Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общество Иисуса: история и современность Свиридова, Наталья Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свиридова, Наталья Владимировна. Общество Иисуса: история и современность : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Свиридова Наталья Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2013.- 146 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/23

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Общество иисуса в XVI-XIX вв 20

1.1 Становление организации ордена иезуитов 20

1.2 Общество Иисуса в России XVI-XIX вв 47

Глава 2 Общество иисуса в современном мире 57

2.1 Общество Иисуса за рубежом в XX веке 57

2.2 Орден иезуитов в СССР и современной России 73

Глава 3 Теология иезуитов 83

3.1 Философско-богословские воззрения иезуитов XVI-XIX вв 83

3.2 Религиозно-философские течения в современной теологии Общества Иисуса 94

Заключение 124

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Сегодня католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли значительную роль в мировой истории с момента возникновения Ордена в XVI веке. Общество Иисуса и само подверглось эволюции, породив новые направления в современной католической теологии.

В 2013 году папой римским избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, ставший первым в истории Католической церкви папой -представителем Общества Иисуса. Анализ основных течений теологии и наиболее важных направлений деятельности Ордена позволит получить ценные сведения о мировоззрении нового папы и о роли членов Общества в трансформации современного католицизма.

Иезуиты возобновили официальную деятельность на территории Российской Федерации в 1991 году, пройдя сложный период поиска путей взаимодействия с Русской Православной церковью. Изучение специфики Общества Иисуса и истории его существования в России позволит сделать прогнозы дальнейшей деятельности иезуитов на территории Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы.

Общество Иисуса было предметом анализа ученых и теологов на протяжении всего времени своего существования, что позволяет говорить о наличии большого количества исследований, связанных с Орденом. Между тем, анализ посвященных Обществу работ отечественных ученых показал отсутствие современного системного философско-религиоведческого исследования этой организации.

Большой вклад в изучение Общества Иисуса внесен самими его членами, которые с начала существования Ордена тщательно собирали и систематизировали документы, касающиеся собственной истории. Наиболее ценное собрание документов содержится в Римском архиве Общества Иисуса (Archivum Romanum Societatis Iesu). Членами Ордена регулярно издаются библиографии и краткие аннотации книг и статей, посвященных иезуитам1. В 2001 году Исторический институт Общества Иисуса в Риме подготовил и издал фундаментальный справочник по истории Общества . Издание вышло в четырех томах и содержит, помимо биографических сведений, понятия, связанные с деятельностью Ордена. Документы, касающиеся деятельности иезуитов на территории России, находятся в Архиве древних актов и в Государственном архиве РФ.

Первая попытка исследования истории иезуитов была предпринята самими членами Ордена в 1640 году, результатом которой стало собрание «Образ первого века существования Общества Иисуса» , в ней происхождение соратников И. Лойолы ведется от Иисуса Христа. Составление официальной истории Ордена началось в XVII веке по поручению генерала К. Аквавивы (1543-1615), в основу которой были положены материалы Римского архива Общества Иисуса. Также были составлены описания деятельности иезуитов в разных провинциях. В конце XVI века П. де Рибаденейра (1527-1611) по поручению генерала Ф. Борджиа (1510-1572) написал первую официальную биографию И. Лойолы, носящую агиографический характер.

Об основателе Общества Иисуса Игнатии Лойоле (1491-1556) написано большое количество трудов. В качестве важного источника представляют интерес его автобиографические произведения «Рассказ паломника о своей жизни» и «Духовный дневник», ставшие известными широкому кругу

1 Begheyn P. Studies in the spirituality of Jesuits. A bibliography on St. Ignatius' Spiritual exercises : a working-tool
for American students. - St. Louis, 1981.

2 Diccionario historico de la Compania de Jesus : biografico-tematico I Charles E. O'Neill, Joaquin M. Dominguez-
Roma, Madrid, 2001.

3Imago primi saeculi Societatis Jesu.

ученых лишь в начале XX века. Им написано большое количество писем (около 7000 из них сохранилось), содержащих обширный фактический материал о формировании Общества Иисуса.

В XX веке иезуиты многократно обращались к исследованию биографии своего основателя. X. Крейскель написал работу «Святой Игнатий Лойола»4, в которой заново пересмотрел некоторые факты. Заметный вклад в изучение духовности основателя Общества Иисуса внес иезуит X. Ранер в своем исследовании «Игнатий Лойола и историческое становление его духовности»5.

О духовности Общества Иисуса пишут в основном сами члены Ордена. Из работ последних лет можно отметить труды Ж.К. Дотеля6 «Игнатианская духовность. Точка повторения», А. Демустьера «К чему призывают «Духовные упражнения»? Игнатианское высказывание». Что касается исследований по практике «Духовных упражнений», то Орденом за

последние годы выпущено несколько фундаментальных руководств .

Особо следует отметить работу Жозефа де Гибера «Духовность Общества Иисуса»9, опубликованную в 1945 году. Она была написана к 400-летию ордена иезуитов по просьбе генерала Владимира Ледуховского (1915-1942). Современные ученые продолжают исследования духовной жизни Общества Иисуса. П. Бремен вынес цель жизни иезуита в название своей книги «Искать Бога во всех вещах, чтобы найти свое место в вере»10.

Отметим также фундаментальный труд историка, директора Славянской библиотеки в Париже П. Пирлинга (1840-1922), написавшего пятитомный труд «Россия и Святой Престол»11, в котором особое внимание уделено истории иезуитов на территории Российской империи.

4 Creixell J. San Ignacio de Loyola. - Barcelona, 1922.

5 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М., 2002.

6 Dhotel J.-С. La spiritualite ignatienne. Points de repere. - Paris, 1990.

7 Demoustier A. Qu' appelle-t-on exercices spirituels? La proposition ignatienne. - Paris, 2004.

8 Ganss E. Ignatius of Loyola: the Spiritual exercises and selected works. - New York, 1991.

9 Гибер де Ж. Духовность Общества Иисуса. - М, 2010.

10 Breemen P. Trouver Dieu en toutes choses. Pour que la vie trouve sa place dans la foi. - Paris, 1997.

11 PierlingP. LaRussie et Saint-Siege. Etudes diplomatiques. -Paris, 1912.

Иезуит Марек Инглот, декан факультета истории Папского Григорианского университета, издал фундаментальную монографию на основе польских и римских иезуитских архивов «Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире»12.

