Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества Бурова, Лариса Анатольевна

Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества
<
Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурова, Лариса Анатольевна. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Бурова Лариса Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/294

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Во второй половине XX века в религиозной жизни стран западного мира произошли очень существенные изменения: на фоне углубляющегося кризиса традиционных религий начинается резкий рост религиозных новообразований, которые исповедовали вероучения, до тех пор практически незнакомые широкому кругу граждан западных стран. Эти новообразования получили разные названия: в англоязычных странах Северной Америки их чаще всего называли «культами», в европейских странах - «сектами». Одним из наиболее употребительных терминов в научном сообществе, не несущим негативных коннотаций, стал термин «новые религиозные движения» (НРД). Число «культов», или «сект» в шестидесятые-семидесятые годы XX века исчислялось тысячами, а в их деятельность оказались втянуты в той или иной степени, по самым скромным и приблизительным оценкам, многие миллионы человек.

Советский Союз, в котором господствовала идеология государственного атеизма, оставался в стороне от этих процессов вплоть до конца восьмидесятых годов. Начало общего кризиса советского государства, сопровождавшееся прекращением политики государственного атеизма, ознаменовалось, в том числе, и началом проникновения на территорию нашей страны НРД зарубежного происхождения. Многие НРД, весьма популярные и многочисленные за одно-два десятилетия до упомянутых событий, в то время переживали серьезный кризис, сопровождавшийся потерей влияния и сокращением численности адептов, и поэтому лидеры этих движений обратили свое внимание на республики, находящиеся за рухнувшим «железным занавесом». Они были уверены в том, что смогут поправить свои дела, утвердившись на еще неосвоенных ими территориях. Добавим к этому, что многие НРД, хлынувшие на территорию нашей страны, уже успели к тому времени изрядно скомпрометировать себя в глазах общественного мнения в западных странах. Неудивительно, что их лидеры питали большие надежды на

успешную деятельность там, где об их делах еще мало кто был осведомлен. Наряду с новыми религиями западного происхождения в нашей стране, а также в других независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР, появилось множество НРД отечественного происхождения.

Таким образом, за короткий промежуток времени на территории нашей страны появилось множество религиозных новообразований. Несмотря на свою малочисленность, НРД быстро попали в эпицентр горячих дискуссий, и нашли в себе как защитников, так и бескомпромиссных критиков. Можно утверждать, что появление НРД стало фактором, вызвавшим беспокойство как общества в целом, так и традиционных религий, существующих на территории нашей страны. К сожалению, накал страстей, сопровождающий споры, ведущиеся вокруг НРД, зачастую мешает объективно посмотреть на происходящее, выяснить: в какой мере деятельность НРД действительно может представлять собой фактор, дестабилизирующий общество, и в какой мере опасения, вызванные появлением новых религий, являются преувеличением. Следовательно, объективное научное исследование взаимоотношений НРД с традиционными религиями и с обществом в целом, а также проблем, вызванных присутствием НРД, и тех причин, по которым их присутствие вызывает обеспокоенность общественности и традиционных религий, является актуальной и значимой научной задачей.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают новые религиозные движения (НРД). Предметом исследования являются взаимоотношения НРД с традиционными религиями и с обществом в целом.

Степень разработанности проблемы. Исследованиям НРД посвящена обширная научная литература, опубликованная светскими специалистами. Кроме того, в работах целого ряда конфессионально ориентированных авторов содержатся фактические материалы, выводы и обобщения, сохраняющие свою значимость и для светской науки. Особенно внушительное число исследований проделано зарубежными специалистами, что закономерно, так как НРД

появились в странах западного мира значительно раньше, чем в нашей стране. Среди работ, написанных зарубежными учеными, наиболее значительное место принадлежит работам таких авторов, как А. Баркер, Дж. Хадден, Д.Г. Мелтон, М. Интровиньо, Б.Уилсон, Д. Ричардсон, Д. Бромли, Д. Баррет. Среди конфессионально ориентированных зарубежных авторов следует назвать таких, как У. Мартин, И. Огорд, Т. Гандоу. Из числа работ отечественных авторов, занимающихся проблематикой новых религий, важное место занимают исследования И.Я. Кантерова, Е.Г. Балагушкина, Л.Н. Митрохина, Н.А. Трофимчука, М.П.Свищева, Б.З. Фаликова, СБ. Филатова. Среди конфессиональных авторов, изучающих новые религии, в нашей стране выделяются А. Л. Дворкин и протоиерей А. Новопашин.

В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на внушительный объем опубликованных к настоящему времени исследований, ряд существенных для понимания особенностей НРД проблем остаются разработанными в недостаточной степени. В частности, это касается такого важного вопроса, как специфика взаимоотношений НРД с традиционными религиями и с обществом в целом, особенно применительно к социокультурным условиям нашей страны.

Методологические основы исследования. В работе применяется ведущий для современного религиоведения принцип методологического агностицизма, в соответствии с которым исследователь воздерживается от вынесения прямых или косвенных суждений об истинности или ложности тех или иных религиозных верований, и анализирует убеждения и поведение людей, исходящих в своих действиях из убежденности в истинности собственной веры. Также в работе, наряду с общенаучными методами, используются сравнительно-исторический и сравнительно-аналитический методы.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование специфики взаимоотношений новых религиозных движений с

традиционными религиями и с обществом в целом. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать факторы, вызывающие напряженность в отношениях между НРД и традиционными религиями.

  2. Рассмотреть специфику взаимоотношений НРД и традиционными религиями в сравнении с теми принципами, что определяют взаимоотношения между традиционными религиями.

  3. Проанализировать специфику восприятия деятельности НРД традиционными религиями.

  4. Проанализировать факторы, вызывающие напряженность в отношениях между НРД и обществом в целом.

  5. Проанализировать специфику восприятия деятельности НРД обществом.

  6. Рассмотреть возможности трансформации НРД под влиянием негативного восприятия их обществом, и границы, в которых возможна эта трансформация.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

  1. Проанализированы факторы, объективно приводящие к напряженности во взаимоотношениях между НРД и традиционными религиями.

  2. Проведен сравнительный анализ принципов взаимоотношений между традиционными религиями, с одной стороны, и между НРД и традиционными религиями, с другой.

  3. Проанализирована специфика восприятия деятельности НРД представителями традиционных религий.

  4. Проанализированы факторы, способные вызывать напряженность в отношениях между НРД и обществом в целом, включая его секулярную составляющую.

  1. Проанализирована специфика восприятия деятельности НРД обществом.

  2. Рассмотрены возможности трансформации НРД под влиянием критики, которую вызывает в обществе их деятельность, оценены границы, в которых возможна трансформация НРД.

Тезисы, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие тезисы:

  1. Основным фактором, вызывающим напряженность в отношениях между НРД и традиционными религиями, является миссионерская активность НРД, рассматриваемая традиционными религиями как прозелитизм, т.е. переобращение верующих.

  2. Традиционные религии, находясь в условиях современного общества, объективно заинтересованы в поддержании достигнутого баланса во взаимоотношениях между собой, и руководствуются в межконфессиональных отношениях принципами отказа от прозелитизма и уважения канонической территории. НРД объективно более заинтересованы в поддержании определенной степени напряженности во взаимоотношениях с традиционными религиями, т.к. это способствует сплоченности религиозных новообразований.

  3. Традиционные религии воспринимают, в предельном варианте, свои взаимоотношения с НРД как противостояние абсолютного добра и абсолютного зла, имеющее эсхатологическое значение. Аналогичным образом могут интерпретировать ситуацию также и НРД. Это создает зону потенциальных конфликтов в обществе. В условиях современного общества роль арбитра берет на себя государство, предотвращая возможную эскалацию конфликта.

  4. Одним из основных факторов, вызывающих негативное отношение общества к НРД, является экономическая активность новых религий, заключающаяся, во-первых, во взимании чрезмерной платы за совершение религиозных обрядов, и, во-вторых, в экономической эксплуатации своих адептов.

  1. Активность НРД способна вызывать десоциализацию адептов новых религий и провоцировать взаимное отторжение между адептами и их социальным окружением, что предопределяет восприятие обществом религиозных новообразований как источника социальной нестабильности.

  2. НРД представляют собой сравнительно малочисленные и управляемые своим руководством организации, что создает потенциал для существенной трансформации этих организаций под влиянием критического отношения общества, вызванного негативными сторонами деятельности НРД. Однако возможности позитивных изменений могут ограничиваться объективной заинтересованностью НРД в сохранении определенного уровня противостояния. Тем не менее, проведение разумной и взвешенной политики по отношению к новым религиям создает условия для успешной адаптации НРД в обществе.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в дальнейших научных исследованиях, практической деятельности в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, а также в работе преподавателей высших учебных заведений при подготовке и чтении общих и специальных религиоведческих курсов. По теме диссертационного исследования опубликованы 8 статей.

Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования, и состоит из введения, двух глав, включающих, в общей сложности, шесть параграфов, заключения, и списка литературы, включающего 121 наименование.

Похожие диссертации на Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества