над рождаемостью возрастала синхронно с возрастом, длительностью брака и очередностью рождений. Снижение рождаемости в старших возрастах вело к снижению среднего возраста материнства и даже в некоторой степени усилило тенденцию к снижению возраста вступления в брак к середине 1960-х годов (в развитых странах).

Контрацептивная революция развернулась в западных странах во второй половине 1960-х годов и открыла дорогу второму демографическому переходу — новейшему этапу рационализации семейного планирования.

Второй демографический переход характеризовался еще более расширенной свободой выбора брачного партнера, подходом к последствиям сексуальных отношений. Одним словом, возрастают возможности каждого человека управлять своей индивидуальной судьбой. «Супружество более не обязательно предполагает совместное проживание, совместное проживание возможно без заключения брака, деторождение далеко не всегда происходит в браке и на место стандартной последовательности событий в индивидуальных биографиях приходит разнообразие индивидуальных жизненных путей» [Там же. С. 138].

Второй демографический переход — новейший этап демографической модернизации, в который даже продвинутые западные общества вступили сравнительно недавно — в последней трети XX века. Критерием начавшихся перемен может служить снижение рождаемости у женщин до 20 лет и повышение возраста вступления в первый брак до 26 - 28 лет.

Пусковым механизмом демографического перехода служит одно из главных и наиболее бесспорных достижений Нового времени - снижение смертности. На протяжении тысячелетий господствовала высокая ранняя смертность. Чтобы цепь человеческих поколений не прервалась, высокую смертность прошлых эпох должна была уравновешивать высокая рождаемость. Высокая смертность и рождаемость предопределяли характер тендерных отношений, статус различных половозрастных групп, смысл и дух таких институтов, как семья, брак или наследование.

По мере того, как успехи медицины и повышение уровня жизни привели к снижению смертности, особенно детской, приспособленные к высокой смертности институциональные формы, социальные и культурные нормы и правила все более утрачивали смысл, в лучшем случае, становились ненужными, в худшем - опасными. Полное обновление возводившейся тысячелетиями системы норм и правил, охранявших высокую рождаемость и закрепленных во всех культурах и религиях, их приспособление к кардинально изменившимся условиям выживания поколений становилось категорическим императивом времени. Миллионы людей ощущали это и начинали исподволь менять свое повседневное поведение, все более и более отдаляясь от веками заведенного порядка [Там же. С. 11].

Демографическая революция началась в то же время, по тем же историческим причинам и имела столь же всеобъемлющие всемирные последствия, что и промышленная революция в Англии и французская политическая революция. Но, в отличие от них, она долгое время оставалась неосмысленной. Если термин «промышленная революция» был введен Ф. Энгельсом еще в 1845 году [Энгельс, 1955], то термин «демографическая революция» появился и даже был вынесен в название книги Адольфа Ландри только в 1934 г. [Landry, 1934].

Модернизационные процессы в современной семье

Харбин - административный центр провинции Хэйлунцзян, один из крупнейших городов Северо-Восточного Китая - расположен у реки Сунгари. Городское население Харбина около 4,6 млн. чел., с пригородами почти 10 млн. чел. Город состоит из 7 районов и 12 уездов. По экономическим показателям Харбин занимает 13 место в КНР среди 187 крупнейших городов.

В настоящее время Харбин самый посещаемый россиянами крупный город Китая. Россияне приезжают туда как туристы, для ведения бизнеса, лечения, получения образования и т.д. В Харбине образовалась многочисленная российская диаспора, с помощью которой ученому легче войти в китайское общество для изучения современной городской семьи. Образуются также российско-китайские семьи, и заключаются браки россиян с другими иностранцами. Именно благодаря четырехлетнему проживанию в г. Харбине автору удалось собрать материал для настоящей диссертации.

В конце XX столетия в культуре китайцев наблюдаются значительные позитивные изменения, обусловленные бурным ростом экономики, ликвидацией неграмотности, повышением образовательного уровня широких слоев китайского городского населения. Рост образования повлек за собой изменение структуры потребностей, среди которых все большее значение приобретают духовные ценности и расширение круга интересов.

Выборочная совокупность исследования составила 300 чел.; все 300 анкет - интервью прошли статистическую обработку. Опрошенные состоящие в браке и проживающие в Харбине, служащие, студенты, преподаватели, домохозяйки, т.е. представители различных социально-профессиональных и демографических групп. Возраст респондентов: 20-25 лет (8%), 26-30 (53%), 31-40 (36%), 41 год и старше (3%). Контингент обследованных составили преимущественно молодые семьи. Для большинства это первый и по любви брак (87%); по наставлению родителей в него вступили 5%, 2% — по договоренности между родителями жениха и невесты; второй раз женились или вышли замуж 5%. Большинство (78%) состоят браке 2-5 лет; за ними следует категория с семейным стажем 6-12 лет (12%) и те, кто вступил в брак около года назад (9%), лишь 1% опрошенных заключили свой брак свыше 11 лет назад. Женщины праздновали свадьбу, когда им было 21—27 лет, мужчины — 24-32 года. (1% - на вопросы не ответили).

