Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Буянова Анна Юрьевна

Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии
<
Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буянова Анна Юрьевна. Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Буянова Анна Юрьевна; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2009.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/454

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Молодежная культура как объект научного исследования 16-45

1.1. Определение понятия молодежь: социально-демографическая группа или исследовательский конструкт 16-28

1.1.1. Возрастные границы молодежного периода 21 -26

1.1.2. Молодежь как социокультурное явление 26-28

1.2. Понятия молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная стратегия 28-44

1.2.1. Теоретическое осмысление понятий молодежная культура / субкультура / контркультура 29-34

1.2.2. Критический анализ понятия «субкультура». Типология субкультур 34-37

1.2.3. Отечественные определения аутентичных культурных практик молодежи: понятия «неформальная молодежь» и «тусовка» 37-40

1.2.4. Понятие «стиль жизни» 40-42

1.2.5. Новый подход в изучении культурных практик молодежи: понятие «жизненная/культурная стратегия» 42-44

Выводы из первой главы

Глава 2. Жизненные стратегии городской молодежи постсоветской Бурятии 46-98

2.1. Городская молодежь: конвенциональная стратегия 46-75

2.1.1. Специфика города Улан-Удэ 46-49

2.1.2. Социальный статус молодежи республики Бурятия 49-59

2.1.3. «Конвенциональная» молодежь Улан-Удэ: стратегия культурного большинства 59-75

2.2. Городская молодежь: альтернативная стратегия 75-97

2.2.1. Общая характеристика неформальной тусовки города Улан- Удэ 75-90

2.2.2. Культурное противостояние молодежных сообществ города 90-97

Выводы из второй главы

Глава 3. Жизненные стратегии сельской молодежи постсоветской Бурятии 99-121

3.1. Сельская молодежь в городе Улан-Удэ: стратегия социокультурной адаптации 99-105

3.1.1. Процессы модернизации, урбанизации и миграции в Республике Бурятия 99-104

3.1.2. Понятие «социальная адаптация» 104-105

3.2. Объекты адаптации выходцев из села 106-120

3.2.1. Объект I-город 106-108

3.2.2. Объект II - Высшее учебное заведение 108-110

3.2.3. Объект Ш - место проживания 110-112

3.2.4. Объект IV - социальная среда: горожане, земляки 112-118

3.2.5. Результаты адаптации сельской молодежи к городскому и образовательному пространству 118-120

Выводы из третьей главы

Глава 4. Виртуальные практики молодежи Бурятии 122-139

4.1. Новое коммуникативное пространство молодежи (информационное) 122-126

4.2. Особенности виртуальных практик молодежи Бурятии 126-138

4.2.1. Интеграционные стратегии бурятской молодежи (на примере сайта бурятского народа) 127-136

4.2.2. Социальные сети и блоги в виртуальном пространстве 136-138

Выводы из четвертой главы

Заключение 140-143

Приложение 144-147

Список литературы

Введение к работе

Современное российское общество находится в состоянии трансформации, наблюдаются постоянные изменения в экономической, политической и социальной областях. Важнейшим событием глобального масштаба в XX веке стал распад Советского Союза. Гражданам вновь образованных государств, в числе которых находится и Россия, приходится проходить болезненный процесс адаптации к новым социокультурным условиям, который, по всей видимости, будет длиться довольно долго. В период социальных перемен в особо'уязвимом положении оказываются наименее защищенные группы, в том числе и молодежь. Именно от социального самочувствия молодежи, реализации ее жизненных планов и стратегий зависит завтрашний день российского общества. В постсоветский период появились новые социальные условия, которые влияют на жизнедеятельность молодых людей:

Неустойчивость современных социальных институтов и отсутствие государственных гарантий;

Бремя сверхвыбора и «общество риска»;

Изменения в. экономической и политической сфере российского государства.

Молодежная проблематика долгое время находится в фокусе внимания отечественных исследователей. Однако вектор в изучении молодежи постоянно менялся. В советский период молодежь рассматривалась как единственная надежда и опора общества, его будущий строитель. После распада СССР в исследованиях стал доминировать подход к рассмотрению девиантнои составляющей в жизненных и ценностных установках молодежи.

За годы исследования молодежи в социальных науках укрепилось отношение к ней, как единой < социально-демографической группе, выделяющейся на основе общих возрастных характеристик, проходящей особый процесс адаптации к окружающей социокультурной среде. До сих пор идут активные дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного периода.

В сегодняшнем российском обществе молодежь дифференцирована по многим параметрам: экономическим, образовательным, профессиональным, этническим, религиозным и т.д. На наш взгляд более перспективным-является отход от рассмотрения молодежи как унитарной группы. В данной работе хотелось бы избежать крайностей в рассмотрении «молодежи как будущего» и «молодежи сквозь призму девиации», а также оценочных суждений. Очень важным представляется изучение региональных особенностей молодежи (на примере Республики Бурятия и города Улан-Удэ). Это позволит выявить то, что объединяет молодежь в нашей стране независимо от региона проживания, этничности, вероисповедания, экономических условий и т.д., а также специфические характеристики молодежи изучаемого региона.

Степень научной разработанности темы

В зарубежной и отечественной науке существует большое количество работ, посвященных молодежи и молодежной культуре. Они являются предметом, изучения многих наук, среди них философия, социология, психология, этнология, культурология. Таким образом, наиболее перспективным*, направлением в исследовании молодежной проблематики становится-междисциплинарный подход.

