Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Бардунаева Елена Александровна

Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья
<
Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бардунаева Елена Александровна. Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Улан-Удэ, 2005 197 с. РГБ ОД, 61:05-7/766

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Фондовые коллекции Этнографического музея народов Забайкалья

1. История формирования фондовых коллекций музея 20

2. Характеристика предметов хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в фондовых коллекциях музея 39

Глава II. Экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья

1. Отражение хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в Бурятском предбайкальском комплексе Этнографического музея 75

2. Отражение хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в Бурятском забайкальском комплексе Этнографического музея 98

Заключение 119

Список использованных источников и литературы 123

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы. Во все времена для общества была насущной проблема сохранения традиционной народной культуры, быстро исчезающей под влиянием новых явлений, предметов и развития этносов. Особенно остро она обозначена в современных условиях, когда многие ценные элементы культуры безвозвратно потеряны.

Изучение традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. является необходимым для определения путей исторического развития этноса в целом. XIX в. занимает особое место в развитии бурятского народа. Именно в этот период формируются основные отрасли хозяйства, происходят значительные изменения в образе жизни бурят, что связано с развитием земледелия, переходом к оседлости, укреплением социально-экономических связей с русским населением. Получают развитие различные ремесла и промыслы, появляются новые типы поселений, жилищ и хозяйственных построек. Эти факторы во многом обусловили формирование традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят, который является неотъемлемой частью истории и этнографии народа. Отражение этой сферы человеческой деятельности соответствует профилю Этнографического музея, и должно быть полно и объективно представлено для обозрения в экспозициях и фондовых коллекциях.

Этнографический музей народов Забайкалья является музеем под открытым небом типа «скансен». Здесь сосредоточены уникальные памятники деревянного народного зодчества, музейные предметы, отражающие материальную культуру и быт народов, издревле населяющих Прибайкалье - эвенков, бурят, русских старожилов, казаков и старообрядцев - семейских. Музей за годы своего существования внес значительный вклад в сохранение и использование историко-культурного наследия не только Бурятии, но и Восточной Сибири в целом.

На данный момент фондовые коллекции музея, за исключением предметов, представленных в экспозиции, недоступны для широкого круга посетителей. Необходимо вводить эти материалы в научный оборот, публиковать обзоры и путеводители по музейным хранилищам, обращая внимание ученых на имеющуюся в музее информационную базу.

Многие из предметов этнографических коллекций, хранящихся в музее, в настоящее время не атрибутированы и не систематизированы. С момента создания Этнографического музея не уделялось необходимого внимания научной обработке музейных предметов, и в настоящее время сотрудники музея испытывают большие затруднения в связи с неупорядоченностью и неточностью учетной документации, хаотичностью и бессистемностью размещения предметов в хранилищах. На наш взгляд, данное диссертационное исследование будет содействовать положительному решению вышеназванных проблем.

Степень изученности темы характеризуется относительно небольшим количеством научных изданий и научно-популярных статей.

История организации музейного дела в Бурятии в период с 1917 по 1980 гг. стала объектом диссертационного исследования Г.В. Найдаковой . Автор последовательно и комплексно осветил историю организации музейного дела в Бурятии в данный период. Основное достоинство работы заключается в последовательном хронологическом восстановлении основных событий музейной жизни республики. Четкие географические рамки позволили автору детально воспроизвести процесс развития государственной музейной сети, ее централизации, а также деятельность общественных музеев.

В монографии В.В. Тихонова «Анализ методической базы музеев под открытым небом России» хронологически рассматривается методическая база российской скансенологии; предлагается вариант методических рекомендаций для музеев под открытым небом архитектурно-этнографического профиля в современных условиях . В числе сибирских музеев автор уделяет незначительное внимание Этнографическому музею народов Забайкалья.

Истории развития Этнографического музея народов Забайкалья и анализу его фондовых коллекций и экспозиций вплоть до 2000-х гг. исследователями уделялось незаслуженно мало внимания.

В 1979 г. в альманахе «Памятники Отечества» была опубликована статья СВ. Ангапова «Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья» . Это одна из первых публикаций о музее.

Основополагающими работами по исследованию фондов и экспозиций музея являются путеводители по музею А.В. Тиваненко 4 и С.Г. Жамбаловой5, где на основе имеющейся учетной документации и авторской научно-исследовательской работы дается подробное описание современного состояния экспозиций музейных комплексов.

В 1982 г. под эгидой Министерства культуры Бурятской АССР и Этнографического музея народов Забайкалья вышел в свет сборник статей «Материальная культура и искусство народов Забайкалья» 6, где были опубликованы статьи и сообщения по вопросам материальной культуры и искусства народов края: бурят, русских и эвенков. В них освещаются такие вопросы, как работа Этнографического музея, культура и быт русского населения Забайкалья, искусство бурят и русских на примере различных предметов материальной культуры. Завершают сборник статьи по археологии, в которых исследуются вопросы материальной культуры и искусства древних племен края. В сборнике опубликованы статьи научных сотрудников музея. В работе СР. Хомосова, Р.Г. Савельевой «Этнографический музей-заповедник народов Забайкалья». В ней освещен ряд таких вопросов как история создания, этапы застройки музея, кратко рассмотрены музейные экспозиции. В целом статья имеет ознакомительный характер.

В 1999 г. в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы сохранения культурного наследия. Музей под открытым небом на рубеже XXI века», проходившей в г. Улан-Удэ, опубликованы статьи научных сотрудников Этнографического музея, освещающие различные проблемы деятельности музея в современных условиях, а также исследования фондовых коллекций. Так, в статье «Деятельность музеев открытого типа в условиях рыночных отношений» (Чимбеев Н.Д., Богдалова Л.Г.) ставится вопрос об адаптации Этнографического музея в современных экономических условиях, пути развития музея в отсутствие финансирования, различные формы поступления бюджетных и внебюджетных денежных средств7.

Старинному искусству плетения из конского волоса посвящена статья Л.Г. Ракшаевой «Таары предбайкальских бурят» . Одним из интереснейших видов тканых изделий из конского волоса являются своеобразные ковры -таары, распространенные среди аларских, боханских, унгинских и тункинских бурят. В своей статье автор выявляет локальные особенности искусства плетения из конского волоса, рассматривает орнаментальные мотивы, технологический процесс, а также некоторые работы современных гобеленщиц.

