Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития Манжикова, Элина Кимовна

Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития
<
Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Манжикова, Элина Кимовна. Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Манжикова Элина Кимовна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2011.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/401

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена стремлением к
единству и общности российской цивилизации при всем разнообразии
этносов, культур, мировоззренческих позиций, религий. В этом смысле
состояние межрелигиозных отношений является своеобразной лакмусовой
бумажкой формировании общероссийской идентичности.

Межрелигиозные отношения и их состояние в современной России являются важным фактором сохранения и поддержания веротерпимости, толерантности и стабильности в многонациональном и поликонфессиональном российском государстве. Любая религия имеет свою философско-нравственную основу, которая остается неизменной в любых политических и социальных обстоятельствах. Следует отметить, что именно религиозная толерантность, открытость к диалогу, гуманизм, нравственные религиозные нормы, отсутствие нетерпимости и претензии на исключительность - гарантии стабильности межрелигиозных отношений, которые во многом определяют стабильность российского общества. Необходимый баланс в межрелигиозных отношениях как в России в целом, так и в отдельных ее регионах должен основываться не только на принципе толерантности, но и способствовать взаимодополнению и взаимодействию разных культур и религий с помощью диалога, способствующего более глубокому пониманию иных религий, существующих в цивилизационном пространстве России бок о бок. Неисчерпаемые богатства философской и религиозной мысли

буддизма, христианства, ислама должны быть востребованы представителями самых разных религиозных конфессий России, в целом современной российской культурой и прежде всего ее интеллектуальной элитой, способной донести до своего народа ее ценности, специфические черты и то общее, что объединяет все развитые религии без исключения -принципы морали. Особое геополитическое положение России, наличие в ней западной и восточной культур, имеющих продолжительную историю, предполагает толерантность межрелигиозных отношений, чрезвычайно корректное и деликатное отношение к их носителям, немедленную реакцию власти и всего российского общества на конфликтные ситуации, возникающие в этой сфере.

Важное значение имеет и внешнеполитический аспект данной проблемы. Российский буддизм является частью буддийской цивилизации, которая в настоящее время включает в себя не только государства буддийского Востока, но и западные страны (как в традиционном виде, так и в «нетрадиционном», активно включаясь в разные области культуры западного мира), в этом смысле буддизм является связующим звеном между Россией и странами буддийского Востока.

Особенности межрелигиозных отношений в России, прежде всего в буддийском регионе, должны способствовать устранению любых межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Следовательно, от правильной политики в сфере межрелигиозных отношений во многом будет зависеть и международное положение России.

Актуальность темы исследования связана с обострением межрелигиозных и межэтнических противоречий в России, усилением

роли религиозной и этнической идентичности и связанных с ней форм религиозного экстремизма и национализма в политических и общественных процессах. В связи с этим осуществляется поиск системы мер по предотвращению межрелигиозных конфликтов. Основой построения такой системы является разработка единого положения, основанного на общности этических принципов мировых религий и являющимся духовным основанием для дальнейших практических действий по нормализации межрелигиозных отношений и развития толерантности. Вместе с тем, на наш взгляд, в Калмыкии сложилась уникальная модель толерантных межрелигиозных отношений, которая при всей ее специфике может быть применима к другим регионам России.

Степень научной разработанности темы

Общие философские и методологические проблемы исследования религии и межрелигиозных отношений получили разработку в трудах В. И. Гараджи, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова, Ю. А. Кимелева1 и др. В этих работах были заложены основы методологических и социально-философских аспектов представлений о сущности религии, а также конкретно-исторических проявлений этого феномена.

Во многом новая постановка проблем изучения религиозного опыта, его преломления в различных видах религиозного дискурса представлена в

1 См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1994; Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985; Яблоков КН. Религиоведение. М., 1998; Он же. Основы теоретического религиоведения. М., 1994; Аринин Е.А. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.

трудах санкт-петербургского исследователя Е.А. Торчинова1, исследовавшего особенности и универсальные черты религий мира с точки зрения феноменологии.

Большой опыт изучения поставленных в диссертационном исследовании проблем выработан в западном религиоведении. В сложившуюся в XX веке в качестве особого раздела религиоведения феноменологию религии внесли большой вклад Р. Отто, М. Элиаде2, обнаружившие общие черты в разных религиях: от примитивных до мировых.

В рамках социологических исследований религии, имеющих отношение к теме диссертации, можно отметить работы таких ученых, как М. Вебер, Э. Трельч, Э. Дюркгейм, и др.3, в которых выработаны принципы понимания и классификации религиозных явлений, их функционирования в обществе.

Проблемы философии религии, рассмотрение философских аспектов влияния религии на общественные процессы в России в эпоху кризиса рассматривались в начале прошлого века такими известными русскими философами и теологами как B.C. Соловьев, Н.А Бердяев, П.И. Флоренский, С.Н. Булгаков и др., многие из которых с интересом и симпатией относились к буддизму.

Буддизм как религиозно-философский феномен исследовался классиками отечественной буддологии: Ф.И. Щербатским, О.О.

См.: Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 2000.

2 См.: Otto R. Idea of the Holy. Oxford, 1958; Элиаде M. Священное и мирское. M., 1994. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма// Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Розенбергом, современными буддологами - Г.М. Бонгард-Левиным, Е.А. Торчиновым, A.M. Пятигорским1 и др.

С начала 1990-х годов появляются современные научные исследования по буддизму в Калмыкии. Выходят Э.П. Бакаевой, Г.Ш. Дорджиевой, К.В. Орловой, К.А. Наднеевой, Б.У. Китинова2 и др., в которых отражена проблема межрелигиозных отношений.

Современный этап развития исследований характеризуется все более возрастающим интересом к религиозной, межрелигиозной и межконфессиональной проблематике. Общественная представленность религиозных ценностей и процессы конфессиональной вовлеченности нашли отражение в социологических исследованиях М.П. Мчедлова, В.И. Борзенко, И.А. Василенко3, Л.Н. Митрохина4, И.Н Яблокова5 и др. Необходимо отметить, что большинство исследователей, представляющих различные области социальных наук, склонно констатировать

1 См.: Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988; Розенберг О.О.
Труды по буддизму. М.,1991; Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.,
2000; Торчинов КА. Введение в будцологию. СПб., 2000; Пятигорский A.M. Введение в
изучение буддийской философии. М., 2007.

2 См.: Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста,
1994; Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа
религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII-начало XX
вв), Элиста, 1995; Орлова К.В. История христианизации калмыков (середина XVII-
начало XX вв.). М., 2006; Наднеева КА. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы.
Элиста, 1994; Китинов Б. У.Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов
(XIII -XVII вв). М., 2004.

См.: Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.

4 См.: Митрохин Л.Н. О религиозном возрождении России // Российский обозреватель.
1996.№3. С. 106-107; Он же. Философия религии. М., 1993. С. 4-129.

5 См.: Яблоков И.Н. Психология религий. Теоретическая и практическая социальная
психология. М., 1988.

8 возрастающую роль религиозного фактора в общественной практике и социальной коммуникации.

Имеется ряд социологических и социально-философских
исследований, отражающих конкретную фактологию

межконфессиональных и межрелигиозных отношений, как на уровне эмпирических данных, так и концептуально (В.В Амелин, В.И Веремчук, К. Каариайнен, Л.Г. Коротаева, Д.В. Фурман и др.)1.

Основной философский фокус анализа межрелигиозных и межконфессиональных отношений сконцентрирован в рамках проблем религиозного противостояния и диалога.

Проблемы государственного регулирования межконфессиональных и межэтнических отношений анализировались в работах Л.А Баширова, О.Ю. Васильевой, Ю.П. Зуева, Р.А. Лопаткина, С.А. Семедова, М.И. Одинцова, В.К. Пинкевича, Н.А. Трофимчука, М.О. Шахова, В.В. Шмидта и др., а также в коллективных трудах кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в информационно-

См.: Амелин В.В. Межкультурное взаимодействие в условиях полиэтнической области. Этнопанорама. 1999.№ 1. С. 28-34; Веремчук В.И. Социология религии. М., 2004; Каариайнен К., Фурман Д.В. Татары и русские, верующие и неверующие, старые и молодые// Вопросы философии.2007. №3. С. 68-80; Конфликтология. Под ред. А.С. Кармина. СПб., 2000; Коротаева Л.Г. Формирование этнических стереотипов. Национально-религиональный компонент образования в условиях его стандартизации. Бирск, 1997; Варламова СИ., Выдрина Г.А., Лопаткин Р.А., Малахов СП. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе. Ханты-Мансийск, 2004.

аналитическом бюллетене «Государство, религия, церковь в России и за рубежом».

Следует отметить, что как в зарубежном, так и в отечественном религиоведении выработан солидный корпус методологических подходов к изучению религиозных систем, а также проведена большая работа по изучению влияния религиозных организаций на политические и общественные процессы. Тем не менее, непрестанно развивающаяся и разнообразная религиозная жизнь непрерывно ставит перед наукой задачи по переосмыслению и дополнению отработанных и известных подходов новыми, а вновь появляющийся эмпирический материал подчас требует и новых способов его осмысления и анализа.

Цели и основные задачи исследования. Целью данной работы
является анализ межрелигиозных отношений как процесса

взаимодействия этических учений буддизма и христианства в Республике Калмыкия.

Для достижения этой цели необходимо разрешить несколько следующих задач:

Лопаткж Р.А. Конфессиональный портрет страны // Исторический вестник. 2000. № 5-6(9-10). С. 195-205; Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиальных отношений в северном регионе. Отв. ред. Лопаткж Р.А. Ханты-Мансийск, 2004; Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя : материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, 1995-2005 / под общ. ред. Лопаткина Р.А., Гуренковой Т.Д. М.; Сургут, 2007; Сафронова Е.С. Некоторые аспекты современного буддизма в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2003. №2. М., 2003. С. 176-188; Семедов С.А. Современная геополитическая ситуация на Кавказе. М., 2008; История религий в России: уч. пособ. / отв. ред. Васильева О.Ю. М., 2004.

исследовать особенности формирования межрелигиозных отношений как процесса взаимодействия этических учений;

выяснить общественную значимость и проблематику межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия;

раскрыть содержание межконфессионального восприятия в установках и представлениях, обуславливающих приоритеты лояльности и отчуждения между конфессиональными общностями;

выявить типологию межконфессионального восприятия;

провести анализ этических учений религиозных течений, представленных на территории Республики Калмыкия;

выявить динамику развития межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия, изучить их особенности и охарактеризовать их совокупность как систему.

Объектом исследования являются религиозные организации, действующие на территории Республики Калмыкия их этические учения, система построения взаимоотношений между ними.

Предмет исследования: особенности проявления, факторы формирования и тенденции развития межрелигиозных отношений в Республике Калмыкия.

Теоретико-методологические основы исследования.

Теоретико-методологической базой исследования послужили как работы зарубежных классиков религиоведения (М.Элиаде, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Э.Фромма, К.Юнга и др.), так и труды отечественных религиоведов, особенно буддологов (Ф.И.Щербатского, О.О.Розенберга, Е.А.Торчинова, Л.Н.Митрохина, Ю.А.Кимелева, В.И.Гараджи, И.НЛблокова и др.).

В работе был использован комплексный подход, включающий многие дисциплины, что позволило более глубоко рассмотреть проблему межрелигиозных отношений как целостного общественного явления, продемонстрировать его в динамике. В связи с этим проблема исследовалась с помощью различных методик, используемых в исторических и философских науках, этнологии, культурологи, социологии, политологии.

В работе используются общие принципы научного исследования -объективности, системности, комплексности. Необходимым ориентиром при разработке проблемы явились достижения современных философских направлений, в первую очередь философии религии в целях определения сущностных характеристик религии и для исследования эволюции религиозных представлений. Особенно следует отметить, что во многих своих положениях диссертационное исследование опирается именно на методы социологического анализа, плодотворно применяющегося в религиоведении.

Эмпирической базой, иллюстрирующей теоретические положения и выводы исследования, являются результаты социологических опросов

населения Республики Калмыкия, проведенных автором. В общей сложности было опрошено 900 верующих, представляющих различные религиозные направления: православие, буддизм, ислам, католицизм, протестантизм, свидетели Иеговы, В работе использовались также данные социологических опросов, полученные другими авторами и коллективами. Гипотеза исследования. Результаты исследования содержания этических учений мировых религий и их взаимодействия позволят построить на их основе новые формы межрелигиозного диалога как средства достижения взаимопонимания различных слоев многонационального и поликонфессионального российского общества и устранения причин межрелигиозных конфликтов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования

Научная новизна диссертации заключается, в первую очередь, в характере постановки проблемы и выборе объекта исследования. Помимо этого, в диссертационном исследовании:

  1. рассматривается нравственно-философский аспект влияния религии на общество*

  2. анализируются и основные концептуальные аспекты и компоненты, составляющие комплексы религиозных представлений;

  3. ранее разработанные принципы типологизации процессов межрелигиозного взаимодействия применяются в более широком религиозно-культурном контексте;

4. предлагаются и обосновываются методологические подходы к

изучению межрелигиозных отношений и практические сферы их применения. Положения, выносимые на защиту:

1. Межрелигиозные отношения в России складывались многими столетиями и в разные исторические периоды они значительно варьировались; если буддизм в российской империи считался терпимой религией, часто даже в официальных документах именовался «язычеством», при главенстве православия, то в настоящее время, согласно Конституции РФ, он имеет равные права со всеми религиозными конфессиями и мировоззренческими позициями. Однако до сих пор со стороны ряда консервативных православных авторов буддизм продолжает обвиняться в язычестве, что создает определенную напряженность в среде буддистов.

2. В работе анализируются межрелигиозные отношения в Калмыкии,
которые благодаря правильной и разумной политике власти, отношения к
этой проблеме общественности, религиозных организаций создали
благоприятную и позитивную атмосферу функционирования различных
религий, плодотворное формирование толерантности, взаимопонимания и
взаимодействия, существующих в республике Калмыкия конфессий,
всегда готовых в диалоге решать возникающие проблемы.

3. При анализе особенностей и универсальных положений и
концепций трех мировых религий, существующих в Калмыкии, впервые
была дана единая классификация религий, ранее применимая лишь к
христианству. Она связана с определением и содержанием таких понятий,

как религия и конфессия. Три основных направления буддизма (тхеравада, махаяна, ваджраяна) рассматриваются как конфессии, соответствующие всем признакам научной классификации христианских конфессий.

Практическая значимость.

Положения и выводы диссертационного исследования могут найти применение, в первую очередь, в исследовательской деятельности, посвященной проблемам межрелигиозных отношений, преимущественно вновь возникающих и недостаточно изученных. Кроме того, результаты данного исследования могут найти практическое применение в построении межрелигиозных отношений в поликонфессиональном регионе. Методологические принципы, изложенные в данном исследовании, могут успешно применяться в экспертизе для решения как общих вопросов -например, о религиозном характере того или иного нового учения, - так и частных, связанных с генезисом и содержанием представлений, выдвигаемых тем или иным религиозным движением.

Апробация диссертации.

Основные положения диссертации были представлены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Концептуальное развитие современной цивилизации» (Волгоград, 2010), Второй Международной конференции «Религии России: проблемы социального служения» (Нижний Новгород, 2010).

Кроме того, идеи, положенные в основу диссертации, были изложены в научных публикациях в журнале «Социология власти», сборниках материалов научно-практических конференций общим объемом 2,2 п.л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (5 параграфов), списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия : современное состояние и тенденции развития