Современная история Ордена отражена в работе иезуита Луи Синтаса (1932-2010) «Плюрализм в церкви»13, посвященной анализу послесоборного католицизма и места иезуитов в обновленной церкви. Иезуит Поль Валадье (1933) исследует вклад Общества Иисуса в теологию в работах «Христианство в наше время» и «Церковь в процессе»14.

На Западе интерес к Обществу Иисуса никогда не утихал, поэтому подавляющая часть исследований выполнена зарубежными авторами. По тематике можно выделить несколько направлений, которые особо интересовали ученых. Помимо работ по истории Ордена в различные периоды и в разных регионах, особое внимание исследователи уделяют личности И. Лойолы, игнатианской мистике и теологии.

История Общества Иисуса рассматривалась исследователями разных религиозных взглядов: протестантом Г. Бемером15 (1869-1927), его современником французским историком Г. Моно16 (1844-1912). Трехтомная история Общества Иисуса была написана католическим, а затем перешедшим в православие священником В. Геттэ17 (1816-1892). Профессор Мюнхенского университета католический теолог Ж. Губер (1830-1879) рассматривает историю иезуитов в контексте истории католицизма в работе «Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере

12 Инглот М. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном
восстановлении Ордена во всем мире. - М, 2004.

13 Sintas L. Pluralisme dans l'Eglise. - Toulouse,1968.

14 Valadier P. Un christianisme au present. - Paris. 1977. Valadier P. L'Eglise en process. - Paris, 1989.

15 Бемер Г. История Ордена иезуитов. - Смоленск, 2002.

16 Моно Г. Об истории Общества Иисуса // Орден иезуитов: правда и вымысел. - М, 2004.

17 Геттэ В. История иезуитов, составленная по подлинным, отчасти неизданным документам. Т. 1. - М.,
1912.

1 я

общественной жизни, политики и религии» . Немецкий исследователь Т. Гризингер19 (1809-1884) изучил историю иезуитов с момента возникновения Ордена и до XIX века. Таким образом, XIX век в исторической науке отмечен устойчивым интересом к истории Общества.

Роль иезуитов в Католической церкви прослеживается и в работах, не касающихся иезуитов напрямую. Например, в пятитомной «Истории II Ватиканского собора» или в работе немецкого историка М. Филиппсона (1846-1916), посвященной религиозной контрреволюции XVI века.

История мифов и предрассудков, связанных с иезуитами, рассматривается М. Леруа22 и Д. Райтом23. Работы историков Ж. Мишле (1798-1874) и Э. Кине (1803-1875), читавших лекции в Коллеж де Франс, также затрагивают представления об иезуитах в общественном сознании. Э. Кине называет Орден «официальной полицией католицизма», главное правило которой - взаимное доносительство. Ж. Мишле считал моралью иезуитов «полицейский дух, распространенный на сферу Божественного», построенный на взаимном наблюдении и взаимном доносительстве. Имелись многочисленные отклики на их работы, в частности, анонимная брошюра «В защиту Церкви, ее власти, ее установлений и Ордена иезуитов от клеветы их противников», а также ответы самих иезуитов. Иезуит де Равиньян в 1844 году в Париже издал ответ на критические памфлеты «О существовании иезуитов и об их ордене».

На современном этапе развития науки появляется исследования, касающиеся теологии католицизма. Эта тенденция особенно усилилась после Второго Ватиканского собора. Сами члены Общества Иисуса не избегают вопросов, связанных с изучением проблемных тем современной теологии.

18 Губер Ж. Иезуиты, их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной
жизни, политики и религии. - СПб., 1898.

19 Гризингер Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний от основания ордена до настоящего
времени. - СПб., 1999.

20 История II Ватиканского собора. Том 1-5. Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. - М, 2003
- 2009.

21 Филиппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Общество иезуитов. - М., 2011.

22 Леруа М. Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле. - М., 2001.

Так, например, Анри де Любак в работе, посвященной П. Тейяру де Шардену, рассматривает ключевые аспекты эволюционного учения.

Выходят и более общие труды, в которых представлены идеи сразу нескольких теологов. Например, Ж.-И. Кальве в работе «Христианские мыслители об обществе»25 рассматривает наряду с идеями Э. Мунье (1905-1950) и систему П. Тейяра де Шардена. О К. Ранере и Г. У. фон Бальтазаре издали сборник статей26, построенный на контрасте их идей. Обширна литература, касающаяся наследия Б. Лонергана. Д. Тиван в исследовании «Лонерган. Герменевтика и теологический метод»27 дает новую интерпретацию трансцендентального метода этого мыслителя. Ф. Кроуе в «Христологии Бернара Лонерана с 1935 по 1982 гг.»28 прослеживает эволюцию идей этого теолога. Философско-богословское наследие Г.У. фон Бальтазара исследовано Э. Гуерьеро29.

Роль Общества Иисуса в прогрессе науки, являющаяся одной из наименее исследованных сфер деятельности иезуитов, изучена М. Фейнгольдом . Автор, опираясь на исторические документы, приходит к выводу, что в учебных заведениях иезуитов велась научная работа. Сами иезуиты участвовали в дискуссиях, высказывая конструктивные замечания, способствовавшие дальнейшему совершенствованию космологических гипотез.

Отдельные, наиболее уникальные особенности Общества Иисуса, отличающие его от других орденов, изучаются мыслителями разных направлений. Например, X. Меллони31 рассматривает «Духовные упражнения», являющиеся основой формирования мировоззрения иезуита, в контексте развития католической духовности в целом. Французский философ

Райт Д. Иезуиты. Тайная гвардия Ватикана. - М., 2006.

Lubac Н. La pensee religieuse du Pere Pierre Teihard de Chardin. - Paris, 1962.

Calvez J.-Y Chretiens penseurs du social. - Paris, 2002.

Gagey H.J., Holzer V. Balthasar, Rahner : Deux pensees en contraste. - Paris, 2005.

Teevan D. Lonergan. Hermeneutics, Theological Method. - Milwaukee, 2005.

Crowe F. The Christology of Bernard Lonergan from 1935 to 1982. - Ottawa, 2005.

Гуерьеро Э. Ханс Урс фон Бальтазар. - М., 2009.

Feingold М. Jesuit Science and the Republic of Letters. The MIT Press. - Cambridge, Massachusetts, 2003.

Р. Барт (1915-1980) обратился к анализу личности И. Лойолы с точки зрения постструктурализма. Профессор истории церкви Ф. Лекривен в исследовании «Для вящей славы Божьей. Миссия иезуитов»33 изучил истоки Общества Иисуса и сумел найти в заветах Игнатия Лойолы вдохновение для современных миссионеров. Психоаналитическое прочтение наследия И. Лойолы стало одним из ключевых направлений исследований иезуита Луи Бернарта34 (1906-1985).

Деятельность иезуитов в России изучали польские ученые на рубеже XIX-XX веков. Например, М. Лорет35 занимался вопросами взаимодействия Ордена с Ватиканом. В работе «Католическая Церковь и Екатерина П. 1772-1784 гг.» он, основываясь на материалах римских архивов, пришел к выводу, что существование Общества Иисуса в Российской империи в период его официального запрета было незаконным. Историю иезуитов в России в первой половине XX века исследовал ученый-византолог А. Вегнер36 - католик, член ордена ассумпционистов. В его работе содержится ценные материалы по одному из наименее изученных периодов деятельности Общества Иисуса в России.

В современном западном религиоведении Орден неоднократно становилось предметом диссертационных исследований. За последние несколько лет защищены работы по историческим, теологическим, педагогическим направлениям, связанным с Обществом Иисуса. Опыт организации системы образования в Ордене изучен американским исследователем, сотрудником католического колледжа Ж. Клюгом37. Современные исследователи применяют метод сопоставительного анализа для выявления особенностей воззрений теологов-иезуитов. Например, в

31 Меллони X. Упражнения св. Игнатия Лойолы в Западной традиции // Точки. № 3-4. - М., 2003. - С. 66-
112.

32 Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. - М, 2007.

33 LecrivainP. Pourune plus grande gloire de Dieu. Les missions jesuites. -Paris, 1991.

34 Бернарт Л. Психоаналитическое прочтение «Духовного дневника» Игнатия Лойолы // Символ. - Париж,
2006. - С. 307-323. Он же. Различение духов и душевная жизнь // Символ. - Париж, 2006. - С. 293-307.

35 Loret М. Kosciol katolicki a Katarzyna П. 1772-1784. - Krakow-Warszawa, 1910.

36 Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. Пер. с франц. Д. В. Власова. - М, 2000.

Университете Маркетта, входящем в Ассоциацию иезуитских колледжей и университетов, был проведен анализ идей протестантского теолога Аруны Гнанадасон (координатор программы «Женщины» Всемирного совета Церквей) и иезуита Иоганна Баптиста Метца . В диссертации К. Леми дан сравнительный анализ теологии иезуита Ганса Урса фон Бальтазара и православного богослова Сергия Булгакова. Анализу трудов одного из наиболее влиятельных теологов XX века Анри де Любака посвящена диссертация Марселино Д'Амброзио40. Вклад Общества Иисуса в развитие японской культуры обозначил в своем исследовании Н. Котани. Исследуя опыт иезуитов по обучению японцев основным методам европейской живописи XVI-XVII века, автор выделяет особое художественное направление, сложившее в японском искусстве под влиянием иезуитов41.

Наследие отечественных исследователей, касающееся иезуитов, также весьма обширно. По времени написания можно разделить эти работы на три периода, отличающиеся мировоззренческим подходом к предмету изучения.

1. Дореволюционные исследования (до 1917 года), написанные в основном с позиций антикатолицизма, рассматривающие деятельность иезуитов как проявление экспансии папского престола. Со второй половины XIX - начала XX веков наблюдался всплеск интереса к Обществу Иисуса в работах А. Ильина42, Д. Скворцова43, в переписке Ю.Ф. Самарина (1819-1876) с иезуитом И.М. Мартыновым (1821-1894)44, М. Морошкина45, А. Лилова46. В их исследованиях можно найти сведения о деятельности иезуитов на

Klug, Joseph Н. Teacher reflective practice in Jesuit high schools Ph.D. - Saint Louis Univercity, 2010.

38 Baumgardt G. Opening First-World Catholic Theology to Third-World Ecofeminism: Aruna Gnanadason and
JohannB. Metz in Dialogue. Ph.D. Faculty of the Graduate School, Marquette University. - Milwaukee, 2012.

39 Leamy K. A Comparison of the Kenotic Trinitarian Theology of Hans Urs von Balthasar and Sergei Bulgakov
Ph.D. - Marquette University, 2012.

40 D'Ambrosio M. G. Henri de Lubac and the Recovery of the Traditional Hermeneutic. Ph.D. - Catholic University
of America, 1991.

41 Kotani N. Studies in Jesuit art in Japan Ph.D. - Princeton University, 2010.

42 Ильин А. Иезуиты и их влияние на историю человечества. - М., 1905.

43 Скворцов Д. И. Орден иезуитов, как сила политическая. - М., 1897.

44 Самарин Ю.О. Иезуиты и их отношение к России. - М., 1868.

45 Морошкин М. Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени. Часть первая,
обнимающая историю иезуитов в царствование Екатерины Великой и Павла Первого. - СПб., 1867.

46 Лилов А.О. О зловредных действиях иезуитов в отношении православной церкви в России в конце XVI и в
начале XVII века. - Казань, 1856.

территории России, попытки анализа «Духовных упражнений». Историк и государственный деятель Д.А. Толстой (1823-1889) опубликовал работу

«Римский католицизм в России» , в которой рассмотрел развитие католицизма в России начиная с X века, в том числе и историю иезуитов начиная с миссии Антонио Поссевино в XVI веке.

  1. Советскими учеными были выполнены работы, посвященные анализу истории и теологии Общества Иисуса. Из советских исследователей Общества Иисуса можно назвать Д.Е. Михневича48, Л.Н. Великовича49, И.Р. Григулевича50, журналиста Б.А. Печникова51, Н.А. Ковальского52, которыми собран богатый материал по истории Общества Иисуса в XX веке. Теологию иезуитов в XX веке исследовали Б.Ю. Кузмицкас , Ф.Г. Овсиенко54, К.И. Никонов55, А.Н. Красников56. Имеются труды, затрагивающие экономические аспекты истории иезуитов. В.В. Дорошенко проанализирована феодальная экономика на примере рижской коллегии иезуитов57.

  2. В современном отечественном религиоведение продолжается изучение Общества Иисуса.

Исследователи изучают разные аспекты существования Общества Иисуса, в том числе те, которые были слабо рассмотрены в дореволюционной или советской науке. Например, такой важный этап развития философии и теологии как «вторая схоластика» в последние

47 Толстой Д.А. Римский католицизм в России. - СПб., 1876-1877.

48 Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). - М., 1955.

49 Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. - М, 1985.

50 Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Латинской Америке XVI-XVIII веков. - М, 1977.
Он же. Папство век XX. - М, 2003.

51 Печников Б.А. Отцы тьмы или иезуиты Просвещения. - М.,1989.

52 Ковальский Н.А. Эволюция социальной доктрины церкви. - М., 1974.

53 Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма: дис. ... д-ра филос. наук. -
Вильнюс, 1984.

54 Овсиенко Ф.Г. Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии //
Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Выпуск 1. Часть 2:
Институт научного атеизма - Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М, 2009. - С. 135-150.

55 Никонов К.И. Современная христианская антропология. - М., 1983. Он же. Критика антропологического
обоснования религии. - М, 1989.

56 Красников А.Н. Методология современного неотомизма. - М, 1993.

57 Дорошенко В.В. Мыза и рынок. Хозяйство рижской коллегии иезуитов на рубеже XVI и XVII веков. -
Рига, 1973.

десятилетия детально проанализирован Д.В. Шмониным,58 Г.В. Вдовиной59. Исследователем Д.В. Кирьяновым60 изучается теология иезуитов в контексте достижений теологии XX века, методологические основы теологической системы Б. Лонергана рассмотрены А.Н. Красниковым61, теология К. Ранера исследовалась Ю.А. Кимелевым62.

Современные ученые часто выбирают для изучения темы, связывающие современность и историческую традицию. Исследователь С.А. Харьков63 рассматривает теологию К. Ранера в контексте наследия И.Лойолы с использованием методов психологии.

В настоящее время публикуются переводы на русский язык работ, определивших облик современной католической философии: А. де Любака64, Г.У. фон Бальтазара65, Э. де Мелло66, X. Ранера67, К. Ранера68, Б. Лонергана69. Это способствует развитию интереса отечественных ученых к изучению католической теологии.

Существуют исследования, посвященные отдельным аспектам истории Общества Иисуса, например, монографии о деятельности иезуитов в разных регионах: в Белоруссии - Т. Блиновой , в Китае - Д. Дубровской .

58 Шмонин Д.В. Вторая схоластика, XVI - начало XVII в.: Культурный контекст, метафизические основания,
место в истории мысли: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.03. - СПб, 2003. Он же. В тени Ренессанса. Вторая
схоластика в Испании. - СПб., 2006.

59 Вдовина Г.В. Метафизика Франсиско Суареса» // Вопросы философии. № 10. - М, 2003. - С. 128-139.

60 Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. - СПб., 2009.

61 Красников А.Н. Б. Лонерган: программа обновления католической теологии // Религиоведение. № 2. —
Благовещенск, 2002. - С. 84-87. Он же. Методология современного неотомизма. - М., 1993.

62 Кимелев Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. - М., 1998.

63 Харьков С. А, Философско-теологические источники трансцендентальной теологии К. Ранера //
Религиоведение - Благовещенск, №3, 2006. - С. 119-129.

64 Любак де А. Драма атеистического гуманизма. - Милан - Москва, 1997. Он же. Парадокс и тайна церкви.
Милан - Москва, б.г. Он же. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан - Москва, 1992.

65 Бальтазар Г.У. фон, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. - М., 2006. Бальтазар Г.У.
фон Верую. Кто такой христианин. - М., 2009. Он же. Истина симфонична. - М., 2009. Он же. Пасхальная
тайна. Богословие трех дней. - М., 2006. Он же. Сердце мира. - М., 2006. Он же. Теология истории. - М.,
2006.

66 Мелло де Э. Одна минута мудрости. - М., 2004.

67 Ранер X. Игнатий Лойола и историческое становление его духовности. - М.:, 2002. Он же. Играющий
человек. -М., 2010.

Ранер К. Основание веры. Введение в христианское богословие. - М.:, 2006.

Лонерган Б. Метод в теологии. - М., 2010. Он же. Теология в ее новом контексте // Религиоведение. № 2.

Благовещенск, 2002. - С. 87-95.

70 Блинова Т.Б. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения). - Гродно, 2002.

71 Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. - М., 2001.

Изучению истории иезуитов в России посвящены работы А.Р. Андреева , В.Б. Лушпай73.

Рассмотрением Общества Иисуса как ордена Католической церкви, в

контексте ее истории занимаются В. Задворный и А. Юдин .

Таким образом, даже краткий обзор библиографии показывает сложность и обширность темы, отраженной во множестве работ с разными мировоззренческими и научными подходами. Вместе с тем, несмотря на длительную историю изучения иезуитов, наблюдается необходимость в работах, дающих систематический философско-религиоведческий анализ иезуитов как уникального феномена в истории Католической церкви.

Объектом диссертационного исследования является монашеский католический орден Общество Иисуса.

Предметом исследования является Общество Иисуса как культурно-религиозный феномен в его эволюции и современном состоянии.

Цель исследования - выявить ключевые особенности католического монашеского ордена иезуитов, его роль в истории Католической церкви, рассмотреть историю Общества Иисуса за все время существования. Особое внимание уделено времени становления и современному состоянию, так как эти периоды в развитии Ордена совпали со сменой религиозных парадигм. Специального рассмотрения требует история иезуитов в России в связи с уникальностью ситуации, создавшейся в период официального запрета Общества Иисуса.

Задачи исследования. Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующее:

1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению Общества
Иисуса в религиоведении.

2. Комплексно изучить особенности Общества Иисуса.

72 Андреев А.Р., Шумов С.А. Мальтийцы и иезуиты: власть над миром. - М., 2005.

73 Лушпай В.Б. Антипапская пропаганда белорусских иезуитов во второй половине XVIII в. // Вопросы
истории. № 8. - М, 2001. - С. 124-133. Он же. Иезуиты и Екатерина II // Вопросы истории. № 8. - М, 1999. -
С. 30-137.

3. Исследовать Общество Иисуса в России.

4. Охарактеризовать основные направления современной теологии
иезуитов.

5. Определить место иезуитов в современных религиозных процессах.
Научная новизна исследования.

  1. Проведен анализ Общества Иисуса как культурно-религиозного феномена на основе изучения современной научной, образовательной и издательской деятельности Ордена в России и за рубежом.

  2. Исследована эволюция Общества Иисуса в контексте изменений, произошедших в Католической церкви в последние десятилетия.

  3. Изучены малоисследованные отечественными учеными источники: «Духовный дневник» основателя Общества Иисуса Игнатия Лойолы, труды русских публицистов и общественных деятелей XIX века, посвященные Ордену.

  4. Исследованы труды современных теологов Общества Иисуса (А. де Любака, X. Ранера, Х.У. фон Бальтазара), дающие представление о тенденциях развития современной католической теологии.

5. Изучены документы генеральных конгрегации XX века, содержащие в
себе обновленное видение иезуитами своего места в современном
мире.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования - в том, что его результаты
могут применяться в религиоведении для дальнейшего изучения
католического монашества, истории Католической церкви,

межконфессиональных отношений.

В рамках преподавания религиоведческих дисциплин они могут быть использованы для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсам «История религий», «История Католической церкви», «Философия религии».

Задворный В. Юдин А. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. - М., 1995.

Методы исследования.

Используются традиционные научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, историко-философский анализ, сравнительно-

исторический метод . При рассмотрении возникновения Общества Иисуса применяется принцип каузальности. Культурная и временная дистанция осложняет исследование раннего периода развития Ордена, поэтому сделан анализ сохранившихся текстовых документов с применением герменевтического метода. При рассмотрении системы членства и территориальной организации используется структурно-функциональный подход.

Положения, выносимые на защиту.

1. Общество Иисуса, возникшее в XVI веке, является уникальным культурно-
религиозным феноменом благодаря заложенному Игнатием Лойолой
особому типу духовной жизни, сочетающему активное и созерцательное
начало. Иезуиты, имевшие в первые века своего существования
миссионерские цели, сумели трансформировать их сегодня в деятельность по
укреплению христианского единства.

  1. Благодаря высокому уровню адаптации к разным условиям служения (основанного на постоянном «распознавании» своей миссии) членам Ордена удалось охватить сферы образования, науки, миссионерства, социальной деятельности, что позволяет нам назвать Общество Иисуса наиболее влиятельной монашеской организацией.

  2. Иезуиты в современной России действуют по принципу экуменического диалога и уважения к существующей культуре, они формируют образ Общества Иисуса как ордена ученых, людей прогрессивных, открытых достижениям современной науки. Активность, проявленная иезуитами в поиске путей взаимодействия с Русской Православной церковью, позволяет

Введение в общее религиоведение. Под ред. И.Н. Яблокова. - М, 2001. С. 456.

придти к выводу, что Общество Иисуса в будущем может сыграть важную роль в укреплении межконфессиональных отношений в России. 4. Современное состояние теологии иезуитов можно охарактеризовать как плюралистичное, объединенное духовным мистическим опытом Игнатия Лойолы. В связи с тем, что тенденция дифференциации католической теологии усиливается в последние годы, то популярность внутри Ордена приобретают идеи, непризнанные официальным Ватиканом, что расширяет предметное поле теологии, помогает преодолеть традиционный консерватизм.

Апробация работы.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Основные результаты работы прошли апробацию на VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, июнь 2012), на конференциях «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» (Москва, февраль 2010), «Символика в философско-культурологических исследованиях, этнокультурных и религиозных традициях» (Пятигорск, сентябрь 2010), «Ломоносов» (Москва, апрель 2010, 2011), «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, март 2011, 2013) и других. Основные положения диссертации отражены в 19 публикациях (общим объемом 4,4 п.л.).

Структура и объем диссертации.

Общество Иисуса в России XVI-XIX вв

Чаще всего членов Общества Иисуса называют иезуитами79 (от лат. Jesus - Иисус). Ф. Суарес писал о глубоком смысле этого именования: «Не потому орден избрал для себя имя Общество Иисуса, чтобы присвоить себе всю Церковь, но скорее, чтобы заявить о себе как о верной и особо послушной дочери Церкви» . Во многих языках слово «иезуит» обозначает лицемерного, коварного человека. Название «иезуит» в силу своей лаконичности оказалось удобной заменой выражения «член Общества Иисуса». Первое употребление слова «иезуит» в официальном документе содержится в одном из постановлений XXXII генеральной конгрегации (1975 год).

Представитель либерального протестантизма А. Гарнак (1851-1930) отмечает, что проникновение мирской жизни в монашескую является тенденцией в развитии западной церкви: «...ценная противоположность... между мирскою церковью и монашеством почти совершенно исчезла» . Общество Иисуса он считает «краеугольным камнем» в истории западного монашества.

Франсуа Жакмон в «Беспристрастном рассмотрении старых и новых иезуитов» (1828) отводил особую роль Обществу Иисуса в мировой истории. Он сравнивает членов Ордена со светскими философами-вольнодумцами: «Религиозные принципы одинаковы: и иезуиты и философы признают существование так называемой естественной религии; не считают ни чудеса, ни пророчества неопровержимыми доказательствами существования Бога; презирают внешние формы поклонения Богу (о чем свидетельствует спор о китайских и малабарских обрядах); если революционеры разрушали храмы и убивали священников, то иезуиты разорили Пор-Руаяль и преследовали тех, кто не желал покоряться булле «Unigenitus». Таким образом, иезуиты «были родителями, наставниками и образцами наших безбожников»82.

Еще раз подчеркнем, что Общество Иисуса является необычной монашеской организацией. Основателем христианского монашества83 считается Антоний Великий (251-355). Сам термин «монашество» происходит от греческого «monachos» - «жить уединенно», и представляет собой форму посвящения своей жизни Богу, связанную чаще всего с уединением, уходом из мирской жизни. Общество Иисуса представляет собой уникальный по форме исполнения своего предназначения монашеский орден: активное участие Общества в мирской жизни вместе с глубокой созерцательной составляющей делает его особой организацией.

История монашества началась в IV веке. Первый монастырь общежитийного типа с уставом основал Пахомий Великий (292-348). Святой Василий Великий (330-379), основавший монастырь в Каппадокии, стал уделять внимание не только требованиям аскетизма, но и социальной деятельности (проповеди, помощь бедным и сиротам). С этого времени наступает эпоха создания монашеских конгрегации. Уже в X веке предпринимаются попытки возрождения аскетических ценностей, утраченных монастырями. Наибольшее влияние среди монашеских движений в середине X века приобрели клюнийцы, монастыри которых были выведены из-под подчинения местным епископам. В начале XIII века возникли нищенствующие ордена доминиканцев и францисканцев, активно занимавшиеся проповедями и миссионерством.

Общество Иисуса оказалось во многом отличным от предыдущих орденов (доминиканцев, францисканцев), вобрав в себя их достижения. П. М. Бицилли определил Орден прежде всего как деятельную, а не созерцательную организацию . В Католической церкви различают монахов, которые ведут созерцательный образ жизни, и тех, которые ведут деятельную апостольскую жизнь. Существует мнение, что не совсем верно называть Общество Иисуса «орденом», потому что так называют только строго монашеские образования. Поэтому юридически Общество Иисуса является не просто орденом, а конгрегацией (обществом) монашествующих.

Основы Общества Иисуса были заложены его основателем - Игнатием Лойолой (1491-1556)86. Г. Моно сравнивает его личность с М.Лютером и Ж. Кальвином 7, которые являлись почти его современниками. Британский историк А. Тойнби (1889-1975) писал, что Лойола появился в эпоху, когда средневековому миру был брошен вызов протестантизма .

Лойола родился 23 октября 1491 года в баскской провинции Испании, где католицизм сохранил средневековые формы веры. Й. Лортц отмечает: «И все же, не боясь повториться, подчеркнем важное значение сформулированного выше тезиса: той страной, которая обновила католицизм, была Испания. Ее религиозный жар, ее католическое церковное чувство, осознание своей исторической миссии по отношению к вере и неверию и ее отнюдь не безобидное и подчас не безопасное и все-таки подчеркнуто верное Церкви духовенство обладали огромной энергией»89.

Игнатий Лойола был младшим (тринадцатым) ребенком в знатной дворянской семье. Получив домашнее образование, он служил пажом при дворе Изабеллы и Фердинанда в Барселоне (позже умение общаться со знатными людьми ему очень пригодилось). Затем он оставил придворную службу и начал военную карьеру, а в 1520 году, в период войны между Францией и Испанией за обладание Наваррой, уже имел звание капитана. Был назначен комендантом Памплоны (столица Наварры). При штурме крепости французами в 1521 году он получил тяжелые ранения обеих ног, проявив исключительное мужество, поразившее противника. Французы не стали брать И. Лойолу в плен, а отправили в родовой замок, где он посвятил себя чтению житий святых, написанных Иаковом Ворагинским, «О подражании Христу»90 Фомы Кемпийского, «Жизнь Христа» Лудольфа Саксонского. Это подтолкнуло прежде равнодушного к вере Лойолу к религиозному обращению. В Обществе Иисуса существует предание, что во сне Лойоле явился апостол Петр и обещал исцеление. В марте 1522 года Лойола покинул замок, чтобы посетить Иерусалим. После посещения монастыря Монсеррат он отправляется в Барселону, но останавливается в Манресе, в монастыре святого Луки. «На руках у него не было ничего, кроме ...целого мира зарождающихся юношеских надежд. Вот где первопричина его «magis» , - считает X. Ранер. Поселившись в пещере в полном уединении, Игнатий пишет «Духовные упражнения», представляющие собой систему молитвенной практики.

Общество Иисуса за рубежом в XX веке

Сотрудничество с протестантскими деноминациями также стало возможным в современном мире. Иезуит Даниэль Харрингтон в 2011 году принял участие в создании нового перевода Библии, организованного протестантами. Перевод сделан с опорой на требования феминисткой теологии.

Новый стимул идти по пути экуменизма дал двадцать девятый генерал Питер Ханс Кольвенбах (1928), избранный 13 сентября 1983 года. Он являлся членом комиссии по проведению диалога между православными и католиками. По его мнению, иезуиты делают все, чтобы развивать сотрудничество церквей «в качестве прелюдии к полному церковному единению». Вектор деятельности иезуитов в современном мире он обозначил следующим образом: «Мы хотим защитить веру и заложить принципы справедливости в отношениях между людьми, вдохновляясь Евангелием и духовным учением Игнатия Лойолы»184.

Генерал Адольфо Николе, возглавивший Орден в 2008 году, в своей деятельности уделяет большое внимание не только миссионерской работе. Николе говорит о том, что иезуиты должны принимать участие не только в религиозной, но и научной и социальной жизни, вести диалог с миром. Иезуит, по мнению А. Николса, обязан по-новому взглянуть на изменившийся мир и вести служение на основании сотрудничества с мирянами.

Таким образом, деятельность иезуитов в сфере диалога с нехристианскими конфессиями является перспективным направлением, требующим дальнейшего развития.

В отношениях католицизма и нехристианского мира в современном мире много противоречий. Иезуиты долгое время были орденом католических миссионеров, разбросанных по всему миру, что позволило им приобрести большой опыт межрелигиозного взаимодействия. В XX веке они сумели перестроить свою деятельность согласно принципам мира и сотрудничества, отказавшись от строго миссионерских целей. Сегодня иезуиты занимаются социальной работой среди нехристиан, ведут религиоведческие исследования, способствуя ослаблению многовекового напряжения в межконфессиональных отношениях.

В 1995 году XXXIV генеральная конгрегация подчеркнула важность диалога между различными религиями. «Диалог необходим на всех уровнях: в повседневной жизни, при совместном преодолении общественных проблем, при сравнении различных путей веры, изучении философии и теологии»185.

В марте 2001 года в Людвигсхафене (Германия) состоялась встреча представителей иезуитских провинций с целью обсудить вопрос об исламо-христианском диалоге. Обсуждались вопросы о мусульманах в Европе и о христианах, проживающих среди мусульманских общин, что отражает реальные стремления иезуитов к диалогу с нехристианскими конфессиями в свете того, что Европа признана мультирелигиозным сообществом. Иезуиты с уважением отозвались о традиционных ценностях ислама, о мусульманской морали.

