Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозно-философские взгляды Сайтё Дашицыренова, Эржэн Петровна

Религиозно-философские взгляды Сайтё
<
Религиозно-философские взгляды Сайтё Религиозно-философские взгляды Сайтё Религиозно-философские взгляды Сайтё Религиозно-философские взгляды Сайтё Религиозно-философские взгляды Сайтё
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дашицыренова, Эржэн Петровна. Религиозно-философские взгляды Сайтё : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Дашицыренова Эржэн Петровна; [Место защиты: Чит. гос. ун-т].- Чита, 2010.- 133 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/97

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В эпоху глобализации усиливается значение традиционной религии. Представлению о повсеместном распространении глобальных человеческих ценностей противопоставляются взгляды о том, что культура может развиваться на национальной основе. В регионизации, которая особенно актуальна в азиатских странах, большое внимание уделяется истории национальной культуры. Возрастает интерес учёных к буддийскому учению в странах традиционного распространения буддизма.

Одна из самых многочисленных школ японского буддизма Тэндай, основанная в IX веке, распространилась за пределами Японии – в Соединенных Штатах, Индии, Великобритании, Дании и других странах. Политическая ситуация тесным образом связана с религиозным положением в стране. В определенный момент исторического развития религия обретает реальную политическую силу. Идеология школы Тэндай повлияла на школу Нитирэн (основана в XII в.), которая, в свою очередь, стала основой для возникновения общественно-религиозной организации Сока-Гаккай (основана в 1946 г. ). «Сокагаккай» активно участвует в общественной и политической жизни Японии. Современнные модернизационные процессы заставляют обратиться к идеологическим истокам учений. Необходимость более углубленного изучения религиозно-философских взглядов первого патриарха школы Тэндай Сайтё продиктована тем, что его идеология составляет фундамент школы Тэндай.

В эпоху Нара (710-784), несмотря на влияние крайних форм Махаяны, преобладала философия хинаяны. Буддизм изучался в узком, почти профессиональном кругу, а народ участвовал лишь в ритуальных и магических сферах деятельности. Влияние духовенства Нара, за исключением маленькой группы аскетов и усердных монахов, не было облагораживающим, и впоследствии в связи с переносом столицы происходит новый этап развития религии в Японии. Появилось чистое пространство для некой исчерпывающей доктрины, которая смогла бы удовлетворить растущие духовные потребности и не впадая в крайности ни метафизики, ни обряда, смогла бы свести воедино все аспекты буддийского учения.

Сайтё в интегрирующем проекте пытался создать систему, включающую лучшие, наиболее разработанные теоретические положения буддийских школ. Чтобы их упорядочить, он применил герменевтический подход в описании названных доктрин. Объединение всех школ в одну неизбежно вело к упрощению философского содержания.

В связи с этим, комплексный анализ религиозно-философских взглядов основателя школы Тэндай позволит охарактеризовать роль и место Сайтё в развитии буддийской мысли в Японии.

Cтепень научной разработанности темы исследования. Японской буддийской философии посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований. Различные аспекты японского буддизма раскрываются в трудах О.О. Розенберга, В.Н. Горегляда, Т.П. Григорьевой, А.Н. Мещерякова, Г.Е. Светлова, А.Г. Фесюна, С.Ю. Лепехова, Н.Н. Трубниковой, И.Е. Гарри, Л.Б. Кареловой, Ю.Б. Козловской, Е.С. Лепеховой и других.

Работ, исследующих отдельные школы или биографию и деятельность буддийских лидеров, сыгравших огромную роль в развитии японского буддизма, немного. В первую очередь это труды
Н.Н. Трубниковой и А.Г. Фесюна, посвященные Кукаю, работа
И.Е. Гарри, посвященная переводу и комментариям работ Догэна, совместное исследование А.Н. Игнатовича и Г.Е. Светлова школы Нитирэн. Идеология нитирэнизма и его эволюция анализируется в диссертационной работе Б.Э. Пуиг Порталь. Развитие и трансформация идей «чистой земли» в дальневосточном буддизме, включая амидаизм в рамках школы Тэндай, рассматривается в работе
Э.Л-Д. Малзуровой.

Вопросам тесной взаимосвязи религии и культуры в средневековой Японии посвящены работы Н.В. Горегляда, Н.И. Конрада. Буддизм японского средневековья, представленный через призму культуры и литературы, анализируется в переведенных на русский язык работах Дж.Б. Сэнсома и У. Лафлера. Общий обзор учений японских буддийских школ дается в классических трудах Анэсаки Масахару и Джозефа Китагава, работа последнего переведена на русский язык и издана в 2005 г. Развитие японских религиозных традиций, отношения религиозных идей с социальными институтами и их влияние на становление японской ментальности рассмотрены известным японским религиоведом Дж.М. Китагава.

Догматический комплекс школы Тэндай и история становления школы рассмотрены А.Н. Игнатовичем и А.Г. Фесюна в коллективной монографии «Буддизм в Японии» под редакцией Т.П. Григорьевой. Здесь также прослежен процесс становления буддизма на островах, выявлены его специфические черты, а также дана развернутая характеристика всех направлений и школ японского буддизма.

В работе «Учения о теократическом государстве в японском буддизме» А.Н. Игнатович, исследуя теократические доктрины в японском буддизме, анализирует причины превращения школы Тэндай в мощное объединение, имевшее развитое храмовое хозяйство и огромное количество последователей, что сделало «тэндай-сю своеобразным государством в государстве». В другой работе А.Н. Игнатович описывает влияние двух новых для средневекового японского буддийского мира школ Тэндай и Сингон на общественную мысль хэйанского периода. Один из важнейших текстов дальневосточной махаяны «Лотосовая Сутра», который является главным каноническим текстом школы Тэндай, был переведен А.Н. Игнатовичем на русский язык.

Исследователь японской культуры и религии
А.А Накорчевский описывая в своей книге «Японский буддизм, история людей и идей» содержание учений основных буддийских школ средневековой Японии раскрывает некоторые причины, благодаря которым школа Тэндай становится одной из самых влиятельных. А.А. Накорчевский отмечает, что «из-за увлечения императорским двором и аристократией эзотерическим буддизмом школы Сингон учение Сайтё было временно отодвинуто в провинцию, что в последующем сыграло положительную роль, так как именно благодаря поддержке местной элиты школа Тэндай сумела обрести прочное положение на местах, что и стало залогом ее стабильности».

Отечественная наука располагает лишь фрагментарными и разрозненными сведениями о жизни, деятельности и взглядах Сайтё.
В последние годы наметился интерес к изучению его работ. Прежде всего, следует отметить работы Н.Н. Трубниковой, которая перевела петиции и прошения, написанные Сайтё, со старояпонского языка и опубликовала несколько статей, посвященных буддийским заповедям в школе Тэндай. В статье «Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии» она анализирует отношение патриарха школы Тэндай к образовательной системе монашества. Но больше внимания Н.Н. Трубникова уделяет Кукаю, основателю эзотерической школы Сингон, которая наряду с Тэндай стала одной из самых влиятельных в истории хэйанского буддизма.

Среди зарубежных авторов следует отметить видного американского ученого Пола Гронера, который написал ряд работ, посвященных Сайтё и школе Тэндай. Исследователь изучает заповеди бодхисаттвы и анализирует отношение Сайтё к ним.

Интерес японских исследователей к Сайтё не угасает, наоборот, продолжают выходить публикации, посвященные его жизни и деятельности. В честь 1200-летнего юбилея со дня основания монастыря Энрякудзи на горе Хиэй (1987) издаются основные работы, посвященные Сайтё, на японском языке: Тамура Кои в 1988 г. – биографическое описание Сайтё; несколько работ Саэки Арикиё, посвященных молодым годам Сайтё и отношениям с Кукаем. Тамура также написал несколько подробных работ о доктринальных позициях Сайтё, которые в основном базировались на дебатах с Токуицу. Отношения Сайтё и Кукая были подробно исследованы Такаги Сингэн. Представляет интерес совместное исследование Тэцуо Ямаори, Мичико Нагаи, Эйдзи Като. Развитию воззрений Сайтё посвящена работа Хиро Сатия, вышедшая в 2004 г..

Несмотря на определенный уровень изученности идеологии школы Тэндай в российском и зарубежном востоковедении, представленное исследование призвано продолжить работу в данном направлении и раскрыть особенности религиозно-философских взглядов Сайтё, которые определили специфику школы и её дальнейшее развитие.

Объект исследования – система религиозно-философских воззрений Сайтё, выступающая в качестве философско-догматической основы школы Тэндай.

Предмет исследования – влияние религиозно-философских взглядов Сайтё на формирование и развитие школы Тэндай.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей религиозно-философских воззрений Сайтё, определивших специфику школы и её дальнейшее развитие.

Задачи исследования:

–раскрыть социально-политические и религиозно-философские предпосылки возникновения новых буддийских школ периода Хэйан и формирования взглядов Сайтё;

–выявить доктринальные основания религиозных взглядов Сайтё;

–провести сравнительный анализ воззрений Сайтё и Кукая, основателя школы Сингон и современника Сайтё;

–проанализировать социально-философские аспекты воззрений первого патриарха Тэндай.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы и подходы:

– междисциплинарный подход, предполагающий комплексный характер исследования с интеграцией знаний в области религиоведения, философии, идеологии, истории, культурологии и выявляющий универсальность системы ценностей буддийского мировоззрения;

– метод философской реконструкции – при описании процесса формирования взглядов Сайтё в рамках японской средневековой философии;

– метод биографического описания – для анализа влияния фактов биографии на формирование и эволюцию философских взглядов. Этот метод особенно актуален для понимания Сайтё, его саморефлексии по поводу событий в жизни, которая, в свою очередь, стремилась быть воплощением идей его философии;

– метод исторического анализа – при попытках рассмотреть философию Сайтё в контексте идейных течений предшествующей и современной ему эпохи, а также метод сравнительного анализа – при соотношении его взглядов с позициями Кукая, Токуицу.

Источниковая база исследования. Анализ сочинений Сайтё «Гаммон», «Кэнкайрон», «Рокудзёсики» дает представление о глубине его философских рассуждений. Источником исследования послужили «Сутра Золотого света» (яп. «Конкомё кё») и «Сутра лотоса благого Закона», или сокращенно «Лотосовая сутра» («Хоккэ кё»),
а также «Нихон Сёки» (Анналы Японии).

В ходе исследования совершена поездка в монастырь Энрякудзи школы Тэндай в Японии, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности, интервью с монахами монастыря Энрякудзи.

Научная новизна работы заключается в следующем:

– установлено, что социально-политическая обстановка в Японии и религиозно-философская направленность нарских школ создала благоприятную почву для деятельности Сайтё и способствовала проникновению и развитию новых школ. Прежде всего, это такие направления, как эзотерическая школа Сингон и махаянская школа Тэндай.

– выявлены инновации в интерпретации Сайтё религиозно-философского учения китайской школы Тяньтай, послужившего основой для японской школы Тэндай;

– в результате компаративистского анализа взглядов Сайтё и Кукая выявлены особенности инклюзитивизма школы Тэндай;

– установлено, что в сотериологии школы Тэндай нашли отражение социально-философские аспекты учения Сайтё.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Причинами поиска Сайтё новых путей развития японского буддизма являются общая нестабильность социально - политической ситуации в конце периода Нара, а также недостаточная адаптация буддизма нарских школ к японским условиям.

2. Опираясь на базовые принципы школы Тяньтай, Сайтё дополнил её медитативным и дисциплинарным элементами, которые раскрываются при анализе его сочинений. Учение Тэндай было ориентировано на спасение людей через их моральное и психофизическое совершенствование, путем соблюдения определенного свода правил, которые Сайтё активно разрабатывал.

3. На раннем этапе формирования школы Тэндай Сайтё активно взаимодействовал с Кукаем и пытался представить Сингон в качестве одного из направлений Тэндай, следствием которого является определенная эзотеризация школы. Стремление Сайтё объединить все существующие буддийские школы под началом одной школы характеризует особенности инклюзитивизма Тэндай.

4. Социально-философские аспекты учения Сайтё нашли отражение в сотериологическом содержании школы Тэндай. Основываясь на социально-политической модели теократического государства, выраженной в концепции защиты страны в сутре «Нинно-кё», Сайтё разработал учение, которое представляет собой целостную и единую социально-политическую модель теократического государства.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные выводы диссертационного исследования способствуют более полному, систематизированному и комплексному представлению о жизни, деятельности и философских взглядах основателя школы Тэндай в Японии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в исследованиях данной проблематики, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Сайтё.

Теоретические положения могут быть использованы для дальнейшего исследования истории и философии средневекового буддизма Японии. Материалы и выводы по философии школы Тэндай могут быть применены в разработке спецкурсов и в процессе преподавания религиоведения, истории и философии японского буддизма.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались на методологических семинарах, на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН, на «Летней школе философа для студентов и аспирантов» (о. Байкал, п. Максимиха, 2010 г.) и различных конференциях: международной – «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, ИМБТ, 2008 г.); межвузовской научно-практической – «Байкальские чтения-2010» (Улан-Удэ, БЭПИ, 2010 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.