Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Скрыльникова Жаныл Хабдуалиевна

Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области
<
Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скрыльникова Жаныл Хабдуалиевна. Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Скрыльникова Жаныл Хабдуалиевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2008. - 193 с. РГБ ОД, 61:08-7/42

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этническая история ногайцев-карагашей Астраханской области 15

1. Общая природная характеристика Астраханской области 15

2. Формирование этнического состава населения Нижней Волги 18

3. История ногайцев 39

4. Проблема этнической идентификации ногайцев-карагашей 44

ГЛАВА II. Этнические процессы в среде ногайцев-карагашей 59

1. Роль Астраханского областного общества ногайской культуры «Бирлик» (Единство) в возрождении этнической идентичности ногайцев-карагашей 59

2. Язык как фактор этнической консолидации 80

3. Возрождение этнической культуры: поиски путей 88

4.Вынужденное переселение: влияние деятельности Астраханского газового комплекса на этническую судьбу ногайцев-карагашей 91

ГЛАВА III. Трансформация обрядов жизненного цикла 104

1. Религиозные воззрения ногайцев-карагашей и их влияние на обряды жизненного цикла 104

2. Обряды детского цикла 111

3. Свадебная обрядность 119

4. Похоронно-поминальная обрядность 127

Заключение 133

Библиография 139

Приложения

Введение к работе

Проблема изучения небольших этнических групп - субэтнических подразделений этносов - продолжает привлекать большое внимание представителей разных научных дисциплин - этнологов, лингвистов, историков, социологов, политологов. Несмотря на все объективные условия, вызывающие ассмиляцию этих групп, а также нивелирующую национальную политику советского государства, они сумели сохранить свое этническое самосознание, язык, полностью или частично специфику традиционно-бытовой культуры. Это проявилось, в частности, при проведении Всероссийской переписи населения 2002 г., когда немногочисленные этнические группы, осознавшие себя как самостоятельные общности, выделились в качестве отдельных народов или самостоятельных субэтнических единиц внутри этносов1.

Современная территория Астраханской области (Нижняя Волга) - это пограничный регион, где на протяжении веков происходило интенсивное взаимодействие и смешение культур, языков, религий, хозяйственных традиций, в результате чего этнические границы здесь часто размыты, идентичности народов заселяющих край противоречивы, существует множество «переходных» групп, которые можно рассматривать как самостоятельные этнические или субэтнические группы.

В данной диссертации предпринимается попытка исследовать проблему этнической идентификации и связанные с этим этнокультурные процессы у ногайцев-карагашей Астраханской области, которые на протяжении нескольких столетий испытали разные этнокультурные (калмыцкое, казахское, татарское, русское, ногайцев с Северного Кавказа) влияния и оказывались в составе разных административных единиц. Нами подробно анализируются факторы, влияющие на их идентификацию и этнокультурные процессы, в данном контексте: подробно рассматривается деятельность Астраханского общества ногайской культуры «Бирлик» (Единство).

Объектом диссертационной работы является субэтническая; группа ногайцев-карагашей (самоназвание «карагаш-ногай»), проживающих в Красноярском, Приволжском, Харабалинском районах Астраханской области и В: микрорайоне Бабаевском г. Астрахани. Их. оценочная; численность около 10000 человек. В 1926 г. при первой Всесоюзной переписи населения этнические группы ногайского происхождения - карагаши, кундровцы и юртовцы - были записаны «татарами». Эточ объясняется спецификой использования термина «татары»,.который в XIX и начале XX вв. был весьма распространенным этнонимом по отношению к ним, а также ко многим другим тюркским группам в разных регионах страны3. Данное обстоятельство-вызвало процесс так называемого «отатаривания», происходящий, главным образом, через систему образования и культуру. Однако, несмотря на все попытки ассимиляции ногайцы-карагаши: в, отличие от юртовских и кундровских татар, также отнесенных к этнотерриториальной группе «астраханские татары», сумели:сохранить свое локальное этническое самосознание.

- В конце- 1980-х - начале 1990-х гг. у ногайцев-карагашей происходил активный; процесс осознания принадлежности к ногайскому этносу. Село Сеитовка Красноярского района стало эпицентром мероприятий,.направленных на возрождение ногайской культуры.

Результат этнической самоидентификации фиксируется во Всесоюзной переписи 1989 г., когда 3958 так называемых «татар» записались «ногайцами»?. Вокруг первой постсоветской переписи 2002 г. развернулась бурная общественная полемика. После длительной и обширной дискуссии по «татарской проблеме»5, в Систематический переписной словарь карагаши вошли как субэтническая группа ногайского этноса6, с официальной численностью в 4570 человек7.

Предметом исследования являются процессы идентификации на основе анализа состояния и динамики таких важных этнокультурных компонентов как: язык, традиционно-бытовая культура (в частности, обряды жизненного цикла), межэтнические отношения и влияние на эти процессы таких субъективных факторов, как деятельность общественных и политических лидеров общественного движения «Бирлик».

Цель диссертационной работы - комплексное изучение этнокультурных процессов у ногайцев-карагашей, выявление современных тенденций развития и изменений, связанных с данными.процессами.

С учетом имеющегося литературного и этнографического материала необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать влияние исторического, политического, культурного и социологического факторов на этнокультурное развитие этой субэтнической группы;

  • Рассмотреть процессы ассимиляции, консолидации, а также, адаптации (региональное переселение);

• Определить элементы национальной культуры, которые отличают . данную группу и воспринимаются как этномаркирующие;

• Исследовать процесс формирования этнического самосознания, предполагающий принадлежность данной субэтнической • группы к ногайскому этносу, возрождение и развитие культуры и языка;

  • Выявить основные внутренние и внешние факторы и общую динамику этнокультурных процессов у ногайцев-карагашей;

  • Проанализировать изменения в сфере обрядов жизненного цикла.

Методология исследования. Ввиду сложности и многообразия методов, подходов и научных школ, изучающих этничность, мы не ставили перед собой задачу ввести настоящее исследование в определенное теоретико-методологическое русло, вместе с тем исследованные нами этнические процессы, происходившие в среде ногайцев-карагашей в течение XX - начала XXI вв., навели нас на мысль о частично конструктивистском характере данных явлений. Современную общность ногайцев-карагашей мы рассматриваем как восстановленную и существующую в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства8. В качестве активных «конструкторов» мы выделяем как само государство, так и национальную интеллигенцию: в 1920-1980-х гг. «татарская, интеллигенция», а начиная с конца 1980-х гг. «ногайская». Суть- подобных «культурнооднородных общностей», по мнению В.А. Тишкова, «составляют разделямое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичности, а также возникающая, на основе этой общности солидарность»9. Подобное явление можно охарактеризовать как «национальное движение», которое отмечается практически среди всех основных этнических групп страны.

Хронологические рамки работы. В первой главе мы выделили широкие хронологические рамки с XV до начала ХХГ вв., что позволило отразить основные этапы этнической истории ногайцев, в более позднее время и карагашей, в их динамике. Вместе с тем, основная часть исследования сосредоточена на изучении этнических процессов у карагашей конца 1980-х -начала 2000-х гг., то есть на времени активных изменений в политической и экономической жизни не только данной этнической группы, но страны в целом.

Степень изученности темы. Этническая культура ногайцев-карагашей, проживающих на территории Астраханской области (Нижняя Волга), на сегодняшний день почти не изучена, поскольку фундаментальных исследований по этой теме не проводилось. Первые заметки о жизни ногайцев Нижней Волги мы встречаем у английского путешественника Э. Дженкинсона10, посетившего Астрахань в 1558 г., и секретаря гольштинского посольства А. Олеария", который посетил Астрахань спустя полвека.

Мы предполагаем, что первые описания, связанные непосредственно с историей карагашей, принадлежат известному польскому путешественнику Я. Потоцкому , посетившему Астрахань в 1797 г. Впервые изучение карагашей было начато П.И. Небольсиным , давшим важные этнографические сведения.

Систематическое научное изучение карагашей началось лишь в XX в. Оно связано с именем В.Д. Пятницкого14, посетившего карагашей в 1927 г. Им было составлено единственное подробное описание быта и обрядов жизненного цикла этого народа. Ценность его исследований усугубляется тем, что В.Д. Пятницкий застал карагашей в тот период, когда они еще вели полукочевой образ жизни, хотя уже все активнее переходили к оседлости.

В 1930-е гг. началось и антропологическое изучение карагашей. Первым в этой области был В.В1 Трофимов15. Он отнес их к «южно-сибирскому типу монголоидной расы», а исследования Т.А. Трофимовой16 подтвердили, что в основе формирования антропологического облика данной группы лежит «южносибирский монголоидный тип», характерный для тюркоязычного населения степей Евразии.

В 1970-1980-х гг. наступает новый период в изучении истории карагашей. Эта работа связана, прежде всего, с именами ученого В.М. Викторина и историка-краеведа Р.У. Джуманова17. Последний, будучи по национальности карагашем, не только пытался восстановить этническую историю своего народа, но и активно способствовал возрождению карагашской культуры. Работы В.М. Викторина носили академический характер. Начав с исследования социальной организации ногайцев Нижнего Поволжья, В.М. Викторин уделил огромное внимание и этнической истории карагашей, а также других тюркских племен Нижней Волги . Именно им была предложена концепция интерстадиала19, то есть прерывности в заселении Астраханского края» тюркскими племенами.

