Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Фролова, Елена Валерьевна

Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан
<
Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова, Елена Валерьевна Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 Казань, 2006

Содержание к диссертации

Введение

1. Культура и идентичность: соотношение и взаимодействие понятий 22

2. Этническая идентичность и этнолингвистические процессы в среде групп этнических меньшинств в условиях полиэтничного города 61

2.1. История формирования и социально-демографическая характеристика групп этнических меньшинств Республики Татарстан 61

2.2. Структура этнической идентичности 79

2.3. Этнолингвистические процессы 114

3. Этнокультурное развитие этнических меньшинств в условиях полиэтничного города 136

3.1. Материальная культура 136

3.2. Духовная культура 150

Заключение 186

Библиографический список 195

Введение к работе

Изучение развития этнодисперсных групп, проживающих вне этнической территории своего народа, является сегодня одной из актуальных проблем в сфере межэтнических отношений. В условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы межкультурных контактов, этнолингвистических процессов, сохранения этнических традиций, а также особенности выбора стратегий конструирования этнической идентичности в группах этнических меньшинств, приобретают особую значимость. Перед исследователями встает задача изучения путей и специфики этнического развития этнодисперсных групп, оказавшихся в иноэтничном окружении, а также факторов, определяющих эту специфику.

Актуальность специального изучения групп этнических меньшинств, находящихся в иноэтничном окружении, для современной этнологической науки обусловлена также тем обстоятельством, что в последние десятилетия XX - начале XXI века многие страны мирового сообщества столкнулись с процессами усиления этнических чувств, реанимацией этнических ценностей, так называемым «взрывом этничности». Подъём этнического самосознания может рассматриваться как своеобразная реакция этносов на процессы глобализации, направленная самозащита своей самобытности, отстаивание своей идентичности. В городской среде данные процессы вступают в реакцию с экспансией городской культуры и городского образа жизни. Особенно данные процессы актуальны для дисперсных групп, находящихся в инонациональном окружении, которые испытывают, с одной стороны, влияние культурных традиций этнического большинства, а с другой стороны - общегородской урбанизированной культуры.

Оторвавшиеся от своей этнической территории в разные исторические периоды группы этнических меньшинств развиваются под влиянием разнородных социально-экономических и этнических факторов,

способствующих либо сохранению этнокультурной специфики, либо ее трансформации в новом этническом окружении.

Татарстан - полиэтничная республика, где основными этническими группами являются татары (52,9 %) и русские (39,5 %). В структуре населения Республики Татарстан группы этнических меньшинств составляют 7,6 % (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.)1. Многонациональный состав населения республики - результат сложных исторических, демографических, социально-экономических и социально-культурных процессов. В настоящее время фиксируемый миграционный прирост этнических меньшинств в Республику Татарстан делает более сложной этническую картину населения. И, прежде всего, это относится к населению крупных городов. Полиэтническое взаимодействие здесь происходит в трёх плоскостях: этническое большинство взаимодействует с этническим большинством, этническое меньшинство взаимодействует с этническим меньшинством, и, наконец, этническое большинство взаимодействует с этническим меньшинством, в том числе русские и татары взаимодействуют с различными группами этнических меньшинств.

В процессе межэтнического взаимодействия неизбежна вынужденная аккультурация этнического меньшинства, то есть отказ от некоторых норм и представлений, свойственных его этнокультуре и, соответственно, усвоение некоторых элементов культуры этнического большинства. Таким образом, с течением времени культура группы этнического меньшинства приобретает существенные отличия от культуры материнского этноса. С другой стороны, стандартизация и унификация в городских условиях многих элементов этнической культуры приводит к постепенной утрате этнической специфики, к сосредоточению ее в первую очередь в сфере духовной культуры и этнической психологии. Из вышеизложенного следует, что вопрос о том, в какой степени группы этнических меньшинств осознают свою этническую идентичность и

Национальный состав населения Республики Татарстан: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4. / Комгосстат РТ - Казань, 2004. - С. 7 - 8.

индивидуальность, какую роль играет язык в сохранении этнической идентичности этнических меньшинств, и продолжают ли они сохранять на бытовом уровне какие-либо элементы материальной и духовной культуры является актуальным и требующим изучения.

Степень изученности проблемы.

На сегодняшний день накоплен значительный теоретический материал, позволяющий исследовать различные аспекты этнокультурных процессов. Изучение тенденций этнокультурного развития является традиционным направлением этнографических исследований. Наиболее авторитетные исследования в этой области принадлежат таким отечественным ученым как С. А. Арутюнов, 10. В. Бромлей, Э. С. Маркарян, Э. В. Соколов, В. PL Козлов, Ю. И. Мкртумян. Для изучения этнической культуры в советский период в целом было характерно использование утвердившегося в советской этнографической науке метода сопоставления традиционных черт народной культуры (в том виде, в каком они были зафиксированы в конце XIX - начале XX века) и современного быта. В этой связи подчеркивалось, что этнические и этнокультурные процессы в СССР представляют собой две противоречивые тенденции. С одной стороны, это межэтническая интеграция, то есть формирование общих черт культуры, с другой - существует тенденция сохранения этнической устойчивости. Таким образом, этнические процессы представляют собой сочетание взаимодействующих факторов.

2 См.: Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -
М., 1989; Бромлей, Ю. В. Этнос и этнография / Ю. В. Бромлей. - М., 1973; Маркарян, Э. С.
Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - М«, 1983; Маркарян, Э. С. О
генезисе человеческой деятельности и культуры / Э. С. Маркарян. — Ереван, 1973;
Соколов, Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. - Л., 1972; Арутюнов, С. А.,
Соколов, Э. В. Динамичность современной культуры / С. А. Арутюнов, Э. В. Соколов Э. В, //
Страны и народы. Земля и человечество: общий обзор. - М., 1978; Козлов, В. И. Этнос и
культура (к проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом
изучении культуры) / В. И. Козлов // Советская этнография. - 1979. - №3; Мкртумян, Ю. И.
Основные компоненты культуры этноса / Ю. И. Мкртумян // Методологические
исследования этнической культуры. Материалы симпозиума. - Ереван, 1973.

3 См.: Современные этнические процессы в СССР. - М., 1977; Бромлей, Ю.В. Очерки теории
этноса/10. В. Бромлей. -М., 1983.

Повышение внимания к изучению этносоциальных процессов, происходящих в полиэтпичной городской среде, происходит в 1970-х гг. XX века, что было связано с активизацией урабанизационных тенденций, притоком мигрантов в города, и увеличением числа межэтнических контактов. Вопрос об изучении особенностей этнического развития дисперсно расселенных этнических групп, проживающих в отрыве от основной массы этноса вне его территории был поставлен в 1980 -е годы XX века в связи с необходимостью изучения различных аспектов этнических процессов в период социально-экономических и политических трансформаций.4 Перед этнографической наукой встала задача изучения тенденций, имеющих место в этнодисперсных группах, проживающих в иноэтничной среде, активно влияющей на различные компоненты культуры переселенцев. Изучение иноэтничных групп сочеталось с исследованием региональных проблем индигенных этнических групп. Был накоплен огромный конкретный опыт реализации исследовательских программ по изучению этнических процессов у целого ряда этнических групп в бывшем СССР и за рубежом. Наряду с трудами теоретического характера появлялись работы, написанные по результатам конкретных исследовательских программ и разработок в области изучения современных этнических процессов по тем или иным республикам, регионам, а также по отдельным народам и этническим группам. К числу таких исследований относятся работы Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой, В. С. Кондратьева, А. А. Сусоколова, Д. Г. Коровушкина, В. В. Пименова, Н. М. Лебедевой, А. А. Хохлова, Т. Б. Смирновой.5 Примером

См.: Дробижева, Л. М. О проблемах межнациональных отношений в СССР / Л. М. Дробижева // Советская этнография. - 1989. - №1.; Тишков, В. А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений / В. А. Тишков // Советская этнография. -1989. - № 5.; Сусоколов, А. А. Межнациональные браки в СССР / А. А. Сусоколов. - М, 1987.

5 См.: Арутюняи, Ю. В., Дробижева, Л, М., Кондратьев, В. С, Сусоколов, А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. С. Кондратьев, А. А. Сусоколов. - М., 1984; Дробижева, Л. М. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей / Л. М. Дробижева // Россия сегодня: трудные поиски свободы. - М, 1993; Коровушкин, Д. Г. Чуваши Западной Сибири / Д. Г. Коровушкии. - Новосибирск, 1997; Пименов, В. В. Удмурты: опыт компонентного анализа этноса / В. В. Пименов. - Л., 1977; Лебедева, Н. М., Хохлов, А. А. Русские в республиках бывшего Союза: предрешен ли их исход / Н. М. Лебедева, А. А. Хохлов //

комплексного изучения этнодисперсной группы в полиэтничном окружении являются работы А. Е. Тер-Саркисянц и В. Я. Бабенко6. В работах Н. А. Томилова, Н. В. Юхневой, М. Э. Хайкиной, Ю. В. Ивановой, М. Н. Губогло, Ю. В. Арутюняна, М. Э. Коган, А. Г. Осипова, Н. М. Лебедевой, Р. Р. Галлямова, В. В. Воронкова исследовались отдельные культурно-бытовые, социальные и психологические аспекты развития различных этнодисперсных групп. Результатом первого исследовании малых этнических групп горожан является работа Г. В. Старовойтовой «Этническая группа в современном советском городе» . В работе, на материалах социологических исследований, архивных источников, данных переписей населения анализируются основные тенденции, характеризующие социально-демографическую структуру, особенности образа жизни и этнопсихологические аспекты этнических процессов армян, татар и эстонцев в Ленинграде. В целом, тенденции, имеющие место в инонациональных группах населения, проживающих в полиэтничной городской среде, рассматривались в контексте влияния культуры этнического большинства и языка межнационального общения на культуру

Этнополис. - 1993. - №2. - С. 99 - Ш; Русские (этносоциологические очерки). - М., 1992; Чуваши: современные этнические процессы. - М., 1988; Смирнова, Т. Б. Немцы Сибири: этнические процессы / Т. Б. Смирнова. - Омск, 2002,

См.: Тер-Саркисянц, А. Е. Армяне. История и этнокультурные традиции / А. Е. Тер-Саркисянц. - М., 1998; Бабенко, В. Я. Украинцы в Башкирской АССР / В. Я. Бабенко. - Уфа, 1992.

7 См.: Арутюнян, Ю. В. Опыт социально-этнического исследования (по материалам
Татарской АССР) / Ю. В. Арутюнян // Советская этнография. - 1968. - № 4. - С. 3 - 14;
Арутюнян, Ю. В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР
(программы, методика и перспективы исследования) / Ю. В. Арутюнян // Советская
этнография. - 1972. - №3; Галлямов, Р. Р. Многонациональный город: этносоциологические
очерки / Р. Р. Галлямов. - Уфа, 1996; Губогло, М. Н. Современные этноязыковые процессы в
СССР / М. Н. Губогло. - М., 1984; Губогло, М. Н. Идентификация идентичности.
Этносоциологические очерки / М. Н. Губогло. - М, 2003; Лебедева, Н. М. Социальная
психология этнических миграций / Н. М. Лебедева. -М., 1993; Коган, М. Э. Этнокультурные
ориентации инонационального населения большого города: Дис. ... канд. ист. наук /
М. Э. Коган. - Л., 1985; Томилов, Н. А. Современные этнические процессы среди сибирских
татар / Н. А. Томилов. - Томск, 1978; Хайкина, М. Э, К вопросу о структуре межличностного
общения мигрантов в иноэтнической среде (по материалам опроса ленинградских татар) /
М. Э. Хайкина // Советская этнография. - 1980. - №4; Юхнева, Н. В. Этнический состав и
этносоциальная структура населения Петербурга / Н, В. Юхнева. - Л., 1984.

8 См.: Старовойтова, Г. В. Этническая группа в современном городе / Г. В. Старовойтова. -
Л., 1987.

групп этнических меньшинств. В то же время констатировалось, что этнические процессы в таких группах не так однозначны, и этнокультурные особенности мигрантов в свою очередь могут оказывать влияние на культуру и быт города. Глубина такого воздействия, в частности, может зависеть от численности группы, степени сохранности этнической культуры, интенсивности контактов с основным населением и территорией материнского этнорегиона.9

Для решения конкретных проблем этнического развития малых этнических групп большое значение имеют материалы дискуссий и статьи по проблемам типологии этнических общностей, а также работы общетеоретического характера по теории этноса и современным проблемам этнографии, авторами которых являются С. А. Арутюнов, 10. В. Бромлей, Б. Е. Винер, В. И. Козлов, Н. В. Кокшаров, В. А. Тишков. 10

При анализе этнокультурных ориентации групп этнических меньшинств большую ценность представляют труды отечественных ученых С. А. Арутюнова, Ю. В. Арутюняна, Ю. В. Бромлея, М. Н. Губогло,

A. Д. Коростелева, 3. В. Левина, Ю. И. Мкртумяна, А. А. Сусоколова,

B. А. Тишкова, в которых разработаны вопросы сущности и типологии
этнических процессов, выявлены причины и основные закономерности их
развития, их зависимость от тех или иных факторов, определяющих эти
закономерности, определены показатели этих процессов и применяемая
терминология."

9 См.: Старовойтова, Г. В. Этническая группа в современном городе / Г. В. Старовойтова, -
Л., 1987.-С. 5.

10 См.: Арутюнов, С. А. Этничность - объективная реальность / С. А. Арутюнов //
Этнографическое обозрение. - 1995. - №5. - С. 7 - 10; Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса
/ 10. В. Бромлей. - М., 1973; Винер, Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения /
Б. Е. Винер // Этнографическое обозрение. - 1998. - №4. - С. 3 - 27; Козлов, В. И. Этнос.
Нация. Национализм: сущность и проблематика / В. И. Козлов. - М., 1999; Кокшаров, Н. В.
Нация и культура (социально-философский анализ) / Н. В. Кокшаров. - Новгород, 1997;
Кокшаров, Н. В. Культура и этничность (Этнополитологический анализ) / Н. В. Кокшаров. -
СПб., 1998; Тишков, В. А. О феномене этничности / В. А. Тишков // Этнографическое
обозрение. - 1997. - №3. - С. 3 - 21.

1 См.: Арутюнов, С. А. Адаптивное значение культурного полиморфизма / С. А Арутюнов // Этнографическое обозрение, - 1993. - №4. - С. 41 - 56; Аруткжян, 10. В. Опыт социально-

Различные аспекты изучения этнической идентичности и проблема соотношения понятий этнической культуры и этнической идентичности обозначены в работах В. И. Козлова, Л. М. Дробижевой, Г. У. Солдатовой, Г. В. Старовойтовой, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедевой, Е. П. Белинской, Т. Г. Стефаненко, В. А. Тишкова.12 В работах с привлечением данных этнологии, социологии и психологии рассматривается сущность понятия этнической идентичности, ее соотношение с понятием этнического сознания и самосознания, структура идентичности, ее параметры и стратегии конструирования.

Ценный вклад в определение методологических подходов внесли работы этнографов и социологов, посвященные изучению современных этнических процессов, в ходе которых был собран богатый эмпирический материал по этническим процессам в городах. В 1990-е годы на территории Республики

этнического исследования (по материалам Татарской АССР) / Ю. В. Арутюнян // Советская этнография. - 1868. - №4. - С. 3 - 14; Арутюнян, Ю. В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программы, методика и перспективы исследования) / Ю. В. Арутюнян // Советская этнография. - 1972. - №3; Бромлей, Ю. В. Этнические процессы в современно мире /10. В. Бромлей. - М., 1987; Бромлей, Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых походов / 10. В. Бромлей. - М., 1988; Губогло, М. Н. Современные этноязыковые процессы в СССР / М. Н. Губогло. - М, 1984; Коростелев, А. Д. Парадоксы этнической идентичности / А. Д. Коростелев // Идентичность и толерантность. — М., 2002. - С. 86 - 110; Левин, 3. В. Менталитет диаспоры / 3. В. Левин. - М, 2001; Мкртумян, Ю. И. Основные элементы культуры этноса / Ю. Й. Мкртумян // Методологические проблемы исследования этнической культуры. Материалы симпозиума. -Ереван, 1978; Сусоколов, А. А. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты / А. А. Сусоколов // Советская этнография. - 1973. - №5. - С. 73 -78; Тишков, В. А. Теория этноса и культурный фундаментализм / В. А. Тишков // Этнология и политика. Научная публицистика.- М., 2001.

1 См.: Белинская, Е. П., Стефаиеико, Т. Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко // Этническая психология. Хрестоматия. - СПБ., 2003; Дробижева, Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития / Л. М. Дробижева // Советская этнография. - 1985. - С. 3 - 16; Козлов, В. И, Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса / В. И. Козлов // Советская этнография. - 1974. - №2; Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - М., 1998; Лебедева, Н. М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления / Н. М. Лебедева // Этническая психология и общество. Материалы первой конференции секции этнической психологии при РПО. - М., 1997; Старовойтова, Г. В. Этнические группы в современном советском городе / Г. В. Старовойтова. - М., 1987; Тишков, В. А. Идентичность и культурные границы / Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / В. А. Тишков. - М., 1997; Хотинец, В. 10. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец. - Екатеринбург, 2002.

Татарстан проводились комплексные этносоциологические исследования, инициированные крупнейшими специалистами в области межнациональных отношений Института этнологии и антропологии РАН - профессорами Л. М. Дробижевой и М. Н. Губогло. Результаты этих исследований получили интерпретацию в виде ряда коллективных монографий. Велся активный поиск адекватных методов исследования культуры и быта горожан, а также интернациональных и этнически специфичных элементов в городской культуре.

Этнокультурные исследования народов Поволжья, в частности, работы казанских ученых Н. И. Воробьева, Е. П. Бусыгина, Н. В. Зорина, Л. С. Токсубаевой, Н. В. Лештаевой (Рычковой), Г. Р. Столяровой, В. И. Яковлева и др. направлены преимущественно на изучение культуры этнического большинства региона.14 В этих исследованиях делается акцент на изучение сохранившихся компонентов традиционно-бытовой культуры, этнической специфики культуры городского и сельского населения, культурно-бытовых взаимовлияниях. Особенно углубленно изучается материальная культура, исторические формы взаимодействия в материальной культуре татар и русских региона. Исследуется роль семьи, как социальной группы, которая оказывает сильное влияние на формирование этнического самосознания, стереотипов поведения, усвоение и воспроизводство культурных реалий. В результате были выявлены следующие основные направления этнокультурного развития - собственно национальное (этническое) развитие, внедрение интернациональных форм, обусловленных влиянием научно-технического

См.: Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. - М., 1998; Демократизация и образы национализмав Российской Федерации 90-х гг. - М., 1996; Ассиметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей. -М, 1998. 4См.: Бусыгин, Е. П, Русское население Среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин. - Казань, 1966; Бусыгин, Е. П., Зорин, Н. В., Столярова, Г. Р. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин, Г. Р. Столярова. - Казань, 1991; Воробьев, Н. И. Казанские татары / Н. И. Воробьев // Материалы по изучению Татарстана. - Казань, 1925. -С. 133 - 167; Яковлев, В. И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья / В. И. Яковлев. - Казань, 2001.

прогресса и межкультурные взаимовлияния, создающие региональный (волго-уральский слой культуры).15

Заметное место занимают работы Л. М. Дробижевой, Т. С. Гузенковой, Р. Н. Мусиной, Л. В. Сагитовой, Т. А. Титовой, В. Е. Козлова, опубликованные по итогам изучения современных этнических процессов среди народов Поволжья.

В исследованиях Л. К. Байрамовой, М. Н. Губогло, М. В. Дьячкова, М. 3. Закиева, Р. А. Юсупова, Ф. А. Ганиева, Н. X. Шарыповой, 3. А. Исхаковой особое место занимает изучение этнолингвистических процессов среди этнических групп как в целом в масштабах государства, так и в пределах республики. Большой интерес вызывает проблематика функционирования и взаимодействия языков, их статусная характеристика, изучение феномена билингвизма. Этнокультурные взаимовлияния в этнически-смешанных браках

