Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы Трофимова, Ксения Павловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимова, Ксения Павловна. Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Трофимова Ксения Павловна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2013.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/57

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности религиозной кульутры цыган и методологические проблемы изучения религиозных представлений цыганских сообществ 19

1. Религиозная культура цыган в контексте межкультурных процессов 19

2. Проблемы систематизации и репрезентации вариативных религиозных представлений 37

Глава II. Представления о мире и человеке 44

1. Космологические элементы в религиозных представлениях цыган 44

2. Образ человека. 64

Глава III. Образ Бога. Образы святых 77

1. Образ Бога 77

2. «Божьи люди»: особенности содержания образов святых 97

Глава IV. Демонология в религиозных представлениях цыган 161

1. Образы демонических персонажей: духи-хозяева, дьявол, джинны 161

2. Образы женских демонических персонажей 181

3. Чохано: представления о «нечистых» покойниках 202

Заключение 217

Литература и источники 220

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Национальные процессы последних десятилетий в Европе явственно показывают насколько остро стоит вопрос о культурном и, в том числе, религиозном самоопределении народов в мультикультурном пространстве. Данное пространство включает в себя как культуры народов, составляющих макросообщество, так и культуры этнических меньшинств. Этнокультурная карта современной Европы крайне пестра и многообразна, что не в последнюю очередь связано с миграционными процессами.

Юго-Восточная Европа, Балканский регион исторически является пространством пересечения и, соответственно, взаимодействия различных народов, культур и религий. В связи с этим, а также, учитывая социально-политические особенности региона, национальный вопрос стоит здесь особенно остро: для различных народов актуальны процессы постоянного конструирования и реконструкции этнокультурной идентичности. Религия в этих процессах играла и продолжает играть одну из ключевых ролей.

В полиэтничном и мультикультурном пространстве современных Балкан следует выделить сообщества, которые находятся в состоянии перехода и зачастую оказываются в маргинальном положении относительно макросообщества. Цыганские группы, на наш взгляд, можно отнести именно к таким сообществам.

В ХХ-ХХІ веке процессы этнокультурного самоопределения цыган протекают интенсивно, что помимо прочего связано с тенденцией к изменению их традиционного уклада жизни в условиях трансформаций культур макросообщества. Для современной Европы как на официальном формальном, так и на обыденном неформальном уровне большое значение имеет «цыганский вопрос», понимаемый как вопрос об интеграции цыганских групп в европейское сообщество. С одной стороны, для достижения этой цели внутри цыганского сообщества формируются политические и общественные движения (например, Международный Союз Цыган (International Romani Union), а также

многочисленные региональные организации). С другой - процессы, происходящие вне сообщества, например, 2005-2015 гг. были провозглашены правительствами европейских государств декадой интеграции цыган (Decade of Roma Inclusion 2005-2015)1.

Культуру цыган на Балканах отличает двойственный характер. В результате различных этнокультурных процессов цыганские сообщества восприняли значительную часть содержания культур народов макросообщества, что отразилось, в том числе, в языке, фольклоре, религиозных представлениях, ритуальных комплексах. В то же время цыгане были и остаются носителями самобытной культуры, которая лежит в основе локальных традиций. Наиболее ярко вышеуказанная двойственность культуры цыган проявляется в их религиозных представлениях. Речь идет, прежде всего, о народной религиозной культуре, которая представлена в виде множества традиций, наделенных специфическим содержанием в зависимости от тех социокультурных контекстов, в которых они оформлялись и продолжают развиваться. Вариативность религиозных традиций, бытующих в цыганских сообществах, с одной стороны, и культурные параллели, образующие между ними сходные структуры, с другой, свидетельствуют о сложности культурного пространства Балкан, а также о непрерывном взаимодействии различных религиозных культур в его рамках.

Изучение традиционной религиозной культуры цыган наряду с исследованием традиционных религиозных культур других этнических общностей служит одним из шагов к комплексному исследованию этнического, культурного и религиозного плюрализма балканского региона.

Как уже было отмечено, религия играет существенную роль в процессах национального самоопределения и конструирования или реконструкции культурной памяти народов Юго-Восточной Европы. Исследование современных религиозных процессов позволяет выявить определенные модели,

1 Декада интеграции цыган является коллективной инициативой, высказанной и поддержанной правительствами, межгосударственными и общественными организациями двенадцати европейских государств, среди которых: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Македония, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Испания. Соединенные Штаты Америки выступают в рамках данной программы в статусе наблюдателя.

отражающие характерные черты протекания этих процессов у отдельных народов и в различных культурных пространствах. Знание содержательных оснований традиционной религиозной культуры в цыганских сообществах и особенностей формирования локальных традиций позволит проследить векторы ее трансформации в связи с актуальными религиозными процессами.

Таким образом, исследование религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы необходимо как для выявления специфических черт цыганской культуры, так и для построения обобщенных моделей социокультурных процессов взаимодействия этнонациональных меньшинств с макросообществом. Значение этой темы для анализа этнонациональных процессов, происходящих в современной полиэтничной и мультикультурной России, представляется нам несомненным.

Разработанность проблемы. Изучение цыган как этнокультурной общности становится предметом академических исследований с XIX века и продолжается по настоящее время. Значительное внимание уделяется цыганскому языку: фиксируются его диалекты, проводится их компаративный анализ. Параллельно в целом ряде работ исследуется историческая проблематика, прежде всего, вопрос о генезисе данного народа. Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с лингвистическими штудиями. На раннем этапе становления цыгановедения (конец XIX - начало XX века) возникают первые обоснованные теории происхождения и реконструкции маршрутов и волн миграций цыганского народа. Рассматривая историю цыганской общности в различных геополитических пространствах, учеными предпринимаются попытки дифференциации цыганских этнокультурных групп по различительным признакам (лингвистическим, антропологическим, культурным). В рамках развивающейся культурной антропологии исследователи обращаются к сбору материалов, свидетельствующих о повседневной жизни внутри того или иного сообщества - о специфике распределения в них статусов и ролей, о структуре родства, об обычном праве, хозяйственной деятельности, верованиях и обрядах.

Несмотря на большое количество цыгановедческих штудий, до настоящего момента специальных работ, посвященных целостному исследованию религиозных представлений и обрядов цыган, появлялось сравнительно мало. Среди работ, так или иначе посвященных этим проблемам, преобладают исследования в области фольклористики и этнолингвистики, а также социологические исследования, сконцентрированные на актуальных религиозных процессах. Изучение религиозных представлений и практик составляют часть исследований, проводимых в рамках культурной антропологии.

Для настоящего диссертационного исследования наибольшее значение имеют работы, в которых, так или иначе, рассматриваются религиозные представления и обряды цыган. Классическим исследованием такого рода считается монография сербского этнолога Тихомира Джорджевича «Цыгане в Сербии. Этнологические исследования» , впервые опубликованная в 1903 году и ставшая классическим трудом для многих последующих поколений цыгановедов. Хотя вопросы религиозных представлений цыган рассматриваются Т. Джорджевичем во вторую очередь, ему принадлежит ряд ценных наблюдений и суждений относительно религиозной культуры цыган на Балканах в начале XX века . Особый интерес для нас представляет фиксация автором этно-конфессиальной специфики самоидентификации цыганских групп в это время, а также утверждение о сходстве описываемых обрядов и верований цыган с религиозными традициями макросообществ. В 1983 году югославский антрополог Татомир Вуканович, основываясь на наблюдениях Т. Джорджевича, накопленных к тому моменту материалах полевых исследований и обобщающих работах западноевропейских цыгановедов, публикует работу «Цыгане в Югославии»4. Один из разделов этой книги целиком посвящен описанию и систематизации демонологических представлений, отдельных календарных практик и обрядов жизненного цикла цыган Юго-Восточной Европы. В ряду монографий, содержащих разделы, посвященные теме настоящего

2 Djordevic, Т. R. Die Zigeuner in Serbien. Ethnologischen Forschungen. Teil I, II. Budapest: Thalia, 1903, 1906.

3 3op?jeeuh Т. Наш народны живот. 2. - Београд: Просвета, 1984; Тюрї)евип Т. Наш народни живот. 3. -
Београд: Просвета, 1984.