Несомненную ценность, имеет коллективный труд «Ногайцы» ученых И.Х.Калмыкова, Р.Х. Керейтова, А.И. Сикалиева . В нем на основе архивных источников, этнографических материалов, собранных во время экспедиционных работ в Карачаево-Черкессии, Дагестане и Астраханской области, карагаши и юртовские татары впервые отнесены к ногайцам. Книга вызвала широкий общественный резонанс среди карагашей - стала настольной книгой во многих семьях и единственным методическим пособием для активистов по возрождению ногайской культуры. Следует отметить и работы ученых Б. А. Кельдасова, М.Г. Сафаргалиева, С. А. Калмыковой, Д. С. Кидирниязова и др.2

С 1990-х гг. появляются научные исследования о современных проблемах ногайцев Северного Кавказа. Они принадлежат доктору исторических наук, профессору Г.Е.Маркову и доісгору исторических наук К.П. Калиновской22. В их работах на основе полевых материалов, собранных в Нефтекумском, Степановском районах Ставропольского края и Ногайском районе Дагестанской АССР содержатся не только картина жизни ногайцев, но и анализируются предпосылки возникновения кризисных ситуаций, а также предлагаются меры по их предотвращению.

Активно занимались исследованиями тюрко-татарских групп Астраханской области, в том числе и ногайского происхождения Д.М. Исхаков, Ю.Г. Мухаметшин, Ф.С. Баязитова, Ф.Л. Шарифуллина, Р.К. Уразанова, Н.А. Халиков и другие23. Их исследования в основном были направлены на доказательство принадлежности всех этих групп к татарскому этносу.

Весомый вклад в изучение истории возникновения и существования Ногайской Орды, а также ее дробления на Большую и Малую внес фундаментальный труд доктора исторических наук В.В. Трепавлова24 «История. Ногайской Орды», который на сегодняшний день, по важности собранных и обобщенных обширных и уникальных исторических материалов, является неоценимым источником информации.

Существенный вклад в изучение карагашского языка внес профессор, доктор филологических наук Л.Ш. Арсланов, Им было произведено полное научное исследование, давшее лингвистическую классификацию языка. Он не только описал язык карагашей, но и был одним из первых, кто на данных главным образом, лингвистики открыто причислил карагашей к ногайцам25.

Для. осмысления материала чрезвычайно важны также исследования по семейной обрядности других этнических групп, в том числе и работы по юртовским татарам Н.Р. Азизовой. Были полезны также работы астраханских исследователей Г.У. Джумановой, А.Р. Усмановой, Р.Г. Мухамедовой и др., по этническим группам татар и ногайцев, проживающим на территории Нижнего Поволжья.

В конце 1990-х гг. к изучению карагашей присоединились политолог Э. Ш. Идрисов и историк А.В. Сызранов. Каждый подходил к «карагашской» проблеме с позиции своей науки. Хотя диссертация Э.11Г. Идрисова и была посвящена-потестарным отношениям у кочевников, особое внимание он уделял самым различным сторонам этнической культуры и истории карагашей26. Он был одним из первых, кто попытался осветить национально-политические процессы самоидентификации карагашей, в том числе их так называемое «экологическое движение».

А.В.Сызранов интересуется-духовной культурой карагашей, особенно их религиозными верованиями. Основное внимание он уделяет формам ислама у карагашей и других тюркских народов Астраханской области, пытается

выявить элементы шаманизма среди тюркского населения и культа аулья — святых, связанных с суфизмом на Нижней Волге.

В оценке религиозных явлений (исламских) и общетюркских этнических процессов мы опирался на исследования отечественных ученых - востоковедов И.Бларамберга, В.В.Бартольда, Н.А.Баскакова, В.Н. Басилова, СП. Полякова и др.

Несмотря на то, что сформировалась определенная историографическая традиция по изучению ногайцев-карагашей, в ней явно присутствует лакуна по изучению этнокультурных процессов в их среде. Отсутствие подобных работ актуализирует представленное диссертационное исследование и подтверждает его научную новизну.

Источники исследования. Основным источником при написании диссертации явились полевые материалы автора, собранные в специальных экспедициях в 2005 г. (сентябрь), 2006 г. (июль, август, сентябрь, ноябрь) и в 2007 г. (март, апрель, июнь, июль, август). Сбор этнографического материала проводился в селах с компактным проживанием карагашей - Сеитовке, Малом Арале, Ясын-Сокане, Джанае Красноярского района, поселке Кири-Кили Приволжского района, а также в местах, куда ногайцы-карагаши были переселены в конце 1990-х г. - с. Растопуловке Приволжского района и в микрорайоне Бабаевском г. Астрахани. При комплексном изучении повседневной культуры карагашей, особое внимание уделялось обрядам жизненного цикла, наименее подверженных влиянию со стороны других этнических групп. В них наиболее ярко выражена этнокультурная специфика ногайцев-карагашей.

Помимо авторских полевых исследований, в работе были использованы данные переписей населения Астраханской области за 1989 и 2002 гг., предоставленные органом Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат), похозяйственные книги «Сеитовского сельского совета», «Джанайского сельского совета», «Растопуловского сельского совета».

Анализировались статистические данные по изучению ногайского языка за период 1991-2007 гг., предоставленные Министерством образования и науки Астраханской области. Использовались справочные данные анализа и перспективы подготовки педагогических кадров по специальности 0312 -учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области родного (национального) языка и литературы, предоставленные Астраханским педагогическим училищем № 1.