За годы разработки молодежной тематики в социальных науках устоялась тенденция рассматривать молодежь посредством характеристик, которые можно обозначить понятием юсизлі. В рамках данного подхода молодежь рассматривается как единая, унифицированная группа (в отечественных исследованиях ее называют социально-демографической), выделяемая на основе возрастных особенностей и внешних признаков. При этом возраст становится основанием для дискриминации молодых людей по принципу «уже не ребенок, но еще не взрослый», в силу чего молодежь оказывается в маргинальном положении-. Классические зарубежные теории, изучающие молодежь в данном русле связаны с именами С. Холла (открыл феномен подростковости), К. Мангейма (разработал концепцию поколения), Т. Парсонса

5 (ввел в научный обиход понятие «молодежная культура»).1 Важный вклад в изучение молодежной культуры на западе внесли ученые из Центра Современных Культурных исследований Бирмингемского университета (70-80 годы. XX века), которые разрабатывали концепцию субкультуры (С. Холл, С. Коен, М. Брейк, Д. Хебдидж и др.). Впоследствии в рамках этой школы была предпринята критика «гендерной слепоты» (А. МакРобби, К. Гриффин).этно и евроцентризма." В русле постмодернистской парадигмы работают такие ученые, как А. Беннет, С. Редхэд, С. Торнтон, ML Физерстоун и т.д. Перспективное направление в изучении взаимодействия глобального и локального в идентичностях и практиках молодежи развивает X. Иилкингтон.

В' России тема молодежи настоящее развитие получает с середины 60-х годов XX века. С этого момента начинают накапливаться теоретические разработки, посвященные молодежному вопросу. В основном молодежь в советских науках рассматривалась как социально-демографическая* группа, выделяемая на основе общих возрастных характеристик, внешних признаков, проходящая, особую стадию социализации (И.С. Кон; В":Т.Лисовский и др.). Устраивались дискуссии по поводу возрастных рамок молодежного* периода (В.Н. Боряз, И.А. Громов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский и др.). О подвижности границ периода молодости говорил П.И. Бабочкин.4 Юность считалась особым периодом в жизни каждого человека, во время которого происходило усвоение знаний, умений, навыков, ценностей на всю дальнейшую жизнь (В.И Переведенцев).5

В отечественных социальных науках сложилась терминологическая неясность в описании молодежных культурных практик, для описания одних и

Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга», 2004. С. 71-74.

Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. Автореф. дис... док. социол. наук. М., 2005. С. 7.

3 Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум,
1999: С. 109-110.

4 Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в изменяющемся обществе. - М.,
2000.-232с.

5 Переведенцев В. И. Молодежь и социально-демографические проблемы СССР / Отв. Ред.
В.Н. Шубкин. - М.: Наука, 1990. С. 3.

тех же явлений используются термины «субкультура» / «контркультура» / «стиль жизни» / «неформальные молодежные объединения». Начало периода перестройки ознаменовалось, появлением исследовательского интереса к аутентичным молодежным практикам, которые определяются как неформальные молодежные объединения (А'.С. Запесоцкий , Д.В. Ольшанский ,

В.Н. Шкурин и др.). С конца девяностых годов в отечественной науке' возник интерес к понятию «молодежная субкультура» (Д.В. Громов9, Т.Г. Исламшина10, В. Костюшев", СИ. Левикова12, Е.Л. Омельченко13, Т.Б. Щепанская14 и др.). В советское время ценности и идеалы молодежной субкультуры и контркультуры подвергались критике, считались антиобщественными (Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская15; В.Ц. Худавердян'6 и< т.д.).

Особый интерес-представляют научные разработки понятия, «стиль жизни». Свои истоки, данная, проблематика берет в трудах М: Вебера, Т. Веблена и Г.. Зиммеля. Важнейшая, роль в его развитии принадлежит французскому социологу П. Бурдье. Стиль жизни нашел отражение в исследованиях советских ученых.17 Однако свое настоящее развитие данное понятие получает

6 Запесоцкий А.С. Файн. А.П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных
молодежных объединений. - М., 1990. - 223с.

7 Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. - М.: Педагогика, 1990. -
192с.

8 Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. - М. ВНМЦ НТ и КПР МК СССР,
1990.-140с.

9 Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на
перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23 - 38.

Исламшина Т.Г. Молодежные культуры и субкультуры. Казань: КТГУ, 1997. - 113с.

11 Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и
антропологический анализ / Под ред. В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. - 304с.

12 Левикова СИ Молодежная субкультура. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608с.

13 Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
-264с.

14 Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры/Т.Б.Щепанская. - М.: ОГИ,
2004.-286с.

15 Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М., 1980. - 264с.

16 Худавердян В. Ц. Современные альтернативные движения: (Молодежь запада и «новый»
иррационализм). - М.: Мысль, 1986. - 150с. - (Критика буржуазной идеологии и
ревизионизма).

Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы / Ануфриева Р.А., Головаха Е.И., Донченко Е. А. и др. - Киев: Наукова думка, 1982. - 372с.

7 в постсоветский период, в связи с появлением рыночной экономики в России и ростом потребительских возможностей (СЮ. Митрофанова18, Я.М. Рощина19, Г.И. Осадчая20и т.д.).

Сложный процесс трансформации, который переживает современное российское общество, актуализировал многочисленные вопросы в научном мире: адаптация молодых людей в обществе риска (В.И. Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс) , уровень жизненных притязаний современной молодежи (B.C. Магун, М.В. Энговатов" ), проблемы социокультурной интеграции молодежи (А.С. Запесоцкий ), формирование молодежных идентичностей (М.Н. Губогло24) и т.д.

Разработкой теоретических аспектов понятия «жизненная стратегия» занимались К. А. Абульханова-Славская25, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник2 и др.

Перспективное направление в изучении жизненных стратегий и культурных практик российской молодежи развивают ученые из научно-исследовательского центра «Регион» под руководством Е.Л. Омельченко* (О. Доброштан, Э. Шарифуллина, И. Костерина и др.).

Молодежь республики Бурятия находится в фокусе исследования ряда1 ученых. Так, исследованиями культурных практик города Улан-Удэ занимались

Митрофанова СЮ. Жизненные стили подростков как показатель их социального статуса // Социальные процессы и молодежь: взгляд в будущее. Самара. СФ МГПУ. 2004. С. 209 -213.

19 Рощина Я.М. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая
социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 23-42.

20 Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная
дифференциация. // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88-94.