Иезуиты кладут в основу диалога то, что называется «распознаванием», то есть предлагают внимательно изучать возникающие при христиано-мусульманском взаимодействии проблемы. В связи с этим создана специальная группа из членов Ордена, изучающих ислам.

Борьба с атеизмом требует иных методов, чем христианизация язычников. Иезуиты видят причины атеизма в плохих социальных условиях и способом борьбы с ним считают социальную работу. «Предметом нашего апостольского служения, - заявил отец Аррупе 2 января 1967 года, - является, прежде всего, защита веры, в частности от разных форм атеизма, мы не без колебаний ищем новые пути» .

В 1965 году в Ватикане создан секретариат по борьбе с неверием. Иезуит А. де Любак входил в число его консультантов. Члены Общества Иисуса принимали участие в издании Салезианским университетом фундаментального исследования по современному атеизму в четырех томах.

Таким образом, Общество Иисуса следует по пути вдумчивого изучения нехристианской традиции, очень осторожно ища возможные пути сближения.

Иезуит Д. Алегриа, профессор Папского Григорианского университета, после II Ватиканского собора опубликовал книгу «Я верю в надежду», в которой критиковал учение церкви о частной собственности, официально утвержденное Вторым Ватиканским собором. Д. Алегрия разделял дух марксистского учения и осуждал роскошь Ватикана. В результате он был исключен из числа членов Общества Иисуса за критику папской непогрешимости и выступления против целибата.

XXXII генеральная конгрегация в 1975 году выпустила 16 декретов, в том числе «Наша миссия сегодня». Папа не разрешил публиковать документы этой генеральной конгрегации по причине возникших разногласий. В центре внимания было обсуждение вопроса о четвертом обете (это обет безусловного подчинения папе), который приносят часть членов Ордена. Некоторая часть Общества Иисуса выступала за его отмену, памятуя о нередких разногласиях, возникавших между Ватиканом и отдельными членами Ордена. Также внутри самого Общества Иисуса было высказано мнение о том, что четвертый обет должны приносить все члены Ордена, что привело бы к ликвидации существующей структуры Общества Иисуса. Против этих идей выступил папа Павел VI и традиционная структура Ордена была сохранена, хотя борьба разных течений внутри Общества Иисуса продолжается до сих пор.

В отличие от папского престола, иезуиты не боятся говорить открыто о современных проблемах. Джон Мак-Нейл написал книгу на запретную тему «Церковь и гомосексуализм». Генерал Педро Аррупе работу одобрил. Но папский престол в 1979 году книгу осудил.

Орден иезуитов в СССР и современной России

Конец XIX - XX век является наиболее сложным периодом в развитии теологии иезуитов. Это время острейшей полемики, затрагивающей важнейшие сферы теологии. В XX веке значительно расширяется круг тем, интересующих теологов. В поле богословия попадают вопросы, связанные с социальной проблематикой, экуменизмом, глобализацией. За несколько десятилетий католическая теология (и теология иезуитов как важная ее часть) прошла путь эволюции по нескольким направлениям: 1. От осуждения модернизма в конце XIX века - к проникновению некоторых его элементов в официальное учение Церкви после Ватиканского собора. 2. Теология членов Общества Иисуса из однородной системы, находящейся в русле официальной католической доктрины, становится все более плюралистичной и многооразной.

Изменения, произошедшие в социально-политическом устройстве, бурный рост науки, развитие философии способствовали плюрализации и маргинализации теологии католицизма. В современной католической теологии ряд иезуитов играют роль основателей наиболее влиятельных направлений.

Можно выделить основные направления теологии, в развитие которых члены Общества Иисуса внесли наибольший вклад: 1. тейярдизм (П. Тейяр де Шарден); 2. трансцендентальный томизм (К. Ранер, Б. Лонерган); 3. «новая теология» (Nouvelle theologie) (А. де Любак); 4. синтез идей католицизма с восточной философией и религией (Э. де Мелло); 5. «теология освобождения» (Й. Собрино); 6. осмысление психоанализа в контексте католицизма (М. де Серто). Конец XIX века - время широкого распространения в католической теологии идей модернизма. Учение модернистов имело своей целью приспособить католицизм к сильно изменившемуся миру. Радикальному пересмотру была подвергнута даже догматика. С точки зрения рациональности были раскритикованы такие положения католицизма, как боговдохновенность Библии, божественная природа Христа и другие положения христианства, опирающиеся на идею сверхъестественного. «В основу религиозного модернизма положена та идея, что религии онтологически присущ внутренний динамизм» 5 . Подобная программа обновления подверглась осуждению со стороны папской власти. Официальный католицизм провел четкую границу между модернизмом и официальной позицией Церкви введением в 1910 году антимодернистской присяги.

Модернистское движение затронуло и Общество Иисуса. Английский иезуит Дж. Тиррелл (1861-1909) был одним из основных идеологов модернизма. Он выступал против абсолютизма папской власти, развивал учение об историческом измерении религии. В 1906 году Дж. Тиррелл был исключен из Общества Иисуса.

Модернистами были заложены основы последующего обновления Католической церкви, но в начале XX века их идеи были оценены Церковью как чрезмерно радикальные и осуждены.

Второй Ватиканский собор оказал большое влияние на развитие католической теологии. По мнению Я.В. Минкявичуса, всю современную католическую философию следует рассматривать в тесной связи со Вторым Ватиканским собором253. Исследователь считает, что идеи обновления католицизма возникли внутри католических интеллектуальных кругов и являлись попыткой приспособления к современному миру.

Для описания последующего развития (после Второго ватиканского собора) идей модернизма исследователь Б.Ю. Кузмицкас применяет термин «неомодернизм». Это понятие позволяет отличать современных теологов, находящихся в оппозиции к официальной Церкви, от модернистов рубежа XIX-XX веков. Ученый считает основными отличительными чертами неомодернизма его оппозиционность неотомизму и официальному курсу Церкви254. По его мнению, Второй Ватиканский собор дал новую жизнь идеям модернистов: «После того, как решениями Второго Ватиканского собора был официально взят курс на умеренное обновление католицизма, разрыв между официальной позицией церкви и модернизмом стал уменьшаться»255. Это явление в теологии не имеет четких границ и включает в себя теологов самых разных направлений: от трансцендентального томиста К. Ранера до представителя «социальной теологии» И.Б. Метца.

В рамках теологии иезуиты сформулировали особую позицию для взаимодействия с представителями других религий. К.И. Никонов обозначил ее как «инклюзитивистский диалогический оптимизм» - полагание наибольшей меры согласия и сотрудничества256.

Немецкий иезуит Йозеф Клейтген (1811-1883) был одним из первых сторонников неотомизма в Германии. Он сформулировал основные принципы неосхоластики в работе «Защита теологии прежнего времени». Папа Лев XII высоко оценил его работы и назвал его «князем философов»257. В 1879 году появилась энциклика папы римского Льва XIII (1878-1903) Aeterni Patris. В ней учение Фомы Аквинского объявлено основой католической теологии, средневековая теологическая система Фомы Аквинского оказалась востребована современным миром благодаря своей системности, гармоничности, всеохватности.

Общество Иисуса в XX веке внесло вклад в развитие идеи христианского единства, о которой много было сказано на Втором Ватиканском соборе. Теологи сумели преодолеть идею исключительности Католической церкви в деле спасения, что позволило начать новый этап отношений христианских Церквей. Современные исследователи считают, что «особую важность представляла собой модель христианского единства, основанная не на унификации или поглощении одной церковью другой, но на многообразии даров и взаимной дополнительности традиций» . Эволюция католической теологии, сам факт глубоких перемен, произошедших в ее различных отраслях, признается и самими теологами. К.И. Никонов справедливо отмечает, что феноменологическо антропологический тип теологизирования является наиболее распространенным

Члены Общества Иисуса берут на себя роль вектора, направляющего Католическую церковь в сторону адаптации к современности. Исследователи Второго Ватиканского собора отмечают глубину изменений, которые претерпел католицизм в XX веке: «Но по мере того, как возврат к средневековью становился все более невероятным, католической непримиримости приходилось приспосабливаться к определенным переменам окружающего мира, считавшимся необратимыми»260.

Религиозно-философские течения в современной теологии Общества Иисуса

Орден сумел в борьбе с протестантизмом укрепить престиж папской власти и сохранить католические догматы в диспутах со сторонниками Реформации, став неотъемлемой частью Католической церкви. Иезуиты создали миссии по всему миру и внесли большой вклад в распространение ценностей католицизма среди нехристианских народов. Метод инкультурации, применяемый членами Общества, позволил добиться установления дипломатических отношений с разными странами и получить ценный опыт межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

В параграфе 1.2 проанализированы отношения между Православной церковью и Обществом Иисуса. Установлено, что неприязненное отношение к иезуитам в России является отражением многовековых сложных и противоречивых взаимоотношений православия и католицизма. Иезуиты неоднократно осуществляли визиты на территорию России, СССР и РФ с миссионерскими целями, им удалось получить признание в качестве организаторов образовательных учреждений, результатом их деятельности явилось уникальное явление в культуре России XIX века - русский католицизм.

Деятельность Общества Иисуса в России способствовала проникновению идей западной культуры, особенно в сфере образования. Существование иезуитов на территории Российской империи под покровительством Екатерины II в период повсеместного запрета деятельности Ордена сохранило непрерывность духовной традиции, послужив затем источником возрождения Общества в 1814 году.

В главе 2 раскрыты особенности деятельности Общества Иисуса в современном мире. Установлено, что иезуиты оказывают непосредственное влияние на современный католицизм, закладывают основы дальнейшего развития теологии. Католическая церковь в XX веке переживает кризис, она эволюционируя от осуждения модернизма к реформам Второго Ватиканского собора. Общество Иисуса, являясь частью церкви, также пережило серьезные перемены. Цель иезуитов сегодня - приспособление католицизма к изменившимся условиям, сближение с современным миром.

В параграфе 2.1 рассмотрена деятельность иезуитов за рубежом в XX веке. Выделены следующие направления развития Общества Иисуса: деятельность в области образования и науки, миссионерская и социальная работа. Отмечено изменение направленности активности иезуитов в сторону усиления экуменического начала и сотрудничества с представителями разных религиозных направлений. Многовековой опыт педагогической деятельности, дополненный умением чувствовать потребности современного мира, позволил иезуитам сохранить высокий уровень учебной и научной работы в образовательных учреждениях Ордена в сферах религиоведения, этики, истории Церкви. Антифашистская деятельность в период Второй мировой войны, проповеди, осуждающие войну во Вьетнаме, помощь беженцам также часть служения иезуитов в XX веке.

Множество стран, где действуют иезуиты, не являются католическими. Иезуиты имеют большой опыт в налаживания межконфессиональных отношений.

В параграфе 2.2 отмечена сложность судьбы иезуитов в России XX века. Деятельность иезуитов не прекращалась даже в советской России, приняв форму нелегальной работы среди католического населения.

После официального возвращения иезуитов в Россию в 1991 году ими была начата активная работа по восстановлению структур Католической церкви. Члены Ордена стали кураторами образовательного учреждения

Института философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского в Москве, который до недавнего времени вел активную учебную, научную и просветительскую деятельность. Современные иезуиты сотрудничают С учебными заведениями, ведут работу с католическим населением, содействуют переводу и изданию католической литературы.

В главе 3 проанализирован вклад иезуитов в теологию. Являясь частью Католической церкви, иезуиты определили многие ключевые моменты эволюции католической теологии. Сделан вывод, что теология иезуитов является неоднородной. Сама тенденция дифференциации католической теологии усиливается в последние годы, получают признание идеи иезуитов-теологов, ранее отвергаемые официальным католицизмом.

В параграфе 3.1 проанализирован важный этап в развитии христианской теологии - «вторая схоластика». Этому периоду не всегда уделяется достаточное внимание в истории философии и религиоведении. Автор пришел к выводу, что эта теологическая система сочетает в себе достижения средневековой схоластики и идеи возрожденческого гуманизма. Именно в ее рамках заложены направления последующего развития европейской философии. Работы теолога Ф. Суареса (1548-1617) стали поворотным пунктом в развитии европейской философии и теологии. Его труды способствовали становлению таких областей философии, как философия права, философия науки.

В сфере этики автором рассмотрен пробабилизм как важный этап в развитии европейской католической мысли, в рамках которого разработаны важные для последующего развития этики понятия «свобода воли» и «свободный выбор».

Похожие диссертации на Общество Иисуса: история и современность