Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-исторические связи Молдовы со странами Восточной и Юго-Восточной Европы в области архитектуры и изобразительного искусства (XVII-70-е гг. XVIII сс. ) Драгнев, Эмиль Демирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Драгнев, Эмиль Демирович. Культурно-исторические связи Молдовы со странами Восточной и Юго-Восточной Европы в области архитектуры и изобразительного искусства (XVII-70-е гг. XVIII сс. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ин-т истории им. Я. С. Гросула.- Кишинев, 1990.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-12/757-6

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной духовной и общественно-политической жизни страны все больше утверждается новое понимание культуры, как одного из важнейших факторов перестройки, возроадагощего подлинные духовные ценности народа. В этой связи представляют большую актуальность научные исследования, раскрывающие истоки национальных культур нашей страны, их взаимодействие с культурами соседних стран, что способствует не только выявлению их вклада в развитие общечеловеческой культуры, но и взаимопониманию народов. В контексте указанных задач мы рассматриваем и актуальность исследований по историй молдавского искусства, в частности ее внешних связей в период развитого феодализма.

В советской и зарубежной историографии в комплексе проблем по истории молдавского средневекового искусства вопросы внешних связей все еще остаются мало исследованными,*' недостаточно выработаны и общие методические основы их изучения. Между тем, чем шире выявляются культурно-исторические связи, чем разнообразнее факты общения культур, в нашем случае - связи средневековой Молдовы с византийско-славянскпм, западноевропейским и восточным миром, тем ярче раскрывается богатство и своеобразие ее собственной художественной культуры.

Исследование разнообразных внешних связей молдавского средневекового искусства, в частности, изобразительного искусства и архитектуры, предпринятое в настоящей диссертации предлагается осуществить на базе комплексного использования документальных, летописных, литературно-художественных, фольклорных, изобразительных и других источников.

Степень разработки темы. Специальных исследований по культурно-историческим связям средневековой Молдовы в области изобразительного искусства и архитектуры со странами Восточной и Юго-Восточной Европы нет ни в советское, ни в зарубежной историографии. Отдельные аспекты этих связей рассмотрены в ряде работ исторического, искусствоведческого и культурологического характера, посвященных различным проблемам развития молдавского изобразительного искусства и арлттектуры.

Первое систематизирующее исследование молдавских фресок принадлежит польскому исследователю В.Подлахе, который, сопоставил молдавскую стенопись с афонской, выявив ряд точек их соприкосновения . Однако написанная вначале нашего столетия, когда I. Podlaha W. Malowldla scienne w cerkwiach Bukowiny. Lwow, 1912.

методика исследования поствизантийской живописи била еще слабо разработанной, а круг известных памятников узок, работа В.Подла-хи (особенно в области выявления внешних влияний), значительно устарела.

Фундаментальным трудом, охватившим описание практически всех известных в то время памятников молдавокой стенописи и иконописи, является работа румынского искусствоведа И.Д.Штефзнеоку1. Он впервые провел дифференциацию памятников молдавокой отенопиои не только по иконографическим, но и по отилистичеоким признакам. Однако его выводы о внешних влияниях, ооновашше на теории Г.Мийе2 о наличии в палеологовоком и поствизантийском иокусотве двух крупнейших школ - критской и македонской нуждаютоя в переоценке, т.к. эта теория была аргументированно пересмотрена в специальной литературе (В.Н.Лазарев)3. Также под влиянием этой теории были написаны и труда французского исследователя П.Энри, поовященные молдавокой средневековой стенописи4. Основной его эаолугой в'раскрытии данной темы является выявление многочисленных связей молдавской и афонской стенописи.

Другой видный французский исследователь А.Грабар , преодо-. девший в значительной мере схематизм Г.Мийе, рассматривал отдельные конкретные проявления внешних связей молдавокого средневекового, искусства. Им были раскрыты некоторые аопекты овязей молдавокой стенописи о искусством Сербии, Роооии, а также Запада. Работа французского ученого Л.Рео , поовященная моддавоким средневековым фрескам, обобщила результаты предыдущих исследований.