Деятельность Этнографического музея народов Забайкалья по возрождению и сохранению традиционной духовной культуры народов Бурятии нашла освещение в одноименной статье Л.Ц. Цыбыктаровой 9. Автор видит возможности сохранения национальных культур посредством проведения массовых фольклорно-этнографических праздников, реконструкции обрядов, ритуалов, выставок.

В 2000 г. по результатам научно-практической конференции «Музеи Республики Бурятия: основные направления и перспективы исследования» издан сборник, в котором опубликованы статьи научных сотрудников музея. Проблемы и перспективы развития Этнографического музея обозначены в статье Н.Д. Чимбеева, Л.П. Ивановой 10. В работе предлагаются различные пути совершенствования деятельности музея в современных экономических условиях. Н.Б. Жалсараева в своей статье «История комплектования, проблемы хранения и перспективы фондов Этнографического музея народов Забайкалья» рассматривает обширный круг проблем современного состояния фондов музея, дает краткую информацию по истории комплектования музейных коллекций \

В разные периоды времени получали освещение в периодических изданиях различные массовые мероприятия, проводимые на территории Этнографического музея. Так, в 2002 г. в научно-популярном журнале «Тальцы», издаваемом Иркутским архитектурно-этнографическим музеем, была опубликована статья преподавателей ВСГАКИ Н.Д. Нагайцевой и Т.Н.

Гусейновой «Праздник стрижки овец» 12. В работе описывается один из праздников сельскохозяйственного цикла бурят, посвященный стрижке овец, который проводился в Этнографическом музее 10 июня 2001 г. В плане праздника была поставлена задача показа традиционных технологий обработки шерсти и изготовления войлока.

В 2003 г. в межвузовском сборнике «Исследования молодых ученых» опубликована статья Е.А. Бардунаевой «Качугская юрта Этнографического музея народов Забайкалья как образец материальной культуры предбайкальских бурят» , где автор на основе музейной экспозиции рассматривает характерные особенности быта бурят в XIX - начале XX вв.

История формирования фондовых коллекций музея нашла отражение в одноименной статье Е.А. Бардунаевой, где рассматривается процесс поиска и сбора различных материалов по этнографии, составивших фондовое собрание музея 14. На основе учетной документации Этнографического музея автором рассмотрены основные этапы сбора предметов по материальной культуре народов, населяющих Забайкалье.

В научном сборнике, подготовленном факультетом культурного и природного достояния ВСГАКИ. Представлены основные направления комплексного исследования «Механизмы функционирования и трансляции культурного и природного достояния». В сборнике опубликованы статьи научных сотрудников музея, в основном направленные на анализ имеющихся экспозиций и фондовых коллекций Этнографического музея 15.

В 2005 г. в сборнике «Исследования молодых ученых» опубликована статья Е.А. Бардунаевой «Коллекция предметов материальной культуры и быта бурят в XIX веке в фондах и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья» . В статье дается анализ отдельных групп хранения, отражающих хозяйство и быт бурят.

В целом, нужно отметить, что фондовые коллекции и экспозиции Этнографического музея на настоящее время практически не изучены. Поэтому в качестве историографии нами были рассмотрены отдельные публикации научных сотрудников музея в сборниках материалов различных конференций.

При написании данной работы нами были использованы опубликованные исследования по этнографии и истории бурятского народа.

Уже в XIX в. появились первые работы, где содержались некоторые сведения по хозяйству и быту бурят в XIX в.

Одной из первых следует назвать работу М. Геденштрома «Отрывки о Сибири» . В ней нашли отражение вопросы развития скотоводства, земледелия, быта бурят в первые десятилетия XIX вв. Приведенные здесь исследования и наблюдения являются далеко не полными.

Хозяйственное развитие забайкальских бурят в той или иной мере получило освещение в статьях В.П. Паршина, Н.А. Бестужева, Н.С. Щукина и других, публиковавшихся в середине XIX в. в различных журналах . В статьях Н.С. Щукина освещены многие частные вопросы жизни и быта населения региона в целом, основанные на большом количестве конкретного исторического материала, почерпнутого не только из официальных источников и современной ему литературы, но и из личных наблюдений автора. Весомый вклад в изучение хозяйства бурят внес декабрист Н.А. Бестужев, чьи статьи «Очерки забайкальского хозяйства», «Бурятское хозяйство», «Гусиное озеро» являются результатом тщательного изучения Южной Бурятии. Здесь он приводит весьма ценные сведения о земледелии и скотоводстве, а также точные наблюдения о природе края, обычаях жителей.

Небольшой этнографический обзор по хозяйственно-бытовому укладу бурят XIX вв. имеется в работах А.В. Потаниной ,9, В.В. Птицына 20, М.А. Кроля21.

Неоценимый вклад в изучение этнографии бурятского народа внес известный исследователь, крупнейший бурятский этнограф и фольклорист М.Н. Хангалов. Многие ученые современности при исследовании этнографии бурят опираются на его труды. В настоящей работе использованы материалы трехтомного собрания сочинений М.Н. Хангалова, переизданного в 2004 г.22

Второе издание первого тома «Истории Бурят-Монгольской АССР» представляет собой крупный фундаментальный труд коллектива авторов, где изложена история края и населяющих его народов с древнейших времен до Октябрьской революции. Здесь рассматривается широкий круг вопросов, касающихся бурятского населения Западной и Восточной Бурятии . В главе об экономическом развитии Бурятии в период разложения феодализма и роста капиталистических отношений в России в период с конца XVIII в. до 60-х годов XIX в. приводятся различные сведения о развитии хозяйства у предбайкальских и забайкальских бурят в первой половине XIX в., отмечаются изменения, происходящие в хозяйстве, как-то: распространение хлебопашества и сенокошения, в особенности в Предбайкалье. Приводятся также частичные сведения о развитии среди бурят промыслов, ремесла и торговли . В главе, посвященной экономическому развитию края (раздел пятый), содержатся данные о применении земледельческих орудий, обработке сенокосных угодий 25.