4 Vukanovic Т. Romi (Cigani) u Jugoslaviji. - Vranje: Nova Jugoslavia, 1983.

диссертационного исследования, следует выделить такие работы, как «Цыгане в Болгарии»5, «Цыгане в Оттоманской империи»6 известных болгарских этнографов Елены Марушиаковой и Веселина Попова. В данных работах исследователи, исходя из содержания описываемых верований и обрядов цыган, анализируют их происхождение, обозначая прослеживаемые параллели с традициями окружающих народов. Также следует упомянуть второй том фундаментального исследования российского и швейцарского цыгановедов

'-і

Льва Николаевича Черенкова и Стефана Лэдериха «Цыгане» ; книгу именитого сербского социолога религии Драголюба Джорджевича «На коне с лаптопом в переметных сумках. Введение в ромологию»8. Последняя работа примечательна тем, что ее автор рассматривает теоретический и методологический контекст в исследовании религиозной культуры цыган. Также к этому ряду следует отнести работы македонского исследователя Трайко Петровски9, который уделяет большое внимание изложению верований и обрядовых практик цыган Македонии. Религиозные аспекты повседневной жизни современных болгарских цыган (некоторые распространенные поверья и специфика погребальной обрядности) затрагиваются в работах Алексея Пампорова10. Среди работ, посвященных обзору фольклорных источников и религиозных обрядов цыган в Европе, можно особо выделить исследование французской исследовательницы Франсуазы Козанне «Мифы и религиозные обряды цыган»11.

В настоящее время внимание ученых, как правило, привлекают отдельные аспекты религиозной культуры цыган, а потому основной материал по проблеме сосредоточен в авторских монографиях, коллективных монографиях, сборниках

5 Marushiakova Е., Popov V. Gypsies (Roma) in Bulgaria. - Frankfurt am Main: Peter Lanf Verlag, 1997.

6 Marushiakova E., Popov V. Gypsies in the Ottoman Empire. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, 2001.
1Tcherenkov L., Laederich S. The Rroma: Otherwise known as Gypsies, Gitanos, ГіЗфтої, Tsiganes, Tigani, Cingene,
Ziegeuner, Bohemiens, Thravellers, Fahrende, etc. Vol. 2: Traditions and Texts. - Basel: Schwabe, 2004.

8 Ъор})евик Д.Б. На кон>у с лаптопом у бисагама. Увод у ромолошке студще. - Нови Сад: Промете], 2010.

9 Петровски Т. Ромите во Македонща денес. Книга 1. - Скоще: Романо ило, 2000; Петровски Т. Ромите во
Македонща денес. Книга 2. - Скоще: Романо ило, 2000; Петровски Т. Ромите во Македонща денес. Книга 3.
- Скоще: Романо ило, 2002; Петровски Т. Ромкси фолклор. - Скоще: Романо ило, 2002.

10 Пампоров А. Ромското всекидневие в България. - София: Международен център за изследване н
малцинствата и културните взаимодействия, 2006.

11 CozannetF. Mythes et coutumes religieuses des Tsiganes. - Paris: Payot, 1973.

статей и этнографических материалов , в статьях в специализированных журналах. К числу значимых периодических изданий следует отнести академические журналы «Romani Studies» (Journal of the Gypsy Lore Society)13, «Etudes Tsiganes»14. В них опубликованы ценные работы исследователей, в том числе статьи, касающиеся религиозной проблематики.

Многообразие тем и исследовательских проблем в целом может быть сведено к нескольким тематическим блокам: 1) религиозная и этнокультурная идентичность цыган15, 2) содержание народных верований и обрядов16, 3) современные религиозные процессы в среде цыган Юго-Восточной Европы .

В русскоязычной литературе практически нет работ, которые бы ставили и развивали тему настоящего исследования. В основном, академические исследования направлены на рассмотрение религиозной культуры цыган в общеевропейском контексте: вопросы, являющиеся предметом настоящего

12 Прекрасным примером такого рода сборника может служить издание «Studii Romani», которое регулярно
публикуется в Софии одноименным болгарским академическим обществом цыгановедов с 1994 года. См.
также Etnoloska grada о Romima-Ciganima u Vojvodini. - Novi Sad: Vojvodanski muzej, 1979.

13 Журнал «Journal of the Gypsy Lore Society) был основан в 1888 году, а в 2000 г. был переименован в
«Romani Studies». Журнал является печатным изданием академического сообщества изучения цыганской
культуры «The Gypsy Lore Society» и позиционируется в качестве площадки для междисциплинарных
исследований.

14 Издание выпускается с 1955 года и содержит материалы академического и научно-популярного характера,
посвященные исторической, филологической, культурологической проблематике.

15 Todopoeuh Д. Друштвена удал>еност од рома (Етничко-религщски оквир). - Ниш, Нови сад: Stylos, 2007;
Roma Religious Culture. Ed. Dordevic, D.B. - Nis: Punta, 2003; Duijzings G. Religion and the politics of identity in
Kosovo. - L.: Hurts & со., 2000; Marushiakova, E., Popov, V. The relations of ethnic and confessional
consciousness of gypsies in Bulgaria II Facta Universalis. Philosophy and Sociology. - Vol.2, № 6. - 1999. - P. 81-
89; Marushiakova, E. & Popov, V. Myth as Process II Scholarship and the Gypsy Straggle. Commitment in Romani
Studies. 2000. - Hatfield: University of Hertfordshire Press, - P. 81-93; Религща и верски o6braaJH Рома. - Ниш,
ГУНИР, 2003.

16 Roma Religious Culture. Ed. Dordevic, D.B. - Nis: Punta, 2003; Vere manjina і manjinske vere. - Nis: Zograf,
2001; Kurban in the Balkans. - Belgrade: Institute for Balkan Studies SASA, 2007; Saitovic-Lukin В., Todorovic D.,
Dordevic D.B., Osmani I., Vuckovic R.
Romani Narratives about Pre-death, Death and After-death Customs.
Romano Vakeriba kotar Anglunomeribasere, Meribasere thay Palomeribasere Adetya. - Nis: YSSSR, 2005;
Saitovic-Lukin В., Todorovic D., Dordevic D.B., Osmani I.,. Vuckovic R. Romani cult places and culture of death.
Romane kultna thana thay I kultura merivasiri. - Nis: YSSSR, 2005; Марушиакова, E. Родилни обичаи в една
циганска группа // Български фолклор. - №2. -1992. с. 60-67.

Roma Religious Culture. Ed. Dordevic, D.B. - Nis: Punta, 2003; Todorovic Dr. (ed.) Evangelization, Conversion, Proselytism. - Nis: Punta, 2004. ЪорЬееип Д.Б., Todopoeuh Д. Устала Іемка. Текще, тарикати и niejxoBH нишких Рома. - Ниш: Пунта, 2009; Ackovic D. Tetkica Bibija. Proslave Bibija u ogledalu dnevne I periodicne stampe u poslednjih sto godina. - Beograd: Rromintepress 2004; Славкова M. Турските цигани в България и евангелското движение // Българска Етнология. - № 3 - 2004. - с. 30-50; Славкова М. Циганите евангелиста в България. - София: Парадигма, 2007; Erdos С. La notion de mulo ou «mort-vivant», et le culte des morts chez les Tsiganes hongrois II Etudes Tsiganes. Bulletin de Fassociation des Etudies Tsiganes. - № 1- 1959. - P. 1-Ю; Попов В. Култьт към Биби в балкански културно-исторически контекст // Етнографски проблемы на народната духовна култура. - Том IV - 1996. - с. 186-218; Vekerdi J. L idee de Dieux chez les Tsiganes Vlax II Etudes Tsiganes. - № 1-2 - 1977. - P. 14-22; MaximoffM. Coutumes des Tsiganes Kalderash apres le manage - la mort - la «pomana» II Etudes Tsiganes. Bulletin de Fassociation des Etudies Tsiganes. - № 3- 1962. - P. 10-18; Fozto L. Ritual revitalization after socialism. Community, personhood, and conversion among Roma in a Transylvanian village. - Berlin: LIT Verlag Munster, 2009.

диссертационного исследования, затрагивались лишь косвенно. Отдельные сведения о религиозных представлениях и обрядах цыган, в том числе, в Юго-Восточной Европе можно встретить в работах советского этнографа Л. Мануша18, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН Н.Г. Деметер19, независимого исследователя Н.В. Бессонова20. Важный вклад в изучение различных аспектов культуры цыган привнесен работами отечественных исследователей М.В. Смирновой-Сеславинской, Г.Н. Цветкова, О.А. Абраменко , А.В. Черных , И.Ю. Махотиной23.

Объектом исследования является религиозная культура цыган Юго-Восточной Европы (Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Косово, Болгарии).

Предметом исследования выступает содержание религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы, выраженное в нарративах, мифах, легендах, сказках, песнях, молитвенных формулах, а также в соответствующих обрядах.

Цель исследования - реконструкция и анализ общезначимого содержания актуальных религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы.

Для реализации указанной цели потребовалась постановка и решение следующих задач: 1. Определить контуры религиозной культуры цыганских сообществ в Юго-Восточной Европе, описать ее характер, выявить в ней сущностные и

18 Мануш Л. Культ шивы и цыгане (К проблеме древней религии цыган) // Советсткая этнография. - №1-
1979.-с. 71-78.

19 Отметим лишь некоторые исследования: Деметер Н.Г. Цыгане Европы: Проблема этнокультурной
истории, Х-ХХ вв. Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2000; Деметер Н.Г. Цыгане на постсоветском пространстве и в
Европе: исторические, социальные и культурные перспективы// Этнографическое образование. - № 3 - 2011.
-с. 120-130 и др.

20 Деметр Н.Г, Бессонов Н.В., Кутенков В.К. История цыган: новый взгляд. - Воронеж, ИПФ «Воронеж»,
2000.

21 Абраменко О.А. Очерки языка и культуры цыган Северо-Запада России (русска и лотфика рома). - СПб.:
Анима, 2006.

22 Черных А.В. Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора. - Пермь: Перм. Ун-т., 2003.

23 Махотина И.Ю. Цыгане и русская культура: литература и фольклор. Дисс. ... к. филол. наук. Тверь, 2011;
Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Цыгане. Происхождение и культура. - София, М.: Парадигма,
2009.

вариативные элементы, рассмотреть культурные процессы, происходящие в цыганских сообществах.

  1. Обозначить некоторые методологические аспекты реконструкции и репрезентации религиозных представлений и обрядовых практик живых традиций.

  2. Выявить и описать общезначимые религиозные представления цыган Юго-Восточной Европы. Дать общую содержательную характеристику образов распространенных мифологических персонажей, указать специфические черты образов и обозначить тенденции их изменения. На основе исследуемых верований и обрядов эксплицировать и систематизировать космологические, антропологические представления.

  3. Исследовать специфические формы, которые религиозные представления и обряды цыган принимают на уровне локальных традиций.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первую попытку комплексного религиоведческого исследования религиозных представлений и обрядов цыган Юго-Восточной Европы:

обобщены и проанализированы данные, полученные автором в ходе эмпирических исследований в цыганских сообществах, включающих в себя различные этнокультурные группы (арлия, гурбеты, ашкали и др.) и относящие себя к приверженцам определенных религиозных традиций, распространенных в регионе (ислам, православие, протестантизм, католицизм) в местах компактного проживания на территории Сербии (гг. Белград, Ниш, Лесковац), Македонии (г. Скопье), Боснии и Герцеговины (г. Сараево). Выявлено распространение религиозных представлений и обрядов, рассмотрено содержание изучаемых верований и практик на основе их сравнительного исследования и экспликации мировоззренческих оснований.

уточнена специфика механизмов формирования комплексов верований и обрядов, а именно - механизма синтезирования верований и ритуальных действий, феномена «двойного зеркала», показан синкретический характер

содержания комплексов народных верований и практик, развитых в цыганских сообществах.

описаны и проанализированы современные религиозные представления и культы, развивающиеся внутри цыганских сообществ и играющие важную роль в процессе конструирования этнокультурной идентичности. Раскрыты особенности процессов трансформации содержания религиозных представлений и обрядов в рамках актуальных религиозных процессов в изучаемых цыганских сообществах.

в научный оборот введены переведенные автором с английского, французского, сербского, боснийского, македонского, болгарского языков академические труды, посвященные изучению истории народа, культуры цыганских сообществ, социокультурных основ, обусловливающих современные культурные процессы, а также переведенные с цыганского, сербского, македонского, болгарского языков и их диалектов материалы, зафиксированные в устной традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание содействует прояснению феномена религиозных представлений и культовых практик цыган Юго-Восточной Европы, уточняет понимание специфики цыганских культур. Приводимые в работе материалы полевых исследований, частные и общие выводы могут быть использованы при изучении локальных цыганских сообществ, особенностей культурных процессов в среде этнических меньшинств в полиэтничном и мультикультурном пространстве, при написании специальных исследований, учебных пособий и обзорных материалов. Значимы теоретические замечания о механизмах и специфике взаимодействия с макросообществом этнических меньшинств, положение которых в социальной структуре обладает маргинальными признаками, и культура которых носит интеркультуральный характер. Эти данные имеют ценность при исследовании аналогичных процессов, происходящих в России и мире.

Материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы при написании учебных, справочных, обзорных, научно-

исследовательских работ по истории религии, социологии религии, антропологии религии, цыгановедению и балканистике, а также при составлении учебных курсов по указанным дисциплинам.

Материалы, источники и методы исследования. Основополагающими источниками данной работы служат материалы полевых исследований автора, а также материалы эмпирических исследований и обобщающие труды ученых, разрабатывавших данную проблематику.

Полевые материалы были собраны автором в процессе эмпирических исследований, проводившихся в период с 2009 по 2013 гг. В указанный период осуществлено 8 экспедиций на территории Сербии (города Белград, Ниш, Лесковац), Македонии (город Скопье), Боснии и Герцеговины (город Сараево)24. Исследование ограничивается указанными регионами, так как они исторически составляют единое культурное пространство, а также пространство внутренней и внешней миграции изучаемых цыганских сообществ. Таким образом, указанные регионы могут быть признаны репрезентативными для избранной темы, а полученные результаты - эксплицированы на Юго-Восточную Европу в целом.

Исследования проводились среди различных этнокультурных групп цыган, ведущих оседлый образ жизни, преимущественно среди городского населения в районах компактного проживания (традиционно обозначаемые

2009, 01 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Современные религиозные процессы» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2010, 02 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Современные религиозные процессы» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

2010, 08 - Эмпирическое исследование по теме «Процесс евангелизации в цыганских сообществах: Cangeyry Djivdo Deyl» («Церковь Живого Бога», Ужгород (Украина)).

  1. 12 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

  2. 06 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Скопье (Македония); Сараево (Босния и Герцеговина).

  1. 12 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина)).

  2. 06 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина); Скопье, (Македония)).

  1. 08 - Эмпирическое исследование по теме «Процесс евангелизации в цыганских сообществах: Cangeyry Djivdo Deyl» («Церковь Живого Бога», Ужгород (Украина)).

  2. 01 - Эмпирическое исследование по теме «Народная религиозная культура цыган на Балканах. Ислам в цыганских сообществах на Балканах» (Белград, Ниш (Сербия); Сараево (Босния и Герцеговина), Скопье (Македония)).

«махала»), включая лагеря беженцев, образовавшиеся в результате военных конфликтов последних десятилетий в регионе. Объектом изучения также выступали культовые пространства - церкви, мечети, молельные дома, святилища, кладбища.

Полевые материалы включают в себя: данные интервью; образцы фольклора; результаты наблюдений обрядовых действий. В ходе обобщения и анализа источников использовались визуальные данные, зафиксированные в формате фото- и видеоматериалов (оформление культовых и внекультовых пространств, предметы культовой и внекультовой деятельности). Данные эмпирических исследований собраны и систематизированы в соответствии требованиями оформления авторского архива. Архив автора - «Полевые материалы автора» (или далее ПМА) - структурирован следующим образом: арабскими цифрами обозначается порядковый номер экспедиции, римскими цифрами - порядковый номер интервью, после которого следует описания информанта по следующим признакам: этническая и групповая принадлежность (если она выражена); пол; возраст; место рождения; место проживания; конфессиональная принадлежность; грамотность; статус (в отношении религиозных лидеров); место, где проводилось интервью; дата; фамилия, имя, отчество исследователя.

В процессе эмпирического исследования автором применялись качественные методы, используемые в социальных науках. Среди разнообразных приемов в ходе полевой работы использовался метод наблюдения («включенного» и «невключенного»). Методика «невключенного» наблюдения применялась контекстуально, что было связано с характерными чертами восприятия «Другого» в мировоззрении изучаемых цыганских сообществ вообще и спецификой его положения в социальной структуре этих сообществ (со свойственной социальной дистанцией).

Также применялись методики полуформализованного и неформализованного глубинного интервью. В процессе накопления материала использовалось нарративное интервью, поскольку содержание нарративов содержит описания и интерпретации религиозного опыта, включая

коммуникации с мифологическими персонажами, «чудесные» явления и т.д. Анализ содержания нарративов позволяет обозначить мотивы, объединяемые в комплексах верований и практик; зафиксировать используемую религиозную лексику. Сопоставление содержания повествований способствует выявлению в синхронической перспективе локальной вариативности в области сходных религиозных представлений и обрядов, тенденций к их изменению. В ходе эмпирического исследования также была выбрана методика автобиографического интервью, которая использовалась, в первую очередь, в интервью с формальными и неформальными религиозными лидерами.

Упомянутые методики отбиравшиеся на стадии создания и изменения программ исследования, корректировались в процессе полевой работы, исходя из специфики того или иного социокультурного контекста, социального портрета респондента(ов) и т.д.

Используемые в интервью вопросники, которые направлены на выявление характерных черт образов мифологических персонажей, экспликацию отдельных космологических и антропологических представлений, формировались на основе методических разработок различных исследователей25 (С.М.Толстая, Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская А.А. Плотникова).

Формирование выборочной совокупности осуществлялось на основе комплексного подхода к изучению религиозных феноменов, вследствие чего исследование охватывало различные целевые группы, включающие в себя индивидов, обладающих определенными статусами и ролями в отдельных сообществах верующих26. Задачи исследования также предполагали обращение к позициям формальных и неформальных религиозных лидеров различных конфессий, распространенных в изучаемых средах, которые занимают внешнюю позицию по отношению к исследуемым феноменам. Среди

25 Плотникова А.А. Этнолингвистическая география Южной Славии. - М.: Индрик, 2004; Л.Н. Виноградова,
СМ. Толстая.
К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и
балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. - М.: Наука, - 1994. - с. 16-44; Левкиевская, Е.Е. Русская
народная мифология. - М.: ФПЭРС СНГ, 2009; Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная
традиция славян. - М.: Индрик, 2000; Схема описания мифологических персонажей // Материалы к VI
международному конгрессу по изучению стран Юго-Восточной Европы. - София, 30. VIII. 89 - 6. IX. 89.
Проблемы культуры. - М.: Ин-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1989. - с. 78.

26 Штейнберг И, Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические
исследования. - СПб.: Алетейя, 2009.

источников, использовавшихся при работе над темой настоящего исследования, также следует выделить религиозную литературу, фото- и видеоматериалы религиозного содержания, распространяемые в исследуемых сообществах, а также данные сети Интернет (в том числе, виртуальные сообщества, созданные в «социальных сетях»).

При анализе полученного материала, а также данных, опубликованных другими исследователями, применялся целый ряд методов, используемых в религиоведении: дескриптивный метод, состоящий в систематическом описании исследуемых явлений и процессов; сравнительно-типологический, позволяющий классифицировать изучаемый материал и обнаруживать общность формальных и содержательных элементов религиозных представлений и обрядов различных групп цыган Юго-Восточный Европы в их отношении друг к другу, а также к окружающим культурам, составляющим макросообщество; исторический анализ позволяющий проследить трансформацию религиозных представлений и обрядов цыган, определить факторы, обусловливающие их сохранение, трансформацию в различных социокультурных контекстах; каузальный анализ, применяемый для выявления причинно-следственных связей в процессе формирования комплексов религиозных представлений.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Проведенный сравнительный анализ и систематизация религиозных представлений и обрядов цыган указывает на то, что они не представляют собой автономной системы, в целом не уникальны по содержанию и форме, и их следует определять как комплексы элементов, которые были восприняты в окружающих религиозных культурах. Формирование комплексов религиозных представлений и обрядов происходит под влиянием христианства (в первую очередь, православия, католицизма), ислама (суннизма, суннитских суфийских братств; братства бекташийа, традиций алевитов-кызылбаши), народных традиций.

  2. Несмотря на синкретический характер и разнообразие существующих комплексов религиозных верований и обрядов цыган Юго-Восточной

Европы в их основании можно выделить общий набор элементов, включающий в себя космологические, антропологические идеи, представления о Боге, святых и демонах, которые составляют их мировоззренческое ядро и постоянно воспроизводятся.

  1. Изучение содержания комплексов религиозных представлений и обрядов цыган выявляет характерные черты механизмов их формирования, в том числе процесса синкретизации: функциональная значимость воспринимаемых элементов; сохранение и ретрансляция верований и практик традиций макросообщества, не обладающих широким распространением; построение интерпретаций содержания верований и практик в соответствии со сложившимся в цыганских сообществах мировоззрением; влияние социокультурного контекста на выбор и интериоризацию верований и обрядов.

  2. Комплексы религиозных представлений и обрядов цыган являются открытыми, находятся во взаимодействии с культурами макросообщества и пребывают в переходном состоянии. Это обнаруживается в изменении содержания верований и практик в связи с целым рядом современных религиозных и культурных процессов, носящих взаимодополняющий характер. Так, можно выделить актуальные религиозные процессы, инициированные извне (например, евангелизация и исламизация), которые направлены на включение цыган в конфессиональную среду. В то же время, в контексте отражения социальной дистанции в религиозной сфере и построения идентичности можно выделить внутренние процессы воспроизводства религиозных традиций макросообщества в цыганской среде (конструирование культа цыганской «святой» Бибии, почитание «святых» - бабалара; появление моноэтничных цыганских церквей и суфийских организаций).