В послевоенные годы в историографии.рассматриваемой проблемы наметился переход к эмпирическому исследованию отдельных па-

  1. Stefarvescu I.D. L'Evolution de la peinture religieuse en Buoo-vine et ep Moldavie. Texte. Paris, 1928; Idem. Houvelles re-cherchea. Texte. Paris, 1929»

  2. Millet G. Rechcrchea sur L'iconographie de L'Evangile aux XlV-e, XV-e et xvi-e aiecle. Paris, 1916.

  1. Лазарев B.H. "Маньера грека" и проблема критокой школы.//Ви- аантийокая живопись. М., 1971.

  2. Henry P. Lea eblisea jde la Moldavie du Uord. Paria, 1930.

.5. Orab'ar A. L'Origine dea faaadea peintes dee eglises moldaves.// 1'Art d^la fin de 1'Antiquite et du Mogen Age. V.II, Paria, 1968.

6. Reau I. L'Art Roumain. Paris, 1946.

мятников. Среди многочисленных работ можно выделить труды, посвященные росписям церквей монастырей Сучевица (М.А.Муэическу, М.Берза), Секу (Шт.Балш), Драгомирна (И.Микля, Р.Флореску), Го-лия (Р.Попа), Четэцуя (Н.Григораш) и др.-'-

Во всех отмеченных трудах обойден вопрос о культурно-исторических условиях, которые способствовали (или препятствовали) восприятию внешних влияний. В этом отношении исключение составляют исследования С.Ули, В.Дрэгуца и Р.Теодореску^, в которых прослеживаются определенше оопоотавлеїшя явлений художественной жизни и политических, идеологических и других факторов. Еще меньше исследований непосредственно посвященных некоторым аспектам внешних связей молдавского изобразительного искусства. Это прежде всего статьи С.Радойчича и А.Божкова3, в которых раскрываются некоторые аспекты взаимосвязи молдавского искусства с болгарским и сербским искусством.

Внешние влияния в молдавском средневековом искусстве рассмотрены также в ряде трудов, посвященных отдельным видам изобразительного искусства и архитектуре. В работах, посвященных еще мало исследованной проблеме развития молдавской иконописи (К.Ни-колеску, М.Й.Сабадога и др.)* рассмотрены и некоторые данные о внешних контактах в области иконописаиия. В многочисленных рабо-

1. Muaiceacu М.А., Berza М. Manaatirea Sucevita. Bucureati, 1958s
Bala 3. Le monaatere de Secu. Bucareat,1966; Mlclea I., Flo-
reacu R., Dragomirna, Bucureati, 197;,Popa R. be^monaatere de
Golia. Bucureati, 1966; Grigoraa N. blanastirea Cetatua. last,
1977.

2. Ulea S. Originea ai aeninificatia ideoJORica a picturii exte-
rioare raoldoveneati.//Studii зі cercetari de i3toria artei, . --
(3.G.I.A). nr.1/1363, nr.2, 1972; Dragut V. Pictura murala
din Тага Romaneaaca зі dj.n Moldova ai raporturile aale cu pic
ture Europe і de Pud-Bat in curaul aecolului al XVT-lea.//Buie-
tinul monumsntelor Istorice,an.XXXIX, nr.4, 1979; Theodorascu
R.Art et politique dana lea Pays Roumalnea au XV-XVIII-ea 3.//
Houvellea etudea d'Hiatoire, Bucarest, 1985»

  1. Radojcic S. Rapporta artiatiquee aerbo-roumains de la fin du XIV-е juaqu'a lafin du XVII-e aiecle a la lumiere dea nouvelles decouvertea faitea en Yougoalavle//ActeB du colloque international de civiliaation balcaniquea. Sinaia, 19б2;Божков А. Кш въп-poca за взаимните връзки между българското и румънското изкуство йрез-ХІУ-ХЛІ в..//известие на института за изобразително изкуство. Кн.ХУЛ. София,- 1954.

  2. Nicoleacu С. Icoane vechi romJneati.' Bucureati, 1971; Sabadoa M.I. Zugravii moldoveni din secolul al XVIII-lea. Picture pe lemn din Judetul IJeamW/Memoria Antiquitatis, XI1-XV, 1980-1982. Piatra Neamt. 1986.

