Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская православная церковь и проблемы войны и мира Яшин Виктор Васильевич

Русская православная церковь и проблемы войны и мира
<
Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира Русская православная церковь и проблемы войны и мира
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яшин Виктор Васильевич. Русская православная церковь и проблемы войны и мира : ил РГБ ОД 61:85-9/308

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Участие русской правослашой церкви в борьбе против угрозы ядерной войны важнейший аспект ее социальной деятельности 14-54

Раздел II. Критический анализ мировоззренческих основ миротворческой деятельности русской православной церкви 55 - 91

Раздел III. Единство верующих и неверующих в борьбе за мир 92 - 120

Раздел ІB. Учет в научно-атеистической пропаганде участия русской православной церкви в антивоенном движении 121 - 146

Заключение 147 - 155

Список использованных источников и литературы 156 - 169

Введение к работе

Растущая угроза ядерной войны, нависшая над человечеством, вызвала мощный подъем массового антивоенного движения. Участие религиозных организаций в антивоенном движении имеет большое значение и учитывается коммунистическими и рабочими партиями в политике, направленной на сплочение всех миролюбивых сил»

Сейчас впервые в истории человечества возникла ситуация, когда мир оказался на грани ядерного уничтожения. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркнуто, что "нависшая над миром угроза ядерной нойны побуждает по-новому оценить основной смысл деятельности всего коммунистического движения. Коммунисты всегда были борцами против угнетения и эксплуатации человека человеком, а сегодня они борются еще и за сохранение человеческой цивилизации, за право человека на жизнь" .

Углубление общего кризиса капитализма, кризис буржуазной идеологии обусловливают все более активное обращение буржуазных политиков к религии. Пришедшие к власти милитаристские круги во главе с Рейганом в США пытаютоя использовать религию в своих целях, призывая к "крестовому походу" против стран социализма, объявляя СССР "средоточием зла", главной угрозой миру и безопасности народов. Агрессивные крути империализма стремятся использовать религиозные чувства широких масс верующих в целях подрі-ва единства антивоенных оил, оправдания гонки вооружений и агрессивного политического курса империализма.

Миллионы людей, в том числе и верующих, осознав глубину пропасти, к которой толкают человечество авантюристические кру^-ги империализма, все активнее включаются в антивоенное, антиракетное движение. В авангарде этого движения идут народы Со-

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.,1983, 0.20.

-4 -ветского Союза и социалистических стран*

В антивоенное движение вливаются сейчас новые слои и группы, в том числе представители церкви, бизнесмены, парламентарии, военнослужащие. Опыт разрядки в 70-е годы наглядно показал всем, в том числе и религиозным кругам, что миролюбивые силы планеты в борьбе за мир могут достичь многого.

Постепенное осознание верующими осложняющейся в мире ситуации привело к тому, что большинство религиозных организаций, учитывая чаяния всех миролюбивых людей, в том числе и верующих, их стремление к миру, их горячую заинтересованность в предотвращении ядерной войны, принимают активное участие в борьбе за мир, расширяя ее масштабы и размах. В то же время необходимо отметить, что отнюдь не все религиозные организации и религиозные деятели являются поборниками мира, имеются и такие, которые поддерживают политику империализма. Как отмечается в статье "Международная политика социализма: единство слова и дела", "не составляет секрета, что в связи с активизацией церкви как в ней самой, таки вне ее оживились попытки использовать эту ситуацию в антидемократическом духе. Поэтому коммунисты считают, что принципиальная идейная политика не только возможна в данном случае, но и необходима. Церковь может способствовать стремлению масс к миру и социальной справедливости, не злоупотребляя оказанным ей на этой почве доверием и, в частности, не используя его для политического экспансионизма"1.

Активизация религиозных организаций в антивоенном движении обусловливает необходимость анализа природы этого явления, перспектив его развития и оценки,, поскольку здесь возникает проблема сотрудничества людей различных мировоззрений. Полити-I. Коммунист, 1983, № 8, с. 64.

- 5 -ка нашей партии направлена на объединение всех миролюбивых сил в борьбе против угрозы ядерной войны. КПСС высоко ценит вклад религиозных организаций в дело сохранения мира на земле и считает, что мировоззренческие расхождения не являются преградой для практического участия верующих и церкви в антивоен-

I ном движении*

Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность . В связи с этим представляется важным постоянно анализировать и учитывать изменения в сознании и настроениях верующих, в социально-политической ориентации религиозных организаций. Главная задача при этом не дать возмояности силам реакции внести раскол по религиозному признаку в ряды антивоенного движения.

Активное участие в деле консолидации религиозных сил в антивоенном движении принимают религиозные объединения, действующие в СССР. Среди религиозных организаций нашей страны самой влиятельной и крупной является іуоская православная церковь (НЩ). "... Отсекая православная церковь, - отмечал председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А.Куро-едов, - стала лидером прогрессивного религиозного мира, участвующего в борьбе за разоружение, за установление подлинно справед-

р ливых отношений между государствами" .

