Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Заднепровская Александра Юрьевна

Традиционные украшения народов Среднего Поволжья
<
Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья Традиционные украшения народов Среднего Поволжья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Заднепровская Александра Юрьевна. Традиционные украшения народов Среднего Поволжья : 07.00.07 Заднепровская, Александра Юрьевна Традиционные украшения народов Среднего Поволжья : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 СПб, 1992 210 с. +Прил. (268 с. ) РГБ ОД, 61:93-7/208-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Классификация украшений 21—63

ГЛАВА 2. Сравнительный анализ украшений 64—94

ГЛАВА 3. Поло-возрастная регламентация в ношении украшений 95—119

ГЛАВА 4. Основные функции и еемантика украшений . 120—143

ГЛАВА 5 Происхождение и эволюция украшений 144—172

Заключение , 173—180

Список литературы

Список сокращений

Введение к работе

ВВЕДЕНИЕ 1—20

ГЛАВА І. Классификация украшений . 21—63

ГЛАВА П Сравнительный анализ украшений 64—^94

ГЛАВА Ш, Поло-возрастная регламентация в ношении

украшений 95—119

ГЛАВА ІУ.Основные функции и еемантика украшений 120—143

ГЛАВА У» Происхождение и эволюция украшений 144—172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173—180

Список литературы 181—207

Список сокращений 208—210

Приложение I. Схема классификации украшений 211—212

Приложение П. Таблица распространения основнык типов украшений у отдельных групп дарийцев 213—215

Приложение ІД. Словарь национальных названий 216—220

Приложение ІУ.Альбом'иллюстраций 221—249

Приложение У. Карто-схемы распространения^ основнык типов украшений на территории Среднего Поволжья . 250—253 

Классификация украшений

Используемые в настоящее время классификационные схемы не отличаются универсальностью; фактически в каждом конкретном случае классификации подчинены определенным прикладным исследовательским целям.

Классификационные схемы для описания массового вариаТтивно -го материала были разработаны в археологии еще в конце XIX в., и в настоящее время широко применяются при анализе украшений (Спицын А.А., 1899; Городцов В,А., 1927; Федоров-Давыдов Г.А., 1966; Деопик В.Б., 1963; Рябинин Е.А., 1981 и др.). Сущность таких классификационных схем состоит в первичном упорядочении предметов какого-либо ряда на взаимосвязанные классы (отделы» группы, категории — в нашей работе) в соответствии с каким-либо определенным признаком предметов (Чеснов Я.В., 1979, с. 190; Крюков Ы.В,, Кузнецов А.И», 1984, е. 5). Указанные принципы класси икациивв методологическом плане полностью применимы и в этнографии, в частности, при изучении украшений Разные варианты формально типологической классификации уже использовались рядом исследователей при изучении украшений. Одна из первых попыток такого рода была сделана ІЇ.А Чвырь (1979) на материале таджикских ювелирных украшений, В поволжской этнографии классификация ювелирных украшений казанских татар впервые выполнена С.В Сусловой (1980, с. T7mSI), Все украшения по месту их ношения она разделила на три категории: головные, шейно-нагрудные, наручные» Внутри категории по месту расположения украшений выделены группы. Так, головные украшен ния делятся на накоеные, наушные, височные, нал»бные; шейнона г рудные включают воротниковые цепочки, ожерелья, брошки, шейные украшения, нагрудники, плечевые перевязи; в наручные украшения входят группы браслетов, перстней и колец. При делении всех групп украшений на разделы, типы, варианты и подвари анты СВ. Суслова положила единый признак форму, в которой она выделяет общий контур, конструкцию, характер заготовки, а также признаки геометрического характера « ширину и сечение. Наряду с формой она учитывает технику изготовления, особенности художественного оформления, а также способ ношения (Суслова СВ., I960, с. 17- 18).