См.: Бусыгин, Е. П. Русское население Среднего Поволжья / Е. П, Бусыгин. - Казань, 1966 См.: Гузенкова, Т. С. Проблема самоидентификации национальной интеллигенции республик Поволжья и Приуралья / Т. С. Гузенкова // Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М, 1994; Гузенкова, Т. С. Межнациональное общение в сельской местности Чувашской АССР и некоторые аспекты его оптимизации / Т. С. Гузенкова // Статистико-этнографические исследования в Чувашской АССР. - Чебоксары, 1984; Дробижева, Л. М. Социально-культурные особенности личности и национальные установки (по материалам исследований в Татарской АССР) / Л. М. Дробижева // Советская этнография. - 1971. - №3. -С. 3 - 16; Мусина, Р. Н. Этнокультурные ориентации и межнациональные отношения: анализ ситуации в Республике Татарстан / Р. Н. Мусина // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып.2. - Казань, 1992; Мусина, Р. Н., Тагиров, Р. Б. Татары и русские в Татарстане: этнические стереотипы и межэтническое общение / Р. Н. Мусина, Р. Б. Тагиров // Феномен народофобии. XX век. Материалы научной конференции. - Казань, 1994. - С. 43 - 46; Сагитова Л. В. Этничность в современном Татарстане / Л. В. Сагитова. - Казань, 1998. 17 См.: Байрамова, Л. К. Языковая модель Татарстана / Л. К. Байрамова // Модели национальных языков. - Казань, 1996. - С. 13 - 22; Байрамова, Л. К. Татарстан: языковая симметрия и асимметрия / Л. К. Байрамова. - Казань, 2001; Губогло, М. Н. Социально-этнические последствия двуязычия / М. Н. Губогло // Советская этнография. - 1972. - №2. -С. 26 - 36; Губогло, М. Н. Современные этноязыковые процессы в СССР / М. Н. Губогло. -М., 1984; Губогло, М. Н. Русский язык и толерантность / М. Н. Губогло. - М., 2003, Дьячков, М. В. Родной язык и межэтнические отношения / М. В. Дьячков // Социс. - 1995.-№11.- С. 67 - 70; Закиев, М. 3. Татары: проблемы истории и языка / М. 3. Закиев. - Казань, 1995; Закиев, М. 3., Байрамова. Л. К., Юсупов, Р. А. Двуязычие и гармонизация межнациональных отношений в Татарстане / М. 3. Закиев, Л. К. Байрамова, Р. А. Юсупов // Возрождение культуры России: язык и этнос. - СПб, 1995. - С. 31 - 68; Закиев, М. 3., Ганиев, Ф. А., Шарыпова, Н. X. Актуальные проблемы национально-языковой жизни в Татарстане / М. 3. Закиев, Ф. А. Ганиев, Н. X. Шарыпова // Языковая ситуация в Российской Федерации. - М., 1992. - С. 82- S6; Исхакова, 3. А. Двуязычие в городах Татарстана (1980 -90 е годы) / 3. А. Исхакова. - Казань, 2001.

рассматриваются в работах Е. П. Бусыгина, Н. В. Зорина, Г. Р. Столяровой, Т. А. Титовой.

В западной науке исследования культуры приобретают особую актуальность после появления концепций П. Бурдье, рассматривавшего культуру в качестве активного начала, формирующего социальные различия и идентификации, Ю. Хабермаса, анализировавшего принципы взаимодействия разных этнических и культурных групп населения в культурно-плюралистическом обществе, С. Хантингтона, связывающего с социально значимыми культурными отличиями групп перспективы развития цивилизации.19

Для изучения способов, с помощью которых происходит вертикальная и горизонтальная трансмиссия культуры, важное значение имеет теория социализации П. Бергера и Т. Лукмана. Развивая идеи Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, П. Бергер и Т. Лукман рассматривают процесс социализации как механизм воспроизводства социальной сферы. Для нашего исследования важны выделяемые авторами социальные институты, поддерживающие определенную систему ценностей. К ним относятся семейное воспитание, система образования, праздники, ритуалы.

См.; Бусыгин, Е. П., Зорин, Н. В. Национально-смешанные семьи в сельских районах среднего Поволжья / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин // Очерки статистической этнографии Среднего Поволжья. - Казань, 1976. - С. 3 - 28; Бусыгин, Е. П., Столярова, Г. Р. Культурно-бытовые процессы в национально-смешанных семьях (по материалам исследований в сельских районах ТАССР) / Е. П. Бусыгин, Г. Р. Столярова // Советская этнография. - 1988. -№3. - С. 27 - 36; Столярова, Г. Р., Титова, Т. А. Этническая культура как индикатор самосознания в национально-смешанных семьях (по материалам изучения русско-татарских семей в г. Казани) / Г. Р. Столярова, Т. А. Титова // Современные национальные процессы в РТ. - Казань, 1992. — С. 82 - 91; Титова, Т. А. Этнические самосознания в национально-смешанных семьях / Т. А. Титова. - Казань, 1999.

См.: Бурдье, П. Структуры, Habitus, Практики / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995; Bourdieu P. The Logic of Practice / P. Bourdieu, - Stanford, 1990; Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. - 1994. - №1; Huntington, S. The Change to Change (Comporative Politics in the Postbehavioral Era) / S. Huntington. - Boulder, Colorado, 1988; Habermas, J. Struggles for Recognition in the Democratic Constitutional State / J. Habermas // Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition. - New Jersey, 1994.

См.: Бергер, А., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / А. Бергер, Т. Лукман. -М., 1995.

С конца 60-х годов XX века в зарубежной этнологии и социологии большую популярность приобрела концепция норвежского ученого Ф. Барта, в работах которого рассматривается идея культурных границ. Ф. Барт делает вывод о том, что культурные характеристики, используемые для маркировки этносов и групповых границ, имеют социально значимый разграничительный смысл и выполняют этноинтегрирующие функции.

Говоря о теоретических подходах, имеющих отношение к проблеме культурных границ, следует также упомянуть о концепции культурной совместимости-несовместимости С. Хантингтона, который наиболее социально значимыми культурными характеристиками групп, выполняющими разграничительную функцию, считал язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию.22

Цель и задачи исследования.

В соответствии с уровнем разработанности проблемы, ее теоретической и практической значимостью, целью данного исследования является комплексный анализ тенденций этнического и этнокультурного развития групп этнических меньшинств в условиях полиэтничного города (на примере городов Казань и Набережные Челны).

Заданная цель определяет следующие научно-исследовательские задачи:

  1. интерпретировать понятия «этническая культура» и «этническая идентичность», их соотношение и взаимодействие;

  2. рассмотреть историю формирования и социально-демографические характеристики групп этнических меньшинств Республики Татарстан;

3. охарактеризовать особенности, функции и механизм
функционирования этнической идентичности в среде изучаемых групп
этнических меньшинств городов Казани и Набережных Челнов;

См.: Barth, F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Bergen/London. Universitets Forlaget / F. Barth // Allen & Unwin; Barth F. Analysis of Culture in Copmlex Societies/F. Barth//Ethnos (Stockholm).- 1989. -Vol.4. 22 См.: Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. -1994. - №1.

4. выявить специфику этнолингвистических процессов в качестве
составляющих этнокультурных процессов в среде изучаемых групп этнических
меньшинств городов Казань и Набережные Челны;

  1. исследовать элементы материальной этнокультуры в среде изучаемых групп этнических меньшинств городов Казань и Набережные Челны на уровнях: «знание - предпочтение - потребление».