НЩ является активным участником антивоенного движения с 1948 года. В последние годы ИЩ выступает инициатором религиозных миротворческих мероприятий международного масштаба. Таких, например, как Всемирная конференция "Религиозные деятели за

  1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.., с. 60.

  2. Журнал Московской патриархии, 1983, № 2, с. 16 (в дальнейшем - ШШ.).

прочный мир, разоружение и справедливое отношение между народами", состоявшаяся в 1977 г» в Москве, и Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы" (Москва, 1982 г.). Ее представители принимают участие в конференциях, конгрессах, в различных религиозных и светских форумах, посвященных проблемам борьбы за предотвращение ядерной войны. Деятели ШЦ активно действуют в этом направлении в экуменическом движении, широко пропагандируя свою позицию в отношении проблемы войны и мира и выступая против попыток использования империалистами религии в целях оправдания политики агреосии. Активно участвуя в международных христианских организациях, таких, как Всемирный Совет церквей, Конференция европейских церквей, Христианская мирная конференция, в которых проблема борьбы за мир занимает все большее место, НЩ вносит свой вклад в дело борьбы за предотвращение ядерной войны, укрепление международной безопасности и мирного сотрудничества.

В своих выступлениях на различных .религиозных международных конференциях представители НЩ поддерживают миролюбивую политику Советского правительства, его внешнеполитические инициативы, направленные на упрочение мира, на обуздание гонки вооружений, осуждают агрессивную политику милитаристских кругов СЩ и НАТО, разоблачают антисоветизм и антикоммунизм, призывают верующих к активным совместным действиям со всеми людьми доброй воли против угрозы ядерной войны.

НЩ прилагает свои усилия к тому, чтобы противостоять попыткам клерикальных кругов расколоть религиозные силы, участвующие в антивоенном движении, посеять вражду и недоверие к религиозным деятелям и организациям, выступающим против милитаристского курса правящих кругов Запада. НЩ своей миротворческой дея-

- 7 -тельностыо способствует активизации движения сторонников мира, вовлечению в их ряды миллионов верующих капиталистических и развивающихся стран.

Анализ причин и оценка миротворческой деятельности НЩ требуют глубокого философского осмысления процессов эволюции и модернизации идеологии церкви и ее позиции по главнейшей проел еме современности - устранению нависшей над миром угрозы ядерной войны. Исследование проблем места и роли НЩ в общественном движении миролюбивых сил весьма актуально. В создавшейся крайне опасной для дела мира обстановке необходимо объединение всех потоков антивоенного движения. Поэтому актуален вопрос дальнейшего укрепления единства действий верующих и неверующих против угрозы ядерной войны. Это тем более важно, что империалистические круги пытаются помешать участию верующих в антивоенном движении. На ХХУІ съезде КПСС отмечалась готовность КПСС сотрудничать со всеми миролюбивыми силами: "...мы будем активно поддерживать все шаги, полезные для дела мира и демократии. В условиях нынешнего осложнения международной обстановки сотрудничество с социал-демократами, с профсоюзами, с религиозными кругами, со всеми демократическими, миролюбивыми силами ш вопрос сах предотвращения войны и укрепления мира представляется нам важным"1.

В то же время участие ШЦ в борьбе за мир отнюдь не снимает задачи усиления научно-атеистической пропаганды, в частности, по вопросам, связанным с проблемой войны и мира. Повышение эффективности научно-атеистического воспитания трудящихся настоятельно требует исследования проблемы участия НЩ в борьбе за мир и религиозного обоснования этой деятельности в целях I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.,1981, с. 19.

- 8 -разработки рекомендаций по организации и содержанию научно-атеиотической пропаганды. Совместные действия верующих и неверующих в борьбе против политики правящих кругов США и других стран НАТО имеют большое политическое значение, но это не означает каких-либо идеологических уступок, какого-либо синтеза марксизма и религий,

НЩ стремится вписаться в общество развитого социализма, пропагандируя свою точку зрения по проблемам культуры, морали, социального и научно-технического прогресса, патриотизма и т.д., пытаясь тем самым усилить свое влияние на советских людей. Этой цели служит и ее позиция в отношении вопросов войны и мира.

Деятели НЩ обосновывают свои миротворческие позиции религиозными мотивами, что накладывает свой отпечаток на их интерпретацию путей исключения войны из жизни общества и установления прочного мира между народами.

Исходя из этого, диссертант сосредоточил внимание на следующих проблемах: сочетание миротворчества НЩ с борьбой против антисоветизма и клерикального антикоммунизма; особенности православного "богословия мира", т.е. богословского обоснования миротворческой деятельности НЩ; причины, обусловившие последовательную миротворческую деятельность НЩ; дальнейшее укрепление единства действий верующих и неверующих в антивоенном движении и учет позиций НЩ по вопросам войны и мира в научно-атеистической пропаганде.