Большую помощь в описании общей природной характеристики Астраханской области оказали научные исследования геолого-географического факультета Естественного института Астраханского государственного университета.

В ходе работы использовались и местные периодические издания: областные и районные газеты «Коммунист Приволжья» (1987, 1988, 1989 гг.), «Россиянка» (1991 г.), «Пульс Аксарайска» (2005 г.), «Волга» (1990, 1999, 2001, 2005 гг.), «Ленинский Путь»(1989, 1990 гг.), «Астраханские известия» (2002 г.), «Идель» (1999г.), «Строитель коммунизма» (1989 г.), «Степная новь» (1989 г.).

Основные документальные материалы о деятельности Общества «Бирлик» содержатся в личном архиве историка-краеведа Р.У. Джуманова, который любезно разрешил автору использовать эти материалы в своем исследовании. Ряд этих документов вводится в научный оборот впервые.

Использовались и директивные документы органов власти, в частности информационные документы Управления по взаимодействию с общественно-политическими объединениями граждан и национально-культурными обществами администрации Астраханской области. Широко использованы опубликованные материалы Всероссийских и Астраханских областных конференций: «Традиционная народная культура и этнические процессы в многонациональных регионах юга России» (Астрахань, 2004 г.), «Проблемы этногенеза народов Волго-Камского региона в свете данных фольклористики» (Астрахань, 1989 г.), «Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации» (Тюмень,

2003 г.), «Традиции живая нить» (Астрахань, 2003-2005 гг.), «Проблемы взаимодействия национальных культур» (1995 г.), «Очерки исследователей Астраханского края» (Астрахань, L997 г.) и др.

Методы исследования. Основные методы, использованные в данном исследовании - комплексный анализ с использованием географических, исторических, антропологических, лингвистических, этнографических, социологических и политологических данных; сравнительно-исторический метод, позволяющий проанализировать историю народа, определить его современное положение в полиэтничном обществе.

При сборе этнографического материала использовались традиционные методы полевого исследования (опрос, анкетирование, интервью, метод включенного наблюдения).

Новизна исследования. Впервые в отечественной этнологической и социологической литературе прослежены процессы самоидентификации и этнической консолидации у ногайцев-карагашей в указанный период. Выявлены и проанализированы факторы, влиявшие на культурные и общеэтнические процессы в ногайско-карагашской среде. Показана роль ногайцев-карагашей в- национальных процессах на Юге России. Нами проанализирована деятельность национального объединения ногайцев «Бирлик» в формировании этнического самосознания и развитии культуры данной субэтнической группы.

Как видно из приведенной историографии, на сегодняшний день отсутствуют широкомасштабные исследования или монографии, посвященные динамике этнических процессов у карагашей в новейшее время.

Практическое значение исследования. Проведенный анализ позволил по-новому осмыслить проблему формирования этнического самосознания малой этнической группы в полиэтничном обществе, обозначив острые моменты этнических процессов в регионе, и наметив ряд возможных перспектив для формирования дальнейшей национальной региональной политики в Астраханской области. Данная работа имеет, кроме научного, еще и

практическое значение, так как наши выводы могут быть полезны для областной и городской администрации Астрахани.

Апробация. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в печатных публикациях, выступлениях на конференциях. По теме диссертации опубликованы статьи в научном журнале «Вестник Поморского университета», на сайте «Тюрколог», в журнале «Этнографическое обозрение». Итоги исследования были представлены также в виде научных докладов на круглом столе по вопросам сохранения и развития ногайской национальной культуры «Язык, культура, духовная общность», в рамках проводимых традиционных Джанибековских чтений (март 2007 г.), 4-ой международной научно-практической конференции МФЮА «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (май 2007 г.).

Структура Диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.

Общая природная характеристика Астраханской области

В различные периоды природное разнообразие Астраханской области делало возможным сосуществование различных этнических групп, имеющих разные хозяйственные модели (земледелие, садоводство, скотоводство, рыболовство), что, в свою очередь, сформировало особый характер межкультурных отношений в регионе.

Область расположена на юге России в нижнем течении реки Волги. Значительная часть ее территории располагается на так называемой Прикаспийской низменности. Одной из особенностей этого региона является наличие Волго-Ахтубинской поймы, образованной ответвлением от основного русла Волги реки Ахтубы, которая затем, ниже по течению, снова соединяется с Волгой. Зажатый между пустынями и полупустынями с востока и полупустынями с запада, этот регион является своеобразным оазисом со множеством экологических зон, расположенных очень близко друг к другу: от заливных лугов до пустынь с весьма скудной растительностью, состоящей из. верблюжьей колючки, различных видов солянок из родов Soleros, полыней, саксаула, тамариска и т.д.28 Земли, расположенные ближе к пойме, очень богаты растительностью, представленной самыми разнообразными сообществами: ксерофитными, гидрофитными и мезофитными. Особую роль в кормовой базе играют луга (высокого, среднего и низкого уровней), а также заросли болотного камыша, осоки и тростников. Кроме этого, высокорослые тростниковые заросли постоянно служили дополнительным средством для укрытия скота от ветра в холодные зимние месяцы .