В 1956 г. институтом этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая опубликован этнографический очерк «Народы Сибири». Это первый сводный обобщающий труд по этнографии малых народов Сибири. В очерке рассмотрено хозяйственное состояние, быт, культура этих народов. В разделе «Буряты» приводятся сведения о развитии земледелия, скотоводства и промыслов у забайкальских и предбайкальских бурят, выделены общие и отличительные моменты в хозяйственно-бытовом укладе, а так же кратко рассмотрена духовная культура бурят в XIX в. .

Монография И.М. Манжигеева «Янгутский бурятский род» , изданная в 1960 г. представляет собой историко-этнографическое исследование одного из бурятских родов. В монографии подробно исследуется хозяйственная деятельность, развитие промыслов, домашнее ремесло и быт этой группы бурят. На примере истории Янгутского рода автор отразил процесс исторического развития всего бурятского народа.

В 1968 г. издана «История Сибири с древнейших времен до наших дней» в пяти томах 28. В третьем томе «Сибирь в эпоху капитализма», в главе «Народы Сибири во второй половине XIX и начале XX веков» очень незначительно рассматривается хозяйство бурят: состояние скотоводства, земледелия, использование утужной системы в луговодстве, переход к оседлости.

В историко-этнографическом труде К.В. Вяткиной «Очерки культуры и быта бурят» 29 рассматриваются основные занятия, материальная и духовная культура бурят в XIX - начале XX вв., дается краткая характеристика ремесленной деятельности. Работа содержит интересные сведения по данным вопросам и носит, в основном, описательный характер.

В 1970 г. А.В. Тумахани первым опубликовал монографию о бурятском народном творчестве . Автор осветил такие темы, как художественная обработка металла, дерева и мягких материалов бурятскими мастерами. Особое внимание ученый уделил художественным видам работ, рассмотрел предметы декоративно-прикладного искусства бурят. Данное исследование значительно помогло в описании музейных предметов по хозяйству и быту бурят в XIX вв.

Хозяйственные занятия и быт агинских бурят исследуются в работе Л.Л. Линховоина «Заметки о дореволюционном быте агинских бурят» . В книге имеется раздел «Материальная культура», где подробно рассмотрены жилища агинских бурят, традиционный интерьер, домашнее ремесло (обработка кожи и шерсти), пища, одежда и украшения. Книга отражает личный жизненный опыт автора, и является объективным документом, в котором зафиксированы характерные черты хозяйственно-бытового уклада агинских бурят в последней четверти XIX вв. - первой четверти XX вв..

В 1970 г. опубликован I том «Очерки истории культуры Бурятии» 32. Книга состоит из трех частей. Нами были использованы вторая и третья части. В книге отражен широкий круг тем, но представлены они не в полном объеме.

В 80-е гг. выпущено в свет многотомное издание «Крестьянство Сибири в эпоху феодализма», второй и третий тома которого освещают широкий круг вопросов, касающихся XIX в. В этой работе упоминается об основных видах занятий бурят - крестьян, дается описание основных земледельческих орудий, системы ведения полеводства, рассматриваются способы обработки земли, а также особенности приемов и способов содержания скота у бурятского населения во второй половине XIX в.

В работе Ж.Т. Тумунова «Очерки из истории агинских бурят» 35, опубликованной в 1988 г., получают освещение различные вопросы, касающиеся развития скотоводства, земледелия и промыслов агинских бурят. В разделе «Домашний быт» подробно описаны жилища, традиционный интерьер, несколько слов сказано о пище и одежде агинских бурят. Эти и другие вопросы, рассматриваемые в «Очерках из истории агинских бурят», вызывают несомненный интерес для нашего исследования.

Промысловое хозяйство нашло отражение в работе Жамбаловой С.Г. «Традиционная охота бурят» . В работе рассматривается экономическое значение охоты и ее роль в традиционном хозяйстве бурят, типология и классификация. Дается общая картина обработки и использования охотничьей добычи, описывается промысловый быт, орудия труда и др. Монография выполнена с использованием многочисленных опубликованных этнографических материалов.

Развитию скотоводства у бурят уделяется внимание в работе И.Б. Батуевой «Буряты на рубеже XIX - XX вв.» . В ней автор описывает хозяйственные постройки, процесс обработки продуктов животноводства, изделия из кожи. Ценность работы заключается в использовании архивных источников и полевых материалов.

В 90-х гг. XX вв. появляются издания, в которых рассматривается история развития земледелия, скотоводства, промыслов, материальной культуры отдельных групп забайкальских бурят в дореволюционный период.

К ним относятся работы Г.Р. Галдановой , Б.Ш. Доржиева , Б.Б. Батуева и И.Б. Батуевой.

В работе В.А. Михайлова «Войлочная и деревянная юрты бурят», опубликованной в 1993 г., подробно рассматривается эволюция жилища бурят, традиционные технологии его строительства, семантика. Некоторые разделы посвящены культовым постройкам и видам поселений у бурят. Работа написана с чисто этнографическим уклоном, поэтому представляет большой интерес для нашего исследования.

Интересные материалы по хозяйственно-бытовому укладу предбайкальских бурят представлены в работе Ж.А. Зимина «История Аларского района». Данное исследование представлено в виде вопросов и ответов. На наш взгляд, книга рассчитана на массового читателя и всех интересующихся историей родного края.

Книга А.А. Бадмаева «Ремесла агинских бурят» является первым монографическим исследованием, посвященным изучению традиционных ремесел агинских бурят в XIX - начале XX вв. В первой главе автор рассматривает металлообработку у агинских бурят: дает краткую характеристику ремесленной традиции, исследует кузнечное и ювелирное ремесло. В главе посвященной обработке дерева и кожи А.А. Бадмаев описывает столярное, плотницкое и шорное ремесло. Книга содержит ценный этнографический материал, который может быть использован в музееведческой практике для атрибуции музейных предметов, отражающих хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX вв.

В 2000 г. вышла в свет монография С.Г. Жамбаловой «Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX - XX вв.)» 44, где автор рассматривает вопросы традиционного хозяйства предбайкальских бурят.

В этом же году издан этнографический очерк «Буряты» Б.Р. Зориктуева. В работе приведены наиболее значимые исторические и этнографические сведения о бурятах, их обычаях, верованиях, традиционной обрядности, быту и т.д. .

Одной из новейших публикаций по материальной культуре бурят является учебное пособие В.Д. Бабуевой «Материальная и духовная культура бурят» 46, в которой популярно изложены общие сведения о быте бурят, впрочем, разработанные ранее во многих исследованиях. Книга носит обзорный характер.

В изучении хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX вв. определенную ценность представляют труды по хозяйству и материальной культуре народов сопредельных территорий, которые имеют немало общих черт с бурятским хозяйством и бытом. Здесь необходимо отметить историко-этнографические работы Потапова Л.П. 47, Вайнштейна СИ. 48, Эрдниева У.Э. 49, Бутанаева В.Я. 50. Все исследования авторов представляют большой интерес. Данные в них вопросы рассматриваются в сравнительно-историческом плане с другими кочевыми народами.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение и анализ фондовых коллекций и экспозиций Этнографического музея народов Забайкалья и отражения в них хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в.

Цель исследования определила следующие задачи: - проследить историю формирования основных коллекций музея: выявить источники, направления, методы комплектования, проследить динамику формирования коллекций;

- описать состояние фондовых коллекций и экспозиций Этнографического музея, отражающих хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX веке;

- на основе имеющегося этнографического материала проанализировать соответствие экспозиций и фондовых коллекций фактическому состоянию хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX веке с учетом деления территории на Предбайкалье и Забайкалье;

- ввести в научный оборот материалы фондовых коллекций и экспозиций Этнографического музея народов Забайкалья, отражающих хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в.

- оценить вклад музея в изучение традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX веке.

В качестве объекта исследования выступают коллекции и экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья по хозяйственно-бытовому укладу бурят в XIX веке. Предмет исследования - отражение в фондовых коллекциях и экспозициях музея традиционного хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период XIX в. Это обусловлено тем, что фондовые коллекции и экспозиции Этнографического музея народов Забайкалья, выбранного нами в качестве основы для проведения исследования, отражают именно этот период. Это связано с преобладанием в них предметов материальной культуры, относящихся по своей хронологической принадлежности именно к XIX в.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и историзма, предполагающие объективное рассмотрение хода исторического процесса. Принцип объективности сделал возможным рассмотрение изучаемого процесса в целом и в частности, с учетом имеющихся фактов и материалов. Принцип историзма является традиционным принципом исторического исследования, обуславливающим последовательное изложение материала, в процессе изменения качественных и количественных параметров.

Практически в ходе работы применялись следующие методы: исторический и сравнительно-исторический методы, позволяющие рассмотреть изучаемые явления в развитии и сравнении; системный метод, позволяющий представить сложный объект исследования как единое целое, выявить закономерности его развития в целом и в частности. В работе также использованы проблемно - хронологический и статистический методы.

Использованный в исследовании метод источниковедения позволил установить информационные возможности источников для получения фактических сведений по теме исследования, оценить полноту, достоверность и новизну этих данных; аргументировано оценить значение источников. Метод источниковедческого анализа дал возможность оценить информацию, которую несут источники.

Источниковую базу исследования можно разделить на два направления. Первую группу источников составили музейные предметы, отражающие хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX веке, а также имеющаяся учетная документация Этнографического музея: закупочные акты с 1969 по 2002 гг., Книги поступлений, учетная картотека. К сожалению, ввиду отсутствия в музее Инвентарных книг и научных паспортов на предметы, крайне затруднена их атрибуция, которая на данный момент находится на первоначальном этапе.

В диссертационном исследовании автор попытался систематизировать предметы, отражающие хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX веке, в единый перечень, разбив их по группам хранения и по местам бытования. Таким образом, систематизированный перечень предметов, данный в приложениях, является основным источником для настоящего исследования.

Вторая группа источников - материалы Национального архива Республики Бурятия: отчеты предбайкальских и забайкальских степных дум, статистические сведения, ведомости, табели о состоянии различных отраслей сельского хозяйства. Использованы материалы Кудинской степной думы (ф.1), Селенгинской степной думы (ф.2), Балаганской степной думы (ф.З), Верхоленской степной думы (ф. 4, 460), Кударинской степной думы (ф.5), Аларской степной думы (ф.6), Баргузинской степной думы (ф.7), Хоринской степной думы (ф. 8), Ольхонской степной думы (ф. 12), Агинской степной думы (ф.129), Тункинской степной думы (ф.171). Архивные материалы способствовали созданию точной картины хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX веке.

Практически все использованные источники (как музейные предметы, так и многие архивные документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Бурятия) представляют собой большой массив малоизученных материалов.

Научная новизна и практическая значимость работы. В настоящем диссертационном исследовании впервые сделана попытка комплексного изучения фондовых коллекций и экспозиций Этнографического музея народов Забайкалья, отражающих хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. Были выявлены из общего собрания музея предметы материальной культуры бурят, проведена их систематизация с учетом территориальной принадлежности и дана их характеристика как источников, отражающих хозяйственно-бытовой уклад бурят. Автор оценивает степень соответствия музейной интерпретации исторической действительности.

Введено в научный оборот значительное количество новых, ранее не опубликованных источников. Они могут быть использованы в современных исследованиях по этнографии, истории, прикладному музееведению, источниковедению, в преподавании этнографических и музееведческих курсов в ВУЗах, написании учебных пособий по этнографии народов Бурятии, в практике работы региональных музеев.

Диссертационное исследование представит интерес для специалистов, занимающихся этнографией народов Сибири, а также музееведов. Практические рекомендации на основе исследования, приведенные в

Заключении, при целенаправленном воплощении позволят в условиях взаимодействия подлинного этнографического материала и современных методов музейной работы создать наиболее достоверную картину хозяйственно-бытового уклада бурят в Этнографическом музее народов Забайкалья.

Апробация результатов исследования проводилась в течение всего периода работы над данной темой. Основные положения диссертационного исследования были изложены на международных научно-практических конференциях «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (I и II международная конференция, 2003-2004 гг., Монголия, г. Улан-Батор); «Народы Центральной Азии в XXI веке» (14-15 октября 2004 г., Монголия, г. Улан - Батор); «Актуальные проблемы истории и культуры народов Азиатско-Тихоокеанского региона» (26 апреля 2005 г., г. Улан-Удэ); межрегиональной конференции «Шерстобаевские чтения» (25 марта 2005 г., г. Иркутск).