  2. проанализировать элементы духовной этнокультуры в среде изучаемых групп этнических меньшинств городов Казань и Набережные Челны на уровнях: «знание - предпочтение - потребление».

Объект и предмет исследования

В качестве объекта исследования выступают группы этнических меньшинств: украинцы, армяне, чуваши и немцы, проживающие в городах Казань и Набережные Челны Республики Татарстан.

Предметом исследования являются этнические процессы, характерные для украинского, армянского, чувашского и немецкого населения вышеуказанных городов, а именно: функционирование и особенности проявления этнической идентичности, этнолингвистические процессы, состояние этнокультуры.

Хронологические рамки работы - с 1990-х гг. по настоящее время. Последнее десятилетие XX - начало XXI в. является качественно новым этапом в развитии России в целом и отдельных ее регионов, в том числе и Татарстана. Этот период характеризуется трансформациями в политической, экономической и социальной сферах общества, что отразилось на положении групп этнических меньшинств и процессах, протекающих в их среде.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию городов Казань и Набережные Челны Республики Татарстан, Выбор этих двух городов обусловлен следующими причинами: г. Казань, исторически являясь политическим, экономическим, культурным центром региона, привлекает большинство населения большей степенью вертикальной социальной мобильности. В г. Казани доля этнических меньшинств меньше, чем в целом по

республике и составляет по данным переписи населения 2002 г. 3,7 %. Это обстоятельство вызывает исследовательский интерес к изучению этнокультурных процессов этнических меньшинств в специфической инонациональной среде, характерной для столичного города. Выбор г. Набережные Челны обусловлен тем, что этот молодой промышленный город в силу особенностей своего возникновения и социально-экономического развития характеризуется полиэтничным составом: Доля этнических меньшинств составляет в структуре населения г. Набережные Челны по данным переписи 2002 года 9,2 %, что выше, чем в целом по республике (7,6 %).

Источники. Источниковая база диссертационной работы включает в себя документы и материалы, которые можно разделить на две группы.

Первую группу источников составляют данные этносоциологических исследований.

Основными источниками для написания работы являются: а) этносоциологический опрос, который проводился в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе: пример городов РТ» (руководитель -Т. А. Титова). Опрос проводился в период с 2001-2004 гг.

б) материалы глубинных интервью с представителями исследуемых групп этнических меньшинств, проводившихся в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе: пример городов РТ» (руководитель -Т. А. Титова), Всего было проведено шестьдесят интервью с представителями украинской, чувашской, армянской и немецкой этнических групп.

В проведении этносоциологического опроса и глубинных интервью с представителями групп этнических меньшинств автор принимала непосредственное участие.

Национальный состав населения Республики Татарстан: Статистический сборник по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4 / Комгосстат РТ - Казань, 2004. - С. 16,36.

В работе также использовались, как сопоставительные, материалы следующих проектов: международного проекта «Этническая идентичность, национализм и разрешение конфликтов в РФ» (1993-1999 гг.) - руководитель Л. М. Дробижева; «Этническое самосознание и межэтническая толерантность в условиях полиэтнического города» (1998-1999 гг.) - руководитель Т. А. Титова; «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999-2001 гг.) - руководитель Л. М. Дробижева. Все выше перечисленные исследования проводились в различных регионах Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан.

Вторую группу источников составили материалы переписей населения. В работе использованы данные Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., данные всех переписей населения советского периода, так или иначе содержащие информацию в этническом аспекте, итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Эти источники позволяют получить информацию о динамике численности изучаемых групп этнических меньшинств, их социально-демографических характеристиках, степени их урбанизированности, уровне языковой компетенции и языковых ориентациях в различные исторические периоды.

Методология и методика исследования

В качестве методологической основы работы выступает конструктивистская методология, в рамках которой для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те культурные характеристики, которые в данный момент подчеркивают различия и групповые границы. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Этичность в таком понимании - это процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями; единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории.

Настоящая работа построена на сочетании количественных и качественных методов. Сбор эмпирического материала осуществлялся в ходе этносоциологического опроса, проводимого в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе: пример городов РТ» (руководитель - к.и.н., доцент Т. А. Титова). Опрос проводился в период с 2001-2004 гг. с использованием метода стандартизированного интервью с представителями этнических меньшинств. Отбор респондентов производился методом «снежного KOMa»(snowball), так как изучаемые группы расселены диффузно. Формирование выборки начиналось с выбора нескольких «стартовых точек», то есть индивидов, заведомо принадлежавших к данной национальности. Подбору «стартовых персон» уделялось особое внимание. Для этого мы обращались в Культурный центр данного этноса, где получали информацию о нескольких известных в среде исследуемой группы людей. Они должны были быть не только достаточно известны и авторитетны, но и представлять разные слои данной этнической группы. Затем среди них проводился опрос, а в дополнение к анкете их просили назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы этносоциологического исследования. Далее это процедура повторялась до тех пор, пока итоговая выборка не достигла заранее установленной величины, достаточной для проверки гипотез исследования.

Объем выборки составил 629 человек (412 человек в г. Казани и 217 человек в г. Набережные Челны).

При выборе качественных методов сбора данных мы остановились нам методе глубинных интервью, которые проводились как с активистами и членами национально-культурных организаций, так и с представителями соответствующих этнических групп, не состоящими в общине. В беседах с информантами акцент делался, в первую очередь, на их собственном жизнеописании, происхождении и образе жизни семьи, социальной

самоидентификации, степени потребности в элементах этнический культуры, отношении к этническим и религиозным организациям соответствующей этнической группы. Всего среди исследуемых групп было проведено шестьдесят глубинных интервью (сорок в г. Казани и двадцать в г. Набережные Челны).

Кроме того, в ходе исследования мы использовали методы, широко применяемые в общественных науках; анализ и синтез, обобщение, а также способы количественной оценки информации (статистический метод). Специфика решаемых исследовательских задач обусловила потребность в привлечении методов сравнительного анализа. Метод сравнения позволяет выявить общее и специфическое в этнокультурных установках и ориентациях представителей изучаемых групп этнических меньшинств в обоих городских массивах.

В настоящем исследовании термины «этническое меньшинство» и «малая этническая группа» употребляются как слова - синонимы.

Новизна и значимость исследования

Как было отмечено выше, до настоящего времени в городах Российской Федерации преимущественно изучалось коренное для данного региона население, представляющее этническое большинство. Между тем, актуализировалась необходимость рассмотреть особенности культуры, быта, образа социальной жизни и этнического самосознания той части горожан, которая представляет этнической меньшинство. В работе проводится сравнительный анализ тенденций этнокультурного развития групп этнических меньшинств полиэтничного города в сфере материальной и духовной культуры. В рамках изучения этнокультурных ориентации в исследуемых группах рассматриваются этнолингвистические процессы и стратегии конструирования этнической идентичности.

Приведенный в работе табличный и графический материал (ранее не публиковавшийся) дает возможность его последующей интерпретации при решении новых исследовательских задач.