В путевых заметках А. Олеарий, секретарь посольства герцога Голыптимского, посетивший Астрахань в сентябре 1636 г. отметил, занятия многих татар выращивание арбузов и, вероятно, садоводство: «Что касается до садовых плодов, то они здесь так хороши, что и в Персии мы не находили почти лучших. А именно: яблоки, айва, грецкие орехи, большие желтые дыни, также водяные дыни, которые русские называют арбузами, татары и турки карпусами, по причине их свежести, персы Гиндуанами, потому что в Персию привезены они впервые индийцами. Таких арбузов и дынь татары еженедельно привозят на базар в Астрахани по 10 и по 20 возов, и продают их весьма дешево» . Нет основании полагать, что указанные сельскохозяйственные товары выращивались ногайцами, которые вели в этот период исключительно кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Правда, А. Олеарий говорит и о проживающих в городе ногайцах (ногайских татарах): «В городе проживают, впрочем, не одни только Русские, но и Персияне и Индийцы, и все они имеют там свои собственные торговые площади. Там Бухарцы, Крымские и Ногайские Татары, Армяне Христиане, и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю и промышленность, так что город этот доставляет Его Царскому Величеству ежегодно громадные суммы»31.

До революции в районе Астрахани существовал особый базар, специализирующийся на продаже коней и верблюдов. Его называли Калмыцким базаром, и ежегодно калмыки, казахи и карагаши пригоняли сюда скот для продажи. Другим местом, куда регулярно пригоняли скот, была так называемая Ханская Ставка. Регулярно в сентябре в карагашские селения приезжали торговцы скотом из Мурома и покупали молодых бычков, которых выпасали до осени на карагашских землях, а в апреле этот скот отправляли в Москву32. Вскоре после революции Калмыцкий базар перестал существовать. Свою роль скотоводческой ярмарки утратила1 и Ханская Ставка.

Дополнением к скотоводству и охоте служило рыболовство, значимость которого вырастала с каждым годом. Хотя вопрос о роли рыболовства в традиционных занятиях карагашеи остается открытым. С одной стороны, еще А. Олеарий писал, « Пищу себе эти татары добывают скотоводством, рыболовством и птицеловством. Их рогатый скот велик ростом и силен. Лошади их невзрачны, но сильны и очень выносливы. У них имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине; последних они зовут боггур, первых товэ. ... обыкновенное кушанье татар составляет вяленая на солнце рыба, которую они едят вместо хлеба», но с другой стороны, ГЕИ. Небольсин отмечал, что карагаши не занимаются рыбной ловлей и лишь самые бедные нанимаются батраками на рыболовецкие промыслы33. Как нам кажется, причина здесь в том, что, когда карагаши пришли на Нижнюю Волгу, все рыбные промыслы были уже поделены, поэтому у них не было права заниматься рыбной ловлей"; на что и указывает П.И. Небольсин, говоря, что даже жители Хожетаевки, расположенной на Ахтубе, не имели права заниматься рыбной ловлей, поэтому бедняки вынуждены были наниматься или к казакам, или владельцам морских промыслов Безбородько и Юсупову. А уже в первой четверти XX в. карагаши создают артели и занимаются речным, морским и смешанным способом лова рыбы. Потому как: «деньги выручаются главным образом от рыбной ловли. Но к этому промыслу каргаши особой симпатии не чувствуют. ...рыбу на котел не ловят, таким образом. Эта статья пищевого рациона не в счет» .

Формирование этнического состава населения Нижней Волги

После распада Гуннской державы Аттилы этнический состав населения Подонья и Нижнего Поволжья становится очень пестрым. Вот лишь немногие этнонимы, дошедшие до нас по византийским источникам: авары, акациры, сарагуры, уроги, кутригуры, хайландуры, аланы, булгары, савиры, хазары и т.д. В VI в. в Центральной Азии сложился Тюркский каганат, но просуществовал он недолго, распавшись в VII в. на два независимых каганата - Восточный и Западный. В рамках последнего образовался Хазарский каганат, превратившийся к началу VIII в. в мощное государство с обширной территорией от Днепра до заволжских степей и от Дербента до Среднего Подонья. Хазарский каганат в течение длительного времени определял политическую, культурную и хозяйственную специфику населения Нижней Волги. После падения каганата на территории Нижней Волги появляются новые волны кочевников из Центральной Азии, сначала это печенеги, а затем торки (огузы).

Со второй пол. XI в. степи Нижнего Поволжья заселяет новая волна кочевников - половцев; постепенно они смешиваются с местным населением, в результате чего складывается так называемая саксинская культура, названная по имени города Саксин на Нижней Волге. Но вскоре монгольское нашествие прервало эти процессы. В 1242-1243 гг. внук Чингисхана хан Бату окончательно обосновался на Нижней Волге, положив начало мощному государству — Золотая Орда, или, точнее, Улус Бату. Длительное время здесь шло формирование новых этносов, в котором участвовало как местное, так и пришлое население. Разгром Золотой Орды Тимуром в 1395 г. привел к падению огромного государства средневековья. В 1420-е гг. от него отделилось Сибирское ханство, в 1440-е гг. Ногайская Орда, затем Казанское, Крымское, Астраханское, Казахское и Узбекское ханства.