Состояние исследования проблемы. Исследованием христианского учения о войне и мире и миротворческой деятельности религиозных организаций, в особенности НЩ, занимались многие советские ученые, что нашло свое отражение в советской научно-атеистической литературе. К их числу следует отнести таких, как

- 9 -Е.М.Брисов, В.И.Волгин, Н.С.Гордиенко, Н.А.Ковальский, Н.П.Красников, В.Ф.Крестьянинов, Ю.В.Крянев, В.А.Куроедов, П.К.Курочкин, Ю.А.Левада, Э.И.Лисавцев, В.А.Молоков, А.А.Николаев, М.П.НОВИКОВ, А.Ф.Окулов, Ф.Н.Олещук, Д.И.Сидоров, Г.А.Су^-глобов, В.Е.Титов, Н.В.Федорович1.

Диссертант, опираясь на труды указанных ученых, продолжает исследование миротворческой деятельности и ее богословского обоснования христианскими организациями, главным образом НЩ. По нашему мнению,"богословие мира" и миротворческая деятельность НЩ, особенно в последнее десятилетие, пока еще не получили в атеистической литературе достаточно полного освеще-

I. См.: Брисов Е.М. Борьба за мир и религия. - В сб.: О некоторых особенностях современной религиозной идеологии.

- м. ,1964; Гордиенко Н.С. Современное православие. - М.,
1968; его же. Критика новых тенденций современного право
славия. - Л. ,1974; Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Основные
особенности эволюции религии и церкви в условиях социали
стического общества. - В сб.: Вопросы научного атеизма.
Вып. 25. - М., 1980; Готщиенко Н.С. Эволюция русского право
славия: (20-80-е годы XX столетия). - М.,1984: Коваль
ский Н.А. Ватикан и мировая политика. - М.,19ь4: его же.
Религиозные силы и борьба за мир и разоружение (в ежегодни
ке "Религии мира"). - М.,1982; Красников Н.П. Эволюция со
циальной концепции православия. - Вопросы истории, 1970,

№ 9; его же. Социально-этические воззрения русского православия. - В сб.: Вопросы научного атеизма. Вып. 21. - М., 1977: его же. Православная этика: прошлое и настоящее. -М.Д98І; Крестьянинов Б.Ф. 0 христианском пацифизме. - М., 1971; Крянев Ю»В. Христианский экуменизм. - М., 1980; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. - М., 1984; Курочкин П.К. Эволюция современного православия. - М.. 1971; Левада Ю.А. Современное христианство и социальный прогресс. - М.,1962; Лиеавцев Э.И. Эволюция политической ориентации Русской православной церкви: Дис. ...д-ра философ, наук. - М., 1977; Молоков В.А. Философия современного православия. - Минск, 1968; Николаев А.А. Политическая и идеологическая позиция Русской православной церкви в вопросах войны и мира: Дис. ...канд.философ. наук.

- М., 1970; Новиков М.П. Православие и современность. -
М., 1965: Кризис современного православного богословия.

г М., 1979; Тупики православного модернизма. - М.. 1979; Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. - М.,1982; Олещук Ф.Н. Война и мир. - м.,1964; Сидоров Д.И. Война и религия. - М., 1961; Суглобов Г.А. Союз креста и меча. -м., 1969; Титов В.Е. Православие. - М.,19ь7; Федорович Н.В. В.И.Ленин об отношении религии к вопросам войны и мира.

- Л. ,1970; и др.

-ІОННЕ* В своем большинстве опубликованные работы отдельных авторов затрагивают в целом борьбу религиозных организаций за мир, без выделения и определения места и роли в этом движении ИЩ. Исключение составляет кандидатская диссертация А.А.Николаева "Политические и идеологические позиции феской православной церкви в вопросах войны и мира". Данная работа была написана в 1970 году и, естественно, не могла учесть многообразие эволюционных процессов в миротворческой деятельности и идеологии православной церкви, вызванных происходящими изменениями в общественной жизни в наше время. Подход ИЩ к проблемам войны и мира в современный период характеризуется реалистичной оцен-кой причин гонки вооружений, угрозы ядерной войны и всех вытекающих последствий. В отличие от традиционного подхода к проблеме войны и мира, современная позиция церкви не сводится только к молитвенному соучастию и нравственному осуждению, а ориентирована на конкретные действия православных верующих.

По мнению диссертанта, наибольший интерес представляет изучение причин, обусловивших активное участие ИЩ в антивоенном движении в последние два десятилетия. Необходимость исследования данной проблемы связана с решением задачи дальнейшего укрепления единства действий верующих и неверующих в борьбе за мир, а также потребностями совершенствования научно-атеистической пропаганды, критики встречающихся у некоторых авторов ошибочных оценок миротворческой деятельности ИЩ и других религиозных объединений, действующих в СССР.