тах по молдавской миниатюре (Е.Турляну, С.Уля, С.Тер-Нерсеосиан, М.В.Щапкина, В.Д.Лихачева, Г.Попеску-Вылча, Т.ВойнеокуГ", а также в обобщающем труде но данной теме (Г.Попеску-Вылча) не охвачены все известные произведения молдавской миниатюры (например, Варшавское, Стамбульское и Аникеево четвероевангелия). В указанных работах исследуется и одна из центральных проблем внешнего влияния в молдавской миниатюре связь миниатюр кодексов группы Paris'grec.74 с миниатюрами молдавских кодексов начала ХУЛ века). По данной проблеме были высказаны различные, порой, противоречивые точки зрения, связанные, в основном, с недостаточной изученностью молдавского кодекса - Елизаветградского четвероевангелия. Начало всестороннего и глубоко изучения молдавской средневековой архитектуры было положено Г.Балшем, который опубликовал три объемистых труда, охватывающих историю развития молдавокого зодчества с периода ее генезиса до начала ПХ в. Он же опубликовал и ряд статей о внешних связях молдавского зодчества с армянским и сербским зодчеством3. Специальная работа, посвященная связям между зодчеством Молдовы и Валахии и Роосией (в т.ч. связям р армянским и украинским зодчеством) принадлежит румынскому историку П.Коптантинеоку-Яшь . Поскольку указанные связи рао-

1. Turdeanu Б. Miniature bulgara ai inceputurile miniaturii ro-
minesti.//Buletinul institutului roman din Sofia.A.1.,nr»2;
Bucureati, 1942j Ulea S. Gavril Uric, primul artist roman cu-
noscut.//S.C. І.А.1, 1962, nr.2j Der Hersesaian S. $wo slavonio
parallels of the Greak Tetraevangelia Paris,74.//The Art Bul
letin. IX. New-York, 1927» Idem. Une nouvelle replique slavone
du Paris Gr.74 et lea manuacrits d'Anastase Crimcovici.//Melan
ges offerts a H.lorga. Paris, 1933t V^iaescu T. Contributii la
studiul manuscriselor iluatrate din aanaatirile Sucevita si
Dragomirnaj//3.c.i.A., Nr.1-2, 1955; Щепкина M.B. Болгарская
миниатюра НУ в. И0оледования псалтыри' Томича. М., 1964} Лиха-

. чева В. Съотнощения между мдниатюрите на "Лондонското" и "Ели-СоФиТ^ІІВб0 евангелия'/^юли по средновековно изкуство.

2. Popeacu-Vllcea G. Miniatura romineasca. Bucureati, 1984«

Bala 0. Influences armeniennes et georgiennes sur L'architect

tur'eTrotunaif . Communication au Ill-e Corigres dea etudes by-. Bantines. Valenii de munte, 1931? Idem. Influences du plan

aerbe sur le plan des eglises roumaines.//L*art byaantin chea

les Slaves.t-2, Paris, 1930. 4. Constantineacc-iaei P. Influenta arhiteoturii veci rusesti

ajupra arhiteoturii "vechi romitnesti. Bucureati, 1951.

смотрены автором в отрыве от других внешних влияний, отдельные приведенные в его монографии сопоставления не обоснованы.

Более комплексным подходом отличаются работы Р.Теодореску^, который рассматривает основные процессы в средневековом молдавском зодчестве сквозь призму общеевропейских стилей и течений, а также во взаимодействии с культурно-историческими факторами. Однако в его работах, за редкими исключениями^рассматриваются только западные влияния, что не позволяет воссоздать общую картину внешних связей.

В советской молдавской историографии проблемы, связанные с историей средневекового искусства Молдовы, нашли свое отражение, в основном, в работах обзорного характера. Вопросам внешних связей была посвящена статья К.Д.Роднина и докторская диссертация ЛД.Тораманяна по истории связей молдавского зодчества с архитектурой Закавказья. В целом, все работы, посвященные молдавскому средневековому изобразительному искусству и зодчеству (за исключением трудов Р.Теодореску) раскрывают тему исследования в основном посредством искусстЕОведческого анализа.

Таким образом, приведенный выше анализ историографии проблем внешних влишшй в молдавском изобразительном искусстве и архитектуре ХУП-70-х гг. ХУШ в. дает основание для ее постановки в качестве диссертационной работы, призванной представить более цельную картину историко-культурных связей Молдовы со странами Восточной и Юґо-Восточной Европы.

