Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. Межиева Камета Хамзатовна

Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв.
<
Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Межиева Камета Хамзатовна. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Межиева Камета Хамзатовна; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2009.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/9

Введение к работе

1. Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования во многом обусловлена глубиной и драматизмом процессов, протекавших в чеченском обществе конца XX - начала XXI веков. Трансформация традиционного чеченского общества в XX в., проходившая весьма быстрыми темпами (в «догоняющем» режиме) и достаточно противоречиво, не привела к формированию в Чечне индустриального общества. Напротив, современное чеченское общество сохраняет многие черты общества аграрного типа.

Это, в свою очередь, наложило явственный отпечаток как на идеологию чеченского национализма (общественный идеал которого видится не в будущем, а в прошлом), так и на характер протекания политических процессов, носящих радикальный и конфликтный характер. Определенную роль сыграли и некоторые отличительные черты чеченского общества, например, высокая степень мифологизированное массового сознания.

Актуальность темы исследования объясняется также теми кардинальными изменениями, что происходят в политической, экономической, социальной и культурной жизни Чеченской Республики в настоящее время и свидетельствуют о том, что процесс трансформации чеченского общества не только не замедлился, но, напротив, обрел новую динамику.

Кроме того, обращение к теме настоящего исследования особенно актуально для чеченского общества, пережившего помимо социально-политического еще и военное потрясение. Сегодня стало очевидно, что чеченское общество, подвергшееся столь суровому военному испытанию, оказалось чрезвычайно подвержено внешнему влиянию, т.к. происходит разрушение его традиционной духовной культуры - этой своего рода «иммунной системы» общества, обеспечивающей его сопротивляемость внешнему идеологическому и культурному вторжению.

Объект и предмет исследования

Объектом настоящего исследования является современное чеченское общество с его традиционной культурой, а предметом исследования - этнокультурные, а также этнополитические процессы, круто изменившие как само чеченское общество, так и его этнокультуру.

Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования является изучение особенностей развития этнокультурных процессов в чеченском обществе конца XX - начала XXI веков с одновременным выявлением факторов, под влиянием которых происходила трансформация традиционной культуры.

Задачами исследования являются:

- рассмотреть ход этнополитических и этнокультурных процессов в чеченском обществе новейшего времени;

- определить степень размытости духовных ценностей, традиционных для чеченского общества;

- дать характеристику факторам, под воздействием которых происходила трансформация
чеченского общества и его традиционной культуры;

выявить, имеется ли в современном чеченском обществе стимул возрождения традиционных для него духовных ценностей, осознает ли оно необходимость сохранения этнических традиций в массовом сознании;

определить возможные перспективы дальнейшего протекания этнокультурных процессов в чеченском обществе.

Методологическая основа исследования

Методологической базой исследования явились существующие научные представления об обществе и его культуре. При этом работы ведущих российских этнографов, обращавшихся к «чеченской» теме (В.А. Тишков, С.А. Арутюнов, Я. Чеснов), позволили уточнить сущностные характеристики чеченского общества и его культуры. Определенную помощь в этом оказали также работы чеченских исследователей, опубликованные в разных источниках.

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:

- метод теоретического анализа - для определения места традиционной культуры в жизни
современного чеченского общества, выявления специфики этнокультурных процессов последних
примерно пятнадцати лет, зависимости этнокультурных процессов от различных факторов,
оказывающих воздействие на их ход;

метод контент-анализа текстов, опубликованных в различных периодических изданиях;

метод включенного наблюдения, применявшийся автором как жителем Чеченской Республики и непосредственным свидетелем многих описываемых событий. Данный метод заключается в сборе информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации фактов.

Методы, применяемые в настоящем исследовании, являются в известной мере междисциплинарными и используются в целом ряде других наук. Научная новизна исследования

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка на достаточно обширном материале выявить взаимосвязь между этнокультурными процессами, протекавшими в чеченском обществе на рубеже XX - XXI веков, и традиционной чеченской культурой, влияние которой на современное чеченское общество нельзя игнорировать. Таким образом, диссертантом предпринята попытка дать оценку влияния событий последних примерно пятнадцати лет на традиционную культуру чеченцев (самосознание, социальные связи, систему нравственных ценностей, значимые

личностные качества, религию). Именно в этот период произошли бурные события, которые позволяют рассматривать вопрос о трансформации чеченского общества.