Материал мордовских» марийских и чувашских украшений вплоть до последнего времени был изучен меньше. Первое в советское время выборочное описание основные видов марийских украшений (около 12 видов) дано Т.А Крюковой (1956), которая при их ха рактеристике придерживается определенной системы -- расположения их в костюме Г.А. Сепеев (1975) дал достаточно полную ха рактеристику украшений восточных марийцев (15 видов), расположив их по способу ношения. Наиболее полная сводка по украшение ям мордвы принадлежит В.Н Белицер (1975), описавшей почти 70 видов украшений, подразделенных по способу ношения на 4 группы (поясные, нагрудные и шейные, наручные, головные) Сводка по украшениям чувашей составлена А.Н. Львовой (Воробьев Н.Й.,

Львова А.Н. и др., 1956) Она последовательно и обстоятельно характеризует свше 35 видов украшений, располагая их в следу ющем порядке: украшения головы, украшения шеи и верхней части груди,нагрудные украшения, украшения спины, черееплечные пере вязи, украшения рук, поясные украшения.

В статье автора (Заднепровская АЛ),, 1982) на основе анализа коллекций ГМЭ и МАЭ дано описание 42 видов украшений марийцев, объединенных в шесть групп (украшения головы, шейно наг- рудные украшения, нагрудные украшения, черееплечные украшения поясные украшения, украшения рук). Дальнейшая разработка клає сифинации украшений марийцев и гощвы была предпринята автором в каталогах коллекций украшений РЭМ (Заднепровская А.Ю., 1985, 1988),

Во всех перечисленных работах в основу описания украшений положено место их ношения. Такое разделение украшений является традиционным. Обилие украшений, разнообразие их формы, техники изготовления и пр. диктует необходимость проведения более дентальной классификации. В отношении такой классификации между исследователями нет единства. Следует отдавать себе отчет в том, что речь идет здесь о формальной типологии, поэтому неудобный "разнобой" представляется вполне нормальным явлением. Как мы уже отмечали во Введении, конкретный выбор иеследовате-ля остается в определенной мере конвенционным и диктуется соображениями удобства при обработке материала. Предложенная ав-тором схема формально-типологической классификации, прежде всего, выполняет конкретные функции научного описания украшен ний.

В нашем исследовании мы различили следующие группирующие уровни классификации: отделы, группы, категории, типы и подтипы украшений. Сводная схема классификации представлена в При ложении 1« В соответствии со строением человеческого тела, мы разделяем украшения на б отделов: I. Украшения головы, 2. Шей -но-нагрудные. 3, ЧерёТрплечные украшения, 4, Поясные украшения. 5» Украшения для рук, 6. Украшения на подол рубахи. Каждый из перечисленных отделов разбивается на более мелкие группы по месту прикрепления украшений. Так, украшения головы разделены на три группы — наушно-подбородочные» височные и затылочное теменные. Шейно нагрудные украшения также разделены на три группы: шейные, шейно-нагрудные и нагрудные. Поясные украшения подразделяются на две группы подвески к поясу и набедренные украшения. Украшения для рук включают две группы украшения запястий и украшения пальцев. Некоторые сложные по составу группы украшений мы подразделяем на категории, в зависимости от их конструктивных особенностей. Так, в группе наушно подбо родочных украшений выделены три категории: наушные подвески, серьги и околоушные подвески.

Височные — включают височные подвески и налобные украшения. Затылочно-теменные состоят из трех категорий: теменных украшен ний, головных повязок и накосников. Шейные украшения включают гривны и воротники. Шейно«нагруд ные -— разделяются на четыре категории: нагрудные подвески, нагрудники, ожерелья и оплечья. Нагрудные украшения объединяют две категории: фибулы и бу« лавки. Чересплечные украшения состоят из перевязей, наплечных и наспинных украшений. Поясные подвески разделяются на три категории: подвески, сумочки и гребешки. Украшения пальцев объединяют категории колец и перстней.

Следующим этапом нашей работы после распределения всей мае-сы украшений по указанным отделам, группам и категориям явилось выделение внутри каждой категории основных типов и подтип пов украшений.

Ведущим типообразующим признаком для рассматриваемых украшений выступает их форма: общий контур изделий, а в ряде слу чаев, например, для браслетов - форма их сечения.

Однако, выделение типов и основных подтипов (вариантов) украшений внутри одного типа только на основании их формы иногда оказывается недостаточным, поэтому в каждом конкретном случае выбираются добавочные признаки. Типы украшений выделяются по форме, а также по тесно связанным с нею материалу и технике изготовления» Для подтипов наиболее значимыми выступают осо« бенности строения украшения: размер, количество составляющих частей, наличие дополнительных деталей, а также отличительные черты материала, расцветки и орнаментации украшений. В каждом конкретном случае выбор добавочных признаков диктуется харак -тером и особенностями данного украшения.

В описании отдельных типов украшений мы привадим их нацио-нальные названия, соблюдая правописание принятое в музейных описях и имеющееся в литературе.

Сравнительный анализ украшений

Рассмотренная в предыдущей главе формальная типология унра -шений поволжских народов позволяет предпринять их сравнитель ное сопоставление.

Естественно принять при этом во внимание также материал по украшениям соседних народов удмуртов, татар и башкиров. Наряду с сопоставлением отдельных типов украшений по их основным при знакам (таким, как форма, материал, техника изготовления, орнамент, расцветка) мы впервые проводим сравнение комплексов украшений по их структуре (т. е. набору основных отделов, групп, категорий). Сравнение комплексов украшений мордвы, ма рийцев и чувашей показывает, прежде всего, что в них представлены практически все отделы; специфическим для мордвы является наличие подвесок на подол рубахи, которых не имели остальные народы. Количество групп украшений у всех трех народов также были достаточно близким: у мордвы их 12, у марийцев — II, у чувашей — 10.

Количественная характеристика состава этих комплексов по категориям украшений отражает лишь незначительные различия: у мордвы выявлено 20, у марийцев - - 23, а у чувашей 18 категорий украшений . У всех трех народов комплексы украшений во второй половине XIX — первой четверти XX в. включали наушные подвес -ки, серьги, накосники, воротники,нагрудники, ожерелья, застеж ки-«фибулы, чересплечные перевязи, поясные подвески из ткани и жестких материалов, набедренные украшения, украшения запястий и пальцев.

Из всей совокупности украшений мы можем выделить лишь не- большое количество тех, которые составляли отличительную ОСО-бенность комплексов украшений у отдельных народов. Такими специфическими категориями украшений у мордвы были височные под вески, гривны и подвески на подол рубахи, у марийцев —. заты-лочно-темеиные украшения, а у чувашей — наспинные украшения. Кроме того, выделяются еще две категории украшений, которые бытовали у двух народов и неизвестны у третьего. Это голов ные повязки у щрдвы и марийцев, биеерные оплечья у мордвы и чувашей, наплечные украшения у марийцев и чувашей. Сравнение комплексов украшений мордвы и марийцев показывает, их существенное сходство, поскольку они включали наушные подвески, де -вичьи головные повязки, девичьи накосники, фибулы, поясные подвески и набедренные украшения. Наиболее типичными финно-угорскими украшениями В.Н. Белицер (1959, с. 99) считала девичьи накосники, заколки фибулы, а также разнообразные украшения в виде полотенец, подвесок и кистей. Приведенные материалы по зволяют дополнить эту группу украшений еще тремя новыми кате- гориями; наушными подвесками, девичьими головными повязками и набедренными украшениями. Сопоставление комплекта украшений мордвы и марийцев с удмуртским, который включал серьги, околоушные подвески, накосники, воротники, ожерелья, нагрудники, перевязи и браслеты (Белицер В.Н., Х95І, с, 71—79), показывает их достаточно значительные отличия. Наиболее существенным представляется отсутствие в комплексе украшений удмуртов XIX в. таких специфических восточно-финских украшений, как наушные подвески, фибулы, поясные и набедренные украшения.

Наиболее ярко отличительные особенности структуры комплекса украшений у финно-угорских народов (мордвы и марийцев) прояв ляются при сопоставлении их комплекса с татарским, Татарский комплекс, по данным СВ. Сусловой (1980, с. 17, 36), включает 13 категорий украшений. От финно-угорского комплекса он отличается не только количественно, но и по составу. В него входят: налобные женские повязки, височные украшения, серьги, де- вичьи и женские накосники, воротниковые цепочки, ожерелья, брошки, шейные воротники "таманса", нагрудники, плечевые пере вязи, браслеты и украшения пальцев.

Структура комплекса чувашских украшений, как было показано вше, в значительной степени совпадала с той, которая была типична для мордвы и марийцев. Однако в ней одновременно просле живаются и черты сходства с украшениями татар. В костюме от« дельных групп чувашей, особенно низовой, широкое распространение имели шейно-нагрудные украшения типа татарских "тамакса", нагрудники и гораздо шире, чем у мордвы и марийцев, были распространены чересплечные украшения, последние встречались у всех групп чувашей и были характерны как для женского, так и для девичьего костюма.

Украшения типа нагрудников бытовали даже у верховых чувашек, которые носили его с другим нагрудным украшением, представляющим собой разновидность фибулы с подвеской, хотя у финно-угорских народов ношение этого украшения в принципе исключало одновременное надевание нагрудника большого размера. Другой отличительной чертой украшений чувашей являлось то, что поясные украшения в целом не были так широко представлены в их костюме. В костюме одной из локальных групп низовых чувашей — "хирти" совсем не было поясов и поясных украшений (Воробьев Н»И., Львова А.Н. и др., 1956, с. 339).

Таким образом, сравнительное рассмотрение состава комплек сов украшений показало, что компяексы украшений финно-угорских народов (мордвы и марийцев) по своей структуре четко и определенно отличаются от тюркского (казанских татар).

Что касается чувашей, то по структуре своего комплекса украшений, как мы убедились, они обнаруживают значительную близость к комплексу финно-угров. Однако присутствие в их украшениях черт, сближающих их с комплектом украшений казанских татар, подтверждает вывод, сделанный на более широком материале, о том, что по типу костюма чуваши занимают как бы промежуточное положение между финскими и тюркскими народами региона (Белицер В.Н., 1971, с. 288).

Черты сходства и различий в украшениях народов Среднего Поволжья также в определенной степени прослеживаются на уровне основных типов и вариантов украшений» Как уже было сказано, основным признаком при выделении типов украшений выступает их форма, теено связанная с материалом и "вхникой изготовления Другими важными признаками являются расцветка и особенности орнаментации украшений. Постараемся проследить, каким образом черты сходства и различий в украшениях этих народов проявляются в этих наиболее значимых признаках.

Поло-возрастная регламентация в ношении украшений

Классификация и сравнительный анализ украшений, входивших в комплексы каадого из трех народов, показали, что этно-локаль-ная специфика, хорошо известная по материалам одежды, не менее ярко прослеживается и в украшениях Комплексы украшений основных этнографических групп состояли из отдельных: комплектов, состав которых был определенным образом регламентирован. Их состав изменялся в зависимости от назначения, возрастных и социально-имущественных различий. 3 соответствии с этим комплекс ты украшений делились на будничные и празднично-обрядовые, девичьи и женские, богатые и бедные (неполные).

Изучение возрастных комплектов украшений и их- семантики — один из интереснейших аспектов анализа украшений как этнокультурного источника. В этнографической литературе неоднократно отмечалась важность изучения возрастной регламентации одежды и украшений, подчеркивалась связь смены определенных частей костюма и комплектов украшений в соответствии с возрастом и изменением семейного и социального положения,с системой возрастных классов. Важность и актуальность изучения различных форм половозрастной стратификации в докапиталистических обществах была еще раз подтверждена дискуссией, развернувшейся в 1961—82 гг. га страницах ;яурнала "Советская этнография" (1961, 6; 1982, № I).

Задачей настоящей главы является анализ особенностей возрастной регламентации украшений, что позволило выделить на основании этих данных основные возрастные группы женщин у народов Поволжья во второй пол. XIX —первой четв XX вв.

Как следует изйриведенного во введении обзора литературы, вопросы возрастной дифференциации костюма у мордвы, марийцев и чувашей специально не ставились. Единственное исключение составляет выделение возрастных групп женщин по материалам выпивки марийских рубах, которое сделала Т.Д. Крюкова (Отчет об экспедиции 1959—I960 гг., с. 12). Эти неопубликованные данные представляют большой интерес как первый опыт подобного анализа. Из всех составных частей костюма лучше всего известна возрастная регламентация по материалам головных уборов, которые у всех народов четко разделялись на девичьи и женские. Украшения же мордвы, марийцев и чувашей изучены в этом направлении еще недостаточно.