Некоторые аспекты исследования отражены в опубликованных и представленных к печати статьях автора. Всего опубликовано 8 статей, и 1 находятся в печати.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений.

История формирования фондовых коллекций музея

Представление реальной традиционно-бытовой культуры через конкретный экспонат является ведущим моментом в комплектовании музейной коллекции. Комплектование какой-либо категории вещей в музее может считаться наиболее завершенным, если эта коллекция благодаря своему качественному и количественному содержанию способна дать гарантированную информацию о явлении, процессе, предмете. Музейный экспонат необходим в таком количестве, чтобы его можно было одновременно эксплуатировать в различных выставках и экспозициях с гарантированной заменой подобным. При этом аналогичные предметы должны быть типичными и освещать какую-либо из сторон культуры. Экспонаты должны отражать специфические аспекты культуры этноса, отличаться этническим своеобразием, свидетельствовать о культурной динамике, характеризовать состояние этнической ситуации в регионе, обладать значимостью в рамках собственного этноса, удовлетворяя потребности, порожденные либо хозяйственно-культурным типом, либо задачами этнического самовыражения. В первую очередь, при комплектовании этнографической коллекции собираются предметы, соответствующие традиционному хозяйственно-культурному типу, относящиеся к памятникам традиционно-бытовой культуры. Эти предметы являются основными источниками для построения модели - реконструкции народной культуры.51

Именно этими общепринятыми принципами руководствовались научные сотрудники Этнографического музея народов Забайкалья при формировании коллекций. Как мы уже говорили выше, специфика этнографических фондов заключается в том, что их в основном составляют предметы костюма, быта, орудия труда и др., т.е. предметы, ежедневно использовавшиеся носителями культуры. Постоянная эксплуатация этих предметов является главной причиной их естественного износа и разрушения, вследствие чего основная часть сохранившихся и имеющих экспозиционный вид предметов датируется именно XIX - началом XX вв. Нужно отметить, что в значительной степени это определило хронологические рамки всех коллекций и экспозиций музея, за исключением археологического комплекса.

Комплектование собрания Этнографического музея, определяемое его профилем и определяющее содержание его экспозиций, происходило и происходит как целенаправленное отражение культуры этносов. Поэтому во все время существования музея главное внимание уделяется планомерному выявлению и сбору тех предметов музейного значения, которые способны дать посетителю наиболее полное и верное представление о хозяйстве, социальной структуре, характере быта и образа жизни населения представляемой историко-культурной области, т.е., другими словами, комплектование фондов ведется с учетом территориально-этнического принципа.

Комплектование фондов Этнографического музея началось в 1969 г. Ежегодно в районы Бурятии, Иркутской и Читинской областей направлялись 2-3 большие экспедиции для выявления и сбора экспонатов. В 1969 г. был приобретены костюмы бурят и семейских, бытовая утварь. Закуп производился в основном в г. Улан-Удэ и в Тарбагатайском районе - одном из мест компактного проживания забайкальских старообрядцев. Так, в с. Надеино у Мартемьяна Лазаревича Зайцева был куплен дом стоимостью 800 рублей. Этот дом положил начало строительству семейского комплекса. Сейчас в нем располагается экспозиция дома крестьянина - старообрядца среднего достатка.

В с.Куйтун Тарбагатайского района экспедицией, состоящий из сотрудников музея Кузнецовой Э.С, Цыбеновой Л.Г., Михайлова В.А. была приобретена мебель, принадлежащая Куйтунскому сельскому совету. У жителя с.Большой Куналей Олейникова Петра Агафоновича были закуплены бытовые предметы.

Для создания экспозиции старообрядческого комплекса приобретался старинный семейский костюм. Так, в с. Тарбагатай у Чебуниной Марфы Михайловны были приобретены кичка (инв.№ОФ16), полхалатик (инв.№ОФ15), сарафан (инв.№ОФ17), запан (инв.№ОФ18).

Таким образом, в 1969 г. имели место три крупные экспедиции в Тарбагатайский район . В 1970 г. продолжаются сборы предметов бурятского и семейского костюмов и домашней утвари в Селенгинском и Закаменском районе. Начинается закуп буддийских культовых предметов. Так, в с. Жаргалантуй и в совхозе им. Тельмана были приобретены культовые предметы: танка (иконы на ткани), ладанки, бумбэ (сосуды для святой воды), сугсэ (ритуальные чаши для жертвоприношений), хонхо (буддийские колокольчики), каменные полихромные барельефы. Часть этих предметов была передана жителями в дар. В с. Цаган-Морин Закаменского района Бурятии закуплено много тааров - уникальных ковров из конского волоса53.

Одной из основных экспедиций 1971 г. является поездка в Баунтовский район. Маршрут ее пролегал через п. Рассошино, п. Уоян и п. Багдарин. В результате этой экспедиции были выявлены и собраны богатейшие материалы, касающиеся культуры и быта эвенков Забайкалья. Это положило начало формированию эвенкийской коллекции в фондах музея, ставшей основой экспозиции эвенкийского комплекса.

Также одним из наиболее значимых источников в формировании фондов музея являются подарки агинских колхозников (42 предмета поступило в дар, и несколько серебряных украшений за невысокую плату). Они внесли большой вклад в пополнение коллекции бурятского костюма, деревянной утвари.

В июне - июле 1971 г. была организована вторая экспедиция в с. Нижний Жирим и с. Надеино, то есть планомерно продолжался сбор предметов труда и быта, одежды семейских, начатый в 1969 г.54

В октябре 1972 г. экспедиция в составе Гурка Т.В., Пахомова К.П., Протасова Д.С. направляется в Северобайкальский район для закупа эвенкийских предметов. Неоценимый вклад в формирование эвенкийской коллекции внесен старшим научным сотрудником музея Тамарой Владимировной Гурка. Ее усилиями собрана вся уникальная эвенкийская коллекция, насчитывающая около 700 предметов; построены экспозиции двух комплексов, в которых представлены жилища эвенков.

В январе 1972 г. была организована экспедиция во главе со старшим научным сотрудником музея Пахомовым К.П. в с. Десятниково Тарбагатайского района, где было закуплено большое количество предметов труда, мебели, деревянной утвари.

В апреле этого же года сотрудники музея выезжают в Читинскую область для закупа предметов у семейских, проживающих в этом регионе: в селах Фомичево, Захарово, Осиновка.

Характеристика предметов хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в фондовых коллекциях музея

В настоящее время музейная коллекция предметов материальной культуры бурят в XIX в. охватывает различные направления хозяйственной деятельности, промыслов и ремесел. Многообразие экспонатов составляет солидную основу для создания различных стационарных (постоянных) и временных экспозиций, как на территории музея, так и за ее пределами. На данный момент в действующих экспозициях музея задействована только небольшая часть всех имеющихся предметов.

Хотелось бы обратить внимание на состав отдельных, наиболее крупных и интересных групп хранения, существующих в музейных фондах на настоящее время.

Группа хранения «Ремесла и промыслы». В XIX веке у бурят получает широкое распространение плотничье, столярное, кузнечное, шорное, печное ремесло. Необходимые в каждом хозяйстве предметы быта и орудия труда производились самими хозяевами или улусными мастеровыми. Они делали мебель, средства передвижения (телеги, сани), конскую упряжь, дуги, хомуты, деревянную и берестяную посуду (чашки, ложки, маслобойки, кувшины, туеса и др.). Нужно отметить появление и распространение в быту посуды фабричного производства: деревянные точеные пиалы, фаянсовая, фарфоровая, металлическая посуда, самовары, подносы, тазы, рукомойники и др.

Домашнее ремесло оставалось преобладающей формой натурального хозяйства. В каждом бурятском хозяйстве занимались обработкой шкур, переработкой шерсти, прядением, вязанием, изготовлением войлока, ниток, веревок, животного клея, различных ковров, шитьем одежды, обуви и головных уборов. Бондарное ремесло (бочки для засолки рыбы) и изготовление лодок было особо распространено среди ольхонских бурят, у которых рыболовство являлось одним из основных промыслов.

В этот период у бурят появляются мастера, специализировавшиеся в отдельных ремеслах: плотники, резчики по дереву, столяры, медники, кирпичники, колесники, печники, сапожники, шорники, кожевенники и т.д. Мастера не ограничивались выполнением подрядных плотницких, столярных работ у себя в округе, но и выезжали далеко за пределы родных мест. Их руками сооружались и культовые здания - дацаны, памятники бурятского национального зодчества. Живописцы и маляры делали изображения бурханов (богов), окрашивали домашнюю утварь узорными рисунками.

Искусные вышивальщицы украшали войлоки для юрт, подседельников и кошм. Кожевенники выделывали овчины для шуб, сыромяти для сапог, унтов. Продукция ремесленников в основном употреблялась среди самих бурят, но некоторые предметы и изделия, например, седла, стремена, удила, сбывались русским окрестных сел и городов.

Степень развития среди бурят различных промыслов и ремесел зависела от исторически сложившихся традиций, развития производительных сил в обществе и природно-климатических условий. Однако во всех районах проживания бурят неизменными промыслами являлись обработка, переработка продукции животноводства, изготовление изделий из железа и драгоценных металлов и камней, плотницкое, столярное, шорное дело .

Группа хранения «Ремесла и промыслы» в фондах музея начала комплектоваться с 1972 г. На сегодняшний день в ней насчитывается свыше 160 единиц хранения. По своему содержанию, эта группа неоднородна и включает в себя предметы различных ремесел: инструменты для обработки дерева, животных материалов, металла.

Плотницкие и столярные инструменты: топоры, пилы (продольные, двуручные, лучковые, ножовки), пазники, циркули, рубанки, фуганки, металлические молотки с деревянной рукояткой, сверла, стамески, коловороты, бондарные инструменты (оторник и др.) использовались как русскими, так и бурятами, независимо от мест проживания, однако предбайкальскими бурятами, вероятно, в большей степени, чем забайкальскими.

Инструменты для обработки кожи: скребки (хэдэргэ), крюки для снятия мездры, различные кожемялки (тальхи - напольный станок для размягчения шкур, эрьюлгэ - большая вертикальная кожемялка) были традиционными для скотоводческого хозяйства бурят, но также заимствовались русским населением. Это заимствование наглядно показано в Этнографическом музее на примере Русского старообрядческого комплекса, где в усадьбе крестьянина - старообрядца среднего достатка М.Л. Зайцева из с. Надеино Тарбагатайского района Бурятии в экспозиции переднего «чистого» двора под сушилом представлены типичные бурятские кожемялки: 2 напольных станка и эрьюлгэ.

Среди прочих, в коллекции следует отметить некоторые единичные, можно сказать, уникальные предметы, приобретенные музеем от владельцев - бурят в разных районах Бурятии и Иркутской области в разные годы: ложка для плавки свинца (инв.№ ОФ 2479, поступила из с. Новоленино Нукутского района Иркутской области в 1976 г.); игла для сшивания тааров - ковров из конского волоса (инв.№ ОФ 5100); игла для вязания рыболовных сетей (инв. № НВ 2062), приобретенные в г. Улан-Удэ в 1983 г.; хэб - форма для отливки проволоки (инв. № ОФ 1072), пилка - хюроод для изготовления изделий из рога (инв. № ОФ 1075), приобретенные музеем в 1974 г. в с. Эдэрмык Кижингинского района Бурятии. Все эти экспонаты датированы второй половиной XIX века.