При этом под этнокультурными процессами понимаются существенные изменения, происходящие в отдельных элементах этнической культуры в ходе исторического процесса. Сами же этнокультурные процессы рассматриваются как закономерные явления в развитии общества. В указанный период скорее можно говорить об этнополитических процессах в Чеченской Республике, чем о процессах этнокультурных. Вместе с тем, следует отметить, что именно этнополитические процессы в рассматриваемый период выступали в качестве основных катализаторов этнокультурных трансформаций чеченского общества.

Разумеется, трансформация чеченского общества есть процесс долговременный и протекающий под влиянием различных факторов, а потому она не может быть полностью изучена на примере материалов последних пятнадцати лет. Так, на события новейшего периода чеченской истории самое непосредственное влияние оказывали последствия советского периода, когда на протяжении более чем 70 лет шел процесс размывания этнических традиций, поскольку официально провозглашенной целью являлось создание новой исторической общности - советского народа с унифицированной культурой, соответствующей единым советским стандартам. Тоталитарным режимом много было сделано для изживания вековых традиций чеченского народа, которые воспринимались советскими идеологами как антисоветские и антикоммунистические по содержанию и форме.

В отличие от большинства публикаций, лишь в той или иной мере касающихся темы настоящей работы, наше исследование носит комплексный характер. В нем сделана попытка дать подробную характеристику различных сторон жизни чеченского общества, его политического и экономического положения накануне перестройки и в перестроечный период, а также этнополитической ситуации в республике начиная с момента прихода к власти Д. Дудаева в 1992 г. и до настоящего времени.

Практическая значимость

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что использованная в ней методика изучения этнокультурных процессов вполне применима к анализу аналогичных процессов в различных этнических сообществах.

Кроме того, материалы настоящего исследования могут быть полезны при чтении учебных курсов не только по истории Чечни новейшего времени, но и по таким специальностям, как этнология, политология, конфликтология, культурология.

Наконец, материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора могут быть использованы в новых исследованиях, связанных с изучением различных сторон жизни современного чеченского общества.

Источниковедческая база исследования

Источниковедческой базой данной работы стали, прежде всего, этнографические исследования, посвященные чеченскому обществу. Кроме того, богатый фактический материал содержится и в многочисленных исследованиях, посвященных тем или иным сторонам так называемого «чеченского конфликта». Это обусловлено тем, что ни одно серьезное политологическое исследование в данном направлении не могло пройти мимо вопросов, связанных со структурой чеченского общества и его традиционной культурой, а также их трансформацией в настоящее время.

Еще одним важнейшим источником для настоящей работы послужили публикации в периодической печати, как центральной, так и местной (чеченской). Публикации в центральной прессе интересны, прежде всего, различием мнений авторов. Последнее обусловлено не только отличиями редакционной политики тех или иных изданий, но и (что особенно интересно) является отражением разброса мнений в российском обществе относительно «чеченского кризиса».

Кроме того центральная пресса достаточно полно воспроизводит те общественные стереотипы, что сформировались в российском обществе относительно чеченцев.

Свое собственное видение ситуации характерно для чеченской прессы. Здесь также наличествует значительный разброс мнений, отражающий как реальный «расклад» политических сил, втянутых во внутричеченское противостояние, так и трансформацию духовных ценностей, исповедуемых чеченским обществом. Причем, достаточно четко прослеживается трансформация позиций и оценок во временных рамках настоящего исследования.

И точно так же, как центральная российская пресса, чеченские периодические издания воспроизводили общественные стереотипы, характерные для чеченского массового сознания. Это также представляло определенный интерес для настоящего исследования.

Использовались при написании настоящей диссертационной работы и Интернет-материалы, хотя и в гораздо более ограниченном масштабе, чем периодические издания.

Особо следует указать на значение немногих социологических исследований, позволяющих пролить свет на состояние чеченского общества описываемого периода.

Наконец, помимо обширной научной литературы и материалов прессы, еще одной источниковой базой настоящего исследования послужили полевые материалы, собранные в ходе полевых исследований в 2002-2004 гг., а также собственные многолетние наблюдения автора непосредственно на территории Чеченской Республики, являющегося ее коренным жителем и непосредственным свидетелем многих описываемых явлений и событий.

Степень изученности темы

В попытках объяснить феномен «чеченского кризиса», ставшего серьезным политическим испытанием для новой России, в последние годы достаточно много внимания уделялось самому

чеченскому обществу в целом и его отличительным чертам в частности, Однако, несмотря на обилие публикаций, серьезных исследований в этом направлении проводилось мало - большая часть публикаций, вышедших из-под пера журналистов, носит поверхностный характер и интересна только тем, что воспроизводит ряд стереотипов, характерных как для российского, так и чеченского массового сознания.