В XVI в. Астраханское ханство оказалось в центре активной борьбы с мощными противниками - Ногайской Ордой на востоке, Крымским ханством на западе и Московским государством на севере. Постепенно ханство все более утрачивает свою независимость; на Астраханском троне сменяются ставленники то Ногайской орды, то Крымских ханов. Правда, и в самой Ногайской орде в этот период происходила постоянная борьба за власть. Претенденты вынуждены обращаться за поддержкой к сильным соседям. И в этой ситуации Астрахань явилась своеобразным предметом торга между Москвой и ногайцами - претендентами на астраханский престол. В период длительных междоусобиц у власти в Астрахани находился то ногайский мурза Дервиш-Али (племянник Исмаила, сторонника Москвы), то прокрымски настроенный мурза Ямгурчей (родственник ногайского хана Юсуфа). Внутри Ногайской орды развернулась борьба между самими ханами Юсуфом и Исмаилом. Последний и пытался заручиться помощью Москвы в этом споре за власть.

Присоединение Астрахани к России еще больше упрочнило позиции ногайцев на Нижней Волге и способствовало перекочевке в этот район многих ногайских родов.

Особую роль в развитии края играло и геополитическое положение Астрахани - город находился в центре пересечения различных торговых (морских, речных, караванных) путей: с севера на юг и с запада на восток шли потоки различных товаров, находивших спрос как на востоке, так и на западе. Это давало жителям региона серьезное преимущество в занятиях торговлей и приносило огромную прибыль. Эта сфера деятельности позволяла каждому народу специализироваться в своем направлении и не конкурировать с соседями. Сосуществование и хозяйственная специализация привели к складыванию особых межэтнических отношений, которые в целом можно охарактеризовать как толерантные.

Возникновение русской Астрахани изменило этническую картину на Нижней Волге. В XVI в. русские здесь были- представлены, в основном, небольшими отрядами стрельцов, присланных из Москвы. Часть жителей Астраханского ханства ушла в Крым, а часть продолжала селиться вокруг русской Астрахани. Эту группу населения принято называть юртовскими татарами (карийле нугайлар - ногайцы-черноюртовцы, ногайцы черных юрт, народ черных домов)26. Свое имя - «юртовские» - этот народ получил по форме своих жилищ, юрт. Само поселение они тоже называли «юртом». Их этническая принадлежность до сих пор остается одной из нерешенных проблем истории Астрахани. Уже на протяжении нескольких веков высказываются разные предположения. Некоторые ученые полагают, что юртовские татары -потомки золотоордынских татар37, другие считают, что после переселения в Крым местного тюркского населения на освободившиеся земли перекочевали ногайцы Большой Орды.

Как нам представляется, вопрос об этнической принадлежности юртовских татар для многих исследователей имеет не столько научное значение, сколько политическое, так как позволяет причислять юртовцев к татарскому или ногайскому этносу. Было ли оно этнически однородным, или было представлено разными этническими группами - вопрос остается открытым. Следует понимать, что термин «ногаец» имел не только этническую характеристику, но и политическую, так как мог относиться ко всем подданным Ногайской Орды,, многонациональной по составу. Таким образом, на сегодняшний день невозможно точно определить этническую принадлежность «юртовских татар», соотнеся их либо с ногайцами, либо с дорусским населением Астраханского ханства. Неоднозначны мнения и при определении «юртовцев» как «коренного» или «пришлого» населения.

Роль Астраханского областного общества ногайской культуры «Бирлик» (Единство) в возрождении этнической идентичности ногайцев-карагашей

В конце 1980- х гг. усилилось осознание карагашами своей принадлежности к ногайскому этносу, то есть, по сути, этническая самоидентификация. Конечно, это явление не было исключительно карагашским; подобные тенденции этого периода можно отметить практически среди всех основных этнических групп, проживавших на территории Астраханской области: татар, казахов, немцев, евреев, русских и казаков, выходцев с Северного Кавказа - да и всей России в целом. Как правило, этот процесс выражался в создании национальных обществ. Нередко представители одной этнической группы создавали сразу несколько обществ, действовавших с едиными целями, схожими уставами, однако возникавшими вокруг разных политических лидеров. Наверное, нет нужды пояснять, что особую роль в формировании этих обществ играла национальная интеллигенция, хотя активное участие в них принимали и люди, имеющие среднее образование, которых привлекала возможность приобщения к национальной культуре и общения на родном языке.

В апреле 1990 г. с целью возрождения самобытной культуры, богатого литературного наследия, национального самосознания и исторических традиций создается общество ногайской культуры «Бирлик» («Единство»). Особую роль в создании этого общества сыграли Р.У. Джуманов, Х.Н. Кинжалиев, P.P. Исаналиева, В.М. Кутламбетов и др. Изначально ведущую роль в инициативной группе по созданию общества сыграл Р.У. Джуманов, давно интересовавшийся историей своего народа. Его пропагандистская деятельность нашла отклик среди ногайцев в регионе. Одним из первых он начал активно сотрудничать с ногайцами из других областей. Это сотрудничество и осознание себя как части большого этноса серьезным образом сказалось на развитии ногайского общественного движения в крае. Как

сообщал в интервью одной из местных газет активист движения «Бирлик» директор Лапаской восьмилетней школы X. Кинжалиев, «до создания ногайского общества возникла инициативная группа, человек шесть. Джуманов Равиль - живет в селе Три Протоки, один из инициаторов создания общества. Он изучал историю нашего народа, собирал материалы. Хоть мы и значимся в паспортах: татары, но и в народе сохранилось истинное название нации -ногайцы. Я тоже интересовался историей. Вот тогда-то и возникла идея создать общество ногайской культуры»131.

Вообще создание общества «Бирлик» получило широкий резонанс не только в области, но и на юге России. На учредительную конференцию в апреле 1990 г. прибыли не только представители ногайцев со всей области, но и гости из Карачаево-Черкессии, Дагестана, Чечено-Ингушетии, Ставропольского края. В составе делегации были партийные и административные работники, ученые, писатели, художники, и даже целые фольклорные коллективы. Национальный состав участников конференции был также разнообразен: ногайцы, русские, татары, туркмены, казахи 32.

Следует заметить, что общество «Бирлик» было одним из самых активных национальных обществ в области. Возможно, это было связанно с деятельностью именно этой инициативной группы, и в частности с деятельностью председателя общества Р.У. Джуманова. Правда, не всегда его деятельность можно отметить как положительную, очень часто его статьи по истории ногайцев в местной прессе, как правило, не находили поддержки у ученых. Об этом свидетельствует активная дискуссия по ногайскому вопросу в крае, развернувшаяся на страницах местной печати в конце 1980-х начале 90-х гг. Она касалась как общих вопросов истории местных ногайских групп, так и истории карагашей. Вместе с тем, энтузиазм Р.У. Джуманова оказывал и положительное влияние на развитие карагашского самосознания. А это было крайне непросто, ведь ему приходилось преодолевать и косность населения и сложившиеся стереотипы, ведь длительный период карагашей записывали во всех переписях как татары, поэтому в той или иной степени его стремление заявить о ногайцах-карагашах как об особом народе вызывало у некоторых недоумение или даже недовольство.

Порой Р. Джуманов находился под прицелом критики, как со стороны сторонников идентификации карагашей ногайцами, так и ее противников. В этом плане была показательна его статья «Другу другом бытии, а недругу недругом» , опубликованная в местной печати и посвященная русско-ногайским отношениям. Говоря об основных этапах складывания ногайского этноса, он основной упор сделал на добрососедский характер отношений ногайцев и России. Не обошел он вниманием и вопрос генезиса астраханских ногайцев. Согласно его мнению, «ногайцы разделялись на юртовых, живших в городе («юрте») Сарайчике, и улусных, кочевавших со своими стадами и телегами. Эти социальные группы, думается, и сформировали позже астраханских ногайцев: юртовских татар и ногайцев-карагашей. Современным исследователям нет необходимости искать их предков где-то еще, в более далеких краях и временах»134. Статья получила широкий резонанс как в Астраханской области, так далеко за ее пределами. В дискуссию по данной статье вступили Б.А. Кельдасов135 - ученый секретарь Ногайского отдела Географического общества СССР и тогда еще преподаватель Астраханского педагогического института, а ныне референт губернатора Астраханской области В.М. Викторин . Особое недовольство у Б.А. Кельдасова вызвала попытка Р.У.Джуманова обосновать роль мангытов в. этногенезе ногайцев. С его точки зрения, «нельзя называть ногайцев «татаро-монголами» или «татарами». Это было выгодно правительству Екатерины II при присоединении Крыма и Северного Кавказа - представить местные тюркское население потомками врагов-завоевателей».

Религиозные воззрения ногайцев-карагашей и их влияние на обряды жизненного цикла

Исследуя современные этнические процессы у карагашей, нельзя обойти такой важный аспект, оказавший влияние на традиционную культуру, как религия. Исследуемая нами группа ногайцев-карагашей исповедует суннитский ислам ханафитского толка. Как видно из исторических источников, предки современных ногайцев были исламизированны в составе Золотой Орды202. Тогда ислам впервые в истории Восточной Европы и Средней Азии перешагнул государственные и региональные рамки, став религией евразийской империи. Распространению ислама в Улусе Джучи посвящено много научных исследований203. В последнее время интерес к изучению ислама в России в целом и в отдельных регионах связан с так называемым «мусульманским ренессансом», когда в исламских районах страны идет бурное религиозное возрождение204. Активно изучают становление исламских традиций в Астраханском крае ученые - историки В.М. Викторин и А.В. Сызранов , их исследования позволяют проанализировать «локальные формы, под которыми следует понимать совокупность религиозных верований мусульман...» . Поэтому ислам как универсальная и интегрирующая вера без особого труда включал и культурно ассимилировал традиционные верования, если только они явно не противоречили его нормам. При этом происходило не «оязычивание» ислама, а напротив, «омусульманивание» традиционных верований и культовой практики207. Существует несколько течений ислама; преобладающим среди мусульман Поволжья, Средней Азии и Казахстана является ислам суннитского направления ханафитского мазхаба . Огромная роль в исламизации тюркских народов принадлежит суфизму209. Исламизация степи происходила облегчения исламизации суфии нередко включали в комплекс своего вероучения самые разнообразные доисламские верования и обряды кочевников. Поэтому ислам в суфийской форме был более распространен в степи, чем ортодоксальный ислам. Суфизм хотя и облегчил исламизацию кочевников, в то же время сделал ее поверхностной и неравномерной. Тюркско-мусульманские народы Нижнего Поволжья вплоть до начала XXI в. сохранили доисламские по происхождению верования и обряды. Именно с суфизмом было связанно формирование на Нижней Волге в эпоху Золотой Орды (XIII-XVI вв.) и Астраханского ханства (XV-XVII вв.) культа мусульманских святых . Здесь хотелось бы подчеркнуть, что мы не будем вдаваться в подробное изучение всех культовых объектов мусульман Астраханской области, наша задача проследить, как комплекс религиозных верований исследуемой нами субэтнической группы отражается на этнокультурном процессе. У ногайцев-карагашей наряду с прочными позициями ислама, по сей день сохранился широкий круг представлений и обычаев, восходящих своими корнями или тесно переплетенных с исламскими традициями . Это в 1927 г. отметил В.Д. Пятницкий, «наряду с полным правоверием наблюдается компромисс религии и верований домусульманских»213. Ярче всего это проявилось в культе предков, исламизированном шаманстве, анимистических верованиях, обрядов вызывания дождя, аподропейной магии и др.

Сегодня в Астраханской области известно около 40 могил мусульманских святых, которые носят названия аулъя214, из них одни забыты и заброшены, другие на стадии забывания, а третьи активно действуют как культовые объекты. К последнему, относится культовый комплекс ногайцев-карагашей -аулъя Сеит-бабы Хожетаевского . Аулья Сеит-бабы находится на мусульманском кладбище недалеко от с. Малый Арал и представляет группу святых могил: Букей-хана216, жены Букея Гитаны-ханым и знахарки Айжамал , и дочери Сеит-бабы Hyp Джамал-ханым. По народным поверьям, посещение могилы святого помогает в излечении психических, сердечных заболеваний, а посещение могилы Айжамал /Нуржамал/ лечит от кожных заболеваний. Паломники производят целый комплекс ритуальных действий: читают молитву и обязательно совершают круговые обходы вокруг могилы Сеит-бабы, приносят денежные пожертвования нийаз218, для достижения желаемого результата устраивают коллективное чаепитие, а в праздничные дни закалывают жертвенное животное (барана) и птиц (курица, утка). Рекомендуемые дни посещений - вторник или среда, так как в эти дни якобы открывается связь со святым (особенно ранним утром) и молитвы будут им услышаны. Поэтому некоторые люди проводят ночь или несколько дней при святом месте. По словам стариков, в советский период люди, приезжавшие сюда на поклонение, ставили полога и жили по нескольку дней.

В 2001 г. был создан Областной общественный благотворительный фонд Сеит-бабы и Букей-хана. На собранные пожертвования были отреставрированы надгробия (хотя этого по шариату делать нельзя), построили дом для паломников и большой летний шатер для коллективных чаепитий. Сегодня центр религиозного паломничества в Малом Арале известен и популярен не только в Астраханской области, но и в других регионах Поволжья и Казахстана. Наиболее активные паломники - это, разумеется, мусульмане: ногайцы-карагаши, казахи, татары. Однако среди них встречаются и представители других вероисповеданий. Это свидетельствует о все более возрастающем интересе к могилам святых, к возрождению традиций почитания святых мест. Отмечаются мусульманские праздники Курбан-байрам, Ураза-Байрам, удивительным был факт проведения в городских условиях, в июле 2006 г., в связи с очень жарким, засушливым летом обряда кудай-джол219 (доел, «путь Бога») со всеми полагающими ритуалами.

В быту ногайцев-карагашей сохранились до настоящего времени представления о демонологических персонажах, это отражается в обрядах жизненного цикла и в устной речи. Наиболее распространенные злые демоны у карагашей: шайтан, албасты, пери, жалмауз, джинн220. Старшее поколение помнит не только их названия, но и какой они причиняют вред; каждому демону приписывается своя стихия. Например: если человек тяжело болен, о нем говорят: увидел джинна. С албасты связывали негативные предродовые состояния. В устной речи упоминание демонологических персонажей происходит в качестве сравнений, поговорок, пословиц.

Похожие диссертации на Современные этнокультурные процессы в среде ногайцев-карагашей Астраханской области