Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская сельская молодежь: празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях : На материалах Бурятии Бояк, Татьяна Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бояк, Татьяна Николаевна. Русская сельская молодежь: празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях : На материалах Бурятии : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Восточно-Сиб. гос. акад. культуры и искусств.- Улан-Удэ, 2000.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переживаемые современным российским обществом коренные изменения, обусловленные его трансформацией, поставили проблему молодежи, ее предназначения в этих изменениях в ранг наиболее значимых. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве уже существующих элементов структуры, непрерывно пополняя социальный потенциал страны. Поэтому ее роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности социума приобретает особую значимость.

С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта социального развития, напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели социализации, систему ценностных ориентации.

В условиях кризиса общества, сопровождающегося процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поиском новых, - формирование ориентации молодежи, процессы ее социализации протекают весьма противоречиво и неоднозначно. Все больше в ее среде усиливаются тенденции роста маргинализации, тревоги, безысходности. Широкий круг молодежных проблем актуализирует многоаспектность их изучения. В нашем исследовании сосредотачивается внимание на одном из них: определении места и значимости празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях русской сельской молодежи. Образовавшийся моральный вакуум в сознании молодых людей требует своего заполнения смысло-жизненными ценностями, которые бы способствовали стабилизации процессов социализации, формирования ориентации молодежи. Опыт показывает, что в качестве таких ценностей могут выступать этнокультурные. В системе ценностей этнической культуры традиционный народный праздник занимает особенно важное место. Концентрируя в себе ценности этнической культуры в целом

4 в яркой, образной форме, он способен воздействовать на систему ценностей индивида весьма интенсивно.

Значимость празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях молодежи обусловлена, прежде всего, тем, что: во-первых, праздник концентрирует в себе нормализующие, регулирующие элементы и тем самым способствует благоприятной социализации молодежи; во-вторых, он содержит в себе национальные и общечеловеческие ценности, которые могут заполнить образовавшийся моральный вакуум в сознании молодежи, сориентировав ее на духовно-нравственные образцы; в-третьих, праздничным традициям свойственна вариантность, вносящая новизну в жизнедеятельность молодежи в соответствии с конкретной исторической ситуацией; в-четвертых, они служат преградой на пути проникновения в сознание молодежи худших элементов так называемой западной массовой культуры.

В связи с этим изучение места празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях русской сельской молодежи требует целостного осмысления, многоаспектного подхода, приобретает особую значимость. Это тем более важно, так как основным хранителем народных традиций является село и процессы подъема национального самосознания более активно обнаруживают себя в сельской молодежной среде. При этом русские составляют значительную часть сельской молодежи Бурятии и от характера жизнедеятельности, степени укорененности в их ориентациях этнокультурных ценностей во многом зависит характер развития русского этноса республики в целом, будущее его традиционной народной культуры.

Необходимость в такого рода исследованиях вытекает из требований самой социокультурной ситуации в обществе, нуждающейся в преобразовательных процессах, как села в целом, так и его молодежной среды, в частности.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование сельской молодежи, места и роли в ее ценностных ориентациях празднично-обрядовых народных традиций, находится на стыке многих наук: социологии, этносоцио-логии, философии, истории, социопсихологии, педагогики, культурологии, эт-

5 нографии, ювенологии. В этом смысле, данная проблема относится к числу сложных и многомерных. Различные ее стороны отражены в многочисленных трудах отечественных и зарубежных *обществоведов, которые имеют большое значение в формировании методологической основы, теоретической базы нашего исследования.

В отечественной социологии проблемы молодежи активно стали изучаться начиная со второй половины 60" годов. С этого времени закладываются основы теоретического осмысления ее жизнедеятельности, формируются научные коллективы и специализированные центры, институты, занимающиеся разработкой молодежной проблематики. Вопросы, связанные с изучением роли и места данной социально-демографической группы в развитии общества, ее интересов, потребностей, ценностных ориентации, жизненных позиций, поведения, условий адаптации в различных социальных сферах, жизненных планов, резервов социальной активности, - получили широкое, хотя и недостаточно полное научное освещение в трудах многих ученых. Существенный вклад в разработку проблем молодежи внесли такие известные отечественные теоретики, как: Н.М. Блинов, Б.А. Грушин, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин и др. Среди западных исследователей, оказавших значительное влияние на развитие социологии молодежи, - труды А. Адлера, Ш. Бюллера, М. Вебера, Ф. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Д. Дью, К. Маркса, Р. Мертона, Д. Мида, Т. Парсонса, Р. Парка, Г. Тарда, Ч. Кули, 3. Фрейда, Э. Фромма, Ш. Эйзенштадта, Э. Эриксона, К. Юнга.