Опрошенные нами 300 чел. (поровну женщин и мужчин) представляли 150 семей, состоявших из супругов и их несовершеннолетних детей. По национальному признаку среди респондентов превалировали китайцы - 255 (84%), русских (в смешанных браках) 45 чел. (16%). У большинства (216 чел., или 72% опрошенных) высшее образование, у 45 чел. (15%) -среднее специальное образование, у 30 чел. (10%) - незаконченное высшее; среднее образование имеют всего 9 респондентов (3%).

Приведенные данные свидетельствуют о ликвидации неграмотности и повышении образовательного уровня широких слоев китайского городского населения, и вместе с тем о том, что рост образования влечет за собой изменение оценок брака и семьи, структуры потребностей, среди которых все большее значение приобретают духовные ценности и расширение круга интересов.

Изменения во взглядах китайцев на брак и семью, что произошли за последние десятилетия, проявляются и в подходе к выбору будущего брачного партнера. В основном на первое место ставятся природные качества, такие как красота, здоровье. Оказалось, что при этом учитывается и экономический фактор: все больше вступающих в брак начинает обращать внимания на социальный статус, профессию, образование, материальное положение.

В традиционном обществе брак для женщины был практически единственным способом обеспечения существования, а дети — главным смыслом жизни. До замужества они были зависимы от отца, потом - от мужа, после смерти мужа — от старшего сына. В современном обществе к традиционным ценностным ориентациям девушек (брак, семья, дети) добавились новые: получение образования, профессии, карьерный рост (теперь средства дает профессиональная деятельность), независимость от родителей и, по возможности, финансовая самостоятельность в браке.

Для Китая, как и для других современных стран, стало типичным откладывать вступление в брак. Свободные сексуальные отношения без особых обязательств и ведения общего хозяйства более привлекательны для многих молодых людей, выросших в однодетных семьях. В таких «свободных» браках нет необходимости нести финансовую ответственность, решать ежедневные бытовые проблемы, хранить верность одному партнеру. Еще одна тенденция, обусловливающая нежелание молодых людей вступать в брак, - это позднее, по сравнению с традиционным обществом, созревание личности, стремление завершить образование и построить карьеру, психологическая неготовность к созданию семьи, к выполнению роли мужа или жены, неумение строить долговременные межличностные отношения, инфантилизм.

Так, девушки, мечтающие о любви, семье и детях, при предложении вступить в брак испытывают неуверенность и нежелание ограничивать свою жизнь исключительно семьей и домом. Психологи считают нормой некоторое беспокойство накануне свадьбы, поскольку она знаменует собой новый этап жизни. По всей видимости, у китаянок в этом случае играют негативную роль традиционные стереотипы семейной жизни и отношений в родительских семьях. Однако имеет значение и нежелание потерять только-только обретенную личную свободу, свободу выбора жизненных перспектив. Многие из перечисленных новых тенденций являются результатом влияния на китайское общество западного образа жизни и следствиями модернизации, связанными с ней социально-экономическими процессами.

Влияние западного образа жизни согласно материалам многочисленных социологических опросов, проводимых в КНР, сказалось и на отноше ний молодых к добрачной жизни. Терпимо к добрачным отношениям относятся от 19 до 33% китайцев, большинство из которых — молодые люди в возрасте до 20 лет. Считают их допустимыми 50% молодых мужчин, но лишь 28% женщин придерживаются такого же мнения. Более 23% молодых людей имели сексуальные отношения в период обучения в высших учебных заведениях.

Самым главным в жизни большинство супружеских пар считают «семейное счастье» (52,7%) и «здоровье членов семьи» (19,7%); затем «материальное положение» (17%), и, наконец, «социальный статус» (10,6%) Отсюда можно сделать вывод, что стремление «дорожить семьей», характерное для традиционного китайского общества по-прежнему превалирует в сознании современных горожан. В определенной степени это связано с тем, что многие харбинцы являются горожанами в первом поколении. Из 300 опрошенных респондентов 36% родились и проживают в Харбине; 26% - живут здесь более 10 лет; 25%о - от 5до 10 лет; 13% - менее 5 лет. В школьные годы в городах жили 82%, в деревне (где и родились) - 18%.