Отражение хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в Бурятском предбайкальском комплексе Этнографического музея

Значительные изменения, произошедшие в хозяйственно-бытовом укладе бурят в XIX вв., в первую очередь отразились на поселениях и жилищах. Это было связано с процессом разрушения натурального хозяйства, ростом культурно-экономических связей с русским крестьянством. По мере развития хлебопашества в Предбайкалье перекочевки стали сокращаться, так как работы на пашнях и сенокосных угодьях требовали оседлости. Так, постепенно сокращаются расстояния между зимниками и летниками. Летники были достаточно компактными поселениями, в которых сохранялась определенная закономерность в расположении построек. Деревянные юрты в летниках были единственным типом жилища. Ориентация всех юрт на летнике была абсолютно одинаковой. Двери всех юрт были обращены на юго-восток. В летниках все еще сохранялось иерархическое расположение юрт. Юрта старшего в роде или семье ставилась на переднем плане летника справа, а юрты его братьев и сыновей - слева и позади от нее по порядку старшинства. Юрты близких родственников строились неподалеку друг от друга и огораживались одной изгородью, образуя общий двор. Это была своего рода «усадьба», к которой примыкала слева и позади другая группа юрт, расположенных по тому же принципу и огороженная. Таким образом, группы юрт располагались в шахматном порядке. Они составляли летнее поселение, именуемое зукалан. Нужно сказать, что к началу XX века эти традиции у бурят заметно ослабели. Если кому-то из родовичей не находилось места для строительства вблизи своих родственников, он ставил свою юрту и хозяйственные постройки на свободном месте на краю летнего улуса ш.

Из числа хозяйственных построек на летниках возводились юрты-поварни, помосты для арсы - аранга, на два соседствующих двора обычно устанавливали одну общую кожемялку - эръюулгэ, на которых женщины выделывали шкуры. В некоторых дворах под навесом из дранья или лиственничной коры ставилась русская глинобитная печь для выпечки хлеба. Ею пользовались по очереди. Если летники располагались вблизи от зимников, то такие печи не ставили, а ездили выпекать хлеб в зимние усадьбы, где хранились запасы муки. Также в летниках в углу двора строили навесы Иарабша, куда ставили телеги или загоняли коров для доения, и небольшие загоны для телят тугакы хурээ.

Перечисленные постройки и особенности их расположения в летниках были характерны для всех предбайкальских бурят 184.

Некоторые бурятские хозяйства имели также намаржаан и хабаржаан - осенники и весенники, использовавшиеся в качестве заимок. Эти виды поселений в экспозиции Этнографического музея не представлены, поэтому мы не рассматриваем их подробно.

Бурятские зимние улусы в Предбайкалье по характеру расположения построек отличались от летников меньшей компактностью, большей разбросанностью и отсутствием строгого порядка. По исследованиям некоторых ученых, в Предбайкалье буряты были обеспечены домами лучше, нежели русское население 185. Во второй половине века зимняя бурятская усадьба представляет собой уже сложившийся сложный хозяйственный организм со своими отличными от русских чертами. Усадьбы предбайкальских бурят напоминали русские поселения, отличаясь от них разбросанностью застройки. Застройка улуса не имела такой плотности и компактности, как русские села. Группы усадеб «гнезда» - были разбросаны по плоскому рельефу, без ярко выраженных улиц 186. Усадьбы зачастую имели парадные въездные ворота, построенные по русскому образцу, расположенные обычно в линии юго-западного фасада дома. Несмотря на то, что усадьбы бурят внешне приобретают русские черты, сохраняются этнические особенности, которые выражались в планировке, декоре, в новых традициях, появившихся внутри заимствований, а также в обязательных элементах бурятской усадьбы, одним из которых является ставившийся традиционно на южной стороне усадьбы перед воротами коновязный столб - сэргэ, пользовавшийся особым почетом, и юрта.

Так же, как и усадьба русского крестьянина, в XIX в. бурятская усадьба стала делиться на чистый и скотный дворы. В юго-западной части располагался чистый двор с домом и амбарами. У зажиточных бурят в чистом дворе могли находиться несколько домов, в том числе и дом для работников, различные амбары и навесы для хранения орудий труда и прочего инвентаря, а также деревянные юрты для хозяйственных нужд. Юрту ставили во дворе ближе к дому. В хозяйствах некоторых предбайкальских бурят можно было встретить юрту, расположенную на скотном дворе. В нежилых юртах иногда содержали молодняк скота. В северо-восточной части располагался скотный двор, разделенный заплотом и поскотиной на несколько сообщающихся между собой двориков для разных видов скота. Навесы - стайки располагались в восточном углу скотного двора. К усадьбе обычно прилегал огороженный сенокосный участок - утуг.

Архитектура домов в Предбайкалье напоминала русские дома. На зимниках строили просторные деревянные избы. Зимние дома предбайкальских бурят были высокими и часто имели дополнительные архитектурные детали: балкончики, веранды, вторые полуэтажи и др. Дома в зимних усадьбах, как правило, в плане имели Г-образную форму: клеть с прирубом сеней. Внутренняя планировка бурятских домов была однотипной. Обычно у северо-восточной стены ставилась русская глинобитная печь, устьем к окнам юго-западной стены. Печь устанавливалась на невысокой деревянной раме - опечье, заполненной утрамбованной глиной, с дымоходов через потолок и крышу. Сбоку к русской печи пристраивали малхан -невысокую печурку для котла, в котором готовили пищу, подогревали воду и т.д. Дымоход у этих печей был общим. В больших просторных домах широкое распространение получила железная печь ту мэр пеэшэ.

Отражение хозяйственно-бытового уклада бурят в XIX в. в Бурятском забайкальском комплексе Этнографического музея

У забайкальских бурят были известны такие типы поселений как хотон, булук, оток. От числа кочевок, которые совершались от двух до четырех раз в год, произошли так же названия поселений - хабаржаан, зукалан, намаржаан, убэлжоон.

Зимние поселения строились в местах, богатых травой, защищенных от ветра. Они состояли из нескольких усадеб с жилыми и хозяйственными постройками. Летники строились в открытых местах, где было меньше гнуса и мошкары, вблизи водных источников. Обычно усадьба была окружена утугами - унавоженными и огороженными сенокосными угодьями.

Войлочные юрты у забайкальских бурят были основными жилищами. Подобные жилища в XIX в. имелись у тувинцев, алтайцев, хакасов и других кочевых народов. Например, монгольские особенности в жилище у некоторых алтайцев проявлялись в общей форме войлочной юрты (низкий купол), ориентировки дверей на юг, в названиях отдельных частей юрты (дымового круга, решетчатого каркаса, жердей крыши) 208.