Комплексное исследование тенденций этнокультурного развития групп этнических меньшинств в полиэтничных городах Республики Татарстан может служить дополнением к системе научных взглядов об этнических группах, проживающих в республике, и создает предпосылки для научного прогнозирования их дальнейшего развития и поведения.

Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных выводов при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических (социальных и этнокультурных) программ в целях оптимизации межэтнических отношений и поддержания комфортного этнического фона в Республике. Результаты исследования призваны активизировать внимание общественности к проблемам групп этнических меньшинств.

На защиту выносятся следующие основные положения исследования.

  1. Этнокультура групп этнических меньшинств в изучаемых городах характеризуется постепенным нивелированием в ней этноспецифических черт, доминированием общегородской культуры, заменой традиционных элементов культуры на элементы культуры этнического большинства.

  2. Этническая специфика в сфере культуры в изучаемых группах этнических меньшинств перемещается в этнопсихологическую сферу, что проявляется в актуализации этнической идентичности в структуре социальной идентичности групп этнических меньшинств, а также приверженности к национальному языку как этноинтегрирующему фактору.

3. Основным типом взаимодействия изучаемых групп этнических
меньшинств с этническим большинством является интеграция. Другими
словами, взаимодействующие культуры не поглощаются одна другой, а
сосуществуют в различных сочетаниях и проявлениях.

4. В материальном слое бытовой культуры групп этнических меньшинств
более отчетливо проявляется тенденция к сужению этнически маркированного
слоя. Элементы материальной культуры в значительной степени носят
унифицированный характер.

  1. В условиях крупного полиэтничного города этническая специфика концентрируется главным образом в сфере духовной жизни. В сфере духовной культуры (национальная музыка, танцы, литература, семейная обрядность, праздничная обрядность) уровень этнокультурной компетенции представителей групп этнических меньшинств достаточно высок, существуют позитивные установки на распространенность элементов этнической культуры.

  2. Несмотря на позитивные установки на распространенность элементов этнической культуры среди представителей изучаемых групп этнических меньшинств, уровень реального потребления элементов этнической культуры, под которым мы понимаем использование респондентами этнокультурной информации в конкретных ситуациях, довольно низок.

7. Демонстрируемая представителями групп этнических меньшинств
приверженность национально-культурным традициям носит во многом
инсценировочный характер, а элементы культуры используются респондентами
как средства персональной и групповой идентификации, выполняя
коммуникативную и этнопсихологическую функции.

8. Существует связь этнокультурных предпочтений с
этнодемографическими и этноязыковыми факторами. Длительное проживание
в прошлом в этнически родной среде, получение образования на национальном
языке, компактность проживания этнической группы предопределяет более
высокую степень ориентированности на этнокультуру.

9. На степень сохранности элементов традиционной культуры
респондентов оказывают влияние социально-демографические параметры -
возраст, образовательный уровень, социально-профессиональный статус
респондентов. В старших возрастных группах со сравнительно низким уровнем
образования наблюдается большая степень сохранности элементов
традиционной культуры, нежели у молодых людей. На инонациональные
формы культуры в большей степени ориентированы представители массовой
интеллигенции.

10. Респонденты г. Казани - города с устойчивыми традициями, более ярко демонстрируют тенденцию к сохранению национальных черт в культуре. Она проявляется, прежде всего, в стремлении к хорошему знанию истории, искусства, науки, деятелей культуры своего народа. Респонденты г. Набережные Челны проявляют большую, по сравнению с жителями Казани, склонность к сохранению традиционно-обрядового слоя этнической культуры.

Апробации результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научно-практической конференции «Актуальные проблемы этнической и религиозной толерантности народов Поволжья» (г. Самара, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Современная этика: российская реальность и прогнозы» (г. Казань, 2003 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Диаспоры Урало-Поволжья»(г. Ижевск, 2004 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность»(г. Глазов, 2005 г.), Всероссийской научной конференции «Антропологическая экспертиза Российского законодательства» (г. Казань, 2005 г.), VI Конгрессе этнографов и антропологов России (г. Санкт-Петербург 28 июня - 2 июля 2005 года), межрегиональной научно-практической конференции «Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России» (г. Саранск. 2006 г.), международной научной конференции «Цивилизация народов Поволжья и Приуралья: проблемы истории и геополитики» (г. Чебоксары, 2006 г.), а также отражены в 14 опубликованных статьях.

Структура диссертации.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 172 наименования.

История формирования и социально-демографическая характеристика групп этнических меньшинств Республики Татарстан

Население Поволжья в конце XIX в. отличалось многонациональным составом, который был обусловлен историческими судьбами этого региона и особенностями его социально-экономического развития.

Численность чувашей составляла 768342 человек (7,8 % от всего населения региона)1. Основная масса чувашского населения концентрировалась в Казанской и Симбирской губерниях. В Казанской губернии численность чувашей составляла 502042 человек (23,1 % от всего населения губернии) . Основная масса чувашей проживала в сельских районах. В городах Казанской губернии чуваши были представлены незначительно (1645 человек, или 0,9 % городского населения)3.

Из четырех изучаемых этнических групп единственной группой, представляющей коренное население, являются чуваши. Они же являются самой многочисленной группой. Чуваши - третья по численности этническая группа Республики Татарстан после татар и русских. За период с 1857 по 1900 год численность чувашей в Казанской губернии возросла с 333066 человек до 526502 человек4.

Из некоренных народов края выделялись своей численностью также украинцы и немцы. Первые украинские поселения появились в Поволжье с конца XVII века, а к концу XIX в. украинцы составляли 4,1 % населения региона (403767 чел.)5.

Немецкая колонизация края началась в XVIII веке, после появления манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года, призывавших из Европы всех желающих, кроме евреев, свободно поселяться в «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах империи, до сего праздно остающихся»6. К переписи 1897 года немецкое население Поволжья достигло 4 % жителей региона (397774 чел.) ,

В Казанской губернии в конце XIX века численность украинцев и немцев была незначительной. В 1897 году количество украинцев, проживающих на ее территории, составляло 789 человек (из них 711 мужчин и 78 женщин), а немцев - 1155 человек (из них 570 мужчин и 585 женщин)5. Это менее 0,1 % от всего населения губернии . Большинство представителей этих этнических групп являлись городскими жителями. В городах проживало 724 украинца и 1020 немцев, что составляло соответственно 0,4 % и 0,5 % от общего количества городского населения губернии .

В Казанском уезде по данным переписи 1897 года проживал 561 чуваш, 698 украинцев, 994 немца11. Таким образом, численность указанных групп составляла 0,01 % от всего населения Казанского уезда.

Крупные губернские города Поволжья, в отличие от мелких уездных центров, носивших преимущественного моноэтничный характер, являлись местом сосредоточения представителей различных национальностей и центрами интенсивных межнациональных контактов. Не была исключением

Казань. Большинство украинцев и немцев, проживающих в Казанской губернии, являлось жителями Казани. В городе проживало 685 украинцев (из них 639 мужчин и 46 женщин)12. Это составляло 0,5 % всего населения города13. Немцев насчитывалось 982 человека (из них 487 мужчин и 495 женщин)14. Это составляло 0,8 % от всего населения г. Казани.15. Как отмечают исследователи, значительная прослойка лиц немецкого происхождения являлась характерной особенностью губернских центров Поволжья 6.