Цель и задачи исследования. Диссертант ставит своей целью:

проанализировать причины и характер активизации миротворческой деятельности ИЩ;

сформулировать некоторые рекомендации для научно-атеи-

- II -

стической пропаганды по этим вопросам»

В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи:

выяснить место и роль НЩ в современном антивоенном движении;

дать оценку миротворческой деятельности ИЩ;

показать значение борьбы за мир и предотвращение ядерной войны для укрепления единства верующих и неверующих;

критически проанализировать модернизированное богослов-: ское обоснование этой деятельности.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автор:

анализирует деятельность НЩ, направленную на объединение религиозных сил в целях совместных действий в защиту мира;

прослеживает динамику развития миротворческой деятельности НЩ (с 40-х годов по настоящее время), выделяет основные этапы этой деятельности, особо сосредоточив внимание на последнем этапе;

показывает борьбу НЩ на международной арене против клерикального пацифизма, занимающегося лишь проповедями о благости мира, в то же время выступающего против антивоенного движения и фальсифицирующего положение религии и церкви в СССР;

раскрывает некоторые новые моменты в "богословии мира", заключающиеся в отказе от традиционных установок церкви в отношении войны и мира.

С этой целью диссертант изучил материалы крупнейших религиозных миротворческих мероприятий, организованных по инициативе ИЩ, и выступления представителей православного духовенства в международных религиозных организациях и форумах, посвященных актуальным проблемам современности; документы встреч, собеседований, консультаций, высказывания крупнейших религиозных деятелей и богословов по проблемам войны и мира, инициати-

- 12 -вы НЩ, направленные на активизацию деятельности религиозных объединений, действующих в СССР, в борьбе за мир, и их влияние на религиозные крути капиталистических и развивающихся стран.

Практическая значимость диссертации определена конкретными рекомендациями для дальнейшего укрепления единства действий верующих и неверующих в борьбе за мир в сочетании с задачами научно-атеистической пропаганды и в связи с участием ШЦ в борьбе за обуздание гонки вооружений и устранение военной угрозы.

Практический интерес представляет анализ материалов религиозных форумов, модернизированного православного "богословия мира"» Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в курсах по научному атеизму в вузах, а также в лекциях для массовой аудитории.

Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма; решения съездов партии, постановления ЦК КПСС, решения Пленумов ЦК КПСС; документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий; теоретические положения, содержащиеся в трудах руководителей партии и Советского правительства; труды советских исследователей по проблемам войны и мира, атеизма и критики религии.

В качестве источников для критического анализа концепций "богословия мира" ИЩ использованы: "Журнал Московской патриархии", "Богословские труды", выступления видных православных богословов, документы и материалы всемирных конференций религиозных деятелей, состоявшихся в Москве в 1977 и 1982 годах.

Структура диссертации соответствует логике ее содержания,

- ІЗ -обусловлена целями и задачами исследования, необходимостью анализа миротворческой деятельности церкви, с одной стороны, и учета ее в научно-атеистической пропаганде, с другой* Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы по исследуемой проблематике.

Апробация работы» Концепция диссертации обсуждалась на заседании отдела Института научного атеизма АОН при Щ КПСС в июне 1983 г. Диссертация была обсуждена рецензентами и на Ученом совете Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС. Положения и выводы исследования были изложены на межкафедральной научной конференции "Религия и политика в современном мире", состоявшейся в декабре 1982 г. в АОН при ЦК КПСС.

Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации:

Введение.

Участие русской правослашой церкви в борьбе против угрозы ядерной войны важнейший аспект ее социальной деятельности

80-е годы отличаются небывалой широтой антивоенного движения во всех уголках земного шара, и это естественно, так как нарастающая угроза ядерной войны ставит человечество перед реальной перспективой полного уничтожения» С этим фактом вынуждены считаться милитаристские круги США и НАТО, которые в этом международном движении видят одно из препятствий на пути реализации их милитаристских доктрин.

Это массовое антивоенное движение в 80-е годы превратилось в рычаг нажима на НАТО. Против агрессивной политики империализма, направленной на развязывание ядерной войны, выступает широкий фронт различных сил, заинтересованных в предотвращении ядерной войны, в том числе и религиозные организации. В последние годы они заметно активизировали свою миротворческую деятельность, что вызывает озабоченность реакционных правящих кругов капиталистических стран и прежде всего США.

Марксизм-ленинизм требует рассматривать любое общественное явление диалектически и с классовых позиций. Выделять не только субъективный фактор, но видеть и находить объективные причины, обусловившие данное явление. С научных позиций оценивать явления прошлого, настоящего и будущего со всеми вытекающими из них последствиями для общественной жизни. Поэтому для того, чтобы вникнуть в сущность явления, нужно выйти за его пределы. Причины, побудившие религиозные организации социалистических, капиталистических, а также развивающихся стран занимать ся проблемами войны и мира, с одной стороны, общие, а с другой - имеют и свои специфические особенности. Применяя конкретно-исторический подход к оценке социально-политической деятельности религиозных организаций, можно выделить основные объективные факторы, которые привели религиозные силы в антивоенное движение. К этим факторам относятся: обострение международной напряженности и потенциальные возможности ядерного оружия, связанные с перспективой уничтожения цивилизации, место церкви в обществе и характер ее отношений с государством, уровень религиозности населения, социально-политические интересы верующих и священнослужителей и т.д. В мотивации миротворческой деятельности религиозных объединений капиталистических и социалистических стран существует определенное различие. Оно вытекает из объективных причин, условий различных социальных систем, в которых действуют религиозные организации.В капиталистических странах религиозные организации в большинстве своем вплетены в государственную и политическую жизнь, хотя во многих странах церковь отделена от государства. Эти организации являются крупными капиталистическими собственниками и существуют не только за счет добровольных пожертвований прихожан, но и за счет финансовой поддержки монополий и субсидий правительств. Это накладывает определенный отпечаток на их деятельность и позицию в отношении социально-политических проблем современности. Поэтому в несоциалистической части мира религиозные организации являются, несмотря на их миротворческую деятельность, развернувшуюся в последние годы, выразителями и защитниками интересов господствующих классов. "...Современная церковь в капиталистических странах вовлекается в политику, так сказать, с двух противоположных в социальном и политическом смысле позиций, - отмечает советский ученый Э.И.Лисавцев. - Отсюда и противоречивость ее политической линии: наряду с принципиальной ориентацией на сохранение капиталистического строя допускается ограниченная критика капитализма, поддерживается борьба масс за нормализацию отноше т ний со странами социализма, прежде всего с СССР При оценке деятельности религиозных организаций необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего господствующие классы в капиталистических странах далеко не однородны. С одной стороны, группы, связанные с военно-промышленным комплексом, являются открытыми сторонниками и инициаторами эскалации тонки ядерных вооружений. С другой стороны, в капиталистическом мире имеются довольно влиятельные религиозные организации, связанные с капиталистами, занятыми производством мирной продукции, т.е. товаров, не предназначенных для военных целей. Первая группа заинтересована в нагнетании международной напряженности по следующим основным причинам: - во-первых, дорогостоящая гонка ядерных вооружений, разжигание военных конфликтов приносят ей баснословные прибыли; - во-вторых, разрешение политических конфликтов между империализмом и социализмом круги, связанные с военно-промышленным комплексом, видят в военном превосходстве и даже в развязывании ядерной войны; - в-третьих, противоборство двух социальных систем, безуспешные попытки империализма затормозить экономическое развитие социалистических стран побуждают наиболее агрессивные кру - в-четвертых, империалисты за счет гонки вооружений и приготовлений к ядерной войне стремятся найти выход из обостряющегося всеобщего кризиса капитализма за счет грабежа других, более слабых стран; - в-пятых, заправилы империализма используют гонку воору жений с целью снизить уровень благосостояния народов социали стических стран и тем самым ослабить притягательную силу идей социализма. Политики, представляющие военно-промышленный комплекс, стремятся идеологически обосновать военные приготовления стран НАТО. Этим агрессивным кругам противостоят силы, выступающие в защиту мира и приобретающие все больший вес в политической жизни. До недавнего времени политику агрессивных империалистических кругов поддерживали и церкви различных вероисповеданий. Этот факт признают даже религиозные деятели. Так, в заключительном докладе группы "Религиозные круги" прошедшей в Праге (1983 г.) Всемирной Ассамблеи "За мир и жизнь, против ядерной войны" сказано: "В ходе нашего диалога мы признали тот факт, что религии не всегда содействовали делу мира. Религиозные сообщества иногда проповедовали ненависть, разжигали "священные вой-1 ны", благославляли население, содействовали угнетению и расколу. Однако сейчас мы оказались в совершенно новой ситуации. Реальный характер нынешней опасности заставляет всех нас пересмотреть и переосмыслить наши религиозные доктрины и практику с тем, чтобы выявить не то, что нас разделяет, а то, что у нас есть общего, осознать то, что мы должны совершить совместно, чтобы спасти священный дар жизни от уничтожения рукой челове

Критический анализ мировоззренческих основ миротворческой деятельности русской православной церкви

Кризис русского православия, как и других религиозных направлений, обусловливает необходимость обновления, модернизации его идеологии. Поэтому отнюдь не случайно Русская православная церковь уделяет исключительное внимание проблемам модернизации своего вероучения, приведения в соответствие духу времени богословия и богослужебной практики. Особенно это наглядно проявляется в социально-политической сфере, главной проблемой которой в силу объективных обстоятельств стали проблемы войны и мира» Реальная угроза ядерной войны, коренные социальные изменения, научно-техническая революция,» острота нерешенных глобальных проблем современности, таких как экологическая, демографическая и др., определили необходимость модернизации идеологии и практической деятельности православной церкви. Наиболее активно этот процесс развивался в 60-е годы, одним из результатов которого и явилось "богословие мира". В последние 10-15 лет, когда эволюцию русского православия характеризует сочетание умеренного традиционизма с модернизмом, а миротворческая деятельность церкви приняла особенно активный характер, "богословие мира" обогатилось рядом новых религиозных идей и аргументов. Богословы стремятся увязать ооновные догматические установки с проблемами современности, интерпретируя их согласно требованиям яизни. іусское православие, ссылаясь на полезные акции церкви на ниве миротворчества, борьбы против колониализма, неоколониализма, апартеида и геноцида, пытается усилить влияние религиозной идеологии на массы. - -Эти некоторые изменения в идеологии православия требуют критического философского анализа» Рассматривая общество через призму христианского вероучения, богословы смотрят на общество не как на живой социальный организм, основой которого являетоя материальная жизнь. Для них общество есть совокупность индивидов, жизнедеятельность которых в главном зависит от духовной жизни.