В усадьбе могло находиться одна или несколько деревянных или войлочных юрт. Интерьер в домах русского типа сохранялся примерно такой же, как и в юртах. Новшеством в деревянной избе являлась русская печь.

Строительство жилищ из дерева требовало много усилий и мастерства. Для сооружения деревянных домов привлекались наемные работники. Таким образом, широкое распространение получает плотничье ремесло.

Вместе с домами русского типа у забайкальских бурят появляются различные хозяйственные постройки. Во второй половине XIX - начале XX века на зимниках стали строить загоны и утепленные помещения для содержания скота. Существовали некоторые различия хозяйственных построек, которые зависели от типа скотоводческого хозяйства. У бурят, кочевавших два или четыре раза в год, скотный двор был разделен на несколько огороженных частей, предназначавшихся для разных видов скота. Для ночного содержания зимой коров и овец строили деревянные стайки из небольших бревен (хотоиы). Рядом со стайкой пристраивали хлев (дал). Здесь содержали скот в дневное время, а ночью в зимний период в теплых стайках. Такие постройки буряты изготавливали из тонких жердей или бревен, а в безлесных местах из ивового плетня.

Продолжением стайки и хлева была ограда. Это обычные огороженные участки, где содержали скот в теплое время, хранили заготовки сена и соломы. В ограде так же находился колодец, из которого поили животных.

Скотные постройки имелись как на зимниках, так и на летниках. В летниках строили навесы для защиты скота от непогоды, а в жару здесь укрывались телята.

Кроме того, приблизительно в середине XIX века у некоторых забайкальских бурят, наиболее зажиточных, наряду с домами русского типа появляются и другие хозяйственные постройки - амбар, завозня, поветь, сени, чулан, кладовка, ворота, навесы для хранения хозяйственного инвентаря и др. В качестве строительного материала использовались плахи, тес, дранье, редко кирпичи 209. Все хозяйственные постройки, включая жилые помещения, огораживались забором. Это было характерно для оседлых забайкальских бурят.

Среди бурят агинских степей господствующим типом жилища оставалась войлочная юрта. В 1857 г. по улусам Агинского ведомства насчитывалось 5200 войлочных юрт, в то время как деревянных юрт было порядка 200 . В 1861 г. при общей численности населения ведомства 24442 душ обоего пола войлочных юрт было 5768, деревянных - 245 2П. В архивных источниках имеются сведения о войлочных юртах, имеющихся в Агинской степной думе в 1862 г.: «В Агинском ведомстве находится в настоящее время 5844 войлочных юрт, примерно полагая на эти юрты употреблено 36752 пуда рунной, 11688 пудов поярковой шерсти, полагая средним числом на юрту 8 пудов рунной и 2 пуда поярковой шерсти. Ежегодной поправки или ремонта у юрты не бывает, а исправляется богатыми через 3 и 5 лет, а бедными от 5 до 15 лет, но эти поправки бывает половины юрты... а некоторые, т.е. почти третья часть вовсе юрты не исправляет, а живут в оных до 30 лет, хотя исправление бывает, пользуются старыми войлоками юрт богачей. Заведение новой средней юрты ... будет стоить с деревом примерно 22 рубля» . Даже в начале XX века деревянные дома встречались здесь редко, а в степях их не было вовсе. Если встречались деревянные избы, то они были убогими. Размеры таких домов были примерно 4x5 м. Некоторые хозяева не застилали пол, он оставался земляной, а если таковой и был, то его почти не мыли. Окна в таких домах были маленькие и давали лишь незначительное освещение. Стены не белились. « Во всей Are до революции едва ли было больше двух десятков построек, которые можно было назвать домами. Они принадлежали нойонам, да и то тем, которые имели образование. Кулаки же, независимо от степени богатства, обычно довольствовались простыми избушками. Летом люди жили в деревянных помещениях, построенных из плах или же распиленных надвое бревен, в них не было ни потолка, ни пола, ни окон» . Тем не менее, количество деревянных жилищ у агинских бурят неуклонно росло, что свидетельствовало о том, что агинские буряты постепенно переходили к оседлому и полуоседлому быту.

У значительной части селенгинских бурят во второй половине XIX века на зимних стойбищах имелись деревянные избы с печами. В летнее время жили также в деревянных юртах. Тем не менее, войлочная юрта продолжала оставаться у них неотъемлемой принадлежностью каждого подворья. Зимою в ней готовили пищу на очаге, а также содержали в сильные морозы телят и ягнят. Возле зимних домов устраивали обыкновенно сараи для скота, также, как и на летних стойбищах возле деревянных или войлочных юрт 214. Степень оседания и строительство постоянных деревянных построек здесь была значительно выше, чем у агинских бурят.

Так, по ведомству Селенгинской степной думы в конце XIX века наблюдалась следующая картина: - В 1864 г. - деревянных домов 1648, войлочных юрт - 5643, деревянных юрт - 4906 - В 1870 г. было 1739 деревянных домов, 5200 деревянных юрт, 5815 войлочных юрт - В 1872 г. насчитывалось 1754 деревянных дома, 5220 деревянных юрты, 5834 войлочных юрты 27. - В 1878 г. - деревянных домов 1787, войлочных юрт 5884, деревянных юрт 5281218. - В 1899 г. насчитывалось войлочных юрт - 5404, деревянных юрт -7003, деревянных домов русского образца - 3270, культовых зданий: 1 деревянная церковь, 2 каменных дацана и 11 деревянных.219 - К 1900 г. число войлочных юрт возросло до 5444, деревянных - до 7043, деревянных домов - до 3310.

У баргузинских, кударинских и тункинских бурят жилищные условия несколько отличались от вышеназванных групп бурят (селенгинских, хоринских, агинских). Дело в том, что традиционно они не пользовались войлочными юртами. В местах, где они проживали, не было развито овцеводство, а, следовательно, они не строили войлочные юрты. Вокруг было много леса, поэтому они предпочитали строить деревянные юрты. Примерно к середине XIX века юрты постепенно стали дополняться, а в некоторых местах заменяться деревянными домами русского типа.

Похожие диссертации на Традиционный хозяйственно-бытовой уклад бурят в XIX в. в коллекциях и экспозициях Этнографического музея народов Забайкалья