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования, в том числе выносимые на защиту, прошли апробацию в устных выступлениях на научных конференциях (российских, международных), академических школах: «Ломоносов-2007» (Москва, МГУ имени

М.В.Ломоносова, 2007), доклад «Особенности религиозных представлений и культовой практики цыган (на примере Юго-Восточной Европы)»; «Методологические проблемы истории религий» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, МРО, 2008), доклад «Методологические проблемы исследования религиозных представлений цыган на Балканах»; «Будущее религии в Европе» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, МРО, 2009), доклад «Современные религиозные процессы в среде цыганских сообществ на Балканах»; «Религия и идентичность» (Казань, КГУ им. Ульянова-Ленина, 2009), доклад «Процессы формирования этно-религиозной идентичности на Балканах»; «Полевые исследования в религиоведении» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, МРО, 2009), доклад «К вопросу об измерении религиозности в маргинальных сообществах»; Этнические традиции перед вызовом глобализации в условиях кризиса (Москва, ИЭАРАН, 2010), доклад «Особенности формирования этнокультурной идентичности в маргинальных сообществах (на примере поселения цыган-беженцев в Белграде (Сербия))»; «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, ИФТИ, 2010), доклад «Образ Биби в религиозных представлениях цыган на Балканах»; «История религиоведения» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, ИФТИ, 2010), доклад «Образ Бибии в религиозных представлениях цыган на Балканах»; «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, ИФТИ, 2011), доклад «Особенности бытования суфизма в цыганских сообществах Юго-Восточной Европы: к постановке проблемы»; «Гендерное измерение религии» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, МРО, 2011), доклад «"Болезнь - человек - святая": формирование образа Бибии в системе низшей мифологии цыган Юго-Восточной Европы»»; "New Movements in Religion" (Budapest, EASR, 2011), доклад «"Rroma religiousness in transition: transformation of ethnocultural identity (on example of Rroma communities of ex-Yugoslavia)"; «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» (Москва, МГУ имени Ломоносова, ИФТИ, 2012), доклад «Зайде Башче: особенности формирования культа в цыганском сообществе»; «Суфизм: идеи, практики,

институты. Традиции и современность» (Киев, Институт философии имени Г.С. Сковороды, Институт философского образования и науки НПУ им. М.П. Драгоманова, Центр академического исламоведения MAP, 2012), доклад «"Божьи люди": традиция почитания «святых» в цыганской мусульманской среде на Балканах»; The Gypsy Lore Society Annual Meeting and Conference (Istanbul, The Gypsy Lore Society, 2012), доклад «Zajde Basce": the Rroma cult place in Nis»; SIEF Congress (Societe Internationale d'Ethnologie et de Folklore) «Circulation» (Tartu, 2013), доклад «"This is a multicultural place": a phenomenon of worshiping of "saints" in Roma Muslim communities in the Balkans». На основе обобщения и анализа материалов были прочитаны лекции: XI Международная летняя школа по фольклористике и культурной антропологии «Живые и книжные мифологии» (Москва, РГГУ, 2011), лекция «Мифология цыган Юго-Восточной Европы»; Осенняя международная религиоведческая школа «География религии: мир между христианством и исламом» (Казань, КФУ, 2012): «Маркирование сакральных пространств (на примере культа «святых» у цыган Юго-Восточной Европы)»; Международная религиоведческая школа «Стратегии полевого исследования религии» (Казань, КФУ, Казань, 2013): «Ислам в цыганских сообществах на Балканах: к специфике изучения локальных традиций в мультикультурной среде (южная Сербия, Македония, Косово)».

Структура и объем работы определены поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. Объем диссертации - 240 страниц. Список использованной литературы включает в себя 226 наименований.

Проблемы систематизации и репрезентации вариативных религиозных представлений

Упомянутые сходные (или даже инвариантные при определенном способе рассмотрения и абстрагирования) составляющие различных локальных традиций имеют особое значение для данного исследования, поскольку позволяют в общем виде рассмотреть и репрезентировать религиозные представления и практики цыган изучаемого региона на уровне выделенных нами культурных пластов.

При изучении народных религиозных традиций в цыганской среде со свойственной им синкретичностью и комбинативностью наше внимание обращается к совокупности представлений о различных персонажах, явлениях, событиях и смысловых связях между ними, а также практиках календарного, жизненного цикла, ситуативных обрядах и их интерпретациях.

Прежде чем обратиться непосредственно к репрезентации общих и значимых представлений в рамках религиозных традиций цыган в регионе, необходимо уделить внимание рассмотрению тех методологических вопросов, которые встают перед исследователем при обращении к содержанию верований.

Для изучаемых «живых» традиций особенно в контексте современных религиозных процессов (например, евангелизации и "исламизации с сопутствующим повышением уровня религиозной и светсткой образованности) не характерны устойчивые связи между входящими в нее элементами (сюжетами устной традиции, действиями, входящими в ритуальные комплексы), что выражается в наблюдаемых изменениях содержания представлений, а также ритуальных действий, разрушения одних структур и образованию других. Как мы уже обозначили ранее, в этом контексте уместнее говорить о комплексах представлений и обрядов, нежели о единой системе, несмотря на то, что благодаря общим культурным пространствам, для них будет характерно сходство в содержании.

В исследованиях, посвященных, в том числе, народным традициям балканского региона56, за условную «единицу» реконструкции верований и связей между ними принимается «мифологический персонаж», который определяется как «инвариантный набор смыслоразличительных признаков»57. Образы персонажей (демонов и духов, святых, Бога) наделяются в различных локальных традициях специфическим содержанием, однако их анализ позволяет проследить общие культурные связи. Совокупность персонажей, в свою очередь, вследствие содержательных различий их образов, может быть структурирована на основе выделения различительных признаков, которые отражают качественную специфику того или иного образа и связанных с ними сюжетов устной традиции.

В нашем исследовании мы прибегаем к схематичному рассмотрению образов наиболее рапространенных персонажей народных верований цыган для решения следующих задач. Во-первых, общее представление о содержании отдельных образов позволит наметить решение проблемы генезиса общезначимых верований и обрядов цыган в ситуации культурного обмена, а также обозначить траектории их трансформации. Во-вторых, полученные знания позволят выявить модусы актуализации тех или иных поверий и практик в современных религиозных традициях, которые подвергаются на данном этапе качественным изменениям.

При описании и анализе образов персонажей, свойственных различным традициям цыган изучаемого региона, мы опираемся на методические разработки СМ. Толстой, Л.Н. Виноградовой, Е.Е. Левкиевской.58 В своих исследованиях славянской народной мифологии указанными авторами выявляются ряд фундаментальных и частных проблем, возникающих в ходе попыток упорядочивания многообразия персонажей, и предлагают комплексный подход к решению поставленной задачи59. В качестве основания при реконструкции образов различных персонажей, их структурирования, а также выявления локальных вариаций, выделяется ряд дифференцирующих признаков: именование персонажа (включая имена собственные, эпитеты, а также употребляемые эвфемизмы); генезис (природа: человеческая/нечеловеческая, происхождение); облик (антропоморфный, зооморфный, объединяющий в себе оба или обезличенный, предметный и т.д.; атрибуты); характерные локусы присутствия и время активности; действия и функции, отражающие взаимодействие персонажа с человеком. Исходя из данного комплекса признаков, как утверждают исследователи, становится возможным распознать практически любую фигуру и проводить рабочие типологизации60, а также классификации персонажей в границах различных ареальных традиций. Типология строится благодаря характерному для того или иного типа набору инвариантных признаков, который объединяет сходные, но в то же время не тождественные друг другу персонажи и соответственно отличает от других фигур народных верований. Например, образы персонажей болезни будут отличаться от родинных демонов на основании таких черт, как время и локус действия, объект воздействия, содержания самих действий, облик и т.д.

В процессе изучения религиозных представлений готовые наработки в области дифференциации образов персонажей и их типологизации могут быть дополнены и уточнены. Так, исходя из того, что изучаемые верования сформировались в результате соприкосновения различных, неоднородных по своему содержанию религиозных традиций и продолжают испытывать на себе их влияние, в качестве дополнительного признака мы используем «статус» персонажа. Под статусом мы понимаем место той или иной фигуры в иерархии персонажей (или же в цепочке связей между ними, если строгое соподчинение и распределение между персонажами в представлениях не выстроено), которое закреплено за ней в традиции и определяется интерпретацией ее носителя. Так, например, как мы покажем в дальнейшем изложении, сходные по своим ключевым признакам персонажи могут обладать различными статусами (например, сайбийа или стопан и «баба» наделяются статусами соответственно духа-хозяина дома и «святого»), которые в свою очередь добавляют образу качественную характеристику, позволяющую проследить специфику оформления и бытования локальной религиозной традиции.

Методологические проблемы при описании и анализе верований возникают, прежде всего, в процессе изучения представлений о демонических персонажах ввиду многообразия связанных с ними верований и практик. Некоторые сложности встречаются и при рассмотрении образов святых ввиду сближения некоторых характерных для них черт с признаками демонических фигур, тогда как представления о Боге, как правило, включают в себя более четкий образ.

Для рассмотрения представлений цыган о различных мифологических персонажах, составляющих демонологию необходимо произвести первичную, рабочую типологизацию и классификацию персонажей, которые актуальны для современных представлений. Отметим, что в нашей работе мы не ставим целью произвести исчерпывающую типологию и классификацию персонажей, ограничивая ее возможностью увидеть за разнообразием персонажей сходные представления, обладающие единой основой. Полученная типология будет обладать теми же недостатками, обусловленными пограничным характером отдельных персонажей (совмещением признаков различных персонажей), который проявляется при попытке их дифференциации, вследствие наличия множества репрезентаций образа61.

В контексте дифференциации образов необходимо сделать еще ряд замечаний. При рассмотрении совокупности сведений о различных демонических фигурах и сравнительном анализе материалов, мы отмечаем, что, с одной стороны, одним и тем же именем обладают различные по своим признакам персонажи , а с другой стороны, один и тот же персонаж может обозначаться несколькими именами. Ввиду двуязычия цыган в регионе такой признак персонажа, как его именование не может считаться определяющим, хотя, несомненно, содержит в себе информацию о дополнительной смысловой нагрузке того или иного образа. Так, например, мы сталкиваемся с трудностями при соотнесении между собой образов чохано, муло, вампира, стригоя, лемпира и других, так как данные наименования зачастую взаимозаменяемы в цыганских традициях, тогда как в культурах окружающих народов большинство этих персонажей обладает специфическими отличительными признаками и может представлять собой отдельный образ63. Таким образом, можно сделать предположение об условности связи между именем персонажа и совокупностью его отличительных характеристик, что в той или иной мере усложняет реконструкцию образов и их структурирование.

Космологические элементы в религиозных представлениях цыган

С учетом исторически бесписьменного характера культуры цыган в целом, а также свойственной ей диффузии, рассмотрение космологии как законченной системы не представляется возможным. Скорее мы можем говорить об определенных фрагментах космологических представлений, имплицитно заложенных в разнообразных и весьма неоднородных этнографических материалах, что, таким образом, затрудняет их последовательное изложение.

Источниками сведений о космологических представлениях различных групп цыган для нас служит разнообразный этнографический материал, который включает в себя фольклор религиозной тематики, а также данные полевых исследований, которые содержат информацию о повседневной жизни того или иного сообщества, отправляемых обрядах.

Обращаясь к фольклору, содержащему религиозную тематику, необходимо заметить, что, несмотря на его неоднородность, вытекающую из обширности культурных связей, мы можем увидеть в нем сходные сюжетные линии и выявить единое семантическое поле, чтобы, таким образом, было возможно через структурирование материала эксплицировать сходные для различных групп цыган космологические представления. Рассматривая представления цыган об устройстве мироздания, мы в своем исследовании искусственно выстраиваем определенную его модель, которая призвана упорядочить неразрывно связанные идеи об окружающем мире в его отношении с человеком, существующие в культуре различных цыганских сообществ. В своем описании и интерпретации данных представлений, мы выделяем в них пространственную и временную перспективы, обращаемся к феномену бинарных оппозиций, составляющий содержательную (смысловую) структуру этих представлений.

Рассматривая этиологические легенды различных групп цыган, мы можем заметить, что вопросы, связанные с космогонией, не раскрываются явным образом. Вместе с тем, основываясь на актуальных представлениях, мы можем эксплицировать две основные линии воззрений о природе мироздания, которые могут преломляться благодаря содержанию учений различных религиозных систем. Согласно одной из них, космос был сотворен Богом. Творческий акт является исходной точкой существования мира. При этом идея о наличии конечной точки существования космоса менее развита. Вторая линия представлений в общем виде рисует космос извечно существующим.

Таким образом, среди различных групп цыган не существует единого, аутентичного мифологического пласта, раскрывающего космогонические и эсхатологические идеи. Следует отметить, что недостаток аутентичных источников по данному вопросу, возможно, объясняется его неразвитостью и второстепенностью в комплексе религиозных представлений цыган. В этой связи отметим, что в цыганском фольклоре встречаются, но не имеют широкого распространения библейские, коранические космогонические и эсхатологические сюжеты, хотя в то же время заимствованы и трансформированы этиологические сюжеты, повествующие о потопе, распятии Христа и другие65. Можно предположить, что это связано с низкой степенью включенности цыганских групп в жизнь той религиозной общины, к которой они формально принадлежат66, а также с механизмом формирования синкретического комплекса религиозных представлений цыган, в которой такие элементы (космогонические, эсхатологические, сотериологические представления) оказываются функционально не значимы67.

Основываясь на сравнительном анализе доступных источников, можно сделать заключение о том, что базовая для понимания картины мира категория времени в представлениях различных групп цыган носит, с одной стороны, выраженный линейный характер, а с другой стороны - цикличный. В физическом мире отправной точкой для рассмотрения феномена времени может служить идея рождения как начала и смерти как конца существования. Таким образом, в отношении микрокосма, то есть в антропологической перспективе, представление о времени будет носить линейный характер и связываться с жизненным отрезком В отношении же макрокосма, мы наблюдаем циклическую модель времени, что находит выражение в календарных обычаях, отражающих комплекс идей о воскрешающей и умирающей природе. На циклическое восприятие времени указывает прагматика совершаемых ежегодно индивидуальных или коллективных паломничеств к христианским и мусульманским святыням в регионе, обрядов почитания святых и некоторых демонических персонажей.

С позиции современного состояния линейность представлений о времени в религиозной картине мира цыган основывается, прежде всего, на концептуализации времени в культуре макросообщества и восходит к христианской или мусульманской традиции.

В отдельных легендах, повествующих о возникновении цыган или утверждении цыганского образа жизни, присутствует описание «правремени», завершением которого знаменуется окончательное устройство мироздания и переход в историческое (профанное) время. Эта эпоха предстает перед нами в образе «золотого века», периода, в течение которого цыганский народ находился на более высокой социальной ступени и обладал равными правами с другими народами69. Примером тому могут служить легенды о царе Фараоне (иногда Мухаммеде) из коллекции Тихомира Джорджевича, собранные им у различных цыганских групп на территории Юго-Восточной Европы в начале XX века. В основе этих легенд лежит библейский сюжет об исходе евреев из Египта (Исх. 14) и коранический - о Фирауне (28: 36-40). Так, согласно одному из них (Т. Джорджевич воспроизводит сюжет, зафиксированный у «турецких» цыган (хорахане рома)) цыганами правил величайший царь Мухаммед. Он обладал несметными богатствами, а все его правящее окружение составляли цыгане. И он был настолько тщеславен и властолюбив, что порою полагал себя могущественнее Бога. В один из своих военных походов он дошел до моря и, приказав воде расступиться, повел свое войско по морскому дну. Когда армия дошла до середины моря, воды сомкнулись, поглотив собою и царя, и его войско. Осталась в живых лишь одна несчастная цыганка, которая взялась причитать: «Ох, погублено цыганское семя». Эти слова услышал дьявол, поднялся из воды и предложил ей быть его женой. От их брака взял свое начало цыганский народ .

Представление о переходе в историческое время символически отражено в рассматриваемых сюжетах при указании на «нечистый» характер брака, в результате которого вновь возникает цыганский народ, и, благодаря которому оказывается на низшей социальной ступени. Так, предание одной из групп влашской метагруппы цыган гласит, что после того, как море уничтожило весь цыганский народ, Бог оставил в живых лишь одного кривого цыгана и одну кривую цыганку71. Мы находим представление о «нечистом» происхождении цыган и в другом мифе, повествующем об исходе евреев из страны, которой правил Фараон, и где большинство составляли цыгане72. Переход через море в рассматриваемом мифе, как мы полагаем, символизирует собой переход в историческое время. Так, согласно этому мифу, после того, как все фараоново племя было уничтожено, осталась лишь одна женщина. Возвращаясь домой, она заблудилась и умирала от голода. Тогда появился дьявол и заставил ее выйти за него за кусок хлеба. Через некоторое время она родила троих мертворожденных детей. Бог помог дьяволу вдохнуть в них жизнь, «только душа их всегда была зловонна. От этих детей произошли цыгане, которые и сейчас зловонны» .