21 Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс. - М.: Наука, 2003. -
230с.

Магун В.В., Энговатов М.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 180-233.

Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: ИГУП, 1996. -350с.

24 Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциолог. очерки /М.Н. Губогло; Ин-т
этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2003. - 765с.

25 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299с.

26 Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические
исследования. 1995. № 12. С. 100-105.

8 Н. Халудорова" ; С.А. Панарин , А. Бадмаев , К. Митупов , Н. Карбаинов . Однако большинство- исследований охватывают временной отрезок до распада Советского Союза, молодежь постсоветского периода изучена слабо.

Сельская молодежь также вызывает исследовательский интерес ученых Бурятии. Изучением ценностей; традиций, социализации русской сельской молодежи занимаются И.И. Осинский и Т.Н. Бояк.32 Вопросы социализации бурятской молодежи в условиях двуязычия исследует И.Г. Балханов . На наш взгляд адаптация бурятской молодежи в городе Улан-Удэ требует более детального изучения в связи с тем, что после распада Советского Союза отмечается активный миграционный поток* бурятского населения из деревень в город; данная тенденция сохраняется-, долгое время, и, вероятно, будет нарастать.

Существует немалое количество отечественных исследований, посвященных влиянию СМИ на общественное развитие, в том числе на ценностные ориентации молодежи34. Работы, исследующие влияние Интернет на общественное развитие немногочисленны, и в, основном носят теоретический* характер.35 Единичны труды, изучающие бурятский сегмент сети. Среди них можно назвать статьи И. Абдуловой и Д. Бороноевой . В связи с этим

Халудорова Н. Молодежь Улан-Удэ: «Султанки», «Генералы», «Чанкайшисты» // Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 167-172.

Панарин С. А. Предисловие: феномен Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№1. С. 85-88.

Бадмаев* А. Неформальные молодежные ассоциации в Улан-Удэ // Вестник Евразии, 2002. -№ 1.С. 89-103.

30 Митупов К. Группировки семидесятых: воспоминание-комментарий к статье А.Бадмаева.
// Вестник Евразии, 2002. -№ 1. С. 104-109.

31 Карбаинов Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе
за социальное пространство города) // Вестник Евразии, 2004. № 2. С. 170-183.

Бояк Т. К, Осинский И, И. Русская сельская молодежь: традиции и ценности. - Улан-Удэ: Изд-воБГУ, 2000.-242с.

Балханов И.Г. Двуязычие и социализация. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. - 253с.

34 Молодежная культура и СМИ // Научное издание. - М.: Серебряные нити, 2006. - 200с.

35 Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. - М.:
Гендальф, 2002. - 279с.

Перфильев Ю.Ю. Российское Интернет-пространство: развитие и структура. — М.: Гардарики, 2003. - 272с.

Абдулова И. Виртуальная Монголия: Интернет-образ пространства в иркутском и бурятском сегментах Сети // Вестник Евразии, 2004. № 3. С. 9-25.

9 рассмотрение виртуальных практик бурятской молодежи (в которых отражаются их жизненные и культурные стратегии) представляет безусловный научный, интерес.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является молодежь постсоветской^ Бурятии. Отметим, что в работе рассматривается молодежь, которая на момент проведения исследования в силу разных причин проживала в городе Улан-Удэ. Это и коренные горожане, и выходцы из села (в том числе из бывших бурятских автономных округов, а с 2008 года национальных районов Иркутской области и Забайкальского края). Объектом изучения процесса адаптации сельчан в городе стала бурятская молодежь, что позволило актуализировать этническую специфику молодежного вопроса. Для. сравнительного анализа жизненных стратегий опрашивались молодые люди — выходцы из Республики Бурятия, ныне проживающие в других городах России. (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске ит.д.) и за рубежом (США, Западная Европа, Китай и-др.).

Предметом исследования являются жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии. В связи с тем, что огромную роль при формировании успешной стратегии жизни, прохождении процессов социализации и инкультурации, формировании идентичности современного человека играют ценностные установки, фокус данного исследования концентрируется на культурных стратегиях молодежи - неотъемлемой части успешной стратегии жизни.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является исследование жизненных стратегий молодежи в социальном пространстве г. Улан-Удэ. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Бороноева Д.Ц. Идентификационная практика современной бурятской молодежи в зеркале виртуальных коммуникаций // Роль молодежи в развитии мирового сообщества. - Улан-Удэ, 2004.-Ч. 1.С. 85-87.

рассмотреть основные теоретико-методологические подходы и концепции исследования молодежи и молодежной культуры;

провести сравнительный анализ понятий молодежная культура, субкультура, контркультура, стиль жизни, жизненная и культурная стратегии;

выявить основные жизненные и культурные стратегии молодежи постсоветской Бурятии;

проанализировать процесс адаптации сельской молодежи в городе Улан-Удэ;

исследовать влияние СМИ на молодежную культуру;

* охарактеризовать виртуальные практики молодежи Бурятии. Хронологические и территориальные рамки исследования Хронологические рамки исследования s охватывают период с момента распада Советского Союза по настоящее время. Это объясняется тем, что в* данный временной отрезок произошли наиболее значимые события, определяющие современный социально-экономический, политический и культурный^ облик России: это распад СССР, полная смена политико-экономического строя, изменение идеологии, бурное развитие СМИ вследствие политики гласности. Что касается молодежной политики, то одним из самых значимых событий данного периода можно считать упразднение института комсомола, который подразумевал единственно одобряемый путь социализации молодого гражданина: октябренок - пионер - комсомолец - член партии. В новый период становятся возможными разные сценарии социализации молодежи, обусловленные возможностью культурного выбора.

Территориальные рамки исследования охватывают Республику Бурятия. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается на примере г. Улан-Удэ. Дело в том, что в столице Республики Бурятия, как политическом, экономическом, образовательном и культурном центре края, представлена как сельская, так и городская молодежь, что дает возможность составить достаточно полную картину исследования.