Цели и задачи исследования. На основе анализа различных видов исторических источников (письменных и изобразительных), опубликованных и введенных впервые в научный оборот, опираясь на предшествующие исследования, диссертант поставил цель раскрыть

  1. Theodoreacu R. Manierism si"prlm barocnpostbyzantin ntre Vo~ Ionia ai Stambul; casul moldav <1600-1650).// SCIA, вегіа Arte Plaatice, 1981; Idem. Structures artistiquee et mentalitee roumaines au XVIIl-e siecle.// Hevue Roumaine d'Histoire, T. XXIV. 1985, nr.1-2.

  2. Роднин К.Д. Росписл в церкви Успения в Каушанах. Проблемы датирования./^Художественная жизнь Молдавии. Кишинев, 1971.

  3. Гораманян А.Х. Зодчество Молдавии ХТУ-нач.ХХ вв. и его связи с архитектурой Закавказья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. Д., 1973.

структуру и динамику внешних связей Молдовы со странами Восточной и Юго-Восточной Европы в области изобразительного искусства и архитектуры в ХУП-70-х гг. ХУШ вв. При этом рассмотрение указанных связей ограничено исследованием лишь в аспекте восприятия и аосимиляции молдавской художественной культурой внешних влияний в контексте социально-экономических, политических, культурно-исторических, социально-психологических условий, способствовавших или, наоборот, тормозивших эти процессы. Поскольку диссертация представляет собой историческое исследование, в ней отсутствует искусствоведческий анализ внешних связей молдавского средневекового искусства.

При этом ставятся следующие конкретные задачи:

определить роль внешних факторов различного характера (социально-экономического, политического, культурного, конфессионального) на процесс восприятия и ассимиляции внешних влияний в изобразительном искусстве и архитектуре Молдовы периода развитого феодализма; ,

раскрыть последствия установления османского господства в Молдавском княжестве для дальнейшего развития внешних связей искусства и в целом для системы его художественной культуры;

проанализировать значение внешнеполитических связей Молдавского княжества для установления контактов в области изобразительного искусства и архитектуры;

определить диалектическую взаимосвязь мевду факторами способствующими интеграции молдавской художественной культуры в общеевропейскую и факторами,приводившими к ее обособлению;

определить степень проникновения общеевропейских течений в различных видах молдавского изобразительного искусства и архитектуры, пути их проникновения и отепень их преломления и аккомодации местным условиям;

—реконструировать, по возможности, общую картину внешних связей молдавского изобразительного искусства и зодчества во всех направлениях и выявить место стран Восточной и Юго-Восточной Европы в этом'процессе.

В связи с поставленными задачами возникла-необходимость .. рассмотрения некоторых вопросов, несколько выходящих за хронологические рамки исследования: генезис внешних росписей в Молдове., генеалогическая связь между лицевыми кодексами группы їагіа greb',74, отдельные аспекты внешних связей в молдавском

зодчестве до ХУЛ в. Отсутствие специального исследования по Каушанским фрескам потребовало более подробного их анализа, чем предполагает тематика диссертации.

Хронологические рамки исследования, охватывают период ХУЛ в. по 70-е гг. ХУШ столетия. Начальная хронологическая граница исследования обусловлена тем фактом, что на рубеже ХУІ-ХУП вв. в княжестве, в рамках стадии развитого феодализма;происходят ряд значительных изменений, как в социально-экономической, так и в культурных сферах. Эти изменения, как установлено в молдавской советской историографии, связаны с тем, что в данный период завершается определенный этап в перестройке социально-экономических и политических отношениях в связи с консолидацией в княжестве османского господства.

Конечная хронологическая грань исследования определяется временем ослабления турецко-фанариотского гнета, перехода феодализма в поздігою стадию своего развития, зарождения элементов капиталистических отношений и началом складывания культуры, характерной для нового времени.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили труда классиков марксизма-ленинизма, в которых глубоко разработана теория феодальной общественно-эконоглической формации.' В теоретико-методологическом плане диссертант основывался также на разработках современной науки в области истории культуры,' в т.ч. отдельных видов искусства, взаимоотношения различных школ в данной сфере (В.Н.Лазарев, Э.Панофский, Г.Мэтыо и др.).

Методика исследования. Диссертантом применен комплексный метод историко-культурного исследования внешних связей молдавского средневекового изобразительного искусства и архитектуры со странами Восточной и ІОго-Восточной Европы во взаимодействии социально-экономических, политических и культурных факторов. Характер тематики работы потребовал также применения сравнительно-исторического метода исследования.

Специфика средневекового художественного творчества, определяет необходимость использования генеалогического метода исследования, разработанного И.А.Кочетковым для изучения произведений иконописи в перспективе исторической связи. В дополнении к понятию "генеалогическая связь" используемое И.А.Кочетковым, диссертант предлагает уточняющий термин - "генетическая связь". Если генеалогическая связь может включать в себя и художествен-

ные объекты, восходящие к одним и тем ке образцам,, то генетическая предполагает только непосредственную связь.-

Научна? новизна результатов исследования определена ее
комплексным меддасциплинарншл характером. Впервые в качестве на
учной проблемы ставится вопрос об историко-культурных связях
молдавского изобразительного искусства и архитектуры со странами
Восточной и Юго-Восточной-Еаропы, проводится ее обобщающее иссле
дование, как части процесса развития молдавской художественной
культуры периода ХУП-70-х гг. ХУШ вв., а такне в контексте худо
жественно-культурного развития региона Восточной и Юго-Вооточной
Европы. .

В диссертации выявлены многочисленные факты, в том числе впервые вводимые в научный оборот, свидетельствующие о восприятии молдавской стенописью, иконописью, миниатюрой и зодчеством внешних влияний. На основе систематизации данных фактов выявлены некоторые тенденции в восприятии внешних влияний, зависимость этого процесса от внутренних факторов, а также его структура и динамика, определена роль внешних влияний в развитии молдавского изобразительного искусства и архитектуры. В диссертации предлагается также новое решение вопроса о генеалогической связи молдавских рукописей начала ХУЛ в. с их зарубежными прототипами.

Практическая значимость. Накопленные и обобщенные в ходе исследования материалы и выводы были использованы автором при подготовке работ энциклопедического характера ("Энциклопедия молдавского искусства и литературы", на молдавском языке,т.1-2, Кишинев, 1985-1986; "Малая энциклопедия изобразительного искусства", на молдавском языке, сдана в печать), а также обобщающих трудов по исторіи Молдавии ("История ССР Молдова", том П, мате-риалы по истории иокусотва, сданы в печать). Результаты исследования могут быть использованы при разработке в ВУЗах, специальных курсов по истории молдавской средневековой культуры.

Иотдчниковая база. Комплексный характер.исследования определил необходимость обращения к разнообразным источникам - изобразительным и письменным.

Одним из.основных используемых источников является собственно, изобразительный материал. Диссертант использовал репродук-' вий, опубликованные в работах исследователей, альбомах, каталогах выставок. Часть'памятников искусства изучена им непосредст-, венно: фрески Каушанской церкви Успения (с них сделаны прориси),

молдавские иконы, хранящиеся в Государственном художественном музее;ССР Молдова, в церкви ев.Параскевы во Львове, а также иконы других национальных школ (в качестве материала для сопоставления) в различных музейных коллекциях, монастырях и церквах Москвы, Ленинграда, Львова и Софии. В диссертации также широко использованы публикации лицевых подлинников (эрминлй)', как графических (Сийский лицевой иконописный подлинник, тетрадь моделей Раду Зуграва), так и описательных (эршния Дионисия из Фурны).

С целью расширения источниковой базы данного исследования (в первую очередь изобразительные источники), диссертант привлек ряд неизученных (либо недостаточно изученных) ранее источников, хранящихся в архивах и рукописішх отделах библиотек в нашей стране и за рубежом. Так, в рукописном отделе ГЕЛ им.В.И.Ленина (г. Москва) были подробно исследованы миниатюры Елизаветградского евангелия (свыше 350-тп изображений), известного до сих пор лишь по нескольким прорисям, опубликованным Н.В.Покровским и по нескольким снимкам в работе В.Д.Лихачевой. Частично были использованы неопубликованные молдавские художественно оформленные рукописи, хранящиеся в фондах ГЕЯ им.В.И.Ленина: Егоров (ф.98), Григорович (ф.86).Овчинников (ф.20Э), Долгов (ф.92), Севастианов (ф.270), Румянцев (ф.256),Ульянищтай (ф.507), Венелин (ф.49), Барсов и Щукин (ф.17), Маркевич и Лукашевич (ф.152, ф.159) и др. Были изучены также коллекции молдавских рукописей, хранящихся в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (рукописный отдел) в Ленинграде (особенно фонд Погодина), БАН (Ленинградское отделение, фонды:Основное собрание, собрание Яцемирского и др.), Отделе рукописей библиотеки Львовского Госуїшверситета им.И.Франко (Собрание славянских рукописей), Львовской Научной библиотеки им.В.Стефаника (ф.Петрушевича), ЦГА ССР Молдова (ф.Ново-Нямецкого (Кицкаиского) монастыря), Отделе редкой книги БАН ССР Молдова. Интересными не только с точки зре-ния художественного оформления, но и своими маргинальными записями, свидетельствующими о циркуляции кодексов мезду Молдовой, Валахией и Болгарией, являются рукописи, хранящиеся в Народной библиотеке им.Кирилла и Пефодая, отдел рукописей (София).

Среди опубликованных письменных источников были изучены славяно-молдавские и молдавские летописи (Макария, Г.Уреке, М. Костина, И.Некулче, Е.Когэлничану, Псевдо-Амираса, Гикулегатская ' хроника и др.), материалы которых использованы дпл раскрытия социально-политических условий развития культурно-исторических

связей. Что касается самих культурных аспектов жизни молдавского оредаевекового общества, в более полной мере они отражены в путевых заметках иностранных путешественников, миосионеров, посланников и др. Среди них особо выделяются дневниковые записи Павла Алеппокого (середина ХУЛ в.), позволяющие изучить менталитет эпохи и ее культурную жизнь. Интересные сведения содержат дневниковые записи Трифона Коробейникова, Василия Гагары, Эвлии Че-либи,' Бельсиуса, Бандини, Бергрейва, Барси, Кемени, Хаппелиуса и др.

В актовых источниках - частных записях, а также международной корреспонденции,зафиксированы интересующие нас сведения о межконфеооиональной борьбе (реляции католических миосионеров: Якоба де Маркия.Иоаннаде Турекрематты, послание Иоанна де Ризы). Несомненный интерео для нашего исследования представляют документальные источники, отражающие связи Молдовы и России в области художественной культуры, опубликованные в трехтомном издании "Исторические связи народов СССР и Румынии" (М. 1965-1970), а также в,"Посольской книге по связям России о Грецией (православными иерархами и монастырями). 1588-1594" 0.1. 1988). Ряд сведений о церковных контактах Молдовы со Львовской Ставропигией (сопровождавшихся обменом художественными произведениями) содержатся в Хозяйственных запиоях Ставропигиального братства и опубликованы в многотомном издании "Архив Юго-Западной Руси".

В диссертации использованы также художественные произведения: поэтическое оочинение армянского дьяка Мииаоа из Токхаты, поэма Ы.Коотина "Визнь шра" и произведения релипюзной литературы - каноничеокой и неканоничеокой, имевшие хождение в Молдове, еретические сочинения (богомилов) и произведения аптиеретичеоко-го содержания, а также фольклорный материал. Изучены и некоторые ктиторокие и другие надписи в церквях, маргинальные записи на рукописных книгах, содержащие ценные сведения, особенно по датировке произведений иокуоотва.

Ш#ШП шулшгрв ИШМСШаЩ. Диссертация выполнена
И обсуждена на кафедре иотории СССР . Молдавского госунивер-

ситета. Результаты исследования докладывались на трех научных . конференциях профессороко-преподавательокого состава Молдавского :' гооуниверситета (1987, 1988, 1989), на ЇУ научной сеооии по историческим связям армянского и украинокого народов (Ереван, 1987), на Всесоюзной конференции "О.бщее и особенное в развитии феодализ-

ма в Роооии и Молдавии. Проблемы феодальной гооударотвенной собственности и гооударотвенной эксплуатации. Чтения, посвященные памяти академика Л.В.Черепнина (Кишинев, 1989), на Второй национальной молодежной медиевиотической конференции (Болгария, г.Шумен, 1990) и на УІ Международном съезде по изучению Юго-Воаточ-ной Европы (София, 1989). Итоги исследования оовещены и в публикациях автора диссертации.

Структура диссертации. Диссертация ооотоит из введения, четырех глав, заключения и приложений.

Похожие диссертации на Культурно-исторические связи Молдовы со странами Восточной и Юго-Восточной Европы в области архитектуры и изобразительного искусства (XVII-70-е гг. XVIII сс. )