Общество зиждется на межчеловеческих отношениях (в основном на нравственных), и поэтому, как считают богословы, определяющим, регулирующим жизнь людей средством является мораль, норш которой находятся в неизменном виде. Через нравственное совершенствование человека, основывающееся на религиозной вере, согласно православию, можно искоренить зло и решить все проблемы взаимоотношений людей в семье, коллективе, обществе в целом (в том числе и международные отношения) и исключить войны из жизни людей. Подтверждением могут служить слова патриарха Пимена, сказанные в интервью для Агентства печати Новости : "Мы, верующие люди, считаем, что проблема разоружения является в большой степени проблемой моральной, ибо разоружение должно начинаться с самого человека и охватывать прежде всего его душу и сердце"1. Таким образом, все проблемы сводятся к нравственности индивида. Православные богословы считают, что "христианство, как и другие религии, утверждает первичность духовного начала, - и не только в бытийном плане, но и ..во всех проявлениях жизни" . Идеалистический взгляд на общество и на причины острых социально-политических проблем современности (в том числе и проблемы войны и мира) лишен материалистического, конкретно-исторического, классового подхода. Таким образом, и "богословие мира" является выражением религиозно-идеалистичеокого подхода к одной из важнейших проблем современности. Оно предлагает, как было уже отмечено выше, ее решение на путях нравственного совершенствования людей, в котором первостепенная роль отводится религии. Традиционное богословие не способно адекватно обосновать современную миротворческую деятельность іусской православной церкви Оно отвергало тезис об объективном ходе истории и выдвигало идею "божественной предопределенности" жизни людей на земле. Это, в частности, находило свое отражение в богословском объяснении проблемы войны и мира Традиционное православие считает войны неизбежными явлениями в жизни общества Неизбежность эта вытекала из первородного греха человека. Возникновение войн и установление мира зависело от бога. Традиционно богословы рассматривали мир и войну через абстрактные категории: добро и зло, грех и добродетель. Под добром понималось то, что угодно богу, под злом - то, что противоречит божественным заповедям. Традиционное православие нацеливало верующего на самоизолирование от общества, уход в себя, на самосовершенствование и подготовку к жизни "небесной". Оно призывало заботиться о душе и презирать все земное. Верующий, находясь временно на земле, не должен был терять надежды попасть в "царство божие", и поэтому ценности земные для него не должны быть главными, а в связи с этим жизнь, оборванная в результате войны, не мешала его душе вознестись на небеса. Подобные идеи, конечно, не способствовали борьбе верующих за мир, а, наоборот, снижали активность верующих в решении социально-политических проблем. Смотря на общественные явления с позиций христианской морали, православные идеологи не могли дать верующим убедительные ответы о причинах возникновения войн и нагнетания международной обстановки. Богословы православия традиционно рассматривали войну как "наказание божье" за грехи и мир - как благо, данное богом людям за искупление грехов. Отталкиваясь от абстрактной категории "греха", традиционное православие стремилось доказать, что грех якобы причина всех зол на земле. Все несчастья и беды человеческие, утверждает богословие, в конечном счете идут от греха, из-за него возникло несоответствие между божьей волей и волей лкщей.

Сам же грех появился в результате невыполнения божественных заповедей. Поэтому за жертвы и страдания человеческие в войнах виновны сами грешные люди. А из этого следует, согласно православной идеологии, единственно верный путь от всех бед - путь нравственного совершенствования и очищения от грехов через выполнение христианских установок. "Видя первопричину всякого зла в нравственности, традиционное христианство признает одну лишь "революцию духа", - отмечает исследователь православия Ю.П.Зуев, - совершающуюся как акт покаяния, сокрушения "гордыни" каждого отдельного человека. Преобразование мира на принципах добра, по мнению христианских богословов, должно начинаться именно с таких "револю т ций" . Сам грех неизбежен. Глава іусской православной церкви патриарх Пимен утверждает, что "нет человека без греха. Как ни блюлись - недобрые мысли, чувства, расположения, дела и слова появляются и появляются. От этого ход преобразования души замедляется, и сам ум, или дух, слабеет в обновлении. Поэтому надо непрестанно обновлять себя покаянием. Покаянность есть неотъем-нового лемая принадлежносты духа христианской жизни, выражающаяся р в постоянном содержании сердца сокрушенным и смиренным" Если -исходить из этого наставления, то становится непонятным, как можно активно бороться за мир