Представления о социальном равенстве с другими народами в период «золотого века» (который именуется «то время», в противоположность «этому», то есть историческому) раскрываются в череде распространенных сюжетов, повествующих о выделении Богом каждому народу его доли. Единая сюжетная линия этих легенд состоит в том, что цыганский народ по собственной вине не получает от Бога долю (землю и жизненный уклад), качественно равную тем, что обрели другие народы, и оказывается по наставлению Бога в том положении, в котором он находит себя на данном историческом этапе (нищенствующим, бродячим, служащим другим народам и т.д.)74. Условной точкой перехода в данном сказании является момент выделения Богом доли последнему народу, то есть цыганам, после которого они обнаруживают себя на низшей социальной ступени или отчужденными от остальных народов. Например, власть над другими народами (евреями или титульными этносами макросреды) в «ту» эпоху сменяется в повествовании на противоположное социальное положение в «это» время. В рассматриваемых легендах также представлена идея особого статуса цыганского народа как народа Богом отвергнутого и обладающего «низшей» природой.

Образ Бога

Бог является центральной фигурой в монотеистических по своему характеру религиозных представлениях цыган. Как уже отмечалось, представления о Боге в комплексах верований различных цыганских сообществ предстают довольно отчетливыми. Образ Бога строится на основе содержания различных религиозных традиций и зависит от уровня и характера ознакомления в конкретном сообществе, группе или на индивидуальном уровне с вероучительными положениями той или иной конфессии, а также следованию этим положениям. В связи с этим представления о Боге могут складываться строго в русле традиции, (прежде всего в рамках христианства или ислама), образуя различные образы на основе отдельных персонажей (Бога-Отца, Аллаха, Иисуса Христа, образа Троицы). Эти образы включают в себя значимые дифференцирующие детали, которые берут начало в соответствующих традициям священных текстах, а также оформляются благодаря интерпретациям духовных авторитетов и религиозной литературе. В то же время достаточно распространены представления, которые интегрируют элементы разных традиций и встречаются в различных локальных традициях, составляя часть исследуемого синкретического дискурса.

Необходимо оговориться, что границы того образа, который мы пытаемся реконструировать, не отличается вариативностью деталей и сохраняет единый смысловой стержень, который образуется на основе воззрений о взаимоотношении персонажа Бога и человека как такового.

В различных диалектах цыганского языка для обозначения понятия «Бог» используется лексема «о Дэл» или «о Дэвэл»153. В отношении Бога также используются именования, употребляемые в языках окружающих народов и воспринимаемые в цыганской среде в качестве синонимов. Набор используемых лексем зависит от того культурного контекста, в котором формируется определенный комплекс представлений, а также от специфики конструирования этнической и религиозной идентичности.

С одной стороны на уровне именования может наблюдаться разграничение традиций. «Мы цыгане - мусульмане. Верим в Бога. - Как вы его называете? -Бог - (Дэвэл), Аллах. - А Христос? — Нет, это другая традиция»15 С другой стороны, в определенных контекстах, благодаря связи имени и конкретного персонажа той или иной традиции, в верованиях может наблюдаться отождествление разных персонажей, в результате чего описываемый информантом один персонаж обладает несколькими названиями. «Бог един, только имена разные. Аллах, Христос, все равно»155.

Вместе с тем необходимо отметить, что в связи с монотеистическими представлениями, в различных традициях понятием «Дэвэл» («Бог») обозначается .только одна фигура, и оно не используется для обозначения других самостоятельных персонажей. Данное обстоятельство не говорит о том, что образ Бога и образы других персонажей не обладают схожими признаками, но лишь подчеркивает, что в рамках комплексов верований фигура Бога мыслится единственной и уникальной.

Уникальность фигуры Бога выражена в содержании представлений о его природе, действиях и функциях. Рассматривая представления о природе данного персонажа, стоит отметить, что фигура Бога, по нашему мнению, не находит себе место в рамках концепта «чистого» и «нечистого». Бог изначально оказывается вне этой оппозиции, поскольку его природа мыслится тотально «чистой» и не существует ее соотношения с понятием «нечистоты».

Божественная природа, исходя из цыганских представлений, является природой более «высокого» порядка и субстанциально не уподобляется сотворенному вообще, и человеческому в частности. На этом этапе реконструкции образа можно выделить два типа представлений об облике Бога.

Согласно одному из них, фигура Бога описывается как незримая. Эта точка зрения может подкрепляться конфессиональной интерпретацией (например, основываясь на вероучении ислама) или апелляцией к повседневному опыту. Вместе с тем, в представлениях цыган отчетливо прослеживаются антропопатические и антропоморфные черты данной фигуры.

Мотив антропоморфного облика Бога прослеживается в поверьях о его визуальном явлении человеку. Эти представления восходят к отдельным фольклорным сюжетам, содержащим мотив теофании, и встречаются в некоторых нарративах информантов об их личном религиозном опыте. Восприятие Бога в облике человека характерно, прежде всего, для представлений, сформированных под влиянием христианства, и коренится, как мы полагаем, в повсеместно развитых традициях изображения религиозных сюжетов и отдельных персонажей156. В то же время, мы гипотетически можем говорить о влиянии ислама, а точнее - суфийских традиций, распространенных в регионе, в контексте которых идеи о визуальном облике Бога могут строиться в связи с существующими представлениями о форме явлений человеку «святых» (аулия), вследствие чего мы сталкиваемся со схожими описаниями их внешнего вида. Ключевую роль здесь играет устная традиция, бытующая в конкретной среде. Как укорененные, так и недавно привнесенные элементы устной традиции зачастую обладают большим значением и обуславливают мотивационный аспект деятельности ее носителей, нежели формально закрепленные вероучительные положения.

В наиболее распространенных представлениях информантов о визуальном облике божественной фигуры, Бог открывается людям в виде старца, реже принимает иные облики. «Но зависит, как Он (Бог, Аллах — прим. К.Т.) дает о себе знать. Некоторым показывается молодым, некоторым показывается старым, некоторым показывается ребенком» Приведенная цитата из интервью является

Например, иконографических образов Спасителя и святых в православии и католицизме. 151 ПМА 6 (X) — женщина, 60 лет, рома (арлия, гурбеты), род. в г. Скопье (Македония), прож. в г. Ниш (Сербия), ислам, грамотная, г. Ниш (Сербия), Трофимова К.П., 20.12.2011. одним из примеров синкретического построения образа Бога в мусульманской среде.

В цыганском фольклоре встречается представление Бога в облике человека, обычно старца или нищего странника - образ, широко распространенный в окружающих традициях. «Подумал он и спустился на землю. Он оделся нищим, чтобы посмотреть, какие на самом деле люди. [...] Он снял свои одежды (нищенские). Что цыганка видит: "О, это Святой Бог!" Она целует ему руку» .

Антропопатические черты данного образа проявляются через представления о его деятельности, что в рамках идей о характере отношений Бога и человека предполагает прослеживание его функциональной составляющей. Рассмотрение данной компоненты способствует раскрытию содержания важных антропологических категорий, которое строится на основе представлений о смыслах тех или иных явлений в жизни, как отдельного человека, так и сообщества в целом и органично включает в себя идеи о роли Бога в них. Действия людей по отношению друг к другу и самим себе, события, которые оставляют следы в их жизненных историях, ставят вопросы об их изначальных причинах, конечных следствиях и целях. В этом контексте причины могут усматриваться в действиях самого человека, или же воле Бога, а следствия и цели подчинены последней.