В большинстве работ как в дореволюционный период, так и сейчас, сведения о возрастных градациях в украшениях носят разрозненный и неполный характер. В них, как правило, приводятся описания украшений только двух возрастных групп — девушек и замужних женщин. Кроме того, исследователи обычно обращают внимание только на отдельные наиболее эффектные украшения праздничного костюма и, как правило, не дают полного перечисления всех одновременно носимых украшений, составляющих единый комплект. Крайне редко также встречаются упоминания об украшениях, входивших в состав будничного костюма. Такое неполное и одностороннее освещение возрастной регламентации украшений в значительной степени, как нам представляется, было связано с отсутствием комплексного подхода, т. е. рассмотрения наборов украшений в их целостности.

Для рассмотрения отражения возрастных градаций в украшениях необходимо зафиксировать особенности состава комплектов по количеству, разновидностям и характеру украшений, а затем провести сравнительный анализ комплектов украшений различных воз растных групп между собой.

Это однако в значительной степени затруднено отсутствием достаточного материала. В описаниях музейных коллекций, так же как в литературе, вследствие отсутствия специального интереса к украшениям и недооценки их в качестве исторического источника, полные перечни состава отдельных комплектов, как правило, отсутствуют. Что касается современных полевых материалов, то они также не всегда надежны, поскольку память о возрастной принадлежности старинных, в основном уже давно выведших из употребления украшений, поро утрачена. Так, по нашим наблюдениям, некоторые украшения, составлявшие в прошлом исключительную принадлежность девичьего костюма, в настоящее время произвольно включаются в состав женского и наоборот. Поэтому для заполнения имеющихся лакун требуется привлечение новых дополнительных источников. Как показал опыт работы, наиболее полные, наглядные и документально точные данные для реконструкции комплектов украшений отдельных возрастных групп для рубежа XIX—ЛЛ вв. дают фотоматериалы второй пол. XIX — I четв. XX вв.

Определенную трудность при работе с ними представляет визуальное определение возраста женщины, которое в ряде случаев требовало корректировки и привлечения дополнительных данных по головным уборам, отдельным видам хорошо известных в литературе украшений и др. В настоящей главе предпринята попытка использования фотографий для реконструкции возрастных комплектов украшений - рассматриваемых народов Среднего Поволжья. Более полно отражены материалы по марийцам и чувашам, а по мордве, имеющей наибольшее количество локальных вариантов в костюме и украшениях, он представлен с меньшей полнотой. Такая картина является следствием фрагментарности материалов. В целом, рассмот рение возрастных комплектов украшений основных этнографических групп у народов Среднего Поволжья в более полном объеме требу ет специальной дополнительной работы и должно стать темой от-дельного исследования.

Основные функции и еемантика украшений

Определение историко-культурного значения украшений у нарсудов Среднего Поволжья включает в качестве главной задачи изу чение их функциональной нагрузки.

Принципы использования структурно-функциональных методов в этнографии были впервые разработаны в трудах 11,Г. Богатырева в 1920 —30-х гг. (Огибенин БД., 1975). Изучая функции традиции онного костюма моравских словаков, он пришел к заключению, что предметы одежды несут в себе не одну, а целый ряд функций (практическую, эстетическую, сословную, национальную или региональную, праздничную, обрядовую) (Богатырев П.Г., 1971» с. 207—Э08), которые он объединил в две группы: практическую и символическую (Богатырев П.Г., 1871, с. 297 Э66).

В начале 1970-х гг, на первоочередность и важность рассмотрения социального бытования и социальных функций предметов материальной культуры, в том числе и одежды, обратил внимание С.А. Токарев (1970, с» 3—7). Кроме главной практической роли одежды он подчеркнул её поло-разделительную и социально бразде- лительные функции, справедливо отметив, что разделительное значение одежды имеет и обратную сторону —- "служит интегрирую- щим фактором внутри данной группы, одновременно противопоставляя эту другим группам" (Токарев С,А., 1970, с 10). Разделительная роль одежды по С.А, Токареву, включает в себя и её эт норазделительную функцию.

Как было ранее сказано, в существующей литературе изучение функциональной нагрузки касалось в основном костюма в целом, специально украшениям уделялось мало внимания. При характеристике украшений народов Поволжья исследователи обычно не рас сматривали совокупность их различных функций, чаще всего останавливались лишь на отдельных из них. В упомянутых работах лучше всего освещены этно-знаковая и магическая роли украшений, учитывалась возрастная принадлежность отдельных украшений, гораздо меньше известно их практическое значение и особенности отражения имущественного положения в украшениях.