Единство верующих и неверующих в борьбе за мир

Научное обоснование единства сотрудничества коммунистов и верующих в решении важнейших социально-политических и экономических проблем впервые нашло отражение у К.Маркса и Ф.Энгельса Дальнейшее теоретическое развитие идеи сотрудничества верующих и неверующих и последующее практическое применение в общественной жизни связано с именем В.И.Ленина. Изучая с материалистических позиций историю развития общества, классики марксизма-ленинизма вскрыли социальные корни религии, показали пути ее преодоления и освобождения трудящихся масс от "иллюзорного счастья" Вместе с тем Маркс, Энгельс, Ленин подчеркивали, что преодоление религиозных пережитков - задача второстепенная и не может быть главной в силу общих жизненных интересов, как атеистов, так и верующих людей, она должна быть подчинена главной задаче - построению нового общества. Деление же людей на верующих и неверующих с целью конфронтации приносит вред рабочему движению и служит лишь силам реакции. Решение важнейших социально-политических задач в интересах трудящихся требует сотрудничества верующих и неверующих.

В.ИДенин неоднократно указывал на то, что коммунисты, сотрудничая с верующими, не преследуют какие-то тактические цели для того, чтобы "...не обидеть, не оттолкнуть, не испугать..."1. Сотрудничество эз?о осуществляется исходя из общих интересов как верующих, так и неверующих. В связи с этим В.И.Ленин отмечал, что нельзя "...выдвигать религиозный вопрос на первое место, . отнюдь ему не принадлежащее...". Для достижения и решения на сущных проблем необходимо соединение воедино усилий всех трудящихся, и поэтому марксисты не должны ".допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней.

В дальнейшем эти принципиальные теоретические положения нашли свое подтверждение в жизни. Коммунисты, следуя заветам вождей пролетариата, всегда привлекали для решения важнейших общественных проблем верующих трудящихся как союзников. И в этом видели свою благородную цель, т.к. приобщение верующих к решению актуальных социально-политических проблем современности способствует их постепенному высвобождению из-под влияния религии.

Вся история нашего социалистического государства является ярким подтверждением верности идеи классиков марксизма-ленинизма о необходимости политического единства верующих и неверующих. Верующие и неверующие нашей страны совместно участвовали в свержении самодержавия и временного правительства, защищали завоевания молодой Республики Советов в годы гражданской войны, строили основы социалистического общества, плечом к плечу боролись против фашистской Германии, сообща восстанавливали разрушенное народное хозяйство. А в настоящее время вместе строят материально-техни-чеокую базу коммунизма и активно борются за мир и безопасность народов.

Марксистско-ленинская идея сотрудничества коммунистов с христианами и верующими других религий по важнейшим проблемам нашли отражение и развитие в документах международных совещаний представителей коммунистических и рабочих партий.

В документах Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957 г. было подчеркнуто, что сохранение мира и безо-I. Ленин В.И. Социализм и религия. - Полн.собр.сочь,т.12, с.146. - -пасности народов требует объединения всех миролюбивых сил, в том числе и верующих В заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве в I960 г,, подчеркнуто: "Никакие различия по политическим, тэелигиозным и иным вопросам не должны препятствовать сплочению всех сил рабочего класса против военной опасности"1.

На международном Совещании коммунистических и рабочих партий в 1969 г. идеи сотрудничества коммунистов с верующими получили дальнейшее развитие. В итогом документе этого Совещания подчеркнуто: "В результате серьезного обострения социальных противоречий во многих капиталистических странах открылись возможности для союза на антимонополистической и антиимпериалистической основе революционного рабочего движения с широкими массами верующих» Приобрел большую актуальность диалог между ними по таким проблемам, как война и мир, капитализм и социализм, неоколониализм и развивающиеся страны; совместные действия против империализма, за демократию и социализм являются весьма актуальными. Коммунисты убеждены, что именно на этом пути - пути широких контактов и совместных выступлений -масса верующих становится активной силой антиимпериалистической борьбы и глубоких социальных преобразований"2.

Высокую оценку на Совещании коммунистических и рабочих партий в Берлине в 1976 г. получило активное участие демократически настроенных масс, католиков и приверженцев других церквей в борьбе за мир. Парижское совещание 1980 г., отметив положительный вклад в дело мира религиозных организаций, призвало всехдействиям в деле сохранения мира."Мы, коммунисты всех стран Европы, готовы, когда речь о

Учет в научно-атеистической пропаганде участия русской православной церкви в антивоенном движении

Активное участие Русской православной церкви в борьбе за мир, за предотвращение ядерной войны способствовало повышению авторитета православия как на международной арене, так и среди верующих внутри страны. В связи с этим обстоятельством значительно осложняются задачи, выдвигаются новые требования к научно-атеистической пропаганде, ее содержанию.

Одной из важнейших задач научно-атеистической пропаганды является ломка сложившихся стереотипов о месте и роли Русской православной церкви в обществе.

В свое время принятие декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви лишило Русскую православную церковь места в государственной системе. Церковь в новом, социалистическом обществе занимается лишь удовлетворением религиозных потребностей верующих граждан страны. Революционные социально-политические преобразования, нашедшие поддержку среди трудящихся, и антинародная деятельность высшего православного духовенства в первые годы Советской власти, а также активная антирелигиозная пропаганда партии и комсомола привели к массовому отходу верующих от религии и церкви. Успехи секуляризации породили мнение о церкви как о вымирающем институте, роль которого в обществе незначительна и судьба его предрешена, т.к. религия вступила в полосу углубляющегося кризиса. Эта точка зрения нуждается в корректировке. В наши дни не происходит массового отхода от религии. Число верующих в правоолавной церкви в какой-то степени даже стабилизировалосБЛо данным, опубликованным в нашей печати, -"число активно верующих в СССР составляет 9-Ю процентов- взрослого населения" . Верующих в нашей стране немало, и на это было обращено особое внимание на июньском (1983 г.) Пленуме Щ КПСС. Отделение церкви от государства и школы от церкви не означает, однако, что церковь как социальный институт не имеет своего места и не играет никакой роли в социалистическом обществе. Отождествление государственной и общественной жизни может привести только к ошибочным выводам, т.к. общественная жизнь намного многообразнее государственной. Несмотря на то, что церковь отделена от государства, она,действуя в соответствии с законодательством о религиозных культах в условиях развитого социалистического общества, стремитоя укрепить свои позиции и расширить сферу своего влияния на советских людей. Православие не стоит на месте, а постоянно ищет пути для приспособления к обществу развитого социализма. Поэтому при анализе деятельности іусской православной церкви необходимо обращаться к реальностям жизни. Актуально положение, высказанное на июньском (1983 г») Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андроповым, обращенное к работникам идеологической сферы, в том числе, разумеется, пропагандистам научного атеизма. "...Мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором жи-вем и трудимся..." . Данное положение относится и к церкви. В научно-атеистической пропаганде еще встречается критика іусокой православной церкви, ее деятельности, отдельных аспектов, положений, от которых она уже отказалась. Представляется необходимым проанализировать деятельность церкви всесторонне. С одной стороны, она зани религиозных потребностей и распространением и закреплением в сознании советских людей религиозных идей. С другой стороны, І сская православная церковь выполняет овет-ские функции, к которым относится и определенная социально-политическая функция, выражающаяся прежде всего в миротворчестве.

Исходя из требований современности, социально-политическая деятельность русской православной церкви на международной арене нуждается в анализе, изучении ее акций и начинаний в антивоенном и экуменическом движениях. В настоящее время требуется более глубокий философский анализ процессов эволюции в православной идеологии и практике, связанных с решением актуальных социально-политических проблем современности, в первую очередь проблемы войны и мира. В научно-атеистической пропаганде важно прежде всего учитывать, что іусская православная церковь являетоя самой крупной в стране религиозной организацией, под влиянием которой находятся миллионы верующих советских граждан іусская православная церковь играет ведущую роль среди других религиозных организаций страны, а для многих из них социально-политическая деятельность русского православия является своеобразным примером и ориентиром. И это не случайно, т.к. социально-политическая деятельность Русской православной церкви связана с ее лояльным отношением к Советскому государству. В наши дни, видимо, надо говорить не только о лояльной позиции церкви, но и патриотизме, т.к. русское православие поддерживает внешнюю и.внутреннюю политику Советского правительства. К тому же церковь признает социализм гуманным строем, призывает верующих хорошо трудиться на благо Отчизны. На международной арене іусская православная церковь осуждает империализм, расизм, милитаризм и ведет борьбу за мир и справедливые отношения между народами. Необходимо отметить, что богословы и руководители Московской патриархии, исходя из требований времени, придают большое значение определению места феской православной церкви в социалистическом обществе. Поэтому целесообразно в научно-атеистической пропаганде показать качественные изменения в социально-политической жизни, обусловившие модернизацию как идеологии, так и практической деятельности церкви»

В связи с ростом после второй мировой войны антивоенного движения, приобретающего вое более широкий размах, І сская православная церковь, учитывая чаяния и интересы верующих, которые, как и неверующие, отстаивают дело мира, вступила на путь активных действий на ниве миротворчества. К примеру, полезная международная деятельность іусской православной церкви по проблемам войны и мира, социального прогресса, пропаганда общечеловеческих интересов в рамках крупнейших христианских объединений - Всемирного Совета церквей, Христианской мирной конференции, Конференции европейских церквей - способствовала переходу этих организаций в решении актуальных проблем современности на более реалистические позиции. Русская православная церковь вместе с другими религиозными объединениями, действующими в нашей стране, а также с церквами социалистических стран оказала и оказывает большое влияние на эти крупнейшие международные христианские объединения. В настоящее время эти религиозные организации активно участвуют в антивоенном, антиядерном движении, осуждают милитаристскую политику СМ и стран НАТО, призывают верующих к активным действиям в защиту мира и справедливости на планете.

Поддержка внутренней и внешней политики Советского государства, идеологическое противоборство с клерикальным антисоветизмом и антикоммунизмом, разоолачение деятелями їусекого православия

Похожие диссертации на Русская православная церковь и проблемы войны и мира