Методология и методика исследования

Теоретическую базу исследования составили труды П.Бергера и Т. Лукмана38, Е.Л. Омельченко39, В.А. Лукова и А.И. Ковалевой40. Основными принципами при написании диссертации стали: отход от рассмотрения молодежи как единой, унифицированной группы; отказ от выявления девиантной составляющей в культурных практиках молодых людей, признание молодежи активным субъектом социальных отношений.

Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи этнографических методов: глубинного интервью, включенного наблюдения.

Источниковая база исследования

Во время работы мы опирались на нижеследующие источники:

- Данные полевых исследований. Молодежная тематика находилась в, фокусе исследовательского интереса автора, начиная с 2004 года. Этим годом датируется начало полевых исследований в г. Улан-Удэ. В общей сложное, полевые исследования проводились на протяжении'четырех лет (2004-2008гг.) с разной длительностью от 2 (2007 г.) до 12 (2004 г.) месяцев. Материал для данного исследования был получен методом включенного наблюдения и интервью (нарративное, полуструктурированное, фокусированное).41 В общей сложности в исследование было вовлечено более 100 респондентов в возрасте

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Изд-во «Медиум», 1995.-322с.

39 Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Изд-во «Симбирская книга»,
2004.-184с.

40 Ковалева А.И., Луков Б.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум,
1999.-351с.

41 Технология качественных интервью может быть различной по своим особенностям, в
зависимости от целей исследования: 1) Нарративные интервью представляют собой
свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны
интервьюера. В ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно
всплывают те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую
субъективную ценность. 2) Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из
тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть
получена информация. 3) Фокусированное интервью предполагает необходимость как
можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Конкретная подготовка
интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования, это:
выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью,
определение способа записи. См.: Белановскгш. С. А. Глубокое интервью. - М. 2001, С. ПО
ПІ.

12 14-30 лет. Выбор респондентов данного возраста обусловлен несколькими причинами, и в первую очередь тем, что на этот возрастной период приходятся наиболее значимые события в жизни человека: обучение в образовательных учреждениях, выход на работу, создание семьи, рождение ребенка, при этом очень высокой остается культурная активность, что особенно важно для нашего исследования. Помимо этого, важным критерием отбора1 является то, что большинство статистических данных определяет молодежь в рамках 14-30 лет. Глубинное интервью было' проведено среди 70 информантов. Остальные участники предоставляли письменные, фото и видеоматериалы. В тендерном-составе опрашиваемых отмечался незначительный- перевес женщин, было опрошено'37 женщин №33 мужчины. Участники в возрасте-14-17 лет составили. 13 человек, 18 человек были в возрасте 18-20 лет, 21-25 летние насчитывали 27 человек, возраст 12 человек находился* в промежутке 26-30лет. В этническом, отношении 35 респондентов были русские, 27 - буряты, 5 - «метисы»- (по? самоопределению); 3 — евреи:

- Статистические данные, отражающие информацию о положении*
современной молодежи России в целом и Бурятии в частности. Среди них
ежегодно предоставляемые материалы Государственного комитета статистики
России, Государственного комитета статистики Бурятии.

- Материалы социологических исследований, посвященных молодежной проблематике. Это труды, выполненные в Институте социологии РАН, Институте социально-политических исследований РАН, Институте этнологии и антропологии РАН. Для сравнительного исследования использовались работы, выполненные ульяновским научно-исследовательским центром «Регион».

- Материалы средств массовой информации и глобальной информационной
сети (Интернет).
На протяжении нескольких лет (2004-2008) проводился
мониторинг республиканских печатных изданий на предмет изучения
молодежной тематики; Это еженедельники. «Информ-Полис» (),
«Номер Один» (), «Центральная газета». Значительный вклад в
исследование внесли данные Интернет-ресурсов. На протяжении трех с

13 половиной лет исследовались, материалы сайта бурятского народа , значительное количество информации удалось почерпнуть на форуме «городского Интернета» (). Среди порталов, посвященных неформальной молодежи города Улан-Удэ, отметим , сайты панк групп города , , металлистов — .

В течение последнего года особое значение в молодежной среде приобрели так называемые социальные сети. Посредством данных сетей удалось получить небезынтересную информацию. Это и . Помимо этого вспомогательную роль играли онлайн-дневники информантов, в основном расположенные на сайте .

- Материалы Комитета молодежной политики Министерства образования
и науки Республики Бурятия,
которые посвящены исследованию молодежи
Бурятии, плодотворно использующие статистические данные. Среди них: «О
государственной молодежной политике в Республике Бурятия» (1996),
«Государственный доклад "Молодежь Республики Бурятия в 2006 году"»,'
«Информация по выполнению республиканской, целевой программы
"Молодежь Бурятии"» (1998-2007) и др.

Научная новизна полученных результатов

- предложено рассматривать молодых людей как активных субъектов
социальных отношений;

продемонстрировано видение молодежи как дифференцированной, внутренне неоднородной группы;

высказано предположение о том, что возраст перестает быть единственным значимым основанием для объединения молодежи;

- аргументирована важность исследования жизненных практик молодежи
регионов России;

- предпринята попытка изучения молодежных практик посредством
этнографических методов.

14 Практическая значимость работы

Изучение жизненных стратегий' молодежи постсоветской Бурятии имеет большую научно-практическую значимость. Это обусловливается-тем, что от успешного выбора жизненной и культурной* стратегии молодежи; зависит развитие всего современного российского общества. Результаты; исследования могут быть использованы в дальнейших научных обобщающих исследованиях по: молодежной? проблематике: Полученные данные могут применяться при разработке курсов>в высших учебных заведениях («Социология», «Социологияі молодёжи»^ «Социология образования»); Некоторые материалы работы могут оказаться полезными: в работе государственных и региональных органов5 по делам? молодежи; ві частности в «Комитете молодежной политики Министерства образования и науки Республики Бурятия».

Апробация работы

Основные положения ирезультаты исследования1 былишзложенькв;докладах
диссертанта^ участвовавшего' bv ряде школ,, конференций; семинаров: Школа
молодого автора: «Улан:: Удэ:: адаптация^ сельской; молодежи с к городскому и-
образовательному пространству» (Пушкин, 2006); научная конференция,
«Межэтническая; интеграция: история, современность, перспективы»,
проходившая в Институте этнологии и антропологии РАН (Москва, 2006);
международная конференция «Полевая этнография - 2006» (Санкт-Петербург,
2006);. международная: конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
«Ломоносов» (Москва; 2007); международная конференция:

«Постсовременность и наука: социология в поисках себя и общества» (Харьков, 2007); VII.KoHrpecc этнографов и антропологов.России (Саранск, 2007).

По теме диссертационного исследования имеется 8 научных публикаций.

Структура работы;

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения;, приложения» и списка литературы.

15 Диссертационное исследование было обсуждено на заседании Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН 18 ноября 2008 года и рекомендовано к защите.

Определение понятия молодежь: социально-демографическая группа или исследовательский конструкт

В современных социальных науках нет устоявшегося, определения понятия «молодежь» и ее возрастных рамок. В настоящее время ведутся многочисленные научные дискуссии по поводу того, можно ли считать молодежь единой социальной группой, каковы ее возрастные рамки, соотношение биологической и социальной составляющих. СИ: Левикова справедливо1 замечает, что попытки определить понятия «юность», «подростковость» (или «отрочество»), «молодость» предпринимались специалистами различных научных направлений неоднократно. При этом не всегда присутствовало стремление синтезировать биологическую и социальную природу человека: наблюдался- либо крен в ту или другую сторону, либо абсолютизация, одной из сторон- [Левикова, 2004, с. 14-15]. Обратим внимание на тот факт, что для большинства работ, посвященных молодежному вопросу, характерны некоторые общие тенденции, зачастую противоречивые. Так, по мнению В:А-. Лукова, в массе молодежеведческих исследований выделяются-две полюсные позиции. Первая, состоит в том, что молодежь объявляется общественной опасностью, источником социального регресса, разрушителем культуры. Вторая позиция в отношении молодежи - стремление видеть в ней, прежде всего, потенциал общественного развития, источник общественно полезных инноваций [Ковалева, Луков, 1999, с. 145]. Е.Л. Омельченко приходит к важному выводу о том, что важно избегать в исследованиях как идеализации (как это было в советский период), так и проблематизации молодежи (в западной послевоенной и отечественной постперестроечной литературе) [Омельченко, 20046].

На наш взгляд среди исследований, посвященных молодежной проблематике, можно выделить некоторые общие черты: 1). молодежь представляется гомогенной социально-демографической группой; В значительной части зарубежных и отечественных работ молодежь рассматривается как единая группа, которая выделяется на основе возрастных характеристик, имеет физиологические особенности и проходит определенную-стадию биосоциального развития,: однако упор во многих из них делается на биологические характеристики. Классическими: в рамках бгюполитического конструкта , молодежного вопроса являются теории С. Холла,. Т. Иарсонса; К. Мангеймаї Молодежь,конструируется здесь как отдельный и исключительный тип человеческой популяции, легко различимый по внешним признакам. Научные концепции, которые развились, на данной-теоретической базе, можно определить с помощью общего понятия юсизлі,. отражающего попытки: сконструировать молодежь с помощью биологических и политических определений [Омельченко, 2004а, с. 70-71].

Рассмотрение молодежи, как социально-демографической группы, остается; очень популярным среди отечественных исследователей на протяжении: длительного времени и до сих пор. Одним: из первых исследователей; попытавшихся ответить на вопрос, что- жек такое: «молодежь», стал академик В:Т. Лисовский в 1968г. Он- характеризовал молодежь как поколение людей;, проходящих особую стадию социализации; усваивающих, а в более позднем возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и; другие социальные функции [Сергеев, 2006, с. 93]. И.С. Кон обозначил молодежь как социально-демографическую группу, выделяемую: на: основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных этими факторами: социально-психологических свойств [Там же, с. 93]. В "Советском энциклопедическом словаре" молодежь определяется как «социально-демографическая группа; выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения- и обусловленных тем; и другим социально-психологических свойств, которые: определяются; общественным- строем;." культурой; закономерностями социализации, воспитания?данного общества; современные возрастные: границы от 14-16 до 25-30 лет,, доля в составе населения до 20%» [СЭС, 1984, с. 821]. Все эти определения объединяет то, что молодежь выделяется на основе возрастных особенностей, молодым людям приписывается особое социальное положение, исследователи отмечают, что в период молодости происходят важные события в жизни человека: усвоение социальных функций через процесс социализации, установление социально-психологических свойствен т.д.

Несмотря на то, что определение молодежи как социально-демографической группы в отечественной науке было предпринято еще во времена Советского Союза, данный конструкт остается популярным и сегодня. Так, по мнению А.С. Запесоцкого, молодежь - это внутренне неоднородная социально демографическая группа общества, включающая в себя людей не моложе приблизительно 14-16 и не старше 25-30 лет [Запесоцкий, 1996, с. 13]. Исследователи М.В. Блохина и Л.Г. Григорьев определяют молодежь как социально-демографическую группу, которая,- характеризуется рядом, специфических особенностей, связанных с причинной обусловленностью изменений, происходящих в культуре- вступающих в- жизнь поколений в конкретных исторических условиях [Блохина, Григорьев, 2004, с. 8] . Данный, подход по-прежнему базируется на возрастных характеристиках молодых людей,_ однако- все чаще упор делается на то, что молодежь - сильно дифференцированная, социально неоднородная группа. 2) молодость считается особой стадией в жизни человека, когда происходит усвоение знаний, умений, навыков, ценностей и т.п. на всю дальнейшую жизнь;

Никто не станет отрицать, что на период молодости приходятся многочисленные события, которые обусловливают всю дальнейшую жизнь человека: получение образования, начало экономической активности, вступление в брак, рождение ребенка - все это накладывает на молодых людей невероятную ответственность. Так, по словам В.И. Переведенцева: «Юность -судьбоносный возраст; именно в юности закладывается фундамент всей последующей жизни человека» [Переведенцев, 1990, с. 3]. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что роль периода молодости нередко идеализируется исследователями, ей придается особое значение в жизни человека. Возможно, это является отголоском советских конструктов, когда молодые люди рассматривались как будущие строители общества, надежда и опора государства. 3) подчеркивается девиантная составляющая молодежной культуры;

Рассмотрение молодежи через призму девиантности характерно-в большей мере для отечественных исследований постсоветского периода. На наш взгляд это связано с тем, что в условиях социальной нестабильности молодежь как одна из особо уязвимых, социально незащищенных групп, оказалась в маргинальном положении. Среди ученых, публицистов, общественных деятелей появилась тенденция к «моральным паникам», относительно «падения нравственности», «алкоголизации и наркотизации» современных молодых людей. Авторы коллективной монографии «Молодежь в обществе риска» считают, что современная молодежная культура имеет две характерные особенности: во-первых, она продолжает свое существование в качестве негативной реакции на социальную ситуацию и, таким образом, обладает конфликтогенным потенциалом, являясь значимой предпосылкой риска неопределенности идентичности. Во-вторых, невозможность разрешения социальных проблем в институционных рамках приводит к тому, что современная молодежная культура неизбежно приобретает признаки делинквентности» [Чупров, Зубок, Уильяме, 2003, с. 114].

Городская молодежь: конвенциональная стратегия

Нынешнее российское общество является дифференцированным, это касается не только- экономической сферы (в частности доходов и потребительских возможностей населения), но и культурной области. Данная-неоднородность, характерная как для общества в целом, так и для молодежи в частности, обусловливается- многими причинами, среди которых экономическое и социальное неравенство людей, региональные отличия, разность образовательного и профессионального потенциала, возможностей" культурного- выбора. Молодым людям необходимо выработать адекватные жизненные и культурные стратегии для того, чтобы успешно адаптироваться в окружающей социокультурной среде. На какой же основе происходит интеграция нынешней молодежи? Мы полагаем, что данные процессы происходят в области культурных предпочтений, на основе которых возникают различные молодежные сообщества, реализуются практики, однако в силу того; что молодежь не является гомогенной группой, практики эти имеют свою специфику.

Теоретической основой данного исследования являются понятия жизненные/культурные стратегии молодежи, которые строятся на широком спектре жизненных позиций. В фокусе нашего внимания находятся практики молодежи постсоветской Бурятии, и конкретно города Улан-Удэ. Для того чтобы составить полную картину молодежной культурной активности, необходимо ознакомиться со спецификой города. Именно Улан-Удэ становится своеобразной площадкой, где реализуются различные культурные- стратегии молодежи в силу того, что город является экономическим, культурным и образовательным центром Республики Бурятия.

По мнению исследователей В.В. Головина и М.Л. Лурье, «молодежные сообщества существовали и существуют везде, где имеется молодежь, а не только в столицах и областных центрах, и что отличия социокультурных ситуаций в современных поселениях разной величины и разного административного статуса не могут не влиять на степень и суть имеющихся в них молодежных сообществ» [Головин, Лурье, 2008, с. 56]. В связи с этим хотелось бы отметить, что экономическое, политическое, социальное и культурное положение Улан-Удэ влияет на формирование и деятельность молодежных сообществ города. Для начала следует сказать о том, что по численности Улан-Удэ относится к крупным городам России.42 В то же время это самый большой город Республики Бурятия, с развитой инфраструктурой, имеющий статус столицы. Необходимо отметить, что выстраиваются очевидные противоречия между столичным статусом города и большим пластом сельского населения в нем. Некоторые исследователи полагают, что в Улан-Удэ происходит процесс рурализации, который в отличие от урбанизации предполагает влияние сельской культуры на культуру города. С одной стороны город обладает собственными законодательными и исполнительными органами, сетью учебных заведений, развитой сферой досуга и т.д. С другой стороны, с начала 90-х гг. в результате миграционных процессов четко обозначились два потока: город покидают успешные молодые люди в поисках «лучшей доли», уезжая в более крупные и экономически развитые города; на их место прибывают сельчане, таким образом, по выражению С. Батомункуева «деревня приходит в город» [Батомункуев, 2005а, с. 6].

Большую проблему для городских властей составляют т.н. «.нахаловки» — самовольно возведенные нелегальные жилые поселения в городской черте. По словам В.И. Переведенцева в пригородном сельском населении очень много «полугорожан», работающих в городе и занимающих промежуточное положение между «истинными» горожанами и сельскими жителями в социальном, профессиональном, квалификационном отношении, по образу жизни и социальной психологии. Многие из этих полугорожан стремятся стать во всех отношениях настоящими горожанами; они не переселяются в города только потому, что этому препятствуют те или иные непреодолимые для них преграды: запреты прописки в большом городе, отсутствие жилья в нем и т.д» [Переведенцев, 1990, с. 108].

Мнения горожан относительно положения города и места в нем сельских жителей различаются. Часть населения поддерживает точку зрения о том, что Улан-Удэ - это «большая деревня», и иронично настроены по отношению к его столичному статусу, миграционный поток из деревни воспринимают настороженно/негативно. Другие говорят о том, что большинство нынешних горожан - улан-удэнцы в первом-втором поколении, поэтому к сельчанам относятся положительно/нейтрально.

В статье В.В. Головина и М. Л. Лурье выделяются «идеологические» и «территориальные» сообщества молодежи в зависимости от места ее проживания: мегаполис, провинция, село. Отметим, что понятие «провинция» очень многозначно. В отношении Республики Бурятия это выражается в том, что абсолютно несопоставимы такие города, как Улан-Удэ, Северобайкальск, Бабушкин и Кяхта. Различия находят свое отражение как в численности, административном статусе, так и в инфраструктуре. Поэтому Улан-Удэ находится в «промежуточном» положении: с одной стороны, это провинциальный город, средний по численности, с другой - столица.

Сельская молодежь в городе Улан-Удэ: стратегия социокультурной адаптации

Миграция Миграция молодого населения из сел республики в города (главным образом в Улан-Удэ) объясняется многими причинами и в первую очередь экономическим и политическим положением республики Бурятия. Экономический кризис, затронувший все сферы жизни в республике, вынуждает сельских жителей покидать деревни и устремляться в город. Разрушению своеобразного сельского «урбанизма»66, предполагающего определенные возможности для социальной модернизации и социальной мобильности «на месте», в деревне без переезда в городское - поселение способствует кризис институтов, которые в недавнем прошлом работали «на сближение деревни с городом»: коммунально-бытовых служб, детских и врачебных учреждений, сельских библиотек. Большинство их либо закрыты, либо влачат жалкое существование [Панарин, 2000, с. 16]. Как резюмирировал один из опрошенных нами студентов: «Из деревни (из с. Хошун-Узур Мухоршибирского района. - А. Б) все молодые уезжают в город. Работы в деревне нет. Вот недавно неподалеку (в с. Галтай. - А. Б.), 15 километров от нашей деревни, открыли детдом. Появились вакансии, огромные деньги для деревни — шестъ-семъ тысяч, так многие туда уехали» (ПМА 2005: У.М.).

Э. Глендиннинг, изучавший причины миграции сельской молодежи в Северной Шотландии, отмечал их многообразие: невозможность применить избранную карьеру, желание посмотреть мир, замкнутость сельской жизни, желание предпринять шаг к независимости и «взрослости». Исследователь также поднимает вопрос об «обратной миграции» [Глендиннинг, 2003, с. 155]. Можно отметить, что данные факторы характерны не только для Северной Шотландии, но и для Сибири (Бурятии) в целом. Э. Глендинниг ставит вопросы о различии миграции в Северо-Западной Европе (Шотландии) и Сибири. Попытаемся ответить на них на примере Республики Бурятия.

1. Пол играет важную роль в вопросе миграции в Шотландии и Северо-Западной Европе. Что касается сельской бурятской молодежи, то на наш взгляд, стремление мигрировать в город характерно в равной степени как для мужчин, так и для женщин-.

2. В какой степени мировое влияние и глобализация молодежной культуры очевидны в российской глубинке? Улан-Удэ является достаточно прогрессивным городом. Мировые новости и тенденции появляются своевременно, что становится» возможным благодаря средствам массовой информации и Интернет. Помимо этого, большую роль играет географическая и экономическая близость с Китаем. В отличие от города; сельская местность Бурятии недостаточно снабжена современными информационными технологиями, как правило, телевидение оснащено всего лишь двумя центральными каналами, Интернет является труднодоступным, молодежные субкультуры практически не распространены. Главным ответом на распространение глобализационных процессов в Бурятии становится практика повышения своего социального статуса через получение образования [Варнавский, 2005, с. 20].

3. Тема наркотиков является актуальной для молодежи Бурятии. Однако гораздо более серьезной проблемой является алкоголизм населения, особенно это касается жителей сельских районов, в том числе молодежи.

4. В какой степени молодежь Сибири хочет остаться или покинуть родные места и чувствует ли она себя составной частью того общества, в котором живет? Что касается бурятской молодежи (этнических бурят), то отметим, что она в большинстве своем связывает свои жизненные стратегии с Республикой Бурятия. Среди городской молодежи достаточно сильны миграционные настроения. Начиная с 90-х годов XX века, Республику стали покидать наиболее успешные молодые люди в поисках лучшей доли. В основном уезжают в более крупные и успешные в экономическом отношении города: Иркутск, Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. В последние годы многие отправляются на работу и учебу в Китай, а также страны Западной-Европы и Северной Америки.

У. А. Винокурова проводила анализ миграции в Республике Якутия, особое внимание уделяя роли молодежи в данном процессе [Винокурова, 1992]. Проводя параллели между адаптацией сельской молодежи Бурятии и Якутии к городскому и образовательному пространству, отметим, что схожим является отношение молодых людей — горожан к выходцам из, села. Многие сельские ребята получают обидные клички за «отсутствие1 культуры», в Бурятии это «головар», в Якутии - «мамбет». Не все, но многие молодые горожане республик относятся к молодым сельчанам с высокомерием и даже презрением; считая, что последние разрушают городскую культуру. Основная миграционная стратегия русской молодежи обеих республик заключается- в стремлении покинуть их пределы.

Говоря о специфике причин миграции молодых людей Бурятии, отметим, что для сельской бурятской молодежи характерно повальное стремление к образованию и, как следствие, учебная миграция становится доминирующей среди всех остальных. Данная тенденция находит своё отражение в юморе: «даешь всем бурятам степень кандидата наук». Необходимо подчеркнуть, что очень часто образование необходимо для получения статуса образованного человека. По мнению С.А. Панарина для осуществления деятельностных предпочтений бурятам, необходимо гарантировать себе расширенный доступ к высшему образованию. Это условие влечет за собой три других.

Новое коммуникативное пространство молодежи (информационное)

Современное общество, вступившее в эру глобализации, претерпевает кардинальные изменения. Развитие транспортной системы, теле - и радиокоммуникаций, глобальной мировой паутины (Интернет) полностью меняет устоявшиеся представления о времени и пространстве. Люди, находящиеся в разных концах нашей планеты могут беспрепятственно общаться в режиме реального времени, несмотря1 на то, что их разделяют тысячи километров. Ежедневно с экранов телевизоров, из радиоприемников люди получают новости со всех уголков земли. «Наряду с развитием транспорта распространение телефонии, радио, телевидения и электронной почты привело к тому, что понятие расстояния стало относительным. Этот феномен в науке получил название сжатия пространства (time-space compression). Несмотря на то, что собственно физическое расстояние не: изменилось, его восприятие в сознании отдельного человека и всего общества; стало несколько иным. Фактически земное пространство «сжалось» в одну точку, и доступность, того или иного места на Земле: определяется: не расстоянием между пунктами, а транспортной (в отношении, получения информации) доступностью» [Перфильев, 2003, с. 7].