Повседневная связь Бога и человека как части сообщества эксплицируется из представлений о системе причинно-следственных связей, объясняющих фундаментальные смыслы тех или иных явлений, а также в интерпретации норм и правил, призванных укреплять структуру сообщества и предупреждать возможную аномию. В рамках подобных представлений все, чем обладает человек, трактуется как «дар» Бога, а несчастья или счастливые события воспринимаются через традиционную в данной среде систему интерпретации действий человека, божественного намерения и их взаимосвязи. В этом контексте Бог проявляет себя в роли действующей силы, творящей, дарующей, покровительствующей и регулирующей жизни людей, как потоки сменяющих друг друга в событиях состояний. Творческая функция Бога прослеживается в представлениях о нем как источнике всех существующих в мироздании вещей и явлений. В антропологической перспективе производной от нее является функция «наделения», которая выражается в понятиях дара, доли, судьбы, то есть лежит в основе представлений о предопределении или примыкает к ней. В конкретных верованиях указанные понятия объективируются в определенных событиях и явлениях человеческой жизни. На событийном уровне функция «наделения» соприкасается и пересекается с «регулирующей» функцией, отражающей иной аспект того или иного явления, также связанный с поиском его причины, цели и следствия и выраженный в представлении о «санкции» по отношению к деятельности человека.

Образы женских демонических персонажей

Жизненный цикл человека как цепь непрерывно сменяющих друг друга состояний и переходов в мифологии цыган Юго-Восточной Европы служит основополагающим контекстом, объединяющим представления о мифологических персонажах. Обрядовые комплексы (свадебные-родильные-погребально-поминальные) отражают в своем «языке» все многообразие религиозных представлений как значимого элемента мировоззренческих систем.

В рамках контекста рождения и последующей жизни формируются сущностные космологические, антропологические концепты, содержание которых может быть реконструируемо на основе представлений о взаимодействии человека и иных фигур, среди которых женские персонажи занимают особое место. Значимость женских персонажей в мифологической картине обусловлена матримониальными мотивами, сопровождающими представления о феномене рождения и продолжения жизни (репродукции). Мы обрисуем распространенное содержание актуальных верований, распространенных в изучаемых цыганских сообществах.

Рассматриваемые нами образы женских персонажей сформировались путем восприятия и трасформации верований, обрядов и интерпретаций ареально близких религиозных традиций, что обуславливает их содержательную вариативность, равно как и специфические общие черты. В процессе восприятия верований и обрядов рассматриваемые образы, каждый из которых обладает своими специфическими чертами в демонологии народов Юго-Восточной Европы, в цыганских представлениях сближаются по своей семантике и позволяют нам проследить связь между ними и выявить определенный инвариантный образ.

Заметим, что в исследовательской литературе, посвященной народным традициям балканского региона, также обращается внимание на сближение, связь, а также отождествление отдельных женских персонажей по определенным параметрам. Данное обстоятельство связано с изначально единой смысловой основой в создании образов и свойственной им амбивалентности. Рассматриваемые персонажи типологически сходны, однако не являются тождественными друг другу. В процессе сравнительного анализа представлений о данных персонажах в среде различных групп цыган и окружающих их народов следует обратить внимание на те отличительные признаки персонажей, которые проводят условную демаркационную черту между ними. Одной из разграничительных черт здесь является происхождение персонажа, его природа. Если в верованиях окружающих цыган народов можно проследить генезис многочисленных женских персонажей от человека, а именно, от «нечистых» покойников, то в верованиях различных групп цыган «человеческая» природа как часть существа присуща лишь ряду персонажей, тогда как другие обладают «иным» происхождением. Несмотря на то, что данное основание для разграничения весьма условно, поскольку процесс формирования религиозных представлений является динамичным, и последние подлежат постоянной трансформации, мы все же полагаем необходимым вычленить подобный критерий для демаркации. В результате такого разграничения, несмотря на связующий набор именований, можно выделить как широкие и самодостаточные, с одной стороны, образ «вил», а с другой - образ ведьмы. Образы таких женских персонажей, как «бабицы», «судженицы», «уршаторили», «болезни» и другие по своим признакам, отраженным в народных представлениях, предстают частными образами, возможно, проявлениями указанных широких и соотносимыми с узким кругом явлений, которые определяют их смысловую нагруженность. Так, «бабицы» в представлениях связаны с периодом родов и детства и, таким образом, ребенком и матерью как объектом своего воздействия, функция «суджениц», «уршаторили» сводится, в первую очередь, к предопределению судьбы новорожденного и т.д. Специфика природы исследуемых персонажей отражается на представлениях об их внешнем облике, что позволяет проследить близость тех или иных частных образов более общим.

Отметим, что разделению женских персонажей в рамках демонологии на широкие образы «вилы» и «вештицы» также отвечает и такой критерий как их функции, представления о которых имплицитно заложены в различные обрядовые практики.

«Вилы» (вилы, самодивы, дивы, занелор и др.)415 предстают в верованиях цыган и окружающих народов416 в антропоморфном образе (прекрасных девушек, реже безобразных старух), обладающем вместе с тем некоторыми демоническими чертами, указывающими на их «иную» природу и обладание ими сверхчеловеческой силы.

В верованиях народов Юго-Восточной Европы встречаются мифологемы, повествующие о происхождении вил от «нечистых» покойников, а именно от некрещенных детей, незамужних девушек, умерших неестественной или преждевременной смертью, а также в случае нарушений структуры погребального обряда Такого рода представления приводятся в исследованиях, во-первых, для объяснения антропоморфного и антропопатичного образа вил, а, во-вторых, для выявления их связи с другими персонажами, объединенными под типом «заложных» покойников (нави, русалки, вампиры и т.д.)- Отметим, что связь с «иным» миром, а именно полагание вил в качестве духов покойных, указывает на анимистическую основу представлений о них.

Антропоморфность данных существ в народных верованиях отражается в представлениях о возможности персонажей (вил, самодив, див и др.) зачать и родить ребенка от человека, об их смертности, о возможности превратиться в человека, утратив свою силу. Интересным является представление о «могуществе» данных существ. В южнославянском фольклоре выделяется с одной стороны, мотив, согласно которому вилы, самодивы и дивы обладают силой, благодарая которой они способны умерщвлять «угодных» или «неугодных» им людей, насылать различного рода болезни, равно как и излечивать от них. С другой стороны, распространенными являлись поверья о возможности лишить виду (самодиву, диву) ее «силы», убить ее.

Интересно отметить, что данные персонажи занимают хотя и отдельное, но, вместе с тем, пограничное с человеком пространство. Согласно верованиям вилы населяют равнины, горы, места под некоторыми деревьями, пространство между небом и землей, на краю света. В качестве топосов обитания персонажей также упоминаются места захоронения некрещенных детей, а также людей, умерших неестественной смертью, мосты, заброшенные церкви и др. Указанные пространства полагаются «отделенными», вследствие чего в их отношении действуют определенные запреты, и которые используются для отправления ритуалов. Представления, согласно которым персонажи населяют пространство между небом и землей, связывают их с происхождением различных природных явлений (ветрами, ураганами, градом и другими). Подобное разделение пространства имплицитно заложено в верованиях, согласно которым активная связь человека с этими персонажами возникает в том случае, если человек пересекает границу, отделяющую его пространство от пространства данных фигур (вил, самодив, див). Представление о времени активности персонажей («ни то, ни другое время», «нечистое» время, «до первых петухов») подчеркивает их понимание как существ, обладающих «нечистой» природой и, таким образом, связывает с другими персонажами, объединенными в рамках демонологии.

Данный образ в своей основе амбивалентен, что выражается, во-первых, в описаниях облика, подчиненных логике двоичных различительных признаков, а, во-вторых, в представлениях о взаимосвязи персонажей и человека. Так, с одной стороны, в интерпретациях отмечается благосклонное расположение к человеку, что выражается в обращении к ним за помощью, и ее ожидание, что говорит о патронажной функции, которой наделены персонажи.

С другой стороны, согласно представлениям, они способны навредить, а также наказать человека за проступки в отношениях с ними, благодаря чему вырисовывается регулирующая (карательная) функция персонажей.

Похожие диссертации на Религиозные представления и обряды цыган Юго-Восточной Европы