Изучение поволжских украшений с точки зрения их социальной роли позволило автору данной диссертации поставить вопрос о полифункциональной природе этих украшений и о ведущем значении их социально-циановой функции (Заднепровская А.Ю., I960, с, 180—181).

Одновременно и независимо с изучением основных функций украшений народов Среднего Поволжья занималась финская исследовательница И. Лехтинен (I960, с. 233).

Анализ разнообразных литературных, архивных и вещевых му-» зейных материалов показал, что для украшений, так же как и для одежды характерен целый набор различных функций: эстетическая; утилитарная, социальная (имущественного и возрастного знака), этнодифференцирующая и магическая.

Обратимся к последовательному изучению всех перечисленных функций. Украшения морцвы, марийцев и чувашей имели бесспорное эстетическое значение, поскольку они придавали законченность и де« коративную выразительность как будничному, так и особенно праздничному костюму Оьемные украшения, входившие в определенный комплект, составляли единый ансамбль. Они прекрасно гармонировали не только друг с другом, но и с головными уборами, нашивными украшениями и выпивкой одежды. Для всех слагаемых декоративного решения костюма характерно единство етиля, выражавшееся в использовании одних и тех же орнаментальных мотивов, общности цветового решения, в единстве основных композиционных и технических приемов исполнения. Другой особенно- стью орнаментации одежды у мордвы, марийцев» чувашей является взаимопроникновение элементов украшений и вшивки. Полосы вышивки используются в оформлении некоторых головных, шейных, чересплечных и поясных украшений. Одновременно разнообразные нашивки из блесток, бисера, раковин-каури, монет, киеточек и пр. органически входят в орнаментальный строй выпивки. Немногочисленные нашивные украшения по своему характеру и облику сходны со съемными. Они отличаются только по способу крепления. Кстати сказать, эта единая орнаментально-стилевая система не ограничивалась только костюмом. В XIX в. и, очевидно, ранее она охватывала всю предметную среду крестьянского дома. Поэтому попытки некоторых исследователей интерпретировать образцы типичного для народа орнамента, которым украшали утварь и предметы обихода, непременно как "изображение украшений, костюмов и вшивок", не всегда представляются вполне удачными (Мартьянов В.Н., 1974, с. 129).

Наряду с эстетической функцией некоторые украшения имели и определенно выраженное утилитарное назначение, связанное с характером прически, а также с покроем и способом ношения одежды и головных уборов. Головные повязки у девушек держат волосы, а с помощью накосников обычно закрепляли конец косы. Горные марийки и чувашки, носившие полотенчатьте головные уборы, прикрепляли их на голове специальными булавками (1т или височными украшениями; марийцы — тип Іа, П, чуваши — височные украшения I и 1а). Чувашские женщины часть полотенца, спускавшегося на шею, дополнительно закрепляли и оттягивали вниз с по мощью фибул с различными подвесками (Гї, ІД, ІУ типы), У луговых мариек головной убор "шытакш 1 прикреплялся на темя оеобыш маленькими застежками (I тип).

Как уже говорилось, в литературе установлена четкая связь определенных: украшений с двумя подтипами покроя рубах I типа по классификации Б.А. Куфтина (1926, с. 22—23). Так, грудной разрез рубахи 1а типа, характерного для мордвьнэрэи и луговых марийцев имел продолговатую, суживающуюся книзу форму. Такой разрез скреплялся обычно у этих народов одной или несколькими застежками-фибулами.

У туникообразных рубах 16 типа, распространенных у мордвы-мокши, горных марийцев и чувашей, шейный вырез идет по шее, а разрез, располагающийся на середине груди, имеет вид узкой щели. Края шейного выреза обычно закрепляли на завязках. Эти рубахи, также как и рубахи 1а типа, не имели воротника, их носили с разнообразными украшениями, как бы имитирующими его: воротниками, шейными ожерельями или оплечьями. Нагрудный разрез такой рубахи обычно закрывали сверху с помощью нагрудников из кожи или ткани.

Похожие диссертации на Традиционные украшения народов Среднего Поволжья