В изучении молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений большое значение имеют труды А.И. Афанасьевой, Л. Выготского, К. Манхейма, П. Митева, X. Ортега-и-Гассет, В. Фридриха.

Проблемы становления и развития молодежи, особенности ее социализации в современном российском обществе рассматриваются: Л.И. Божовичем, В.Н. Боряз, Л.П. Буевой, С.Н. Быковой, В.П. Васильевым, В.В. Журавлевым, А.С. Запесоцким, О.Н. Козловой, В.Ф. Левычевой, В.А. Луковым, В.И. Переве-денцевым, Л.Я. Рубиной, Б.А. Ручкиным, В.П. Чупровым.

Научная разработка современной концепции досуга молодежи, принадлежит: Л.П. Герасименко, СР. Демьяненко, Л.Н. Когану, В.А. Никончук, Л.И. Новиковой, В.Д. Патрушеву, Ж.Т. Тощенко, Б.А. Трегубову, СП. Фролову, A.M. Чекмарёву, Н.Я. Ярошенко.

Обширный круг молодежных проблем способствовал формированию в отечественной социологии множества научных направлений, подходов, принципов к изучению молодежи. К наиболее крупным направлениям можно отнести: психологическое (Л.М. Архангельский, К.С. Кулагин, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); структурно-функциональное (Л.Н. Колесников, Е.Е. Леванов, В.Г. Мордкович); культурологическое (А.И. Ковалева, В.Г. Немировский, Е.Г. Слуцкий, В.Г. Харчева).

В отечественной социологии в последнее время идет обновление научных подходов к изучению молодежи. Структурно-функционалистические подходы к анализу молодежных проблем, сформировавшиеся еще со времен становления в нашей стране социологии молодежи, сегодня дополняются тезауро-логической концепцией, позволяющей в новом свете увидеть многие сложные и спорные вопросы социологии молодежи. Стремление создать комплексную науку о молодежи, рассматривающую последнюю в многообразии ее свойств, привело к формированию особой науки о молодежи - ювенологии, изучающей общие проблемы состояния и развития подрастающего поколения комплексно, как социологического явления, с позиций наук о человеке и обществе.

Поскольку молодежь не является социально однородной группой, то значительное место в исследованиях отводится рассмотрению ее по территориально-поселенческому признаку, позволяющему осветить проблемы городской и сельской молодежи. В разработку проблем сельской молодежи, особенностей ее жизнедеятельности в обществе внесли вклад такие отечественные ученые, как: В.М. Буровин, И.Т. Гуцу, Н.Р. Касьянов, Э.М. Кац, Б.В. Князев, И.Т. Левы-кин, Т.Ф. Логвинова, А.А. Паскарь, СИ. Плацкий, И.М. Слепенков, B.C. Устинов, Л.В. Шестакова и др.

В Бурятии вопросы развития молодой интеллигенции на селе, источники ее формирования, профессиональные ориентации сельской учащейся молодежи освещаются в работах Н.К. Елаева, И.И. Осинского, Ю.Б. Рандалова.

В анализе социальных процессов, протекающих в сельской молодежной среде, места этой социально-демографической группы в структуре общества, важное значение имеет обращение к трудам ученых, занимающихся исследованием проблем села в целом, таких как: Ю.В.Арутюнян, И.И. Бодюл, П.П. Великий, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, П.И. Симуш, В.И. Староверов, А.И. Сухарев, В.А. Тихонов и др.

Вместе с тем, следует отметить, что большинство исследователей, занимающихся исследованием сельской молодежи, не дифференцируют ее по национальному признаку. Поскольку в нашей работе рассматривается русская сельская молодежь Бурятии, поэтому для нас было важным обращение к трудам ученых, в которых освещаются те или иные стороны образа жизни русских, их национального характера, самосознания, социальной адаптации в этнически неоднородном регионе, специфических особенностей жизнедеятельности, их роли в развитии общества. В разработке тех или иных проблем национального развития русских в современных социальных условиях приняли участие такие исследователи, как: Э.А. Баграмов, Г.О. Брицкий, М.В. Денисенко, В.И. Затеев, А.А. Исаев, Б.Г.Капустин, З.В. Сикевич, Е.С. Троицкий, Д.Е. Фурман, Е.Б. Шестопал.