Большинство чувашей, проживающих в Казанской губернии, являлись жителями сельских районов. В Казани по данным переписи населения 1897 года проживал 501 чуваш (из них 424 мужчины и 77 женщин)17. Это 0,1 % от общего количества чувашей, проживающих в Казанской губернии и 0,4 % всего населения города.18

Наиболее малочисленной из всех изучаемых этнических групп являлись армяне. Их, согласно данным переписи 1897 года, в Казанской губернии насчитывалось 36 человек. Из них 26 мужчин и 10 женщин. Большинство армян (23 мужчины и 10 женщин) проживали в г. Казани.19

Историки полагают, что армяне переселились в Булгары из столицы Хазарии - Итиля, где ранее было их поселение, прекратившее своё существование после падения Хазарского каганата20. В XI в. армянское население в Великих Булгарах увеличилось за счёт беженцев из захваченной турками-сельджуками Армении. С этого периода столица Волжско-Камской

Булгарии стала застраиваться каменными зданиями, строителями которых были преимущественно армянские мастера.

Впоследствии, после разгрома города московскими войсками под руководством князя Василия II в 1431 г., здешние армяне переселились главным образом в г. Казани, где в районе, носившем название «Суконная слобода» появились две улицы, названные Армянскими. Там же была, построена григорианская церковь и было основано армянское кладбище. Но в XVII в. армян в Казани почти не стало из-за вспыхнувшей здесь эпидемии " . И только позднее, с XVIII в. армянское население города стало постепенно увеличиваться.

Давние связи с Арменией, археологические памятники на территории Волжской Булгарии, наличие слободы армянских купцов и ремесленников в г. Казани, предопределило открытие в 1839 г. первой в России кафедры армянского языка и литературы. Она находилась в составе факультета востоковедения Казанского университета.

Таким образом, согласно данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. большая часть немцев, украинцев и армян, проживающих в Казанской губернии были жителями городов, в первую очередь г. Казани. Основная масса чувашей проживала в сельской местности, в городах они были представлены незначительно. В переписи 1897 года население распределено по вероисповеданию и грамотности.

Этнолингвистические процессы

Этнолингвистические процессы в среде групп этнических меньшинств выполняют множество уникальных функций, которые невозможно равноценно восполнить никакими другими средствами. Данная уникальность подтверждается, прежде всего, особым значением национального языка в структуре этнической идентичности личности и в этническом самосознании народа. Роль языка как этнодифференциругощего признака имеет тенденцию к возрастанию.84 Однако, на наш взгляд, данный признак скорее выступает в роли символа этнического языка, нежели в качестве реально функционирующего в культуре ресурса.

«Язык, равно как и обычаи, традиции, мифы, стереотипы, неизбежно носит на себе нечто, истории этноса, национальности» 85. С помощью языка вырабатываются и функционируют образцы национальной культуры, закрепляются особенности мышления народа, его традиции, образ жизни. Язык служит средством волеизъявления и действия социальных групп и отдельного человека. Осваивая язык принимающего общества, индивид тем самым невольно привлекает к разрушению своей групповой этнической и социокультурной целостности все силы существующей в этом обществе системы образования, средств массовой информации. В конечном счете, индивид в большей или меньшей степени становится носителем культурной традиции общества -реципиента, которая оказывает на него более серьезное влияние, чем он сам представляет. Для групп этнических меньшинств в инонациональном окружении сохранение своего этнического языка является проблематичным. Тем не менее, язык продолжает играть для этих групп роль этноинтегрирующего фактора. Даже в условиях утраты большинством представителей группы этнического меньшинства родного языка, он, тем не менее, используется как символический показатель утверждения этнической идентичности. Иными словами, признавая для себя родным свой национальный язык, человек утверждает свою этническую идентичность. Современный Татарстан - это многонациональная и поликультурная республика. Поэтому проблема функционирования и взаимодействия языков является здесь актуальной. В формировании этноязыковой ситуации в Республике Татарстан основную роль играет взаимодействие русского и татарского языков, этнические носители которых составляют более 90% ее населения. Но нельзя не учитывать и другие народы полиэтничного Татарстана; обогащающие палитру республики, в том числе и за счет миграционного прироста. По данным нашего исследования в целом в самосознании этнического меньшинства языковой компонент как внутригрупповой интегрирующий элемент играет второстепенную роль, уступая первостепенное значение категории «происхождение». Важная роль этноязыкового компонента подчеркивалась респондентами и в глубинных интервью: Из интервью: «Мой родной язык, конечно, армянский. Я одинаково свободно могу общаться и на русском, и на армянском языке, но со своими близкими друзьями-армянами я общаюсь почти исключительно на родном языке. Это нас объединяет» (муж., 1966 г.р., арм., г. Казань). «У нас есть такое стихотворение о родном языке, написанное армянкой. В переводе звучи так: где бы ты ни был, что бы ты ни делал, будь хоть в другой стране, хоть при смерти, родной язык не забывай». (муж., 1965 г.р., арм., г. Казань). «Я ощущаю себя немкой, когда приезжаю на историческую родину, к родственникам, общаюсь с ними на немарком языке. Хотя сама я говорю плохо, но все понимаю, и вообще мне приятно слышать родную речь. Вот тогда у меня появляется ощущение, что я немка. В остальное время я об этом как-то не задумываюсь» (жен., 1951 г.р., нем., г. Набережные Челны). «Несмотря па то, что живу в Казани с 1973 года, я огцущаю себя украинкой. Почему? Трудно объяснить...но когда я приезлсаю домой, на Украину, и мы там разговариваем не то чтобы на чисто украинском, но как бы на смеси украинского и русского... Или когда к нам приезжают родственники с Западной Украины и мы с ними па украинском разговариваем. Вот тогда это чувствуется особенно сильно» (жен., 1950 г.р., укр., г. Казань).

Среди изучаемых этнических меньшинств заметны различия по степени выражения языкового компонента в этническом самосознании. Так, чуваши в два раза чаще, чем немцы и украинцы выделяют языковой признак в качестве объединяющего их компонента. Более выраженный характер языкового компонента в этническом самосознании демонстрируют армяне.

Материальная культура

Трансформация материальной культуры групп этнических меньшинств является одной из составляющих этнических процессов в целом. В условиях иноэтничного окружения, способствующего усвоению интегрированных форм культуры и нивелировке многих черт бытовой культуры групп этнических меньшинств под влиянием культуры этнического большинства, наиболее значимые элементы материальной культуры (такие как пища, одежда) могут взять на себя функции этнических определителей. Но, как показало исследование, в условиях унификации городской материальной культуры не просто воспроизводить какие-либо культурные образцы, определяющие этническую специфику.

Чтобы определить степень значимости этнической культуры в изучаемых группах этнических меньшинств, мы задали респондентам вопрос: «Что необходимо сегодня для развития Вашего народа?». Ответы просили проранжировать по степени значимости. В результате были получены следующие данные (см. таблицу 3.1).

Позиция «Возрождение и развитие национальной культуры моего народа» оказалась на первом месте по значимости у чувашей и немцев в г. Казани и г. Набережные Челны и у армян в г. Набережные Челны. Украинцы в обоих городах поставили указанную позицию на второе место, армяне в г. Казани - на третье место, отдав приоритет позиции «Наведение порядка в стране». Таким образом, значимость этнической культуры для изучаемых групп этнических меньшинств в целом можно оценить как довольно высокую.

Среди индикаторов этничности культура как этноинтегрирующий признак занимает III - IV место у украинцев, чувашей и немцев, и V место у армян.

Для выяснения роли и места традиционной материальной культуры в жизни современных групп этнических меньшинств нами были использованы следующие вопросы: «Имеются ли в Вашем доме предметы традиционной культуры и быта?», «Знаете ли Вы Ваши национальные блюда?», Носили ли Вы когда-нибудь какие-либо элементы национального костюма?».

Наиболее высокие показатели национальных ориентации в сфере традиционной культуры обнаружен нами среди чувашей, половина которых указала, что в их доме имеются предметы традиционной культуры и быта. Близкие показатели демонстрируют немцы - 44 % опрошенных в г. Казани и около 30 % в г. Набережные Челны. Украинцы занимают промежуточную позицию - треть опрошенных в обоих городах. Самый низкий показатель обнаружен среди армян - 24 % в г. Казани и 30 % в г. Набережные Челны (см. рис. 3.1).

Вполне объяснимо, что человек, оторванный от своей привычной социокультурной среды, в память о своей родине часто привозит на новое место предметы традиционного быта и культуры своего народа. Однако, обращает на себя внимание, что кривая, демонстрирующая количество респондентов - жителей г. Казани, в доме которых имеются предметы традиционной культуры и быта, представляет собой ломаную линию, что свидетельствует о значительных различиях между группами в степени сохранности предметов традиционной материальной культуры. В г. Набережные Челны, напротив, кривая представляет собой плавную линию, показывающую, что степень сохранности предметов материальной культуры примерно одинакова (около трети респондентов) во всех изучаемых группах (см. рис. 3.1). Неоднородность степени сохранности элементов традиционной материальной культуры среди представителей изучаемых этических групп в г. Казани может быть объяснена тем обстоятельством, что группы формировались из мигрантов разных волн, этапы переезда которых приходились на разные периоды и захватывали представителей различных социально-демографических групп. Этим были обусловлены разные сроки адаптации мигрантов к городской среде, что и определило более широкие вариации степени сохранности элементов традиционной материальной культуры среди жителей г. Казани. В г. Набережные Челны, напротив, формирование групп происходило в результате притока мигрантов, вызванного строительством в городе основных объектов КАМАЗа. Мигрантами в основном были люди молодого возраста, ориентированные на работу на строящихся предприятиях. В силу этих особенностей различия в степени сохранности элементов традиционной этнической культуры между группами нивелируются.

Духовная культура

Познание хода и внутренней логики процессов, происходящих в изучаемых группах этнических меньшинств, невозможно без анализа состояния их духовной культуры. Это тем более важно, что в условиях крупного полиэтиичного города этническая специфика концентрируется главным образом в сфере духовной жизни. Так, Г. В. Старовойтова отмечала, что «элементы этнической специфики в ходе сближения наций исчезают с разной скоростью в производственной и непроизводственной сферах - последняя относительно традиционнее, а этнокультурные особенности в пей сохраннее».

Исследование духовной культуры групп этнических меньшинств построено нами на рассмотрении их национально-культурных ориентации, на выявлении уровня компетенции в сфере этнической культуры, на характеристике системы обрядов и обычаев и ее роли в трансмиссии этнической культуры в исследуемом нами массиве.

Исходя из положения Ю.В. Бромлея, что «... этническую культуру не следует смешивать с культурой этноса (нации) в целом, что последняя включает в себя не только этнические, национально-специфические, но и межэтнические, интернациональные компоненты культуры», мы при анализе состояния духовной культуры в исследуемых группах не можем обойти стороной их общекультурные ориентации.

Нами была предпринята попытка выделить этнокультурные ценности и определить этнокультурную компетенцию респондентов на основе их художественных предпочтений. Для этого нами были использованы следующие вопросы: «Знаете ли Вы свои народные песни?» (если да, то какие?); «Знаете ли Вы свои народные танцы?» (если да, то какие?); «Знаете ли Вы свои национальные музыкальные инструменты?» (если да, то какие?); «Есть ли в вашей семье записи народной музыки?»; «Бываете ли Вы на гастрольных представлениях своих национальных театров?»; «Кого вы считаете национальным героем своего народа?», «Произведения каких национальных авторов есть в Вашей библиотеке?»; «Имеется ли в Вашем доме литература по истории и культуре Вашего народа?». При всей условности выделения профессиональных форм литературы и искусства как индикаторов этничности, предпочтения в этой области могут воспроизвести этнические коды и в известной степени замерять этничность.

Для анализа этнокультурных ориентации респондентов изучаемых групп мы считаем необходимым выделение трех уровней: уровня компетенции, уровня предпочтения, и уровня реального потребления.

Наше исследование показывает, что в целом респонденты высоко оценивают спою этнокультурную компетенцию. Около половины респондентов во всех изучаемых группах декларируют интерес к национальной музыке, песням и танцам, читают литературу национальных авторов, интересуются историей своего народа.

Однако мы считаем, что приверженность национально-религиозным традициям является во многом «культурной инсценировкой», цель которой -формирование и воспроизведение коллективной идентичности . При этом, как уже отмечалось, феномен культурной инсценировки предполагает, что внешняя, презситативная сторона культурных форм становится важнее теоретической, доктринальной ее стороны. В связи с этим нельзя не обратить внимания на тот факт, что среди всех изучаемых групп высока доля лиц, не давших ответа на поставленные вопросы (по причине незнания). Так, при ответе на вопрос: «Знаете ли вы свои народные песни?» 2/3 немцев и греть украинцев, армян и чувашей в г. Казани не смогли назвать ни одной песни. При этом выяснилось, что большинство положительно ответивших на вопрос знают 1-3 названия песен и лишь 5 % вспомнили 4 и более названий. Еще более выразительные результаты были получены при выяснении уровня знания опрашиваемыми народных танцев. Каждый второй среди украинцев и чувашей, каждый четвертый среди армян и 80 % немцев не смогли назвать ни одного народного танца. При сравнении результатов, полученных в двух городских массивах, выявлено, что в г. Набережные Челны количество респондентов, не ответивших на предлагаемые вопросы, в целом выше, чем в г. Казани (см. таблицу 3.4). Таким образом, уровень этнокультурной компетенции респондентов, проживающих в г. Казани выше, нежели у респондентов г. Набережные Челны.

Похожие диссертации на Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств : на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан