Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Критический анализ православной концепции цивилизации Пушкин Сергей Николаевич

Критический анализ православной концепции цивилизации
<
Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации Критический анализ православной концепции цивилизации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пушкин Сергей Николаевич. Критический анализ православной концепции цивилизации : ил РГБ ОД 61:85-9/409

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные особенности ортодоксальных взглядов на циклизацию 21

1 Становление. православной концепции. цивилизации 22

2. Важнейшие общественные проблемы с позиций ортодоксальной концепции, цивиглигацин 40

Глава II. Позиция либералшо-ошовдшчвских вдшогов по отношению к цивилизации... 68

1. Эволюция православной концепции.цивилизации в либеральном богословии 70

2. Оценка социальных проблем с позиций либерально-обновленческой концепции цивилизации 87

Глава III. Несостоятельность богословски! попыток примириш православной и научной концепций цивилизации 115

1. Модернизация.православной.концепции.цивилизации ,117

2. Решение глобальных проблем современности с позиций.модернистской.концепции. цивилизации . 136

3аключение 162

Литература 168

Введение к работе

Совершенствование всех аспектов социалистической цивилизации - одна из важнейших задач современности; "Проблема культуры, цивилизации в той или иной форме является "вечным" философским вопросом; Но именно в Ш. веке эта пробле- ма превратилась в одну из самых животрепещущих* Значительный подъем материального благосостояния, социального самосознания, культурного уровня советского человека свидетельствует о новом качественном этапе развития в нашей стране всего того, "что в совокупности достойно именоваться социалис тической цивилизованноетью".*

Однако ее дальнейший рост возможен и реален лишь в условиях международного мира, когда народы земли "в течение многих столетий по крупицам закладывали фундамент cob's ременной цивилизации". В этой связи активизация гонки ядерного вооружения, принявшая в настоящее время особенно опасный характер, вызывает усиление миролюбивых инициатив советских людей и всего прогрессивного человечества; Значительное влияние на развитие современной цивилизации оказывают и. другие проблемы социально-культурной жизни. Сознавая, что основная угроза мировому сообществу исходит со стороны капитализма, все передовые люди планеты активно выступают не только против антигуманных проявлений буржуазной цивилизации: классового гнета, эксплуатации и т.д., но "борются еще и за сохранение человеческой цивилизации, за право человека ^Вопросы философии, 1981, № I, с. 16. * Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня

1983 года. М., 1983, с.13. 3 Философские науки, 1982, № 4, Cw3. на жизнь .

Следовательно, проблема цивилизации - одна из актуальнейших в идеологической борьбе двух основных сил современности: социалистической и капиталистической общественных систем. При этом первая стабильно способствует общему подъему современной цивилизации, а вторая последовательно его тормозит. Утратив все свои прогрессивные тенденции, она на данном историческом этапе, этапе перехода от бурку-* азной цивилизации к социалистической, превращается в реакционную международную социальную силу. Неспособные верно определить пути развития современной цивилизации, апологеты капитализма всячески их фальсифицируют.*'

В то же время социалистическая цивилизация противостоит и религиозному миропониманию. Это определяет необходимость критического анализа всех аспектовправославной социологии, . стремящейся укрепить религиозную веру и приостановить секу-лярные процессы. Вместе с тем современное состояние православной концепции цивилизации ни в коей мере не позволяет рассматривать ее в качестве буржуазной модификации. Будущее человечества церковно-богословские круги Московской патриархии видят в глобальной победе социалистических общественных отношений. Однако, находясь на позициях право- .Материалы Шенума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года, с.20'і См^ также: Материалы. ЯШ съезда КПСС:. М., 1981, с;.21; Сберечь мир, предотвратить ядерную войну. Предложения Советского Союза на второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению* М., 1982, с;3. 2 См.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Расселаі М., 1969, СІ77-І40; Семенов Ю.Н. Социальная филосо<|ия А»Тойнби. М;і' 1980, с.166-181; Францов ГЛ; Филооофяя и социология-; М., 1971, с;2І0-2Г7ї славных богословов, невозможно и "вести последовательную, эффективную, бескомпромиссную борьбу с буржуазной идеоло- гией";. Коренные мировоззренческие противоречия марксистско-ленинской и христианской теорий свидетельствуют о нереальности какого-либо конструктивного объединения научной и православной концепций цивилизации и в самом отдаленном будущем.

Русская православная церковь - наиболее крупная религиозная организация нашей страны* Этим определяется и то влияние, которое пытается оказать православная концепция цивилизации на характер развития цивилизации социалистической. Выдавая их за близкие по своим интересам, богословы хотят затушевать непримиримость социалистических и христианских социальных взглядов. Они последовательно стремятся подчинить общественные идеалы верующих религиозным интересам. Особенно усилились подобные тенденции в процессе подготовки к так называемому 1000-летию "крещения Руси". Православные апологеты намерены доказать, что церковь заложила первоначальные основы не только христианской, но и современ-ной цивилизации русского народа.*

Такие заявления, направленные на укрепление влияния религиозной идеологии, оказывают воздействие и на некоторых не имеющих четких мировоззренческих позиций неверующих граждан. Поэтому активное использование аргументов, раскрывающих подлинную сущность православной концепции цивилизации, необ- 1 Философские науки, 1980, № I, с;90; 2 Смї: Красников Ш.П., Степин К.К; История, культура и ате истическое воспитание; М., 1981, с»21-27; Наука и религия, 1984, № І, 0*15-18; № 2, сїЗО-33; В 4, оі45-47* ходимо для дальнейшего повышения эффективности атеистической работы как с верующими, так и неверующими» 0свобож~ дение же людей от влияния религиозных иллюзий создает условия для роста социальной активности, т.е. деятельности, направленной на совершенствование социалистической цивилизации.

Итак, потребности идеологической борьбы, необходимость дальнейшего критического анализа православной социологии для практики атеистического воспитания, а также недостаточная разработанность темы и определили предметом данного исследования эволюцию православной концепции цивилизации. При этом диссертант ограничился рассмотрением основных положений внутрицерковной идеологии*; Различные формы внецер-ковного реформаторства и экуменического движения, оказавшие значительное влияние на формирование православной концепции цивилизации, им не анализируются, т.к. они требуют самостоятельного изучения. Большую помощь в рассмотрении содержащихся в диссертации проблем ему оказали работы советских ученых.

Прежде всего следует отметить труды Н.С.Гордиенко,

О О А

Н.П.Красникова, П;К.1фрочкина, М.ЩНовикова, в которых т " ' х См.: Гордиенко Н;С; Мистика на службе православия; М.,

1981; Он же". Православные святые: кто они? Л., 1979; Он же; Современное православие; М., 1968; Он же-. Чему учат с амвона". JU, 1975 и др. л См.: Красников Н.П. В погоне за веком. М;, 1968; Он же. Православная этика: прошлое и настоящее. М;Д981 и др. 'Смї: Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия; М;, 1969; Он же. Эволюция современного русского православия. М., 1971, и др. 4 См.: Новиков МЛ. Кризис современного православного бого-СЛОВИЯ.М., 1979;0н же.Православие и современность;М;,1965 идр. даются всесторонний анализ эволюционных процессов и современное состояние религиозных социальных воззрений. На большом фактическом материале наши ведущие религоведы проследили прошлое и настоящее богословской апологетики, исследовали особенности приспособления православия к условиям антагонистического и неантагонистического общества* Однако наибольший интерес у них вызвали приемы политической и социальной переориентации церкви в социалистическом государстве; В этой связи ими разработаны базовые понятия, характеризующие модернистские тенденции православной идеологии, порожденные бурными процессами в ходе строительства развитого социализма - цивилизации нового типа.

Одновременно с этим издан целый ряд работ, посвященных исследованию социально-этических проблем в рамках религиозной идеологии*1 В них подвергаются критике моральные предписания, нормы и запреты религиозной идеологии, раскрывается сущность и неприемлемость концепции "коммунистического христианства" для социалистической цивилизации. Значительное место отводится рассмотрению христианской цивилизации, . стремящейся обосновать приоритет над секулярной интерпретацией социального прогресса;

Актуальность задач изучения различных аспектов религиозной идеологии обусловили появление значительного количества публикаций, в которых в связи с разработкой критического анализа религиозно-духовного сознания индивида, в той или иной степени обсуждаются и вопросы, непосредственно влияющие на формирование православной концепции цивилиза -1 См. работы: В.Е.Доли, М.М;КЬпаницы, Ю.С.Комарова, АЇВ; Краснова, НіИ.Мартнненко, А.СІОнищенко, В*К.Танчера, В.М; Ушакова, Л.РіХарахоркина, Л;.Е; Шапошникова, В.Н.Шердакова и ДР. цииіх Широко используя материалы конкретно-социологических исследований, их авторы убедительно доказывают, что в ре~ лигиозное сознание современного верующего, детерминированного фундаментальными принципами христианской цивилизации, все активнее проникают идеи социалистической цивилизации.

Несомненный интерес для критического анализа православной концепции цивилизации представляют и работы, рассма-тривающие проблемы культурні * Исследуя динамику соотношения духовной и материальной культуры, наши.ученые определяют их воздействие на современную цивилизацию. В результате опровергается богословское утверждение, будто религия - единственный носитель духовной культуры, спасающей человека от нравственной деградации, погони исключительно за плодами секулярной цивилизации.

Значительный интерес вызвали у диссертанта и многие . другие монографии, брошюры и публикации, ибо в них подвергаются аргументированной критике фалософские, социальные, исторические, политические основы православной концепции цивилизации^

Вместе с тем, несмотря на большой интерес, проявляемый советскими религоведами к социальным аспектам православного учения, в атеистической литературе содержательному критическому анализу православной концепции цивилизации уделяется явно недостаточное внимание. Не рассматривается дан- 1 См і работы: НШіАндрианова, Ю.Ф;Борункова, ЕіКііДулумана, Е.А.Карповского; ЛіП.Поляковой, И.П.Чуевой и дрі 2 Смі работы: В;А;Зоца, Н;И.Вирюшко и Н^Рыбачука и др* 3 Смі работы: Е.М.Бабосова, НШ.Гантаева, Е.Ф.Грекулова, ДГЖШелях, ИьА.Крывелева, &Е;Мануйловой, ВїАШолокова, Б.Н.Никитина, Е.С.Степанова, В.Е.Титова, А.А.Шамаро, А.Б. Черткова и др. ная проблема и в диссертационных исследованиях, посвященных критике культурно-асторических и социально-этических аспектов идеологии русского православия;1

Исключение составляет лишь незначительный ряд работ* Так, например, МШіНошнов в качестве важного принципа концепции совершенно обоснованно отмечает богословское отождествление понятий "культура" и "цивилизация", лишенных каких-либо материальных характеристик. Естественно, подобный подход дает православным апологетам дополнительные "аргументы" для обоснования приоритета религии в.общественно— культурных сферах жизнедеятельности социума; Поэтому и европейская цивилизация, по их мнению, является христианской, -делает вывод М.П;Новиков. Аналогичной точки зрения придерживается и В.А.Зод. Обобщая социальные взгляды православного духовенства, он резюмирует, что христианство "изменило своим появлением.нравственное содержание всей предшествующей цивилизации"'.3 Однако целостного анализа православной 1 См.: Бажанова И.М; Критика православно-богословской интер претации социальных явлений; Автореф.дие...канд.<ршю.наук. Л., 1983; Кулыгина Г.А; Критика социальной этики современного русского православия.Автореф.дис...канд.филос.наук. Л;, 1980; Самаева И.й; Критика православно-богословской концепции реша ющей роли религии и церкви в культурно-историческом процессе. Автореф.дие... канд. филос .наук. Л., 1982* 2 См;: Новиков М.ЇЇ; Новые тенденции в идеологии и деятельнос ти православия; М;, 1971, с.8-9. Он же* Тупики православного модернизма. M»t 1979, с;1X8* 3 Зоц В.А. Несостоятельные претензии". (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной куль туры)'. Mw, IS76, с і 8-9'. См; также: Он же; Духовная культура и атеистическое воспитание; Mw^ 1978, с;6; Он же:; Культура. Ре лигия; Атеизм; М;, 1982, с;124-125. - 10 ~ концепции цивилизации в атеистической литературе пока еще нет.

Соглашаясь с М.ПіНовиковнм и В.А.Зоцем в общей оценке православной концепции, диссертант считает необходимым отметить: церковь инкорпорирует только те аспекты современной (европейской, мировой, человеческой и др.) цивилизации, которые могут быть христианизированы, Секулярная же ее сторона объявляется антихристианской цивилизацией. Конечно, вместе с процессами социально-экономических, политических переориентации церкви изменялось соотношение между христи^-анской и секулярнои цивилизациями, но в своей основе оно сохранялось на всех этапах эволюции православной концепции. Христианская цивилизация, характеризующаяся преимущественно религиозно-духовными параметрами, всегда противостоит секулярнои цивилизации, основывающейся на материалистических взглядах на природу, общество и человека;

Современные философ активно обсуждают проблему секулярнои цивилизации* Тем не менее до настоящего времени, она остается все еще дискуссионной. В частности, опубликованные на страницах журнала "Вопросы философии" материалы "Круглого стола" по теме "Культура, история, современность" выявили в достаточной степени противоречивые взгляды.1 Подводя итоги дискуссии, М.ЩМчедлов, как и многие другие фи-.. лософы, заявляет об органической связи культуры и цивилизации, хотя некоторые исследователи проблем культуры и цивилизации отождествляют эти понятия.2 Придерживаясь основопола- 1 См".: Вопросы философии, 1977, В II, с. 131, І40-І4І. 2 См;: Ион Э'; Проблемы культуры и культурная деятельность. М;, 1969, с;428-429, Швейцер А. Культура и этика; М., 1973, с;53 и др; - II - гающей точки зрения, М;ПьМчедлов отводит культуре роль базового феномена, порождающего цивилизацию и создающего соответствующие условия ее позитивной реализации на новых уровнях* Он полагает нецелесообразным ограничивать цивилизацию лишь сферой материального прогресса социума; "рыночными ценностями".

М;П,Мчедлов успешно занимается рассмотрением проблем социалистической цивилизации, аргументированно противопоставляя ее цивилизации буржуазной. Наиболее актуальным для него является обоснование связи и взаимозависимости между цивилизаторскими и формационными закономерностями; В.П.Тугаринов, напротив, исследует однотипные черты, свойственные и социалистической и буржуазной цивилизациям. По логике его рассувдений такие социальные.феномены, как "государственное устройство", "идеология" и тїд., не входят в разрабатываемое им определение цивилизации1. В основе развития цивилизации оказываются технические (технологические) процессы, оп-ределяющие социальный прогресс человечества.*

По мнению СіС:;Батенина и И;А;Майзеля, саморазвитие -один из важнейших признаков цивилизации, В отличие от нецивилизованного цивилизованное общество развивается на "собственной основе", на основе зависимости человека не от природных, а социальных факторов и условий, от результатов.предшествующего труда; Данные процессы отличаются "не присвоением наличных дзроЕ природа, но производством, в, точном омщ?де слова, активным и целенаправленным воздействием люлей на лейст- 1 См.: Мчедлов М.Щ Социализм-становление нового типа цивилизации. М., 1980, с ;77-79; * Cfc/i.: Тугаринов В.П; Природа, цивилизация, человека Лі, 1978, с;45-88^ виаельностъ. все более рациональным освоением последней.1.'.'х Таким образом, цивилизация выступает в качестве фазы всестороннего социально-культурного прогресса социумам

Интересный и перспективный подход.к проблеме цивилизации раскрыт в брошюре Л.И.Новиковой, Н;1Н.Козловой и В.ГіФе-дотовой. По их утверждениям, "цивилизацию можно определить как собственно социальную организацию общественной жизни (общежития), характеризующуюся всеобщей связью индивидов илц эле^ндещных^отадьн^ йбдеардащф деая* ДООТЮДЗ-додрдва обделенного ,йог.аіст.в&, «оріес^^члвающехо^ед oyiecjr-врв.ани& д nporp.e.fiCiiBHp.g ^азвитде"* основываясь на этом, они разрабатывают историческую типологизацию цивилизованных обществ в виде докапиталистической, капиталистической и коммунистической стадий (типов) мировой цивилизации. Б.то же время, руководствуясь формационной типологизацией Ф;Эн~ гельса, они широко употребляют понятия рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической цивилизаций.

Б работе над диссертацией были использованы и форма-ционная и историческая типологизацииіі Первая позволила рассмотреть конкретные формы становления современной цивилизации в конкретных исторических условиях, определить особенности взаимовлияния христианской и секулярной цивилизаций и тід.Вторая же, отражающая уровень общественного прогресса в форме абстрактных построений, нашла применение главным об- х Майзель И.А» Становление коммунистической цивилизации и развитие науки* ЛІ, 1979, cv27; Ы* также: Батенин С;С* Человек коммунистической цивилизации. Лї, 1980, с.4-5, Юі 2 Новикова Л;If;, Козлова Н.Нз, Федотова В^Г; Цивилизация и исторический процесс. M,v 1983, сі26« 3 См';: Маркс К;, Энгельс & Сочі; т;21, о; 175; разом в выводах, обобщениях и при планировании структуры исследования;

Марксистская методология помогла диссертанту проана лизировать различные аспекты православной и научной концеп ций цивилизации, дать им классовую оценку; Научная концеп ция цивилизации является учением об основных этапах разви тия общественного организма, детерминированного социально- экономическими факторами. Она отображает единство материаль ной и духовной культуры, ибо "критерий прогресса цивилиза ции свидетельствует о той степени или мере, в которой куль турные ценности^, включаются в структуру и динамику социаль« ной практики, в духовную жизнь общества в целом, в деятель ности индивидов"»* При этом доминирующее значение материа льной культуры предоставляет возможность выявить специфику феодальной, буржуазной и социалистической цивилизаций^ обо сновать неизбежность становления коммунистической цивилиза ции. .

Научная концепция цивилизации, обосновывающая закономерный характер прогресса секулярных тенденций, активно выступает против религиозной социологии; Поэтому диссертант считает необходимым определить место секулярной и христианской цивилизаций в идеологической борьбе различных общественных систем в прошлом и настоящем. Он предпринял попытку критически изучить эволюцию православной концепции цивилизации и показать пути ее преодоления.

Б этой связи целью диссертационной работы является выяснение двух основных положений. Во-первых, определение сущ- ^Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии. История и современность; М., 1975, с;180; - л.% - ности православной концепции цивилизации - более или менее целостной системы религиозно-общественных взглядов, с позиций которых православные идеологи стремятся решить важнейшие проблемы современности. Во-вторых, основываясь на марксистско-ленинской методологии, проследить в ортодоксальном, либеральном и модернистском богословии социальную обусловленность и неприемлемость данной концепции как для прогрессивных сил антагонистического общества, так и для социалистического общества в целому

Исходя из цели исследования, автор полагает целесообразным разрешить следующие задачи:

Дать критический анализ православной концепции цивилизации. Выявить ее сущностные характеристики, не претерпевшие в процессе эволюции религиозной идеологии каких-либо радикальных изменений.

Проанализировать трансформацию социальных взглядов богословов в феодальном, буржуазном и социалистическом об-ществеї Определитьж специфику в условиях антагонистического и.неантагонистического общества,

3:, Вскрыть мистификацию решений актуальных вопросов современности с позиций православной концепции цивилизации*

4. В целях повышения эффективности критики православной идеологии разработать некоторые практические рекомендации, основывающиеся на материалах проделанного исследования.

Основываясь на вышеизложенном, автор делает попытку дать целостный анализ православной трактовке цивилизации, ранее в атеистической литературе не предпринимавшийся. В результате им были критически рассмотрены:

Г. Роль и значение основных структурных элементов и субординационных взаимосвязей православной концепции: с одной стороны современной, секулярной и социалистической, с другой - христианской цивилизаций.

2. Сущностные основы религиозных взглядов на цивилизацию, формирующиеся в результате воздействия на нее как церкви, так и социума.

Зі Трактовка важнейших проблем общественной жизни с позиций православной концепции цивилизации: экологической, войны и мира, культуры и др., социальная обусловленность при решении этих вопросов богословами в антагонистическом и неантагонистическом обществе;

4ъ Мировоззренческая непримиримость социалистической и христианской цивилизаций. Несовместимость последней с основными положениями марксистско-ленинской идеологии;

Практическая же значимость исследования заключается главным образом в выявлении полной несостоятельности теоретических положений, а также в значительной степени и практических ориентиров религиозной социологии» В диссертации вскрывается отрицательный характер воздействия православной концепции цивилизации на общественные процессы, определяющие развитие социалистической цивилизации^ разрабатывается дополнительная аргументация, способная оказать действенную помощь в совершенствовании научно-атеистического критического анализа новейших тенденций религиозной идеологии^

Методологической основой реализации поставленных диссертантом задач являются выводы основоположников марксизма-ленинизма по проблемам критики религии и путей ее преодо- ления, а также разработанные ими основы подлинно научной концепции цивилизации".

Они рассматривают религию как специфическую форму общественного сознания, формирующую у людей искаженное, фантастическое представление об окружающем мире. Господствующие в нем над человеком силы обретают в религиозном мировоззрении неземные, сверхъестественные черты.^ Опровергая возможность этого "иллюзорного отражения" быть фактором, обуславливающим совершенствование и человека и социума, В.И.Ленин писал: "Никогда идея бога "не связывала личность с обществом", а всегда связывала угнетенные клас- р сы верой в божественность угнетателей". Вскрывая освящающие эксплуататорский гнет социальные корни религии, К,.Маркс отмечал, что "борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого яв-ляется религия". -

В этой связи, определяя сущность антагонистического общества, К.Маркс и Ф;Энгельс отмечали детерминированность генезиса цивилизации наличием непримиримых социальных противоречий, ибо ее внутренней основой была "низкая.алчность" господствующих классов. Поэтому, по определению Ф.Энгельса, "цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющие оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе". Особенно интенсивный ха- х См;: Маркс К., Энгельс Ф. Соч*, т.20, с.328. 2 Ленин В.И, Поли.собр.соч., т;48, с.232. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414-415. 4Тамже, T.2I, с.173-174. См.: Там же, т.4, C.S6; т.21, с.176. рактер данные тенденции приобретают в эпоху буржуазной цивилизации, посредством крупной промышленности объединившей народы и рынки и тем самым подготовившей базу для создания единой мировой цивилизации. Переделывая весь мир "по своему образу и подобию", капитализм "вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации";

Однако, обличая вопиющие пороки буржуазной цивилизации, основоположники марксизма не ограничивались критикой последней, а стремились обосновать неизбежность коммунистической цивилизации. Б этой связи Ф;,Энгельс заявляет, что "коммунизме. необходимый вывод, неизбежно вытекающий из предпосылок, заложенных в общих условиях.современной цивилизации", т.к. "за это говорит ход развития всех цивили-зованных наций..."

Дальнейшее развитие теории коммунистической цивилизации мы находим в трудах BwH.Ленина'. Под его руководством теоретические положения марксизма начинают последовательно осуществляться в практике революционной борьбы. Отмечая крайнюю отсталость экономического развития русского общества, "постоянные голодовки миллионов крестьян, которые сразу выделяют Россию из числа всех цивилизованных наций", он призывал трудящихся к созданию цивилизации нового типа'ї Ее основой явилось "изгнание помещиков и изгнание российских капиталистов"*4 Руководящей социальной силой, способной успешно осуществить подлинно цивилизаторские преобразова- х Маркс К.", Энгельс Ф. Соч., т.4, с.428. Ол.: Там же, т.4, С.326-327-. 2 Там же, т;І, СІ525; Ті, с.545і 3 Ленин ВїИі Полн;собр;соч., т;6, с.342і 4 Ленин ВііИі Полиісобр.соч., ті45, СІ38ІІ ния русского общества, В'ЖЛейга считал рабочий класс. Лишь объединившись с ним, народные массы "впервые в истории цивилизованных обществ" смогут добиться грандиозных успехов.в революционном преобразовании современной цивилизации*

Руководствуясь программными положениями классиков марксизма-^ленинизма, советский народ успешно осуществляет строительство коммунистической цивилизации. Шесте с тем постоянно возрастающие темпы социального прогресса все же в определенной мере сдерживаются пропагандируемыми православной церковью идеями религиозной интерпретации общественного развития. Поэтому наиболее актуальной для диссертанта проблемой является необходимость вскрыть несостоятельность православной концепции цивилизации*

На примере последовательного критического рассмотрения ортодоксальной, либерально-обновленческой и модернизированной модификаций православной концепции цивилизации эволюционные процессы религиозной идеологии прослеживаются наиболее наглядно. Подобная структура диссертации позволяет выявить не только преемственность богословских взглядов на цивилизацию, но и основные приемы ее апологетики. Автор получает возможность показать, что они, испытывая влияние со стороны социально-экономических и политических факторов, всегда направлены на максимальное укрепление религии, обуславливающей все сущностные основы православной концепции* Кроме того, это позволяет усилить и атеистический потенциал исследования* Демонстрируя спекулятивный характер решений актуальных вопросов современности с 1 Ленин В.И. Полнісобр'.соч., т.ЗЗ, с*П6; т.39, cv. 16. - ±У - позиций православной концепции цивилизации в различных общественных условиях, богословы на конкретном историческом материале указывают на ее реакционные, консервативные тенденции, тормозящие развитие социума, сдерживающие прогресс социалистической цивилизации.

Данные соображения являлись причиной подразделения каждой из трех глав диссертации, включающей кроме этого "Введение", "Заключение" и список использованной литературы, на два параграфа, раскрывающие отмеченные выше задачи.

В первой главе рассматривается ортодоксальная трактовка православной концепции, сформировавшаяся в.условиях докапиталистической (феодальной) цивилизации, т.к. русское общество по существу миновало рабовладельческую общественно-экономическую формацию* Сущность ортодоксальной концепции была детерминирована как социально-экономическими причинами, так и охранительными тенденциями русского самодержавия. Будучи формой безоговорочной защиты крепостнических порядков, она выступала апологетом феодальной цивилизации.

Во второй главе анализируется либерально-обновленческий вариант православной концепции цивилизации, получившей развитие в капиталистическом обществе". Эта концепция представляет собой уже одну из разновидностей утопического учения, ибо либерально-обновленческое духовенство православной церкви не было заинтересовано в революционном преобразовании русского общества* Его интересы не выходили за пределы умеренной программы социальных реформ, стремящихся совместить феодальную цивилизацию с элементами буржуазной.

В третьей главе подвергается критике модернистская. модификация православной концепции цивилизации. Ее своеобразие определяется тем, что, не являясь непосредственным пороздением социализма, она все же в значительной степени зависит от него,' Поэтому в утопическое религиозное социальное учение начинают проникать реальные попытки решения актуальных проблем общественной жизни.

В "Заключении" подводятся краткие итоги исследования, формируются основные выводы и предлагаются практические рекомендации по использованию результатов проделанного анализа.

Завершает.диссертацию список использованной литературы, разумеется, не исчерпывающей всех источников по рассматриваемой теме.

Важнейшие общественные проблемы с позиций ортодоксальной концепции, цивиглигацин

Православные идеологи, развивая основные положения своей концепции цивилизации, стремились с помощью ее интерпретировать наиболее актуальные вопросы социальной жизни. С этой целью они обращают внимание на цивилизаторское значение миссионерской деятельности православной церкви, наоль религии в достижениях русской национальной культуры и просвещения, пытаются доказать определяющую роль духовного прогресса в качестве основного фактора, детерминирующего деятельность социального организма. Религиозные ортодоксы предпринимают попытки и обосновать собственное понимание проблем взаимоотношения войны и мира, общества и природы и т.д. К наиболее актуальным аспектам данной концепции цивилизации следует отнести оправдание частной собственности, негативную оценку социалистического учения и революционного движения народных масс России Оставаясь защитниками господствующих классов, богословы формировали идеологию церкви, исходя из самодержавно-крепостнических интересов В антагонистическом обществе религия является важным идеологическим средством укрепления эксплуататорским меньшинством своего главенствующего положения Они всегда поддерживают религиозную идеологию, выражающую их классовую сущность Царское правительство, писал Ф.Энгельс, "не терпело никакой иной религии, кроме православной, и карало вероотступничество как преступление..."1 Поэтому в христианизации окраин Российской империи, т.е. в присоединении к христианской цивилизации "иноверцев", система государственного принуждения сыграла несравненно большую роль, чем миссионерская деятельность православного духовенства. Христианство было "уверено в своей победе, но... не в та-кой степени уверено, чтобы пренебрегать помощью полиции".

Распространение христианской цивилизации способствовало духовному закабалению всех народов России и тормозило прогресс социального организма . Царское правительство было заинтересовано не в развитии общественных отношений национальных меньшинств, а.в усилении их колонизации при помощи православной церкви. Однако добитьоя эффективного приобщения к христианской цивилизации народов нерусских национальностей ни светским, ни религиозным апологетам христианства не удалось. Несмотря на все старания и самодержавия и церкви, система архаичных общественных отношений периферии Российской империи серьезно затрудняла распространение православия вширь. В этой связи утверждения ортодоксального богословия, будто "православие дало русской народности ту определенность, устойчивость и крепость, которая помогла1;., и других приобщить к своей вере и ксвоей цивилизации", являются более политическим лозунгом, чем социальной реалией.

Ортодоксальные апологеты православной концепции цивилизации, наложив на русское общество духовное ярмо, пытались оказать влияние на просвещение и культуру, дифференцированные ими на светские и религиозные. Они внушали верующим, что первые, будучи следствием греха, необходимы только для земной жизни, в то время как вторые готовят человека к жизни трансцендентной. Поэтому нет ничего удивительного, почему именно "потомки Каина, приложившие ум свой исключительно земле и земному, первые достигли опытного ... знания сил природы и первые изобрели искусства и ремесла;.." Светское просвещение, по мнению богословов, утратив связь срелигией и извратив всю культуру русского народа, становит ся одним из главных факторов подрыва основ православной концепции цивилизации»

Исходные причины этих процессов идеологи православной церкви находят в реформах Петра I, детерминировавших "разрыв между интеллигенцией, усвоившей западную цивилизацию... и между.народом, оставшимся верным древней церковной культуре".1 Разрушительное влияние западноевропейской цивилизации русская культура якобы ощущает и в последующем. Объявив себя выразителями современной культуры, представители светской интеллигенции полагают "нужным для пользы цивилизации устранить с путей ее развития.за-держивающее влияние представителей религии и Церкви..." Ортодоксальных идеологов серьезно беспокоит такое ненормальное, по логике их рассуждений, взаимоотношение просвещения и культуры с православной верой.

Защищая и отстаивая ценности православной концепции цивилизации, они противопоставляют христианскую и западноевропейскую цивилизации. Б этой связи верующим следует прежде всего ревностно изучать свою религиозную веру, а не культуру европейских цивилизованных стран, ибо только в православии будто бы лежат основы новой, еще неведомой миру культуры. Таким образом, ортодоксальное богословие стремится полностью подчинить светскую культуру трансцендентным целям и ограничить ее исключительно удовлетворением религиозных потребностей верующего индивида. Влияние же западноевропейской цивилизации на культуру расценивалось богословами как происки "владыки ада", осознавшего всю бесполез ность открытой борьбы и пытающегося цивилизировать рус тское общество,

С данной точки зрения, это не могло не привести к самым негативным последствиям "Б среде нашей цивилизации, которою так величается наш век, довольно заметны ростки и антицерковного и антихристианского фанатизма", Восстановить истинное отношение к религии и церкви апологеты ортодоксальной концепции хотели путем устранения созданного светской культурой конфликта между христианством и современной цивилизацией. Православные идеологи призывали верующих постоянно помнить о необходимости жизни религиозной. Однако их призывы не были эффективными. Передовые люди России верно считали главным фактором, цивилизирующим русское общество, светские культуру и просвещение, а не задерживающее его развитие христианство. Даже.церковники вынуждены были признать: "Умственное развитием,, как единственный двигатель цивилизации, которому как кумиру поклоняются от мала до велика, становится на неподобающий пье-дестал".

В целях ликвидации обостряющегося антагонизма современной и христианской цивилизаций ортодоксальное богословие пыталось возвеличить личность православного священника - "духовного вождя" народа. Именно он, будучи первым учителем, "двигателем умственного просвещения народа и цивилизации заложил "основные камни цивилизации" русского--1

Эволюция православной концепции.цивилизации в либеральном богословии

Понимая неизбежность капиталистического развития России, наиболее дальновидные религиозные деятели выступили с программой реформ. Они открыто заявили: "Энергичная деятельность духовенства, от высшего до низшего, - одна из характерных.черт наступившего после освобождения крестьян периода".1 В числе первых выступивших с обновленческими тезисами в православии следует назвать архимандрита Федора (Сухарева), призывающего человека заботиться не только о небесной, но и земной жизни, т.к. последняя якобы стимулирует его религиозную веру. Исходя из этого, православие должно не игнорировать актуальные вопросы современности, а содействовать их разрешению с позиций р православной концепции цивилизации. Прогресс буржуазных социальных отношений детерминировал усиление реформаторских тенденций в русском православии Кризис самодержавно-крепостнического строя.неизбежно вызывал и кризис ортодоксального богословия В России зарождается широкое религиозно-реформаторское движение, социальной базой которого выступала либеральная буржуазия. Видными представителями либерально-церковного направления были профессора духовных. учебных заведений: А.А.Брон-зов, А.Зулгаков, С.Глаголев, М.Олесницкий, М.М.Тареев, представители городского духовенства: И.Г.Айвазов, В.Свен» цицкий и др. Многие из них принимали активное участие в организованных в Петербурге, Москве, Киеве религиозно-фи т примыкает и часть провинциальных священнослужителей. "Брожение среди духовенства, стремление его к.новым фор-мам жизни" - характерная черта этого периода. Цель лидеров либерально-обновленческого движения определялась необходимостью приспособления ортодоксальной концепции цивилизации к особенностям буржуазного общества. "В обновленной России должна быть и обновленная церковь. То состояние, в котором находилась русская церковь до революции -считали религиозные реформаторы, - трудно назвать иначе, как "параличным". . Заинтересованные в более гибкой религиозной идеологии, способной оказать эффективное влияние на современную цивилизацию, они пытались "сверху" осуществить реформу православия. Их явно пугало то, что для рядовых верующих антинародный характер ортодоксальной концепции цивилизации становился все более очевиднымJ. В этой связи, критикуя богословов из лагеря церковной реакции, либерально-обновленческие деятели объявляли своих предшественников не проповедниками идей христианской цивилизации, а апологетами самодержавно-верноподданнического "строя жизни". Полагая ортодоксальную концепцию цивилизации полностью утратившей первоначальный характер, они приступили к разработке собственных взглядов по данной проблеме, являющейся, в реформистском православии одной из.самых актуаль-т ных. "ідва ли есть в истории вопрос, о котором писали бы так много, как о влиянии христианства на цивилизацию т мира, - откровенно признается М.П ;Петров. Связывая истоки христианской цивилизации с появлением Иисуса Христа, радикально изменившим человека и на-правление его истории, либералы также находят начала ее распространения на І уси в христианизации русского общества князем Владимиром, Однако у них равноапостольный князь уже не просто релипюзный деятель, чуждый запросам, и интересам земной жизни, слепое орудие промысла сверхъестественных сил; Напротив, утверждает крупнейший либерально . настроенный церковный историк Е .Е .Голубинский, у Владимира заботы религиозные были "нераздельно" связаны с.заботами государственными". Поэтому, "решившись крестить свой народ, он не только хотел дать ему веру истинную, но и ввести его в семью народов цивилизованных,..", стремились путем христианизации приблизить русское общество к европейским державам; Либеральные круги православной церкви активно пы- таются преодолеть антагонизм христианской и европейской цивилизаций, постоянно подчеркиваемый в ортодоксальном богословии"; Они полны решимости значительно расширить границы христианской цивилизации", распространив ее за . пределы."православных" народов. В связи с тем, что христианство оставило "неизгладимый след... на всей нашей ци- Петров М.П; Евангелие в истории . Е. Христианское умозрение и человеческий разум;

Оценка социальных проблем с позиций либерально-обновленческой концепции цивилизации

На основании анализа основных положений либерально-обновленческой концепции цивилизации мы можем проследить отношение православных идеологов к важнейшим проблемам социальной жизни. В этой связи они обращают внимание на характер взаимоотношений светской и религиозной культуры, решение проблем войны и мира и экологаческого вопроса. Значительное место отводится ими обоснованию необходимости частной собственности, критическому анализу социалистического учения и социального прогресса и т.д.

Противопоставляя свои взгляды идеям ортодоксальных богословов, социальной базой которых являлась крупная аграрная аристократия, религиозные либералы считали промышленное сословие, в отличие от земледельческого, более склонным не к консерватизму, а к прогрессу. Выражая интересы русской буржуазии, ратовавшей за капиталистический путь развития современной цивилизации, они доказывали, что даже сама идея прогресса порождена библией и имеет христианское происхождение. Определяя социальный прогресс как процесс сохранения и приумножения "духовного и вещественного богатом.: Олесницкий М. Нравственное богословие или христианское учение о нравственности, с.280-282. ства", православные реформисты лишь христиан полагали "истинными прогрессистами".

Однако их явно беспокоит развитие последовательно игнорирующих религиозно-духовный прогресс буржуазных производственных отношений. Вследствие.этого жизнь современных цивилизованных стран, по мнению А .Булгакова, характеризуется не прогрессом, а борьбой за существование. Ее прямым следствием является озлобление и "стремление к насильствен-ным переворотам". Отмечая дальнейшую поляризацию богатства и бедности, религиозные реформаторы подвергают капитализм, негативные черты которого отождествляются ими с се-кулярной цивилизацией, критике с позиций "христианского социализма". Опасаясь радикальных социальных потрясений, они явно напуганы, что в результате развития капитализма народные массы, чьим трудом "осуществляется прогресс", становятся "грубее, ожесточеннее, несчастнее, чем дикари лесов". Основная же цель социального прогресса в либерально-обновленческом богословии определяется трансформацией социальной действительности к идеалу посредством распространения идей христианской цивилизации.

Б данном случае интересно проследить логику рассуждений Б. В". Ти тли нова» С точки зрения этого видного-представителя либерально-обновленческого лагеря,.человек, всегдаорганически связанный с социумом, вместе с тем и существоиндивидуальное. Для исправления буржуазного общества, . характеризующегося антагонизмом классов и эксплуатацией, он обязан добиваться его совершенствования в соответствии со своим религиозным идеалом, А для этого индивид должен жить в гуще социальных процессов, ибо оказывать на них благотворное влияние извне никто из людей не в состоянии. Поэтому цель христианства ограничивается воспитанием совершенного человека, т.к. "христианская жизнь есть жизньт личная. Однако под влиянием социальных изменений в русском обществе начала Ж века Б.В.Титлинов отказывается от рассмотрения духовно-нравственного совершенствования индивида в качестве единственного гаранта развития современной цивилизации. Напротив, отмечает он в 1924 году, в периоды острых социальных конфликтов, когда назревает подготовкапрогрессивных перемен, лишь представители реакционной церк рви особенно охотно прибегали к этой теории.

Критикуя недостатки буржуазного общества., либеральные идеологи обращают внимание и на первые признаки экологического кризиса. Пытаясь остановить разорение среды обитания людей, богословская печать подвергает критике секуляр-ную цивилизацию, якобы культивирующую варварское отношение к природе. "Гений человеческого знания проник во все тайники природы, покорил воле человека воду и воздух. Но только затем, кажется, чтобы расширить поле кровавой борь бы", - восклицает В.П.Виноградов. Поэтому "во имя цивилизации" уничтожаются.леса, плодородные земли, породы ценных животных и т.д. Особенно преуспевают в этом разрушительном процессе цивилизованные народы, стремящиеся. не к возделыванию, а к хищнической эксплуатации природы. В целях обогащения немногих осуществляется разорение большинства членов социума. Причина экологических конфликтов,по мнению религиозных либералов,заключается в забвениирхристианских идей под влиянием материальных интересов.

Вместе с тем лишь определенная часть "беспорядка в природе" будто бы детерминирована эгоистической деятельностью индивида. В значительной степени кризисные ситуации объясняются и последствиями "грехопадения", после которого взаимоотношения природы и человека приобретают взаимно неблагоприятный характер, разрушающий их первозданную гармонию. Потеряв власть над природой, люди начинают интенсивно ее эксплуатировать и тем самым еще больше усиливают существующий антагонизм. Однако все "победы" над природой достигаются ими с помощью тяжелого труда и являются незначительными, ибо всегда носят частичный характер.

Кроме того, либералы полагали, что изменения в результате "первородного греха" нравственного состояния индивида поставили перед сверхъестественными силами задачу его духовного возрастания. Но так как данный процесс возможен исключительно по,инициативе человека, то бог, не желая

Виноградов В.П. Живое слово современному обществу с академической церковной кафедры. Сергиев Посад, 1915, с.26. См.: Петров Г.С. Беседы о Боге и божией правде. ГЛ., 1903, с.54-55; Труды Киевской духовной академии, 1903, т.1, с.564.

Модернизация.православной.концепции.цивилизации

Современные апологеты православной концепции цивилизации эклектически соединяют материальные потребности и религиозные интересы индивида Стремясь достичь недостижимого, они выдают православие за решающую силу в развитии социалистической цивилизации; Поэтому ради достижения "неба" человек первоначально должен принять активное участие в строительстве "царства Божия" на земле, т.к. христианский призыв "не любить мир" предполагает только погрязшие в грехах отдельные стороны секулярной цивилизации. Б целомже для православных модернистов характерно желание улуч тх ЗКурнал Московской патриархии, 1976, В 10, с.73. шать и совершенствовать ее, преобразовывая в "царство Божне"5; Все призванные в него обязаны созидать его "вне себя", ибо, по логике богословов, "обновляться следует в той обстановке, где мы живем и трудимся, среди тех людей, которые окружают нас".1 Полагая "царство Божие" в качестве своеобразной детерминанты современной цивилизации, религиозные идеологи пытаются обосновать позитивное влияние православной концепции цивилизации на социалистические общественные отношения.

Лишь под влиянием "царства Божия" в секулярной цивилизации якобы могут быть преодолены антихристианские черты, проявляющиеся в социальном неравенстве, эксплуатации и др. Носители "царства" должны относиться к окружающим людям не с позиции антигуманного эгоцентризма и социального индифферентизма, а призваны оказать реальную помощь всему человечеству и в первую очередь тем, кто испытывает какую-либо нужду. В противном случае христиане могут оказаться в лагере реакционных общественных группировок и не только будут способствовать сохранению социального "статус-кво", но и значительно усилят антихристианские настроения секулярной цивилизации. Следовательно, модернистское учение о "царстве Божием" не ограничивает его развитие исключительно трансцендентной перспективой, окончанием в "пункте Омеги", а предполагает активное влияние как на индивидуальную, так и на социальную жизнь, несмотря на то, что онои не является ни принципом, ни эталоном для создания ка- ких-либо общественных структур.-1- Таким образом, под влиянием реальных потребностей верующих идеологи Московско- ! го патриархата вынуждены серьезно заняться социализацией православной концепции цивилизации.

Однако ее эсхатологическая направленность доминирует и в модернизированном христианстве. По мнению православных идеологов, индивиды, созидающие "град земной", одновременно творцы и субъекты "града Божия", в котором "царство Божие" должно найти свое полное воплощение. Являясь гражданами "двух градов", они обязаны активно участвовать в их совершенствовании. Процесс обновления социума возможен в связи с: наличием в "земном граде" элементов "царства Бояия" в виде развивающихся."сперматических логосов" духовно-нраветвенного характера. В итоге динамизм "царства Божия" определяет и направляет развитие и человека и секулярной цивилизации. Так православные модернисты стремятся избежать непосредственного конфликта христианской и социалистической цивилизаций и при помощи "царства Божия" показать будто бы имеющееся между ними единство.

Тем не менее современные идеологи православной концепции цивилизации, верные фундаментальным основам религиозной идеологии, определяют "царство Божие" как святое и "блаженное" состояние души, как совершенную духовную жизнь индивида. Последняя хотя и начинается на земле, ноопределение ее через земные категории невозможно,."Поэто-у человек не самостоятельно начинает созидать в себе Царство Божие, а при помощи Божией, с которой он должентсогласовать свою волю", И поскольку в него входят все "стяжавшие благодать" сверхъестественных сил, постольку перспективы современной цивилизации утрачивают какие-либо существенные социальные ориентиры и полностью переносятся в область потустороннего бытия. Внешние условия бытия людей существенного значения в его созидании не имеют; В идеологии православия развитие "царства Божия" детерминирует расширение границ христианской цивилизации, преобразующей современную цивилизацию на религиозных началах.

В этой связи "царство Божие", созидающееся на земле, есть достояние трансцендентного мира. Христианская же помощь окружающим людям определяется, по мнению православных идеологов, не заботой о благополучии и совершенствовании современной цивилизации,а демонстрацией "истинной веры" в реальность полного осуществления христианской циви рлизации. Именно ее современные модернисты пытаются выдатьза недосягаемый для секулярной цивилизации идеал, находящийся не в состоянии статической неподвижности, а динамич- но, посредством "царства Божия", подчиняющий себе социалистическую цивилизацию. Последнее обуславливает их позитивное отношение к социализму; Однако социалистическая цивилизация для религиозных деятелей является не целью развития современной цивилизации, а средством достиженияциалистскими планами сверхъестественных сил.

Следовательно, в модернизированном православии "царство Божие" ташке выступает прежде всего в качестве реального воплощения христианской цивилизации в условиях социальной жизни. Олицетворяет его на земле церковь, которую современные богословы подразделяют на "земную", состоящую из находящихся в секулярной цивилизации индивидов, и "небесную", объединяющую ушедших в "мир горний" праведников, пребывающих в условиях христианской цивилизации. Исходя из этого, они определяют церковь и как "народ Божий" и как "тело Иристово",1 а поэтому в идеологии русского православия она имеет два аспекта своего приложения: общественный и мистический. Первый направлен на трансформацию современной цивилизации посредством христианизации секулярного общества

Похожие диссертации на Критический анализ православной концепции цивилизации