Средства массовой информации получают повсеместное распространение, исключением становятся разве что самые отдаленные уголки земного шара. В связи с распадом Советского Союза и падением железного занавеса в бывшие союзные республики, в том числе и Россию, хлынул огромный поток информации со всего мира. «В российское информационное пространство вторглись многие крупнейшие масс-медийные корпорации, такие, например, как «Gruner jvahr Bertelsmann», «N.Y. Times», «Wall Street Journal», «Burda», «Independent Media», «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Свобода». В одной только Москве миллионными тиражами выходят десятки молодежных изданий, финансируемых из-за рубежа» [Сергеев, 2006, с. 181]. СМИ становятся реальной властью, приносящей огромный доход, и способны влиять на многомиллионную аудиторию. Посредством СМИ распределяется различная информация, в том числе идеологическая. «Сегодня в большинстве своем человек получает субъективно переработанную, препарированную и идеологически заданную информацию, попадая в зависимость от того, кто ее предоставляет, от тех целей и задач, которые ставят перед собой СМИ» [Там же, с. 5].

В числе главных потребителей продуктов- СМИ находится молодежь. Многочисленные кинофильмы, видеоклипы, развлекательные программы, глянцевые печатные издания и т.д. рассчитаны, прежде всего, на молодежную аудиторию: «Молодежь легче адаптируется к техническим новинкам, активна в досуговом потреблении, склонна к знакомствам и тесному общению» [Алябьева, с. 39].

В данной работе хотелось бы более подробно остановиться на роли Интернета в жизни молодежи. Почему именно Интернет стоит особняком среди остальных средств массовой информации? Дело в том, что именно Интернет стал той структурой, которая оказалась способной объединить разрозненные телекоммуникационные и информационные сети (телефонные, радио, телевизионные, телеграфные, факсимильной связи, отдельные компьютерные и т.д.) [Перфильев, 2003, с. 9].

Одной из важнейших особенностей Интернета является то, что его информационное пространство является своеобразной проекцией пространства реального. Однако виртуальное пространство имеет свои особенности: несмотря на то, что оно отражает существующие культуры, в свою очередь, оно может влиять на их развитие и изменение. К тому же, в отличие от реального пространства, где огромную роль играют временные и пространственные ориентиры, а также статусные различия (гендер, возраст, этничность, финансовое положение, уровень культурных притязаний и т.д.), виртуальное пространство может как игнорировать, так и артикулировать их.

Особое внимание необходимо уделить такому феномену, как глокализация, отражающему две тенденции в развитии современного общества воспроизведение получивших мировое признание институтов, технологий, стандартов, и одновременно развитие и усиление роли- локальных культур-[Перфильев, 2003, с. 136]. Взаимодействие глобального и локального- в жизненных стратегиях молодежи Бурятии имеет важное значение. Є одной1 стороньт молодые люди- республики вовлечены в глобальные процессы посредством средств массовой информации, с другой — большую роль продолжает играть региональная-, идентичность. Особую значимость в сложившихся условиях приобретает Интернет, который- «несмотря- на то что является прежде всего глобализационной системой, тем не менее способствует формированию в.регионах России регионального самосознания и-региональной самоидентичности» [Перфильев, 2003, с. 136]:

На наш взгляд, стоит более подробно остановиться на вкладе Интернета в процесс общественной-организации: «стирание»- расстояний и , границ, облегчение доступа- к информации и-средствам коммуникации с одной стороны, и- увеличение социального, и, цифрового неравенства - другой;. дальнейшее увеличение доли сферы, услуг в экономике (т.е. переход экономических систем стран мира на-постиндустриальный этап развития); расширение применения аутсорсинга (т.е. привлечение к выполнению1 определенного фронта работ отдельных лиц и организаций за пределами компаний на- внештатной и временной основе), увеличение числа посреднических фирм, занимающихся предоставлением услуг по организации процесса выполнения определенной работы, а не собственно ее выполнения; более свободное размещение мест приложения труда, в том числе расширение «надомной занятости» среди людей, занятых интеллектуальным трудом, и как следствие — содействие развитию процессов субурбнизации в развитых странах; усиление «прозрачности» рынков, и конкуренции; с одной; стороны, и содействие увеличению роли транснациональных корпораций и продвижению мировых брендов - с другой; изменение образа жизни людей, формирование киберкультуры и киберкультурных сообществ [Перфильев, 2003, с. 143].

Бурное развитие Интернета в,России приходится на постсоветский период,, причем развитие это происходит неравномерно на территории всей страны. На сегодняшний день интернетом пользуется 25% взрослого населения страны (около 29 млн. человек, из них более 6 млн. - в Москве и Санкт-Петербурге). Безусловными лидерами являются Москва и Санкт-Петербург, остальные города значительно отстают от двух столиц по многим параметрам: развитию-Интернет-провайдеров, компьютеризации населения, наличию Интернет-кафе, клубов и т.д. Одна из основных особенностей распространения интернета в России - огромная.разницамежду двумя столицами и регионами. Сегодня доля пользователей интернета (проникновение) в регионах в два с половиной раза ниже; чем в Москве (по данным ФОМ - 23% в регионах и 57% в Москве)72. Наименьшее- распространение Интернет получил в сельской местности w наиболее отдаленных уголках России. Кроме разницы между столицами? и-регионами очень заметна разница между городами и остальной частью России. По данным TNS, интернет используют около 40% жителей городов с населением более 100 тыс. человек. Фактически это означает, что проникновение Интернета в маленькие города и деревни существенно ниже 20%.

Похожие диссертации на Жизненные стратегии молодежи постсоветской Бурятии