В процессе работы автору пришлось критически проанализировать разноплановые по характеру публикации, посвященные чеченскому обществу, как традиционному, так и современному. Из крупных исследований, посвященных чеченскому обществу рубежа XX - XXI веков, следует в первую очередь упомянуть монографию В.А. Тишкова «Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны»1. В упомянутой работе раскрыта история и социально-культурная динамика чеченского общества в условиях длительного вооруженного конфликта. При этом в книге нашли отражение и новейшая история, и культура, и семейно-родственные отношения чеченцев, а также процесс формирования идеологии чеченского национализма и сепаратизма. Достаточно подробно рассмотрены и такие негативные явления, как заложничество и торговля людьми, эскалация насилия, характер политического режима, установившегося в Чечне.

Определенный интерес для данного исследования представляли и некоторые из газетно-журнальных публикаций В.А. Тишкова, посвященных отдельным специфическим чертам чеченского общества2.

Отдельно следует указать на значимость ряда сборников статей, вышедших в разное время и содержащих коллективный анализ этнокультурных процессов, протекавших в чеченском обществе за последние полтораста-двести лет. В первую очередь это сборник «Чечня и Россия: общества и государства», выпущенный Музеем и общественным центром имени А. Сахарова под редакцией Д.Е. Фурмана3. В этом сборнике представлены статьи чеченских, российских и западных авторов, освещающие различные стороны чеченского кризиса, состояния чеченского общества и истории взаимоотношений Чечни и России. Особую ценность сборнику придает публикация результатов

  1. Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М., 2001. 552 с.

  2. Тишков В. Конструирование чеченцев из этнографического мусора. Как история и этнография способны принести не только пользу, но и ущерб обществу, прежде всего чеченскому // Северный Кавказ. Нальчик, 2004. №34(694). С. 6-7.

  3. Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. 432 с;

немногочисленных социологических опросов, проводившихся в Чеченской Республике первой половины 1990-х годов4.

Доклады и выступления, сделанные на Всероссийской научной конференции 19-20 апреля 2005 года в Москве, вошли в отдельный сборник «Чеченская Республика и чеченцы: история и современность»5. Он содержит публикации ведущих российских историков, этнологов, филологов, экономистов и исследователей других дисциплин, изучающих проблемы Чеченской Республики и Кавказа в целом. Особенность этого сборника в том, что в нем рассматривается чрезвычайно широкий круг вопросов - от актуальных проблем древней и средневековой истории Чечни до перспектив ее развития как субъекта Российской Федерации. Для настоящего исследования наибольший интерес представляли статьи, посвященные современным проблемам Чеченской Республики и состоянию чеченского общества. Это публикации М. Алхазурова, В. Акаева, С. Бережного, М. Овхадова и некоторых других авторов6.

В издательстве «Наука» вышли в свет два издания сборника «Культура Чечни: история и современные проблемы». Надо сказать, что и первое издание сборника, вышедшее в свет в 2002 году содержало ряд весьма содержательных публикаций по теме настоящего исследования, в частности, статьи В. Тишкова, 3. Гакаева, Я. Чеснова7.

Во втором издании добавились статьи Ж. Гакаева, М. Овхадова и ряда других авторов8.

4 Берсанова 3. Система ценностей современных чеченцев (по материалам опросов) // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. С. 223-249.

5 Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апр.2005 года /[отв. Ред. Х.И.Ибрагимов; В.А. Тишков]. М., Наука, 2006. 575 с.

  1. Указ. сборник: Алхазуров М. И. Образование и социально-экономическое развитие ЧИАССР. С. 313-317; Акаев В. X. Ислам в Чечне: традиции и современность. С. 88-101; Бережной С. Е. Основные тенденции ультрарадикального исламизма (ваххабизма) на территории Северного Кавказа. С. 523-530; Овхадов М. Р. Образовательные и языковые проблемы национальной политики советского периода в Чеченской Республике. С. 352-357.

  2. Культура Чечни: история и современные проблемы /[Отв. ред. Х.В. Туркаев]. М.: Наука, 2002. 382 с.

В целом оба сборника содержат статьи исследователей ряда ведущих московских академических учреждений, в частности, Института этнологии и антропологии, Института археологии, Института мировой литературы. При этом книги не только характеризуют чеченскую культуру как сложную систему, имеющую древние корни и занимающую достойное место среди культур других народов Кавказа и России, но и социальные проблемы современного чеченского общества.

Заслуживает внимания и коллективный сборник, изданный в Чеченской Республике на основе материалов Всероссийской научно-практической конференции «Наука, образование и производство», состоявшейся в Грозном в декабре 2003 года9. Содержание сборника чрезвычайно разнообразно и включает множество статей чисто практического содержания. Тем не менее, в него вошли и материалы, представлявшие интерес для настоящего исследования.

При написании настоящей работы были использованы и публикации целого ряда сотрудников Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, в частности, В.А. Тишкова, С.А. Арутюнова10, а также ряда историков и этнографов, посвященные разным аспектам чеченского конфликта и чеченского общества.

Весьма широкий круг источников, помогающих понять внутренние пружины чеченского конфликта, использован в известной среди кавказоведов работе Дж. Данлопа «Россия и Чечня: история противоборства»11. Следует, однако, указать, что сам Д. Данлоп склонен рассматривать трагические события в Чечне как межэтнический конфликт двух разных народов - русских и чеченцев.

8 Культура Чечни: история и современные проблемы / [Отв. ред. Х.В. Туркаев]. 2-е изд., перераб., доп. М., Наука, 2006. 531 с.

9 Всероссийская научно-практическая конференция «Наука, образование и
производство». Материалы конференции, г. Грозный, 4 дек. 2003 г. Грозный, 2003.
312 с.

10 Арутюнов С. Вперед назад, к естественному праву // Россия и Чечня: поиски
выхода. Сб. статей. СПб., 2003. С. 9-16; Перепелкин Л. С. Чеченская Республика:
современная социально-политическая ситуация // Этнографическое обозрение.
1994. № 1. С. 3-15; Чеснов Я. Быть чеченцем: личность и этнические
идентификации народа // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. С. 63-
101.

11 Данлоп Д. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. М., 2001. 232 с.

Вообще, подобный взгляд на события в Чеченской Республике характерен для большинства западных исследователей, в частности, Г. Дерлугьяна, А. Ливена, М. Ходарковского12 и др.

Из работ чеченских авторов, прежде всего, следует назвать ряд публикаций Д.(Ж).Ж. Гакаева. Это две работы13, специально посвященные истории взаимоотношений России и Чечни, а также истокам, причинам и динамике развития чеченского кризиса. Причем сам Д.Ж. Гакаев выступает сторонником той точки зрения, что конфликт в Чечне следует отнести к категории «управляемых конфликтов».

Заслуживает внимания и основательная статья Д.Ж. Гакаева «Путь к чеченской революции»14, содержащая достаточно интересный анализ состояния чеченского общества накануне общественно-политического кризиса осени 1991 года.

Что касается работ бывшего спикера Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатова, то некоторые из них также представляют интерес для данного исследования, хотя и не лишены предвзятости при оценке политической ситуации и роли отдельных политических деятелей15.

12 Дерлугьян Г.Чеченская революция и чеченская история // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. С.197-222; Ливен А. Война в Чечне и упадок российского могущества //Указ. сб. С.250-289; Ходарковский М. В королевстве кривых зеркал. (Основы российской политики на Северном Кавказе до завоевательных войн XIX в.) // Указ. сб. С.19-39.

13 Гакаев Д. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы (политический аспект). М., 1999. 128 с; Он же. Чеченский кризис, его природа и эволюция // Культура Чечни: история и современные проблемы. М., 2002. С. 315-334.

14 Гакаев Д. Путь к чеченской революции // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999. С. 150-176.

15 Хасбулатов Р. И. От несвободы - к тирании // Культура Чечни: история и современные проблемы. М., 2002. С. 335-349.; Он же. Размышления о войне и мире. Кремль и российско-чеченская война. М., 2003. 398 с.

Для характеристики традиционной чеченской культуры большое значение имели работы М. Ахмадова16, Э. Исаева17 , С.-М. Хасиева, 3. Хасбулатовой и целого ряда других чеченских авторов18. По проблемам этнографии чеченцев успешно работали в 1960-1990-е гг. сотрудники Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Б.А. Калоев, Я.В. Чеснов, Я.С. Смирнова, Н.Д. Пчелинцева, Л.Т. Соловьева19.

16 Ахмадов М. Чеченская традиционная культура и этика. Грозный, 2006. 206 с; Он же. Основные этические ценности чеченцев и их трансформация на современном этапе // Вестник «Лам». Грозный., 2000. № 1. С. 20-21. Он же. Использование народных преданий в психологической работе с беженцами// Вестник «Лам». 2001. № 5. С. 10-12.

17 Исаев Э. Вайнахмкая этика, (этика чеченцев и ингушей. Назрань, 1999. 220 с.

18 Хасбулатова З.И. Отражение социально-культурных изменений в современной семье чеченцев и ингушей (50-80-е гг.) // Этносоциальные и культурно-бытовые процессы в Чечено-Ингушетии. Грозный. 1986. С. 40-57. Она же. Из опыта народной педагогики вайнахов XIX - начала XX вв. // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. Грозный. 1988. Она же. Вайнахский этикет. Традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX -начале XX века // Культура Чечни: история и современные проблемы. М.: Наука, 2002. С. 113.; Мадаева З.А. Социально-культурные изменения в сельских районах Чечено-Ингушетии (на примере с-за «Шалинский») //Этносоциальные и культурно-бытовые процессы в Чечено-Ингушетии. Грозный. 1986. С. 32-39. Она же. Новогодняя обрядность в семейном быту вайнахов // Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Грозный. 1982. С. 64-77.

19 Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, (втор.пол.ХІХ-ХХвв.). М., 1983, 263 с; Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа// Северный Кавказ: Бытовые традиции в XX в. М., 1996 ; Они же. Ислам и обряды детского цикла у народов Кавказа //Там же.; Чеснов Я.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации//Северный Кавказ:Этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. М., 1996; Он же. Чеченцем быть трудно. Тейпы, их прошлое и роль в настоящем// Независимая газета. 1994. 22 сент.; Он же. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. № 5.

Весьма полезным оказалось также диссертационное исследование 3. Гакаева, выполненное в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук20.

Значительный интерес представляют статьи и первое монографическое исследование феномена абречества, где рассмотрен широкий круг проблем, в том числе посвященных формам противостояния личности и общества21.

Нельзя не отметить также ценность материалов, публиковавшихся в чеченском журнале «Вестник «ЛАМ». Данное периодическое издание уделяло много внимания исследованию как истории чеченского общества, так и его современного состояния, что оказалось весьма важным при написании данной работы.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки настоящего исследования формально ограничиваются последним десятилетием XX века и первыми годами XXI века. Тем не менее уже сама необходимость дать более-менее развернутую характеристику чеченской традиционной культуры фактически раздвигает оговоренные в названии темы ее временные рамки. Именно поэтому в первом разделе первой главы данной работы довольно подробно рассматривается состояние чеченского общества накануне описываемых событий и кратко описывается ход его трансформации на протяжении XX века.

Положения, выносимые на защиту

1. Развал СССР вызвал в Чеченской Республике гораздо более серьезные социально-экономические, политические и этнокультурные последствия, чем в других субъектах Российской Федерации, что в конечном итоге (в сочетании с ошибками, допущенными федеральным центром) привело к длительному военному конфликту, а также заметной деградации государственных и общественных институтов Чечни. Вместе с тем, значительному размыванию подверглась традиционная духовная культура чеченского общества, что ставит под сомнение его способность в будущем быть носителями богатого и своеобразного культурно-нравственного, морального и духовного наследия своих предков. Указанная угроза возникает вследствие заметного ослабления духовной связи между различными поколениями чеченского этноса.

20 Гакаев З.Ж. Этнические стереотипы в прессе (на примере освещения конфликта в Чечне). Дис. ... к. и. н. М., 2003. 219 с.

21 Ботяков Ю.М. Абреки на Кавказе. Социокультурный аспект явления. СПб. 2004. 208 с; Он же. Абречество: реальность и предрассудки // abrek. at. ua/

2. Одним из важных компонентов традиционной духовной культуры чеченского народа,
оказывающим свое влияние, особенно с конца XVIII середины XIX вв. является исламская
религия, оказывавшая сильное влияние не только на политические, но и этнокультурные
процессы, протекавшие в Чечне исследуемого периода. При этом со второй половины 1990-х
годов влияние исламского фактора на чеченское общество и этнокультурные процессы
приобрело элемент дезорганизации, что отражало острый конфликт между сторонниками
суфийского учения (традиционного для Чечни) и неофитами идеологии ваххабизма.

3. На формирование общественных взглядов, установок, а также развитие
этнокультурных процессов в Чеченской Республике оказывали воздействие ряд факторов:
исторический, идеологический, социально-экономический, политический, культурно-языковой
и даже экологический.

  1. Одним из факторов, под воздействием которых происходит активное размывание традиционной духовной культуры чеченского общества, выступает так называемая массовая культура, основными каналами проникновения которой в чеченскую этническую среду являются электронные средства массовой информации и наличие обширной диаспоры, сохраняющей тесные связи со своей исторической родиной.

  2. Криминализация общества и правящей элиты характерна для всего постсоветского пространства. Что касается степени криминализации чеченского общества, то она вполне сопоставима со степенью криминализации всего современного российского общества. Отличительная особенность ситуации в Чеченской Республике заключается в том, что здесь произошла более глубокая деградация государственных и общественных институтов, на фоне чего деятельность криминальных элементов выглядела особенно вызывающей. При этом имела место и определенная «специализация» чеченского криминалитета, определявшаяся как спецификой ситуации в Чеченской Республике, так и своеобразным криминальным разделением труда в общероссийском масштабе.

  1. Трансформация традиционной структуры чеченского общества ускорилась после включения Чечни в состав России в 1859 году, но особенно быстрыми темпами социальные преобразования происходили в годы советской власти. К концу XX века социальная структура чеченского общества оказалась существенно размытой и для него характерна не только социальная, но и культурная маргинализация. Вместе с тем, чеченское общество сохраняет многие черты, свойственные обществам аграрного типа. Все это оказало заметное воздействие на характер протекания не только политических, но и этнокультурных процессов в кризисные 1990-е годы.

  2. Сохранение тейповой структуры в качестве одного из элементов традиционного культурного наследия напрямую никак не отражается на политической и экономической жизни современного чеченского общества. Тем более наличие тейпов не может служить признаком сохранения в нем «родо-племенных пережитков».

8. Высокая степень самоуправляемости, являвшаяся характерной чертой традиционного
чеченского общества, в настоящее время в значительной степени утрачена им. Тем не менее,
самоуправление остается одним из приоритетов в чеченском массовом сознании.

9. Значительная трансформация произошла в семейных отношениях, сопровождавшаяся
изменением ролевых функций мужчины и женщины в семье. Сегодня чеченская женщина в
значительной степени взяла на себя роль главной экономической опоры семьи, ранее ей не
свойственную. Вместе с тем, при давно и прочно укоренившемся фактическом равноправии
женщины в семье, чеченское общество до сих пор лишь с определенными оговорками
принимает женщину в качестве активного субъекта общественной и политической жизни.

  1. Одной из серьезнейших проблем, с которой сталкивается современное чеченское общество, является послевоенная апатия населения, во многом вызванная массовым психотравматизмом -результатом двух войн и вооруженного внутричеченского противостояния.

  2. Для современного российского массового сознания характера высокая степень ксенофобии, одной из крайних форм проявления которой является негативное восприятие чеченского этноса. Преодоление чеченофобии российского общества можно рассматривать как одно из непременных условий возвращения Чеченской Республики в политическое, экономическое и гуманитарное пространство Российской Федерации.

12. В создании негативных стереотипов в отношении чеченцев главную роль сыграли те
средства массовой информации, которые на протяжении многих лет последовательно создавали из
чеченцев образ врага, пытаясь использовать его для консолидации российского общества. Примерно
аналогичная картина наблюдалась и в Чеченской Республике Ичкерия, СМИ которые также активно
занимались идеологической обработкой населения в духе сплочения перед «российской угрозой».

Апробация результатов работы

Основные положения и результаты, вошедшие в основу настоящего диссертационного исследования, проходили апробацию в ходе дискуссий и сообщений на разного рода круглых столах, дискуссионных площадках, научных конференциях, а также при обсуждении на заседании отдела Кавказа Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Так, некоторые теоретические положения, вошедшие в настоящую работу, были изложены в выступлении автора на круглом столе «Трансформация чеченского конфликта и региональные проблемы» (Ереван, сентябрь 2002 года); Международной научной конференции «Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра» (Санкт-Петербург, март 2003 года); на круглом столе «Чечня после референдума: новые угрозы» (Грозный, июнь, 2003 года); конференции «Северный Кавказ: проблемы устойчивого развития в условиях социальных трансформаций начала века» (Архыз, апрель 2008 г.).

Структура диссертационного исследования

Настоящая диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 14

Похожие диссертации на Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе : кон. XX - нач. XXI вв.