В изучении и анализе ценностных ориентации русской сельской молодежи для нас был важен учет теоретического опыта, накопленного отечественными учеными в области аксиологии. Это, прежде всего, работы таких авторов, как С.Ф. Анисимова, А.И. Афанасьевой, Л.А. Беляевой, О.Г. Дробрницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, В.Б. Ольшанского, Л.Н. Столовича, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядова. Те или иные аспекты изучения ценностных ориентации молоденси отражены в трудах: Н.А. Аитова, В.Г. Алексеевой, Е.М. Амелиной, А.И. Арнольдова, В.М. Соколова.

В определении места празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях сельской молодежи важным для нас было обращение ь трудам отечественных и зарубежных ученых, в которых освещаются те плі: иные аспекты традиционной народной культуры. Значительный вклад в изучение традиций, обычаев, обрядов внесли: А.А.Багданов, Э.А. Баллер, Ф.Ф. Боло-нев, М. Вебер, Г. Гадамер, М.М.Громыко, Э. Дюркгейм, Н.М. Закович, Н.С Злобип, П.П. Кампарс, Н.И.Кареев, М.М. Ковалевский, Э.С. Маркарян, Э.Л Мелконян, В.Д. Плахов, А.А.Потебня, А. Радклиф-Браун, Г. Райт, У. Самнер, Г Спенсер, И.В.Суханов, Д.М. Угринович и др.

Разработке разных аспектов празднично-обрядовых народных традиций, их роли в жизнедеятельности общества и человека посвящено немало научных трудов. Так, праздник, как социокультурное явление, целостная картина мира, освещается М.М. Бахтиным, К. Жигульским, А.И. Мазаевым, И. Фейзингом, Д. Фрейзером. Значительный вклад в изучение истории празднично-обрядовой традиционной культуры внесли: А.Н.Афанасьев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, О.В. Немиро, В.Я. Пропп, В.И. Чичеров.

В понимании природы праздника, социальных функций, игровых механизмов его воздействия на личность большое значение оказали работы М.М. Бахтина, Я.П. Белоусова, А.Ф. Бенифанда, К. Бюллера, В. Вундта, К.Гросса, А.Я. Гуревича, А.С. Каргина, А.А. Коновичем, Л.С. Лаптева, Д.Н.Узнадзе. Й.Хейзинга, Н.А. Хренова, Ф. Шиллера, Д.Б. Эльконина.

Отдавая должное научной и практической значимости имеющихся исследований, следует отметить, что большинство из них было написано в доперестроечный период. Вполне естественно, что рассматриваемые в них проблемы анализировались в свете прежней идеологической системы, с позиций ее требований. Поэтому, определение степени и характера развития национального самосознания, роли народных традиций в системе ценностей молодых людей если и имели место в исследованиях, то их оценки и рекомендации часто носили недостаточно объективный характер. На данном этапе развития российского общества, сопровождающегося перестройкой всех сфер его функционирования,

9 подъемом национального самосознания, ростом потребностей сельской молодежи в приобщении к традициям своего народа - проблемы сопричастности к этнокультурным ценностям, их места и роли в духовной культуре русской сельской молодежи, жизнедеятельность которой протекает в этнически неоднородном регионе - разработаны недостаточно. Отсутствуют сколько-нибудь значимые публикации, освещающие названные проблемы.

Заслуживает внимания попытка осмыслить проблемы молодежи, предпринятая участниками Всероссийской научно-практической конференции «Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы», которая состоялась в августе 2000 г. г. Улан-Удэ. К сожалению, названная нами проблематика в рамках данной конференции была представлена недостаточно полно.

Объект исследования: сельская русская молодежь Бурятии.

Предмет исследования: место и роль празднично-обрядовых традиций в ценностных ориентациях современной сельской молодежи.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является социологический анализ роли и места празднично-обрядовых народных традиций в ценностных ориентациях русской сельской молодежи Бурятии.

Достижение поставленной цели требовало от диссертанта решения следующих задач:

изучение методологических принципов исследования проблемы;

анализ положения русской сельской молодежи в структуре современного российского общества, выявление специфики, особенностей ее жизнедеятельности;

определение роли празднично-обрядовых народных традиций в формировании духовно-нравственных ценностей личности, выявление механизма этого воздействия;

определение места и значимости празднично-обрядовых народных традиций в системе ценностей исследуемой социально-демографической группы;

выявление условий и факторов, способствующих повышению роли традиционных праздников в формировании ценностных ориентации личности.

Методологическая основа и источники исследования. В процессе работы автор опирался на фундаментальные общенаучные методы познания: системный анализ, ориентированный на всестороннее рассмотрение явлений общественной жизни, получение качественных результатов исследования; принцип историзма, позволяющий рассматривать общественные явления во взаимодействии, динамике; специфические методы социологического анализа (опрос, анализ источников).

В качестве источников в работе использовались труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам сельской молодежи, ценностных ориентации, празднично-обрядовых традиций общества. Источниками также послужили статистические данные; материалы социологических опросов, проведенных ранее социологическими службами, либо отдельными исследователями; данные Всесоюзной переписи населения, Госкомстата Республики Бурятия, похозяйст-венных книг; материалы собственного конкретно-социологического исследования.

Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического анкетного опроса, проведенного автором в феврале - апреле 2000 года среди русской сельской молодежи Республики Бурятия.

Для эмпирического исследования использовалась специально разработанная анкета. Общий объем выборки составил 758 человек. Формирование выборочной совокупности осуществлялось многоступенчатым способом. При этом учитывались локальные, этнокультурные черты русских Бурятии, национальный состав, численность и плотность населения сёл, их территориальная отдаленность от городов и магистральных коммуникаций, а также такие ключевые параметры, как пол, возраст, принадлежность к определенной социально-профессиональной группе. В соответствии с многоступенчатой, целенаправленной квотной выборкой, в схему исследования были включены семь сел пяти районов Бурятии: Санномыск, Кульск, Тарбагатай - Хоринский район; Ташелан - Заиграевский район; Куйтун — Тарбагатайский район; Новый Заган - Мухор-шибирский район; Читкан - Баргузинский район.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

раскрыты специфические особенности жизнедеятельности, становления и развития данной социально-демографической группы в новых социально-экономических и политико-идеологических условиях, переживаемых российским обществом;

проанализирована специфика системы ценностей русской сельской молодежи, ее ориентации на этнокультурные установки в условиях многонационального региона;

исходя из анализа детерминированности системы ценностей индивида территориально-поселенческими, национальными, половозрастными, образовательными, профессиональными характеристиками, — выявлено отношение респондентов к празднично-обрядовым народным традициям путем анализа ценностного сознания и поведения молодого человека;

проанализирован механизм воздействия праздника на систему ценностей индивида;

выделены и рассмотрены условия и факторы, способствующие повышению роли народных традиционных праздников в формировании ценностных ориентации молодежи;

выявлена зависимость между степенью сопричастности молодежи к традиционным ценностям, (местом, которое они занимают в ее ориентрациях) и уровнем духовно-нравственного, личностного развития молодого человека.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в возможности использования ее выводов и практических результатов для написания крупных обобщающих трудов, посвященных проблемам сельской молодежи. Положения и выводы работы могут представить интерес для теоретических исследований фундаментальной социологии, социологии молодежи и оказаться полезными в проведении дальнейших эмпирических исследований по проблемам динамики развития традиционных ценностей в современных социальных условиях, определения их роли, места в духовной культуре человека и общества. Использование основных положений и выводов диссертации предоставляет возможности

12 осмысления проблем жизнедеятельности сельской молодежи, и преодоления ряда негативных процессов в ее развитии.

Материалы диссертации могут применяться при разработке лекционных курсов по этносоциологии, социологии молодежи, использоваться в системе образования, воспитания детей и подростков, учитываться при разработке концепций как государственной политики в целом, так культурной, молодежной политики, в частности.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социально-философских дисциплин Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, кафедры философии Бурятского государственного университета, и была рекомендована к защите. Материалы, теоретические выводы и обобщения диссертационного исследования нашли свое отражение в выступлениях автора на Международных научно-практических конференциях: «Традиционный фольклор в полиэтнических странах» (июль 1998 г., г. Улан-Удэ), «Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX-XXI веков» (июнь 2000 г., г. Улан-Удэ); Всероссийской научно-практической конференции «Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (август 2000 г., г. Улан-Удэ); научно-практической конференции преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета (апрель 2000 г., г. Улан-Удэ); межрегиональных научно-практических конференциях: «Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера» (ноябрь 1999 г., г. Улан-Удэ), «Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе» (октябрь 2000 г., г. Барнаул); региональной научно-практической конференции «История, культура и язык старообрядцев Забайкалья» (октябрь 2000 г., г. Улан-Удэ).

По теме диссертационного исследования опубликовано 9 работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Русская сельская молодежь: празднично-обрядовые традиции в ее ценностных ориентациях : На материалах Бурятии