Материальная культура харбинской семьи

Важнейшим общим свойством культурных явлений, объединяемых в этнографии понятием «материальная культура», является то, что все они служат удовлетворению жизненно необходимых потребностей людей [Буди-на, Шмелева, 1989, с. 22]. В то же время в повседневной жизни неразрывно связаны телесно-предметные, поведенческие (социальные) и духовно-символические практики. Например, модная одежда выполняет прагматические функции (поддерживает нормальную температуру тела), социальные (отражает статус) и культурные (реализует эстетические и этические ценности).

Изучение материальной культуры горожан требует системного подхода, комплексного метода исследования, привлечения разнообразных источников - вещественных, письменных, изобразительных, литературных [Рабинович, 1988, с. 4].

Пища, одежда и жилище - это три столпа материальной культуры, а качество жизни - основной показатель уровня модернизации общества. Этими категориями не ограничивается жизнь современного человека, ибо есть еще огромный мир других используемых вещей и услуг, как и мир ощущений и духовных ценностей. И все же основное население живет повседневными заботами материального обеспечения, которые лежат в основе уровня и качества жизни.

Современный человек готовит и потребляет пищу не только дома, но и через общественные системы питания [Тишков, 2003, с. 416-417].

Город Харбин сочетает разнообразные по архитектуре и времени возведения здания. Относится это как к постройкам, имеющим общественное и культурное назначение, так и к жилым помещениям. Основная часть городских строений в Харбине составляют жилые дома.

Трущобы малоимущей части населения - это одноэтажные дома. В Харбине сохранилась старая китайская застройка - одноэтажные дома, огороженные глухим забором (хутун). Обычно они расположены на городских окраинах, но иногда встречаются и в центре. Усадьба включает небольшой дом, чаще с соломенной или черепичной крышей, хозяйственные постройки, где содержатся инвентарь, топливо и т.п.

Одноэтажные дома построены из разного материала: дешевый кирпич, камень, глина и даже просто земля. Полы обычно земляные, крыши кроют черепицей, в жилище одно или два окна. Много однотипных кирпичных 4-5-ти этажных домов, где есть электричество, водопровод. В связи с нехваткой земли трущобы и старые здания постепенно ликвидируют, а на их месте появляются новые кварталы высотных зданий [Приложение 8, фото 10, 11, 13]. Дома строятся по технологии непрерывного литья, коробка здания представляет собой бетонный монолит, внутренние стены в жилых домах тонкие, около 12 см. Находясь в своей квартире можно слышать разговоры соседей, топот на лестнице и т.д. Лифты устанавливаются в домах с этажностью выше восьми. Жилище выполняет не только элементарную функцию защиты человека от внешней среды, оно представляет этнографам большую социальную информацию.

В китайском языке иероглиф «члсай» (жилище) обозначает «выбор места». Если выбор правильный, тогда всей семье будет хорошо и уютно, а его обитатели поколение за поколением будут процветать.

Интерьер китайского дома в своих основных чертах был воплощением идеи семейного уклада, которая наложила глубокий отпечаток на все стороны общественной и частной жизни китайцев [Малявин, 2003 (б), с. 517].

В городе преобладают многоэтажные дома интернационального типа. В настоящее время интерьер китайского дома обновлен по европейскому образцу. Для одних китайцев в интерьере отсутствуют какие-либо общие правила его организации: «вещи в доме могут быть поставлены густо или редко». Каждый предмет и каждая комната имеет немало различий, связанных с индивидуальными вкусами, возрастными, профессиональными особенностями, эстетическими представлениями китайцев. Для других китайских граждан факторы интерьера играют определяющую роль в создании гармоничной обстановки для квартиры. К ним относятся освещение, цвет, звук и в меньшей степени запахи. В Харбине стены центральной комнаты, которая служит местом сбора членов семьи и является центром общения с друзьями и знакомыми, всегда окрашены в светлые цвета. Для многих китайцев эта особенность распространяется на все комнаты. Тем не менее, встречаются детские комнаты, стены которых покрашены в яркие тона или оклеены обоями. Китайцы следят за тем, чтобы центральная комната не была загромождена большим количеством предметов мебели [Полная энциклопедия ... , 2006, с. 145].

По нашим наблюдениям диван или софа обычно стоят у стены или рядом с ней, что придает ощущение спокойствия и защищенности. В каждой квартире перед диваном или софой находится низкий деревянный или стеклянный столик. Телевизор китайцы стараются расположить в углу комнаты. Нередко в центральной комнате можно видеть открытые книжные полки [Приложение 8, фото 9].

Важным атрибутом интерьера китайцев, связанным с традиционной организацией внутреннего пространства в жилище, является наличие домашнего алтаря в центральной комнате. Алтарь делается из темного дерева разной высоты и ширины, он украшен золотыми гирляндами, внутрь ставятся электрические свечи красного цвета, курильницы, блюдо с фруктами, бронзовая чаша с вином или водкой, благовония, бронзовая или фарфоровая статуя божества. Во многих семьях в вечернее время можно увидеть красный свет на лоджии, многие переносят алтарь на лоджию из-за маленькой жилой площади. В семьях, где есть дети, обязательно присутствует изображение Богини милосердия — Гуанытъ. Изображение Бога богатства — Цайшэнъ стоит во всех семейных алтарях. В домохозяйствах, придерживающихся буддийской или даосской религии, как и в большинстве семей, в которых сосуществует христианство и буддизм, алтарь традиционно располагается напротив дверей [Приложение 11, фото 1]. В смешанных браках у русских жен на полках можно увидеть маленькие иконки Богоматери, Николая Чудотворца.

В мусульманских семьях алтарь ставить запрещено — это считается большим грехом. Такие семьи на стенах вешают маленькие ковры с изречениями из Корана или картину с 99 именами аллаха на арабском языке.

Планировка кухни в квартирах зависит от размеров помещения. В просторную кухню вмещается обеденная зона, холодильник, газовая печь. Длинная узкая кухня с выходом на балкон рассчитана только на обеденную зону, поэтому нередко китайцы готовят пищу на балконе [Приложение 8, фото 1, 2].

Спальня - наиболее интимная комната, предназначенная для отдыха. Кровать является главным предметом обстановки. По Фэн-шуй она не должна располагаться непосредственно напротив входной двери. Это положение ассоциируется у китайцев со смертью [Полная энциклопедия ... , 2006, с. 174]. Другие предметы мебели - стулья, туалетные столики, шкафы-купе располагаются в зависимости от планировки комнаты. Одним из общих элементов декора спальни является большой свадебный портрет над кроватью.

Интерьер спальни зависит от количества человек, проживающих в квартире. Если молодая семья проживает с родителями, то комната предназначена только ей. Если отдельно, то из спальни часто делают домашний кабинет, если же в семье ребенок, то из комнаты делают детскую [Приложение 8, фото 8].

Роль религии в повседневной жизни городской семьи

Религия - это, прежде всего социальный институт, основанный на системе символов, действующих с целью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные [Тишков, 2003, с. 88].

На протяжении многих столетий огромное влияние на духовную жизнь китайского народа оказали «три учения»: конфуцианство, даосизм и буддизм, которые сосуществовали и дополняли друг друга, постепенно сближаясь между собой, причем каждая из доктрин находила свое место в складывавшейся всекитайской системе религиозного синкретизма.

Конфуцианство всегда было главенствующим началом в «трех религиях» Китая. Оно преобладало в сфере этики, морали и социально-семейных отношений. Культ предков лежит в основе конфуцианства, даосизм с его магией, метафизикой и пантеоном божеств и духов был обращен к сфере чувств и как бы компенсировал сухость и рационализм конфуцианства; буддизм заботился об умерших, рождал и поддерживал веру в спасение и благоприятное перерождение. Буддизм и даосизм внесли в китайскую культуру представления о рае и аде. Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев.

Конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации [Васильев, 2001, с. 280].

Несмотря на глубокие перемены, происходящие в Китае в XXI в; традиции конфуцианства не утратили своего места в культуре китайского общества. В настоящее время конфуцианство используется властями КНР как политическая идеология, которая в силу своей древности обладает большим авторитетом в глазах рядовых китайцев. Конфуцианская этика, в модернизированном виде, способствует формированию стабильного общества и сильного государства.

Конфуцианство никогда не пребывало в неизменном состоянии, оно постоянно обновлялось в зависимости от требований времени, впитывало в себя другие учения от легизма до буддизма, и потому в нынешних условиях оно также может быть модернизировано и стать ведущей идеологией социализма с китайской окраской. Оно учит рациональному взгляду на вещи, на мир, оно целиком и полностью обращено к реальной действительности. Суть этого учения состоит в воспитании национального достоинства и веры в собственные силы [Делюсин, 2001, с. 271].

По случаю 2555-й годовщины со дня рождения Конфуция на его родине - в г. Цюйфу провинции Шаньдун - 28 сентября 2005 года прошли Дни конфуцианской культуры под девизом: «Чтить память великого мудреца. Сохранять уникальность, непрерывность и преемственность цивилизации. Содействовать открытости, обновлению, развитию». Дни конфуцианской культуры призваны подчеркнуть оригинальность дальневосточной культуры, обеспечить более широкое знакомство мира с конфуцианством. На церемонии открытия Дней конфуцианской культуры представитель ЮНЕСКО сообщил об учреждении премии имени Конфуция. Впервые международная премия высочайшего уровня названа именем китайца. Премией будут награждаться главы государств, правительственные деятели и специалисты, внесшие значительный вклад в дело развития просвещения, культуры и философии. Премия им. Конфуция будет вручаться 1 раз в год, при этом всякий раз в новой номинации. Лауреаты премии получат дипломы «почетного гражданина г. Цюйфу».

История буддизма в Китае насчитывает два тысячелетия. Буддисты рассматривали жизнь как непрерывную цепь страданий, поэтому человеку следовало отрешиться от земных забот и стремиться к спасению — нирване или к более благоприятному перерождению в новой жизни. Буддизм принес в Китай учение о рае и аде, о подземном царстве и загробном возмездии. Под влиянием буддизма возникло жречество, пагоды, многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные скальные и пещерные святилища. Китай и особенно буддийские храмы, и монастыри полны символизма, но особое место в китайском символизме занимают животные и цвет. Желтый цвет подчеркивает величие и могущество, богатство и источник будущего могущества. Синий цвет олицетворяет мир и покой, поэтому традиционно вся посуда богатого китайского дома синего цвета. Красный - цвет радости и счастья, любимый китайцами белый - цвет скорби, черный - страха и ужаса [Малевич, 2001, с. 35].

В настоящее время на территории Китая сосуществуют 3 направления буддизма. Это китайский (ханьский) буддизм, основывающийся на учении махаяны, обосновавшем широкий путь спасения (да шэн - большая колесница); палийский (тайский) буддизм, опирающийся на традицию хинаяны (тхе-равады, малой колесницы, сяо шеен), расположенной в Юго-Восточной Азии; тибетский буддизм, возникший в результате слияния местной религии бон с одним из мистических направлений махаяны - ваджраяны (Алмазного пути), тантризма (позднего индийского буддизма [Горбунова, 2008, с. 4].

В Харбине около парка культуры можно посетить буддийский храм. Особенно выделяется огромная статуя стоящего Будды, которая установлена на высоком постаменте. В храмах обычно изображают Будду в сидячем положении, поджавшим под себя обе ноги - в позе лотоса. Около статуй Будд находится, как правило, пять жертвенных сосудов: в середине - треножник-курильница, по бокам - два подсвечника и два бронзовых или фарфоровых сосуда. Одежда буддийских божеств скромна и незамысловата. Роскошные одеяния, по мнению буддистов, могли бы исказить священные образы «спа сителей» человечества. Перед Буддами всегда горит огонь — считается, что «свет дает мудрость человеческому разуму» [Приложение 9, фото 1-4].

В храме повсеместно встречаются изображения драконов, цапли, черепахи, а также мистических животных. Вокруг колокола, который установлен в специальной храмовой пагоде, всегда находятся изображения зверей. Все они - символы величия китайского духа, мощи и богатства [Малевич, 2001, с. 36]. В храм ежедневно приходят сотни верующих, нередко можно встретить иностранцев, заглянувших сюда из любопытства. Ворота храма всегда открыты для посетителей, любой может окунуться в атмосферу полной отрешенности. Музыка, благовония заставляют поверить, что ты являешься частью жизни буддистов, хоть и на короткий срок. Это очень волнующее переживание.

В настоящее время в стране имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. постриженных монахов. Именно буддийские монахи развили в китайцах привычку к чаепитию, разработали ряд стилей Кун-фу, или боевых искусств, которые до сих пор служат основой для поддержания физической формы [Тун Син, 2004, с. 99].

Даосизм - традиционная религия Китая. Основное каноническое произведение - это трактат «Лао-Цзы». Существует мнение, что даосизм — единственная самобытная религия в Китае. Он зародился в Китае 1700 лет назад, уходит своими истоками в древнюю магию. Главная категория даосизма -Дао, всеобщий закон и Абсолют. Дао - это и первопричина, и конечная цель бытия. Смысл жизни состоит в том, чтобы познать Дао, следовать ему, слиться с ним. Даосы верят, что человек путем самосовершенствования может обрести бессмертие, вечную молодость. Даосизм, в отличие от конфуцианства, пронизан мистикой, суевериями, магией, в нем действуют сверхъестественные силы, духи. С даосизмом связано поклонение Природе и учение о бессмертии.